В нояб. 1359 г. Иоанн Красный умер и его завещание вступило в силу. Оно касалось положения дел в собственно Московском княжестве. Между тем правление во Владимирском великом княжестве , к-рое с 1332 г. сохранялось в руках московских князей, находилось под контролем Орды. В 1360 г. хан Ноуруз утвердил вместо московского князя на владимирском столе нижегородско-суздальского кн. Димитрия (Фому) Константиновича . Однако вскоре в Орде разгорелась междоусобная борьба, поддерживать нового вел. князя стало некому, и этим воспользовались в Москве. Зимой 1362 г. ее правитель кн. Димитрий получил ярлык на Владимирское великое княжение от сарайского хана Амурата, и московская рать предприняла поход на Переяславль Залесский, где пребывал вел. кн. Димитрий Константинович. Среди участников похода был и 9-летний В. А. Результатом стало присоединение Владимирского вел. княжества к владениям Димитрия Иоанновича. Оно было объявлено его вотчиной, хотя соперник Москвы блгв. кн. тверской Михаил Александрович (1365-1399) этого еще долгое время не признавал. В 1363 г. В. А. принял участие в походе московских полков на Галич. Местный князь был изгнан из своих владений, а его княжество было присоединено к Москве. Кн. Владимир Андреевич просит благословение у прп. Сергия на основание Высоцкого мон-ря и строительство церкви. Миниатюра из " Жития прп. Сергия Радонежского " . Кон. XVI в. (РГБ ОР. Ф. 304/III. 21. Л. 253 об.) Кн. Владимир Андреевич просит благословение у прп. Сергия на основание Высоцкого мон-ря и строительство церкви. Миниатюра из " Жития прп. Сергия Радонежского " . Кон. XVI в. (РГБ ОР. Ф. 304/III. 21. Л. 253 об.) В. А. поддерживал своего старшего двоюродного брата в соперничестве с др. древнерус. князьями за обладание Владимирским великим княжением, в борьбе за др. княжества, а московский вел. князь давал возможность людям удельного князя расселяться на присоединенных землях. Это отразил договор между В. А. и вел. кн. Димитрием, заключенный в кон. 1364 - нач. 1365 г. Согласно его условиям, оба князя должны были быть «заодин» при решении всех внутримосковских и внешнеполитических вопросов. За В. А. сохранялись владения его отца и то, что он получил по завещанию от вел. кн. Иоанна Красного. Однако претендовать на наследие Симеона Гордого князь не мог, оно оставалось в руках у вел. кн. Димитрия. На территории присоединенного Владимирского великого княжества В. А. получил право расселять своих военных слуг, к-рые при получении кормов с населения должны были отдавать определенную часть своему князю. Впрочем, в случае войны такие слуги подпадали под юрисдикцию не только В. А., но и вел. кн. Димитрия.

http://pravenc.ru/text/159088.html

Яко светозарная звезда пришел еси от востока на запад, оставив отечество твое, Нижний Новград, и дошед богоспасаемаго града Суждаля, в нем обитель сотворил еси, и собрал еси монахов множества: и прием дар чудес от Бога, отче Евфимие, и был еси о Христе собеседник и спостник преподобному Сергию. С нимже у Христа Бога испроси благоверному императору нашему Николаю Александровичу, здравие, и спасение, и душам нашим велию милость. Кондак, глас 2: Волнений множество невлажно преходя. безплотныя враги струями слез твоих погрузил еси, богомудре Евфимие преподобне. Тем и чудес дар приял еси, моли непрестанно о всех нас. 2347 Печерский Вознесенский монастырь был основан в окрестностях Нижнего Новгорода около 1330 