О четвертом члене Символа Веры 4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна В четвертом члене Символа Веры говорится о том, что Господь Иисус Христос во время римского правителя в Иудее, Понтия Пилата был распят на кресте за нас – людей , то есть за наши грехи и для нашего спасения, потому что Сам Он был безгрешен. При этом Он действительно страдал, умер и был погребен. Страдал Спаситель, конечно, не Божеством, Которое не страдает, а человечеством; страдал не за Свои грехи, которых у Него не было, а за грехи всего человеческого рода. Телом после Своей смерти Он был погребен во гробе Иосифа Аримафейского, а душой в это время, до Своего Воскресения, Он сходил во ад, и оттуда вывел всех веровавших в Него, начиная с Адама и Евы. Адом называется место, удаленное от Бога, лишенное света и блаженства. Там царствует Сатана. В отношении к душам слово «ад» означает состояние сильной скорби и мучений. Господь Иисус Христос, как совершенный человек и Сын Божий, добровольно (т. к. Он одним словом мог уничтожить всех врагов) принес Себя в жертву за грехи людей, через распятие на кресте. Крестная казнь была самая позорная, страшная и жестокая. Она была символом всей злобы человеческой и самым ярким обнаружением власти диавола. Эта страшная казнь, придуманная человеком по наущению диавола, вела людей к ненависти, злобе, ожесточению и смерти. Спаситель, претерпев позорную казнь на кресте, умер, но и воскрес. Через крест воссияла жизнь! Христос уничтожил главную опору диавола и превратил крест в вечную победу над злом и смертью. Господь освятил крест Своею пречистою кровью и искупительным подвигом любви. Самый тяжкий преступник, но кающийся не отвергнут Спасителем. С этого момента ни страдания ни смерть не могут нас лишить вечного блаженства, если мы будем со Христом Спасителем, но, наоборот, это – путь к вечной славе в Царствии Божием. Слова в Символе Веры «страдавша и погребенна» сказаны против некоторых еретиков, которые ложно учили, что Господь не мучился на кресте, а страдания Его были только видимостью страдания и смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

От Вознесения до Троицы будем подражать Святым Апостолам (+аудио) Будем молиться, чтоб Господь обновил в нас благодать Духа Святаго 12 июня, 2016 Будем молиться, чтоб Господь обновил в нас благодать Духа Святаго Проповедь архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в неделю 7-ю по Пасхе и св. отцев 1 Вселенского Собора. Возлюбленные во Христе братья, приветствуем вас с этим воскресным днем, попразднством праздника Вознесения Господа нашего Иисуса Христа и Днем памяти отцев Первого Вселенского Собора. Совпало сегодня с датою и Второго Вселенского собора, тоже святых отцев. Первый Вселенский Собор происходил в 325 году, а Второй — в 381 году. Я почему соединяю эти два Собора? Потому что на них был изложен Символ Веры, который каждый из именующих себя христианином и верным чадом Церкви Христовой должен знать на память и понимать его глубокое значение. Когда приезжают к нам из далёких мест паломники, и когда они присутствуют на Патриаршем богослужении, при большом стечении народа, и когда там все силы напряжены для того, чтобы служба прошла торжественно, как это и положено, и когда спрашивают этих прибывших из-за границы гостей: «Что особенно на вас произвело сильное впечатление на богослужении?» — они сказали: «Тогда, когда пел народ „Символ Веры“: „Верую во Единого Бога Отца Вседержителя“». «Символ Веры» мы читаем и у себя дома, везде в своих жилищах и домах. Мы его читаем многократно и здесь, в святой Церкви, а особенно в дни праздничные, воскресные. Поём едиными устами, единым сердцем, всею Церковью этот «Символ Веры» полностью. Но только не для того, чтобы только знать его на память, не для того, чтобы только именно засвидетельствовать, что мы являемся истинными православными христианами, но понимать внутренний глубокий смысл этого «Символа Веры» в своём сердце, как его видели и Святые Отцы Первого и Второго Вселенского Собора, которые являлись составителями его. Поэтому за их святые молитвы будем и мы с вами стараться оставаться верными чадами Церкви Христовой, не быть колеблемыми, как трость, при движении ветра или дуновении воздуха колеблемая, всякими учениями, которые и с тех пор, с первых времён христианства, и поныне, и ещё будут усугубляться и усложняться пред кончиною мира.

