Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1.      Печерский. 2.      Макариев. 3.      Благовещенский. 4.      Арзамас. Спасский. 5.      Дудин. 6.      Духов. 7.      Балахн. Покровский. 8.      Городец. Феодоров. 9.      Толоконцов. 10.      Зачатейский. 11.      Происхожденский. 12.      Воскресенский. 13.      Евфимиин. 14.      Крестомаров. 15.      Лысков. Казанский. 16.      –      Рождественский. 17.      –      Спасский. 18.      Высокогорский. 19.      Арзамас. Троицкий. 20.      Зеленогорский. 21.      Николаевский. 22.      Островоезерский. 23.      Княгининский. 24.      Великогорский. 25.      Великовражский. 26.      Кержебелбашский. 27.      Спасораевский. 28.      Оранский. 29.      Арзамас. Николаевский. 1 Печерский Вознесенский, под Нижним-Новгородом, основан св. Дионисием в XIV веке. Ныне первоклассный. [V, 164.] Архимандриты Св. Дионисий в 1374 хирот. в епископа Суздальского. Евфросин в 1390 хирот. в епископа Суздальского. Досифей . Игнатий , в начале XV века. Иосиф , 1424. Никандр 1433 оставил настоятельство. Павел определён 11 мар. 1433. Никандр , 1 сент. 1500, 3 февр. 1506. Илия , 1509–1514. Константин , 1531–35. Левкий , 1539–41. Тихон , 1542–1552. Иоаким , 8 мар. 1552, 1559–70, 5 апр. Иона , 15 янв. 1580. Ануфрий , 1584–89. Трифон , 1595–1604. Иоиль , 1607–10. Феодосий , 1611–16. Иов , с 1616, убит на дороге 30 мар. 1620. Макарий , 1624 и 25. Рафаил , 1628–1637 (упом, в июле), перев. в Псково-Печерский. Дионисий , 1637 и 38. Макарий , 1639–42. Рафаил (вторично?) 1643–45. Герман , 1645–49, сент. Тихон , 1649–51; 18 янв. перев. в Переяславский Залесский Даниилов. Стефан 28 нояб. 1651 перев. из Серпухова Владычня; до 1653. Герасим произведён в окт. 1653–1655. Иларион 1656 перев. из Желтоводского, а в 1657 хирот. в архиепископа Рязанского. Филарет перев. из Спасо-Каменного? 1658 –59; в нояб. перев. в Владимиро-Рождественский. Киприан , 1660–63. Иосиф , 1664, а в 1672 хирот. в епископа Коломенского. Симеон Милюков , 1672–1674, 14 сент. перев. в Спасо-Андрониев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Симеон, митрополит Смоленский и Дорогобужский (Милюков) Родился в городе Тобольске. Происходил из купеческого рода. После пострижения в монашество некоторое время жил в Ростовском Борисоглебском монастыре. В 1672 году возведен в сан архимандрита Нижегородского Печерского Вознесенского монастыря. 14 сентября 1674 года Симеон назначен настоятелем Московского Спасо-Андроникова монастыря, где вскоре снискал особое расположение царя Алексея Михайловича. 9 апреля 1676 года в Московском Успенском соборе хиротонисан во епископа Смоленского и Дорогобужского с возведением в сан архиепископа. Смоленский край долгое время находился во власти поляков. Насилием католиков и униатов православные церкви и монастыри здесь постепенно превращались в католические и униатские, так что в 1639 году во всем Смоленском и даже Дорогобужском уездах было прекращено православное богослужение. И после освобождения Смоленска от поляков католический дух и польские нравы долго не уступали православному русскому духу жизни. Необходимы были большие усилия, чтобы в окатоличенном крае поднять Православие на должную высоту. Сначала были приспособлены к православному богослужению прежние православные храмы и монастыри, обращенные в католические и униатские. Но это не совсем устраивало преосвященного Симеона. Он задумал построить новый кафедральный собор, который соответствовал бы величию Православия. Царь поддержал мнение архиепископа Симеона и прислал пожертвования на строительство собора. Строительство началось в 1676 году, а закончилось уже после смерти преосвященного Симеона (храм освящен в 1772 году). В 1678 году преосвященный Симеон был в Москве на Соборе по вопросу об обрядах в Неделю Ваий. 1 сентября 1681 года он был возведен в сан митрополита. В этом году принимал участие в погребении