Восстановление Петра в чине апостольства ( Ин. 21:15–19 ) Свящ. М. Трухманов. «Симон Петр, апостол Господа» По явлении Своим ученикам на берегу Галилейского моря Господь предложил им обед, который Сам приготовил для них. По окончании этой счастливой трапезы Он обращается к Симону Петру с вопросом: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они?» Здесь невольно обращает на себя внимание выражение «Симон Ионин», которое было употреблено три раза. Господь называет апостола прежним его именем: Симоном Иониным, между тем Сам же ему дал новое имя Петра и при этом обещание: «на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Конечно, это имеет свое основание. Называя апостола Симоном, Господь хочет напомнить ему, что он еще не камень, но человек и сын человека, и побудить его еще раз подумать о самом себе, еще раз посмотреть на свою человеческую слабость, прежде нежели он совершенно последует за Господом. Чрез отречение свое Симон Петр показал себя недостойным нового имени. Ветхий человек брал еще над ним верх, влиял еще на его мысль и дело, потому и должен он был назваться своим старым именем. Преосвященный Игнатий так объясняет выражение Господне «Симон Ионин»: «Господь как бы говорит Петру: Симон Ионин, Симон Ионин! Я наименовал тебя некогда Петром, каменем, и ты не был, как должно, тверд, оттого именно, что, получив свое имя по благодати Моей, ты мог быть действительно с ним тогда только, когда бы пребыл во благодати сей, но ты положился на собственные силы природы своей, и от того стал опять не Петром, каменем, а тем, чем был ты по рождению, обыкновенным слабым человеком. Не говорил ли Я пред самым разлучением с тобою, когда шли все мы в вертоград Гефсиманскнй, что якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на (виноградной) лозе: тако и вы, аще во Мне не пребудете ( Ин. 15:1–27 )? Не ясно ли говорил Я вам тогда, указывая на виноград, мимо которого шли мы, что без Мене не можете творити ничесоже, что аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, якоже розга, и изсшет?

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский, был первым епископом Владимиро-Суздальской земли. Он родился во второй половине XII века и подвизался в Киево-Печерской обители, где и принял монашеский постриг. Преподобный Симон во всем старался подражать известным печерским подвижникам, преподобным Антонию и Феодосию. В начале XIII века был игуменом монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы во Владимире. В 1215 году великий князь Владимирский Георгий II Всеволодович, желая избежать зависимости своего епископа от архипастыря Ростова Великого, решил основать отдельную епархию под названием Суздальской, Владимирской, Юрьевской и Тарусской. На эту вновь образованную кафедру был возведен святой Симон. Перед своей блаженной кончиной, последовавшей, по свидетельству летописи и надписи на гробнице, 22 мая 1226 года, святой епископ принял схиму. Святитель Симон был погребен во Владимирском Успенском соборе. Существовало мнение, что мощи святителя по его завещанию были перенесены в пещеры Киево-Печерской Лавры. Это мнение ошибочно, так как в Антониевых пещерах почивают мощи Симона, епископа Ростовского и Суздальского, жившего в конце XI и первой половине XII века. Он был епископом в Ростове после епископа Ефрема, и о нем известно, что погребен в Киево-Печерской Лавре. О погребении святителя Владимирского и Суздальского Симона в Успенском соборе свидетельствует хранившаяся там выписка из книги о поминовении усопших, погребенных в соборе. В ней говорится: «По государеву, цареву великого князя Иоанна Васильевича всея Русии указу, по книгам пети панихиды... по Владимирским по пяти владыкам пети в год по одной панихиде на их памяти». Среди имен архиереев указан и епископ Симон. В той же рукописи сказано: «служить панихиды всем собором, туто, где кто лежит». Таким образом, во времена Иоанна Грозного не сомневались, что святитель Симон погребен во Владимирском Успенском соборе. О нахождении мощей святителя Симона в Успенском соборе свидетельствует также следующий факт. В 1882–1884 годах во время реставрации собора было произведено восстановление надгробной плиты на гробнице святителя Симона. Во время этих работ через отверстие в плите были видны святые останки святителя Симона. Об этом рассказал очевидец протоиерей Александр Виноградов в «Истории Успенского Владимирского собора», изданной в 