Кн. Владимир Андреевич. Фреска на юж. стене Архангельского собора Московского Кремля. 1652 - 1666 гг. Родился на 40-й день после смерти отца. Его матерью была Мария, дочь галичского (Галича Мерского) кн. Ивана Федоровича. В 1358 г. скончался Иоанн, старший брат В. А., и 5-летний В. А. стал наследником всех владений отца, расположенных в юго-зап. части Московского княжества и в окрестностях Москвы. Они были расширены в 1359 г. дядей В. А. московским вел. кн. Иоанном II Иоанновичем Красным. Согласно его завещанию, В. А., оставшийся единственным сыном Андрея Иоанновича, признавался полновластным наследником отца. К нему переходили отцовские волости и села по рекам Наре, Лопасне, Моче, Рожае, ряд подмосковных сел, в числе к-рых были Труфоновское, Коломенское, Ногатинское, Нов. Городок в устье р. Протвы, данный Иоанном Красным в качестве компенсации за разоренную рязанцами в 1353 г. волость Лопасню. В. А. получил право на сбор 3-й части московских судебных пошлин, торговых налогов, медового оброка, что было больше, чем владел его отец (тому принадлежала 4-я часть таких сборов). Вместе с двоюродными братьями Димитрием и Иоанном, сыновьями вел. князя, В. А. ведал численными людьми (особая категория лиц на княжеской службе, в обязанности к-рых входили прием и сопровождение ордынской знати на рус. землях). Кроме того, ему было предоставлено право участвовать в разделе владений вдовы Иоанна Калиты - вел. кнг. Иулиании после ее смерти. Это расширение владений и прав совсем юного московского удельного князя было вызвано тем, что завещатель, сам ранее бывший удельным князем, став князем великим, отнял почти все великокняжеские земли у вдовы Симеона Иоанновича Гордого вел. кнг. Марии Александровны и распределил их между своими сыновьями Димитрием и Иоанном, ничего не выделив из них В. А. Великокняжеские владения Иоанна Красного выросли в неизмеримо большей степени, чем владения удельного серпуховского княжича. В завещании 1359 г. вел. князь сделал ему нек-рые уступки, чтобы в будущем В. А. не мог добиваться перераспределения земель и прав, принадлежавших в свое время Симеону Гордому.

