Затем Демидовыми в разное время переселено было на свои заводы великое множество крепостных людей из центральной России, по преимуществу из нынешних губерний: Тульской, Симбирской и Черниговской. При этом Выйский завод заселён был (около 1822–26 г.г.), по преимуществу, переселенцами (крепостными Демидовых) из Тульской губернии, отчего многие из обитателей Выйского завода до сих пор называются «туляками», и сохраняют особенности тульского выговора. Тульскими же переселенцами, а также переселенцами из Симбирской губернии, заселена была часть завода (южная), называемая Тальянкой, и близлежащие к ней деревни. В Нижне-Тагильском заводе насчитывается более 37 тысяч жителей. С поезда железной дороги, а в особенности с горы Высокой, завод с его громадными корпусами и множеством каменных заводских и частных зданий, со своими храмами, часовнями и памятниками, представляется большим и красивым городом. При въезде в завод с вокзала железной дороги бросается в глаза громадный заводский госпиталь с аптекой. Неподалёку направо – большой чугунный памятник, изображающий на четырёхстороннем пьедестале фигуру Андрея Николаевича Карамзина (сына знаменитого историографа), который был женат на одной из дочерей Демидова, и управлял Тагилом. Далее, на торговой площади возвышается на кирпичном основании памятник Царю-Освободителю, Александру II-мy, изображающий Монарха в медальоне из Уральского серого мрамора. В самом заводе обращают на себя внимание многие старинные и прочные здания, в которых помещаются главная контора и её отделы, господский дом, квартиры служащих и главная химическая лаборатория. Посреди главной заводской площади, против главной конторы, возвышается прекрасно исполненный из чугуна памятник Николаю Никитичу Демидову, правнуку родоначальника Демидовых, со многими аллегорическими фигурами. В западной части завода находится обширная больница Верхотурского земства. В Выйском заводе, на возвышенности, против храма, раскинулось обширное одноэтажное, четырёхстороннее здание, в котором помещается горнозаводский музей и геологический кабинет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Примерный штат Предполагаемого жалования учителям языков: татарского, чувашского и черемисского в казанской семинарии и уездных училищах Число людей Одному, руб. Всем, руб. Итого, руб. В семинарии Учителя языков: – татарского – чувашского – черемисского 500 500 500 В уездных училищах: Казанском Учителя языков: – татарского – чувашского – черемисского 300 300 300 Чебоксарском Учителя языков – чувашского – черемисского 300 300 Свияжском Учителя языков – татарского – чувашского 300 300 Чистопольском Учителя языков – татарского – чувашского 300 300 Симбирском Учителя языков – татарского – чувашского 300 300 Алатырском Учителя языков – татарского – чувашского 300 300 Прежде всего, проект требует от будущих пастырей и миссионеров основательного знания инородческих языков, но замечает, что для этого недостает учебных пособий, отчего обучение сим не приносит никакой существенной пользы. Затем указывается, какие именно имелись в виду учебные пособия и проектируются другие, новые. Самое обучение языкам проектируется по 4 часа в неделю в училищах и семинарии. По окончании курса знающие языки татарский – 3 человека, чувашский и черемисский – также по три человека, всего 9 человек должны были оставаться еще на два года при архиерейском доме для усовершенствования в этих языках и других приготовительных занятиях. Они имеются в виду, по силе проекта, для занятия должности учителей по семинариям или же уездным училищам. Но выход их кроме этого на пастырское служение в епархии ничем не обеспечен, кроме обещаний, что они могут быть определены к собору в городах или в лучшие инородческие приходы. Далее проект предполагает по-прежнему вызывать воспитанников из семинарии других епархий в Казань, для обучения татарскому языку, а в некоторых епархиях (оренбургской и вятской) рекомендует открыть в семинариях классы инородческих языков, а равно и при училищах свияжском, чистопольском, симбирском и алатырском. Особенно важным пунктом проекта можно признать последние два параграфа о количестве обеспечения учителей инородческих языков в училищах и семинариях и о признании за ними одинаковых прав по службе с наставниками других предметов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

