Разсказ этот не составляет последовательного описания посетившего Св. Землю, а подходит к разряду путеводителей (guide itinèraire), долженствовавшего знакомить со Св. Землею и служить путеводителем для собирающихся ее посетить или с нею ознакомиться. Как следует предполагать, такие путеводители с очень отдаленных времен постоянно выходили в новых редакциях, изменялись частности, вызываемые действительностью, но общая редакция оставалась без изменения. Исключительною их чертою, что все они безымянные и начинаются, по крайней мере в известных нам, словами: πειδ κατ τν γαθν σου προαρεσιν κα ζτησιν κα ξωσιν πθησας περ τς γας πλεως ερουσαλμ, и т.д. – „Так как ты по благому своему произволению и желанию хотел знать о Св. граде Иерусалиме» и т.д. С таким начинанием мы помещаем дальше еще один путеводитель (стр. 119, р. п. 242), кроме напечатанных уже раньше в Палестинском Сборнике 12 . Эти путеводители не дают обыкновенно имени их составителя, что касается до времени их составления, то для представления понятия о нем приходится руководствоваться, по мере возможности, внутренними признаками, хотя это иной раз встречает большие затруднения, происходящие от того способа, каким составлялись эти путеводители. Составитель, имея пред собою более древний путеводитель, переписывал его, изменяя соответственно существующему в его время, но при этом или по невниманию, или по незнанию оставлял иногда без изменения и более древние сведения, которые в его, дошедшей до нас, редакции не вяжутся по времени с остальным текстом. Для приблизительного определения времени настоящего путеводителя мы имеем два указания. Он упоминает о гробнице Мелхиседека под Голгофою (стр. 25, р. п. 164). Латинские описания об этой гробнице ничего не говорят и первое упоминание о ней встречаем в хождении гостя Василья 146 5 / 6 г. 13 . Далее, по дороге в Вифлеем он указывает на столб Симеона Столпника (стр. 35, р. п. 173). Это же упоминание о столбе Симеона Столпника мы встречаем у упомянутого выше гостя Василия 14 . Между тем как позднейшие греческие писатели 15 , так за ними и латинские до настоящего времени это урочище связывают с именем Св. Симеона Богоприимца.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

был stationarius. Молва о таком необычайном стоящем подвижнике скоро распространилась по всем окрестным странам и все жизнеописания святого Симеона согласно говорят о чрезвычайном стечении к нему народа. Приходившие были не только из числа окрестных жителей, но и из далеких стран, и из-за границы римской империи. По свидетельству блаженного Феодорита, уже в это время к преподобному Симеону приходили измаильтяне, персы, подвластные последним армяне, ивиры, гомириты, равно как испанцы, британцы и галлы, не говоря уже о жителях Италии. При этом все приходившие старались прикоснуться к подвижнику, получить от него благословение и унести какую-нибудь частичку кожаных одежд его как знак его благословения. Это-то обстоятельство, т.е. огромное стечение народа и воздаваемое ему почтение, и было, по словам блаженного Феодорита, причиной того, что святой Симеон решил уединиться от людей, впрочем, не в горизонтальном направлении, а в вертикальном, поднявшись на столп. О таком, а не ином каком-либо мотиве восхождения преподобного Симеона на столп мы уже отчасти говорили, когда касались вопроса о происхождении стилитизма. Теперь приведем свидетельства источников, помимо свидетельства блаженного Феодорита, которое, заметим между прочим, решительно опровергает мысль немецкого ученого Holl’я 45 , будто фактическое совпадение подвига столпничества с языческим подобным обычаем в той же самой Сирии не случайно и показывает родство этого подвига с почвой, на которой он явился. Vita Антониева сообщает о восхождении святого Симеона на столп в связи с повествованием о многочисленном паломничестве к сему подвижнику 46 , хотя и не связывает эти факты причинной связью, равно как вообще оставляет без мотивировки стояние преподобного Симеона на столпе. Но и сирийское житие также в сущности ничем не объясняет этого знаменитого в истории сирийского отшельничества подвига преподобного Симеона. Правда, исследователи (Uhlemann 47 , Zingerle 48 ) привлекают в данном случае одно чудесное видение, о котором рассказывается в конце сирийского жития 118 49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Grisy...

