Возможно ли допустить, что епископы, жившие в половине третьего века, когда христианская Церковь испытывала тяжкие гонения, имевшие постоянно перед своими глазами смерть от гонителей, осмелились бы ниспровергнуть богоучрежденный порядок в Церкви Христовой? Как могло случиться, что епископы Азии, Африки и Европы, или всего христианского мира в одно и тоже время, без взаимного сношения и соглашения, вдруг прониклись духом честолюбия и господства и решились уничтожить богоучрежденное и апостольское устройство Церкви Христовой? Как могло случиться, что общество верующих, по воле Господа, будто бы имевшее право священноначалия, или христиане, имея каждый право учить, священнодействовать и управлять религиозными делами, не вступились за эти свои права против богоборных честолюбцев, дерзнувших вводить в Церкви самоизмышленный порядок? Как могло случиться, что ни раскольники, ни еретики, которых было не мало и в третьем, и в последующих столетиях и которые всегда готовы были обвинять Церковь и в том, что хорошо, никогда не указали, хотя в оправдание своего разрыва с Церковью, на то, что в ней разрушен богоучрежденный порядок устройства и управления? Отцы Церкви и до третьего столетия и после оного, согласно Св. Писанию ( Еф.4:11 ; 1Кор.12:28 ), признавали трехчинную иерархию учреждением Божественным в Церкви Христовой. 18 Так как в повествовании о поставлении Варнавы и Савла во епископы не указывается ясно, что это поставление было совершено епископами, то некоторые из мнимодуховных христиан говорят, что право рукоположения в иерархические степени принадлежало всему обществу христиан и может быть понимаемо это рукоположение просто как только избрание от лица всего общества, чрез что и ниспосылается на избранного дар Св. Духа. Но такое мнение противоречит свидетельству книги Деяний апостольских о попытке Симона волхва купить у апостолов дар низводить Св. Духа. Если бы эта власть принадлежала всему обществу христиан, то не было бы нужды Симону волхву покупать за серебро у Апостолов дар низводить Св. Духа. Симон же, увидев, что чрез возложение рук апостольских подается Дух Святой, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получил Духа Святого ( Деян.8:18–19 ). Из сих слов Симона волхва ясно видно, что власть чрез возложение рук низводить на людей дар Св. Духа принадлежала и принадлежит не каждому верующему и не обществу христиан, когда оно соберется на молитву, а только апостолам и преемникам апостольского служения, епископам. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Расскажу тебе об одной монахине, которая пожаловалась на свою немощь преподобному Серафиму Саровскому. На исповеди она сказала ему, что страдает от гневливости, и в ответ ждала от человека Божия укора и епитимьи. Но вместо этого до ее ушей донеслись мягкие слова духовника: “Сестра, что ты говоришь? У тебя прекрасный, тихий характер, воистину прекрасный, смиренный и кроткий!”. Словно ласковый дождь на жаждущую землю пролились эти слова на душу монахини. Двойную пользу получила она от таких слов: себя постыдилась и веру в себя обрела – два основных условия для спасения! Этот пример показывает, что, ободрив человека мягкими, утешительными словами, мы помогаем ему подняться и спастись. Ты можешь возразить: но святой Серафим не сказал ей правду, а я всем говорю начистоту! Правду сказал Серафим, ту, другую правду, которая заключалась не в осуждении ее гневливости, ибо эта монахиня гневалась лишь изредка, чаще же она была тихой и кроткой. И угодник Божий, как воспитатель и врач, возвысил доброе в ее душе, умолчав о недобром. Зачем ему было говорить о недобром, если она уже сама сказала о нем? Ты же действуешь противоположным образом: каждому в глаза – его зло, его нравственную болезнь! И к тому же говоришь зло, подчеркивая болезнь и умалчивая о добром, которое есть в душе каждого грешника. Вот в чем разница между тобой и тем, чье имя вошло в церковный календарь. Из одних и тех же уст может исходить холодный и теплый воздух. Так же и в духовном делании: когда грешника можно исправить теплом любви, нельзя пользоваться холодом критики и наказания. Иногда приходится прибегать и к ним, но только изредка нужно сказать: отойди от меня – как Христос сказал Петру или: серебро твое да будет в погибель с тобою – как сказал апостол Петр Симону-волхву (Деян. 8, 20). Там же, где можно излить елей на рану, не нужна операция.  Письма 245-260 Письмо 245 Павлу А., о хранении сокровища Пишете мне о том, как один новокрещеный еврей пристыдил Вас силой своей веры и ревностью в защите христианской истины. В одном собрании он так пламенно исповедовал Христа как Спасителя мира и проявил такую возвышенную любовь ко Господу, что удивлены были все.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1869...

