Итак, если вам покажется это справедливым, в настоящее время мы все это оставим и расскажем об этом в другом слове. Мы умолчим так же о хождениях первоверховного в Рим, о его поучениях и чудесах, о собеседованиях с Симоном Волхвом и о кресте, на котором он был распят вниз головой, и о его смерти, и перейдем к предмету слова, то есть поговорим, насколько это возможно, о веригах Петра или, лучше сказать, мысленно представим себе апостола, закованного в цепи и заключенного в темницу, мысленно увидим, как он освобождается от вериг, Ангелом Божиим изводится из темницы и ступает свободными ногами. Можно сказать, что мы перенесем эти честные вериги Петра из ветхого Рима в новый, царствующий. Если после спасительных для мира страданий и смерти Спасителя нашего Иисуса Христа,«нашего ради спасения», мертвое тело Его испросил у Пилата благообразный Иосиф, благоговейно снявший Его со Креста, который помазал Его миром, завернул в чистый саван и положил во гроб, то тело первоверховного апостола, после его смерти на кресте головою вниз, у правителя Нерона для погребения никто не спрашивал. Несколько благочестивых христиан, увидев, что тело оставлено без присмотра, тайно взяли его и, положив в плетеный короб, похоронили, из–за боязни, как я думаю, дышавших желанием убийства бесчеловечных идолопоклонников. Христиане опасались, что они могут бросить останки апостола либо в огонь, либо в море, и верующие христиане лишились бы тогда великого сокровища. До времени земля в своих недрах укрывала мощи апостола сокрытыми, поскольку тот, которого Учитель назвал Петром, был камнем, на котором Он построил Свою Церковь. Следовательно, согласно правилам строительства, основание постройке полагают в земле, и апостолу, как основанию, должно было сначала лечь в землю. Но однажды возникла необходимость, чтобы этот медоточивый источник потек из земли, и на поверхность ее вышла манна, подобная той древней манне, которая сходила с неба в пустыню во времена Моисея. Рим был почтен апостолом Петром намного более Палестины, потому что эта земля не источала мед, как Палестина, но исторгала манну из сокровенных своих глубин. И вот снова появляется на земле прежде сокрытое, и посредством землетрясения изводит из земли мощи апостола, когда немного успокоилась брань идолопоклонников. И снова засиял миру первопроповедник Евангелия, и совосстал Христу, с Которым был соединен смертью (см. Рим 6: 4–10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

Конец гомилий имеет особенное значение в вопросе об Евангелии от Иоанна. Прежде чем сделался известен этот конец, существовало разногласие во мнениях ученых лиц по вопросу: знал ли и пользовался ли автор апокрифа – «Климентовых гомилий» – Евангелием от Иоанна или нет? Нужно помнить, что эти гомилии по своему происхождению восходят к первым десятилетиям II в. Креднер, Гильгенфельд и Целлер отвергали знакомство автора гомилий с четвертым Евангелием. Креднер в своем рассуждении «Евангелие петринистов или иудео-христиан» выражал взгляд, что новозаветные цитаты в гомилиях взяты из так называемого Евангелия от Петра; этот взгляд разделял и Гильгенфельд. Напротив, Целлер в своей статье «О внешних свидетельствах в пользу четвертого Евангелия» источником для Иустина и писателя гомилий считал «Евангелие от Евреев». Решительнее всех по вопросу высказался Гильгенфельд он указывал на резкое различие в направлениях между Евангелием от Иоанна и гомилиями и категорически утверждал, что «ни в каком случае автор гомилий Евангелием Иоанновым не пользовался». Целлер в одной из своих статей столь же решительно отвергал знакомство автора гомилий с Евангелием от Иоанна – как раз в том самом году, когда появилось в свет Дресселево издание