патриарха Никона и получил от царя в подарок богатую митру из ризницы патриарха Никона. Через несколько месяцев в присутствии царя освящал церковь во Флорищевской пустыни. В конце 1681 года принимал участие в земском Соборе и в заседаниях Поместного Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. МАРФА (Апарина Марфа Петровна, в схиме Маргарита; ок. 1740-1800), схим., прп. (пам. 1 сент., 18 июня и 28 июля - в Соборе Тамбовских святых), основательница кирсановского в честь Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря МАРФА (Милюкова (Мелюкова) Мария Семеновна; 1810-1829), схим., прп. Дивеевская (пам. 21 авг. и 14 июня в Соборе Дивеевских святых) МАРФА (Марфа Тимофеевна Тестова; 1883-1941), мон., прмц. (пам. 13 апр., в Соборе Нижегородских святых, в Соборе Дивеевских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРФА († 551), прав. (пам. 4 июля; пам. визант. и древнерус. 5 июля, 23, 24, 25 мая), мать прп. Симеона Столпника (Младшего) Дивногорца МАРФА, МАРИЯ И ЛИКАРИОН († 249-251), мученики Асийские (пам. 6 февр.; пам. греч. 8 февр.; пам. визант. 7 и 9 февр.; пам. древнерус. 5 и 8 февр.) МАТРОНА (Алексеева Матрена (?) Яковлевна; 1862-1938), мон., прмц. (пам. 19 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАТРОНА Алексеевна Макандина (1889-1938), послушница, прмц. (пам. 1 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАТРОНА (III-IV вв.), мц. Фессалоникийская (пам. 27 марта; пам. зап. 15 март, 20 февр.; пам. визант. и древнерус. 28 марта) МАТРОНА Степановна Конюхова (1848-1937), мц. (пам 2 дек., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАТРОНА Кузьминична Наволокина (1894-1942), мц. (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАТРОНА (Власова Матрена Григорьевна; 1889-1963), мон., преподобноисп. (пам. 25 окт., в Соборе Дивеевских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАТРОНА Григорьевна Белякова (1863-1936), исп. (пам. 16 июля, в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАТРОНА Дмитриевна Никонова (1881 (по др. сведениям, 1883 или 1885) блж. (пам. 23 февр., 19 апр., в Соборе Московских святых и в Соборе Тульских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_45.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви МАРТИРИЙ († 24.08.1199), архиеп. Новгородский (1193-1199), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МАРТИРИЙ (в миру Мина; † 1.03.1603), прп., Зеленецкий (пам. 1 марта, 11 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых), основатель Зеленецкого во имя Святой Троицы мужского монастыря МАРТИРИЙ (XIII-XVII вв.?), прп., Киево-Печерский (пам. 25 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), диакон, в Дальних пещерах почивающий МАРТИРИЙ (XIII-XVII вв.), прп., Киево-Печерский (пам. 25 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), затворник МАРТИРИЙ (Кириченко Матфей; 1800 (1801 ?) - 1865), мон., прп., Глинский (пам. 5 апр. и 9 сент. в Соборе Глинских святых) МАРФА (Апарина Марфа Петровна, в схиме Маргарита; ок. 1740-1800), схим., прп. (пам. 1 сент., 18 июня и 28 июля - в Соборе Тамбовских святых), основательница кирсановского в честь Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря МАРФА (Милюкова (Мелюкова) Мария Семеновна; 1810-1829), схим., прп. Дивеевская (пам. 21 авг. и 14 июня в Соборе Дивеевских святых) МАРФА Степановна Коврова (1887-1938), послушница., прмц. (пам. 3 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРФА (Марфа Тимофеевна Тестова; 1883-1941), мон., прмц. (пам. 13 апр., в Соборе Нижегородских святых, в Соборе Дивеевских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРФА († 551), прав. (пам. 4 июля; пам. визант. и древнерус. 5 июля, 23, 24, 25 мая), мать прп. Симеона Столпника (Младшего) Дивногорца МАРФА, МАРИЯ И ЛИКАРИОН († 249-251), мученики Асийские (пам. 6 февр.; пам. греч. 8 февр.; пам. визант. 7 и 9 февр.; пам. древнерус. 5 и 8 февр.)

