О заслугах святых Отцов, как вселенских учителей святой веры 323 Препрославлен еси Христе Боже наш, светила на земли отцы наши основавый, и теми ко истинней вере вся ны наставивый: Многоблагоутробне, слава Тебе!(тропарь отцов). Когда солнце, озарив сиянием своим весь видимый мир и совершив дневное течение свое, скрывается от наших взоров: тогда на тверди небесной появляется множество звезд, которые светом, заимствованным от того же светила, разгоняют мрак, окружающий нас. Подобно сему, когда Солнце правды, Христос, истинный Бог наш, исполнив всю вселенную пресветлым торжеством своего живоносного воскресения, – вознесся во славе на небеса, в виду учеников, и облак подъят Его от очию их ( Деян. 1:9 ), то на тверди церковной духовному взору верующих является ныне, для прославления, целый сонм святых отцов, которые, яко богосветлые светила, от запада, и севера, и моря, и востока стеклись некогда во град Никею, чтобы светом истинного Христова учения и веры апостольской разогнать тьму нечестия, распространявшуюся повсюду от лжеучителя Ария. Братья-христиане! Сии-то святые отцы, в числе 318-ти, составившие Никейский, 1-й Вселенский собор, в 825 году, по Рождеству Христову, по единодушному согласию, сложили из слов Божественного писания, тот символ веры , который мы повторяем ежедневно, – тот символ, доконченный на Константинопольском, 2-м Вселенском соборе, – который искони служил и всегда будет служить для всех православных христиан, всякого возраста и пола, истинным зерцалом веры и неизменным правилом ее. Но не в этом только отношении святые отцы суть наши наставники в истинной вере: от самых времен апостольских, с самаго начала христианства, и во времена тягчайших гонений, и среди полного торжества и благоустроения Церкви Христовой, и во все времена, они, яко истинные светила на земле, действительно являются вселенскими учителями: 1) как верные приемники и хранители апостольского учения, передававшие это Божественное учение из рода в род, и словом, и писанием, – всегда готовые запечатлеть истину его своей кровью; 2) как представители Церкви вселенской на святых вселенских соборах, своим единодушным согласием утверждавшие несомненную достоверность истин веры и святость правил церковных; и наконец, 3) как учредители и составители всего чина богослужения, которым истины веры, посредством песнопений и молитвословий общественных и домашних, делаются поистине достоянием народным всех и каждого.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Содержание Введение в Символ веры   Что такое — вера? «Есть же вера уповаемых извещение, вещей обличение невидимых» (Апостол, ко Евреям, зач. 326). «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Или: нелюбопытствующее признание; или: признание по доброй воле; или, как сказал великий Василий: «Вера является признанием не подвергающим суждению рассудка слышанных вещей, в полноте истины возвещенных Божией благодатью».    Символом именуется (Символ Веры) как знамение веры в душе. Поелику душа является вещью бестелесной, и сущие в ней догматы (веры) невидимы и безобличны, то поэтому для нее явилась нужда в сем исповедании (веры), дабы благодаря сему явила себя сущая внутри ее вера и не осталась она неявленной.         Верую: То есть, не подвергая любопытному исследованию, я приемлю догматы, имеющие быть возвещенными. Правда, древние отцы говорили: Веруем, употребляя множественное число. Впрочем и то, и другое сводится к одному и тому же. Потому что те сказали это во множественном числе, выражая и общее их суждение относительно предметов веры, а также и личное каждого из них в отдельности; мы же, напротив, в индивидуальном порядке исповеданием веры выражаем верование присущее всей христианской целокупности.     Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя: Здесь по разному ставят знак препинания: так, одни ставят запятую после слова Бога, как бы принимая сие наименование как реченное в отношении всех Трех Ипостасей, а другие связывают это слово с последующим текстом. Гиппон и преданный наслаждениям Эпикур совершенно не знали Бога, приписывая все случайности и этим вводя беспорядок. В то время, как один из них вздорил, говоря, что вода является началом всего, а другой — бесконечные атомы. Платон говорил, что Бог является «идеей» и материей, поелику, как он говорил, без наличия примера Бог не мог бы создать ни материю, ни мир, и таким образом нечто и совечно с Ним и собезначально. Валентин утверждал, что существует 30 богов, последователи Маркиона говорили о трех «началах», приверженцы Кердона учили о существовании двух богов, а Манихеи — о двух «началах».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2850...