гомилий. Другие ученые еще и до издания в свет найденных Дресселем гомилий, хотя и не столь решительно, высказывали и защищали убеждение, что писатель гомилий знал и пользовался нашими каноническими Евангелиями, не исключая Евангелия Иоаннова. Так думали Франк и Земиш. Когда же в 1853 г. Дрессель издал в свет гомилии в полном их виде, столь спорный вопрос разом перестал быть вопросом, потому что теперь для всех стало ясно, что автор апокрифа несомненно пользовался Евангелием Иоанновым. В § 22 девятнадцатой гомилии ап. Петр в споре с Симоном (Волхвом) о зле, между прочим, говорит: «Поэтому также и Учитель наш (Христос) относительно слепого от рождения и потом ставшего зрячим, на вопрос: он ли согрешил или родители его, что он родился слепым, отвечал: ни он не согрешил, ни родители его, но да явится через него сила Божия».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Кроме приведенных примеров употребления Апостолами благодатной власти вязать и решить, на сию же власть мы нередко находили указания в общих наставлениях и обличениях Апостола Павла к Христианам, особенно Коринфским. Апостол предписывал Христианам: не примешатися, аще некий, брат именуем, будет блудник, или лихоимец, или идолослужитель, или досадитель, или пианица, или хищник: с таковым ниже ясти ( 1Кор.5:11 ), – налагая таким образом и предписывая налагать отлучение на всех Христиан бесчинно ходящих. Тоже можно видеть и из других мест (напр. 1Кор.4:2 ; 2Кор.12:20–21 ; 2Кор.13:2 ), которые показывают, что Апостол имел особенную власть над совестью Христиан, являя им строгость, в духовном наказании согрешавших не покаявшихся ( 2Кор.12:21 ), – то любовь в разрешении и прощении кающихся. И о сей то власти прямо говорит он, что она дана ему от Бога: сего ради не сый у вас сия пишу, да не пришед безщадно сотворю по власти, юже Господь дал ми есть в созидание, а не на разорение ( 2Кор.13:10 ). в)      Как Господь, установляя благодатную власть вязать и решить, имел в виду спасение всех ( Мф.18:14 ), и следовательно установлял оную для Церкви всех времен; так и св. его Апостолы не только сами употребляли власть сию для блага Церкви, но передали оную и всем своим преемникам. Апостол Павел, укоряя Церковь коринфскую за изменение снисхождения к грешнику, прямо усвоял ей, т.е. ее предстоятелям власть вязать и решить: и вы разгордестеся и не паче плакасте, да измется из среды вас содеявый зло сие ( 1Кор.5:2 ), измите злого от вас самих ( 1Кор.5:13 ). Тоже видим и из правил Апостольских, переданных Апостолами устно и записанных их ближайшими учениками. В сих правилах ясно говорится, как об отлучении грешников от Церкви, так и о разрешении их и принятии снова в Церковь , – и право совершать сие прямо усвояется Епископам и Пресвитерам, – преемникам Апостолов. Так в 62-м правиле говорится о клириках, отрекшихся имени Христова, что они «должны быть отлучаемы, если же покаются, принимаемы как миряне». В 29-м правиле, повелевается извергать и отсекать от общения с верными дерзающих приобретать какие-либо степени церковной иерархии чрез деньги, равно и тех, которые поставляют таковых в сии степени, и приводится в пример поступок Ап. Петра с Симоном волхвом. А правилом 52 строго предписывается не отвергать, но принимать всех обращающихся грешников: «аще кто Епископ или пресвитер обращающихся от греха не приемлет, но отвергает: да будет извержен от священного сана, опечаливает бо Христа рекшего: радость бывает на небеси о едином грешнике кающемся». Таким образом св. Церковь вместе с прочими Таинствами приняла от Апостолов и Таинственную власть вязать и решить. Приведем некоторые места из учения отцов Церкви о сей власти.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-t...