года другом преп. Сергия Радонежского святым Дионисием, который ископал себе в 5 верстах от города на берегу р. Волги пещеру и подвизался в ней, а потом был архимандритом своей обители и впоследствии архиепископом суздальским. Скончался в сане митрополита киевского в 1384 году. Память его 26 июня. 2348 Неизвестно, почему Борис Константинович назван здесь великим князем. Суздальские князья домогались, правда, великокняжеского престола после смерти Симеона Гордого, в 1353, но потерпели в этом неудачу, и только после кончины Uoahha II Кроткого, в 1359 году, великое княжение получил суздальский князь Димитрий Константинович. Впрочем, последний был великим князем только несколько лет. В 1363 году он вынужден был уступить великокняжеский престол сыну Иоанна Кроткого, Димитрию Иоанновичу Донскому. 2350 Этот год считается и годом основания монастыря, получившего потом название Спасо-Евфимиева. Он замечателен тем, что из суздальских монастырей в нем первом введено было общежитие. 2353 Через столетие после кончины преподобного, в 1507 г. 7 июня, при копании рва для построения вместо сгоревшего в 1491 году Преображенского храма нового храма обретены были мощи его и оказались нетленными: «лице было светлое и ризы, как вчера одетые». Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Особенно же известен своими богатыми приношениями в церкви Владимир Василькович, князь галицкий. В городе Каменце он украсил Благовещенскую церковь золотыми иконами и серебряными сосудами и пожертвовал в нее окованное серебром Евангелие. Во Владимире Волынском для Дмитриевской церкви устроил серебряные сосуды и серебряную ризу с драгоценными камнями на икону Пресвятой Богородицы, а в церкви епископской, или соборной, оковал серебром большой образ Спасителя и дал ей Евангелие, обложенное серебром, сосуды из жженого золота с драгоценными камнями и образ Спасителя в золотой ризе с драгоценными камнями. В епископскую, или соборную, церковь перемышльскую пожертвовал Евангелие, окованное серебром с жемчугом; в черниговскую — Евангелие, писанное золотом и также окованное серебром с жемчугом; в луцкую — большой серебряный и позлащенный крест с Честным Древом. В Георгиевскую церковь города Любомли слил медные двери и пожертвовал серебряные сосуды и иконы, окованное золотом с драгоценными камнями Евангелие, серебряное кадило и под. В берестскую церковь святого Петра — Евангелие, окованное серебром, серебряные сосуды и серебряное кадило . Главное украшение и нераздельно святыню церквей, как и всегда, составляли святые иконы, которые помещались преимущественно в иконостасах. Но многие каменные храмы в городах и монастырях, особенно в Москве и Новгороде, были расписываемы разными священными изображениями и по стенам, именно — украшались стенною иконописью по сырому грунту. С этой целию у нас существовали даже целые дружины, или товарищества, иконописцев, греческих и русских, имевшие своих старейшин и начальников и находившиеся иногда под особым покровительством или на содержании властей духовных и светских. Так, в Новгороде Входоиерусалимскую церковь расписывал (1338) грек Исаия «с други». В Москве Успенский собор расписывали (1344) греки, иконописцы митрополита Феогноста, а собор Архангельский — русские мастера, иконописцы великого князя Симеона Иоанновича Гордого, они составляли «дружину», а начальниками и старейшинами у них были Захарий, Дионисий, Иосиф и Николай.

