О десятом члене Символа Веры 10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. В десятом члене Символа Веры говорится о таинстве крещения и о прочих таинствах. Иисус Христос, посылая учеников Своих на проповедь, сказал: «итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа», и добавил: «уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф.28:19–20 ), этим Господь ясно указал на то, что Им установлены и другие таинства. Таинством называется такое священное действие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку благодать Святого Духа, или спасительная сила Божия. Св. Православная Церковь содержит семь таинств; крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство и елеосвящение . В Символе Веры упомянуто только о крещении, потому что оно является как бы дверью в Церковь Христову. Только принявший крещение может пользоваться другими таинствами. Кроме того, в момент составления Символа Веры были споры и сомнения: не следует ли некоторых людей, как например еретиков, при возвращении их в Церковь , крестить вторично. Вселенский Собор указал, что крещение может совершатся над человеком только один раз . Потому и говорится – «исповедую едино крещение». ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ Таинство крещения есть такое священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду , с призыванием имени Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа, омывается от первородного греха, а также и от всех грехов, совершенных им самим до крещения, возрождается благодатью Духа Святого в новую духовную жизнь (духовно рождается) и делается членом Церкви, т. е. благодатного Царства Христова. Таинство крещения установил Сам Господь наш Иисус Христос. Он освятил крещение Своим собственным примером, крестившись у Иоанна. Потом, по воскресении Своем, Он дал апостолам повеление: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф.28:19 ). Крещение необходимо каждому, кто желает быть членом Церкви Христовой. «Если кто не родится от воды и Духа , не может войти в Царство Божие», сказал Сам Господь ( Ин.3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Беседа LXIX. О девятом члене символа веры. О названии Церкви Соборною Во едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь . Истинная Церковь Христова есть едина и святая. В девятом члене символа веры указано третье свойство ее, именно она называется соборною. Церковь называется так потому, что не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов. Господь наш Иисус Христос приходил на землю, как мы с вами уже говорили, братие, не для одного какого-либо народа, и не для некоторых людей, но для всех вообще, чтобы спасти их от греха, проклятия и смерти. Он принес Себя в жертву за всех людей, всем приобрел благодать и спасение ( Ин.3:15–17;6:51;12:47 ; 1Ин.2:2 ; Рим.3:28–30 ) и хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим.2:4 ). Следовательно, все люди, в какой бы стране и в какое бы время они ни жили, к какому бы народу ни принадлежали, какого бы звания, состояния и возраста ни были, все могут получить спасение. Чтобы люди могли воспользоваться крестными заслугами Спасителя, – получить спасение, Он устроил на земле свое благодатное Царство, Церковь , члены которой в установленных Им Самим таинствах, чрез назначенных Им же лиц, могут получать освящающую их благодать Святого Духа. А посему членами этой Церкви могут быть все, желающие получить спасение, где бы и когда они ни жили, и к какому бы народу ни принадлежали. Церковь Христова, таким образом, собирает под свое руководство верующих всех мест, времен и народов, и посему называется соборною. В этом же смысле она называется кафолической (то есть распространенною по всей земле), или вселенскою Церковью. Указанное нами понятие о Церкви Христовой основано на слове Божием. Что Церковь Христова не ограничивается никаким местом, об этом ясно говорит Ап. Павел в послании к Колоссянам: благовествование существует во всем мире, и есть плодоносно и растимо ( Кол.1:5–6 ). Это значит, что учение Христово распространяется по всему миру и приносит плод и возрастает, то есть находит себе последователей по всему миру, которые составляют собою