Кто разрешит себя от постов этих, тот еще раз предает Господа и еще раз распинает Его“ 648 . Под преданием Господа на смерть, каковое воспоминается в среду чрез пост, не нужно в прочем разуметь самый факт предания Господа врагам, ибо это совершилось не в среду, а в четверг, по Евангелию, после тайной вечери. Под таким преданием нужно разуметь решение Иуды, в этот именно день последовавшее, касательно предания Господа и совет первосвященников по этому случаю. Что сказать о посте в субботу? имеет ли он за себя такую глубокую древность, как посты в среду и пятницу и такие непререкаемые свидетельства, какие имеются относительно этих последних постов. Самое раннее свидетельство, какое только имеем касательно поста в субботу – это свидетельство собора Эльвирского, от начала IV века. Собор этот (западный) в 25 правиле говорит: „собору угодно исправить ошибку, чтобы во всякую субботу совершали мы пост» (superpositionem jcjunorum. Из этого правила видно, что в это время уже существовал пост в субботу на западе, но из правила не ясно видно: существовал ли этот пост издревле, или только что начал входить в практику. Определенные основания для поста в субботу указывает блаженный Августин (их мы привели выше. С решительностью настаивает на посте в субботу в особенности папа Иннокентий I, указывая такие основания для поста в субботу: „пятницу мы постимся ради страданий Господа, и субботу мы не должны опускать, потому что это промежуточный день между печалью и радостью. Известно, что апостолы эти два дня пребывали в печали и из страха пред иудеями попрятались. Должно быть, вне всякого сомнения, что сообразно с преданием церкви в этот день (субботу) не должно быть совершаемо никаких таинств, т. е. он должен проводиться как постный день. Этот пост, который соблюдали апостолы, мы должны соблюдать каждую неделю“ 649 . Что касается тех оснований, какие приводит Ратрамн в доказательство поста в субботу, именно, что Апостолы Петр и Павел постились, выступая на борьбу с Симоном волхвом, то рассказ об этом должно относить к области басен, и есть произведение фантазии 650 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

курет. пеш. геракл. (но син. и иерус. не имеют) Эфиоп. Гот. Дид. Эпиф. Злат. Амвр., – имеются такие слова: «не знаете, какого духа (есте) вы», – и кроме того в мн. унц. Итал. Сир. кур. пеш. и геракл. (но син. не имеет) Арм. Гот. Кипр. – прибавлено: «ибо Сын Человеческий не пришел души (жизнь) человеческие погубить (вар. убить), но спасти». Подобное же Лк.19:10 и Мф.18:11 по D. и мн. унц. Итал. больш. Вульг. Сир. (кроме Син.) Злат. и др. В евангелии Луки имеется также крестная молитва Христа за Своих распинателей: «Отче, отпусти им, ибо не ведают, что творят!» ( Лк.23:34 , – больш., но нек. не чит.). Ср. Мф.18:22 ; Лк.17:3 ; 1Тим.1:15 . Отсюда видно, какого духа или направления держалось нравственное первохристианское сознание по отношению к великим грешникам. То же доказывают и примеры: обращение Ап. Петра с Симоном волхвом, коего грех аналогичен греху Анании и Сапфиры и коему оставлена жизнь и возможность покаяния ( Деян.8:18–24 ), и отношение Ап. Павла к Коринфскому кровосмеснику ( 1Кор.5:5–7 ). Указание автора (стр. 246) на то, что «содержание христианской религии не может быть исчерпано одной идеей любви, на ряду с любовью в христианстве выступает и правда Божия» не имеет приложения к данному случаю. Правда Божия конечно не может стоять в противоречии с требованиями Божественной любви, и наоборот. Но в данном случае предмет рассматривается и с точки зрения Божественной Правды, не хотящей смерти грешника. Также и ссылка на Апокалипсис Апок.21:8, 27 и 22:15 (почему только эти места? Разве в Новом Завете мало дру- —223— тих подобных же мест?!) не соответствует цели. Речь не о будущем суде, а о суде над человеком в настоящей жизни. Аналогия с Иудою предателем (сатана «вошел в него» и: «исполнил сердце» Анании) доказывает противное. Иуда и после вхождения в него сатаны «раскаявшись (μεταμεληθες), возвратил тридцать сребренников архиереям и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь неповинную, – и, бросив сребренники в храм, удалился и отошед удавился» ( Мф.27:3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