В один из дней, когда воины были в походе, какая-то женщина пришла из-за сильного желания как-нибудь увидеть лик святого Симеона. Она надумала переодеться мужчиной и так увидеть его. И однажды она заметила немалое число воинов, отправлявшихся на молитву к святому, и, переодевшись воином, примкнула к ним. Когда они приблизились к месту, где был столп святого Симеона, она говорит своим спутникам: «Братья, если угодно, оставьте своих коней на меня, войдите в ограду и примите от святого благословение, а когда выйдете, войду я, чтобы удостоиться благословения праведника». Воины вошли и преклонили колени, а святой Симеон говорит им: «Один из ваших воинов остался за оградой». Они ответили ему: «Да, владыка. Он сторожит наших коней». Праведник сказал им в ответ: «Вышедши отсюда, скажите ему: „Не томись, ибо ты услышан и благословен Господу». Воины возвратились и стали спрашивать своего спутника: «Чем ты так угодил Богу? Ибо вот что святой сказал нам: „Скажите своему спутнику, дожидающемуся вне ограды: Не томись, ибо услышана твоя мольба и благословен ты Господу». В ответ им он сказал: «Признаюсь вам, братья, я -женщина и сильно желала увидеть святого, потому что я грешница». Воины, услышав это, изумлялись, благословляя Бога за святого Симеона, и пошли с миром. Послушай о другом чуде. Собралась большая толпа... [Текст испорчен – прим. Поляковой] «Раб божий, народ ждет твоего благословения, прикажи отпустить людей – ведь вот они здесь уже который час». И я не получил никакого ответа, ибо святого Симеона оставил дух его. Когда многажды я так взывал, но не получал ответа, служитель наверху у столпа стал стенать, подумав, что святой умер. Толпа народа, видя все это, подняла плач, и все били себя в грудь, скорбя о своих грехах. Когда после немалого времени святой дух вновь возвратился к праведнику, он сказал народу: «Братья, большой корабль, на котором было около трехсот душ человеческих, в час этот терпел на море великую бурю. И все громко призывали Господа Бога. И вот, слыша их вопли и страшные клятвы и видя беду их, я умолил Бога, долготерпеливого к нашим грехам, усмирить море, и, подав скорбящим руку, спас всех».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Необыкновенная аскеза Симеона вызвала сомнение и у Церкви. Египетские старцы решили проверить, от кого он берет силы для такого подвига. К нему отправили посланцев, которые потребовали, чтобы он сошел со столба и отправился к святым отцам: пусть даст отчет и объяснит, почему он не идет путем отцов, а придумывает что – то новое. Посланцам сказали, что если он откажется идти, значит, сила его не от Бога. Но Симеон тут же послушно спустил ногу, чтобы слезть на землю, и посланцы ушли, признав в нем человека Божьего. Симеон прожил на столбе 37 лет (по другим сведениям – 80) и умер, когда ему было уже больше ста. Его жизнь кажется невероятной, но она достоверно засвидетельствована многими историками. После него появилось немало последователей, предававшихся столпничеству. Алипий Столпник жил на колонне, оставшейся от языческого храма; правда, в последние годы он стоять уже не мог и больше лежал на боку. Даниил Столпник провел на столбе больше 30 лет в окрестностях Константинополя: от долгого стояния его ноги покрылись язвами, а по утрам от холода он весь покрывался льдом. Были и многие другие столпникиСимеон Дивногорец, Феодосий Эдесский, Лука Столпник, Лазарь Галисийский. Переход к киновиям Египетское анахоретство было ядром монашества; от него пути расходились в две противоположных стороны – смягчения и ужесточения. О