Церковь стала жить своей жизнью, и как такая, стала привлекать к себе и новых членов из язычников. За эти семь лет в Отару крещено 75 человек, из них 30 – умерло или переселилось в другие церкви, 5 – рейтан, 3 – неизвестных, а двое оказались и совсем отпадшими. Крещены всего во 2-м месяце этого года. Когда же успели отпасть?! Катехизатор конфузится, но додже ни признаться, что отпали почти тотчас по крещении. У них говорит, родственники очень сильные и все злые язычники, новокрещенные же (мужи и жена) люди простые, неученые, поэтому и не устояли. Вот вам печальный пример поспешного крещения! Путем их не испытали, кое-как довели только до согласия принять крещение и, тут кстати приехал редко бывающий священник, их и окрестили. Сердце их было совсем не готово, может быть, подобно Симону волхву, ожидали от крещения какого-нибудь волшебства (напр., помолодеть или разбогатеть), а то и просто денежной подачки: и такие случаи в миссионерской практике бывали. Виноват, конечно, катехизатор и восприемники, не постаравшиеся хорошенько определить душевного настроения крещаемых. Ви настоящее время в Отару 88 человек православных; из них причастников в год бывает человек сорок с небольшим, к Богослужению собираются весьма мало, самое большее 20, обыкновенно же – пять или немного более. Воскресной школы нет главным образом потому, что нет между христианами человека, который бы мог помогать в этом деле катехизатору. Внешнее впечатление как видим, от этой церкви получилось самое неблагоприятное, какой-нибудь ревнитель, пожалуй, усомнился бы в искренности обращения ко Христу и всех здешних христиан… Нет, такое заключение было бы несправедливо: —649— здешние христиане не приучены к церковному порядку, но они веру православную содержат твердо и, по-своему, ко своей церкви усердны. Каждый из них по мере возможности что-нибудь жертвует на церковь , они готовы всегда откликнуться на всякую церковную нужду; точно также и катехизатора своего не оставляют без помощи: кто принесет новое платье для него или для детей (а детей у него очень много), кто обувь, а кто и просто рису или рыбы к празднику.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По информации Иринея, в Самарии Симон-волхв «был почитаем многими за Бога и учил, что он есть тот самый, который между иудеями явился как Сын, в Самарии нисходил Отцом, к прочим же народам пришел как Дух Святый» 230 . Сходная информация содержится у Иустина Философа , который говорит о самарянах, что «они обольщаются, веруя своему единоплеменнику Симону волхву, которого почитают богом выше всякого начальства, власти и силы» 231 . Загадочная фигура Симона-волхва в христианской традиции II–III веков обросла различными легендами. Так, например, он является одним из главных действующих лиц в апокрифических «Деяниях Петра», содержащих красочную историю о том, как он вступил в противостояние с Петром в Риме. В апокрифе говорится о состязании Симона-волхва и Петра; кульминацией этого события становится вознесение Симона, который ходил по воздуху и был видим всем жителям Рима. По молитве Петра Симон низвергся и сломал себе ногу в трех местах, после чего все последователи мага потеряли веру в его божественную силу 232 . Так в народной фантазии продолжилась история противостояния между Симоном Петром и Симоном-волхвом. От имени Симона-волхва произошел термин «симония» (греч. σιμωνα, лат. simonia), указывающий на приобретение священного сана или церковной должности за деньги. Симония была многократно запрещена канонами Вселенских и Поместных Соборов. 5. Три ареста Петра Значительное место в книге Деяний отведено рассказам о том, как Петр был арестован, а затем освобожден из темницы. Дважды его арестовывали по инициативе первосвященников и один раз – по приказу Ирода. Все три заключения были непродолжительными и оканчивались неожиданным освобождением. Второе и третье освобождения имели все признаки чуда. Первый арест Впервые Петр был взят под стражу вместе с Иоанном после того, как исцелил хромого, а затем произнес речь с призывом к покаянию. В результате этой речи, как мы помним, уверовало около пяти тысяч человек. Однако речь вызвала острое недовольство храмового духовенства и представителей саддукейской партии:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Петр, по-видимому, благовествовал