Как потом жил Медведев в «храниле», опять ничего неизвестно. Одному из историков Медведева кажется несколько сомнительным рассказ о том, как Медведев написал покаянное писание о своих заблуждениях, сам читал его в церкви и просил передать его патриарху; замечает, что подлинное покаяние, хранящееся в синодальной библиотеке, Медведевым не подписано, хотя есть подпись его приверженца, попа Саввы Долгаго 41 . В упомянутом соборном постановлении приведен длинный ряд проклятий на случай, «аще Сенка Медведев приносит ныне покаяние невседушно, но некако ухищренно или по некоему лукавству, или срама ради и страха человеческаго, или иного ради некоего случая, хотя искусити Дух Господень». После исторического воспоминания об еретике Арии, о русских еретиках прежних времен, на голову Медведева призываются всевозможные проклятия. Приводим их, потому что само чрезмерное количество их, очевидно, должно отражать собой озлобление патриарха на несчастного «Сенку»: «Да будут дни его мали и зли, и молитва его да будет в грех, и диавол да станет из десных его, и да изъидет осужден, в роде едином да погибнет имя его, и да истребится от земли память его, и да истнится яко прах пред лицем ветра … Да приидет на него онех богоносных отец, их же писания развращенно писаше и глаголаше, и всех бывших …архиереев … богоносных отцев … патриархов греческих … всех зде написанных имены и ненаписанных, и всего архиерейскаго и иерейскаго чина, проклятство и анафема, не точию сугубо и трегубо, но и многогубо. Да приидут на не вся проклятства, ими же Моисей проклинаше иудеи, непослушающыя заповедей Господних … Да будет ему Каиново трясение, Гиезиево прокажение, Иудино удавление … Симона волхва погибель … Анании и Сапфиры внезапное издхновение … И да будет отлучен и анафематствован … и по смерти не прощен; и тело его да не разсыплется, в знамение вечнаго от Бога отлучения, и земля его да не приимет … И да будет часть его, в геенне вечной, со Иудою христопредателем, и со Арием лжекленшимся, и … мучен будет день и нощь во веки веков» 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда многие отстали от Иисуса, и Он спросил Своих учеников: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого» ( Ин.6:67– 69 ). Тем не менее, Петр по-человечески не понимал предсказаний Господа о грядущих страданиях и смерти и пытался прекословить Ему, на что Господь сказал Петру. «отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» ( Мф.16:22–23 ). Троекратное отречение свое от Господа святой Петр омыл горькими слезами раскаяния ( Мф.26:75 ), вследствие чего, по Своем Воскресении, Господь вновь восстановил его в Апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти агнцев и овец Своих ( Ин.21:15–17 ). Деяния рассказывают о руководящей роли Петра при избрании двенадцатого Апостола ( Деян.1:15–22 ) и в день Пятидесятницы ( Деян.2:14–36 ), когда он своею проповедью обратил к вере во Христа около трех тысяч человек ( Деян.2:41 ). Спустя некоторое время он с Иоанном исцелил хромого при вратах храма и потом обратился к собравшейся толпе с проповедью и мужественно свидетельствовал о Христе перед начальниками Иудейскими, после чего во Христа уверовало около пяти тысяч человек ( Деян.3:1–4:4 ). За свою проповедь он был заточен в темницу и говорил о Христе пред синедрионом ( Деян.4:19–20 ). В Книге Деяний рассказывается о том, как в Самарии Петр обличил Симона волхва ( Деян.8:18–23 ), в Лидде исцелил расслабленного Энея ( Деян.9:34 ), а в Иоппии воскресил из мертвых Тавифу ( Деян.9:40 ), был чудесно освобожден Ангелом из темницы ( Деян.12:17 ). Петр был участником Апостольского Собора ( Деян.15:6–29 ). Остальные Сведения о святом апостоле Петре сохранились только в церковном Предании. Известно, что он проповедовал Евангелие по палестинскому, финикийскому и сирийскому берегу Средиземного моря, был в Антиохии, где рукоположил первого епископа Еводия. Затем был в областях Малой Азии, потом в Египте, где рукоположил Марка в первого епископа для Александрийской Церкви. Отсюда перешел в Грецию (Ахаию) и проповедовал в Коринфе ( 1Кор.1:12 ). Затем апостол Петр отправился в Италию и был в Риме, потом посетил Северную Африку и Карфаген. К концу своей жизни святой Петр снова прибыл в Рим, где в 67 г. вместе с апостолом Павлом принял мученическую кончину, будучи распят по его просьбе вниз головой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Марка возми и приведи с собою, ибо он мне благопотребен не для служения моего, но на служение