Девушки-балийки, работающие в одном из салонов Москвы, позируют на фоне храма Симеона Столпника И можно сказать, что она ее нашла: периодически видя в одной из соцсетей ее новые фотки, сделанные то где-нибудь в Тибете, то запечатлевшие ее красивую фигуру в какой-нибудь замысловатой позе в московской квартире, я думаю с грустью, что принадлежу к тем, кто знает ее ужасную тайну. Наступил момент, когда она угодила в психиатрическую клинику – конечно, в этом была виновата не только йога, но только теперь ей некому помочь. Ее родственники, обычные пост-советские атеисты, в периоды обострений всеми правдами и неправдами загоняют в дурдом свою экзотическую птичку – и это все, на что она может теперь рассчитывать. Страна же полнится экзотическими салонами. «Каждая деталь интерьера, звуки и запахи погружают в состояние тотального релакса. Но самое главное: здесь работают мастера с Бали – кудесницы, которые к тому же говорят по-русски. Впрочем, слова излишни – помолчим и расслабимся», – пишут об одном из них. Другая сеть позиционирует один из родов своей деятельности как «близкую к учению индуизма», поясняя, что «дар исцеления дается свыше только по-настоящему верующим людям», и публикует фотографию своих собственных кудесниц, запечатленных не где-нибудь, а на фоне храма святого Симеона Столпника на Поварской. Одна из девушек, сложивших руки в балийском приветствии, стоит точно под образом Богородицы, расположенным на внешней стороне алтаря этого старинного храма. «Велнес – это философия благополучия человека во всех сферах его бытия: духовной, социальной и физической. Тот, кто живёт согласно с философией велнеса, удачен, полон энергии, оптимистичен и бодр вне зависимости от возраста». Беззастенчиво списав это из «Википедии», тем мы, пожалуй, и ограничим упоминание еще об одной штуке – велнес-индустрии, наряду с восточными методиками прочно завоевавшей немалую территорию на общем рынке индустрии красоты и представляющей собой не только и столько «философию», сколько одну из «религий» новейших времен.

http://pravoslavie.ru/49880.html

В древности, были примеры, что и язычники, в болезнях, обращались к православным с прошением о св. Елее и помазании им. Неизвестная по имени, царица Персии, исповедавшая религию Зароастра, требовала от св. Симеона Столпника св. Елея, им благословенного, приняла этот елей, как драгоценный дар, и сама выздоровела от его употребления и некоторые из приближенных к ней. Блаж. Феодорит, очевидец подвигов и чудотворений сего святого, повествует, что в Персии «простой народ сбегался к погонщикам лошаков, к начальникам и воинам, приносил им деньги и испрашивал у них благословенного елея, полученного от св. старца Симеона 211 . Елей св. Симеона не был сакраментальным, ибо сей великий и дивный подвижник не имел пресвитерского достоинства. Но этот исторический факт указывает на возможность, что и неверующие, находясь под гнетом нестерпимых страданий и сведав об исцеляющей силе христианского таинства, могут домогаться совершения оного над ними, separatim – отдельно, без присоединения к св. Церкви, – домогаться же, не как святыни, а, по своему понятию, как врачевства, лекарства, и даже, пожалуй, волшебного заговора от болезни. И не в болезни, могут быть употреблены неверными, для узнания Елеосвящения, притворство, обман и другие лукавые способы, собственно, для того, чтобы подвергнуть профанации и кощунству священнодействие таинства, как в древности поступали язычники и иудеи относительно св. крещения и т. п. Что же касается до инославных христиан, то в нашем отечестве некоторые из них не чуждаются религиозного общения с православными, ходят в православные храмы, принимают даже таинства, напр., брака, и, случалось, обращались к православным пресвитерам с прошением об исповеди и причащении св. Таин. Возможно, что такие инославные верующие, в силу убеждения православных близких родных, пожелают принять св. помазание, без присоединения к Православной Церкви, особенно в таких местах, где нет служителей их исповедания. Некоторые же новые секты даже прямо разрешают членам своим принимать священнодействия и таинства других исповеданий, без присоединения к ним. Наконец, известно, что наши потаенные раскольники и сектанты нередко принимали, в тяжких болезнях, перед смертью , с последним напутствием и Елеосвящение, чтобы скрыть свое отступничество, считаться православными и быть погребенными по церковному чину.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