иудеям, рассеянным по Понту, Галатии, Вифинии, Каппадокии и Асии. Под конец жизни он оказался в Риме, где и был распят головой вниз: он сам счел себя достойным такой казни 367 . И Петр сам рассказывает, в каких областях благовествовал он обрезанным о Христе, передавая им новозаветное слово. Из сообщений признанного Послания (мы об этом говорили) ясно, что он пишет евреям, находящимся в рассеянии по Галатии, Понту, Каппадокии, Асии и Вифинии 368 . Аналогичные сведения о путешествиях Петра содержатся в сочинении блаженного Иеронима «О знаменитых мужах». Здесь же говорится о епископстве Петра в Антиохии (к этой теме мы вернемся), о его пребывании в Риме и о мученической кончине: Симон Петр, сын Иоанна из селения Вифсаиды в Галилее, брат апостола Андрея, был епископом Антиохийской церкви и проповедовал слово Божие верующим в духовное очищение в Понте, Галатии, Каппадокии, Азии и Вифинии. Во второй год правления Клавдия отправился в Рим, чтобы изобличить Симона Волхва; впоследствии занимал в этом городе священнический пост двадцать пять лет вплоть до последнего, четырнадцатого года правления Нерона. Петр считается первым среди апостолов. Он удостоился мученического венца: был прибит гвоздями к кресту вниз головой, ибо утверждал, что не достоин быть распятым таким же образом, как и его Господь 369 . Последний год правления Нерона 67-й. Именно на основании свидетельства Иеронима кончина Петра и Павла в Риме датируется 67 годом (хотя имеются и альтернативные датировки). Сведения о том, что Петр в Риме противостоял Симону-волхву, базируются на апокрифических «Деяниях Петра и Павла», о которых мы говорили выше в связи с историей этого странного персонажа, изложенной в 5-й главе книги Деяний. Евсевий воспроизводит некоторые эпизоды из упомянутого апокрифа: Этого Симона, отца и создателя такого зла, лукавая сила, враждебная добру, ненавидящая спасение людей, выставила в то время, как великого противника великих и дивных апостолов Спасителя нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

На основании свидетельства Иустина, повторенного Евсе- —589— вием, долгое время существовала легенда, что известный из кн. Деяний апостольских – Симон волхв был в Риме и совершил здесь при помощи магии многие чудеса, за что он был признан богом, которому на одном из островов реки Тибра была даже воздвигнута особая статуя с надписью Simoni Deo Sancto. Но вот в 1574 году статуя эта была найдена и прочтена сохранившаяся на ней надпись, которая буквально читается так: Semoni Sanco deo fidio. Отсюда стало очевидно, что статуя эта посвящена не Симону волхву, а Семону Санку – древне-сабинскому божеству. Таким образом, благодаря археологической находке раскрыто одно из очень древних заблуждений. Другой пример этого же рода представляет нам свидетельство известного церковного историка – Евсевия о том, что Евангельская кровоточивая происходила из Кесарии Филипповой, что здесь показывали её дом и даже особую статую, запечатлевшую это событие. Действительно, при раскопках данного места была найдена разбитая статуя коленопреклонённой женщины с молитвенно скрещёнными руками; а на противоположной стороне была открыта фигура человека, простирающего руку к женщине. И Евсевий, быть может, даже сам видевший эту статую, принял её за изображение Иисуса, тем более, что под ней имелась надпись „Спаситель“. Между тем как теперь на основании других, подобных же статуй установлено, что эпитет „Спасителя“ Salvator прилагался и к императору, как сыну бога, милующего своих подданных. Таким образом, простая аллегорическая группа, относящаяся к личности римского императора, была ошибочно принята за иллюстрацию Евангельского события, благодаря их чисто внешнему сходству. Но особенно ценны данные археологии для толкования Нового Завета со стороны его хронологии, топографии, современного ему гражданского устройства и общественного быта. Возьмём для примера приведённый автором весьма тёмный и спорный вопрос о дате Рождества Христова. По свидетельству Евангельского историка, событие это имело место „во дни Ирода царя“ ( Мф.2:1 ст.), в царствование римского императора Августа, когда производилась первая перепись в управление Квириния Сирией ( Лк.2:1–4 ст.). Историческая критика усматривает в этих хронологиче-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Братства до сих пор