Церковь Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа LXXIV. О девятом члене символа веры. О церковном учении и церковных заповедях Во едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь . Мы принадлежим с вами, братие, к всероссийской церкви, которая есть часть вселенской православно-восточной Церкви Христовой. Эта вселенская православно-восточная Церковь Христова есть единая, святая, соборная и апостольская: она неизменно сохраняет преданное Апостолами учение, непогрешительное учение древней, послеапостольской, Церкви вселенской, во всем пребывает ей верною и непрерывно сохраняет идущую от времен апостольских и Самого Иисуса Христа церковную иерархию. В своих беседах о Церкви мы указали, братие, что она основана на земле Самим Иисусом Христом и поставлена непогрешимою хранительницею и истолковательницею учения Его для всех людей. Веру свою в эту Церковь мы и высказываем в 9 члене символа веры . Если же, братие, мы веруем, что Церковь основана Самим Иисусом Христом, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от единой вечной главы ее, Господа Иисуса Христа, – а не веровать, не противореча слову Божию, как мы видели, нельзя, – то отсюда само собою понятно, что мы должны благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться ее учению и заповедям. Православная Церковь Христова есть наша мать, воспитательница и наставница. Она породила нас в жизнь духовную, она же возращает и укрепляет нас в ней, питает нас духовно и врачует от болезней духовных, то есть от грехов, научает нас истинной вере в Бога, руководит к утверждению и преуспеянию в благочестии. Как чадолюбивая мать, она не оставляет нас заботами своими и по смерти нашей и возносит за нас молитвы к Богу. Посему и мы, братие, должны с особенным благоговением почитать ее и, как покорные чада, повиноваться ее учению и заповедям. Какое же, спросите вы, братие, учение православной Церкви Христовой и где можно найти его? Учение это не какое-либо иное, как то же божественное учение, которое сохраняется в Свящ. Писании и в Свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа XXVII. О втором члене символа веры. О втором лице Св. Троицы Сыне Божием И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия. единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Во втором члене символа веры говорится о втором Лице Святой Троицы – Сыне Божием. Сын Божий есть истинный Бог и равного достоинства с Богом Отцом. Поэтому, как Бог, Он – вечен, но было время, когда Он принял на Себя тело человеческое, когда родился на земле, как человек. Этот же Самый Сын Божий называется Иисусом Христом. Имя Иисус дано было Ему при рождении по повелению Божию Архангелом Гавриилом. Благовествуя Пресвятой Деве Марии о рождении от нее Спасителя, он говорил ей: Не бойся, Мариам; обрела бо еси благодать у Бога. И се зачнешь во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус. Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется: и даст Ему Господь Бог престол Давида Отца Его: и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца ( Лк.1:30–33 ). Самое имя Иисус значит Спаситель. Оно дано Сыну Божию потому, что Он родился спасти человеков. Об этом также говорил Ангел Иосифу: Иосифе, сыне Давидов, не убойся прияти Мариам жены твоея: рождшеебося в ней от Духа есть Свята. Родит же Сына и наречеши имя Ему Иисус: Той бо Спасет люди своя от грех их ( Мф. 1:20–21 ). И вот действительно, когда родился на земле Сын Божий, Он назван был Иисусом. Евангелист Лука говорит: егда исполнишася осмь дний, да обрежут Его, и нарекоша имя Ему Иисус, нареченное Ангелом прежде даже не зачатся во чреве ( Лк.2:21 ). Другое имя Спасителя Христос. Так называли Его пророки, когда еще ожидали пришествия Его на землю, напр. прор. Даниил. Также назвал Спасителя по рождении Его и Ангел Господень, говоря вифлеемским пастухам: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем: яко родися вам днесь Спас, иже есть Христос Господь, во граде Давидове ( Лк.2:10–11 ). Самое имя Христос значит помазанник. Это название произошло от помазания священным миром, чрез которое подаются дары Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

