В житии Углицкого 1610 г. 99 встречаем заметку: «воспитан же быв в добром наказании и Божественным книгам научен». О Макарии Желтоводском житие утверждает: «егда же устрабившу отроку и родителя его вдаста на учение грамоте, Богу же помогающу ему, и бысть стройно учение книжное отрока и не токмо книжному учению прилежа отрок, наипаче заповеди Божия» 100 . Никодим Кожеезерский, по житию, научился грамоте, уже поступив в монастырь: «та же архимандрит Пафнутий научи его и божественному писанию» 101 . Княгиня Анна Кашинская, по житию, «научена» была «божественному писанию» 102 . Интересное показание дает житие Мартирия Зеленецкаго 103 . «Достигшу ему, читаем здесь, осмого лета возраста своего, вдата родители его в научение грамоте. Сему же книжное учение бе неспешно. Егда же изучися псалмом, тогда родителие его от жития сего преставистася к Богу» 104 . Здесь снова выступает пред нами Псалтирь, как начальная учебная книга русской школы. В житии Елеазара Анзерского снова стереотипная заметка: «вдан бысть в научение божественных писм и добре навыче благодатию Божией» 105 . То же читаем в житии Феодора Ростовского около половины XVIIb. 106 «вдан бысть родителями в научение грамоте…. оному же вскоре извыкшу» 107 . Последнее из ряда житий, сообщающих о русской школе, – житие Дионисия архимандрита Троицкого писано со слов иноков, обучавших его грамоте – «от них же и грамоте научен 6ысть» 108 . Сам автор жития Симон Азарин показывает, что имеет представление о том, каков должен быть наиболее совершенный способ образования, когда просит: «простоте писанных словес не дивися, яко во училищах философских не бех, ниже грамматическия хитрости навыкох» 109 и однако об образовании Дионисия Симон говорит только, что он, «грамоте изучился» 110 . Второй важнейший вопрос, который должен поставить изучающий историю русской школы и просвещения после вопроса об ее типе, это – вопрос о распространенности школ в разных концах Руси. Житийная литература не может здесь дать полного и с точным разграничением по периодам перечня местечек, где имелись школы, но она может все-таки указать целый ряд городов и селений, где в разные периоды русской истории находились школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Шанхай. Собор иконы Божией Матери " Споручница грешных " . /// Объект не принадлежит Православной Церкви Собор. Действует.   Престолы: " Споручница грешных " иконы Божией Матери Год постройки:1935. Архитектор:Я.Л. Лихонос Адрес: Китай, г. Шанхай, перекресток улиц Синьлэ-лу и Сянъянбэй-лу Координаты: 31.219431, 121.450945 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Бывший Кафедральный собор иконы Божией Матери «Споручница Грешных», г. Шанхай. Расположен на улице Синьлэ, район Сюйхуй (раньше Rue Paul Henry, французская концессия). Сама идея строить кафедральный собор здесь появилась раньше 1929 года. К концу 1934 г., во время прибытия из Сербии только что рукоположенного епископа Иоанна (Максимовича) Шанхайского, он же наблюдал и за окончанием стройки, кафедральний собор был посвящен иконе Божией Матери «Споручница грешных». В церкви до недавнего времени был размещен ресторан " The Dome " (Купол). Но в октябре 2005 г. было установлено, что там его уже нет.   http://www.orthodox.cn Кафедральный собор во имя иконы Божией Матери «Споручница грешных» в Шанхае, построенный по проекту архитектора Я.Л. Лихоноса, является самым величественным сооружением из всех русских православных церквей в Китае, его вместимость составляет две с половиной тысячи человек. Поверхности стен с немногочисленными деталями придают храму суровый облик. Информационно-аналитический портал «Православие на Дальнем Востоке» Храм в честь иконы Божией Матери " Споручница грешных " был кафедральным собором Шанхайской епархии. Возведён по проекту архитектора Я.Л. Лихоноса в 1935 г. Является самым крупным православным храмом страны, его стены вмещали более 2500 человек, на хорах могли разместиться около 300 певчих. Высота собора составляет 35 метров, украшен пятью куполами и стенами кремлевского стиля. Архиепископ Шанхайский Симон (Виноградов) в 1928 году впервые обратился к русским православным верующим с призывом собрать деньги для постройки большого православного храма в Шанхае. Несмотря на широкий энтузиазм прихожан, денег удалось собрать крайне мало: благосостояние русских эмигрантов оставляло желать лучшего. Тем не менее, сооружение Собора было постоянной мечтой владыки Симона. Вторично с призывом о сборе средств на православный храм он обратился в 1930 г. уже глубоко больным человеком. На этот раз был объявлен церковный заем – за каждые 10 долларов взноса было обещано 100 долларов возврата с годовым процентом 6%. Общая сумма займа составила 30.000 долларов. В феврале 1933 г. архиепископ Симон скончался. Претворением его мечты в жизнь занялся епископ Виктор (Святин). Благодаря его энергии и воле, сооружение храма было начато, несмотря на весьма скудные средства.