Мати Божия! Не только защити, но и вразуми нас: ибо мы сами и о чесом помолимся, якоже подобает, не вемы (Рим. 8, 26). Аминь. (Составлено по проповедям Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, т. II, с. 93–101 и другим источникам). Месяц сентябрь Первый день Поучение 1-е. Преп. Симеон Столпник (Без труда ни в чем не успеешь) I. Bocnoмuhaeмый в нынешний день преп. Симеон называется так потому, что в последние сорок лет своей жизни подвизался на столпе. На каком столпе, спросите вы, и что это за род подвижничества – столпничество? Удивительный это род подвижничества, братия мои. Представьте себе сложенную из простых, необделанных камней башню в сорок локтей высоты (т. е. около 20 аршин), и такой толщины, что она скорее походила на столп, чем на башню. На этой башне площадка, аршина в два, так что на ней едва двум человекам можно стоять и сидеть. Площадка эта обнесена на аршин высоты тонкими стенками. Редко когда она была прикрыта чем-нибудь вроде кровли, а большей частью она была совершенно открытой и для холода, и для зноя, и для снега, и для дождя, и для ветров, и для всякой непогоды. Вот вам и жилье человека Божия Симеона. Тут он и проводил дни и ночи в непрестанных подвигах поста, молитвы и богомыслия, тут он жил такою святою жизнью, так пламенел сердечною любовью ко Господу, что был, можно сказать, ярко горящею свечой пред Богом в небесах. Как свята, удивительна и поучительна была его жизнь, это можно видеть отчасти уже и из того, что целые полки измаильтян язычников, по двести, по триста, а иногда и по тысяче человек, приходившие к столпу Симеона, с криком отрекались от языческих заблуждений своих и своих отцев, топтали ногами идолов, которым прежде кланялись, сокрушали их, и с великой радостью сердца принимали то учение, которое предлагал им медоточными словами, согретыми духом христианской любви, преп. Симеон с своего столпа. А сколько тут совершалось чудесных исцелений, сколько преподавалось благодатных утешений и мудрых наставлений! Подобно многоводной реке, они изливались от великой благодатной души преподобного столпника. «О деяниях преп. Симеона Столпника хотя могу свидетельствоваться почти всем, – говорит блаж. Феодорит Кирский, описатель его жития, – но страшусь приступить к повествованию, чтоб не показались они потомкам баснословными и недостоверными, так как превышают человеческую природу» (Месяцеслов восточный, ч. II, с. 266).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Так стоит Симеон годы, десятки лет, героически побеждая стихии. “Север приходил со своим снегом, запад со льдом, восток с бурей, юг с жарой”, говорит сириец на своем образном языке. “Солнце было, как печь, а праведник, как золото”. Понятно суеверное недоумение людей. Спрашивает его не­кто из Равенны: “Человек ты или бестелесное существо? Все говорят, что ты не ешь, не пьешь, а человеческой природе свойственно и то и другое?”. Симеон показал ему огромный нарыв, образовавшийся на его ноге от беспрерывного стояния, чтобы убедить в телесности своего тела. Что знают, что умеют сказать изумленные почитатели о его внутренней жизни? Преданный созерцанию, тайну своего созерцания он скрыл от нас. Мы слышим только о его многочисленных видениях. Вначале, еще до восшествия на столп, его преследуют демоны. Сатана пытается запугать его, являясь в виде змея, дракона, солдат, бросающих камни, целого воинства с факелами, льва, верблюда и прекрасной женщины. Укрепляют его видения ангелов и пророка Илии, огненному духу которого так близок его собственный дух. Илия дает ему даже нечто вроде программы его служения, о которой ниже. О молитве его мы знаем только, что она была дерзновенной, что она устанавливала между ним и Богом глубоко личное отношение. На это намекает биограф, когда говорит о молитве Симеона “своему” Богу, “своему” Господу. Вот пример его пламенной молитвы о дожде: “Милостивый и милосердный Господи, или сжалься и