http://sedmitza.ru/lib/text/435900/

В жалованной грамоте великого князя Василия Васильевича Троицкому Сергиеву монастырю в 1453 году читаем: «Если кто станет чего искать на игуменском приказчике, то сужу его я, князь великий, или мой боярин введенный». В родословной Кикиных говорится, что Логгин Михайлович Кикин был у великого князя Димитрия Иоанновича боярин введенный, или горододержавец, держал города Волок и Торжок без отнимки; сын Логгина, Тимофей, называется также боярином введенным. Объяснить значение этих названий: боярин введенный и путный – мы можем только по соображению с другими подобными же названиями. Мы видели, что в одной грамоте на месте бояр введенных находятся большие, из чего имеем основание заключать, что оба этих названия были равнозначащи. После встречаем название дьяков введенных. Что же касается различия между боярами введенными, или большими, и путными, то его можно усмотреть в приведенном месте из договора Димитрия Донского с Владимиром Андреевичем: «Если великий князь возьмет дань на своих боярах, на больших и на путных, то и удельный князь должен также взять дань на своих боярах смотря по кормлению и по путям». Значит, большой боярин, или введенный, был именно горододержавец, получавший города, волости в кормление; путный же боярин получал содержание с известных доходных статей княжеских, или так называемых путей. Боярин путный должен был иметь поэтому какую-нибудь придворную должность: конюший боярин, например, пользовался доходами с волостей, определенных на конюший путь. Старинное слово: путь и настоящее наше доход (от доходить) выражают одно и то же представление. Встречаем в описываемое время и название окольничего: так, оно находится в грамоте смоленского князя Федора Ростиславича 1284 года; в договорной грамоте Симеона Гордого с братьями. Серпуховской князь Владимир Андреевич сделал наместником в Серпухове окольничего своего, Якова Юрьевича Носильца; в рассказе о битве с Бегичем упоминается московский окольничий Тимофей (Вельяминов). В жалованной грамоте рязанского князя Олега Ивановича Ольгову монастырю в числе бояр, с которыми советовался при этом князь, упоминается Юрий окольничий.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Феодорит, митрополит Киевский В 1352 году в Константинополе появился инок Феодорит с ложным сообщением о смерти главы Русской Православной Церкви, митрополита Киевского и всея Руси Феогноста († 1353; память 14/27 марта). Феодорит добивался своего поставления на якобы вакантную митрополичью кафедру. Неизвестно достоверно, был ли он ставленником великого князя Литовского Ольгерда или же его брата, православного волынского князя Любарта. Самозванец не получил поставления в Константинополе и в нарушение канонических правил был возведён в митрополичий сан Болгарским патриархом Феодосием в Тырнове. Несмотря на неканоничность поставления, Феодорит прибыл в Киев и был там принят. Его власть был склонен признать Новгородский архиепископ Моисей († 1362; память 25 января/7 февраля), недовольный политикой митрополита Феогноста и великого князя Симеона Иоанновича Гордого, Константинопольский патриарх с другими иерархами осудил Феодорита и разослал в разные места России послания, убеждая «не принимать его, как низложенного Божественными канонами и Божественным и священным Собором». Феодорит, несмотря на своё низложение патриаршим Собором, все ещё «разбойнически и тирански присваивал себе Киев и находился в нём», хотя в настольной грамоте Константинопольского патриарха Филофея митрополиту Алексию († 1378; память 12/25 февраля, 20 мая/2 июня) от 30 июня 1354 года Киев сохранялся за русскими митрополитами в качестве первого престола, а город Владимир был утверждён в качестве их местопребывания. «Если же Божией помощью и возвратится Киев в древнее благополучное состояние и будет из него изгнан низложенный Феодорит, так что окажется возможность иметь в Киеве архиерею какое-нибудь успокоение, и тогда пусть останется Владимир за митрополитами русскими в виде собственной их кафедры, только да будет... Киев первым их престолом и первою кафедрою». Вот так произошло перенесение кафедры русских митрополитов из Киева во Владимир или, точнее, не перенесение кафедры, а только переселение самого митрополита и предоставление ему епархии Владимирской вместе с Киевской.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОЛОМЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ Русской Церкви, существовала с сер. XIV в. до 16 окт. 1799 г. Сер. XIV в.- 1657 г. Вид Коломны. Воспроизведение гравюры по рис. Н. Витсена из изд.: Олеарий А. Путешествие в Москвию... 