О пятом члене Символа Веры 5. И воскресшаго в третий день по писанием В пятом члене Символа Веры говорится о воскресении Иисуса Христа на третий день после Его смерти. Так как в писаниях пророков Ветхого Завета было ясно предсказано о страданиях, смерти, погребении Спасителя и о воскресении Его, то потому и сказано: «по писаниям» . Слова «по писаниям» относятся не только к пятому, но и к четвертому члену Символа Веры . Иисус Христос умер в Великую Пятницу около трех часов дня, а воскрес после полуночи с субботы на первый день недели, именуемый с того времени «Воскресеньем». Но в те времена и часть дня принималась за целый день, почему и говорится, что Он был во гробе три дня. Состояние Иисуса Христа по смерти до воскресения св. Православная Церковь , изображает следующими словами: «во гробе плотью (или телом), в аду – с душою, как Бог, в раю с разбойником, и на престоле Ты был, Христе, с Отцом и Духом, все наполняя, Неизобразимый». Мы знаем, что в Ветхом и в Новом Заветах из мертвых воскрешались некоторые люди, но там этих умерших воскрешал кто-нибудь другой, и воскрешенные восставали в прежнем земном, смертном теле, и потому должны были снова умереть. Иисус же Христос восстал из мертвых Сам, силою Своего Божества, воскрес в преображенном Своем теле: небесном и бессмертном. Он вышел из гроба, не трогая синедрионовой печати, не отваливая камня и невидимым для стражи. Господь открыл людям о Своем воскресении сначала через ангела, который отвалил камень от двери гроба, свидетелями тому были воины, охранявшие гроб и разбежавшиеся от страха. Потом ангелы возвестили о воскресении Иисуса Христа женам мироносицам. И, наконец, Сам Иисус Христос в продолжении сорока дней неоднократно являлся ученикам Своим, со многими верными доказательствами Своего воскресения (давал ученикам трогать раны Свои от гвоздей и копья, ел перед ними и т. д.) и беседовал с ними о тайнах Царствия Божия. В день Воскресения Христова мы поем: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот (жизнь) даровав» .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Седьмой член Символа Веры И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. Поучение 48 1) Изъяснение седьмого члена Символа Веры Седьмой член Символа Веры : И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. В этом члене говорится о втором пришествии Господа Иисуса Христа на землю, для совершения последнего суда, и о Его вечном царстве. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым. Опять придет Иисус Христос на землю; но не в смиренном виде раба или человека, а в Божественном величии и славе; сонмы небесных ангелов будут сопутствовать Ему. Божественное величие Его, как единородного Сына Божия, Царя неба и земли, Судии живых и мертвых, – откроется пред ангелами и человеками, и тогда исполнится слово апостольское во всей силе: Да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус в славу Бога Отца ( Флп. 2:10. 11 ). Иисус Христос о славном пришествии Своем на землю говорит: Егда же приидет Сын человеческий во славе Своей, и вси святии Ангели с Ним: тогда сядет на престоле славы Своея. И соберутся пред Ним вси языцы ( Мф. 25:31, 32 ), и далее раскрывает Господь, как Он отделит праведных от грешных, и праведников призовет к наследованию царства небесного, а грешников пошлет в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф. 25:32–46 ). Грядет час, говорит Господь, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда ( Ин. 5:28, 29 ). Его же царствию не будет конца. О бесконечности или вечности царства Христова предсказал ангел Господень, когда возвестил преблагословенной Деве Марии о бессеменном зачатии от неё Сына Вышнего. Сей будет велий, говорил ангел, и Сын Вышняго наречется; и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца ( Лк. 1:32, 33 ). Земное царство Давида было образом благодатного, духовного царства Иисуса Христа, которое на земле будет продолжаться до скончания мира, а на небе в нескончаемые веки. 2) О частном суде по смерти