Духа. (Ст. 12). Тихика же, который служил со мною, я послал посмотреть Ефесян. (Ст. 13). Фелонь и книги кожаныя, которые я, когда мне было откровение в Троаде, чтобы я шел на проповедь в страны Македонские (Деян. 16:8–10), оставил там, — когда прийдешь, принеси с собою. (Ст. 14). Александр медник много зла мне сделал: воздаст ему Бог по делам его, которые совершил он против нас. Он был товарищем Симона (волхва), как сообщает Кесарский Хронограф. (Ст. 15). Коего и ты берегись, говорит, ибо благодаря лукавству и ненависти диавола, входящего в него и подкрепляющего его, он сильно противился словам нашим. (Ст. 16). При первом же допросе, когда я стал пред кесарем, никто из братьев не был при мне, но все, оставив меня по страху, убежали. Да не будет им вменено это в грех, ибо хотя страх и обратил их в бегство, но любовь собрала их. (Ст. 17–18). Но Господь мне предстал и укрепил меня к мужественному перенесению окружающих меня страданий и скорбей, — дабы через меня проповедь утвердилась, то есть чтобы все проповедники Нового Завета укрепились через меня, — да услышат все язычники, принявшие евангельское учение, что я освобожден от челюстей льва, то есть от руки кесаря. Ведь первый суд его хотел осудить меня на смерть. Но когда он (апостол) дал ответ, по какой причине предан был Иудеями в руки начальника провинции и почему потребовал суда кесарева, тогда, говорит, избавил меня Господь от всякаго дела злаго, как спасся я от всего, что было написано обо мне по обвинению от Иудеев, — и приведет меня в Царство Свое, которое на небесах, за то, что я предстал и проповедал Его пред царями земными.   Послание к Титу Павел оставил Тита на Крите (Тит. 1:5) как предстоятеля и епископа, чтобы он, обходя города, в каждом из них поставлял пресвитеров и в разных местах исправлял другие недостатки. Когда же Павел услыхал, что некоторые из обрезанных стали смущать умы язычников учением о соблюдении заповедей закона, тогда он поспешил написать о том, по какой причине оставил его (Тита) на Крите, дав при этом и наставление относительно обрезанных, которых надлежало остановить.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

Мы должны любить Бога всем существом, а ближнего только как самого себя (см. Мф. 22, 37-40). Насколько Бог выше человечества, настолько богообщение важнее общения с людьми. Иногда требуется даже «возненавидеть» человека, если любовь к нему мешает любви к Богу (см. Лк. 14, 26-27). Но для того, чтобы богообщение стало возможным, надо иметь чистое сердце и стяжать дух мирен (см. Мф. 5, 8-9). Это требует от человека подвига личного благочестия и поиска помощи Божией. Бог дает эту помощь, во-первых, только тем, кто ее ищет и просит; во-вторых, теми способами, которые Он Сам установил. Это и есть освящение, «ибо любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5, 5). Итак, на первом месте подвиг личного благочестия и благодатное освящение отдельно взятого человека, а единство членов Церкви - это результат богообщения каждого ее члена. Еще одна еретическая фраза Шмемана: «Член Церкви - это тот, кто причащается Церкви в таинстве Церкви». Странно читать такое в официальном церковном издании. Ведь каждый из нас причащается Святых Христовых Таин - Тела и Крови Христовых, «во оставление грехов своих, и в жизнь вечную» (из формулы причащения). То есть, я причащаюсь «во оставление грехов своих» - моих личных греховных недугов, ищу личного очищения и освящения. И еще одна фраза: «Никаких других (кроме крещения) условий причастия в ранней Церкви не было». Как не было? Требовалась свобода от лжи и лицемерия (пример: Анания и Сапфира и их смерть - см. Деян. 5, 1-5 и 7-10); свобода от надежды на всесилие денег (пример Симона волхва - см. Деян. 8, 13-21), а главное - готовность за Христа в любой момент идти на мучения и смерть. Даже бытовая жадность была препятствием к достойному причащению Святых Христовых Таин. Так, в Коринфе был непорядок на агапах: «всякий поспешает есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается» (1 Кор. 11, 2) - и это вызвало слова апостола Павла, являющиеся основой требований к причастникам: «Да испытывает...себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает. Ибо, если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (Кор. 11, 28-31). Так что требования к причастникам были - и очень серьезные. Мы не знаем, как древние «судили сами себя». В наше время это делается при помощи исповеди. Думаю, что так же было и во времена апостолов.

