Узнали о неслыханных доселе подвигах преподобного Симеона святые старцы, жившие в пустынных пещерах, и дивились безмерно. Потому что никто еще не изобрел себе такого жестокого жития, чтобы годами стоять на столбе под палящим солнцем. Старцы пришли к тридцатиметровому столбу, на котором неподвижно стоял Симеон, и спросили святого: «Отчего не идешь ты путем отцов наших, но изобрел другой – новый? Сойди со столба и последуй житию древних пустынников». Старцы уже заранее решили, что если Симеон их не послушается, то они силой совлекут его со столба. Ибо если нет у человека смирения и повиновения старшим, то нет и не может быть Божиего благословения на столь дерзновенный подвиг. И значит, подвиг совершается по гордыне и ради людской славы. И вот, когда старцы возвестили Симеону соборное решение, согласно которому он должен сойти со столба, преподобный, не раздумывая, проявил послушание и уже ступил ногой на лестницу, ведущую вниз. И тогда пришедшие к нему старцы, видя христианское смирение Симеона, закричали: «Нет, не сходи, святый отче, но пребывай на столбе. Теперь мы убедились, что начатое тобой дело – от Бога. Да будет же Он тебе помощник до конца». Смысл подвига столпничества, который принял на себя Симеон, высказал один епископ: «Ты, Симеон, стоишь на столбе, как свеча на подсвечнике. Стоя много лет на одном месте, ты привел к Христовой вере столь многих людей, как если бы исходил всю вселенную, уча и проповедуя». Некоторые из пришедших пожелали навсегда остаться возле святого Симеона. Так около столпа преподобного возник мужской монастырь. Шли к Симеону Столпнику и персы, и арабы, и армяне. Видя в жизни святого Симеона откровение силы Божией, многие принимали Святое Крещение. Святость Симеона Столпника чувствовали даже дикие звери. Позабыв свой хищный нрав, они приползали к столбу, и святой Симеон исцелял их от ран и болезней силой своей молитвы. Отец святого Симеона к тому времени давно умер, а мать, несмотря на свои старческие немощи, разыскала его и пришла к монастырю, раскинувшемуся вокруг знаменитого столба. Монахи доложили Столпнику: «Отче! Твоя родная мать пришла, хочет говорить с тобой. Как нам поступить? Ведь женщинам вход в монастырь запрещен. Сделаем ли для матери твоей исключение?»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

10) Св. Кирилл Туровский , живший в одно время с Никитою Переяславским; но он не может быть назван столпником в том смысле, в каком называются остальные. Св. Кирилл имел обыкновение только по временам заключаться в узкую башню и стоять в ней по несколько дней. 11) Св. Савва Вишерский (1 окт.), сын боярина Ивана Васильевича Борозды (из Твери), родился в 1381 г. в г. Кашине. По сказанию краткой летописи монастырской 826 , он сам построил свой монастырь с деревянною церковью по благословению Симеона, архиепископа Новгородского в 1417 г., «при великом князе Василии Димитриевиче. Толстой, основываясь на новгородской летописи, где над 6926 г. записано: «поставили четыре церкви древянных... Вознесения Христова в Савине пустыне у Саввы Вишерского», утверждает, что воздвигнут храм был в 1418 г.: он вероятно имеет в виду окончание храма – освящение его 827 . Св. Савва в некотором отдалении от церкви 828 создал для себя столп, на котором имел обыкновение стоять всю неделю, сходя с него в субботу к братии. Житие св. Саввы писано Пахомием Логофетом и не в 1460 – 1461 годах, когда Пахомий жил у архиепископа Ионы в Новгороде, а в 1464 году 829 . Год смерти св. Саввы Вишерского падает на 1460 г. 12) Св. Симеон, третий столпник (26 июля). По известию месяцеслова преосв. Сергия он упоминается в минеях XI в. и ему имеется канон с акростихом: « τος αταδλφους», т. е. и его брату Георгию. Преосвящ. Сергий полагает, что здесь имеется в виду киликийский столпник, убиенный молнией в VI веке, хотя