Поучение 1-ое. О необходимости для каждого православного христианина знать учение Православной веры Мы, братие, по вере своей называемся православными христианами. Это высокое звание, принятое нами при св. крещении, – налагает на нас обязанность веровать и жить так, как учит Православная вера наша. Но, для того чтобы надлежащим образом исполнять эту обязанность, нам необходимо хорошо знать и понимать учение Православной веры. Никто не может быть хорошим ремесленником, врачом, судьей, – если не изучит основательно своего ремесла, – врачебного искусства, судебного дела. Так и каждый из нас не может быть истинным христианином без надлежащего знания того, чему учит и к чему обязывает нас Православная вера наша. Цель нашей настоящей земной жизни состоит в получении вечной жизни, царства небесного. Но Сам Спаситель сказал, что условием для получения вечной жизни служит познание главного предмета нашей веры – познание Бога. «Се есть живот вечный, да знают Тебе единого истинного Бога, и Его же послал еси Иисуса Христа ( Ин.17:3 )». Обогащение ума своего истинами боговедения – есть приобретение для души, – для жизни вечной. Все же приобретенное, – иногда с большим трудом и заботами, для настоящей земной жизни мы должны будем оставить вместе с этой жизнью. Посему «блажен человек, – иже обрете премудрость», т. е. знание о Боге, о делах Божиих, – о том, чем можно угодить Ему. «Лучше бо сию куповати, нежели злата и сребра сокровища ( Прит.3:2 )». От незнания, или недостаточного понимания истин св. веры, – нередко происходят суеверия, расколы, холодность и равнодушие к вере. В наше время некоторые из православных, будучи малосведущи в истинах своей веры, – оттого нередко легко увлекаются превратными и ложными измышлениями самозванных учителей веры, которые, из видов корыстных и нечистых, стараются внушить верующим неуважение к божественной Православной вере и к уставам Святой Церкви, – сочиняют своё новое евангелие, – постановляют свои законы и правила для жизни... Для того, чтобы твердой стезёй идти по пути веры и предохранить себя от увлечения «различным ветром учения», – нам нужно, братие, знать то, во что мы веруем, – и быть способными «каждому требующему дать отчет в своём уповании». Тогда только мы можем спасти себя и других от всех гибельных последствий неверия, – или уклонения от пути правой веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

Скачать epub pdf СПАСАЮЩАЯ ВЕРА Вера как естественное состояние души и вера религиозная. – Усовершимость созерцаний религиозной веры. – Возбуждение ими волевых расположений в духе самоотверженной любви. – Значение созерцаний веры для возгревания в верующих любви ко Христу Спасителю и к ближним. – Определение религиозной веры. – Тайна раскрытия человеческого существа верою для богоосияния. – Соединение с движениями веры благодатной силы Божией. – Учение о спасении верою. – Гибельное и спасительное настроения христианской личности. – Спасение ее чрез веру непосредственным действием Христовой благодати. – Два момента спасения. – Значение веры в покаянии людей и усвоении благодати Таинства Крещения. – Соотношение в процессе спасения веры и любви с христианскою надеждою. – Переход к учению о мученичестве в Церкви. ВЕРУЮ... ВО ЕДИНАГО ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА, СЫНА БОЖИЯ... НАШЕГО РАДИ СПАСЕНИЯ СШЕДШАГО С НЕБЕС И ВОПЛОТИВШАГОСЯ. 2-й и 3-й члены Символа веры Веру можно рассматривать как природную способность души и как религиозное переживание. В смысле природного состояния души вера есть уверенность умом, чувством и убеждением в чем-либо невидимом, будет ли то невидимое из области вещей и явлений чувственного мира или из мира умопостигаемого. Внутреннее чувство и душевная простота человека, проясняемые его мышлением, суть орган его духовного зрения. Взору душевных очей бывает доступно в связи с мышлением уверенное созерцание невидимых и отвлеченно представляемых сущностей и предметов. Действие естественно выражаемой веры и заключается во внутреннем кратком или длительном созерцании невидимого с полной убежденностью в его правоте. Продолжениями созерцаний естественной веры служат разложения постигнутого верою посредством деятельности рассудка. Вера религиозная есть также уверенность в невидимом, то есть в Боге, Его благодатном действии в мире и Церкви, будущих событиях космической и церковной жизни, в мировых проявлениях природосообразной Божественной любви и гибельного самолюбия.