http://sobory.ru/article/?object=17980

Из сего летописного сказания открывается, что святитель Лука стяжал смирением высокая, ибо, будучи прежде всего смиренным, кротким, молчаливым, он достиг совершенства и в прочих добродетелях: милосердии, чистоте сердца, мудрости в пасении своей паствы, учительности. Так, братие, смирение есть основание добродетелей, смирение есть первая ступень лестницы, приводящей к Богу, ибо кто не сознает своего ничтожества перед Богом, своей немощи, своей греховности и не смирится в душе своей, тот как возжелает духовного совершенства? Еще и в ветхом завете премудрый царь Соломон сказал: Бог гордым противится, смиренным же дает благодать ( Притч. 3. 34 ). В новом завете Господь Иисус Христос предложил девять заповедей блаженств для указания пути к совершенству и царствию небесному, и первой заповедью блаженства он поставляет нищету духовную, т.е. смирение. Блажени, говорит он, нищии духом, яко тех есть царство небесное ( Матф. 5 ) и еще так говорил Господь о необходимости смирения: всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесети ( Лук. 18, 14 ). Смирение, по сему, является дверью к прочим добродетелям. Преподобный Ефрем Сирин называет смирение небесной дверью и оружием Господа Иисуса Христа. Вспомним, братие, еще слова самого Господа: научитеся от Мене, яко кроток есть и мирен сердцем, и обрящете покой душам вашим ( Матф. 11, 29 ). 2-я гробница, в которой погребен епископ Владимирский Симон 100 Следующая далее к западу гробница под сводом комары обозначается в глубине комары надписью: «Мощи Преосвященнаго Епископа Симона Владимирскаго, преставися в лето 6735 месяца маия 22 дня». Некоторые думают, что надпись эта в настоящее время не говорит истины, – что мощи Святителя Симона, вскоре по его преставлении, были перенесены в Киев, где ныне почивают в нетлении открыто. Но летописи, точно засвидетельствовав о погребении Святителя Симона во Владимире, ничего не говорят о перенесении мощей его в Киев; в указе царя Иоанна Грозного о поминовении почивающих во Владимирском соборе упоминается епископ Симон; в рукописных святцах конца 16 и начала 17 века он означен в числе святых града Владимира, без всякого упоминания, что мощи его почивают в Киеве 101 ; в Сборнике Троице-Сергиевой лавры 17 века Святитель Симон означен почивающим на южной стороне Владимирского собора; наконец, во время реставрации (1882–84 г.) через поврежденное место в крышке гробницы видны были останки Святителя 102 .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

в издании М. В. Толстого стр. 12 и 225). 2) Память св. Симона, почивающего в Киевских пещерах, чтится в Киеве и чтилась в Суздале 10-го мая, тогда как Святитель Симон Владимирский, по согласному свидетельству летописей, а также – надписи над его гробницей во Владимирском соборе, преставился 22-го мая. Царь Иоанн Грозный в известном нам указе повелел петь панихиды при его гробе 28-го мая; но здесь число 28, вместо 22, могло явиться по легко объяснимой ошибке. 104 По Лаврентьевской летописи, епископ Иоанн оставил епископию и постригся (в схиму?) в монастыре Боголюбове в 1214 г., по Воскресенской – он удалился в Суздаль, в монастырь св. Космы и Дамиана, в 1213 году. По «Историч. собр. о богоспас. граде Суждале» ключаря Анании Федорова, еп. Иоанн удалился в Суздальский монастырь св. Космы и Дамиана, там преставился и погребен в 1213 году. При сообщении об этом ключарь Анания замечает: «а в котором месте был помяненный святых Бессребренник монастырь, ныне уже и известия не имеется, и где гроб онаго святителя Иоанна, весьма место незнаемо» 106 По Лаврентьевской летописи, Святитель Симон хиротонисан в 1214 г., а по Воскресенской – в 1213. 