некоторые желают видеть в воспоминании «св. Симеона в пещере, в ограде», 1-го столпника 830 . Имя этого столпника упоминается в песнопениях сырной субботы 831 . На Западе, сколько известно, «столпничество» не привилось. Григорий Турский в своей истории франков повествует: когда один отшельник, вероятно, Вульфляйх, по примеру восточных столпников, устроил себе столп близ Трира, в Арденских горах, то Галльские епископы взглянули на это не благосклонно и приказали столп разрушить 832 . На востоке же подвиги стояния на столпе ради благочестия встречаются еще ранее IV века.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

17) ( δον) Видели сего всечестнаго мужа ближние и дальние во многом пощении, и все весьма удивлялись, что он имеет особенную силу, небесный дар исцелений. Освобождая от страшных болезней, преподобный исцелял болезни немощных, – болезнь скрытых коренных зубов; в скорбях всех успокоивал, так, что все ему покорялось, с любовию молящемуся непрестанно за всех нас. 18) ( Ετλον) Множество народа, стекавшагося к нему с верою, воздвигает столп, на подобие большаго столба (или высокаго памятника), поднявши его на нем высоко. Посему взирает он на славу живущих в вышних (на небесах). как на целую крепость с силою. Так некогда Иаков, находясь у кладезя, видел ночью ангелов, как и Господа на лествице; Создатель благословил его, как и сего на столпе преподобнаго, молящагося непрестанно за всех нас. 19) ( Ττε) Тогда по всей земле распространилась всехвальная молва о чудесах исцелений святаго мужа. Узнавши сие мать его, все оставив, пришла и молила прилежно взглянуть на сына своего; по любви она сильно воспламеняется и подвинула себя на трудный путь из отдаленной земли; как скоротечец она приходит к молящемуся непрестанно за всех нас. 20) (... π) ...По любви материнской, она неудержимо возгаралась сердцем своим, и так вопияла: «В продолжение стольких лет, без плача я не оставалася ни на час; ныне же вижу тебя как бы во гробе находящагося; не опечаливай вдовствующую умершаго отца твоего, я на тебя буду смотреть, вонми одежде вдовства моего и на сосцы, которые тебя питали млеком, молящагося непрестанно за всех насъ». 21) ( ματα) На такия слова слуга Антоний отвечал ей вопиющей следующими повелениями святаго: «Перестань, матерь, от воплей своих. Действительно, в будущей жизни я явлюсь тебе». Она тотчас, расплетши заплетенные власы, обнажает свою главу, плача горько, раздирая печальную одежду, руками бия в грудь, сильно терзалась своим сердцем, между тем как он молился непрестанно за всех нась. 22) ( ς) Как скоро от Духа Святаго он (преподобный) узнал тайну, то объявил ей (матери): «Оставь сетование, и помолись, чтобы я тебя сейчас увидалъ». И скоро шедши она молилась до земли сильно желая видеть его; исполняется радости, горя’ невыразимою и Божественною любовию; умерла, проходя путь стремнистый, и не удостоилась видеть кого родила, молящагося непрестанно за всех нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

«Был и такой, – говорит святой Григорий, – что целые годы, стоя в священном храме, распростирал чистые руки, и веждей его не касался сон, но как одушевленный камень (невероятное самозабвение!) водружен был он во Христе… А некто востек отсюда на божественную гору ко Христу, с которой Он, по совершении страдания, оставил человеков, (т.