более суровых сирийских формах подвижничества уже говорилось, но существовали и более мягкие, промежуточные формы аскетизма: например, сарабаиты жили вне города, но сохраняли свое имущество, а гироваги могли переходить с места на место. Такие послабления позволяли расширить круг аскетов, приобщая к иноческой жизни людей с менее твердой волей и более мирской закваской. Монашество началось с уединения и отшельничества, но со временем чаша весов стала все больше склоняться к общежитию. По преданию, первый монастырский устав Пахомий получил от ангела, который предписал монахам совершать по 36 молитв в день: 12 днем, 12 вечером и 12 ночью. Когда Пахомий возразил, что это слишком мало, ангел объяснил, что такое число предназначено для слабых: совершенным же совсем не нужен устав, поскольку они живут в уединении, полностью предав себя Богу. В этом ответе уже заключался весь смысл существования киновий. Общежитие больше подходило для «новоначальных», новичков, неспособных к одинокой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

столпники бжали отъ людей, ради восходили на столпы, однако массы народа стекались отовсюду къ спасительнымъ маякамъ-столпамъ: „И стали приходить к нему все, читаемъ въ св. Симеона [MXX] не только жившие окрест, но и из дальних стран, такие, которым для этого приходилось совершать продолжительный путь. Одни из них приводили к нему своих больных, другие просили исцеления больным, лежащим дома; иные сами были одержимы бедами и скорбями, иные терпели мучения от бесов. И никто из приходящих к преподобному не возвращался без утешения, но каждый получал просимое: кто – исцеление, кто – утешение, иной – полезное наставление, другой – иную какую-либо помощь. Все возвращались в дома свои с радостью, славя Бога… Как реки, стекались к Симеону различные народы и племена: приходили к нему из Аравии и Персии, из Армении и Иверии, из Италии, Испании и Британии. " [MXXI] . Къ столпу св. „собирашеся множество народа мужей и женъ, старцевъ съ юнотами [MXXII] . Къ св. Симеону Дивногорцу „отъ всхъ странъ безчисленное множество народа прихождаху " . И иноки, и люди: одни посмотрть на него, – послушать его бесды, третьи получить [MXXIII] . Отъ чего зависло то, что св. столпники привлекали къ себ народъ? объяснить это можно просто. Какъ въ физическомъ небесныя свтила притягиваются другъ къ другу безъ всякаго вещественнаго посредства, такъ и въ духовномъ каждая духовная личность, даже безъ видимаго – уже однимъ своимъ на нравственной высот, поднимаетъ и привлекаетъ къ себ все сродное въ душахъ человческихъ (напр. покойный отецъ Это одно. Затмъ, св. столпники – созерцатели, обращая на свое сердце, способное обнять всю вселенную и особенно на то, какъ дорога душа человка въ очахъ что она искуплена честною Сына и въ снабжена благодатными силами къ животу и конечно, считали себя призванными къ тому, чтобы изъ своего сердца изливать на всхъ добро, быть въ нкоторомъ позволимъ себ смлость выразиться, творцомъ блаженства другихъ. Въ ихъ любви къ ближнему, этому второму ихъ я, заключалась всякая власть, и сила, и истина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