л. 135. Служба, мая 28. Игнатию еп. ростовскому. л. 147. Мес. маия 28 день, память св. отца нашего Игнатия, епископа ростовьскаго, чюдотворца. Нач. Прославим всемилостиваго Бога и пречистую его Матерь, еже в нынешнее время в последняя лета прояви Бог таковаго великаго светилника. л. 151. Служба, ноября 27, Иакову еп. ростовскому. л. 163. Служба, на преставление, Петру царевичу ростовскому. л. 179. Мес. иуля в 29 день, страсть святую верховную апостолу Петра и Павла. Нач. Петр святый и великый Христов апостол бе от града Висфаиды. л. 182. В тойже день, Словопрениа Петрова с Симоном волхвом. Нач. Пришедшу убо св. апостолу Петру от Антиа в Рим и обита близ торгу у Климента некоего карабленика. л. 185 об. Житие и жизнь блаженнаго Петра братанича царя Беркина, како прииде в страх Божий и умилився душею, и прииде из Орды в Ростов и крестися, и како видение виде св. апостол Петра и Павла на поле, идеже и ныне церкви стоит св. апостол Петр и Павла. Нач. Св. епископу ростовскому Кирилу, ходящу в Тотары с честию к царю Берке, за дом св. Богородица. л. 207. Служба, окт. 29, Авраамию архим. ростовскому. л. 224 об. Мес. октября 29 день, преставление препод. отца нашего Аврамиа Богоявленьскаго архимандрита ростовьскаго, чюдотворца. Нач. Преподобный отець нашь Аврамий бе родителю благочестиву сын. л. 239 об. Служба, мая 14, Исидору юродивому ростовскому. л. 262. Мес. маиа 14 день, житие и подвизание и отчасти чюдес блаженнаго Исидора юродиваго Христа ради, нарицаемаго Твердислова, ростовскаго чюдотворца. Нач. Иже блаженных и приснопамятных св. мужей богоугодное в плоти сый равноангелом житие. Чудес 3 : и Похвала. л. 282. Служба, сент. 19. Феодору кн. смоленскому и ярославскому. л. 318. Мес. сентября в 19 день, преставление благовернаго и христолюбиваго В. Князя Феодора смоленьскаго и ярославльскаго, и сынов его князя Давида и Константина. Сставлено же бысть сие житие и чюдеса ермонахом иноком Антонием тогоже монастыря св. Спаса боголепнаго Его Преображения, по благословению господина преосвященнаго митрополита Филиппа, волею же боголюбиваго и вседержавнаго Государя Великаго Князя Иоанна Василиевича всея Руси, и при благородном и благочестивем его сыну Ио(а)нне Ивановиче. Нач. Ельма убо божественым мужем хотящим повести написати и венца от них похвалныя плести.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

л. 278. В тойже день, иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаг о, патриарха Царяграда, Слово на Рожество св. пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна. Нач. Солнцу сему хотящу видимому изыти из предела земленаго. л. 285. Мес. того же 29-го, Слово прениа Петрово с Симоном волхвом. Нач. По Клавдее же царствова сын его лет четыренадесять, при сем волхв Симон прииде в Рим и многа знамениа волхвованием и призраки некия и себе Бога нарицая. л. 293 об. В тойже день, Исихия прозвитера иерусалимскаго Слово похвално св. апостолам Петру и Павлу. Нач. Добро убо цветов пролетных часом к себе приносящим объуховати. л. 298. В тойже день, житие блаженнаго Петра братанича царева, зовомаго Беркина, иже есть из Орды в Ростов и крестися, и како видение виде св. апостол Петра и Павла на поле, идеже ныне церковь стоит св. апостол Петра и Павла. Нач. Святому архиепископу ростовскому Кирилу ходящу в Татары с честию к царю Берки за дом св. Богородица. л. 310. Мес. тогоже в 30 день, память св. двунадесяти Апостол великих Христовых и ту благослови видца двунадесяте другы Христовы. Нач. Блаженный Давид духом учим ясно Святую Троицу во едино царствующу исповеда. л. 320 об. В тойже день, на собор божественных Апостол двунадесяте Слово похвално св. всехвалным верховным богопроведником Апостолом. Нач. Много упражнения требует начиная и повести слагати или похвалити что. л. 331. Послесловие, см. 665. 