1719 г. 2-я пол. ХХ в. (ГИМ) Вид Коломны. Воспроизведение гравюры по рис. Н. Витсена из изд.: Олеарий А. Путешествие в Москвию... 1719 г. 2-я пол. ХХ в. (ГИМ) Коломенская кафедра - 17-я кафедра в Русской Церкви - была учреждена ок. сер. XIV в., не позднее 13 марта 1353 г.: в этот день первый Коломенский еп. Афанасий присутствовал в Москве на погребении митр. Киевского и всея Руси Феогноста . Еп. Афанасий упомянут среди свидетелей при составлении духовной грамоты вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого 24-25 апр. 1353 г. (ДДГ. 3. С. 14). По всей видимости, митр. Феогност благословил учреждение Коломенской епархии, но инициатива ее создания исходила от московского князя. Коломна являлась одним из основных городов, принадлежавших московскому княжескому дому (была владением старшего князя из рода Калитовичей), представители к-рого в кон. XIV в. закрепили за собой титул вел. князей Владимирских. Как показал А. Б. Мазуров, К. е. не могла быть учреждена ранее 1348/49 г.: в записях о поставлениях рус. епископов 1328-1347/48 гг. (ПДРКП. Доп. 7. Стб. 431-446) Коломенские епископы не упоминаются ни среди участников хиротонии, ни среди поставляемых. По гипотезе исследователя, хиротония первого Коломенского архиерея произошла в Москве между 6 дек. 1352 и мартом 1353 г. ( Мазуров. 2001. С. 176-179, 185). В таком случае инициатором учреждения К. е. был вел. кн. Симеон Гордый († 27 апр. 1353). Успенский собор в Коломне. Фотография. Нач. XXI в. (РГБ) Успенский собор в Коломне. Фотография. Нач. XXI в. (РГБ) Основная территория К. е. была выделена из Рязанской епископии (см. Рязанская и Михайловская епархия ). Неизвестно о к.-л. конфликте в связи с изъятием у Рязанской епархии земель на левобережье Оки, по всей видимости, потому, что Рязанская кафедра в тот период была вакантна (между 1343 и 1356 Рязанские епископы не упом.). После учреждения К. е. церковные доходы с части территории Московского княжества оставались в нем же, а не уходили в Рязань. В К. е. вошли «коломенские волости» - владения московских князей на левом берегу Оки в окрестностях Коломны, между реками Цной и Лопасней. По предположению А. А. Зимина, поддержанному Мазуровым, к К. е. первоначально принадлежал и 2-й крупный город Московского княжества того времени - Можайск ( Зимин А. А. Витязь на распутье: Феодальная война в России XV в. М., 1991. С. 84, 238; Мазуров. 2001. С. 181-182), ранее входивший в Смоленскую епархию. К. е. была одной из самых маленьких по территории епархий в Киевской митрополии, меньше любой из епархий Сев.-Вост. Руси.

http://pravenc.ru/text/1841782.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ГОРИЦКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ГОРИЦКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Архиерейское подворье (Переславской епархии Ярославской митрополии), находится в г. Переславле-Залесском Ярославской обл. XIII - нач. XXI в. Основан не позднее кон. XIII в. Установить более точное время основания обители, выяснить обстоятельства ее создания не представляется возможным. Однако при 1-м упоминании в источниках П.-З. Г. м. уже имел статус архимандритии. Получить его обитель могла либо во 2-й пол. XIII в., т. е. в период существования Переяславского княжения, либо в нач.- 1-й пол. XIV в., когда его некоторые бывшие земли, включая мон-ри и села, вошли в состав Митрополичьей области . Первыми известными по источникам настоятелями мон-ря были архимандриты Филимон и Пимен , буд. митр. Киевский и всея Руси. О значимости переславских архимандритов в политической жизни Сев.-Вост. Руси свидетельствуют следующие факты. В 1348 г. архим. Филимон был одним из посредников и свидетелей при заключении важного «докончания» Владимирского, Московского и Новгородского вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого с родными братьями удельными князьями Иоанном II Иоанновичем Красным и Андреем Иоанновичем после произошедшего между ними конфликта (ДДГ. 2. С. 13). В 1353 г. в Москве настоятель П.-З. Г. м. «сидел» у духовной грамоты умиравшего правителя Москвы (Там же. 3. С. 14), а ок. 1360 г. стал епископом Коломенским ( Строев. Стб. 696, 1029). Горицкий Успенский мон-рь в Переславле-Залесском. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев Горицкий Успенский мон-рь в Переславле-Залесском. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев В 1353-1354 гг. и позднее П.-З. Г. м., вероятно, посещал митрополичий местоблюститель Афанасий . В 1354 г. в Преображенском соборе Переяславля (ныне Переславль-Залесский) он поставил во игумена Троицкого на Маковце монастыря прп. Сергия Радонежского. Его пребывание в городе должно было сопровождаться посещением местных обителей, главную роль среди к-рых играл П.-З. Г. м.