е. Елеонскую гору), и там, не развлекаемый ни словом, ни умом, ни телом, стоял под снегом и ветром и не уступал прошениям собравшихся вокруг него благочестивых мужей, но, воспрянув умом своим от земли и став выше людей, крепко держался великого Христа Царя, пока не соградил нового дома себе бездыханному, когда для погребения не нашлось попечительной руки» 13 . Подобный же пример продолжительного стояния приводится и в Hismoria monachorum (c. 15). При своем посещении египетских подвижников автор Hismoria monachorum (им был неизвестный монах с Масличной горы, писавший приблизительно в 395–396 г.) 14 от пресвитера Апеллия выслушал удивительный рассказ об одном брате, жившем в пустыне, по имени Иоанн. «Удалившись в пустыню, он в течение трех лет без перерыва стоял под утесом дикой скалы, постоянно молился и никогда не садился и не ложился, но спал лишь столько, сколько можно спать стоя на ногах» 15 . О подвижниках, проводивших свою жизнь в стоячем положении, иногда с воздетыми к небу руками, часто упоминает блаженный Феодорит во второй части своей «Истории боголюбцев», но это уже современники самого святого Симеона Столпника (например Варадат [с. 27]). Имея в виду все эти свидетельства, можно согласиться с Delehaye, что еще в IV в. многие подвижники проводили жизнь, довольно похожую на жизнь стилитов, только без колонн. «Поставьте, – говорит упомянутый исследователь столпничества, – их на какой-нибудь пьедестал, более или менее высокий для того, чтобы очутиться в невозможности покинуть это место, и вы увидите столпников в настоящем смысле этого слова. Но Симеону из Сисана (название местности берется у блаженного Феодорита ) предоставлено было первому показать миру это удивительное зрелище» 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Grisy...

В одно время с ним приехали из Турецкой земли Епископ Каллист из Адрианопольского монастыря Св. Архидиакона Стефана с братом своим, еще Митрополит Симеон, монастыря Преображенского из Царьграда, и старцы Св. горы, из монастыря Св. Симеона столпника, келарь Геннадий, все за милостынею к Государю. Архимандрит Феофан в распросе сказал, что у Турецкого Султана с Цесарем не мирно; от Князя же Острожского Василья слышали они, что Король Литовский в Кракове, и у него собрание людей; мимо Острога проехал Князь Адам Вишневецкий в свею вотчину и с ним тот вор, который называется Царевичем, и они вместе поехали к Королю (не добрая весть для Годунова!), про Казаков же и Крымцев ничего не слышали. Между тем у Князя Вишневецкого в вотчине доселе живет Архиепископ Критский, которого он весьма жалует, потому что он ему отец духовный. Воеводы спрашивали у Государя разрешения: пропустить ли все сии духовные власти в Москву? Государь приказал до нового указа держать их в Чернигове из опасения морового поветрия, выдавая корм какой следует и расспросить подробнее, чрез какие земли шли? По приказу Царскому воеводы на крепко расспросили пришельцев Греческих: где они проехали, не было ли там мору на людей и лошадей, и не только у них, но и у торговых людей. По распросу Архимандрит Феофан, Митрополит Симеон, Епископ Каллист и Афонские старцы показали: что пошли они из Царьграда не вместе, а сошлись в Волошской земле; оттуда же пришли в Литовскую землю, в город Острог, к Князю Василью, а из Острога на Любечь и Чернигов, и шли все здоровыми местами, а было поветрие в Волошской земле еще прежде, в 1593 году, и посему воеводы отпустили их в Москву с боярским сыном. В Декабре 1604 года прибыли все они в Москву и остановились на Рязанском подворье. На Рождество Христово Государь приказал Митрополиту Христианопольскому Симеону, Епископу Мослинскому Каллисту и Архимандриту Феофану быть у себя на дворе. Царь Борис с сыном Феодором принимали их в золотой подписной палате; являл их Государю окольничий Петр Никитич Шереметев; Государь велел спросить их о здоровье; они же поднесли ему в благословение свои дары: Архимандрит Феофан ту святыню, о которой уже уведомили воеводы, Митрополит же Симеон мощи святых сорока мучеников; за тем были приглашены к царскому столу.