В 1898 г. Успенский и М. П. Милюков изучили эпиграфику и церковные памятники Македонии на оз. Преспа (пещерные храмы юж. берега, о-в Мали-Град, руины «Великой церкви» на о-ве Айос-Ахилиос), и обследовали надгробную плиту 993 г. с кириллическим граффито, сообщающим о семье царя Самуила. После 2-й экспедиции в Македонию (1900) Кондаков сформулировал задачи изучения древностей Балкан как особой ветви археологии В. и. ( Кондаков Н. П. Македония: Археол. путешествие. СПб., 1909). Политическая обстановка 10-х гг. XX в. не благоприятствовала развитию славяно-визант. археологии, да и общество южнослав. земель не было еще готово к изучению национальных древностей. Небольшое число специалистов (Б. Филов), работая в рамках Археологического музея в Софии и провинциальных музеев (Варна и др.), положили начало серийным изданиям и приступили к раскопкам памятников визант. эпохи. 1-й том начатой в 1913 г. серии монографий «Материалы по истории Софии» посвящен раскопкам Софийского собора, давшим богатый материал (в т. ч. раннехрист. кладбище с расписными склепами) для истории раннего христианства в Сердике - городе, где проходил Собор 342-343 гг. В том же году был основан археолого-этнографический журнал «Старинар» (Белград), существующий до наст. времени. После первой мировой войны влияние на развитие изучения археологии В. и. в южнослав. странах оказали эмигранты из России, в т. ч. Кондаков и Грабар, опубликовавший одну из первых книг по истории болгаро-визант. искусства VI-XVII вв., а также статью о «двухэтажных церквах-гробницах» в Бачковском мон-ре (см. Петрицонский монастырь ), храме Асеновской крепости и Боянской церкви, положившую начало длительной дискуссии, в к-рой приняли участие Брунов, Э. Бакалова, Б. Пенкова и др. С 20-х гг. XX в. в Болгарии одно за др. следуют открытия визант. храмов IV-VI вв. (Красная церковь в Перуштице (1921); Беловская базилика (1924) и др.; Круглая (Золотая) ц. в Преславе эпохи царя Симеона); новые материалы дают работы в Несебыре (XIII-XV вв.), в столицах Болгарии (Тырново, Плиска, Преспа) и приморских городах (Варна, Созополь).

http://pravenc.ru/text/372678.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви МАРТИРИЙ († 24.08.1199), архиеп. Новгородский (1193-1199), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МАРТИРИЙ (в миру Мина; † 1.03.1603), прп., Зеленецкий (пам. 1 марта, 11 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых), основатель Зеленецкого во имя Святой Троицы мужского монастыря МАРТИРИЙ (XIII-XVII вв.?), прп., Киево-Печерский (пам. 25 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), диакон, в Дальних пещерах почивающий МАРТИРИЙ (XIII-XVII вв.), прп., Киево-Печерский (пам. 25 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), затворник МАРТИРИЙ (Кириченко Матфей; 1800 (1801 ?) - 1865), мон., прп., Глинский (пам. 5 апр. и 9 сент. в Соборе Глинских святых) МАРФА (Апарина Марфа Петровна, в схиме Маргарита; ок. 1740-1800), схим., прп. (пам. 1 сент., 18 июня и 28 июля - в Соборе Тамбовских святых), основательница кирсановского в честь Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря МАРФА (Милюкова (Мелюкова) Мария Семеновна; 1810-1829), схим., прп. Дивеевская (пам. 21 авг. и 14 июня в Соборе Дивеевских святых) МАРФА Степановна Коврова (1887-1938), послушница., прмц. (пам. 3 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРФА (Марфа Тимофеевна Тестова; 1883-1941), мон., прмц. (пам. 13 апр., в Соборе Нижегородских святых, в Соборе Дивеевских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРФА († 551), прав. (пам. 4 июля; пам. визант. и древнерус. 5 июля, 23, 24, 25 мая), мать прп. Симеона Столпника (Младшего) Дивногорца МАРФА, МАРИЯ И ЛИКАРИОН († 249-251), мученики Асийские (пам. 6 февр.; пам. греч. 8 февр.; пам. визант. 7 и 9 февр.; пам. древнерус. 5 и 8 февр.)