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Как прецедент особенно важен I Вселенский Собор, который произошел в 325 г. в малоазийской Никее. Собор, как и все последующие Вселенские Соборы, был созван Императором, который предоставил в распоряжение отцов Собора транспортные средства Императорской почты. Константин, который в то время не был крещеным и даже не был оглашенным, стал почетным председателем Собора. Именно он внес решающий вклад в выработку вероопределения Собора, созванного для осуждения учения Ария. Этот последний грубо уклонился от исконной христианской веры в Божество Господа нашего Иисуса Христа, утверждая, что Он есть творение, хотя и высшее всех остальных. Промыслом Божиим Собор сделал гораздо больше, чем намеревался, исключив своим Символом все формы субординационизма, т.е. представления о неравенстве Отца и Сына. До Собора не было общецерковного Символа Веры . Каждая область имела свой Символ. На Соборе архиепископу Евсевию Кесарийскому было предложено прочитать Символ его церкви, в пределы которой входил и Св. Град Иерусалим. Символ Палестинской Церкви всем понравился, но его привлекательность объясняется тем, что он удовлетворял всех своей неопределенностью. Слово взял Константин и предложил внести в Символ одно лишь слово: «Единосущный». Император, происходивший с Запада, и главным своим церковным советником имевший в то время испанского епископа Осию Кордубского, следовал западной традиции, в которой слово Единосущный было выражением православной триадологии. На греческом Востоке это слово имело совсем другое звучание и даже было осуждено одним Антиохийским Собором в III в. как выражение модализма – учения, отрицавшего реальное бытие трех Божественных Лиц. На Соборе почти не было западных епископов, которым было трудно отправляться далеко на Восток, как и на последующих Вселенских Соборах, Запад, если и был представлен, то весьма малым числом епископов или их представителей. Однако, несмотря на сомнительность предложенного термина с точки зрения восточного богословия, Собор, следуя императорскому авторитету, принял это предложение.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Asmus...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Муки адовы — 1) мучения душ грешников как следствие Божьего воздаяния с одной стороны и их внутреннего состояния с другой стороны, длящиеся с момента завершения  Частного Суда  до времени всеобщего воскресения и последующего за ним  Страшного Суда ; 2) вечные мучения нераскаянных грешников и бесов после завершения Страшного Суда как результат определения этого Суда, вынесенного в соответствии с духовно-нравственным расположением каждого осужденного (см. подробнее:  Зачем Богу мучить грешников вечным геенским огнем? ). Состояние грешников после смерти до Страшного Суда Согласно церковному учению, в ад входят души тех грешников, которые, по определению Частного Суда, лишаются (как минимум временного) упокоения в Царстве Славы, тех, например,  « кто умирает, прогневав Бога и отчаявшись » (Православное исповедание. Ч. 1, вопрос 68), также, к слову, тех христиан, кто при жизни совершал смертные грехи, покаялся до смерти, но не принес никаких плодов покаяния ( Послание восточных патриархов, член 18 ). В аду они воспринимают воздаяние за грехи . В чем же состоят мучения душ грешников в этот период? Ряд православных богословов связывают формы мучения грешников в аду с определенной библейской символикой: с символикой горения в огне – муки совести, с символикой червя – проявления не уврачеванных греховных страстей, с символикой тьмы – чувство богооставленности. А, например, свт. Марк Ефесский упоминая испытываемые грешниками страх, угрызение совести, неизвестность будущего, лишение созерцания Бога, в своих « Ответах на вопросы латинян » выражает мнение, что грешники « еще не терпят мучения в гееннском огне, но как бы пред очами его имеют; по причине же видения и ожидания впасть в него, несомненно, горько страдают ». Относительно вопроса о том подвергаются ли пленники ада всем мучениям одновременно, он говорит, что « поскольку эти мучения различны и равняются соответственно человеческим грехам, то для некоторых соответствуют все таковыя мучения, для иных же – некоторые из них; и для одних более тяжкия, а для других – более легкия ».