http://pravmir.ru/ot-vozneseniya-do-troi...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Символ веры. Что и почему он нам говорит? 14 мин., 25.08.2018 В православном молитвослове есть одна молитва, непохожая на все остальные. В ней нет обращения к Господу, нет прошений к Нему, нет покаянных слов и благодарений. Начинается она со слова «Верую…», за которым идет длинное перечисление — во что же веруют православные христиане. Эта молитва так и называется — Символ веры. Он был составлен еще в IV веке святыми отцами Первого и Второго вселенских соборов, и с тех пор хранится в Церкви неизменным, выражая главные истины Православия. Все его части формулировались как ответы на вполне определенные заблуждения и искажения христианства. Рассказать подробнее о смысле каждого из членов Символа веры мы попросили заслуженного профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова. 1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым Утверждается, кажется, простая истина — единство Бога. Однако в настоящее время она всё чаще используется в качестве аргумента, обосновывающего идею одного Бога во всех религиях и, следовательно, их единства по существу. Эта бурно развивающаяся в неправославном богословии тенденция ведет к тому, что все другие истины, в частности, христианские, например, о Боге-Троице, о Христе распятом, о жизни будущего века оказываются не принципиальными и потому подлежащими исключению. Так на основе утверждения истины единства Бога происходит смешение всех религий в одно, нечто неопределенное, расплывчатое и по вероучению, и по характеру духовной жизни. Нью-эйдж — наглядная модель такой новой псевдорелигии. О ней более полувека тому назад предупреждал отец Серафим Роуз, говоря о грядущей « единой религии будущего » и уничтожении христианства. Эта тенденция восходит к теософской доктрине. Применительно к христианству она нашла свое выражение в экуменической идее объединения всех христианских конфессий в одну Церковь. Суперэкуменизм уже открыто проводит в жизнь идею единства всех религий.

http://foma.ru/simvol-veryi-chto-i-poche...

Слово на литургии. «Верую во едину святую соборную и апостольскую Церковь...» 17 июля 1988 г. Этими святыми словами мы открыто и всенародно исповедуем свою веру в ту Церковь , которая приняла нас в свое материнское лоно в таинстве крещения, без которой немыслима для нас подлинная духовная жизнь. Церковь питает, врачует, поддерживает нас в трудных обстоятельствах земной жизни, охраняет нас от греховных падений и своей любовью и заботами сопровождает нас от колыбели, или во всяком случае от купели святого крещения, до самой христианской кончины. Почему мы говорим, что именно веруем в святую Церковь ? Ведь верить можно лишь в то, чего мы не видим, не осязаем, что вообще выходит за пределы нашего обычного чувственного опыта. «Верою ходим, а не видением», – говорит св. апостол Павел ( 2Кор. 5:7 ). Очевидно, веруя в Церковь , мы имеем в виду не внешнюю, видимую, хорошо знакомую каждому посетителю храма сторону церковной жизни, а ее невидимую, духовную, сокровенную сущность. Приснопамятный митрополит Московский Филарет Дроздов в своем Пространном Христианском Катихизисе, ставит такой вопрос: «Как может быть предметом веры Церковь ?» И отвечает на него так: «Хотя Церковь видима, но невидима усвоенная ей и освященным в ней благодать Божия, которая и есть собственно предмет верования в Церковь». Вдумываясь в слова девятого члена Символа веры («Верую во едину святую соборную и апостольскую Церковь »), нельзя не обратить внимания на то место, которое они занимают в целом составе этого Символа. В первых восьми членах Символа говорится о нашей вере в Бога, во Святую Живоначальную и Единосущную Троицу: «Верую во Единаго Бога Отца, Вседержателя...» «И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия...» «И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца псходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и славима...» И вслед за этим идут слова девятого члена: «Во едину святую соборную и апостольскую Церковь ». Очевидно Церковь есть нечто столь высокое, что богомудрые Отцы Вселенских Соборов не убоялись исповедание веры в Нее поместить рядом с исповеданием веры в Триединаго Бога, тотчас после этого исповедания.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