http://pravenc.ru/rubrics/122336_62.html

В 1780-х «Летопис келейный» митр. Димитрия привлёк внимание Н. Новикова, который и решил издать это сочинение в 1784 г. под заглавием «Летопись … сказующая вкратце» 183 − впрочем, изъяв из текста главу «О церковных имениях», защищавшую право Церкви владеть собственностью: через двадцать лет после секуляризации и дела митр. Арсения Мацеевича это была очевидная крамола 184 . Осмотрительность, проявленная в этом случае, не уберегла видного масона от монаршего гнева в дальнейшем. Как хорошо известно, в 1792 г. Н. И. Новикова взяли под стражу, а все издания его типографии, включая и благонамереннейшую «Летопись», были изъяты из продажи. Следующая публикация этого труда митр. Димитрия была осуществлена уже в 1796 г. 185 ; её отличительной чертой стало наличие маргиналий, указывающих все источники автора, в основном латинские. Удивительно, но инициатором первого издания собрания сочинений Ростовского архиерея стал не церковный деятель, а бывший офицер елизаветской гвардии Я.А. Татищев, всё образование которого сводилось к домашнему воспитанию. Сей, без иронии, достойный муж, став в 1782 г., в возрасте 53 лет, предводителем Московского и Серпуховского дворянства, обратился в Святейший Синод с просьбой издать за свой счёт 186 имевшиеся у него четыре рукописных сборника сочинений митр. Димитрия Ростовского . Синод просьбу удовлетворил, с условием, что текст будет проверен на предмет подлинности и наличие сомнительных мест компетентными духовными лицами. В качестве таковых выступили сперва арх. Симон Милюков, настоятель Андроникова монастыря, а затем архим. Симонова монастыря Павел Пономарёв. Некоторая доля их замечаний была Синодом принята, часть – отвергнута, итоговую редактуру осуществил знаменитый архиеп. Московский Платон Лёвшин 187 . В итоге содержательных изменений было внесено совсем немного: из 1-го тома опущено окончание «степени богомысленных рассуждений о страстях» как новое; из «благодарственного воспоминания о Страстях Господних опущен перечень ударов Господних – 6666, ран 104 и влачений 78,и зубов двух «лишение». Во 2-м и 3-м томах никаких исправление сделано не было, в 4-м, в катехизисе опущен вопрос: «Плоть Иисуса Христа на небеси сидящая или стоящая? − отв. “Стоящая”». Из пятого тома – несколько слов прав. Симеона Богоприимца о ветхозаветных праведниках, о посте и некоторые иные 188 . В остальном, исправления свелись к перемене стиля и языка проповедей, особенно ранних, произнесённых в Малороссии, на слог более «возвышенный» и привычный для уха великоросса.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

СПАСКИЙ, муж. в уездном городе Рославле, с церковью Преображения Господня, упраздненный в 1764 году. Время основания сей обители неизвестно. ЦЕРКВИ: УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ, кафедральный собор, в Смоленске, первоначально построен каменный в 1101 году в. к. Владимиром II (Мономахом), когда еще он был удельным Смоленским князем, и существовал 510 лет; но в 1611 году, во время приступа польских войск к Смоленску, верные жители заперлись в нем и, стесняемые неприятелями, взорвали сей знаменитый храм, принеся и себя тут же на жертву отечеству – нынешний пятиглавый собор, имеющий длины более 24, ширины 19, а вышины слишком 14 саж., и считающийся по огромности и великолепию одним из лучших в России, заложен, с приделом Сретения Господня, в 1676 году, по усердию царя Алексия Михайловича, при митрополите Смоленском Симеоне (Милюкове) и при воеводе кн. Михайле Алексеевиче Голицыне. Зодчим был мастер Алексей Корольков. С кончиною царя, жертвовавшего деньги и железо, строение замедлилось; а неискуство зодчего было причиною, что в неоконченном здании обнаружились трещины, и наконец оно упало. С такими препятствиями сооружение собора продолжалось ровно 96 лет: он освящен 13 сентября 1772 года, епископом Парфением. – При общем бедствии Смоленска, в 1812 году, храм сей был пощажен от повреждений и разорения по ходатайству приходского Одигитриевской церкви священника у самого Наполеона. – Император Николай Павлович в 1833 году благоволил пожаловать 10000 руб. на поправление иконостаса, иконного писания и стенного альфреско. Здесь находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы Одигитрии, называемая Смоленскою. Сею иконою, писанною – по преданию – св. Евангелистом Лукою, благословлена была в путь, в Россию, греческая цесаревна Анна, сестра императора Василия II и супруга св. Равноапостольного Владимира; от чего и названа Одигитриею, т. е. путеводительницею. Владимир Мономах перенес ее, в 1077 году, в Смоленск. В 1398, в. к. Витовт Литовский этою же иконою благословил дочь свою Софию, супругу в. к. Василия Димитриевича, которая и отвезла ее в Москву: там она стояла 58 лет в Благовещенском соборе, а по просьбе Смоленского епископа Михаила, возвращена сюда в 1456 году. В недавнем времени к чудесам сей иконы прибавилось новое знаменательное событие: 5 августа 1812, в день битвы русских с французами под Смоленском, св. икона вынесена была из храма, и после молебна, на коем читано было Евангелие от Луки, оканчивающееся известными словами: «пребысть же Мариам с нею яко три месяцы, и возвратися в дом свой,» – сопутствовала нашим войскам до Москвы, и потом, по изгнании врагов, возвратилась на прежнее место в Дом Господень – ровно чрез три месяца, и именно 5 ноября. Повсеместное празднество сему образу, 28 июля, установлено в 1456 году при в. к. Василии Васильевиче, по благословению св. митрополита Ионы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Курбский и Царственная книга в один голос говорят о настроении Грозного под Казанью. Иоанн прячется в церкви; напрасно убеждают его советники показаться войску: «се, государь, время тебе ехать… великое время царю ехати»… У царя же «не токмо лицо изменяшеся, но и сердце сокрушися». Наконец приближенные его, «хотяще-нехотяще, за бразды коня взяв», выводят перед войском и ставят у царской хоругви. Это подтверждает и сам Грозный следующими словами: «вы меня как пленника везли сквозь землю неверных – как только сохранил меня Всевышний» 132  Всякого поражает, по словам Н. И. Костомарова , простодушное сознание Иоанна Васильевича в своей трусости. Вспоминая о казанском походе, он говорит; «каково доброхотство ко мне этих людей, которых ты (князь Курбский) называешь мучениками? Они меня как пленника посадили в судно и повезли с немногими людьми сквозь безбожную и неверную землю; еслибы не всемогущая десница Всемогущего защитила моё смирение, то я бы и жизни лишился». А между тем, по свидетельству Морозовского летописца, он имел под Казанью 150 тысяч войска 133 . В духовном завещании. 1572 года царь Иоанн IV высказывает убеждение, что он и семейство его не прочны на Московском престоле, что он изгнанник, ведущий борьбу со своими врагами, что этой борьбе не видит близкого конца 134 . Царь Иоанн Грозный под влиянием смут и неурядиц в 1574 году объявил крещеного касимовского татарина Симеона Бекбулатовича великим князем всей Руси, а потом вместо себя посадил его на Москве царем и венчал его царским венцом. Понятно после всего сказанного, что царь Иоан Грозный не мог себя считать настолько сильным политически и морально 135 , чтобы активно принять на себя заботы в деле защиты христианского Востока. Приняв царский титул, Иоан Грозный старался о введении его в употребление при дипломатических сношениях, но везде терпел неудачи. «Переговоры с патриархом Иосафом, говорит проф. Милюков, с помощью русских денег кончились благополучно: патриарх прислал в 1561 году соборную грамоту и только в наше время стало известно, что собор для этой цели он и не думал созывать, а соборные подписи просто подделал. Полученная грамота противоречила уже принятой официально легенде. Согласить грамоту с легендой оказалось, впрочем, нетрудно: одни слова греческого текста были вырваны, другие затерты; на месте уничтоженного вписаны, без всякой грамматической связи, несколько новых слов, по смыслу которых митрополит Ефесский послан был, согласно легенде, Константином Мономахом» 136 . Вообще нужно заметить, что Русь в это время почти совсем не была известна европейцам. Московское государство, говорит Соловьев, для западных европ. держав было открыто в одно время с Америкой 137 . В 1486 году случайно попал в Москву рыцарь Николай Поппель, который, возвратившись в Германию, объявил императору о своем открытии Московской Руси, которая