http://pravenc.ru/text/159088.html

Присоединение южнорусских княжеств к Литве. – Ольгерд, великий князь Литовский. – Литовские мученики. – Великий князь Симеон. – Подвиг святого Феогноста в Орде. – Начало деятельности святого Алексия. – Кончина святого Феогноста и великого князя Симеона Гордого. – Великий князь Иоанн Иоаннович. – Святой Алексий, митрополит всея Руси. – Юность и первые подвиги преподобного Сергия Радонежского. – Исцеление Тайдулы. – Великий князь Димитрий Суздальский. – Основание монастырей святым Алексием. – Юный Димитрий Иоаннович на великом княжении. – Конец борьбы между Москвою и Тверью. – Преставление святого Алексия. – Памятники пастырской его деятельности. – Куликовская битва. – Кончина Донского. – Сын его великий князь Василий Дмитриевич. – Явление Богоматери преподобному Сергию. – Преставление преподобного Сергия. В первой половине XIII века упразднились русские княжения в Галицкой и Волынской землях. Последний князь Галицкий, Георгий Юрьевич, умер бездетным, и хан Золотой Орды, считая себя верховным властителем земель Русских, прислал в Галицию своих наместников; но жители убили их и поддались сначала Болеславу, зятю Гедимина, а потом, когда он вздумал обращать их из Православия в папизм, присягнули на верность свояку его Казимиру, который, сделавшись королем Галицким, заключил мирный договор с Литвою и уступил часть новых своих владений сыновьям Гедимина. Так прекратило существование знаменитое княжество, или королевство, Даниила Романовича, и древнее достояние России, приобретенное оружием святого Владимира, было разделено между иноплеменниками. Около того же времени скончался Гедимин. В Вильне, новой столице Литовской, было уже много христиан православных, а папизм еще не успел проникнуть туда. Почти все сыновья Гедимина были крещены в православной вере. Один только Ольгерд, с 1341 до 1377 года великий князь Литовский, долго и упорно оставался язычником. 89 Ольгерд, второй сын Гедимина, превосходил братьев умом и славолюбием; вел жизнь трезвую, деятельную: не пил ни вина, ни крепкого меда, не терпел шумных пиршеств, был занят единственно мыслью о распространении своих владений, не чтил святости договоров и был всегда готов на войну с соседями, если только она казалась ему выгодной.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Преподобные Феодосий Великий и Михаил Клопский. Рисунок в Строгановском лицевом иконописном подлиннике. Кон. XVIII в. (?) Преподобные Феодосий Великий и Михаил Клопский. Рисунок в Строгановском лицевом иконописном подлиннике. Кон. XVIII в. (?) Э. П. Р. М.- один из самых загадочных средневековых рус. святых. Основная причина скудости биографических сведений о нем (в особенности ранних, до прихода в Вел. Новгород) состоит в том, что в Троицком Клопском мон-ре в течение десятилетий записывали пророчества блаженного, а рассказ о его появлении в обители был написан спустя более 50 лет после его прихода, когда мн. сведения о жизни святого уже стерлись из памяти людей. В раннем возрасте (до ухода в Вел. Новгород) М., очевидно, жил и воспитывался при Московском великокняжеском дворе (а в детстве и отрочестве, возможно, также при дворе вдовы св. блгв. вел. кн. Московского и Владимирского Димитрия Иоанновича Донского, вел. кнг. прп. Евдокии Димитриевны (в монашестве Евфросиния)). Единственным и весьма неопределенным источником сведений о его происхождении является свидетельство кн. Константина Димитриевича (в монашестве Кассиан; † 1434), младшего сына Димитрия Донского, узнавшего М. на монастырской трапезе по голосу: «А се Михайло, Максимов сын» (БЛДР. Т. 7. С. 220). Обратившись к игум. Феодосию, князь сказал: «Поберегите его - нам человек той своитин» (Там же). Первый раз князь приезжал в обитель с женой кнг. Анастасией на праздник Преображения не позднее 1419 г. (известно, что супруга умерла в окт. 1419). На протяжении более чем 150 лет изучения житийных текстов, посвященных М., выдвигалось (в особенности в последние десятилетия) несколько гипотез о происхождении святого. В. Л. Янин , основываясь на принципе хронологии, вполне справедливо отверг отождествление М., умершего, по его мнению, в 1456 г., с младшим сыном вел. кн. Владимирского и Московского Симеона Иоанновича Гордого Михаилом (род. в 1348) ( Янин. 1978. С. 53-54; он же. 2004. С. 287-289). Исследователь изучил запись рода М.

http://pravenc.ru/text/2563470.html

о., переход богослужения Русской Церкви (первоначально, вероятно, в общежительных мон-рях, прямо или косвенно связанных с А.) со Студийского на Иерусалимский устав. Списки этих переводов не получили в рукописной традиции XIV-XV вв. широкого распространения (дошедшие связаны с б-ками Троице-Сергиева и Чудова мон-рей) и были достаточно быстро вытеснены из обращения святогорскими переводами XIV в., пришедшими на Русь в эпоху «второго южнославянского влияния» кон. XIV - 1-й пол. XV в. В XVII в. Чудовский список НЗ использовался Епифанием Славинецким и его сотрудниками как авторитетнейший в книжной справе , традиция эта сохранялась и при подготовке позднейших изданий слав. НЗ. Почитание А . Местное почитание А. началось, вероятно, вскоре после его кончины, еще при жизни вел. кн. Димитрия Иоанновича. Свидетельством этому служит шитый воздух 1389 г. кнг. Марии, вдовы вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого, из коллекции П. И. Щукина (ГИМ. Ipб), изображающий Нерукотворный Образ Спасителя с предстоящими, в числе к-рых 4 Русских митрополита - Максим , Петр, Феогност и А. ( Маясова Н. А.. Древнерусское шитье. М., 1971. С. 10-11. Илл. 5). Помещение А. среди предстоящих Спасителю несомненно отражает и личное отношение заказчицы к недавно усопшему святителю, тесно связанному в течение длительного времени с ее покойным мужем. Позднее следы почитания А. надолго прерываются (во всяком случае явно не прослеживаются). Возможно, отчасти это объясняется продолжительным (1390-1406) пребыванием на митрополичьей кафедре Киприана (чьи прижизненные отношения с А. имели характер соперничества), а также брачным союзом вел. кн. Василия I Димитриевича, женатого на Софии, дочери вел. кн. литовского Витовта . При этом митр. Киприан воздавал должное церковным и гос. заслугам А. Вероятно, в его окружении (или даже им лично) вскоре после кончины А. (по мнению Г. М. Прохорова, между 1379 и 1382) была написана краткая повесть «О Алексии митрополите», составляющая вместе с «Повестью о Митяе» своеобразный лит.

