Вы пишете, что «одна из основ канонизации, то есть причтения к лику святых,– это жизнь по Евангелию и послушание Церкви». А как же Николай II, за которым – Ходынка, Первая мировая и Кровавое воскресенье? А невинно убиенных у нас – пол-России. Для меня непонятно, какое отношение имеет Ходынка к святости императора Николая II. Здесь была ошибка инженеров и городских властей, по вине которых случилось несчастье, но и Ходынка имеет определенную связь с нравственным обликом царя: он не списал это происшествие на счет несчастного случая, а посчитал своим долгом помочь семьям пострадавших и выделил на это огромную, по тому времени, сумму. Что касается Первой мировой войны, то Германия готовилась к ней, и император Вильгельм II сказал такую фразу, которую впоследствии повторил Адольф Гитлер: «Война с Россией должна быть теперь, и немедленно». Действительной причиной войны была нарастающая мощь Российской империи, которая пугала ее западных соседей. Русской дипломатии удалось создать блок трех держав против Германии, и объективно победа должна была быть на стороне России. Но эта мощная крепость пала, потому что внутри ее был зажжен пожар. Что касается Кровавого воскресенья, то Владимир Ленин, который лучше знал, в чем дело, назвал его генеральной репетицией Октябрьской революции. Деятельность Петра  уже достаточно изучена, а облик царя Николая еще не дописан историей, но его почувствовала народная душа и приняла именно как своего народного святого еще задолго до канонизации. Вопрос о Петре I меня действительно очень волнует. Но в продолжение своего вопроса я хотел бы узнать об отношении Православной Церкви к Феофану Прокоповичу , полностью поддерживавшему реформы Петра I во всех (насколько мне известно) областях его деятельности.  Голос Церкви – это голос Собора, но оценка государственной и общественной деятельности людей не входит в задачу церковных Соборов. Поэтому здесь я могу высказать только свое личное мнение. Архиепископ Феофан Прокопович был выдающимся церковным полемистом, но по духу был скорее придворным, чем духовным лицом, притом придворным интриганом, не гнушавшимся самыми низкими средствами вплоть до доносов на своих собратьев. Он написал церковную службу в честь победы Петра I над шведским королем Карлом XII, которая поражает чудовищным подхалимством (Петр I сравнивается с апостолом Петром, а Карл – с Симоном Волхвом). Он был одним из организаторов инквизиции в России, которая просуществовала несколько десятков лет. Его смерть не была христианской; он произнес последние слова: «Умная голова, где теперь обрящешься?». Как церковный деятель он проявил себя горячим сторонником секуляризации и подчинения Церкви государству.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Выражение Апостола: «может быть» свидетельствует собой ясно и о необыкновенной силе произнесенного суда Апостольского над Симоном-волхвом; но с другой стороны, это же выражение Апостола свидетельствует о том, что окончательный и безусловно решительный суд о человеке все-таки принадлежит Господу. О другом волхве – Елиме известно, что он «противился» Апостолам Павлу и Варнаве, «стараясь отвратить проконсула от веры» в Иисуса Христа. «Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого» ( Деян.13:8–11 ). Из слов Апостольского суда видно, что Елима проповеди Апостолов Павла и Варнавы противопоставлял некое слово проповеди от себя, «совращая с прямых путей Господних», и можно догадываться, что Апостолам – посланникам Божиим – он противопоставил себя в качестве высшего авторитета, посланника небес и якобы близкого Богу Его вестника, так как сам проконсул Сергий, державший при себе Елиму, держал его при себе ради именно просвещения себя в вере, а не ради чего-либо другого, ибо известно, что после этого события с волхвом он обратился к вере во Христа ( Деян.13:12 ). К волхвамСимону и Елиме, относительно нравственно-духовного состояния души, по справедливости должны быть причислены упоминаемые в книге деяний Апостольских Анания и Сапфира. Правда, они были из числа «братий»; но весь их духовно-нравственный образ скорее подходил к Симону-волхву, чем к образу истинного члена Церкви: членство свое в Церкви они для каких-либо сторонних целей, как якобы особенно ревностнейшие из христиан, думали утвердить на наглом и преступном обмане, и