http://pravenc.ru/text/2580002.html

27 мая 1351 года в Константинополе открылся Собор под председательством Иоанна Кантакузина и патриарха Каллиста I, который должен был решить вопрос о православии учения свт. Григория Паламы. В результате богословие свт. Григория Паламы было признано православным и согласным с учением отцов Церкви и был обнародован соборный томос . В 1352 году  Иоанн V был отправлен из столицы в Дидимотих . С новой силой разгорался конфликт между Палеологами и Кантакузинами. Иоанн V, побуждаемый к войне Стефаном Душаном и венецианцами, недовольными миром Иоанна Кантакузина с Генуей, получил от Венеции деньги для войны с Иоанном Кантакузином на условиях уступки острова Тенедоса. Иоанну Кантакузину удалось погасить конфликт при посредничестве Анны Савойской; Иоанну V в удел был дан Дидимотих, а Матфею Кантакузину - Адрианополь. Между наместниками тотчас же начались военные действия. В июне 1352 года Османы опять действовали как союзники Иоанна Кантакузина, который двинул войско на помощь сыну Матфею, блокированному в Адрианополе Иоанном V. Турки разорили Пифион близ Дидимотиха. Осенью патриарх Каллист I безуспешно пытался погасить конфликт между императорами. В том же году сын Орхана Сулейман занял все крепости Фракии; Византия не имела сил для сопротивления. В начале 1353 года Иоанн Кантакузин предъявил патриарху Каллисту требование короновать его сына Матфея и не поминать более династию Палеологов за литургией, т. е. освятить авторитетом Церкви окончательный переход власти к Кантакузинам. Несмотря на уговоры, патриарх отверг требования, покинул резиденцию и удалился в монастырь в Константинополе, откуда продолжал исполнять свое служение. Иоанн Кантакузин безуспешно пытался уговорить патриарха Каллиста вернуться, посылая к нему видных епископов, а также Филофея Коккина . Для обоснования прав Иоанна Кантакузина анонимный автор написал специальный трактат , где подчеркивал, что патриарх не имеет права выбирать императора; выбор осуществляют «армия, сенат и народ», а патриарх - «священник», совершающий коронацию. Вскоре Каллист был официально низложен и бежал сначала к латинянам в Галату, а затем к Иоанну V на остров Тенедос, где опубликовал многочисленные обвинения против Иоанна Кантакузина и константинопольского клира. Обвинительная речь Каллиста против Иоанна Кантакузина, переданная Никифором Григорой, среди прочих упреков содержала и упоминание о денежных выплатах турецким наемникам Орхана в 1347 году из сумм, поступивших на ремонт собора Св. Софии от московского кн. Симеона Иоанновича Гордого .

http://drevo-info.ru/articles/13679443.h...