http://pravenc.ru/rubrics/122336_62.html

В 1687 г. произошел конфликт, положивший начало многолетним тяжбам между Смоленскими архиереями и настоятелями Бизюкова монастыря по поводу статуса обители: митр. Симеон (Милюков) перевел игум. Варфоломея из Бизюкова монастыря в архиерейский дом, назначив на его место игум. Дионисия. Игум. Варфоломей подал в Монастырский приказ челобитную с просьбой защитить Б. м. от «утеснений» Смоленского архиерея, который требовал от настоятеля, среди прочего, передачи в митрополичью казну доходов обители от треб, вотчин и др. Игумен также обратился к отцу царицы Прасковьи Федоровны московскому боярину Ф. П. Салтыкову с просьбой исходатайствовать для монастыря у Московского Патриарха Иоакима статус ставропигии. 29 октября 1689 г. Патриарх утвердил ставропигию грамотой, предписавшей настоятелей и иеромонахов как Бизюкова монастыря, так и приписанных к нему обителей и храмов поставлять в Москве, все монастырские дела рассматривать в Патриаршем приказе, доходы от монастырских вотчин отчислять в Москву, «а Симеону, митрополиту Смоленскому, ничего из того монастыря не иметь». 30 ноября того же года настоятелем был назначен прежний игум. Варфоломей. Грамотой Патриаршего Местоблюстителя митр. Стефана (Яворского) от 29 января 1703 г. братии Бизюкова монастыря разрешалось «в вотчинах смоленских помещиков в церквах служить литургии, казанья и молебства совершать и со святынею в домы их приезжать». К обители были приписаны основанный прп. Герасимом Болдинским Свирколуцкий монастырь, храм Усекновения главы Иоанна Предтечи с 229 дворами в с. Усвятье, церковь Рождества Богородицы с 81 двором в с. Пушкине. В 1703 г. преемник митр. Симеона митр. Сильвестр (Черницкий) распорядился отписать Свирколуцкий монастырь и с. Усвятье в подчинение Смоленским архиереям, а настоятелю Бизюкова монастыря архим. Иоасафу (Драннику) запретил служить вне монастыря. Однако царский указ от 29 января 1703 г. подтвердил права Бизюкова монастыря на приписную обитель и храмы. Следующий Смоленский митр. Сильвестр (Крайский) обвинил архим.

http://sobory.ru/article/?object=38460

Содержание монастыря до 1764 г. было обеспечено разными землями и крестьянами, на них поселенными; за ними числилось 1077 д. с 117 уволоками. Монастырь имел усадьбу Кловки с загородным домом и 10 дес. пахотной земли, 30 дес. луговой земли на Глумице, сукновальную мельницу о двух поставах и два дома в самом городе: один каменный, другой деревянный, на каменном фундаменте. Под самим монастырем земли 207 саж., она обведена каменной оградой. На жалование настоятелю с братией, на прислугу, церковные потребности, на починку церквей и монастырских зданий получается от казны 466 руб. 62 коп. сереб. «Историко-статистическое описание Смоленской епархии». Санкт-Петербург 1864 г. В типографии духовного журнала «Странник». Эта обитель возникла во второй половине XVII века. Монастырь являлся преемником одноимённой обители, ранее располагавшейся на реке Кловке, в трёх верстах от Смоленска. Старинный монастырь был уничтожен в 1633 году во время осады Смоленска сподвижником, боярина Шейна, князем Прозоровским. Ныне существующая обитель возникла на месте католического костёла, устроенного поляками. В 1669 году здания были переосвящены из униатского монастыря базилиан. Стоит сказать, что в то время все здания обители были деревянными. После окончательного присоединения города к Москве, с разрешения царя Алексея Михайловича, архиепископ Варсонофий (Еропкин) начал строительство каменного собора (1671-1676) в " два этажа " во славу Святой Троицы на средства из казны. Его строительство предположительно возглавлял московский зодчий приказа каменных дел Иван Калинин. В облике монастыря проявились черты московской архитектуры. В дальнейшем своём существовании монастырь обязан своим благосостоянием митрополитам Симеону Милюкову и Сильвестру Черницкому, избравшим обитель местом для своей резиденции. Первые четыре митрополита Симеон, Сильвестр, Сильвестр II и Дорофей избрали монастырь и местом своего упокоения. Гробы архиреев почитались богомольцами. Проживали здесь смоленские архиреи до 1740 года.

