Далее Преподобный говорит: " как камень, отторгнувшийся от скалы, немедленно падает вниз, так и гордый еще скорее камня падет. И это сущая правда, братие мои! Монах Ирон пятьдесят лет провел в пустыне и превзошел всех живущих в ней иноков своим равноангельским житием. Но гордость погубила и такого подвижника. Он вообразил, что соседние с ним иноки не такого держатся устава, какого бы, по его мнению, следовало держаться, и стал относиться к ним с презрением. Дьявол, заметив зародившееся в старце самомнение, не замедлил приложить заботу, чтобы погубить его, и достиг своего, Он явился ему в образе светлого ангела, а самообольщенный монах принял его действительно за такового. Тут дьявол предложил старцу броситься в колодезь, говоря, что-де за святую жизнь ему от этого вреда не будет. Старец послушался и вытащен был из колодца едва живым. На третий день он скончался (Прол. апреля 4). Еще Евагрий в своем слове учит: " плод гнилой, говорит он, не приносит пользы земледельцу, и добродетель гордого неугодна Богу " . И этих слов истину убедительно подтверждает собою фарисей. Будучи гордым, он молился так: " Боже, говорил он, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи... Пощусь два раза в неделю; даю десятую часть из всею, что приобретаю " . Была ли угодна Богу такая молитва? Нет, ибо Господь сказал про фарисея: всякий, возвышающий сам себя, унижен будет (Лук. 18, 10-14). " Душа гордого, продолжает Евагрий, удалена бывает от Бога и доставляет радость бесам. " Правда, братие, и это. Мерзок, говорит слово церковное о величавых и возносящихся, мерзок пред Богом и людьми всякий возносящийся. Начало человеческого греха есть гордыня, и держащийся ее мерзок всем и в конце совершенно отпадает от Бога (Прол. июля 10). А остальное само собою понятно. Раз человек гордый мерзок пред Богом, то он в то же время угоден дьяволу и радостен для него. Наконец, Преподобный в своем слове говорит: " гордость с неба низринула денницу, и он, как молния, пал на землю. Так и было на самом деле. Как упал ты, говорит пророк Исаиа, с неба, денница, сыт зари!..... А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов... Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему, но ты низвергнут в ад, в глубины преисподней (Ис. 14, 12-15). Так говорит Исаия. А Господь прибавляете к сему: видех сатану, яко молнию с небес спадша (Лук. 10,18).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

О благодушии «Все, что ни приключится тебе, принимай охотно» ( Сир.2:4 ), – говорит Писание, – ибо «все пути Господни –  милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его» ( Пс.24:10 ). «Любящим Бога… все содействует ко благу» ( Рим.8:28 ). Иной скажет: как же притеснения, обиды служат во благо? Неужели и их должно считать милостью Божией? Не приличнее ли их назвать гневом Господним. «Не верующий в Сына не увидит жизни, – сказано в Евангелии, – но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин.3:36 ). Для неверующих не только лишения, но и избытки временных благ служат гневом Божиим, потому что чрез них подается более случаев ко греху. Напротив же, для верующего все служит во благо: милость и истина Господня сретают его во всех путях, при изобилии и лишении временных благ; все ему приносит благо, подает спасение души. И что еще? Для усердно ищущих Божией правды злострадания в мире сем служат наибольшим благом, направляя их на путь истины. «Благо мне, что я пострадал, – взывал пред Богом и пророк Давид, – прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню» ( Пс.118:71, 67 ). «Господь гордым противится – сказано в Писании, – а смиренным дает благодать» ( Иак.4:6 ). Кто почитал себя землею и пеплом ( Быт.18:27 )? Кто говорил: «я же червь, а не человек» ( Пс.21:7 )? Кто взывал в сокрушении: окаянный и нечистый есмь аз ( Ис.6:5 )? Не те ли самые люди, которые приведены были в такое смирение многими злостраданиями и скорбями? И Сам Владыка твари, «приняв образ раба» ( Флп.2:7 ), не для того ли был на земле умаленным паче всех сынов человеческих и потерпел все, что есть в мире уничиженного, чтобы подать нам спасение и вместе пример, как мы можем войти в славу Царствия Его? «Возьмите иго Мое на себя, – говорит Он, – и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем» ( Мф.11:29 ). Кто сделается смиренным или, что то же, сокрушенным в сердце, – войдет в кротость, эту неволнуемую пристань духовную, тот найдет великий покой и мир душе своей: «и найдете покой душам вашим» ( Мф.11:29 ). Итак, чтобы удостоиться Божией благодати и быть благодушным, нужно только быть кротким и смиренным. Как нет в мире никого беспокойнее и мятежнее человека гордого, так, напротив, нет спокойнее человека кроткого. Гордого тревожит все, всякое противное ему слово, всякий поступок ему неугодный выводит его из терпения; тогда как смиренный остается спокоен при всех злоключениях. И разные поношения и обиды самые сильные – ничто не выводит его из мирного состояния.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