успокой эти терзаемые души, которые взывают к Тебе, ибо во имя Твое собрались они, или возьми душу раба Тво­его, чтобы мне не видеть мук Твоего народа и Твоих рабов”. Молитва раскрывает духовное зрение, делает прозорливым… Феодорит рассказывает, что Симеон предсказал засуху, нашествие сарацин, “смерть моего врага”. Дар чудес Симеона необычен, как и подвиг его. Исцеления бледнеют перед его властью над стихиями, над самим пространством. Он изгоняет драконов и мышей, оборотней на Ливанских горах, он посылает дождь. Он останавливает ползущую на селение гору. Одним именем Симеона можно остановить мчащуюся газель или оленя. Прикованный к своему столпу, он может являться в любой точке земного круга. Его видят в Персии маг-гонитель и заключенные в темницу христиане “на столпе, окруженном пламенем”. Утопающие в море видят его на вершине мачты, как он хватает “черного индийца”, виновника бури, и сечет в воздухе. Еще при жизни он подобен одновременно громовнику Илье и Николе Морскому. В нем самом есть нечто стихийное, космическое, как в победителе стихий.

http://pravmir.ru/sv-genovefa-i-simeon-s...

лодцем, спустили вниз пятерых монахов со светильниками и веревками. Ползучие твари, как только заметили людей, скрылись по углам. А святой Симеон, увидев монахов, воскликнул: «Умоляю вас, братья и рабы божий, погодите малое время, чтобы я предал дух свой – достаточно с меня и того, что не выполнил наложенного на себя». Как он ни сопротивлялся, монахи насильно подняли его со дна колодца, влача как какого-нибудь злодея, и привели к архимандриту. А тот при виде Симеона пал ему в ноги и сказал: «Прости меня, раб божий, сам будь мне наставником и научи терпению и его дарам». Святой же Симеон непрестанно плакал и молился Богу. Прожив в монастыре три года, он уходит, никому не сказавшись, и идет в пустынное место, неподалеку от которого расположились большие селения, а ближе всех селение, называемое Геласис, и там складывает себе из камней малое подножие и стоит на нем четыре года в снег, в дождь и в зной, и толпы народа стекались к нему. Едой его была моченая чечевица, а питьем – вода. Потом он воздвиг себе столп в четыре локтя и простоял на нем семь лет; и повсюду прошла молва о нем. После этого люди складывают святому Симеону две ограды из камней, с дверкой во внутренней ограде, и столп в тридцать локтей; он простоял на этом столпе пятнадцать лет, уврачевав многих – ведь немало бесноватых приходило туда и исцелялось. Святой Симеон подражал своему учителю Христу и, призывая его, заставлял хромых ходить, очищал прокаженных, косноязычным возвращал речь, расслабленным – силу бегать, страдающим многолетними недугами возвращал здоровье, увещевая и наставляя каждого: «Если кто-нибудь спросит: „Кто тебя исцелил?», отвечай: „Бог меня исцелил». Не вздумай говорить: „Симеон исцелил», потому что тогда снова вернется к тебе та же болезнь. И вот что я говорю тебе: никогда не лги и не клянись Богом. А если будет нужда поклясться, клянись мной, смиренным, все равно правдиво ли, ложно ли. Ведь великий и страшный грех клясться Богом». Послушайте о страшном и дивном чуде: мать святого Симеона через двадцать лет узнала, где он, и, поспешив прийти туда, захотела после стольких лет его увидеть. Она много плакала, чтобы он дал себя увидеть, но он ей не уступал. А так как она сильно желала освятиться его святыми руками, ей пришлось всходить по стене ограды, и она упала на землю, так и не поглядевши на него. Тогда святой Симеон говорит ей: «Ныне прости мне, мать; если удостоимся, увидим друг друга в том веке». Когда она услышала это, еще сильнее разожглось у нее желание увидеть его. Опять святой Симеон говорит ей: «Отдохни, почтенная мать моя, ты ведь пришла издалека из-за меня, смиренного, и устала из-за меня. Полежи малое время и набери сил, спустя немного я увижу тебя». Она послушалась, легла в преддверии ограды и тотчас предала Богу дух; просмонарии пришли разбудить ее и увидели, что женщина умерла, и сказали об этом святому. Он же велит внести ее и положить перед своим столпом. Взглянувши на мертвую,