учреждались с специальными целями, для достижения которых нужны большие средства. Во всякое братство, поэтому, можно было войти кому угодно, под условием денежного взноса. Кто больше давал или, кто мог больше помочь братству своим общественным влиянием, тот был и желаннее, безразлично к его вере и нравственным качествам. В церковно-приходских братствах не должно быть так. Конечно, денежный взнос и добрую услугу можно принять, но как подаяние, пожертвование. За жертвователей должно молиться. Но если бы пожертвование денег или оказание услуги ставилось под условие принятия в члены братства такого лица, кто, по своим религиозно-нравственным качествам, не мог бы им быть, к такому пожертвованию и услуге братство должно отнестись так, как некогда отнёсся апостол Пётр к Симону Волхву. На этих новых началах свободного изволения на принадлежность к приходскому братству и на удовлетворяющей церковным требованиям христианской православной жизни можно без особого труда создать братство при каждой из приходских церквей. В каждом приходе легко найти несколько человек искренно благочестивых и преданных своей приходской церкви прихожан. Они и составят ядро церковно-приходского братства, будут членами-учредителями его. Если число братчиков дойдёт до достаточной, по мнению епархиальной власти, цифры, братство считается действующим и к нему переходят все юридические права, фактически несуществующие, нынешних приходов. В виду того, что нынешние прихожане не несут по отношению к приходской церкви никаких обязательных материальных повинностей, отнятие от современного прихода принадлежащих ему прав на перенесение их на церковно-приходское братство, с возложением на него и всех материальных обязательств по приходской церкви, не будет противоречить ни юридической, ни нравственной справедливости. Приходские имущества записаны не за приходами, а за храмами, да и фактическим их владельцем является храм, и те, кто примыкают к нему. Отнять же что-либо от того, кому оно ни юридически, ни фактически не принадлежит, не является ни отнятием, ни нравственно непозволительным лишением.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На священнике лежит ответственность за подготовку своих пасомых к принятию Святых Таин, чтобы не привести нечестивого на пажить праведных ( Притч.24:15 ). Поскольку Владычнее Тело и Кровь Бога Слова по домостроительству есть пажить для всех христиан и сим Таинством они питаются и напоеваются, то неуместно будет это Таинство преподавать какому-либо нечестивому и коварному человеку, который, подобно Симону-волхву, притворно показывает себя верующим. Ибо сказано: Не давайте святыни псам, и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями ( Мф.7:6 ) " 172 . Сознание того, что в великие и таинственные минуты священнодействия он является Ангелом Господним (см. Суд.13:20 ), не должно ни смущать священника, ни льстить ему. Преподобный Антоний Великий учит: «Старайтесь противостоять духу тщеславия, противьтесь ему и его преодолевайте, будьте скромны во всех своих действиях» 173 . Поведение священника вместе с его внутренним устроением должно гармонично соответствовать Божественному храму и совершаемым священнодействиям, в которых происходит единение Неба и земли. Священник должен быть сдержанным в мыслях и чувствах, молиться с верой, благоговением и сознанием святости своего дела при совершении всех чинопоследований и Таинств. Недопустимо сокращение уставного порядка совершаемых священнодействий. Халатное отношение к службе, кроме того. что само по себе является для иерея тяжким грехом, оттолкнет людей малоцерковных, не утвержденных в вере. Большое значение Святые Отцы древности придавали Таинству Крещения, так как оно вводит человека в лоно святой Церкви Христовой. В житии Мар Евгена описывается, как святой привел к вере во Христа почти всё языческое население деревни. «И тотчас приготовил себе все сосуды для чинопоследования Крещения. И приблизил святой их всех, и прочитал оглашение, и крестил в продолжение трех дней всех свободных, и всех их домочадцев, и всю их деревню. И устроили они на три дня великий праздник, и учил он их обычаям, и бодрствовал с ними до полуночи, уча их» 174 . Как видим, святой участвовал в празднике и разделил радость новокрещеных.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/byt...