http://sobory.ru/article/?object=01022

Приход храма села Милюково составлял 230 дворов (1774 г.). До 1774 года причет храма в селе Милюково состоял из двух священников, двух дьяконов, двух дьячков и двух пономарей. С 1774 года церковь была причислена к III классу, при ней было положено два священника и по одному дьякону, дьячку и пономарю. В 1790 году владельцем села обер-провиантмейстером Иваном Малахиевичем Олонкиным была построена 5-ярусная колокольня, которая главенствовала в общей композиции церкви. В четвертом ярусе размещались колокола, самый большой (праздничный) весом в 122 пуда 19 фунтов (2006 кг), а будний в 20 пудов (328 кг). Всё здание храма было оштукатурено, побелено известью и покрыто листовым железом, окрашенным в зеленый цвет. Внутри храм был не богат. Стены украшены живописными картинами. Резной иконостас состоял из четырех поясов, а в нем иконы московской живописной работы. Наиболее почитаемой была резная икона Святителя и Чудотворца Николая в рост человека. Эта икона признавалась чудотворною. На иконе святого Симеона Богоприимца и преподобного Сергия Радонежского Чудотворца была такая надпись: Лета 7205 (1697 г.) месяца октября 17 дня писал сей образ иконописец оружейной палаты Николай Соломонов, сын Вургарев, по обещанию Симеона Никитина, сына Грузинца (И.И. Орловский, указанное сочинение, стр.176). До настоящего времени в алтаре сохранилась масляная роспись первой половины XIX века. В 1825 году в приход храма входило 39 деревень общей численностью в 289 дворов, 1458 душ мужского пола и 1525 душ женского пола. До 1825 года в храме служил священник Трофим Тимофеевич Смирягин, тесть B.C. Докучаева. Умер о. Трофим в возрасте 80 лет 16 сентября 1848 года. В 1862 году в храме был произведен ремонт. Вся стенная живопись внутри храма была обновлена, снаружи написано 4 картины. Открыть в селе Милюково церковно-приходскую школу было довольно не простым делом. Прихожане, понимая важность грамотности, но, ссылаясь на свою бедность, долго не поддерживали идею открытия школы, так как за учебу своих детей надо было платить учителю. И все же 1 октября 1885 года стараниями священника села церковно-приходская школа была открыта. В ней обучалось от 20 до 30 мальчиков и девочек.

http://sobory.ru/article/?object=18192

В 1675 г. Смоленским епископом стал Симеон IV (Милюков), сын купца Милюкова из Тамбовской губернии. До прибытия в Смоленск он был архимандритом московского Спасо-Андроникова монастыря. По его предложению, одобренному царем Алексеем Михайловичем, в 1677 г. на месте разрушенной мономаховой церкви началось строительство нового Успенского собора. За успешную работу по закладке собора новый царь Федор Алексеевич в 1679 г. возвел Симеона в сан митрополита. В 1681 г. по благословению Патриарха и Собора этот сан был закреплен за ним и его преемниками. Умер Симеон IV в 1699 г. Преемником Симеона IV стал митрополит Сильвестр II (Черницкий), уроженец Полоцка, бывший до этого архимандритом Звенигородского Саввина монастыря. Его стараниями на Соборном холме были возведены Иоанно-Предтеченская церковь и при ней митрополичий дом. Сильвестр II неоднократно встречал Петра I в Смоленске. Умер в конце 1706 г. После его смерти до 1710 г. епархия была вдовствующей. В 1710 г. митрополитом в Смоленск был определен Сильвестр III (Крайский), один из просвещеннейших людей своего времени — великолепный математик, астроном, знаток естественных наук, бывший до этого ректором Московской духовной академии, а затем епископом Холмогорским и Важским. При нем был построен деревянный Богоявленский собор на соборном холме. Умер митрополит Сильвестр в 1712 г. Его сменил Дорофей (Короткевич), киевлянин, переведенный в Смоленскую епархию митрополитом с должности архимандрита московского Симеонова монастыря. Дорофей предпринял попытку продолжить строительство Успенского собора, приостановленное из-за недостатка средств. Умер в 1718 г. Первые четыре Смоленские митрополита были похоронены на территории смоленского Троицкого монастыря в специально построенной часовне. В 1847 г. на средства жены смоленского уездного предводителя дворянства О.И. Бибиковой часовня была перестроена в придельный храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». На его фасаде были написаны имена погребенных в нем митрополитов.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208856...