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Беседа LVII. О восьмом члене символа веры. Значение веры и добрых дел И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго Пророки. В прошедшей беседе, братие, мы сказали с вами, что человек деятельно участвует в своем спасении, что для получения благодати Божией он должен иметь веру и что эта вера есть дар Божий. Но вы спросите, – каким же образом вера служит условием для получения благодати Божией, каким образом она вменяется человеку, если она есть дар Божий? Справедливо, братие, что вера есть дар Божий, но тем не менее она подается не безусловно каждому человеку против его воли. Каждый сам должен взгревать в себе веру, должен идти на встречу этому дару. Размышляя о высоком достоинстве учения Христова, о его высоте и чистоте, о величии и красоте мира, о душе своей с ее голосом совести, о своей ограниченности и несовершенстве, человек свободно подчиняется голосу благодати, зовущей его к Богу. Им как бы овладевает, учение Христово и разум его, как прекрасно говорит св. апостол Павел, пленяется в послушание Христу ( 2Кор.10:5 ). Таким образом, он сам деятельно участвует в познании Бога, в принятии и усвоении учения Христова. Кроме этого каждый может взгревать в себе веру молитвою, чтобы Господь дал ему веру, рассеял мрак его сомнений, вразумил его и помог его неверию. «Если ты и неверен», говорит св. Кирилл Иерусалимский , «если маловерен, то Господь человеколюбив, и преклоняется к тебе кающемуся. Скажи только и ты благопризнательно: верую, Господи, помози моему неверию ( Мк.9:24 ). Если же почитаешь себя верующим, но не имеешь еще совершенства веры; то и тебе, подобно как Апостолам, потребно сказать: Господи, приложи нам веру ( Лк. 17:5 . Огласит. слово 5). Должен молиться каждый и о том, чтобы Господь открыл его умственные очи к уразумению истин веры. Давид молился Богу, говоря: благословен ecu Господи, научи мя оправданием» (заповедям) Твоим».. Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего ( Пс.118:12,18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа XVI. О седьмом члене символа веры. Об антихристе И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. В прошедшей беседе, братие, мы сказали, что время второго пришествия Господня неизвестно. Но в слове Божием открыты некоторые признаки его приближения, а именно: проповедание Евангелия всем народам, уменьшение веры и любви между людьми, умножение пороков и бедствий и пришествие антихриста. Сам Иисус Христос говорил: и проповестся сие евангелие царствия по всей вселенней, во свидетельство всем языком и тогда приидет кончина ( Мф.24:14 ). Значит, пред вторым пришествием Спасителя проповедь о Нем распространится по всей земле и не будет ни одного народа, который бы ни услышал ее. Но вместе с этим, братие, в нравственном состоянии людей наступит самое крайнее развращение: оскудение истинной веры и любви к ближнему. Дьявол, как бы предчувствуя близость своей конечной погибели, потому что с кончиною мира он не будет иметь возможности соблазнять людей, со всею яростью вооружится против них, чтобы отторгнуть их от веры во Христа и увлечь в беззаконную жизнь. Дело дойдет до того, что, как говорил Сам Иисус Христос, Сын человеческий пришед убо обрящет ли веру на земли ( Лк.18:8 ), и за умножение беззакония изсякнет любы многих ( Мф.4:12 ). По словам Апостола Павла, в последния дни настанут времена люта. Будут бо человецы самолюбцы, сребролюбцы, величавы, горди, хулницы, родителем противящиися, неблагодарни, неправедни, нелюбовни, непримирителни, продерзиви, возносливи, прелагатае, клеветницы, невоздержницы, некротцы, неблаголюбцы предателе, нагли, напыщени, сластолюбцы паче нежели боголюбцы, имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися ( 2Тим.3:1–5 ). Таким образом, зло дойдет до крайней степени. Наконец, братие, не довольствуясь обыкновенными своими средствами, дьявол, чтобы еще более усилить нечестие между людьми, воздвигнет антихриста. День Христов, говорит Апостол Павел, «не приидет, пока не прийдет прежде отступление, и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Сол.2:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Вы знаете, братие, что Бог обещал первым людям по грехопадении их послать на землю Спасителя и приготовил людей к принятию Его. Когда пришло время, назначенное Богом, совершилась великая тайна: Бог явися во плоти ( 1Тим.3:16 ). Об этом и говорится в символе веры , в словах: и воплотившимся от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Под словом воплощение разумеется то, что Сын Божий принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, и сделался человеком, не переставая быть Богом. Само слово воплощение заимствовано в символе веры из Свящ. Писания, из слов евангелиста Иоанна; Слово плоть быстъ ( Ин.1:14 ). В символе веры сказано не только воплотился, но и вочеловечился. Это сказано для того, чтобы кто не подумал, что Сын Божий принял одну плоть, или тело, но чтобы признавали в Нем совершенного человека, состоящего из тела и души. Свящ. Писание называет Иисуса Христа человеком. Апостол Павел пишет: един Ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус ( 1Тим.2:5 ). Во втором члене символа веры мы говорили с вами, братие, о том, что Иисус Христос есть истинный Бог. Но Он есть вместе и истинный человек. Священное Писание , как вы слышали, называет его человеком. Оно же приписывает ему различные части тела: главу, руки и ноги, ребра и проч. По изображению Свящ. Писания Он испытывал нужду в пище и питие, подвергался усталости, подкреплял Себя сном и т. п. Иисус Христос имел также и человеческую душу, Он испытывал различные душевные состояния. Как человеку, Ему свойственно было чувство скорби и радости. При гробе Лазаря, при входе Своем в Иерусалим Он плакал. Пред Своими страданиями Он Сам упоминал о Своем душевном состоянии, говоря: «душа моя скорбит смертельно» ( Мф.26:88 ). Свойственно было Иисусу Христу и чувство радости: присутствуя на браке в Кане Галилейской, Он радовался семейной радости. Но впрочем, принявши тело и душу человека, Иисус Христос был совершенно безгрешен. Итак, по учению православной Церкви в Иисусе Христе находятся два естества (природы), Божеское и человеческое, и, по сим естествам, две воли, но Лице одно: Он есть Бог и человек вместе, одним словом Бого-Человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Глава IV. Обсуждение вопроса о позволительности прибавления “Filioque”, внесенного латинянами в Символ Веры. Сочинение о сем вопросе Св. Марка Ефесского. После того как между православными и латинянами не было достигнуто никакого соглашения по первому обсуждаемому вопросу – вопросу о чистилище, и первая попытка найти возможность сближения в догматических расхождениях между Православной и Римо-Католической Церквами, для достижения истинной Унии, потерпела крах, и после того, как прошло несколько месяцев в бездействии, наконец, переговоры возобновились и было решено перейти к важнейшему пункту расхождения между двумя Церквами, именно – к вопросу “Filioque”. Вопрос этот заключался в следующем: в то время, как в Православной Церкви тот член Символа Веры , который говорит об похождении Св. Духа, неизменно читается так, как он был передан Отцами Второго Вселенского Собора: “И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго” и проч., латиняне внесли в этот член прибавление, имеющее догматический характер, именно – в Западной Церкви этот же член Символа Веры читается так: “Иже от Отца и Сына (лат. “Filioque”) исходящаго” и проч. Сначала это прибавление, вызванное по причине арианства, которое очень долго было сильно на Западе, имело более или менее случайный, и во всяком случае, не обязательный характер, и долгое время не было санкционировано Римскими Папами. Но уже в 12-м веке оно становится неотъемлемой частью латинской догматики и главным пунктом расхождения между Православной Церковью и Латинской. Православные считали, что не только догматическое учение об исхождении Св. Духа, заключающееся в этом слове (“Filioque”), говорящее, что Св. Дух исходит, в понятии бытия, не только от Отца, но и от Сына, – является совершенно неприемлемым и нелепым, но – и самый факт самовольного внесения прибавления в незыблемую общую святыню Христианства, Святой Символ Веры, – они считали делом незаконным. Об этом мы уже читали в слове св. Марка папе Евгению IV, где св. Марк призывал латинян изъять это прибавление из общего Символа Веры, ибо оно не только незаконно, но и является камнем преткновения для соединения Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010