Сводная таблица сирийской традиции у Dörries 1941, 476–478 (сведения часто не совпадают со Штротманном или менее подробны). Точные соответствия Макариевскому корпусу по новой нумерации приводятся внутри каждого сирийского произведения в немецком переводе Штротманна и в таблице, помещенной в том же втором томе на с. XLII-XLIV. Армянские переводы CPG 2426 Армянский патерик 1400 содержит много фрагментов Макария 1401 . Для некоторых произведений патерик приводит два перевода: один, сделанный в 1192 г. с сирийского, и второй XIV века. «Метафрастовское» слово II, 16 1402 имеется на армянском языке среди творений св. Нила. Арабские переводы CPGS 2420 Изданы частично: Strothmann 1975 (только 14 текстов в немецком переводе без арабского подлинника, греческий оригинал которых неизвестен. TV h 24 издана в греческом подлиннике: Strothmann 1981b, 8). Рукописи: Villecourt 1919; Graf 1944, 389–395. Strothmann 1934; Strothmann 1975, 4–6. См. также (CPGS 2420): Samir 1978; Zanetti 1986b, mss. 383, 384, 482. Ср. Dörries 1941, 125, 337–377, 410–415, 471–476. За недоступностью книги Strothmann 1934 мы не смогли с полной ясностью разобраться с традицией надписаний арабских коллекций именами Макария или Симеона (у Villecourt 1919, Dörries 1941 и Strothmann 1975 надписания не приводятся). Из предисловия 1975 г. (с. 4–6 следует, что, за исключением W (=Vat. Arab. 84, 1055 года, без заглавия [κφαλον] 1403 , является дословным переводом, выполненным мельхитами, с Vat. gr. 710; ср. полный список Sin. Arab. 358), другая арабская традиция PTV (P=Par. Arab. 149, XIII в.; T=Vat. Arab. 80, XV/XVI в.; V=Vat. Arab. 70, 1521 г.) вся дошла под именем Симеона 1404 . PV содержат 36 гомилий (=h), 20 коротких выдержек (=br) и 41 вопросо-ответ (=int). T включает 36 h, 24 int, 37 br. Расположение слов в Т кажется начальным, а Р и V зависят от Т с некоторыми перестановками. Эта коллекция восходит к греческому оригиналу (утерянному) IX века. Всего известно шесть рукописей коллекции TV (помимо PTV, еще Sbath Arab. 133, Karsh. Br. M. Or. 2322 и 4092). Особо оговорено у Штротманна, что cod. Sbath Arab. 133 (1779 г.) содержит 24 сочинения Симеона Столпника из Антиохии (1 слово=TV h 3), а рукописи Brit. Mus. Orien. 2322 и 4092 включают часть слов под именем Макария и часть – под именем Симеона 1405 . В рукописях 2322 и 4092 слова 1–9=V br 1–9; 10–11=V br 13–14; 1236=TV h 12–36.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Патриарх и епископы взошли на столп, снесли блаженное тело старца и положили при столпе. Народ громко плакал. И чудное дело! Над Мандрою явилось вдруг несметное множество птиц, Бог весть откуда они взялись, они стали летать вокруг столпа, издавая жалобный крик: как бы и они плакали и сетовали с нами о кончине такого светильника миру. Все это видели и удивлялись. Окрестные горы, поля и деревья, казалось, также сетовали и сочувствовали общей скорби; самый воздух был сумрачен и над столпом носились черные облака. Я же ясно видел при честных мощах святого старца ангела в белой одежде с лицом, блиставшим как молния; с ним беседовали семь старцев. Я слышал голос их, но что они говорили, не понимал, меня объял страх и ужас. Тело Св. Симеона было поднято и при пении священных песней торжественно перенесено в Антиохию и положено в соборном храме. Перенесение его сопровождалось различными чудесами и исцелениями. Так иссохла мгновенно рука патриарха Мартирия, пожелавшего взять себе на память и в благословение несколько волос из бороды преп. Симеона; после усердной молитвы к Богу и угоднику Его, рука патриарха опять сделалась здоровою. Некоторый человек, сорок лет страдавший глухотою и немотою, лишь только увидел Святое тело раба Божия, вдруг почувствовал в себе чудесную перемену: язык его разрешился и глухота исчезла. В порыве благодарного сердца он пал пред одром, на коем несено было блаженное тело Св. Симеона, и громко воскликнул: во благо нам грядешь ты, раб Божий! исцелил меня от уз глухоты