с этого времени и стала известной европейцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Авраамий, архиепископ бывший архиепископ Смоленский и Черниговский с 1648 по 1653 неизвестно Лаврентий, архиепископ Тверской и Кашинский временно управлял с марта 1655 по декабрь 1655 наместник Полоцкой епархии с 13.03.1656 рукоположен во епископа Полоцкого и Витебского; с июня 1657 до 1658 временно управлял Филарет, архиепископ бывший архиепископ Суздальский и Тарусский с 1658 по 1671 на покое; 1681 Варсонофий (Чертков-Еропкин), архиепископ рукоположен с 09.04.1671 по 1676 митрополит Сарский и Подонский Симеон (Милюков), архиепископ рукоположен, с 09.04.1676 митрополит с 01.09.1681 04.01.1699 Сильвестр (Черницкий), митрополит рукоположен с 25.03.1699 05.06.1706 Сильвестр (Крайский), митрополит бывший архиепископ Холмогорский и Важеский с сентября 1707 05.06.1712 Дорофей (Кроткевич), митрополит рукоположен 03.06.1718 Сильвестр (Холмский), митрополит бывший митрополит Нижегородский и Алатырский с 05.03.1719 по 03.03.1720 епископ Тверской и Кашинский Варлаам (Косовский), митрополит бывший епископ Тверской и Кашинский с 09.06.1720 24.05.1721 Филофей, архиепископ бывший архиепископ Охридский (Болгария) с 13.02.1722 по июнь 1727 отрешён; 03.05 1735 Гедеон (Вишневский), епископ рукоположен с 19.06.1728 02.02.1761 Парфений (Сопковский), епископ бывший епископ Кексгольмский, викарий Новгородской епархии с 07.03.1761 07.03.1795 Димитрий (Устинович), епископ бывший епископ Переяславский, викарий Киевской митрополии с 01.05.1795 26.05.1805 Серафим (Глаголевский), епископ бывший епископ Вятский и Слободской с 07.07.1805 по 07.02.1812 архиепископ Минский и Литовский Ириней (Фальковский), епископ бывший епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии с 07.02.1812 по 06.07.1813 епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии управлял Могилёвской епархией с 01.05.1813 Иоасаф (Сретенский), епископ бывший епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии с 06.07.1813 по 07.07.1821 архиепископ Могилёвский и Витебский Иосиф (Величковский), епископ бывший епископ Архангельский и Холмогорский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Содержание монастыря до 1764 г. было обеспечено разными землями и крестьянами, на них поселенными; за ними числилось 1077 д. с 117 уволоками. Монастырь имел усадьбу Кловки с загородным домом и 10 дес. пахотной земли, 30 дес. луговой земли на Глумице, сукновальную мельницу о двух поставах и два дома в самом городе: один каменный, другой деревянный, на каменном фундаменте. Под самим монастырем земли 207 саж., она обведена каменной оградой. На жалование настоятелю с братией, на прислугу, церковные потребности, на починку церквей и монастырских зданий получается от казны 466 руб. 62 коп. сереб. «Историко-статистическое описание Смоленской епархии». Санкт-Петербург 1864 г. В типографии духовного журнала «Странник». Эта обитель возникла во второй половине XVII века. Монастырь являлся преемником одноимённой обители, ранее располагавшейся на реке Кловке, в трёх верстах от Смоленска. Старинный монастырь был уничтожен в 1633 году во время осады Смоленска сподвижником, боярина Шейна, князем Прозоровским. Ныне существующая обитель возникла на месте католического костёла, устроенного поляками. В 1669 году здания были переосвящены из униатского монастыря базилиан. Стоит сказать, что в то время все здания обители были деревянными. После окончательного присоединения города к Москве, с разрешения царя Алексея Михайловича, архиепископ Варсонофий (Еропкин) начал строительство каменного собора (1671-1676) в " два этажа " во славу Святой Троицы на средства из казны. Его строительство предположительно возглавлял московский зодчий приказа каменных дел Иван Калинин. В облике монастыря проявились черты московской архитектуры. В дальнейшем своём существовании монастырь обязан своим благосостоянием митрополитам Симеону Милюкову и Сильвестру Черницкому, избравшим обитель местом для своей резиденции. Первые четыре митрополита Симеон, Сильвестр, Сильвестр II и Дорофей избрали монастырь и местом своего упокоения. Гробы архиреев почитались богомольцами. Проживали здесь смоленские архиреи до 1740 года.