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отсюда-то и происходила постоянная борьба св. столпников с плотью в целях её одухотворения и стремления к небу: «к высоте небесней имея жительство, о телеси небрегл еси, яко растлетися имущем», поется в службе св. Алипию. Подчиняя плоть духу, св. столпники достигали бесстрастия: «жезлом воздержания страстей море, отче, растерзав, прешел еси непотопленно и гору достигл еси истинного бесстрастия, и Богу беседовал еси ума чистотою», поется в каноне св. Даниилу столпнику. Так, путем стремления к собранности духа, следствием чего были пост и все аскетические лишения св. столпники достигали высшего совершенства – бесстрастия и сподоблялись величайших откровений Божиих, или, выражаясь аскетическим термином, «вкушения» Бога 1018 , которого достигали они путем напряженного созерцания. Такое состояние можно определить, как экстатическое. В жизни св. столпников оно вполне возможно и весьма характерно, так как экстаз столпнический не имеет в других видах подвижничества сходства. Св. столпники все время стояли на столпах; ум их углублен был в себя и устремлен на небо, а потому, ничего нет удивительного, что у иных из них замечалось просияние лица, как будто луч солнца озарял св. столпника 1019 , или сияние звезды разливало свои лучи от столпа на всю окрестность 1020 . В житии св. Симеона Дивногорца повествуется, что однажды в видении Иисус Христос явился ему, и ангелы по Его повелению возложили на главу св. Симеона «царский венец, камением честным украшенный, на его же верее бяше крест блистающ яко молния» 1021 . Дух святый в виде горящей свещи сходит на св. Дивногорца и наполняет премудростью и разумом сердце его 1022 . Однажды, по сказанию жития, он видел «небо отверсто и Господа Иисуса Христа, окружаема неизреченным сиянием, аки огненными пламенми и святии архангели Михаил и Гавриил ов одесную страну, ов же ошуюю стоящий и облак под ногами его багрян; Господь помаванием божественных Своих перстов благослови Симеона трижды и даде ему фиников жезл во утверждение власти его над бесами 1023 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мы видим, как все суживаются круги его свободного передвижения по земле. Остается сделать последний шаг: Симеон восходит на столп. Сначала это простой камень в два или шесть локтей вышиной. Увеличивая несколько раз   высоту колонны, он, наконец, взошел на последнюю в 30 или 40 локтей. Источники дают разные примеры и разное число последовательных столпов. Отныне вся его долгая жизнь – 37 лет – втеснилась в пространство каких-нибудь четырех квадратных метров. Он даже на столпе приковывал ноги, чтобы стеснить себя до конца. Единственное движение, которое позволял себе подвижник, кажется, имеет одно измерение: высоту». Подвиг Симеона совершенно исключителен, необычен. Столпничества еще не знала тогда богатая формами христианская аскеза. По-видимому, Симеон был его изобретателем. 5 Как все новое, эта новая форма подвижничества была встречена враждебно. Мы слышим о недовольстве египетских и месопотамских монашеских кругов. Бл. Феодорит говорит о «столпе», презираемом любителями злословия», старается оправдать и объяснить его значение. Помимо слишком простого и сомнительного мотива: желания уйти от надоедавшей толпы – его другое объяснение – чисто религиозное – любопытно. Новшеством, как юродством, Бог часто привлекает к себе сердца людей. «Как цари любят перечеканивать монету, 6 так Царь всяческих подобно монетным знакам, запечатлевает благочестие новыми разнообразными формами жизни». «Новизна зрелища становится удобным средством для поучения». Симеон учредил сие новое и странное зрелище, странностью всех привлекая к созерцанию». Но это толкование объясняет значение Симеона для стекающейся к нему толпы, – не для его собственного личного пути спасения. Внимательно вчитываясь в житие Симеона, кажется, начинаешь угадывать. Столп есть точка скрещения, двух путей. Один из них, суживающийся спиралью, ищет пространственного стеснения, в недвижности тела обретая свободу духа. Этот путь логически мог бы привести к затвору, к яме, – а мы, действительно видим, что Симеон испробовал и яму и затвор. Он не удовлетворился ими. Почему? Не потому ли, что, отказываясь от земли, он не желал отказаться от неба – от видимого неба, которое вдохновляло его на молитву?