http://pravenc.ru/text/81755.html

В расписанном заново в 1644 г. домовом храме рус. митрополитов и патриархов - Ризоположенской ц. Московского Кремля - образы покровителей государя и престолонаследника расположили так же, друг напротив друга, на гранях юго-зап. и сев.-зап. столбов соответственно ( Саликова. 1980. С. 151). Пик создания изображений «нового» святого по объективным причинам приходится на период правления Михаила Феодоровича; по восшествии на престол его сына, Алексея Михайловича, образам ангела первого Романова придается также немаловажное значение, но их количество постепенно уменьшается. Необычной представляется программа росписи алтарной части усыпальницы русских государей - Архангельского собора Московского Кремля, выполненной в царствование Иоанна IV Грозного (настоящая роспись 1652-1666 с воспроизведением первоначальной программы, 1564-1565), где ряд поясных образов 4 Московских святителей, расположенных «по обе стороны горнего места», замыкает лик преподобных отцов - тезоименитых Московских князей, упокоенных в некрополе собора: прп. Симеона Столпника (св. покровителя кн. Симеона Гордого), прп. Иоанна Лествичника (святого вел. князей Иоанна I Даниловича Калиты и Иоанна IV Грозного), прп. Василия Парийского (святого вел. кн. Василия III Иоанновича), а также особо чтимого прп. Сергия Радонежского. Включение в состав святительского чина образов преподобных позволило при возобновлении росписи в царствование Алексея Михайловича поместить в алтарной зоне на вост. пилястре арки прохода из алтаря в жертвенник образ М. М.- небесного патрона первого Романова: полуфигура, обеими руками перед собой держит свиток, напротив - свт. Григорий Чудотворец ( Лебедев. 1880. С. 208; Клевцова. 2006. Ил. на с. 80). Образ святого включен, напр., в монументальный декор храмов Ростовского кремля - ц. Нерукотворного образа Спасителя (Спаса на Сенях) (ок. 1675, поновлена в 1893; М. М. (?) на откосе окна, в свитке надпись: «Терпите, братие, скорби и...») и в Воскресенской церкви (70-е гг. XVII в.) - полуфигура в медальоне, в отведенной левой руке свиток, правая - перед грудью в молении, и др.