http://ruskline.ru/analitika/2015/13/08/...

Но это было в прежнем народе. Ныне же лукавый, умный делать зло, а что есть добро совершенно неведущий, отторгши некоторых от нас, породил и между ними ереси и расколы. 7 . Начало новых ересей было так. Диавол, вошедши в некоего Симона, самарянина, из так называемого местечка Гитта, по ремеслу волхва, сделал его слугою своей развращенной воли. Когда Филипп, соапостол наш, по дару Господа и действенности Духа Его, совершал в Самарии силы врачеваний, так что изумленные самаряне уверовали в Бога всего и Господа Иисуса и крестились во имя Его, когда уже и сам Симон, увидев, что знамения и чудеса совершаются без всякого волшебного чародейства, и, изумившись, уверовал, крестился и пребывал в посте и молитве: мы, услышав о благодати Божией, явленной самарянам чрез Филиппа, пришли к ним, и, много благопоспешествовав словом учения и возложив руки на всех крестившихся, чрез молитвы даровали им причастие Духа. Видя, что чрез возложение рук наших дается верующим Дух Святой, Симон, взяв деньги, принес их к нам и сказал: «дайте и мне власть эту, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого»; диаволу хотелось ослепить нас принятием денег и таким образом отщетить от дара Божия, как лишил он Адама обещанного безсмертия чрез вкушение от древа, если бы мы согласились променять Симону безценный дар Духа на деньги. Когда все мы смутились этим, я, Петр, усмотрев в Симоне злодейственного змия, сказал ему: «Сребро твоё да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил получить дар Божий за деньги. Нет тебе части в слове сем, ни жребия в вере этой; ибо сердце твоё неправо пред Богом. Итак, покайся в этом грехе твоём, и молись Господу; может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего; ибо вижу тебя исполненным горькой желчи и в узах неправды». Тогда Симон, устрашившись, сказал: «Прошу, помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничего из сказанного вами». 8 . Когда же мы пошли проповедывать слово жизни между народами, тогда диавол произвел в народе, чтобы после нас послали, на осквернение слова, лжеапостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apostolskie-...

О реальном христианском сообществе Но на деле, уже в пятой главе книги Деяний Апостолов читаем о двух недостойных христианах, Анании и Сапфире, которые тоже продали землю, но к Апостолам принесли только часть вырученных денег. А чтобы при этом казаться не хуже других, солгали, что принесли все. А еще далее увидим Симона волхва, который в результате проповеди диакона Филиппа в Самарии, вместе со всеми «уверовал... и, крестившись, не отходил от Филиппа». Но по существу он так и остался волхвом, или по-нашему колдуном. Он пожелал за деньги получить ту же власть, какую имели и высшие Апостолы ( Деян.8:13–19 ). Еще позже увидим и грех разделения среди христиан, узнав о чем, Апостол с ужасом писал: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо... у вас говорят: «Я Павлов»; «Я Аполлосов»; «Я Кифин»; «Я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» ( 1Кор.1:10–13 ). Таким образом, на первоначальной высоте вся полнота церкви держалась очень недолго. Но все равно мы должны помнить этот первый прекрасный вздох только-только родившейся на земле Христовой церкви. И как бы ни изменился впоследствии ее внешний облик, именно то, что было в самом начале, является нормой. Так должно быть. И желая стать христианином, ты должен мечтать войти именно в такую, поистине святую церковь , и верить, что это вполне возможно. Хотя, повторяем, очень часто церковная действительность являет разительный контраст этой норме. Предвидя это, Господь Иисус Христос однажды рассказал притчу: «...Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то» ( Мф.13:44 ). Человек продает все, но платит не за вожделенное сокровище, а за поле, которое к сокровищу имеет как бы случайное, косвенное отношение. Так и желая приобрести Царство Небесное, человек через крещение входит в ограду видимой, земной церкви. И каким бы запущенным и одичавшим это поле ни казалось, сокровище Царства находится только здесь, и более нигде. И ты, входя в церковную ограду, должен иметь намерение сделать, в свою очередь, все, чтобы церковь вновь стала такой, как в первые времена. Читать далее Источник: Твое Крещение/Протоиерей Вячеслав Резников. – Москва : ООО " Соверо-принт " , 2005. - 64 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