1891 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Архиепископ Симон (в миру Сергей Андреевич Виноградов) родился в 1876 году в семье протоиерея Андрея Виноградова. С отроческих лет мечтал он о монашестве и стремился к уединенной аскетической жизни. Окончив духовное училище и семинарию во Владимире, в 1898 г. он поступил в Казанскую Духовную Академию. Еще будучи студентом Академии, был пострижен в монашество 7 мая 1899 г. епископом Антонием (Храповицким) и наречен Симоном, а через два дня возведен в диаконский сан. В 1901 г. он стал иеромонахом. Окончив Академию в 1902 г. со степенью кандидата богословия, иеромонах Симон был назначен в Российскую Духовную Миссию в Китае. Прибыв в Пекин он занялся усердно миссионерским служением и восстановлением Миссии. В праздник Успения Пресвятой Богородицы в 1907 г. его возвели в сан архимандрита, а 17 сентября 1922 г. в Харбине совершилась его хиротония во епископа Шанхайского. С появлением в Китае русских эмигрантов владыка Симон проявлял особую заботу о страждущих соотечественниках. В мае 1926 года он приезжает в Шанхай. Под его руководством появились здесь школы, больницы, здание миссии... 26 июня 1931 года, со смертью митрополита Иннокентия (Фигуровского), владыка Симон был назначен Зарубежным Синодом руководителем миссии с возведением в сан архиепископа. Только 2 года правил владыка Пекинской кафедрой, но за короткое время своего правления начал сооружение величественного Шанхайского собора. Архимандрит Константин (Зайцев) так вспоминал о нем: «Жизнь владыки Симона была воедино слита с жизнью Св. Церкви. Богослужений он никогда не пропускал, даже когда недомогал. В церковь приходил всегда до начала службы, по окончании которой клал еще много земных поклонов иконам. Во время службы владыка весь уходил в молитву, стараясь не пропустить ни одного слова из того, что поется и читается. Владыка очень чуток был ко всему, что не соответствовало духу молитвы, духу церковности. Крайне сдержанный в своих суждениях вообще, в этой области он был судьею строгим и неподкупным». Доктор исторических наук, доцент кафедры истории РПЦ ПСТБГУ А.А. Кострюков подробнее знакомит с жизнеописанием владыки Симона.

http://radonezh.ru/radio/2016/04/07/20-2...

А так как торжество сие не чуждо было и соборному храму Пресвятой Богородицы, то мы передадим и о сем случае так, как записано о сем в самой летописи: «Лета 6726 приде епископ Полотьский из Царя-Града к Великому Князю Костянтину Володимер, ведый его любовь и желанье до всего Божественнаго церковнаго строенья, до святых икон и мощий святых, и до всего душеполезнаго пути, ведущаго в жизнь вечную; и принесе ему етеру (некоторую) часть от страстий от Господень, яже нас ради Владыка Исус Христос, от Иудей претерпев, пострада и мощи святаго Логина мученика сотника, святеи его руце обе и мощи святыя Марья Магдалыни. Христолюбивый же князь Костянтин с радостью великою сотвори празньство светло о приходе их, и постави и у Взнесенья в монастыри перед Золотыми вороты 8484 . И бывшю дни святаго Вскресенья Господня, и приспе от день память святаго мученика Логина, повеле князь Костянтин, по отпении заутрени, от святыя Богородица сборныя и от святаго Димитрия ити всему народу с кресты епископу со всем клиросом, и сам князь с своими благородными сынми и со всеми боляры идоша к святому Взнесенью; взять же епископ на главу свою святую ту раку, в ней же бе положено святое то сокровище, и тако взвратишася в град» 8585 . По кончине Константина Всеволодовича восшел опять на престол великокняжеский Георгий Всеволодович. С ним вместе возвратился на свою кафедру и епископ Симон. Из летописей видно, что святитель Симон был при Великом Князе Георгии до 1226 года. В этом году в 22 день Мая «преставися блаженный и милостивый учительный Симон, епископ Суждальский и Володимерьский, постригся в схыму; и положено бысть честное тело его в церкви святыя Богородица в Володимери» 8888 . Епископ Симон положен в каменном гробе, в комаре, следующей за комарою, в которой погребен епископ Лука 8989 . На место почившего блаженного епископа Симона поставлен был на Владимирскую кафедру Митрофан. Он также, как и Симон, был из игуменов Владимирского Рождественского монастыря. Сей епископ хиротонисан был во Владимирском Успенском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Перед своей блаженной кончиной, последовавшей, по свидетельству летописи и надписи на