http://pravenc.ru/text/2563750.html

Одно только Евангелие с серебряными вызолоченными накладками, приношение Императрицы Елисаветы Петровны, составляет принадлежность этой церкви; набелых листах его подписано: «Тысяща семсот пятьдесятаго году, Февраля дня, сия священное Евангелие пожаловано из главной дворцовой Канцелярии Спаскаго собора, что во дворце на бору в церковь предела Архистратига Михаила». К древнейшим и драгоценным памятникам ризницы причислить можно хранящиеся в ней древности, открытые 1836 года в трапезе церкви под лещадными полами, в каменной гробнице с остатками тела, облеченного с шелковую малоповрежденную одежду: 1) из белой глины муравленая чашечка, бывшая с елеем, какой возливают на усопших, удостоенных елеосвящения; и 2) кожаный параманд 597 и такой же пояс с вытиснутыми на них изображениями Господских праздников и с надписями XIV, или начала XV века: Благовещенье, Приображенье Хво, Рожьство Хсво, Встртнье Хво, Расптье Хсво, Воскресенье, Крещенье Хсво, Внесенье Гсне, Воскресенье Лзво, Шстве дха стго, Вхдъ в Успенье ст. Кожа на сих утварях довольно тверда, только некоторая часть пояса истлела. Может статься, они из гробницы супруги В. К. Симеона Иоанновича, или сына Донского Иоанна, в иночестве Иоасафа, или Марии, в инок. Феотинии, которая, по указанию летописи, в 1399 году Марта 31 положена была в монастыре у Спаса на Москве; но в 1473 году обретена «в теле не врежена ничем, только риза истл». В. К. Иоанн III повелел Алексеевской Игумении облечь ее во все новыя ризы монашеские 598 . Кожаный параманд, найденный в каменной гробнице у Спаса на Бору В этой трапезе, или притворе погребены были, кроме сына Донского, Великие Княгини: Елена, супруга Иоанна Калиты, Мария, супруга В. К. Симеона Гордого, Александра Иоанновна и Анастасия Литовская. Вероятно, здесь над телами их были надгробницы с покровами, над коими совершалось поминовение по уставу Церкви и по принятому обычаю, свято хранимому Государями; но они уничтожены или при перестройках этого здание, или разрушены Поляко-Литовцами, которые, по свидетельству А.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Схема деревянных и каменных построек XIV–XIX вв., открытых при раскопках 2003–2008 гг. Археологические материалы вновь поставили известный в исторической науке вопрос о соотношении историй З. м. и Алексиевского мон-ря в XIV-XVI вв., который, по преданию, был основан свт. Алексием , митр. Московским, для своих сестер - 1-й игумении этой обители Иулиании и мон. Евпраксии (это мнение разделялось не всеми исследователями, см.: Ушакова. 1877. С. 7-9; Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 119; Турилов А. А. Алексий, свт.//ПЭ. 2000. Т. 1. С. 641; см. также ст. Иулиания и Евпраксия , преподобные). Большинство письменных источников XIV-XVI вв. не дают точных указаний на местоположение раннего Алексиевского мон-ря. Так, Львовская летопись, составленная после 60-х гг. XVI в., сообщает: «В лета 6886… Месяца ноеврия 28, церковь святого Алексея Человека Божия вверх по реце по Москве святый святитель Алексей постави на березе, во имя аньила своего, и в нем женский манастырь устрои и опщее житие, и придаде его к Михаилову Чюду к манастырю во облость, его же есть и доныне благодатию Христовою» (ПСРЛ. Т. 20. С. 198); в 1472 г. игумения Алексиевского мон-ря упоминается в связи с открытием в кремлевском Спасском на Бору мон-ре нетленных останков мон. Фетиньи (кнг. Марии, супруги вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого), когда вел. кн. Иоанн III Васильевич «посла… по игумению Олексеевскую и повеле ея облещи во все новые ризы мнишеские, и облече ея» (ПСРЛ. Т. 6. С. 198); в 1486 г. верейский и белозерский кн. Михаил Андреевич оставил мон-рю дер. Нижнее в память о своих отце, матери и сыне Иване (ДДГ. С. 303), а в 1503 г. кн. Иван Борисович рузский завещал «к олексею святому десять рублев» (ДДГ. С. 352); 22 мая 1508 г. «Алексей Святой» и его окрестности выгорели при городском пожаре (ПСРЛ. Т. 6. С. 53; Т. 8. С. 249; Т. 13. С. 9); в завещании 1521 г. угличского кн. Димитрия Иоанновича Алексиевский мон-рь назван наряду с Вознесенской и Рождественской обителями, основанными на рубеже XIV и XV вв. (ДДГ. С. 409); Алексиевский мон-рь как находящийся в районе Чертолья упомянут в списке поповских старост Москвы 1551 г.: «Из Черторья из Олексеева монастыря из Девичья из придела от Преображения… поп Дмитрий» (цит. по: Боголюбский. 1894. 9. С. 474).