107 В Степенной книге сказано, что великий князь Константин Всеволодович встретил святыню «со епископы» (стр. 326). См. Влад. Еп. Вед. За 1867 г. стр. 120 108 См. Влад. Епарх. Ведом. За 1867 г., стр. 123 и 124. Здесь же указывается, что в Нижегородских Епархиальных Ведомостях за 1864 год, подробно и обстоятельно излагается мнение о создании Нижнего Новгорода по идее Святителя Симона. 109 Это был тот самый епископ Ростовский Кирилл, который принес с поля брани в Ростов честные мощи св. великого князя Георгия и который затем, при великом князе Ярославе Всеволодовиче встречал сии св. мощи во Владимире. Он был более 30 лет Святителем Ростовским, но управлял с 1238 года паствой и Владимирской, т.к. тогда во Владимире не было епископа. Таким образом, и по епископству он может считаться преемником Святителя Митрофана. Он погребен в Ростовском соборе, и память его местно чтится в Ростове (См. «Жизнеописания угодников Божиих, живших в пределах нынешней Ярославской епархии». Сост. гр. М. В. Толстой . Ярославль 1887, стр. 39). Блаж. Кирилл был первым архимандритом Рождественского монастыря; до него там были игумены. 110 В том же мае 10-го числа было солнечное затмение, а 14–16 солнце необыкновенным образом было помраченным 3 дня; в Киеве в это время, кроме того, на небе были видимы цветные столбы и какой-то огонь пронесся через весь город, не причинив, впрочем, вреда. В августе 1236 года солнце также было помраченным (было как луна) 4 дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Как и в других странах русского рассеяния, церковь была тем центром, который собирал вокруг себя всех русских, и священник становился, как бы мы сейчас сказали, «неформальным лидером». Власти менялись, а церковь – своя, знакомая и родная, оставалась неизменной. Так случилось и в Китае. Именно при отце Викторе часовня на братской могиле русских воинов преобразовалась в большой Храм Покрова Пресвятой Богородицы. При нем открылась русская школа, русская больница, было благоустроено русское кладбище. К нему шли не только православные, ной относящиеся к другим конфессиям, для него не было «ни эллина, ни иудея» и для каждого он находил слова утешения. В Тяньцзине он пользовался необычайной любовью и уважением не только своих прихожан, но и представителей других вероисповеданий многоликого Тяньцзина. Он занимал здесь квартиру из трех комнат в полуподвальном помещении, которую русские прозвали «отель Виктор»: в двух комнатах постоянно жили офицеры – всем он предоставлял бесплатно кров и хлеб (готовил на всех его повар, русский солдат Миша). Некоторые жили здесь подолгу, другие – до устройства на работу. Но такой образ жизни был не по средствам – у него появились долги. В результате епископ Иннокентий перестал выплачивать ему жалованье (оно шло на уплату долгов) и выдавал только деньги на пропитание. В 1929 г. его возводят в сан архимандрита. В 1931 г. умирает епископ Иннокентий, ставший к этому времени уже митрополитом, и начальником Миссии становится архиепископ Симон (Виноградов), который командирует архимандрита Виктора в Югославию, где 21 октября 1932 г. была совершена хиротония его во епископа шанхайского. В Югославию архимандрит Виктор был откомандирован потому, что Российская Духовная Миссия в Китае в это время подчинялась Святейшему Синоду Российской Православной церкви за границей. Однако ранней весной 1933 г. умирает и архиепископ Симон и начальником Миссии, двадцатым по счету, становится епископ Виктор, пробывший на этом посту 23 года вплоть до закрытия Миссии в 1956 г.