истинное расположение их душ в этом обмане открылось во всей презренной своей наготе. А потому и суд Апостольский к ним был также чрезвычаен и необыкновенен, как и суд к волхвамСимону и Елиме и, нужно полагать, таковой суд постиг их за ту нравственную язву лжи и обмана, обращающую веру Христову в орудие сторонних мирских и низких целей, которую они вносили собою в самые недра Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Где действовал Симон? На это дает ответ книга Деяний апостольских; здесь говорится, что Симон приобрел себе славу, «во граде Самарии» (т. е., вероятно, в Кесарии), где случай свел его с апостолами. По рассказу Климентин, это обстоятельство представляется в связи с враждебным отношением иудеев к юной Церкви Христа в Иерусалиме. Дело происходило так: иерусалимские книжники укоряли апостолов, будто их учитель все, что делал чудесного, делал как волхв, а не как пророк. Между ними один, «враждебный муж», ворвался в храм и начал сильно укорять иудеев, что они позволили обольщать себя этим несчастным людям, которые (указывает на последователей Спасителя) обольщены магией. Укор, сделанный резко, имел свое следствие. В народе поднялся ропот и бунт против бедных назарян; их стали везде преследовать и убивать. Кто такой этот «враждебный муж»? Очевидно, Савл, молодой и фанатичный фарисей, который стерег одежды убийц первомученика Стефана. Когда, вслед за казнью Стефана, апостолы и верующие удалились из Иерусалима, этот Савл, с письмом первосвященника, уполномочившим его на преследование всех назарян, поспешно направился по дороге к Дамаску, но ошибся: Петр с прочими апостолами находился в Иерихоне (пальмовом городе), несколькими милями севернее Иерусалима. Во время пребывания их здесь в посте и молитве, приходит известие, что Симон волхв соблазняет на свою сторону многих из недавно обратившихся последователей Христа, выдавая себя за мессию и обольщая ложными чудесами. Петр отправляется в Кесарию, чтобы противодействовать лжемессии. Плодом апостольской проповеди здесь было обращение многих ко Христу. И сам волхв захотел за денежную плату получить от Петра благодатный дар — руковозложением низводить Св. Духа, но вместо этого услышал слово укора из уст апостола. Симон затронул больное место, где уязвлена была честь честных галилеян; наученные евангельской бедности, они меньше всего пускались на стяжание золота. Это столкновение апостола Петра с Симоном волхвом описывается и в книге Деяний апостолов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Гипотетическая вражда внутри апостольской церкви Отправной точкой теории тюбингенской школы является предположение о принципиальной вражде между еврейским или исходным христианством в лице Петра и языческим или прогрессивным христианством в лице Павла. Согласно этой теории, новозаветные писания тенденциозны (Tendenzschriften) и не излагают простую и чистую историю, а подгоняют ее под богословские или практические задачи в интересах либо одной из фракций, либо компромиссной точки зрения. 246 Послания Павла Галатам и Римлянам, 1 и 2 Коринфянам (их подлинность считается несомненной) – все это примеры враждебного иудаизму всемирного христианства, главным основоположником которого, вероятно, следует считать самого Павла. Книга Откровение, написанная апостолом Иоанном в 69 г., – это пример первоначального еврейского, ограниченного христианства (что согласуется с положением Иоанна как одного из «столпов», апостолов для обрезанных – Гал. 2:9 ) и единственное подлинное сочинение «старых» апостолов. Баур (Gesch. der christl. Kirche, I, 80 sqq.) и Ренан («Жизнь Иисуса», гл. 10) даже позволяют себе предположить, что подлинный Иоанн вычеркивает Павла из списка апостолов ( Отк. 21:14 , где есть место только для двенадцати имен) и намекает на него в своих обличениях, называя ложным иудеем ( Отк. 2:9; 3:9 ), ложным пророком ( Отк. 2:20 ) и сравнивая с Валаамом ( Отк. 2:2,6,14–15 ; ср. Иуд. 11 ; 2Пет. 2:15 ). Климент в своих «Проповедях» якобы тоже критикует Павла, называя его Симоном Волхвом и ересиархом. Кроме того, Ренан считает, что все Послание Иуды, брата Иакова, было написано как опровержение учения Павла и появилось на свет в Иерусалиме в связи с тем, что Иаков сплотил иудейских христиан для противодействия Павлу и его сторонникам, – и это противодействие якобы едва не погубило весь труд Павла. В соответствии с точкой зрения тюбингенской школы, прочие новозаветные книги были написаны после смерти апостолов и отражают различные стадии процесса воссоединения, приведшего к созданию ортодоксальной церкви II и III веков.