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Кафоликон И. отчасти руинизирован. Утрачены зап. придел, своды над зап. и вост. рукавами, значительные площади облицовки и росписей. Такаишвили, ссылаясь на сведения С. Саргисяна и Н. Шугурова, писал, что для уничтожения росписей зап. рукава, где была устроена мечеть, мусульмане развели вдоль стен костры. Остатки росписи были соскоблены остриями пик. Стены остальных 3 рукавов были менее испорчены, тур. солдаты штыками повредили живопись (Там же. С. 35). Однако красота фресок кафоликона И. привлекала внимание мусульман. Марр привел тур. изречение, к-рое во 2-й пол. XIX в. характеризовало И. в числе др. памятников: «Славится красота храма Ошки и местоположение Хахули и роспись Ишхани» ( Георгий Мерчуле. 1911. С. XXXV). В кон. XX - нач. XXI в. груз. специалисты активно изучают состояние разрушающихся груз. архитектурных памятников Тао-Кларджети. Договоры с тур. стороной о реставрации Ошки и И. затягиваются. Обсуждается вопрос о возможности восстановления груз. стороной груз. храмов в Тао-Кларджети при условии, что тур. сторона сможет восстановить 4 мечети на территории Грузии. Кафоликон И. По мнению Такаишвили, опирающегося на сведения 6-строчной фресковой надписи сер. XII в. (очевидно, 1155 г.), размещенной в нижнем регистре северного рукава, центральный придел храма был посвящен Пресв. Богородице, южный - прп. Симеону Столпнику, северный - возможно, св. Иоанну Предтече. Архитектура Ишханский кафоликон - один из сложных памятников груз. архитектуры. В нем различается неск. слоев. Такаишвили выделяет 3: относящиеся к эпохам св. Нерсеса (VII в., апсидная колоннада), свт. Саввы (30-е гг. IX в.) и архиеп. Антония (I) (1-я пол. XI в.). Н. Чубинашвили и П. Закарая, основываясь на стилистическом анализе памятника, выделяют 4-й слой: сер.- 2-я пол. X в. В. Джобадзе высказал предположение, что при свт. Савве перестроенный храм имел форму базилики; основной корпус был построен до Морчаис-дзе. Последние исследования памятника дали основание некоторым ученым (М. Богиш, Д. Туманишвили, Д. Хоштария, А. Ю. Казарян) не причислять апсидную колоннаду кафоликона И. к постройкам св. Нерсеса III. Казарян датирует ее 1010-1030 гг., Богиш - сер. X в., однако не исключает и нач. XI в., Хоштария - 60-ми гг. X в. ( Bogisch. 2009. Р. 200-206).

http://pravenc.ru/text/1237981.html

Но вместе с тем в юго-западных ирмологах есть и такие песнопения, которых нет в синодальных изданиях. Это особенно песнопения во дни нарочитых святых, празднуемых местно с особенною торжественностью в Юго-Западной России. Таковы стихиры и иные песнопения: свв. апостолам Петру и Павлу, Симеону Столпнику и новому лету (1 сент.), архистратигу Михаилу, евангелисту Иоанну Богослову, св. Димитрию, великомученику Георгию, св. Онуфрию (ирмосы), трем великим святителям: Василию Великому , Григорию Богослову и Иоанну Златоусту , преп. Феодосию. Некоторые из песнопений юго-западных ирмологов, не имеющиеся в синодальных изданиях, напоминают местные обстоятельства Юго-Западной России в эпоху составления ирмологов. Так стихира на проклятие и подобен: «Кто ти, Спасе, ризу раздра» указывают на церковные раздоры в Юго-Западной России и борьбу православных местных братств с католичеством и униею. Иные песнопения указывают на местный обычай отправлять службы страстей Христовых с особенною торжественностью (см. Ирмолог 1652 г.), иные – на великие праздники, в честь которых именовались наиболее знаменитые монастыри и храмы, и к которым обыкновенно приурочивалось присоединение к Православной Церкви иноверцев и инославных христиан. Особенно много песнопений распето на праздники Рождества Христова и Богоявления, а также в неделю Ваий, в день Пятидесятницы и день Успения Богоматери. Некоторых из этих песнопений также нет в синодальных изданиях. Но в юго-западных ирмологах нет стихир и иных песнопений на Вознесение Господне, Покров Пресвятой Богородицы, Обрезание Господне; на Сретение же Господне распет один только богородичен. Нет песнопений явлениям чудотворных бргородичных икон, а также: Николаю Чудотворцу, Фролу и Лавру, Зосиме и Савватию, преп. Сергию и другим святым, особенно празднуемым в Средней и Северной России. 5 Иные песнопения юго-западных ирмологов касаются частных случаев богослужения, возможных не во многих храмах, напр., «на умовение ног», «на постриг иноков». Но и юго-западные ирмологи, при единстве главного их содержания, не одинаковы в подробностях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