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Виноградов Николай Иванович (протодиакон Николай) Виноградов Павел Павлович (архимандрит Софроний) Виноградов Сергий (архиепископ Симон) Виссарион, иеромонах (фамилия не установлена) Владимир, иеромонах (фамилия не установлена) Владимирова Клавдия Даниловна (р. Б. Клавдия) Власов Адриан Димитриевич (диакон Адриан) Воблый Борис Иванович (р. Б. Борис) Воецкий Георгий Петрович (иерей Георгий) Воздвиженский Михаил Васильевич (протоиерей Михаил) Вознесенский Георгий Николаевич (митрополит Филарет) Вознесенский Николай Феодорович (архиепископ Димитрий) Воинов Василий Григорьевич (р. Б. Василий) Волков Иоанн Николаевич (иерей Иоанн) Волков-Иванов Архипп Иванович (иерей Архипп) Воробьев Георгий Димитриевич (архимандрит Иосиф) Воробьев Павел Афанасьевич (р. Б. Павел) Воронцов Михаил (протоиерей Михаил) Воротников Иоанн Максимович (р. Б. Иоанн) Воскресенский Константин Александрович (протоиерей Константин) Второв Митрофан В. (р. Б. Митрофан) Выговский Владимир Витольдович (р. Б. Вячеслав) Вэнь Ия (святая мученица Ия) Вэнь Чзичжэн Илия (протопресвитер Илия) Г Гавриил, архиепископ (Огородников Димитрий Иванович) Гавриил, иеромонах (фамилия не установлена) Гавриил, монах (Субботин) Галушко Антоний Иоаннович (протоиерей Антоний) Галушко Геннадий Антонович (протоиерей Геннадий) Ган Ростислав Адольфович (протоиерей Ростислав) Гапанович Константин Павлович (протоиерей Константин) Гаршин Виталий Петрович (архимандрит Вениамин) Георгиевский Георгий (протоиерей Георгий) Георгий, архимандрит (Шатилов) Георгий, иеромонах (фамилия не установлена) Георгий, иеромонах (фамилия не установлена) Герасим, иеромонах (фамилия не установлена) Герасимов Василий Александрович (протоиерей Василий) Герасимов Леонид Львович (р. Б. Леонид) Герасимов Маврикий Львович (митрополит Мефодий) Герман, игумен (фамилия не установлена) Герман, иеромонах (фамилия не установлена) Германов Симеон Васильевич (протоиерей Симеон) Гермоген, монах (фамилия не установлена) Гиббс Чарльз Сидней (архимандрит Николай) Гиц Георгий Иванович (диакон Георгий)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1931 г. скончался митр. Иннокентий (Фигуровский), сыгравший выдающуюся роль как в христианском просвещении Китая, так и в сохранении русского населения, организации жизни диаспоры. Владыка был чудесным образом извещен о дне своей кончины и успел подготовить преемство в епархии. Вслед за ним в течение полутора лет Пекинскую епархию возглавлял архиеп. Симон (Виноградов), смиренный старец, аскет, строгий к себе, добросердечный к ближним, известный своей прозорливостью. 24 февраля 1933 г. он тихо скончался и впоследствии был прославлен нетлением мощей. Во время правления архиеп. Симона была предпринята попытка раскола со стороны китайского духовенства, возглавляемого старейшим священником-китайцем прот. Сергием Чан. По его просьбе Нанкинское правительство утвердило его на посту начальника миссии, но реально управлял 19-й миссией архиеп. Симон. Последним начальником миссии (20-й) стал еп. Виктор (Святин; в миру — Леонид Викторович, сын диакона из Оренбургской губернии). Проучившись два года в Казанской духовной академии, он отправился в действующую армию на Кавказский фронт. После революции и окончательного развала фронта он нашел приют в Пекине у духовного наставника — будущего начальника 19-й миссии архим. Симона и через некоторое время принял монашеский постриг с именем Виктор. Здесь вскоре он был рукоположен во пресвитера и в 1921 г. командирован во Владивосток, в Восточный институт — для изучения китайского языка. В 1922 г. с волной беженцев иером. Виктор вернулся в Пекин. В 1929 г. о. Виктор был возведен в сан архимандрита, а в 1932 г. рукоположен во еп. Шанхайского. Возглавив в 1934 г. Российскую духовную миссию в Китае, владыка Виктор также столкнулся с недоброжелательностью со стороны китайского духовенства. Ему удалось убедить китайское правительство в своей правоте, и раскол затих. При нем снова оживилась миссионерская деятельность: открылись православные станы, приходы, женский монастырь, церкви и молитвенные дома в различных городах и провинциях Китая 111 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