http://azbyka.ru/muki-adovy

архим. Михаил (Козлов) VII. Беседа с глаголемыми старообрядцами о том, что символ веры нисколько не поврежден в нашей православной церкви После неоднократных моих бесед с шерлодаевскими глаголемыми старообрядцами о вечном пребывании на земле Христовой церкви, о её таинствах, пастырях и обрядах, ныне мне пришлось беседовать с ними, подробнее прежних бесед, о неповрежденности символа веры , вследствие того, что они сами пожелали выслушать в настоящий раз мои доказательства из старопечатных книг об этом важном предмете. Беседа была ведена мною в декабре месяце 1882 года следующим порядком. Когда собрались того селения начетчики, грамотеи и почетные старики, всех человек около сорока, в мою квартиру, я, после обычного приветствия „здорово живете“, спросил их: Ну, что, други, исполняете ли вы мой совет читать повнимательнее церковные старопечатные книги, которые также учат, как и вновь напечатанные, следовать учению единой Христовой церкви и принимать её спасительные таинства, без которых никто не может быть истинным христианином и спастись, или нет? На этот мой вопрос один из начетчиков, пожилой человек, со вздохом и как будто чего-то опасаясь проговорил сии слова: Кабы мы не читали божественного писания, то не стояли бы так крепко за веру Христову, что готовы умереть лучше, чем изменить ее; а другой рядом стоявший с ним старик, дополни ответ на мой вопрос: какие есть у нас старые книги, мы их читаем и всему, что в них написано, верим, а вашим новым книгам сомневаемся верить, да, признаться, мы их не читаем, да и читать не будем потому, что в них много наделал Никон патриарх перемен. Я вам, братцы, уже не однократно доказывал, что в старых и новых книгах нет догматической разницы, а что есть, небольшая разница лишь в обрядах церковных, но из за одних обрядов не следует уклоняться от святой церкви“. „Как же это ты говоришь, что в ваших никоновских книгах нет догматической разности, коли в них самый символ веры переменен? Никон отменил в нем веру в истинного Господа. Во всех наших старопечатных книгах читаем мы так: и в Духа Святаго Господа истинного и животворящего, а в новых книгах истинного не напечатано, а за перемену в символе хотя одного слова положена на соборах святых отцов страшная клятва; но Никон не убоялся клятвы, отменил самое нужное и важное слово истинного, вот по этому-то мы и боимся верить Никоновым книгам,“ проговорил с увереностью в своих словах старик-начетчик. „Нетокмо читать и верить новому Никоновскому символу не должно, но и подумать-то страшно об этой ереси,“ проговорил другой старик, стоявший позади всех опершись на палку.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedy-s...

Беседа LXXVIII. О десятом члене символа веры. О крещении В ряду семи таинств православной Церкви таинство крещения занимает первое место, потому что оно служит для людей как бы дверью в самую Церковь , по слову Спасителя: аще кто не родится водою и духом, не может внити в царствие Божие, т. е. в царство благодати, а затем в царство славы ( Ин.3:5 ), и следовательно служит вместе дверью ко всем другим таинствам. Посему таинство это всегда преподается людям прежде других, и тот, кто еще не крещен, не может приступать к прочим таинствам православной Церкви. Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. В прошедшей беседе о таинствах вообще мы сказали, братие, что каждое таинство должно иметь следующие три существенные принадлежности: божественное установление, видимое действие и обетование невидимой благодати, сообщаемой чрез это действие. Посему и мы в беседе о каждом таинстве в отдельности, прежде всего, укажем на эти три признака. Таинство крещения установил Сам Господь наш Иисус Христос. Еще до установления Им этого таинства обычай крещения водою был в употреблении у евреев; так Иоанн Креститель, по слову апостола Павла, крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в грядущего по нем, то есть, в Христа Иисуса ( Деян.19:4 ). Но крещение Иоанново не было таинством, оно не возрождало благодатию Св. Духа, потому что не было еще совершено искупления Иисусом Христом, а было только прообразом крещения Христова, крещением покаяния, приготовляло к принятию Иисуса Христа. Это крещение от Иоанна принял и Господь Иисус Христос, показав нам пример крещения и освятив воду, как средство освящения всего человечества. Самое же таинство установлено было Господом после Его воскресения, когда, совершив наше искупление, Он дал апостолам торжественное повеление: шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам ( Мф.28:19–20 ); иже веру иметь и крестится, спасен будет, а иже не иметъ веры осужден будет ( Мк.16:16 ). Приняв сию заповедь апостолы, как только сами облеклись силою свыше ( Лк. 24:49 ), начали совершать таинство крещения; так в первый же день по сошествии на них Святого Духа, по предложению апостола Петра, крестилось около трех тысяч человек ( Деян.2:41 ). От апостолов приняла таинство крещения и Церковь , в которой и совершается оно над всяким, кто хочет присоединиться к ней и получить вечное спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа XX. О первом члене символа веры. Промысл Божий о мире и человеке Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимыми же всем и невидимым. Мы знаем с вами, братие, что Бог сотворил мир в шесть дней. В седьмой день Он почил от дел Своих, т.