О Февде в книге «Деяний святых апостолов» сказано: …явился Февда, выдавая себя за когото великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли ( Деян.5:36 ). Вот что об этом пишет Иосиф Флавий в книге «Иудейские древности» : «Некий Февда, обманщик, уговорил большую массу народа забрать с собой все имущество и идти за ним к реке Иордан. Он выдавал себя за пророка и уверял, что прикажет реке расступиться и без труда пропустить их. Этими словами он многих ввел в заблуждение. Однако Фаб, наместник, не допустил их безумия. Он послал против них отряд конницы, которая неожиданно нагрянула на них. Многих из них перебили, многих захватили живьем. Остервенев, воины отрубили самому Февде голову и повезли ее в Иерусалим». Еще один уроженец Самарии, воспитывавшийся в Александрии, живший при Христе, но с Ним не общавшийся, — Симон Волхв. Уже после того, как Господь вознесся на Небо, Симон возвращается в Святую Землю: Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за когото великого ( Деян.8:9 ). В это время по Самарии ходил дьякон Филипп, один из семидесяти апостолов. Он проповедовал, крестил и изгонял бесов из одержимых. Потом приходят апостолы Петр и Иоанн, возлагают руки, и Дух Святой сходит на уверовавших. Увидев это, Симон ощутил силу, большую, чем у него, и захотел эту силу получить, предложив апостолу Петру деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом. Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу ( Деян.8:19–22 ). Однако Симон не покаялся и продолжал выдавать себя за «силу Божию». Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия ( Деян.8:10 ). Вместе с ним была некая женщина по имени Селена, которая называла себя «Премудростью Божией». Симон и Селена путешествовали по Империи, смущая людей. История эта бесславно завершилась в Риме. Симон в присутствии императора Нерона обещает вознестись на небо. Тогда в Риме проповедовал апостол Петр. Симон действительно оторвался от земли и летал по воздуху. Апостол Петр горячо молился, чтобы Господь посрамил это бесовское действо, и властью имени Христова прогнал нечистого духа. Симон Волхв упал с высоты на землю, разбился и умер в мучениях. Так закончилась грандиозная афера Симона Волхва – чародея, который совершил много удивительных чудес, многих соблазнил и смутил.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Посетив Испанию, Павел возвратился на Восток и проповедовал особенно на Крите, где оставил ученика своего Тита, 579 пособниками которого, по учреждению там Церкви, были: законоведец Зин и Аполлос. 580 Затем апостол отправился в Азию, в особенности же в Ефес, где оставил ученика своего Тимофея. 581 Оттуда переехал в Македонию, 582 где посетил своих возлюбленных Филиппийцев. Из Македонии писал он первое послание свое к Тимофею. «Я просил тебя пребыть в Ефес и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались бы баснями и родословиями бесконечными, которые производят более споры, нежели Божие назидание в вере. Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести, и нелицемерной веры, от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают. После вступления этого, Павел излагает причины, по которым был установлен закон, и возвышает апостольское служение, которое вверено ему по милосердию Божию. Соображая все эти доводы, нетрудно понять, что лжеучителями в Ефесе были Иудеи, враги Павловы за то, что он не соглашался возлагать на язычников ига закона Моисеева, и что они путались во множестве трудных вопросов, ничего в них не понимая. Вопросы эти Павел называет родословиями, что ясно характеризует секту Симона-волхва, которую впоследствии Валентин дополнил нескончаемыми родословиями, полагая посредством их доказать, что все существа эти суть истечения Божества и составляют полноту или плирому. Вскоре изложены будут лжеучения, которым должен был противоборствовать Тимофей в Ефесе, и главнейшими распространителями коих были Именей и Александр. Ап. Павел, прежде чем оставить Ефес, предал их сатане, чтобы научились не богохульствовать, 583 то есть, отлучил их от Церкви или царства Божия. Из примера этого и наказания нечестивца коринфского видно, что отлучение есть средство, к которому власть апостольская вправе прибегать; но что действия определения были чисто духовными Павел, предавая сатане тех, которые недостойны были принадлежат к Церкви, не предавал их светской власти, ни даже ненависти верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