После того времени, при переводе кондаков и икосов св. Романа на дальнейшие случаи мне также приходилось встречаться со словами и выражениями акафиста. Но упоминать о них почитаю излишним, так как, мне кажется, достаточное число доказательств показано уже мною. Слова и выражения в моем переводе, поставленные в скобках, означают дополнение, необходимое по смыслу русской речи, недостающее в греческом тексте, как речи стихотворной, где св. Роман, по своей необходимости (для соблюдения соразмерности и строя стихов), выражался сокращено. В некоторых же случаях скобки поставлены и в самом греческом тексте. В настоящее время, по порядку статей, следующих после творений св. Романа Сладкопевца , предлежит мне занятие переводом с греческого языка на русский творений разных других церковных песнописцев. При будущем же, если даст Бог, перевод статей аз analecta sacra, имеющих название: «anepigrapha carmina» (песнопения без надписаний), прежде всего будет обращено внимание на те из них, какие, по духу и направлению своему, несомненно окажутся произведениями св. Романа Сладкопевца. В заключение, перед судом просвещенных читателей, усердно прошу: да простят и, по возможности, – снизойдут мне в тех недостатках, какие будут находить они в моих переводных статьях.                         Диакон Сергей Цветков Москва. Данилов монастырь. 1881г. января 30 дня. Кондаки и икосы 1. Святому Симеону Столпнику 4 Кондак: Ища горняго, с дольними соединяяся, и соделавши столп колесницею огненною, через него ты был собеседником ангелов, преподобне, с ними Христу Богу моляся непрестанно за всех нас. Икосы: 1) Симеоново непорочное житие какой язык человеческий достаточен будет когда-либо изъяснить похвалою? Но воспою, при содействии премудрости Божией, великие страдания и подвиги сего долготерпеливого мужа, явившегося светильником всех людей, который своим терпением весьма воссиял в лике ангелов, ибо, с ними поя непристанно, стяжал чистоту воздержанием, моляся непристанно за всех нас. 2) (νωθεν 5 ) Свыше восприявши Божественную благодать, и небесную славу, данную ему от чрева матери своей, сей, пришедши в цветущий возраст, непрестанно терпел; с живою верою выслушивая в церкви тщательно чистое учение Божественных писаний, от Бога управляемый, мудрый идет прямым путем, и достиг тихого пристанища, молясь непрестанно за всех нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

Пред Нею колена свои преклоняем. 2. Св. Иувеналий, патриарх Иерусалимский . Современник великих светочей Православной Церкви: [преподобных] Евфимия [Великого], Феодосия [Великого], Герасима [Иорданского], Симеона Столпника и других. Участвовал в [работе] двух Вселенских Соборов: Третьего в Ефесе и Четвертого в Халкидоне – и с горячим рвением и силой [в серб, букв.: и с великой силою и ревностью. – Ред.] боролся против богохульных ересей, в частности – в Ефесе против Нестория, называвшего Богородицу Христородицей, а в Халкидоне – против Евтихия и Диоскора, учивших, что во Христе было только одно естество – Божественное, но не было естества человеческого. После победы Православия на обоих Соборах Иувеналий вернулся на свою кафедру в Иерусалим. Впрочем, хотя ереси и были осуждены, еретики истреблены не были. Кознями и насилием некоего Феодосия, друга Диоскора, Иувеналий был смещен с кафедры, а Феодосий самочинно