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Так стоит Симеон годы, десятки лет, героически побеждая стихии. «Север приходил со своим снегом, запад со льдом, восток с бурей, юг с жарой» говорит сириец на своем образном языке». «Солнце было, как печь, а праведник, как золото». Понятно суеверное недоумение людей. Спрашивает его некто из  Равенны: «Человек ты или бестелесное существо? Все говорят, что ты не ешь, не пьешь, а человеческой природе свойственно и то и другое»? Симеон показал ему огромный нарыв, образовавшийся на его ноге от беспрерывного стояния, чтобы убедить в тленности своего тела. Что знают, что умеют сказать изумленные почитатели о его внутренней жизни? Преданный созерцанию, тайну своего созерцания он скрыл от нас. Мы слышим только о его многочисленных видениях. Вначале, еще до восшествия на столп, его преследуют демоны. Сатана пытается запугать его, являясь в виде змея, дракона, солдата, бросающих камни, целого воинства с факелами, льва, верблюда и прекрасной женщины. Укрепляют его видения ангелов и пророка Илии, огненному духу которого так близок его собственный дух.   Илия дает ему даже нечто вроде программы его служения, о которой ниже. О молитве его мы знаем только, что она была дерзновенной, что она устанавливала между ним и Богом глубоко личное отношение. На это намекает биограф, когда говорит о молитве Симеона «своему» Богу, «своему» Господу. Вот пример его пламенной молитвы – о дожде: «Милостивый и милосердный Господи, или сжалься и успокой эти терзаемые души, которые взывают к Тебе, ибо во имя Твое собрались они, или возьми душу раба Твоего, чтобы мне не видеть мук твоего   народа и твоих рабов». Молитва раскрывает духовное зрение, делает прозорливым... Феодорит рассказывает, что Симеон предсказал засуху, нашествие сарацин, «смерть моего врага». Дар чудес Симеона необычен, как и подвиг его. Исцеления бледнеют перед его властью над стихиями, над самим пространством. Он изгоняет драконов, и мышей, оборотней на Ливанских горах, он посылает дождь. Он останавливает ползущую на селение гору. Одним именем Симеона можно остановить мчащуюся газель или оленя. Прикованный к своему столпу, он может являться в любой точке земного круга. Его видят в Персии маг-гонитель и заключенные в темницу христиане «на столпе окруженном пламенем». Утопающие в море видят его на вершине мачты, как он хватает «черного индийца», виновника бури, и сечет в воздухе. Еще при жизни он подобен одновременно громовнику Илье и Николе Морскому. В нем самом есть нечто стихийное, космическое, как в победителе стихий.  Как далеки мы от Парижской девы и ее человеческих подвигов. Какая пропасть, казалось бы, разделяет этих людей!