В американском ежемесячном листке «Старокатолик» (The old Catholic), который служит органом местной старокатолической церковной общины, состоящей под управлением известного нам 1 архиепископа Вилатта, недавно (November 1895. 11) напечатан весьма интересный документ, который представляет собой довольно полное и обстоятельное изложение вероучения этой общины. В виду того высокого интереса, какой имеет старокатолическое движение с православной точки зрения, спешим предложить этот документ вниманию читателей в буквальном переводе, как ясное свидетельство о том, насколько американские старокатолики в своем вероучении приблизились к Церкви Православной. Символ веры Верую во единого Бога и т.д. Следует точное изложение Никео-Цареградского символа без той прибавки в 8-м члене слов «и от Сына», с какою читает его церковь римская. К концу символа сделано следующее подстрочное примечание: Этот символ веры есть сокращенное изложение или вероисповедание (the summary or Creed) трехсот восемнадцати отцов, собравшихся в Никее, в Виеинии, в 325 году, законченное и обнародованное (completed and published) властью Константинопольского Вселенского Собора в 381 г. Оно предано церкви как неоцененный памятник (keepsake) веры, содержащейся в Священном Писании . Оно заключает в себе основные (first) начала Христианской веры и надежды и кто упорно отвергает (хотя бы) один член, не имеет надежды спасения. После текста Никео-Цареградского символа документ читается так: «Мы отвергаем папистическое и протестанское учение о двойственном исхождении (procession) Святого Духа, как еретическое, как не содержащееся ни в Писании, ни в божественном Символе Веры . Соборы Мы принимаем в Качестве Вселенских семи всеобщих соборов, признанными всею Вселенскою церковью (by all the Catholic churches), а именно: Первый в Никее 325 г. против арианства. Второй в Константинополе 381 г. против аполлинариан и македониан. Третий в Ефесе 431 г. против несторианства. Четвертый в Халкидоне 451 г. против монофизитов. Пятый в Константинополе 553 г. против неосторианства и монофизитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Свет Церкви «Жизнь Церкви есть продолжение в истории жизни Иисуса Христа. В этом все объяснение Церкви. Христос — в Его Тайной Вечере, Голгофе и Воскресении, Христос — в Его святости продолжает Духом Святым жить в теле Церкви. Мы можем говорить только о такой, о действительно святой Церкви, так как только такая Церковь есть любовь и надежда человечества. Она есть свет, который «во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин 1:5). И она истинно существует: следы ног святых мы видим и в наши дни. Было достаточно тьмы истории. Церковь пытались смести с лица земли языческие императоры. Церковь хотели бы исказить все еретики — от гностиков до Толстого. Но гораздо страшнее для Церкви всегда была тьма внутренняя: не турецкие султаны, рубившие головы, и не люди, явно или примитивно искажавшие догматы веры и тем самым отделявшиеся от Церкви, а та сила зла, которая, никуда от Церкви внешне не отделяясь, Церковь как бы не отрицая, изнутри растлевала церковное тело, отвоевывая себе пажити порока внутри церковной ограды. Эта внутренняя тьма есть следствие отрыва веры от любви, вероучения от жизни, создание какой-то призрачной, словесной или «символической» веры, не идущей путем подвига любви, путем исполнения заповедей.» Фудель Сергей Свет Церкви Церкви вверен свет Божий. Св. Ириней Лионский   ЖИЗНЬ ЦЕРКВИ есть продолжение в истории жизни Иисуса Христа. В этом все объяснение Церкви. Христос — в Его Тайной Вечере, Голгофе и Воскресении, Христос — в Его святости продолжает Духом Святым жить в теле Церкви. Мы можем говорить только о такой, о действительно святой Церкви, так как только такая Церковь есть любовь и надежда человечества. Она есть свет, который «во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин 1:5). И она истинно существует: следы ног святых мы видим и в наши дни. Было достаточно тьмы истории. Церковь пытались смести с лица земли языческие императоры. Церковь хотели бы исказить все еретики — от гностиков до Толстого. Но гораздо страшнее для Церкви всегда была тьма внутренняя: не турецкие султаны, рубившие головы, и не люди, явно или примитивно искажавшие догматы веры и тем самым отделявшиеся от Церкви, а та сила зла, которая, никуда от Церкви внешне не отделяясь, Церковь как бы не отрицая, изнутри растлевала церковное тело, отвоевывая себе пажити порока внутри церковной ограды. Эта внутренняя тьма есть следствие отрыва веры от любви, вероучения от жизни, создание какой-то призрачной, словесной или «символической» веры, не идущей путем подвига любви, путем исполнения заповедей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