и немоты приход твой, угодник Христов! Преп. Симеон Столпник скончался в 459 году. Мощи преп. Симеона, после его блаженной кончины сделавшиеся предметом благоговейного чествования христиан, не остались в целом своем виде; многие части их были перенесены в другие места по усердию верующих. Сто лет спустя по кончине великого подвижника, благочестивый историк Евагрий поклоняется честной главе преп. Симеона, лежавшей в богатой раке в том же антиохийском храме, который был создан в честь его жителями Антиохии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Симеона I она, по Вогюэ, едва равнялась одной квадратной сажени . Гиббонъ говоритъ, что, по словамъ площадка столпа имла окружность въ 3 фута (въ 2 локтя) [DCCCXXVII] , но такой незначительный размръ противорчитъ и здравому смыслу, и фактамъ и правиламъ архитектуры. Глядя на нее снизу легко было впасть въ Эта площадка иногда окружалась деревянною, досчатою, сплошною ршеткою (βαυτης, μδιος), изъ за которой видны были только голова и плечи подвижника, или же просто ршеткою (κγκλς). подобныхъ столповъ можно видть на Кондакова [DCCCXXVIII] . Для защиты отъ солнечнаго зноя и непогоды устраивался иногда на столпахъ навсъ или даже родъ малой какъ можно предположить изъ γκλειστριος στλος. Ο навсовъ извстно изъ гд въ св. столпника [DCCCXXIX] разсказывается ο томъ, что ему былъ устроенъ навсъ надъ столпомъ императоромъ Львомъ; или въ св. разсказывается, что онъ сбросилъ свой навсъ. на верхнюю площадку столпа возможно было только посредствомъ подъемной лстницы. Г. Семеновъ говоритъ, что столпникъ лстницу обыкновенно держалъ у себя на верху и спускалъ ее только въ крайнихъ случаяхъ, тогда, продолжаетъ онъ, они вовсе не имли никакихъ подъемныхъ лстницъ, a все необходимое для себя принимали по веревк, спускавшейся внизъ на блок [DCCCXXX] . Это неврно. Въ блока необходимо усомниться, такъ какъ едва ли св. столпники, себ во всемъ необходимомъ, могли пользоваться услугами блока для на столпъ пищи. A что лстница для на столпъ была снаружи, въ этомъ увряютъ насъ святыхъ. Такъ, когда св. Симеонъ I по посольства, присланнаго епископами для подвига святаго Симеона столпника, хотлъ сойти co столпа, то посланные не велли сходить ему [DCCCXXXI] . Значитъ, они видли, какъ онъ вступалъ на лстницу; когда св. возвели въ санъ пресвитера, то была приставлена лстница къ столпу и туда вошелъ епископъ, или когда нкто разсердился на св. за въ его и веллъ ему сойти co столпа, и когда св. началъ сходить co столпа, то и народъ, видя его ноги и то съ какимъ онъ прошелъ 6 ступеней, веллъ вернуться ему обратно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

Экстазъ св. столпниковъ можно опредлить какъ заходъ блестящаго солнца здшняго чтобы явились ясныя звзды небесной тверди. Что личное чувство во время экстаза не покидало св. столпниковъ, въ этомъ утверждаетъ насъ яркое отчетливое того, что получено было ими въ экстатическомъ Св. столпники подробно описываютъ имъ Такъ, св. Дивногорецъ описалъ рая св. игумену . Св. разсказывалъ о столпа препод. и пр. Св. столпники, находясь въ экстатическомъ разговаривали съ Богомъ. Такъ, въ начал столпническихъ подвиговъ св. Симеона Дивногорца ему явился Христосъ въ образ прекраснаго отрока; св. Симеонъ, всмъ сердцемъ и къ Нему разгорся: „Познав же, что это был Бог и Господь его, он с дерзновением спросил Его: – Господи, как Тебя распяли иудеи? Господь же, распростерши Свои руки крестообразно, сказал ему: – Вот так Меня распяли иудеи; впрочем Я Сам благоизволил дать Себя на распятие. Ты же мужайся и