гробнице, 22 мая 1226 года, святой епископ принял схиму. Пробыв двенадцать лет на архипастырском престоле, блаженный Симон отошел к пастырям, восседающим на двенадцати престолах, и к Самому Пастыреначальнику, Господу Иисусу, дабы восприять от Него неувядаемый венец славы. Святитель Симон был погребен во Владимирском Успенском соборе. Существовало мнение, что мощи святителя по его завещанию были перенесены в пещеры Киево-Печерской лавры. Это мнение ошибочно, так как в Антониевых пещерах почивают мощи Симона, епископа Ростовского и Суздальского, жившего в конце XI и первой половине XII вв. Он был епископом в Ростове после епископа Ефрема, и о нем известно, что погребен в Киево-Печерской лавре. О погребении святителя Владимирского и Суздальского Симона в Успенском соборе свидетельствует хранившаяся там выписка из книги о поминовении усопших, погребенных в соборе. В ней говорится: «По государеву, цареву великаго князя Иоанна Васильевича всея России указу, по книгам пети панихиды… по Владимирским по пяти владыкам пети в год по одной панихиде на их памяти». Среди имен архиереев указан и епископ Симон. В той же рукописи сказано: «служить панихиды всем собором, туто, где кто лежит». Таким образом во времена Иоанна Грозного не сомневались, что святитель Симон погребен в Успенском соборе. О нахождении мощей святителя Симона в Успенском соборе свидетельствует также следующий факт. В 1882–1884 гг. во время реставрации собора было произведено восстановление надгробной плиты на гробнице святителя Симона. Во время этих работ через отверстие в плите были видны святые останки святителя Симона. Об этом рассказал очевидец протоиерей Александр Виноградов в «Истории Успенского Владимирского собора», изданной в 1891 году. В летописи святой Симон назван «учительным и милостивым». Ему принадлежат многочисленные труды. Поучительное послание святителя к Поликарпу, монаху Киево-Печерской обители, положило начало Киево-Печерскому Патерику, где в живых назидательных примерах из жизни Киево-Печерских подвижников указывает высокие образцы христианских добродетелей: смирения, терпения, безропотного перенесения бедствий и т. п., а в заключение указывает Поликарпу высокое значение Киево-Печерской лавры, в которой он, епископ богатой епархии, желал бы быть последним послушником.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Светлов Алексей Владимирович (р. Б. Алексий) Светлов Владимир Павлович (протоиерей Владимир) Светлов Платон Александрович (протоиерей Платон) Свиньин Иларион Ферапонтович (р. Б. Иларион) Свиридов Петр Сергеевич (р. Б. Петр) Святин Леонид Викторович (митрополит Виктор) Северов Николай (протоиерей Николай) Селедков Григорий Андреевич (протоиерей Григорий) Селезнев Василий Георгиевич (иерей Василий) Селин Фирс Устинович (р. Б. Фирс) Семенов Василий Николаевич (р. Б. Василий) Семенова-Глебова Мария Михайловна (р. Ю. Мария) Семеновых (архимандрит Петр) Сементовский Сергей Иванович (р. Б. Сергий) Семерников (иеросхимонах Константин) Семов Алексей (протоиерей Алексий) Семов Иоанн Алексеевич (протодиакон Иоанн) Семовских Иван Иванович (р. Б. Иоанн) Серапинин Александр Васильевич (р. Б. Александр) Серапинин Василий Симеонович (протодиакон Василий) Серафим, архимандрит (Кузнецов Георгий Михайлович) Серафим, игумен (Бушуев Сергей Петрович) Серафим, игумен (фамилия не установлена) Серафим, иеромонах (Лысковец) Серафим, иеромонах (фамилия не установлена) Серафим, монах (Климовских Сергей) Серафим, схиигумен (Жигулин Иван Васильевич) Сергиевский Иоанн Васильевич (протоиерей Иоанн) Сергий, митрополит (Тихомиров Сергий Алексеевич) Сергий, святой мученик (Филиппов Чжан Сергий) Серебряков Михаил Алексеевич (р. Б. Михаил) Серышев Иннокентий Николаевич (протоиерей Иннокентий) Сесюнин (монах Пуплий) Сечко-Кушнеревский Николай Иванович (протоиерей Николай) Си Симеон (святой мученик Симеон) Сиворакша Митрофан Мефодиевич (протоиерей Митрофан) Сидельников Анатолий (диакон Анатолий) Силинский Георгий Евгеньевич (протоиерей Георгий) Симеон, архимандрит (Пономарев Варсонофий Стефанович) Симеон, епископ (Ду Феодор Семенович) Симеон, иеромонах (фамилия не установлена) Симеон, монах (фамилия не установлена) Симеон, святой мученик (Си Симеон) Симон, архиепископ (Виноградов Сергий) Симон, игумен (Горбоносов Сергей Иларионович) Симон, иеродиакон (фамилия не установлена) Симон, иеромонах (фамилия не установлена)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но