После смерти его, по словам святого Луки, произошло великое гонение на Церковь в Иерусалиме; и все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии 80 . Почему гонения не коснулись апостолов, Дееписатель не сообщает: возможно, они просто скрылись, чтобы не возбуждать еще большего ожесточения иудеев. В связи с этими гонениями впервые упоминается в истории будущий апостол Павел: Савл терзал церковь , входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу 81 . Несомненно, что все события, последовавшие за смертью святого Стефана имели глубокий промыслительный смысл: «Гонение это послужило причиной того, что христианство , сосредоточенное до тех пор только в Иерусалиме, теперь начинает распространяться по окрестным городам и странам» 82 . Дееписатель довольно подробно описывает деятельность святого Филиппа в Самарии. И действительно, миссия этого одного из семи диаконов имеет величайшее историческое значение, ибо «Самария была первой неиудейской областью, огласившейся проповедью Евангелия, и самаряне образовали первое зерно Церкви Христовой из неиудеев» 83 . Проповедь святого Филиппа имела здесь большой успех: многие самаряне поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, а потому крестились и мужчины и женщины 84 , вследствие чего «обращение ко Христу самарян было весьма важным событием в жизни юной Церкви. Оно обозначало, что к древу Церкви прививается новая ветвь и что наступило время перенесения проповеди Евангелия за пределы иудейской национальности. Нужна была апостольская санкция совершившемуся факту, нужно было подтверждение правильности образа действий диакона Филиппа. Поэтому окончательное приобщение новообращенных самарян к Церкви совершено было самими апостолами. Когда до иерусалимской общины дошло известие об обращении самарян, к ним были посланы верховные апостолы Петр и Иоанн. Возложением рук они низвели Святого Духа на новокрещеных. Через обличение Симона Волхва, желавшего купить за деньги благодатный дар низведения Святого Духа, апостолы приняли меры к ограждению насаждавшегося в Самарии христианства от примеси языческих суеверий. После этого, на обратном пути в Иерусалим, апостолы, продолжая дело Филиппа, огласили проповедью Евангелия многие самарянские селения 85 " 86 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Потом та же сила воодушевила апостолов и других благовестников Христовых, через них производила новые чудеса, являла новую жизнь и новые воскресения; тогда вполне действовали те чрезвычайные дарования, кои сообщил избранным Своим Тот, Который рек: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» ( Мф.10:8 ). Слово же Божие свидетельствует об апостолах, что они, совершая многие чудеса, воскрешали и мертвых. Так, апостол Петр в Иоппии воскресил благотворительную Тавифу и сим чудом произвел веру в Господа во многих ( Деян.9:42 ), а апостол Павел в Троаде воздвиг к жизни Евтиха, упавшего из окна, и тем ободрил множество верующих ( Деян.20:9,11 ). Должно ли ограничиться одними сими примерами? Нет! Справедливо и о чудесах апостольских, описанных в книге Деяний, сказать то же, что сказано в Евангелии о чудесах Самого Иисуса Христа: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей» ( Ин.20:30 ), т. е. сотворил не только пред ученики Своими, но и через учеников Своих. Посему мы с полной верой в свидетельство благочестивой древности приводим здесь для верующих несколько других примеров воскресения, описанных в житиях апостолов и других великих святых Божиих. Должно полагать, что большая часть сих чудес совершена для прославления воскресшего Господа между неверными; но есть достоверные сказания, показывающие, что много было таких чудес во славу Спасителя между самими верными. Сначала приведем примеры первого рода. А . 1. Есть предание (у Егезиппа), что апостол Петр, быв в Риме, истинным чудом посрамил ложного чудотворца, волхва Симона. Вся сила демонская, бывшая с волхвом, не могла возбудить к жизни одного умершего юноши; но апостол своей молитвой воскресил мертвеца и сделал его исповедником Христовым: воскресший перед всеми свидетельствовал, что Он видел Самого Владыку живых и мертвых Иисуса Христа, как Он повелевал ангелам возвратить душу его на землю («Четьи-Минеи», июнь 29).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010