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Гностики-язычники фактически «перевернули» ту естественную нравственность, о которой человечество (благодаря естественному Откровению) никогда не забывало. Они проповедовали, что мир сотворил якобы не высший благой Бог, а ангелы. Гностики делили людей на три разряда: физики (телесные), психики (душевные) и пневматики (духовные). «Духовные, или совершеннейшие», как о них писал святой Ириней, «до пресыщения предаются плотским наслаждениям», и он же приводит примеры крайнего развращения в таких сектах. Таким образом, в сектах гностиков совмещались требования строжайшего аскетизма (отказ от брака, мяса и вина) с крайними формами разврата (содомией и скотоложством). Разврату предавались принципиально, потому что у них объявлялось добро – злом и зло – добром. Конечной целью гностического аскетизма было истребление плоти, как творения сатаны и темницы «искры света», души. Гностических сект действовало бесчисленное множество. По мнению древних отцов Церкви (Иустина, Иринея, Ипполита, Тертуллиана и пр.) родоначальником гностицизма и всех ересей в Церкви был иудей Симон-волхв ( Деян. 8, 9–24 ). В одном лице он ухитрился совместить три из четырех «прообразов всех ересей» (иудаизм, гностицизм, языческий оккультизм) и на его примере видно, насколько эти «праматери» переплелись в одно корневище. Апостол Петр обличил Симона-волхва. Дальнейшая судьба его известна из сочинений святых Иринея и Ипполита, пользовавшихся недошедшим до нас трудом святого Иустина, земляка Симона-волхва. Из Самарии Симон прибыл в Тир, где на деньги, отвергнутые Апостолами, выкупил из блудилища женщину по имени Елена и объявил ее творческой мыслью верховного божества. Самого себя выдавал он за «верховного бога». Применяясь к христианским терминам, Симон объявил, что он есть «отец», «сын» и «дух святой» – три явления единого сверх-небесного Бога. Будто в Самарии он явился как «отец», в Иудее – как «сын» в лице Иисуса, которого оставил перед распятием. Как «дух» он якобы будет просвещать язычников во всей Вселенной. Гностическая секта, основанная Симоном-волхвом, известна под названием симониан или елениан (по имени его спутницы Елены) и существовала еще в III в. после Р.Х.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Едва только евангелие заявило свою жизненность, и начало разливать на тогдашний образованный мир святое свое влияние, как ревнивые и завистливые любители новостей, поборники мысли, набросились на него, и старались овладеть им. Евреи и язычники, сектанты и философы – каждый угодничал новой силе, каждый хотел, по меньшей мере познакомиться поближе с ней, занять, вырвать у нее, по мере надобности, тайну ее мощи. Великие изобретения всегда вызывают подделки и великие личности привлекают стаи пустых шмелей. Первые, пустившиеся в путь апостолы Петр и Филипп, обмануты были в Самарии Симоном волхвом 202 . А постол Павел встретил в Коринфе, между 50 и 60 годами, притязания высшей науки и крайнего спиритуализма; издевались над его не внушительной наружностью, над его речью без прикрас, над простой его диалектикой; старались сделать небезопасными его шаги в Греции – этой отчизне тонкости и софизма 203 . Когда он собрал пресвитеров ефесской церкви, в прекрасной речи своей, к ним обращенной и записанной в XX главе Деяний св. Апостолов, он только предварял их, что из среды их, выйдут люди, которые возвестят превратные учения 204 ; в послании же своем к Колоссянам он уже открыто восстает против них говоря: «никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом, и не держась главы» 205 . Признаки такого направления усиливаются по мере того, как христианское учение распространяется в народе. Пастырские послания апостола Павла к Тимофею и к Титу, семь небольших посланий, содержащихся в III u b IV главах Откровения (Апокалипсиса), послания Иоанна, а особливо первое, заявляют возрастающую опасность и указывают на изобретателей этих пагубных учений. «О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры»… Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Здесь благоизволил Бог сосредоточить особливую связь сердец о Христе Иисусе, связь, по которой все мы, как изъясняет Слово Божие, составляем различные члены единого тела Христова. «Вы есте тело Христово», писал к нам Апостол Павел, «тело и уды от части. И овых убо», продолжал Павел, «положи Бог в Церкви первее Апостолы, второе Пророки, третие учители» и пр. (Кор.1:12, 27. 