20 . ИННОКЕНТИЙ Нечаев, переведён из Тверской Епархии в 1763 году, Октября 4. В 1770 году, Сентября 22, пожалован Архиепископом. В 1798 году, Октября 9 уволен с пенсией, и в 1799 году, Января 24, в Санкт-Петербурге скончался. Он с 1764 года именовался Псковским и Рижским. 21 . ИРИНЕЙ Клементьевский переведён в 1798 году, Октября 17, из Тверских Архиепископов, и доныне находится. Ему в 1799 году велено именоваться Псковским, Лифляндским и Курляндским. Глава VI. Епархия Рязанская и Зарайская Основателем Епархии сей полагают Великого Князя Симеона Иоанновича, прозванием Гордого, во время Св. Митрополита Алексия. А) Епископы Муромские и Рязанские 1 . АРСЕНИЙ упоминается в 1208 и 1213 годах; он заложил город Переславль в 1203 году. 2 . EBФPOCUHUЙ I упоминается в 1225 и 1237 годах. 3 . UOCUФ I хиротонисан в 1284 году. 4 . BACUЛUЙ I, Святой, скончался в 1294 году. Мощи его почивают в Переславле Рязанском, в тёплом Рождественском Соборе. 5 . ГРИГОРИЙ упоминается в 1325 году. 6 . КИРИЛЛ упоминается в 1334 году. Б) Рязанские и Муромские 7 . BACUЛUЙ II хиротонисан в 1355 году, а по другим – в 1361 году. 8 . АФАНАСИЙ. 9 . ФEOKTUCT I хиротонисан в 1385 году. 10 . ФEOГHOCT I хиротонисан в 1387 году, Августа 15. 11 . ИЕРЕМИЯ, Грек, хиротонисан в 1390 году. 12 . ФEOГHOCT II хиротонисан в 1393 году. Скончался в 1408 году. 13 . СТЕФАН упоминается в 1400 году. 14 . CEPГUЙ I Азаков хиротонисан в 1423 году из Архимандритов Симоновских. 15 . UOHA I, Святой, хиротонисан в 1437 году. В 1449 году, Декабря 15, переведён на Митрополию Московскую. 16 . EBФPOCUHUЙ II Звенец, скончался в 1462 году. 17 . ДАВИД хиротонисан в 1462 году, Февраля 1, из казначеев Митрополичьего дома. Василий сомнительный. 18 . ФЕОДОСИЙ хиротонисан в 1473 году, Декабря 8, из Чудовских Архимандритов. 19 . СИМЕОН хиротонисан в 1481 году из монахов Коломенских. 20 . ПРОТАСИЙ хиротонисан в 1493 году, Декабря 18, и в 1520 году скончался. 21 . CEPГUЙ II хиротонисан в 1517 году, Февраля 12, из Архимандритов Андроньевских. 22 . UOHA II хиротонисан в 1522 году, Марта 23.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Сохранялось прежнее общественное значение храмов. Новгород был городом Св. Софии, Псков – св. Троицы, Москва, с Успенским собором, была землею Богородицы. Пограничная с Литвой р. Угра называлась поясом Богородицы. Одно из выразительнейших проявлений приходской жизни – братчина – составляла повсеместное явление. Граматы князей давали братчинам права варить на праздник пиво и мед и разбирать самим происшедшия на пиру ссоры. Братчина судила, как судья, и передавала княжескому суду только дела уголовные и такие, которых не могла разобрать сама. В таком виде братчина является во всей Великороссии. В зап. России она развилась до формы настоящего союза – братства. Раньше всего – в середине XV в. – становятся известны братства в Вильне и во Львове (Знаменский). «Главное украшение и нераздельно святыню церквей», пишет архиеп. Макарий, «как и всегда, составляли св. иконы, которые помещались преимущественно в иконостасах. Но многие каменные храмы в городах и монастырях, особенно в Москве и Новгороде, были расписываемы разными священными изображениями и по стенам, именно – украшались стенною иконописью по сырому грунту. С этою целию у нас существовали даже целые дружины или товарищества иконописцев, греческих и русских, имевшия своих старейшин и начальников и находившияся иногда под особым покровительством или на содержании властей духовных и светских. Так, в Новгороде Входоиерусалимскую церковь расписывал (1338 г ) Грек Исаия «с други». В Москве Успенский собор расписывали (1344) Греки, иконописцы митрополита Феогноста, а собор Архангельский – русские мастера, иконописцы великого князя Симеона Иоанновича Гордого: они составляли «дружину», а начальниками и старейшинами у них были – Захарий, Дионисий, Иосиф и Николай. В следующем году расписана в Москве церковь – Спас на Бору: тут мастерами были «русские родом, а греческие ученики» – Гойтан, Семен и Иван со своими учениками и дружиною. В 1378 году Спасскую церковь в Новгороде на Ильинке улице расписывал мастер Грек Феофан. Этот самый Феофан вскоре затем переехал в Москву и здесь расписывал три церкви: Рождества Пресв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010