678. (413.) Минея четья мес. июль, полууст. разных почерков, XV и XVI веков, в четверть, 587 листов. л. 1. Мес. иулия 1, мучение святых Козьмы и Дамиана ижс в Риме. Нач. По плотнемь Владыки Христа восиании на земли. л. 9. Мес. тогоже в 2 день, Слово являя место и время и вину, воньже явися св. риза Богородица, яже лежит в честнемь ковчезе, ейже (в) Влахерне покланяются. Нач. Святая некая и великая тайна Божиим человеколюбьством явлена. л. 25 об. В тойже день, мучение св. мученика Копита. Нач. Венець убо многоцветен и всеми цветци украшен. л. 29 об. Мес. тогоже в 3, мучение св. мученика Уакинфа. Нач. Царствующю в то время Трайану бысть гонение велико христианом.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Лагард (в предисловии к своему изданию «Климентин», стр. 22) и Дж. Э. Стейтц (в обширном отзыве об издании Лагарда в «Studian und Kritiken», 1867, по. III, p. 556 sqq.) проводят параллель между псевдоклиментовским описанием Симона и немецкой историей о маге Фаусте и утверждают, что второй образ произошел из первого при посредничестве «Встреч», которые были в церкви более известны, чем «Гомилии». Георгий Сабелл, около 1507 г., называл себя Faustus junior, magus secundus. Отца Климента зовут Фаустом, а два его брата, Фаустин и Фаустиниан (во «Встречах» – Фауст и Фаустин), воспитывались вместе с Симоном Волхвом и сначала были его спутниками. Образы Елены и Гомункула представлены в обеих историях, хотя и очень по–разному. Я не уверен, достаточно ли такого сходства, чтобы установить связь между двумя вымышленными и очень разными в остальных отношениях популярными историями. §115. Гностицизм. Литература Источники I. Труды гностиков (валентиновской школы в широком смысле слова): Pistis Sophia; Opus gnosticum e codice Coptico descriptum lat. vertit M. G. Schwartze, ed. J. H. Petermann. Berl. 1851. Середина III века. Рассказ о падении и раскаянии Софии и о таинстве искупления. См. также статью Köstlin, в «Tüb. Theol. Jahrbücher», 1854. Апокрифические евангелия, деяния и апокалипсисы тоже по большей части гностического происхождения, например, Деяния святого Фомы (любимого апостола гностиков), Иоанна, Петра, Павла, Филиппа, Матфея, Андрея, Павла и Феклы. Некоторые из них были переработаны католическими авторами и внесли существенный вклад в формирование учения церкви по преданиям. Они и истории о монахах – религиозные повести ранней церкви. См. сборники апокрифической литературы Н3, составители Fabricius, Thilo, Tischendorf, Max Bonnet, D. William Wright, G. Phillips, S. C. Malan, Zahn, особенно Lipsius: Die Apokryphen Apostelgeschichten und Apostellegenden (Braunschweig 1883, 2 vols.) См. также список литературы в т. I. 90 sq.; 188 sq., и в Lipsius, I. 84 sqq. II. Труды отцов церкви (в которых есть много цитат из гностических произведений): Ириней: Adv. Haereses. Основной источник, особенно о гностицизме Валентина. Ипполит: Réfutât, omnium Haeresium (Philosophumena), ed. Duncker and Schneidewin. Gott. 1859. Отчасти основывается на Иринее, отчасти на самостоятельном чтении гностических текстов. Тертуллиан : De Praescriptionibus Haereticorum; Adv. Valentin; Scorpiace; Adv. Marcionem. Последний труд – основной источник сведений о маркионитах. Климент Александрийский : Stromata. Разбросанные упоминания большой ценности. Ориген : Com. in Evang. Joh. Содержит много важной информации и выдержки из Гераклеона. Епифаний: Πανριον. Много информации, но некритически отобранной и фанатически ортодоксальной. Евсевий: Hist Eccl. Феодорит: Fabulae Haer.