28. 13). Связь сия должна быть глубоким основанием и источником единомудрия в Вере и любви в жизни. Сию-то в особенности мысль Апостолов передает нам, как Богооткровенную, св. Игнатий Богоносец в посланиях своих, кои считаются между первыми из свято-отеческих. «Ничто-же да будет в вас могущее вы разделити, пишет св.Игнатий 278 , «но соединяйтеся с Епископом, покоряющеся Богу чрез него во Христе. Якоже убо Господь без Отца ничтоже творит; не могу бо, рече, Аз о Себе творити ничесоже: тако и вы без Епископа и Пресвитеров, ничего не делайте. – Почитайте Епископа вашего, как Христа, якоже нам блаженнии заповедаша Апостолы. Повинуйтеся и Пресвитерству, яко Апостолам Иисуса Христа, упования нашего, в немже обрящемся. Подобает же и Диаконом, сущим служителям Таинств Иисус-Христовых, во всем угождати» 279 . Такими и подобными напоминаниями исполнены послания св.Игнатия, слышателя, как сказано негде, Апостольского, имущего чин сказателя их, как говорит сам он. Сказатель Апостольский говорит, что такое единение между верующими необходимо в предохранение непорочности Веры и верующих. Нужда в том ясно открывалась уже в то время и на опытах, при появлении разделений, произведенных Симоном Волхвом, Менандром, Василидом и пр. Таким образом в Священстве узаконил Бог посредство Духа в особенности между самими Священнослужителями к верующими, в том же общем чертеже законов Своих, как относительно духовных нужд наших соединил нас Господь с Ангелами и праведниками здесь и на небеси общением молитв и пособий. Конечно, мог бы Господь и все строить без всяких посредств; но так Ему благоугодно, чтобы настоящий мир наш весь состоял из посредств, составляющих взаимную связь мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

И 25-летняя дата епископствования Петра в Риме по «Хронике» в обработке Иеронима и Сирской не находит себе подтверждения не только в Армянской хронике, но и в послеевсевиевских «восточных» списках епископов, где она варьируется так: 2 года (по Chronogr. breve Nicephorus), 22 (по Chronogr. Syntomon и Евтихию) и 28 (по Authograph des Elias Nisibenus 263 . Почти с несомненностью можно полагать, что 25-летняя дата в «Хронику» Евсевия вставлена рукой Иеронима. Эта дата была известна уже хронографу 354 г 264 Иероним твёрдо держится её и в De viris illustribus, где она обоснована точно хронологически. Вероятно, ему уже не чужда была идея приматства Петра и римской кафедры. Её он и старается утвердить. Едва ли случайны его выражения о Петре: «super quem Dominus fundavit ecclesiam 265 , что он (Пётр) – Christianorum Pontifex primus, princeps Apostolorum. Отсюда возможно, что для оправдания 25-летнего понтификатствования Петра в Риме из под пера Иеронима в «Хронике» Евсевия явился и «2-ой год Клавдия», поэтому Harnak справедливо ставит его в скобк 266 . Отдельные данные вышеприведённых свидетельств о раннем пребывании Петра в Риме Иероним обработал в стройное целое, где вымысел переплетается с действительностью: «Симон Пётр, князь Апостолов (princeps Apostolorum), после епископства в Антиохийской церкви и проповед ирассеяния тех, которые уверовали от обрезания в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии ( 1Петр. 1, 1 ), во второй год императора Клавдия (42 г. по Р. Х.) прибыл в Рим для поражения Симона Волхва и занимал здесь в течение 25 лет, до последнего, т. е., 14 года Нерона (т. е. до 13 октября 67 г. по Р. Х 267 ; 67–42­25), святительскую (Sacerdotalem) кафедру 268 . Мы не будем подробно останавливаться на критике этого свидетельства. Заметим только, что рассказ о столкновении ап. Петра с Симоном Волхвом, вероятно, имеет под собой реальную подкладку. Евсевий, данные которого объединены Иеронимом, своё сообщение, что Симон Волхв прибыл в Рим при Клавдии и там был обожествлён, мог заимствовать у Иустин 269 и Ирене 270 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/pervoe...