этот человек, Симон, остался навсегда в памяти Церкви не случайно. Потому что так произошло, что накануне той апрельской пятницы, он ушел на свое поле, там трудился, может быть, обрабатывал свои виноградные лозы, а потом утром рано возвращался домой, чтобы приготовиться к празднику ветхозаветной Пасхи. И в это время навстречу ему попалась процессия, мрачная и страшная: шли толпы зевак, шли солдаты, равнодушные, бесчувственные, и вели преступников на казнь. На каждого из троих осужденных были положены тяжелые бревна, и они, согнувшиеся под этими бревнами, скованные цепями, шли за ворота города к старой каменоломне, где их должны были казнить: прибить к этим бревнам-крестам и оставить умирать от жажды и потери крови. Когда Симон поравнялся с этой мрачной процессией, он увидел, что один из идущих уже не может нести это тяжелое бревно креста, и как бы солдаты ни ударяли Его мечами, Он не мог сделать ни шагу. Тогда один из солдат подошел к Симону, грубо схватил Его за руку и сказал: “Ты будешь нести”. Сопротивляться было бесполезно, и Симон, вместо того, чтобы вернуться домой, взвалил на плечи тяжелое бревно и пошел рядом с осужденными. Шел он в этой мрачной процессии и, наверное, не думал, что с этого мгновения он стал Крестоносителем Господа Иисуса, понес Его бремя, Его Крест, стал вместе с Ним на Голгофе, разделил Его тяготы. И мы не знаем, что стало потом, потому что имя Симона больше не упоминается ни в Евангелии, ни в других местах Нового завета. Но мы знаем, что дети его, сыновья Александр и Руф стали христианами, впоследствии известными в церквах людьми. Может быть, после этого мучительного, страшного, тяжелого мгновения, когда Симон взял на себя тяжелый Крест, он познал истину, познал Искупителя, когда увидел рядом с собою Бога своего, униженного, с кровоподтеками, со следами ударов, с венцом колючих терниев на лбу — вот таким, в последнем человеческом унижении он увидел. Его. Как не ужаснуться? Как не отшатнуться от этого? И это наш Господь, наш Спаситель, потому что Он принял на Себя все то, чем страдает человеческий род. И грех он взял на Себя, будучи безгрешен.

http://azbyka.ru/propovedi/svet-vo-tme-s...

собора, комора, в которой погребен святитель Лука, оказалась заложенною наглухо крупным старинным кирпичом и сохранилась вся без повреждений; плита, устроенная на ней на два ската, из цельного белого камня, оказалась совершенно твердою. Блаж. Лука, по свидетельству летописи, «был молчалив, долготерпелив, смирен, кроток и милостив, к печальным и скорбным утешителен, от мирских страстей удаляяся и весь свой ум простирал на труды и подвиги духовного жития, проходя оное непорочно» (Прот. Доброхотов, стр. 111–112. Прот. Виноградов, стр. 8). Не канонизирован. 408. Епископ Феодор Посвященный митрополитом Кириллом из игуменов Киевского Константино-Еленинского монастыря (Карамзин, т. IV, прим. 144), Феодор скончался в 1286 году и погребен во Владимирском Успенском соборе (Доброхотов, стр. 117–118). Не канонизирован. 409. Святый Симон архиепископ, преставися в лето шесть тысящь Постриженник Печерский, после настоятель Владимирского Родественского монастыря. Когда св. князь Георгий Всеволодович пожелал иметь в столице своей, дотоле принадлежавшей к Ростовской епархии, блаж. Симон поставлен был епископом Владимирским и Суздальским в 1214 году; 22 мая 1226 года «преставися блаженный, милостивый и учительный епископ Симон» (Лавр. лет., стр. 90. Собрание лет. I, 191). Погребен во Владимирском Успенском соборе, во второй коморе, в южной стене Всеволодовой пристройки, близ гробницы преемника его, епископа Митрофана (см. выше 404). При недавнем возобновлении собора обе эти гробницы, издревле закрытые белокаменными плитами, очищены от разного сору, нападавшего сквозь отверстия в плитах и «телеса святителей покрыты пеленами». Над гробом св. Симона надпись, поддерживаемая с древних времен: «Мощи Симона, епископа Владимирскаго; преставися в лето 6735 в 22 день маия» (Ист. Влад. собора, ключаря прот. А. И. Виноградова , стр. 39–41). Эти сведения доказывают, что мощи св. Симона не были перенесены в Киев. Память местно празднуется 28 мая. Святитель Симон описал молодому черноризцу Печерскому Поликарпу (которого не должно смешивать