Иосиф (Хозеревский?), представитель наместника Белорусской кафедры Сильвестра Волчанского. Было принято решение отстаивать на съезде (если он состоится) интересы православной Церкви и с этой целью направить послов на сейм Речи Посполитой, оказать помощь пострадавшему от гонений со стороны католиков Виленскому братству; говорилось о необходимости постоянных контактов между К. и еп. Гедеоном. В качестве управляющего Белорусской епархией К. пытался заручиться поддержкой России. Униат. митр. Лев Кишка сообщал о том, что в 1681 г. было приказано схватить К. и посадить в Мальборкский замок за переписку с Москвой ( Петрушевич. А. С. Сводная Галицко-русская летопись с 1600 по 1700 г. Львов, 1874. С. 201). В янв. 1685 г. К. отправил к Смоленскому митр. Симеону (Милюкову) из литов. правосл. обителей (виленского Свято-Духова мон-ря и приписных к нему Кронской Троицкой и Евейской Успенской обителей) 10 кандидатов на поставление в диаконы и иереи. В послании к митр. Симеону К., называя себя блюстителем Белорусской епархии, сообщал о бедственном положении православных в Речи Посполитой (РГАДА. Ф. 79. 1685 г. Д. 2. Л. 42-43). К. до своей кончины отказывался перейти в унию и не получил разрешения от короля на епископскую хиротонию. В июле 1686 г. делами Белорусской епархии ведал Сильвестр Волчанский; по-видимому, к этому времени К. скончался. Ист.: АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 4. С. 53-56. 28; АВАК. Т. 11. С. 222-226. 80; С. 229. 82; С. 243-244. 88; Т. 15. С. 339-340. 214. Лит.: Смирнов Ф. К. Виленский Св.-Духов мон-рь. Вильна, 1888. С. 124-131, 337; Титов Ф. И., прот. Русская Правосл. Церковь в Польско-Литовском гос-ве в XVII-XVIII вв. К., 1905. Т. 1: Зап. Русь в борьбе за веру и народность в XVII-XVIII вв. 1-я пол. т. С. 77-80; он же. Климент (Тризна)//ПБЭ. Т. 11. Стб. 207-208; Bendza М. Tendencje unijne wzgldem Cerkwi prawosawnej w Rzeczypospolitej w latach 1674-1686. Warsz., 1987. S. 13-77, 137-139; Кочегаров К. А. Князья Огинские и сношения православных Великого княжества Литовского с Россией в 80-е гг. XVII в.//Россия, Польша, Германия: История и современность европ. единства в идеологии, политике и культуре. М., 2009. С. 82-117. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель

http://pravenc.ru/text/1841371.html

м. стал испрошенный свт. Алексием у прп. Сергия Радонежского любимый ученик последнего прп. Андроник Московский , выбравший место для обители на берегу Яузы, «недалече града», т. е. Кремля. В А. м. со времени его основания по благословению свт. Алексия был введен общежительный устав. В числе насельников обители и учеников прп. Андроника были преподобные Савва и Александр Московские (впосл. игумены), Андрей Рублёв и предположительно прп. Даниил . В XIX в. мощи преподобных Андроника и Саввы (время обретения неизвестно) почивали в одной раке под сенью в Спасском соборе А. м. в сев.-зап. углу (позолоченная серебряная рака пожертвована в 1876 г. А. М. Полежаевым - не сохранилась). Многие настоятели А. м. были удостоены архиерейского сана либо управляли мон-рем, будучи архиереями на покое: Митрофан (XVI в.), еп. Коломенский, Симеон (Стремоухов; † 1515), еп. Суздальский, свт. Серапион , архиеп. Новгородский, Сергий († ок. 1521), еп. Рязанский, Евфимий († ок. 1642), еп. Тверской, Никифор († 1682), митр. Астраханский, Симеон (Милюков ; † 1699), архиеп. Смоленский, Трифиллий (Инихов ; † 1702), митр. Сарский, Авраамий († 1708), митр. Рязанский, Арсений (Костюрин ; † 1712), архиеп. Воронежский, Иосиф († 1726), еп. Воронежский, Киприан (Скрипицын ; † 1740), еп. Коломенский, Сильвестр (Страгородский ; † 1802), еп. Крутицкий, Авраам (Шумилин ; † 1844), архиеп. Ярославский, Сергий (Спасский; † 1904), архиеп. Владимирский, и др. В нач. XVI в. в А. м. был заточен осужденный на Соборе 1509 г. и лишенный кафедры свт. Серапион, архиеп. Новгородский и Псковский. В 1653 г. в течение 4 недель находился в заточении расколоучитель расстриженный протопоп Аввакум . Спасский собор. 1410-1427 гг. Спасский собор. 1410-1427 гг. В смутное время А. м. был разорен польско-литов. отрядами, восстановлен в 1613 г., в XVII в. считался «божедомским», т. е. в нем отпевали скончавшихся внезапной или насильственной смертью. По описи 1678 г., обитель владела 210 крестьянскими дворами. А. м. пострадал от сильного пожара в 1748 г.

http://pravenc.ru/text/115428.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010