О прощении Когда кротко и тихо попробовал он увещевать гордого молодого помещика исправить жизнь свою и в ответ получил удар по щеке, как поступил он? Он упал в ноги этому дерзкому, прося простить, что ввел его в гнев, в раздражение. А каков был результат? Результат был поразителен. 20 июля, 2012 Когда кротко и тихо попробовал он увещевать гордого молодого помещика исправить жизнь свою и в ответ получил удар по щеке, как поступил он? Он упал в ноги этому дерзкому, прося простить, что ввел его в гнев, в раздражение. А каков был результат? Результат был поразителен. Дискуссия о том, можно ли простить того, кто не просит о прощении, с особой остротой разворачивается в эти дни между православными священниками и публицистами. Правмир приводит подборку цитат святых отцов и богословов о прощении. Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. (Мф., 5, 23-24). Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. (Мф. 6, 14-15). Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44) Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз. (Мф. 18, 21-22). И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. (Лк.23:33-34) Справедливость требует, чтобы сам же ты первый пришел и примирился, как бывший причиною вражды. Или ты обижен, и тот был причиною вражды? И в этом случае следует начать примирение тебе… как не ты был причиною вражды, так не тебе быть и причиною ее продолжения; может быть и тот, сознав вину свою, устыдится и вразумится. Но он высокомерен? Тем более ты не медли придти к нему; он страдает двумя болезнями: гордостью и гневом. Сам ты высказал причину, почему ты должен придти к нему; ты здрав, ты можешь видеть, а он во тьме; ибо таковы гнев и гордость. Ты свободен от них и здоров; приди же к нему, как врач к больному. Говорит ли кто-нибудь из врачей: такой-то болен, поэтому я не пойду к нему?… Но что, скажешь, если от того самого он еще более возгордится? Тебе нет до этого нужды; ты сделаешь свое дело, а он пусть отвечает сам за себя: только бы нас не упрекала совесть, что это произошло от опущения с нашей стороны чего-нибудь должного. Святитель Иоанн Златоуст.

http://pravmir.ru/o-proshhenii/

При этом человеку кажется, что он мило простодушен, но это «простодушие» на самом деле – ядовитое невежество, из-за которого человек тратит впустую иногда целую жизнь. Вместо этого всё в жизни для себя мы должны только взять у Бога, потому что своего у нас ничего просто нет. Безрассудно отрекаться от Божьей праведности и помощи Божией. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «ракá», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной (Мф. 5:22). Новый Завет приносит человеку то, чего не давал Завет Ветхий. Эти слова Спасителя означают не поучение о том, как мы должны себя вести. Они означают то, что Новый Завет возвращает человеку во Христе честь, которой человек никогда не видел и не знал. Честь, которую променял Адам на свободу давать себе оценку, не спрашивая у Бога. «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? (Ин. 5:44). Наше спасение – это принятие верою оправдания, которого мы удостоены от Бога. Именно принятие, а не понимание. Господь сделал то, во что не стыдно поверить. Понять и оценить мы можем только последствия. «Тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную» (Рим. 2:7). Возвращение человеку чести означает то, что человек теперь оправдан Воскресшим Спасителем. Те люди, которые раньше нищенствовали духом, видя свое бессилие, но не судили о себе, а, оплакивая разлуку, кротко ожидали верою от Бога правды, теперь верою могут принять от Бога оправдание. Теперь честь любого человека не соответствует его делам, и если человек обращается к Богу за этой честью, то она и призвана стать его радостью, радостью о том, что любящий Отец простил и принял. Но принять эту честь человек может только из рук Христовых. Если изобретет ее сам, то это опять гордость, для гордого ничего не поменялось. Встать и утереться от любой грязи Гордого легко определить по одному признаку. Гордец неразрывно связывает себя со своими делами и убеждениями. В норме христианин должен никогда не изменять доброжелательности к любому человеку лично, а любые человеческие дела и убеждения могут всегда оставаться предметом дискуссии без перехода на личности.

http://pravmir.ru/o-troitskoy-roditelsko...