крепись, сраспинаясь Мне во все дни жизни своей " [MI] . Извщенный въ о имющемъ быть на Хозроя, св. Дивногорецъ молится Богу о томъ, чтобы Онъ отвратилъ Свой праведный гнвъ и услышалъ голосъ „Вот до Меня дошел вопль грехов города сего; поэтому Я разгневался на сей город и погублю его, послав на него огонь, меч и смерть. За то, что город сей раздражил Меня грехами своими, Я отдам его в плен народу неразумному " [MII] . Объ этомъ св. Симеонъ Дивногорецъ разсказывалъ приходившимъ къ нему изъ благоговйнымъ людямъ и призывалъ всхъ къ " [MIII] . Какъ понять бесду св. Симеона съ Богомъ? Это высшая форма по преосвящ. Хрисана, есть всего боле духовная и всего мене чувственная или вншняя. Она означала непосредственное божественной мысли, непосредственное человческаго духа съ Духомъ [MIV] . Какой же нравственный смыслъ заключается въ подобныхъ Такъ какъ исходной точкой всхъ благихъ пишетъ преосв. еофанъ, благодатнаго служитъ живое новаго божественнаго порядка, то милосердый Господь различнымъ образомъ раскрываетъ предъ обращаемаго Свой божественный въ которомъ опредлено служить человческому духу; этого божественнаго чина производится двоякимъ образомъ: а) иногда тотъ самый порядокъ весь или въ частяхъ видимо, ощутительно, самымъ дломъ представляется человку и б) иногда же духъ человка вводится въ него и ощущаетъ его внутренно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

Слава, храма: И ныне, Богородичен часов. По Отче наш, кондак храма, и праотцев, и воскресен, пременяюще глаголем. На литургии, блаженна гласа на 4: и праотцев песнь 3-я, на 4: и храма песнь 6-я, на 4. По входе тропарь воскресен, и праотцев, и храма. Кондак воскресен. Слава, храма: И ныне, праотцев. Вместо прокимена, песнь отцев: Благословен еси Господи Боже отец наших: Таже храма. Апостол, аллилуиа, и Евангелие праотцев, и ряд: таже храма. Причастен: Хвалите Господа с Небес: Другий: Радуйтеся: [Зри] Тогоже дне бывает отдание храма, яко предписася в первой главе. На Господи воззвах, стихиры храма, 3: и святаго, 3. Слава, храма: И ныне, Богородичен воскресен, по гласу. Прокимен дне. На стиховне октоиха: Слава, храма: И ныне, Богородичен воскресен, по гласу. По Трисвятом, тропарь храма. Слава, святаго, аще есть. И ныне, Богородичен. И отдается служба храма. Такожде поем службу и праотцев во отдание храма. Глава 14. Поем службу храма святых триех отроков, во всем, якоже предписася святаго Симеона Столпника храма в неделю, по тойже главе Поем службу храма святых триех отроков, во всем, якоже предписася святаго Симеона Столпника храма в неделю, по тойже главе. Глава 15. Аще ли случится храм их в неделю святых отец, пред Рождеством Христовым, поем службу храма, по тойже главе, якоже якоже указася храму с праотцы в неделю: точию чтем паремии отцев и храма Аще ли случится храм их в неделю святых отец, пред Рождеством Христовым, поем службу храма, по тойже главе, якоже якоже указася храму с праотцы в неделю: точию чтем паремии отцев и храма. Глава 16. Аще ли случится храм святаго или святыя в неделю пред Рождеством Христовым святых отец, декемвриа в 20, в 21, в 22 и в 23 день На малей вечерни, стихиры воскресны 4. Слава, храма: И ныне, предпразднства. На стиховне стихира воскресна едина, и храма стиховна великия вечерни с припевы его. Слава, храма: И ныне, предпразднства. По Трисвятом тропарь воскресен и отцев. Слава, храма: И ныне, предпразднства. Ектениа малая, и отпуст. На велицей вечерни, на Господи воззвах, стихиры воскресны 3, и отцев со славным, 4: и храма 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010