http://sobory.ru/article/?object=01022

К югу от Троицкого собора находится церковь Зачатия Анны, продолженная к западу небольшим корпусом келий. Построена, очевидно, в 1767 г. и с этого времени была больничной. К северо-западу от собора на другой стороне улицы находится колокольня, предположительно датируемая 20-30-ми годами ХУШ в. Западные фасады обоих храмов попадают на красную линию улицы и соединены оградой, вероятно, с третьей четв. XVIII в.. Ворота в ограде перестроены в конце XIX в. Все здания значительно пострадали в годы Великой Отечественной войны. Тогда же сгорел деревянный дом настоятеля (выстроен в 1674 г. к северо-востоку от собора), сохранились лишь кирпичные подвалы. Грузная невысокая колокольня (1720-30-е гг.) своими пропорциями и простотой фасадов сближается с западной литературой. Восьмерик звона на четверике увенчан глухим восьмеричком с луковичной главкой. В неглубокие арочные ниши на стенках четверика помещены маленькие окна и киоты. Грани восьмерика прорезаны высокими арками по сторонам они значительно шире. Полувал над арками отделяет их от маленьких круглых проёмов - по одному на грань. Внутри четверик перекрыт, сомкнутым сводом. Ограда (вт. пол. XVШ в.) поднимается ступенями, следуя рельефу. Плоскость невысокой стены членят пилястры, разделяя фигурные ниши. Щели с городчатым верхом во фризе над нишами напоминают бойницы. Ворота (кон. 19 в.) включены в ограду рядом с кельями при Зачатьевской церкви. Арка проезда прорезана в стене с тяжеловесным ступечатым верхом. Декорированы в псевдорусском стиле как и ближайшая часть келий. Свято-Троицкий монастырь возник во второй половине VII ст. В исторической преемственности он является наследником соименного ему Троицкого монастыря, бывшего на реке Кловке, в 3 верстах от Смоленска, вниз по течению Днепра. Ныне существующий монастырь возник на месте Бернардинского кляштора, устроенного поляками при завоевании Смоленска. После окончательного присоединения Смоленска к Москве, с дозволения царя Алексея Михайловича, архиепископ Варсонофий в 1674 г. начал строить каменную церковь в два этажа во славу Св. Троицы и заводить монастырь. В дальнейшем своем существовании Троицкий монастырь своим благосостоянием и благоустройством обязан смоленским владыкам – митрополитам Симеону Милюкову и Сильвестру Черницкому, избравшим его своею резиденцией за неимением помещения на Соборной горе. Для сообщения с Соборною горою были сделаны отсюда через сухой ров крытые переходы. При Петре I Троицкий монастырь был видоизменен: Петр повелел провести главную улицу города, шедшую ранее в Резницком рву, через Соборную гору и Троицкий монастырь. От этого монастырская колокольня оказалась отделенною от монастыря дорогою, а через сухой ров перекинут был мост, существовавший в 1812 г.; в таком разобщенном виде она остается и до сих пор.

http://sobory.ru/article/?object=01022

В 1687 г. произошел конфликт, положивший начало многолетним тяжбам между Смоленскими архиереями и настоятелями Б. м. по поводу статуса обители: митр. Симеон (Милюков) перевел игум. Варфоломея из Б. м. в архиерейский дом, назначив на его место игум. Дионисия. Игум. Варфоломей подал в Монастырский приказ челобитную с просьбой защитить Б. м. от «утеснений» Смоленского архиерея, к-рый требовал от настоятеля, среди прочего, передачи в митрополичью казну доходов обители от треб, вотчин и др. Игумен также обратился к отцу царицы Прасковьи Федоровны московскому боярину Ф. П. Салтыкову с просьбой исходатайствовать для мон-ря у Московского Патриарха Иоакима статус ставропигии. 29 окт. 1689 г. Патриарх утвердил ставропигию грамотой, предписавшей настоятелей и иеромонахов как Б. м., так и приписанных к нему обителей и храмов поставлять в Москве, все монастырские дела рассматривать в Патриаршем приказе, доходы от монастырских вотчин отчислять в Москву, «а Симеону, митрополиту Смоленскому, ничего из того монастыря не иметь». 