Пс.100:3 .  Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне. Все преступное буду ненавидеть ( «не положу пред очами» – не буду любоваться, подражать), равно как и людей преступных. Пс.100:4 .  Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать. Пс.100:5 .  Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю. «Сердце развращенное будет удалено от меня» – гордого сердца не будет во мне; не будет действий, подсказанных личным, своенравным желанием, напротив, буду смиренно руководиться указаниями Твоей воли; буду очищать город от клеветников и не входить в близкие сношения с людьми, презирающими других и ненасытными честолюбцами, т. е. Давид обещает возвышать и приближать к себе только достойных. Пс.100:6 .  Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне. Пс.100:7 .  Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими. Пс.100:8 .  С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие. Все благоволение Давида будет к тем, кто верует в Бога, благочестив ( «верные земли»), чист в поступках ( «кто ходит путем непорочности»). – «Говорящий ложь не останется пред глазами моими» – не будет прав, не будет поощряем и награждаем мною. – «С раннего утра» – с возможной и полной быстротой ( «утро») и неуклонностью буду заботиться об очищении города от всех беззаконников. Этой молитвой Давида заканчиваются псалмы 1-го часа. Здесь в дополнение к псалмам 5 и 8 Церковь предлагает человеку общие указания для руководства в своей деятельности при наступающем дне. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Царь естественно удивился столь странной просьбе со стороны своей царицы, жизнь которой была дороже жизни всех подданных в его государстве, и он выразил свое удивление нетерпеливым жестом, а Есфирь продолжала: «ибо проданы мы, я и народ мой, на истребление, убиение и погибель. Если бы мы проданы были в рабы и рабыни, я молчала бы, хотя враг не вознаградил бы ущерба царя». Еще более озадаченный этим, Ксеркс спросил: «кто это такой, и где тот, который отважился в сердце своем сделать так?» Тогда Есфирь, устремляя свой прекрасный, но грозный теперь взгляд на пировавшего у нее Амана и уже трепетавшего в своей преступной совести, сказала царю: «враг и неприятель – этот злобный Аман!» Злополучный царедворец «затрепетал пред царем и царицей». Царь тотчас же, в чрезвычайном гневе, встал с пира и отправился в сад при дворце, а Аман остался умолять о жизни своей царицу Есфирь, и жалко пресмыкался пред нею, так как видел, что «определена ему злая участь от царя». Но когда Аман так пресмыкался пред Есфирью, и даже, забывшись в своем горе, припал к лежанке, на которой находилась Есфирь, то в этот самый момент вошел и сам Ксеркс, и не понимая в чем дело, но видя возбужденное состояние Есфири и Амана, грозно закричал: «даже и насиловать царицу хочет в доме у меня!» Этим судьба Амана была решена. Немедленно же был издан приказ о взятии Амана под стражу, и в знак его виновности – ему накрыли лицо. Многие придворные обрадовались такому падению гордого и грозного царедворца, и сказали царю, что около дома Амана приготовлена для кого-то виселица, вышиной в пятьдесят локтей. Тогда царь дал приказ: повесить его на ней. «И повесили Амана на дереве, которое он приготовил для Мардохея». И тогда только утих гнев царя. Но с уничтожением главного врага иудеев, нужно было спешить и с отменой сделанного под его влиянием кровожадного постановления. Есфирь обратилась к царю с просьбою, чтобы он принял меры к отвращению бедствия от ее народа, и царь, вполне довольный ею и тем, что избавился от столь злобного и гордого царедворца, немедленно издал новый указ, который и разослан был опять по областям не только в отмену прежнего указа, но даже и с предоставлением иудеям права силою противиться исполнению его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