е. перестал творить вновь. Но, сотворив мир, Бог не оставил его; Он продолжает заботиться, или, как принято говорить, промышляет о нем. Отец мой доселе делает, и Аз делаю, ( Ин.5:17 ) говорил Иисус Христос иудеям, указывая на промысл Божий о мире. Таким образом Бог не есть только Творец мира, но, как говорится в символе веры , и Вседержитель, потому что Он все содержит и в Своей силе и в Своей воле. Всемогущий, премудрый и благий Бог сохраняет созданный Им мир, управляет им, поддерживает жизнь тварей и все направляет к назначенной Им цели. Всякому добру Он вспомоществует, а зло пресекает, или исправляет и обращает к добрым последствиям. Что Бог действительно промышляет о мире, в этом мы убеждаемся и соображениями своего разума. Если для сохранения порядка в доме необходим хозяин, и для сохранения порядка и спокойствия в государстве необходимы власти, то и для сохранения порядка во вселенной необходим также промысл Божий. Бесчисленное множество тварей при помощи Божией живет, размножается, находит себе пищу и жилище. Вся к Тебе, обращаясь к Богу, говорит Давид, чают, дати пищу им во благо время ( Пс.103:27 ). Очи всех на Тя уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты руку Твою и исполняеши всякое животное благоволения ( Пс.144:15–16 ). Призывая людей к прославлению Бога, он восклицает: пойте Богови нашему в гуслех, одевающему небо облаки, уготовляющему земли дождь, прозябающему на горах траву и злак на службу человекам, дающему скотом пищу их и птенцем врановым, призывающим его ( Пс.146:7–9 ). Но особенно промышляет Бог о человеке, даруя ему все необходимое для жизни. Сам Иисус Христос, укрепляя в народе веру, говорил: воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их: не вы ли паче лучше их есте ( Мф.6:26 ); смотрите крин силъных, како растут: не труждаются, не прядут.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседы православного священника с униатским о заблуждениях латинян и униатов – греко-католиков Источник Издание третье «Якоже единого корене отрасли богосадны, Сын и Дух возсияша: ибо Отец единовиновен есть, безлетный безлетным лицам единочестен». (Из канона св. Патриарха IV века Германа в честь первых шести Вселенских соборов; см. Минея 16 июля) Беседа первая Униат: Скажи мне, прочитал ли ты книжку нашего защитника Юлия Гаджеги о правде католической веры и о главенстве апостола Петра и пастырей римских? Православный:Дважды прочитал эту книжку и до сих пор никогда не слышал, чтобы кто-нибудь осмелился правду защищать ложью. Униат: Какую нашел ты там ложь? Православный: Истины я там не нашел, а лжи очень много. Но так как я знаю, что будешь всякими лживыми хитросплетениями затемнять мои обличения, то укажу тебе прежде всего на те мысли, лживость которых для всех очевидна, и когда автор той книги предлагал эти пустые измышления, то только надеялся на невежество и простоту своих читателей. Униат: Думаю, что не он, а ты лжец и клеветник на автора той книжки. Укажи, какие измышления в той книжке явно ложные? Православный: Сначала скажу не о главнейших заблуждениях униатской и латинской веры, но о нелепейших из них. Читай на стр. 13 следующие бесстыдные слова: «Папа Римский Николай I, которого и Греческая и Русская Церковь почитают святым...». С определенной целью прочитал все наши святцы и великий Требник, но ни этого бесстыдного еретика, ни предшествовавших ему Ария и Македония не нашел там, но зато нашел в Требнике «Чин приятия в Церковь от латинской ереси приходящих» и эту ересь Николаеву повелевающий предать проклятию. Униат: На какую ересь укажешь у Папы Николая I? Православный: Николаеву ересь можно усмотреть в том, что он исказил символ нашей божественной веры. Ибо II Вселенский Собор сказал: «от Отца исходящего». Этот же Папа Николай I, а за ним и все латиняне, униаты и лютеране и прочие еретики западных стран прибавили «и от Сына». И если бы эти слова не содержали в себе никакой ложной мысли, то все-таки читающие в таком виде символ веры осуждены на отлучение от Церкви, потому что III Вселенский Собор налагает анафему (проклятие) на всякого, кто только дерзнет прибавить какое-нибудь слово к Символу. Поэтому Папа Лев III и Адриан, бывшие на римском престоле, осудили это новое и нелепое латинское учение и повесили на соборной стене серебряную доску, на которой написали символ без этих безумных слов, чтобы никто никогда не прибавлял этих слов: «и от Сына исходящего». – И так латиняне и униаты уже за это III Собором, то же, что и Святым Духом, прокляты.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010