30 нояб. того же года настоятелем был назначен прежний игум. Варфоломей. Грамотой Патриаршего Местоблюстителя митр. Стефана (Яворского) от 29 янв. 1703 г. братии Б. м. разрешалось «в вотчинах смоленских помещиков в церквах служить литургии, казанья и молебства совершать и со святынею в домы их приезжать». К обители были приписаны основанный прп. Герасимом Болдинским Свирколуцкий мон-рь, храм Усекновения главы Иоанна Предтечи с 229 дворами в с. Усвятье, ц. Рождества Богородицы с 81 двором в с. Пушкине. Преемник митр. Симеона митр. Сильвестр (Черницкий) в 1703 г. распорядился отписать Свирколуцкий мон-рь и с. Усвятье в подчинение Смоленским архиереям, а настоятелю Б. м. архим. Иоасафу (Драннику) запретил служить вне мон-ря. Однако царский указ от 29 янв. 1703 г. подтвердил права Б. м. на приписную обитель и храмы. Следующий Смоленский митр. Сильвестр (Крайский) обвинил архим. Иоасафа в пьянстве и др. «безчиниях» и добился от митр. Стефана (Яворского) перевода Б. м. 30 сент. 1711 г. в подчинение Смоленской епархии для наилучшего надзора за братией «за дальностию царствующаго града». Однако 25 июня 1717 г. Б. м. вновь стал ставропигиальным (в 1723 статус мон-ря был подтвержден новоучрежденным Святейшим Синодом). Митр. Смоленский Варлаам (Косовский) , посетивший Б. м. в 1720 г., уволил архим. Иоасафа на покой и назначил настоятелем архим. Иннокентия (Лапицкого). В 1735-1738 гг. Смоленский еп. Гедеон (Вишневский) безуспешно пытался лишить Б. м. ставропигии, обвинив братию в хранении списков сочинений Тверского архиеп. Феофилакта (Лопатинского) , а архим. Иоасафа (Маевского) в сочувствии опальному архиерею. Агенты Канцелярии тайных дел провели обыск в кельях, арестовали архим. Иоасафа, часть братии, в основном тверичей, а также проживавшего в Б. м. игум. Иосифа (Решилова) , мон-рь опечатали. Спустя нек-рое время обитель была открыта под упр. архим. Артемия.

http://pravenc.ru/text/149173.html

515–543). „Довод вкратце, яко учения и язык еллиногреческий наипаче нужно потребный“... Рассуждение неизвестного автора о превосходстве греческого языка пред латинским; напечатано в прилож. к статье Каптерева: „О греко-латинских школах в Москве в 17 ст.“ (Приб. к тв. св. от., 1889г., ч. 44, стр. 672–679). „Учитися ли нам полезнее грамматики“... Рассуждение неизв. автора, аналогичное с предыдущим; напечатано в прилож. к исследованию Сменцовского: „Братья Лихуды“, Спб., 1899г. Письмо иерус. патр. Досифея к дьяку Полянскому, напечатано в Правосл. Собеседн., 1862г., ч. 3, стр. 88–89. Родословная Лихудов, представленная Николаем и Анастасием Лихудами в Посольский Приказ; напечатана в прилож. к исследованию Сменцовского: „Братья Лихуды“. „Материалы для истории археологии и статистики г. Москвы“ Забелина. „О России в царствование Алексея Михайловича“ Гр. Котошихина. „Житие протопопа Аввакума, написанное им самим“. Соловьев, „История России“. Ключевский, „Курс русской истории“. Платонов, „Лекции по русской истории“. Иловайский, „История России“. Милюков, „Очерки по истории русской культуры“. Пыпин, „История русской литературы“. Порфирьев, „История русской словесности“. Макарий, „История русской церкви“. Филарет, „Обзор рус. дух. литературы“. Пекарский, „Наука и литература при Петре Великом“. Устрялов, „История царствования Петра Вел.“ Майков, „Очерки из русской истории литературы 17–18 ст.“ Замысловский, „Царствование Федора Алексеевича“. Ключевский, „Западное влияние в России в XVII в.“ (Вопр. филос. и психол., 1897г., I, III и IV). Костомаров, „Епиф. Славинецкий, Сим. Полоцкий и их преемники“ (Русская история в жизнеописаниях ее главн. деят., т. II). Татарский, „ Симеон Полоцкий “. Образцов, „Киевские ученые в Москве“ (Эпоха, 1865, I). Его же, „Братья Лихуды“ (Ж. Μ. Η. П,. 1867). Каптерев, „Характ. отнош. России к правосл. Востоку“. Его же, „Патр. Никон и его противники в деле реформы“, Его же, „Патр. Никон и царь Алексей Михайлович“. Его же, „О греко-латинских школах в Москве в 17 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010