С пением и музыкой, при звуках труб и барабанов, Симон вступил 23 Иара 142 г. до P. X. в эту пребывавшую доселе в осквернении часть свящ. города, и в память столь знаменательного события установил празднование указанного дня, соблюдавшееся долгое время. Укрепив, затем, южную часть храмовой горы близ крепости и расположив здесь собственный двор свой и лагерь, Симон назначил своего сына Иоанна Гиркана главным начальником своих войск, расположенных в Газаре, и начал счастливый мирный период, не омрачавшийся ни одним пятном господства языческого нечестия. Не было в виду ни одного врага, который внушал бы серьезное беспокойство, или угрожал причинить вред. В стране снова стало процветать земледелие; ревность об общем благе была высшей заботой каждого. Молодежь в совершенстве изучала военное искусство; крепости обильно снабжались провиантом и приводились в исправность и готовность на случай войны; для всего населения страны воскресли первобытно счастливые времена, когда «каждый сидел в своем винограднике и под своей смоковницей, и некого было бояться». Наконец, внешнее благополучие и мирное процветание Иудеи дополнилось и еще одним важным благодеянием Сирии, после чего мы увидим поворот и в обратную сторону. Дело пошло путем обычного выступления двух претендентов на Сирийскую корону, законные права каждого из которых находили свое оправдание. Это был вообще какой-то необыкновенно-странный и непременный рок династии Селевкидов, что большинство членов ее не столько царствовали, сколько лишь воцарялись на царстве, проводя иногда все годы своего царствования в борьбе с соперниками. Так было при Антиохе V сыне Епифана, соперником которому выступил Филипп, а потом Димитрий, сын Селевка IV, старшего брата Антиоха Епифана, устранивши Антиоха. Но едва этот освоился со своим положением, Вершитель судеб истории неожиданно выдвигает на ее арену дотоле неизвестного сына Антиоха IV, который под именем Александра Валаса соперничает с Димитрием в расположении к Иудеям, чтобы заручиться их симпатиями, имевшими, очевидно, в последнее время решающе-важное значение в вопросах престолонаследия, и успевает устранить Димитрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

11 окт. 1901 г. архим. Иннокентий обратился в Синод с офиц. ходатайством о возведении на месте сожженной церкви миссии в Пекине храма во имя Всех святых мучеников правосл. Церкви со склепом под алтарем для погребения в нем погибших правосл. китайцев, а также об установлении для правосл. общины в Китае празднования памяти мученической кончины 222 правосл. китайцев 10 и 11 июня. При поддержке митр. С.-Петербургского Антония (Вадковского) в янв. 1902 г. было принято предложение поручить архим. Иннокентию управление церковными делами в Китае с возведением его в сан епископа, и 3 июня того же года он был рукоположен во епископа Переславского, викария Владимирской епархии. Еп. Иннокентий составил новую инструкцию П. д. м., по к-рой главная обязанность членов миссии состояла «прежде всего в изучении местных языков, в обучении и воспитании детей и в проповедании Слова Божья…» (РГИА. Ф. 796. Оп. 188. Д. 7541. Л. 186). К лету 1902 г. еп. Иннокентий сформировал новый состав 18-й миссии из 34 чел., 4 из них имели академическое образование: иеромонахи Симон (Виноградов ; впосл. архиепископ Пекинский), Неофит (Осипов) и Пимен (Сипягин), иеродиак. Симон, диак. Нил Милютин, псаломщик Иларион Туркевич и др. Члены миссии выехали из С.