10.  Свт. Иоанн Златоуст. Слово 8. Против аномеев. БЕСЕДА 3. О Благотворности молитвы Молитва, войдя в сердце человека, ведет за собою и все добродетели, подобно царице, сопровождаемой свитой 11 . Если беседующие с мужами мудрыми от частого собеседования скоро сами становятся мудрыми, то что сказать о тех, которые в молитве своей беседуют с Богом? Какою добродетелью, познанием, мудростью, благодатным дарованием не исполнит их молитва? Поистине, тот не погрешит, кто признает молитву причиною всякой добродетели и правды в человеке и кто скажет, что без молитвы душа вообще не сможет сделаться благочестивою 12 . Первый благотворный плод молитвы — спасительный страх Божий, который проявляется в уклонении молящегося от всякого греха и в стремлении к богоугождению. По словам свт. Иоанна Златоуста, кто вознесся мысленно на небо и приблизил себя к Господу, тот отлагает всякое житейское попечение, окрыляется и становится выше страстей человеческих 13 . Самый же вожделенный плод молитвы, вся цель христианской жизни, по учению прп. Серафима Саровского,— это стяжание Духа Святаго (Лк. 11, 13). Утешитель Благой в скорбях и испытаниях сей жизни, Дух Святой просвещает, вразумляет, научает нас всему и соделывает наше спасение: побуждает к покаянию, очищает от грехов и освящает. Благодатные дары Святого Духа подаются нам в Таинствах Св. Церкви по молитвам священнослужителей, усердной молитвой и мы должны подготовить себя к принятию благодати. Так, в Таинстве Елеосвящения молитвой врачуются болезни душевные и телесные. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведног о (Иак. 5, 14—16). Молитва не только врачует душу и тело, она благодатно изменяет все естество человеческое: злого делает добрым, гневливого кротким, блудного целомудренным, болтливого молчаливым, гордого смиренным, иными словами, грешника делает праведным. Привлекаемый в молитве Дух Святой прогоняет страсти и низводит в сердце благодатный мир, утешение и умиление, так что молящийся воспевает Бога вместе с Ангелами: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2, 14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2323...

10 Глаза мои изнемогли от страдания: взывал я к Тебе, Господи, весь день, воздевал к Тебе руки мои. 11 Ужели для мертвых творишь чудеса? Или врачи воскресят, и они будут исповедовать Тебя? 12 Ужели кто в гробу будет возвещать о милости Твоей и о истине Твоей в погибели? 13 Разве во мраке узнаны будут чудеса Твои и правда Твоя в земле забытой? 14 Но я к Тебе, Господи, воззвал и утром молитва моя предварит Тебя. 15 Для чего, Господи, отвергаешь душу мою, отвращаешь лицо Твоё от меня? 16 Я нищ и в трудах с юности моей: поднявшись, смирился и изнемог. 17 Надо мною пронесся гнев Твой, устрашения Твои потрясли меня: 18 окружили меня, как вода, во весь день, объяли меня все вместе. 19 Ты удалил от меня друга и ближнего, и знакомых моих из-за страдания. Псалом 88 1 Вразумления. Ефама Израильтянина. 2 Милости Твои, Господи, во век воспою, в род и род возвещу истину Твою устами моими. 3 Ибо Ты сказал: " Навек основана будет милость " ; на небесах утверждена истина Твоя. 4 " Я поставил завет избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему: 5 на век уготовлю семя твоё и устрою в род и род престол твой " . 6 Поведают небеса чудеса Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых. 7 Ибо кто в облаках сравнится с Господом, уподобится Господу между сынами Божиими? 8 Бог, прославляемый в совете святых, велик и страшен для всех, окружающих Его. 9 Господи, Боже сил! Кто подобен Тебе? Силен Ты, Господи, и истина Твоя окружает Тебя. 10 Ты владычествуешь над силою моря, возмущение волн его Ты укрощаешь. 11 Ты смирил, как раненного, гордого, сильною мышцею Твоею разсеял врагов Твоих. 12 Твои – небеса и Твоя – земля, вселенную и что наполняет её Ты основал. 13 Север и море Ты создал; Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются. 14 Твоя мышца сильна, да будет крепка рука Твоя и высока десница Твоя! 15 Правда и суд – основание престола Твоего: милость и истина идут пред лицом Твоим. 16 Блажен народ, знающий восклицание: " Господи! " Во свете лица Твоего они пойдут, 17 и о имени Твоем возрадуются весь день и правдою Твоею вознесутся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