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Ha листе 32, где за окончанием трех богословских слов следуют нравственные слова, заголовок первого из этих слов начинается совершенно также. Отсюда ясно, что и в начале кодекса, на 2 листе, где одно слово стерто, преп. Симеон назван именно великим (всматриваясь в это место, можно догадаться, что здесь написано было не какое другое слово, например: θεφρου, a именно μεγλου). Первое нравственное слово озаглавлено: Μερικ τς φυσιολογα περ τς το κσμου κτσεως κα τς πλσεως το δμ. Это не что иное, как 45 (самое большое) слово по новогреческому и русскому изданию. Только в подлинном тексте оно снабжено особым введением (занимающим около листа), отсутствующим в переводах. Как этому, так и дальнейшим словам предшествует довольно подробное изложение содержания в пунктах 17 . За указанным первым словом следуют еще 12 слов, которые в упомянутых переводных изданиях помещены в качестве слов: 26-го, 52, 84, 63, 83, 78, 58, 80, 57, 82, 34 и 85. Таким образом, рукопись не имеет конца: нравственных слов в ней должно быть 15, а она обрывается в начале 13-го слова, на 302 листе. Об этом приходится пожалеть, особенно в виду того, что, быть может, в конце рукописи находилась точная дата ее. К сожалению, во время пребывания в Ватопеде я не имел возможности сделать фотографических снимков с этой интересной рукописи. На основании вышеприведенного описания кодекса можно заключить, что творения Симеона Нового Богослова вскоре же после смерти его приобрели настолько высокое уважение, что преп. Симеона стали называть великим отцом (это видно из трижды встречающейся в рукописи однообразной надписи), однако наименование богослова тогда еще не было, очевидно, усвоено преп. Симеону, его просто называли Симеоном новым в отличие от других Симеонов: Столпника, Метафраста и пр. (это также можно наблюдать в надписях описываемого кодекса, см., например, листы: 2, 5, 31 и др.). Несколько позднее в 13 или 14 веке преп. Симеон получил весьма почетное и редкое (в исключительном употреблении) наименование богослова.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Us...

III.1. Свидетельства внешней рукописной традиции о Симеоне Месопотамском III.1.1. Слово об исходе из жизни под именем Симеона А. Греческий текст Впервые о тексте стало известно по латинскому переводу 521 , изданному без греческого оригинала. Однако ряд ученых ссылался и на подлинный греческий текст по рукописи Венской библиотеки, cod. theol. gr. 238. При этом возникла проблема, следует ли доверять надписанию латинского издания, где автором был назван «дивный Симеон» (Symeonis admirandi) 522 , или надписанию венской рукописи, приписывающей слово О памяти исхода из жизни Симеону Месопотамскому. Сводку всех мнений и разбор их предпринял П. Ламбек 523 в превосходной и весьма ученой аннотации к описанию соответствующей рукописи Венской библиотеки. П. Ламбек отказывается признать автором Симеона Столпника, ибо имя «Месопотамский» могло быть дано либо по месту рождения, либо по месту подвизания и смерти, однако ни то, ни другое не подходит к Симеонам-столпникам 524 . П. Ламбек считал, что Симеон мог быть связан с монастырем в Месопотамии, упоминаемым в житии Макария Римского, игуменом которого был Асклепий. В завершение диссертации 525 П. Ламбек указывает на ряд разночтений между греческими текстами Венской библиотеки и изданным ранее (делая обратный греческий перевод с латинского). Какое из двух мнений (латинского переводчика или П. Ламбека) об авторстве слова Об исходе из жизни подтвердили дальнейшие рукописные изыскания? С одной стороны, надписание латинского перевода («Admirandi») можно сопоставить с двумя московскими рукописями (патериками XIII в. и 1399 г.) 526 , в которых нужное нам слово сохранилось под именем Симеона Дивногорца 527 с небольшим, но характерным (по сравнению со всеми остальными рукописями, СМ. таблицу на с. 81) разночтением в начале 528 . Симеон Дивногорец – это не кто иной, как Симеон Столпник-младший, подвизавшийся в VI в. на Дивной горе 529 . Возможно, в греческой рукописи, которой пользовался латинский переводчик, была только половина эпитета («дивного», а не «Дивногорца»), чем и объясняется упоминание переводчиком о Феодорите Кирском , писавшем о Симеоне Столпнике-старшем.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010