возвел себя на его место. К сему еретику Феодосию поначалу благоволила и царица Евдокия, вдова императора Феодосия Младшего, поселившаяся в Иерусалиме. Шаткая [духом] и опрометчивая [в делах], Евдокия отправилась в конце концов к преподобному Симеону Столпнику, чтобы вопросить его об истине. Сей Божий святой изобличил все еретические хитросплетения и заповедал царице держаться православного учения, как[им] утверждено [оно] на Соборах. Царица прислушалась к его увещаниям, покаялась и теперь уже сама возгорелась гневом на лжепатриарха Феодосия. В Царьграде тогда правили Маркиан и Пульхерия. И пришло от царя письмо к воеводе Афанасию с повелением изгнать Феодосия и снова возвести Иувеналия на кафедру, что [сей] воевода быстро и сделал. Святитель Иувеналий возглавлял Иерусалимскую Церковь 38 лет и в 458 году преставился ко Господу в глубокой старости, дабы восприять от Него награду за премногие скорби и злострадания, которые претерпел он за истину. В правление святого Иувеналия утверждено празднование Рождества Христова 25 декабря (по Юлианскому календарю). 3. Св. Фотий, митрополит Московский . Родом грек. Мудро управлял Русской Церковью 20 лет. Упокоился в 1430 году. За неделю перед кончиной явился ему Ангел Божий и возвестил точное время отшествия из сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Припомнивши сказанное о сходстве наречия гомеритского с абиссинским, можно допустить, что теперь тем легче христианство находило доступ в сердца аравитян, чем удобнее можно было заимствовать и св. Писание и богослужебные книги из Абиссинии 11 , где все это было переведено с греческого Фрументием и его сподвижниками, вызванными из Александрии. Не невероятно, что епископ страны присылаем был из Авксума, если не прямо из Александрии. Как вследствие трудов Феофила и его спутников крепко утвердилась св. вера в некоторых местностях царства Гомеритов, доказывается известием 12 о Награне, городе между Аденом и Гадрамаутом, верстах в двухстах от Санаа. «Бе той град велик и многонароден. Просия же в том граде святая вера от того времене, егда Константий, сын великого Константина, посылаше послы своя к Савеом, иже ныне нарицаются Омириты. Дошедше бо тамо богомудрии и добродетельнии от Константия царя мужи, и царя страны тоя Константию дарами примиривше, научиша людей вере во Христа Иисуса и церкви создали. И оттоле в Награне граде цветяше благочестие, растяше христианское учение, множахуся лицы иночествующих, устрояхуся монастыри, во всяких же чинех целомудрие храняшеся и успеваху вернии в добродетелех совершенно. Не попускаху же ни единому иноверцу посреде себе жити – ни еллину (язычнику), ни жидовину, ни еретику, точию сами, яко единые матере соборные апостольския Церкве чада, пребываху во всяком благочестии и честности.» Об этом же деле, то есть, обращении награнских жителей в христианство, иначе рассказывает арабское предание, записанное в одной из рукописей берлинской библиотеки 13 . Говорится там, что первым проповедником веры в Награне был сирский отшельник Евфимий (Fimiun), схваченный кочевыми арабами и проданный в Награн. Но оба эти сказания удобно примиряются мыслью, что Евфимий был действительно первым насадителем христианства в Награне, а утверждение жителей в вере и постройка церквей совершены греческими миссионерами. О том, что вообще в южной Аравии было много христиан, можно заключать из того, что в числе приходивших за духовными наставлениями к знаменитому подвижнику V в. преп. Симеону Столпнику, подвизавшемуся на Ливане, упоминаются и гомериты. (Чет. Мин. 1 сент.) Пр. Симеон скончался 460 года. В житии его говорится: «и бе у него видети, аки реки отвсюду стекающияся различныя народы, племена и языки: исмаилите и персы, армены же и иверы, и гомериты.»

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010