     Где рождаются мысли? Человек, не знакомый со Священным Писанием, наверняка ответит так, как нас учили в школе: мысли появляются в голове. Или более научно: мысль есть продукт деятельности мозга. Однако библейские тексты открывают нам нечто иное. Христос говорит ученикам: «Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы» (Мк.7,21). Богородица в Своей песне хвалит Бога за то, что Он «рассеял надменных помышлениями сердца их» (Лк.1,51). Апостол Петр советует волхву Симону: «Молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего» (Деян.8,22). Писание сообщает нам важную идею – мысли рождаются из сердца. Сердце же в библейском понимании означает центр духовной жизни человека. Любая мысль, а, следовательно, и каждое слово имеют свое духовное качество; они рождены из сердца человека и несут отпечаток глубин его личности. Мысли и слова, исходящие из очищенного сердца, имеют очистительное воздействие. Поэтому нам так отрадно бывает слушать пусть не очень-то искусных в красноречии, но святых проповедников. Например, старец Кирилл (Павлов). Если читать его напечатанные проповеди, они кажутся самыми обычными. Но когда люди слышали живой голос этого титана духа, видели его лицо – воздействие простых слов старца было очень сильным, потому что за каждой фразой стоял опыт. Подобно тому, как и о проповеди Христа евангелист свидетельствует: «Народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф.7,29). Этот таинственный процесс духовного «претворения» слов очень интересен. Почему-то одни и те же слова в устах двух людей могут совершенно по-разному звучать. Слова одного проповедника действуют на людей, проповедь же другого не действует, хотя оба говорят о Христе. Один знакомый рассказал мне следующий случай. Будучи верующим, но еще не воцерковленным, он как-то заехал в монастырский храм купить свечей. Служилась Литургия, уже пропели Отче Наш. Знакомый, мало обращая внимания на службу, покупал свечи. Тем временем на амвон вывели какого-то старенького священника. Он благословил верующих, слабым голосом сказал: «Христос Воскресе!» И вдруг – все зарыдали. Мой знакомый в изумлении повернулся к амвону и… тоже зарыдал. От старца исходил какой-то неземной свет любви и покоя. Он начал говорить какие-то очень простые слова: о Боге, о любви, терпении, смирении. Люди плакали все больше. Плакал и мой знакомый, стоя со свечами, о которых он и думать забыл. Краткая проповедь закончилась, священника увели в алтарь. Знакомый на негнущихся ногах добрался до машины. Не переставая плакать, он приехал домой, и позвонил одному монаху, с которым иногда советовался. Описав ситуацию и назвав монастырь, он спросил: «Что это было? Почему мы все плакали?» Монах ответил: «Это была святость». Оказывается, в монастыре в то утро проповедовал известный старец святой жизни. Поэтому самые простые, казалось бы, слова так сильно воздействовали на моего знакомого.

http://pravoslavie.ru/102342.html

Что милосердие Божие не покупается, что надежда посмертного искупления грехов отнимает побуждения к жизни праведной и прочее. Каким образом мог возникнуть у нас раскол Стригольников, мы уже говорили прежде. В греческой церкви с весьма древнего времени явился обычай, скоро ставший всеобщим, чтобы поставляющие во всякие священные степени взимали плату с поставляемых. Против обычая были сделаны самые строгие и решительные предписания канонические и, несмотря на то, он остался во всей своей силе, приобретя значение настоящего закона, каковым и действительно был признан со стороны императоров византийских. У нас в России в начале XIII века нашлись ревнители чистоты уставов церкви и строгости канонов церковных, которые восстали против обычая, как против беззакония. Раскол Стригольников и был ничем иным, как крайним выражением проповеди этих ревнителей, как протестом, смело доведённым до его последнего конца. Мы видели выше, что говорит о плате за поставления и о епископах, её взимающих, тверской монах Акиндин, современник св. Петра. Он пишет в послании к своему тверскому князю: «молчания ради осуждения боюся, видя ересь растущу и множащуся и непокровенными усты износиму, наченшуся обычаем богоненавистным от старейших святитель наших и до меньших, непродаемую благодать Духа Святого в куплю вводити и взимати от поставления..., апостольскому и богоносных отец соборному преданию поставленного на мзде и с поставльшим его измещущу и отнюдь ктому непричастнома быти своего степени (повелевающу) и в проклятие вводящу»... «Последствующих (Симону волхву) святых отец собори вселенстеи с инеми поместными везде проклята и отвергоша.., ставя бо и взимая ставленое, то уже извержен, а (поставляющейся) от изверженного никояже не имать пользы от поставления и приобщаяся пречистых Таин от него (поставленного), ведая, с ним осудится... По великому Афанасию, всяк человек, приим от Бога разум рассужати, последовав невежи пастуху, муку приимет, по реченному: слеп слепа ведя, оба в яму впадетася, рекше в бездну... Възмет хотя и мало что от поставления, то уже епископ не епископ и приобщающиися от него с ним осудятся»... Акиндин говорит, что епископы, взимающее плату за поставление не суть епископы, – что они суть еретики, последователи Симона волхва, проклятые и отверженные всеми вселенскими и поместными соборами, – что должно разорвать с ими общение, ибо находящиеся с ними в общении с ними осудятся и с ними муку приимут. Что провозглашает Акиндин как должное, то и сделали Стригольники на самом деле.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010