XV. Общие заботы пастыря: различие нужд верующих. Вера интеллигенции и простого народа. Положительные и отрицательные задачи пастыря в отношении веры пасомых. Научение вере детей и взрослых. Три группы взрослых, обращение пастыря с каждой из них. «Иные овцы». Иисус Христос и грешники. Процесс обращения грешника Как общим пастырским заботам принадлежат попечения пастыря об удовлетворении нужд своих пасомых а) в области религиозно-нравственной жизни, б) в жизни социальной и общественной и в) нужд материальных, касающихся внешнего благосостояния пасомых. Само собою понятно, что удовлетворение религиозно-нравственных нужд верующих – совершенствование последних в вере и добродетельной жизни, приведение их к Богу и к вечному спасению является первою и главнейшею обязанностью в душепопечительной деятельности пастыря. На то и поставляется пастырь, для того и получает он благодать Божию, чтобы духовно возвышать людей и приводить их к Богу. Не служащий этому делу пастырь не исполняет своего назначения, не отвечает тем желаниям и ожиданиям, какие возлагает на него Церковь , к каким его обязывает его звание. Но как отцу и матери не могут быть безразличны и всякие другие нужды их дитяти, так и для пастыря не должны быть безразличны всякие другие нужды его духовных детей. Об отношении пастыря к материальным нуждам своих пасомых мы будем говорить в особой главе. Теперь же займемся рассмотрением религиозно-нравственных нужд пасомых и способов удовлетворения этих нужд пастырями. Тут у пастыря есть две обязанности: а) насаждения в сердцах пасомых правой веры и нравственности и б) охранения и очищения того и другого от всяких искажений, извращений и повреждений. «Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин.17:3 ), – молился Спаситель. Без веры и познания Бога Отца и Господа Иисуса Христа, значит, не может быть ни истинной религиозной жизни, ни вечного спасения, к которому ведет эта жизнь. Спасен, по словам Господа, будет лишь тот, кто имеет веру, а кто веры не имеет, тот осужден будет ( Мк.16:16 ). И Апостол учил, что веровать необходимо всякому приходящему к Богу ( Евр.11:6 ). В древности не изучивших главнейших истин веры не допускали к вступлению в Церковь . Обязательное предварительное научение истинам веры взрослых, вступающих в Церковь , и чтение Символа веры восприемниками при крещении младенцев и доселе напоминают об этом. Естественно и ясно, что христианин должен знать, что такое христианство : православный должен понимать, в чем же состоит православие: какова его природа и в чем его отличие и превосходство перед другими исповеданиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Беседа XXVIΙΙ. О втором члене символа веры. О втором лице Св. Троицы Сыне Божием И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. В нынешнюю беседу, братие, продолжим объяснение второго члена символа веры . В этом члене Господь Иисус Христос называется Сыном Божиим единородным. Этим названием обозначается то, что Иисус Христос есть один только Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, потому есть единаго существа с Богом Отцем; и, следовательно, без всякого сравнения превосходит всех святых ангелов и святых человеков, которые также называются сынами Божиими, но только не по существу, как Иисус Христос, а по благодати, т. е. по милости Божией. Наименование Иисуса Христа единородным взято в символ веры из Свящ. Писания. Евангелист Иоанн Богослов говорит: «Бога не видал никто никогда: единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин.1:18 ). – Во втором члене символа веры о Сыне Божием сказано: Иже от Отца рожденнаго. Этим изображается то личное свойство, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы. Все три Лица Святой Троицы, Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, как вы знаете, совершенно равного Божеского достоинства, но между ними есть различие: Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица, Сын Божий предвечно рождается от Отца, Дух Святой предвечно исходит от Отца. Словами Иже от Отца рожденнаго и указывается на личное свойство Сына Божия, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы. В символе веры сказано еще, что Он рожден прежде всех век. Это сказано для того, чтобы кто-либо не подумал, что было время, когда Его не было, так как Иисус Христос есть также вечный Сын Божий, как вечен Бог Отец. – В символе веры сказано: Света от Света. Этими словами несколько изъясняется для нас непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Смотря на солнце, мы видим свет; от сего света происходит свет видимый во всей вселенной: но и тот и другой есть один свет, нераздельный, одной природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Богословские и пастырские размышления о практике православного крещения Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 55, 2009 7 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 55, 2009 Жизнь Церкви подобна эллипсу, два центра (полюса) которого образуются Крещением и Евхаристией. Вокруг них упорядоченно располагаются все другие Таинства, священнодействия, богослужения, которые либо на них направлены, либо от них производны. И