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Название здесь Симона епископом Владимирским неточное, как ошибочно и утверждение о написании им, Симоном, части Патерика – труда Симона позднейшего, погребенного во Владимире. Но ключарь Анания отнюдь не смешивает древнейшего Симона с позднейшим, о котором он передает далее точные летописные известия. Древнейшего же Симона он ясно отождествляет с почивающим в Киевских пещерах, и говоря о его преставлении и погребении в Киеве, и ссылаясь далее на число 10 мая в печатной Четьи-Минеи и на Патерик. Он приводит затем такие свидетельства о святом Симоне, которые достаточно убеждают, что Симон, почивающий в Киевских пещерах, принадлежит по пастырской деятельности своей Суздалю, а не Владимиру: историк именно указывает на то, что по свидетельству расходных книг Суздальского архиерейского дома за 1672 год память Святителя Симона торжественно отправлялась в Суздальском соборе 10-го мая, – что епископ Варлаам, бывший архипастырем Суздальским в 1719 году, повелел Святителя Симона поминать в церковных молитвословах вместе с Суздальскими Чудотворцами, – что митрополит Суздальский и Юрьевский Сильвестр в 1756 году благословил поставить в Суздальском соборе икону Святителя Симона с прочими Суздальскими Чудотворцами. Между тем, не видно, чтобы во Владимире торжественно отправлялась память святого Симона, чтимого Церковью 10-го мая. Правда, и Святитель Симон Владимирский имел значение для Суздаля, как создатель Суздальского соборного храма; но едва ли это одно обстоятельство было бы достаточно для объяснения разницы в почитании памяти Святителя в Суздале и Владимире. Затем есть и еще основания различать древнейшего Святителя Симона – Суздальского, почивающего в Киеве, от позднейшего – Владимирского, погребенного во Владимирском соборе: 1) В рукописных святцах конца 16 и начала 17 века Святитель Симон, почивающий в Киеве, называется Суздальским, а не Владимирским; при исчислении же Святых града Владимира, как нам уже известно, упоминается «святый Симон архиепископ», без указания на тожество его с почивающим в Киевских пещерах (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Поехал туда, нашел и купил себе дом, купил около города поле, которое с сыновьями обрабатывал, и так кормил себя и своих домашних. Обычная жизнь, обычная судьба, — таких людей, крестьян–переселенцев, были сотни, тысячи, сотни тысяч. Но этот человек, Симон, остался навсегда в памяти Церкви не случайно. Потому что так случилось, что накануне той апрельской пятницы он ушел на свое поле, там трудился, может быть, обрабатывал свои виноградные лозы, а потом утром рано возвращался домой, чтобы приготовиться к празднику ветхозаветной Пасхи. И в это время навстречу ему попалась процессия, мрачная и страшная: шли толпы зевак, шли солдаты, равнодушные, бесчувственные, и вели преступников на казнь. На каждого из троих осужденных были положены тяжелые бревна, и они, согнувшиеся под этими бревнами, скованные цепями, шли за ворота города к старой каменоломне, где их должны были казнить: прибить к этим бревнам–крестам и оставить умирать от жажды и потери крови. Когда Симон поравнялся с этой мрачной процессией, он увидел, что один из идущих уже не может нести это тяжелое бревно креста, и как бы солдаты ни ударяли Его мечами, Он не мог сделать ни шагу. Тогда один из солдат подошел к Симону, грубо схватил Его за руку и сказал: «Ты будешь нести». Сопротивляться было бесполезно, и Симон, вместо того чтобы вернуться домой, взвалил на плечи тяжелое бревно и пошел рядом с осужденными. Шел он в этой мрачной процессии и, наверное, не думал, что с этого мгновения он стал Крестоносителем Господа Иисуса, понес Его бремя, Его Крест, стал вместе с Ним на Голгофе, разделил Его тяготы. Мы не знаем, что стало потом, потому что имя Симона больше не упоминается ни в Евангелии, ни в других местах Нового Завета. Но мы знаем, что дети его, сыновья Александр и Руф, стали христианами, впоследствии известными в церквах людьми. Может быть, после этого мучительного, страшного, тяжелого мгновения, когда Симон взял на себя тяжелый крест, он познал истину, познал Искупителя, когда увидел рядом с собою Бога своего, униженного, с кровоподтеками, со следами ударов, с венцом колючих терниев на лбу — вот таким, в последнем человеческом унижении он увидел Его. Как не ужаснуться? Как не отшатнуться от этого? И это наш Господь, наш Спаситель, потому что Он принял на Себя все то, чем страдает человеческий род. И грех Он взял на Себя, будучи безгрешен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010