http://pravenc.ru/text/182731.html

Л., 1978. Прил. 2. С. 205-215 [Житие свт. Петра в ред. митр. Киприана]; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 2001. Т. 2. С. 53-54; Кучкин В. А. Издание завещаний моск. князей в XIV в.: 1359 г.- Первая душевная грамота вел. кн. Ивана Ивановича//ДРВМ. 2008. 4. С. 97-101; Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам: Тексты и коммент.: В 3 т./Отв. ред.: Н. Н. Покровский, Г. Д. Ленхофф. М., 2008. Т. 2 (по указ.). Лит.: Экземплярский. Князья Сев. Руси. Т. 1-2 (по указ.); Пресняков А. Е. Образование Великорус. гос-ва. Пг., 1918. М., 1998; Черепнин Л. В. Рус. феодальные архивы XIV-XV вв. М., Л., 1948. Ч. 1; он же. Образование Рус. централизованного гос-ва в XIV-XV вв. М., 1960 (по указ.); Fennell J. L. I. The Emergence of Moscow, 1304-1359. L., 1968; Кучкин В. А. Рус. княжества и земли перед Куликовской битвой//Куликовская битва: Сб. ст. М., 1980. С. 54-58; он же. Формирование гос. территории Сев.-Вост. Руси в X-XIV вв. М., 1984 (по указ.); он же. К датировке завещания Симеона Гордого//ДГ СССР, 1987 г. М., 1989. С. 99-106; он же. Сколько сохранилось духовных грамот Ивана Калиты?//Источниковедение отеч. истории: Сб. ст., 1989. М., 1989. С. 206-225; он же. Духовные грамоты моск. вел. кн. Ивана Ивановича Красного//Средневек. Русь. М., 2004. Вып. 5. С. 191-280; он же. Договор 1348 г. вел. кн. Семена Ивановича с его братьями Иваном Звенигородским и Андреем Серпуховским//Там же. М., 2009. Вып. 8. С. 101-175; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1 (по указ.); Горский А. А. Москва и Орда. М., 2000 (по указ.); он же. Московские «примыслы» кон. XIII-XV вв. вне Сев.-Вост. Руси//Средневек. Русь. 2004. Вып. 5. С. 114-190. А. А. Горский Иконография Имеющиеся в монументальных росписях, миниатюре и декоративно-прикладном искусстве изображения И. И. относятся гл. обр. к сер. XVI - нач. XVII в. или воспроизводят сложившуюся в это время иконографию, лит. основой к-рой послужили «Сказание о князьях владимирских» и «Книга степенная царского родословия». Вел. кн. Иоанн Иоаннович. Портрет из «Царского Титулярника» 1672 г.