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Личная история Апостолов и апостольских мужей сугубо темна и от недостатка близких, и от множества отдаленных свидетелей, но, тем не менее, достопамятна. Лица 1 . Петр. Из рыбаря Апостол, из Симона – Петр за твердость, с какой исповедал Иисуса Христа. Не получил никакого отличия от прочих в споре о первенстве достоинства 342 , но во многих случаях имел первенство порядка. Был ли первым Антиохийским епископом, из Св. Писания не известно, но что несомненно, что в Антиохии обличен Павлом в отчуждении себя от язычников. Что был в Риме, сие неоспоримо, как по свидетельству Гаия, римского пресвитера, у Евсевия 343 , так и потому, что никакая церковь , кроме Римской, не присваивала чести иметь его своим мучеником. Но мнение о его двадцатипятилетнем епископстве в сей церкви, основанное на летописи Евсевия, ложно, потому что его прибытие в Рим, по истории того же Евсевия, случилось в конце его жизни 344 , и по Лактанцию , при Нероне 345 . Егезипп 346 и Амвросий 347 повествуют, что Петр возбудил против себя гонителя победою над Симоном-волхвом в воскрешении мертвого и в неудачном летании сего последнего; что во время опасности, по убеждению верных, выходя из Рима, он возвращен был явившимся Господом, который сказал ему, что идет на второе распятие; что он распят в перевернутом положении, потому что недостойным себя почитал умереть точно смертью Господа. 2 . Андрей. Брат Петра, ученик Иоанна, Апостол Христов. Чудеса, изумляющие в его жизнеописаниях, суть: возвращение зрения пленному и лишенному очей Апостолу Матфею, исцеление больных, воскрешение мертвых, изгнание демонов в образе псов, светозарное лицо при вступлении в Ахаию и Македонию, умерщвление великого змея, обращение состарившегося плотоугодника, двухдневное поучение со креста, небесный свет окруживший его перед смертью 348 . 3 . Иаков Зеведеев. Апостол из рыбаков. Достопамятное обстоятельство кончины его повествует Климент Александрийский 349 . Человек, представивший его к суду, пораженный его твердостью, сам исповедал Христа и на пути к месту казни, испросив у Апостола прощение, и получив от него мир, вместе с ним пал от меча. О путешествии его в Испанию и о принесении туда его мощей молчать заставляет молчание писателя книги Деяний и даже всех древних испанцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Между тем церковные правила очень строго относятся к тем лицам, которые получают епископские кафедры при посредстве одной только светской власти без разрешения и согласия духовной власти, как то было при переходе Амвросия в Белую Криницу. Апостольское правило 30. «Аще который епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит епископскую в Церкви власть, да будет извержен и отлучен, и все сообщающиеся с ним». 81 Посему Афанасий Великий в доказательство того, что Георгий Каппадокийский незаконно был возведен на Александрийский престол, указывал в своё время на то, что Георгий Каппадокийский получил сан епископский услугами и помощью мирских властей: «это (т. е. возведение на церковные должности при помощи одной только светской власти) законы церковные нарушает, прибавляет св. отец, и язычникам подает случай хулить нас и думать, что постановления в церковные степени бывает у нас не по божественному закону, но с торгов и по ходатайству». 82 Заметим, наконец, что корыстное побуждение, побудившее м. Амвросия решиться порвать связь со своим патриархом, является с точки зрения канонов церковных новым обстоятельством, увеличивающим виновность м. Амвросия. Находясь в крайне-бедственном материальном положении, Амвросий прельстился обещанным ему жалованием в количестве 500 червонцев в год и за это согласился продать то, что по учению отцов и учителей Церкви и согласно правилам церковным не может быть ни в коем случае продаваемо, то есть епископский сан. Еще Тертуллиан говорил: «Начальствуют заслуживающие одобрения и старшие, получивши эту честь не ценою, но свидетельством (testimonio), ибо ценою не получается от Бога ни одна вещь». 84 Св. Амвросий Медиоланский осуждает тех, которые «благодать св. епископства покупают за деньги, нисколько не боясь того, что покупая священническую почесть, выслушивают вместе с Симоном волхвом приговор Петра… которые степень священную ценят деньгам приравнивая». 85 Посему церковные правила строго осуждают симонию. Апостольское правило 29. «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, деньгами сие достоинство получит: да будет извержен и он и поставивший, и от общения совсем да отсечется, яко Симон волхв мною – Петром».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010