Крещение, и Евхаристия — сущностно-цент­ральные базисные явления взаимодействия людей и Бога: Дух Божий производит в настоящем, здесь и сейчас, дело спасения, осуществлённое во Христе раз и навсегда, а человек через свою веру открывается дару благодати, которая его спасает. И в Крещении, и в Евхаристии вера и принятие Таинства нераздельны. Принятию Святых Даров — Тела и Крови Христовых — предшествует произносимая епископом или его представителем-священником анафора, которая есть не что иное как раскрытие Троической веры Церкви: хвала Отцу, благодарность за спасение Сыну и молитва ко Святому Духу о благодатном богоприсутствии. Аналогичную структуру демонстрирует и таинство Крещения: спасительному водному омовению предшествует исповедание веры крещаемым либо, если он не говорит, его крёстными родителями. Это исповедание веры также представляет собой раскрытие веры в Триединого Бога, во имя Которого крещаемый в заключение принимает Крещение (Мф 28:19). Точно так же, как анафора относится к Евхаристии, исповедание веры относится к Крещению. Именно здесь его изначальное место. Лишь позже (V–VI вв.) “Верую” было введено также и в Божественную литургию. Так как и Крещение, и Литургия суть выражение единой веры Церкви, нельзя удивляться тому, что анафора и Символ веры местами выказывают значительное сходство. Итак, мы видим: и Крещение, и Евхаристия опосредуют единое Божественное спасение и требуют полного исповедания единой веры в Триединство Божие и в вочеловечение Одного из Троицы — Сына — ради спасения мира. Крещение и Евхаристия При этом Крещение — необходимая предпосылка для участия в Евхаристии. Крещаемый должен вслух исповедовать свою веру, дабы Церковь могла удостовериться, что он впоследствии будет в состоянии сказать своё да и аминь (ср. 1 Кор 14:16) произносимой священником евхаристической анафоре вместе со всей общиной и в полной убеждённости. Каждый причащающийся должен прежде пройти очищающие воды Крещения, поскольку у естественного человека, рождённого в отпадшем от добра мире, отсутствует способность быть причастником Тела и Крови Христовых. По слову Евангелия (Мф 7:6), он относится к тем псам, которым негоже давать святыню. Прежде чем он приблизится к святыне, он сам должен стать святым, то есть быть призванным и избранным Богом. И именно это происходит в таинстве Крещения.

http://pravmir.ru/bogoslovskie-i-pastyir...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Сегодня Церковь совершает память святых отцов шести Вселенских Соборов. Шесть Вселенских Соборов — утверждение веры Церкви, которую мы исповедуем. Всего было семь Вселенских Соборов. Седьмой был созван для осуждения еретиков, не почитающих святые иконы. Этот Собор явился как бы печатью всех остальных Соборов. Первый и Второй Соборы, Никейский и Константинопольский, отвергли ересь, посягавшую на Божество Господа нашего Иисуса Христа. Если Христос — просто выдающийся Человек, то почему мне нужно следовать за Ним? Почему не идти за Буддой, Кришной или еще каким-нибудь великим духовным учителем? Но если Он — Бог, тогда все должно измениться в моей жизни. Я должен только Его слушать и Ему одному внимать. Каждое слово, которое Он говорит, должно иметь для меня решающее значение. Мы должны сегодня спросить себя, как мы исповедуем нашу веру, как воспринимаем слово Христово. Не привыкаем ли к этой тайне веры, что Христос — истинный Бог? Особое значение имели так называемые Халкидонские — Четвертый, Пятый и Шестой Вселенские Соборы, которые говорили о соединении двух природ в личности Богочеловека. Никео-Цареградские и Халкидонские Соборы созвучны друг другу. На Первом Вселенском Соборе в Символе веры даже была такая формула исповедания: «последуя святым отцам». То есть Церковь не говорила что-то новое о тайнах веры, а лишь утверждала то, что она всегда знала, приняв от Бога. Но тайны веры надо было оградить от нападок безумных еретиков, от попыток гордого человеческого ума, проникнуть в непостижимое одним своим падшим ограниченным разумом. Церковь поставила меч херувимский — святые догматы — у входа во Святое Святых. Суть Никео-Цареградских Соборов сводится к тому, что Господь наш Иисус Христос единосущен Богу Отцу, а смысл Халкидонских Соборов — к тому, что Господь наш Иисус Христос единосущен нам, роду человеческому. И ту, и другую тайну они соединяют. Мы знаем, что и в наше время появляется много еретиков. Сатана не может расшатать Церковь путем отмены Символа веры. Это невозможно, потому что Символ веры — недвижимый камень, как и заповеди Божии, и отказывающийся строить на нем, сразу обнаруживает себя. Враг Церкви избрал другой путь: попытаться соединить несоединимое.

http://moral.ru/vi-soborov/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010