http://pravenc.ru/text/469778.html

Преемник святителя Петра грек Митрополит Феогност (1328—1353) по прибытии на Русь также поселился в Москве. С того времени Москва «стала церковной столицей Руси задолго прежде, чем сделалась столицей политической» (64, с. 24). Поддерживая своим архипастырским влиянием князей Московских Иоанна Калиту и его сына Симеона Гордого (1340—1353), Митрополит Феогност совершил важное деяние для будущего Русской Церкви, благословив преемником себе крестника Иоанна Калиты, знаменитого святителя Митрополита Алексия (1354— 1378), и заранее известив о своем выборе Патриарха Константинопольского. Обширная деятельность Митрополита Алексия была направлена на пользу и Русской Церкви, и Русского государства. Он был мудрым советником и воспитателем московских князей Иоанна Иоанновича Красного (1353—1359) и его сына святого Димитрия Донского (1359—1389). В юные годы князя Димитрия в течение десяти лет святитель был регентом Русского государства. При святителе Алексии Димитрий Иоаннович Донской «первым из великих князей Московских ясно и определенно заявил о стремлении к государственному единодержавию» (54, с. 194). В 1357 г., как сообщают Воскресенская и Никоновская летописи, Митрополит Алексий пребывал в Орде «с великою честию» по просьбе заболевшей ханши Тайдулы, исцелившейся по его молитвам. В 1362 г. Димитрий Донской получил от хана ярлык на великое княжение, и Москва вновь стала не только церковной, но и великокняжеской столицей (65, с. 200). Русских князей, виновных в нарушении мира и непокорных великому князю Московскому, святой Митрополит Алексий иногда предавал церковному отлучению. Так, в 1365 г. князь Суздальский Борис отказался мирно уступить своему брату Димитрию отнятый у него Нижний Новгород и Митрополит Алексий послал к Борису Преподобного Сергия Радонежского с указанием закрыть в Нижнем Новгороде все храмы. В 1366 г. князь Тверской Михаил Александрович и князь Смоленский Святослав Иоаннович были преданы Митрополитом Алексием церковному отлучению за то, что нарушили договор с великим князем Московским и вместе с князем Литовским Ольгердом участвовали в походе на Москву.

http://sedmitza.ru/lib/text/436357/

Таким образом, бояре московские, упрочив первенство за молодым князем своим, оправдали отзыв об них Симеона Гордого. Но кто же были эти бояре, которые, по выражению Симеона, отцу его добра хотели? Мы видели, что еще к Юрию Даниловичу в Москву пришел служить из Южной Руси боярин Родион Несторович. В 1340 году великий князь Иоанн Данилович Калита отправил рать свою под Смоленск с двумя воеводами: Александром Ивановичем и Федором Акинфовичем. Последний должен быть сын знаменитого Акинфа, который по неудовольствию на Родиона отъехал в Тверь и погиб при Переяславле; сыновья Акинфа могли перейти опять из Твери в Москву, тем более что летописец упоминает перед тем об отъезде многих тверских бояр в Москву, а что у Акинфа были два сына - Федор и Иван, это мы знаем также из летописи. В 1348 году вместе с князем Иваном ходил в Новгород воеводою из Москвы Иван Акинфович. Наконец, мы видели действующим в Ростове боярина Василия Кочеву. При Симеоне Гордом наместниками его в Торжке были Михаил Давыдович и Иван Рыбкин, да сборщик податей Борис Семенов. Вознамерившись жениться на княжне тверской, Симеон послал за невестою Андрея Кобылу и Алексея Босоволокова. Вскоре после этого по очень важному делу Симеон отправил в Орду Федора Хлебовича (в некоторых летописях - князя Федора Глебовича, следов. муромского) и с ним киличеев или мечников - Федора Шубачеева и Аминя. В 1352 году Симеон отправил в Константинополь послами Дементия Давыдова и Юрия Воробьева; мы видели уже прежде одного Давыдовича, Михаила, наместником в Торжке. В 1353 году наместником серпуховского князя в Лопасне был Михаил Александрович, тогда как прежде мы видели Александра Ивановича воеводою при Калите. Большими боярами в Москве при Иоанне Иоанновиче были, как мы видели, Михаил и зять его Василий Васильевич, бесспорно тысяцкий, род которого производится от Протасия, приехавшего в Москву с князем Даниилом Александровичем и бывшего здесь тысяцким. Сын его Василий, отец нашего Василия, по родословным книгам, был также тысяцким: отсюда объясняется соперничество и вражда этого рода с Алексеем Петровичем Хвостом; дед нашего Василия называется Протасием в родословных книгах, в летописи же - Вельямином; могло быть, что он имел два имени, по обычаю того времени. В духовной Калиты упоминается Борис Ворков, который служил великому князю и за это получил от него село в Ростовской области. Свидетелями договора между великим князем Симеоном и братьями его были: Василий... тысяцкий, Михаил Александрович... Васильевич, Василий Окатьевич, Ананий Окольничий... Иван Михайлович. Дьяком при Иоанне Калите был Кострома, при сыне его Иоанне - Нестерко. 

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010