10. Ин. 19:10 . Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Мк. 15д.; Ин. 18:39 . 11. Ин. 19:11 . Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе. Ин. 3:31 ; Рим. 13:1 : Ин. 18:35 ; Деян. 4:27 . Мне ли не отвечаешь и пр.: «и боится и стращает» (Евф. Зиг.). – Имею власть, имею власть: язык гордого сановника римского, которого гордость уязвлена была этим молчанием Господа, в коем он мог также прочесть безмолвный упрёк слабости своего характера и нечестности, обнаруженным им во всём суде его над Господом. Господь отвечает на эту гордую речь римлянина с удивительною мудростью, поставляя эту власть его, коей он хвалился, под высшую, им несознаваемую, власть и тем как бы извиняя несколько вину Пилата, которая всей тяжестью должна пасть не на него, а на предателей. – Ты не имел бы и пр.: власть, которой ты хвалишься надо Мною, не твоя, а дана тебе свыше, т. е. от Бога (3:3, 31), или с неба (3:27). Предав народ Свой в рабство языческой римской власти, Бог чрез то самое поставил и Меня – Царя Иудейского – пред судом римской царской власти, представителем коей здесь в настоящее время состоишь ты, и – только в силу этой данной тебе власти ты имеешь теперь надо Мною власть, и ты должен исполнить то, что предопределено тебе свыше, от Бога. Ты будешь виновен в этом осуждении Меня, потому что против совести своей осуждаешь; но более греха будет на том, кому не дано было свыше надо Мною власти предавать Меня на суд тебе, кто сделал это самовольно. – Под предавшим разумеется верховный совет еврейский – Синедрион, как представитель его – первосвященник лета того Каиафа, как орудие его – Иуда Искариот, и вообще – народ еврейский в худшей его части, не принявший Мессию своего, не уверовавший в Него. 12. Ин. 19:12 . С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царём, противник кесарю.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

11. Ведь Даниил показал Навуходоносору, что в своем видении тот видел истукана, стоящего напротив него; голова истукана из золота, грудь его и руки его – из серебра, чрево его и бедра 89 его из меди, голени его и ноги его из железа и глины 90 . И сказал Даниил Навуходоносору: Ты – это золотая голова 91 . И почему он был назван «золотой головой»? Не потому ли, что исполнилось на нем слово Иеремии, ибо Иеремия сказал: (208) Вавилон был золотой чашей в руке Господа, напоявшего всю землю Своим вином 92 . И также главой всех царств был назван Вавилон, как написано: Главой царства Нимрода быгл Вавилон 93 . 12 . А сказав: Грудь и руки истукана из серебра 94 , – указал на царство меньшее [первого], то есть на [царство] Дария Мидянина, потому что тот принял царство отмеренное. Ибо взвешено было царство Нимрода, и оказалось неполным 95 . И поскольку неполным принял его Дарий, [Даниил] назвал царство его меньшим. И поскольку неполным было [царство], то не властвовали сыновья Мадая над всей землей. Чрево и бедра истукана из меди 96 , – и сказал [Даниил]: третье царство будет владычествовать над всей землей 97 , – это царство есть царство сынов Иавана, которые являются потомками Иафета 98 . И вышли сыновья Иавана против царства своих братьев, ибо Мадай и Иаван – сыновья Иафета. Мадай же был глуп и не мог управлять царством, пока не пришел его брат Иаван, который был мудр и искусен в управлении царством: ведь Александр, сын Филиппов, властвовал над всем миром. 13 . Голени и ноги истукана из железа 99 , – это царство потомков Сима, сынов Исава, которое крепко как железо. И сказал [Даниил]: (209) Как железо разбивает и раздробляет все, так и четвертое царство разобьет и растопчет все 100 . И он разъяснил, что ноги и пальцы частично из железа, и частично из глины 101 , ибо сказал: Они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиной 102 . Этим он указал на четвертое царство, потому что в царстве сыновей Исава не принято, чтобы царский сын был преемником царской власти, но, собравшись в столицу, сыновья Исава держат совет, и на нем поставляют главу государства: мужа мудрого, который будет править страной. Чтобы когда Владычествующий над их царством взвесит их, не оказались они неполными, и чтобы из-за этого не было отнято от них царство, подобно тому, как было отнято царство у сыновей гордого Нимрода и было отдано сыновьям глупого Мадая 103 . И правящий царь уничтожал семя предшествующего ему царя, и они не преемствовали друг другу. Поэтому действительно глина указывает на семя человеческое, ибо, когда царь избирается на царство, то смешивается он с корнем царства, что из железа 104 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010