-Петербурга в Порт-Артур по железной дороге в 2 специально предоставленных вагонах и прибыли в Пекин в авг. 1902 г. Работа миссии началась с восстановления Успенского мон-ря, его наместником стал архим. Авраамий (Часовников). В штате мон-ря было 2 иеромонаха, иеродиакон и 12 монахов. Еп. Иннокентий значительно расширил территорию П. д. м., в т. ч. приобрел дворец принца Сыефу, к-рый был переоборудован в помещение для начальника миссии и для архиерейской домовой церкви, также была открыта миссионерская школа. Территория миссии была обнесена кирпичной стеной. Кроме того, миссионеры активно занялись хозяйственной деятельностью. В 1902 г. недалеко от П. д. м. был куплен участок в 8 дес., где построен кирпичный завод на 8 печей, в том же году при заводе основаны молитвенный дом и школа, к-рыми заведовал Г. Сулдаков. В торговых рядах Пекина миссия приобрела лавку, где производились помол и продажа зерна. На подворье П. д. м. работали переплетная, сапожная и др. мастерские, был посажен сад. Буд. проповедники учили кит. язык и овладевали ремеслами, необходимыми при работе с простыми китайцами. Члены П. д. м. также обеспечивали духовные потребности возрастающего рус. населения Пекина и Тяньцзиня.

http://pravenc.ru/text/2579896.html

Будучи в самые тяжелые для русской эмиграции годы – начальные годы ее жизни в Китае – настоятелем храма (пока единственного в Тяньцзине, позже будут открыты еще несколько), он смог полностью проявить свои пастырские устремления и недюжинные организаторские способности. Как и в других странах русского рассеяния, церковь была тем центром, который собирал вокруг себя всех русских, и священник становился, как бы мы сейчас сказали, «неформальным лидером». Власти менялись, а церковь – своя, знакомая и близкая, оставалась неизменной. Так случилось и в Китае. Именно при отце Викторе часовня на братской могиле русских воинов преобразовалась в большой Храм Покрова Пресвятой Богородицы 252 . При нем открылась русская школа, русская больница, было благоустроено русское кладбище. При нем был открыт Дом милосердия. К нему шли не только православные, но и относящиеся к другим конфессиям, для него не было «ни эллина, ни иудея» и для каждого он находил слова утешения. В Тяньцзине юн пользовался необычайной любовью и уважением не только своих прихожан, но и представителей других вероисповеданий: многоликого Тяныхзиня. В 1929 г. его возводят в сан архимандрита. В 1931 г. умирает митрополит Иннокентий и начальником Миссии становится архиепископ Симон (Виноградов), который командирует архимандрита Виктора в Югославию, где 21 октября 1932 г. была совершена хиротония его во епископа Шанхайского. В Югославию архимандрит Виктор был откомандирован потому, что Российская Духовная Миссия в Китае в это время подчинялась Святейшему Синоду Российской Православной Церкви за границей. Однако ранней весной 1933 г. умирает и архиепископ Симон и начальником Миссии, 20-м по счету, становится епископ Виктор, пробывший на этом посту 23 года вплоть до закрытия Миссии в 1956 г. К этому времени – т. е. к 1933 г. – Миссия уже преодолела тот кризис, в который попала в 1917 г.: «С момента русской революции Миссия лишилась притока средств из России и, предоставленная сама себе, пережила тяжелый финансовый кризис,, вызвавший необходимость полной реорганизации ее хозяйства и перевода ее на начала самоокупаемости.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010