и подвергший суду Иоасафа, поставляет себе целью удержать развитие симонии, в которой повинен был и сам патриарх. Члены собора очень подробно мотивируют гнусность симонии, но все их разъяснения не представляют новизны. Во всяком случае, судя по историческим свидетельствам, собор очень решительно вступил в борьбу со злом. На нем было определено, что если какой архиерей будет брать деньги за посвящение в священные должности, то такой подлежит низвержению из сана. Это определение некоторое время имело силу, и архиереи перестали брать мзду за посвящение. Но, однако, вскоре оказалось, что соборное постановление против симонии было паллиативом, потому что собор запретил взимание платы за акт посвящения, но ничего не сказал касательно так называемого эмватика, т. е. платы, какую патриархи с архиереев, а архиереи со священников брали за право проходить свою должность в той или другой епархии, а также в том или другом приходе. Ведь это тоже симония. И недаром греческий летописец, передавая сведения о соборе 1565 г., говорит, что отцы собора посекли листья на дереве, и ветви его, и самый ствол, но оставили неприкосновенными корни, от которых снова должно было вырасти древо познания добра и зла. Так, летописец говорит об эмватике, который держался на том же самом корне, на каком и взимание платы за посвящение (в собственном смысле симония). И действительно, нашлись такие архиереи, по словам того же летописца, которые ничуть не опечалились оттого, что собор 1565 г. запретил брать деньги за посвящение; они поступали очень искусно, обходя соборное прещение; отказались от запрещенной собором платы, но зато стали брать двойной эмватик. Таким образом, выходит, что то самое, что они теряли, не получая денег за посвящение, они же получали полностью, взимая с лиц, ими посвященных, двойную плату за право иметь то или другое церковное место, разумеется, место, приносящее, в свою очередь, доход ставленнику. Передавая известия о подобного рода поступках архиереев, тот же летописец пишет: и вот «архиереи не могли подвергаться осуждению с Симоном Волхвом, да и наказания никто не заслуживал за свои проделки; началось прежнее служение мамоне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Ириней, I. 25 (24). Ипполит, VII. 32 (D. & Sehn., р. 398 sqq.). Климент Александрийский , Strom. III. 511. Епифаний, Haer. XXV. Карпократ также жил в период правления Адриана, вероятно, в Александрии, и основал гностическую секту, носившую его имя. Карпократиане ставили Христа на один уровень с языческими философами, гордились тем, что они выше всех популярных религий, и предавались ничем не сдерживаемой безнравственности. Мир, по их мнению, был сотворен ангелами, которые стоят значительно ниже нерожденного Отца. Иисус был сыном Иосифа, таким же, как все люди, только душа Его была стойкой и чистой, и он в совершенстве помнил все, что видел в сфере нерожденного Отца. Поэтому на Него сошла сила Отца, чтобы с ее помощью Он мог освободиться от творцов этого мира. Миновав их всех и оставшись свободным, Он опять вознесся к Отцу. Мы можем вознестись, как Иисус, если тоже будем презирать творцов мира. Карпократиане, по свидетельствам Иринея и Ипполита, занимались также магическими искусствами, заклинаниями и изготовлением приворотных зелий, общались с семейными духами, насылающими сны демонами и прочей нечистью, утверждая, что обладают властью над всеми князьями и правителями мира сего. Карпократиане вели разнузданную жизнь и злоупотребляли именем Христа, скрывая за ним свои грехи. Это была первая секта, о которой известно, что она использовала изображения Христа, якобы основанные на оригинале, созданном для Понтия Пилата 950 . Епифан, сын Карпократа, умерший в возрасте семнадцати лет, был основателем «монадического» гностицизма, который, в противопоставление дуалистическому, по–видимому, отрицал независимое существование зла и сводил его к выдумке из человеческих законов. Епифан написал книгу о «Правосудии», в которой определял его как равенство. Он учил, что Бог послал все блага всем людям в равной мере, что они общие, а следовательно, имущество и даже женщины должны быть общими. После смерти последователи поклонялись ему, как богу, в Саме в Кефалонии, приносили ему жертвы, возлияния, устраивали пиры и пели гимны. Здесь мы наблюдаем поклонение гению вкупе с разнузданностью плоти, которые снова наблюдаются в наше время. Но вполне может быть, что Климент Александрийский , рассказывающий об этом факте, совершил такую же ошибку, как Иустин Мученик с Симоном Волхвом, и перепутал местный языческий праздник луны, известный как τα Επιφνεια или Επιφανς, с праздником в честь Епифана 951 . §131. Татиан и энкратиты

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010