Преосвященного Феоктиста интересовали все стороны жизни епархии. Будучи человеком поразительной работоспособности, владыка мог заниматься всем и сразу. 23 декабря 1875 года по его предложению открывается местный епархиальный комитет Православного миссионерского общества . По его указу на приходах стали собираться средства на содержание бедного духовенства, вдов священно- и церковнослужителей и их семей, о чем представлены соответствующие сметы . В 1875 году преосвященный учредил благочиннические советы, а при них – окружные библиотеки для духовенства, ввел в практику общеепархиальные и окружные съезды духовенства. Журналы Симбирского епархиального съезда депутатов духовенства епархии со всеми их постановлениями также издавались в епархиальных ведомостях. Один из таких съездов епархиального духовенства прошел с 18 по 23 января 1876 года в семинарском храме во имя Трех святителей. «После молитвы “Царю Небесный…”, пропетой всем собранием, съезд, под руководством старейшего из своих чинов – протоиерея Ксенофонта Базилевского, приступил к рассмотрению списка депутатов». Оказалось, что из 64 приглашенных депутатов на место явилось 48 человек. После выяснения причин отсутствия 16 человек было решено, что 2/3 от всего числа депутатов достаточно для работы съезда. Вместо некоторых отсутствующих лиц явились их представители. В тот же день, 18 января, съезд в составе 56 человек приступил к избранию председателя, для чего были приготовлены специальные баллотировочные листы. Закрытое голосование проходило под руководством протоиерея Ксенофонта Базилевского. Председателем был избран священник сызранской Покровской церкви Виктор Преображенский. 19 января таким же образом был избран делопроизводителем съезда депутатов священник Евгений Введенский. После предъявления собранию резолюции преосвященного, утверждающей в звании председателя и делопроизводителя, работа съезда была открыта. Съезд, в составе уже 63 депутатов, приступил к составлению списка вопросов, обсуждение которых и должно составить предмет его работы. Вышеупомянутый список также был представлен архиерею на усмотрение и в тот же день утвержден. На этом съезде были решены вопросы о предоставлении премий преподавателям семинарии и духовных училищ, об открытии 3-го класса при Спасском женском училище, была составлена смета на строительство здания училища и на содержание его воспитанниц, решено открыть в семинарии миссионерские классы, ввиду насущной потребности противодействия значительной пропаганде раскола в Симбирской епархии. На открытие миссионерских классов было ассигновано 150 рублей. Также было решено открыть епархиальный свечной завод .

http://pravoslavie.ru/31259.html

Цифровые данные о современном состоянии миссионерских школ, заимствованные нами из оффициальных отчетов Православного Миссионерского Общества и г. обер-прокурора Святейшего Синода, сгруппированы нами в нижеследующие таблицы. Считаем долгом заметить здесь, что все данные приурочиваются нами к 1899 году, коим заканчивается тридцатилетие существования Миссионерского Общества. Школы для приготовления учителей и учительниц Где находится школа и имеет ли отделения Для каких инородческ. школ Число учеников Число учениц В Казани крещено-татарская, имеющая два отделения: мужское и женское для татарских В селе Ишаках, Казанской епархии для чувашских В селе Унже, Казанской епархии для черемисских В селе Уржуме, Вятской епархии для вотяцких В Симбирске, имеющая два отделения: мужское и женское для чувашских Всего пять школ С семью отделениями: пятью мужскими и двумя женскими для четырех групп инородцев Сельские миссионерские школы Епархии Число школ Число учеников Число учениц Всего учащихся Казанская Вятская Архангельская Симбирская Самарская Саратовская Уфимская Таким образом, в семи вышеуказанных епархиях начало ХХ-го столетия приветствовано было 328-ю миссионерскими школами, в которых обучалось 9437 учеников и 2328 учениц, всего: 11765 детей. Цифры эти, правда, еще не велики; но если мы вспомним, что 40 лет тому назад в тех же епархиях не было еще ни одной миссионерской школы, то мы поймем, какой колоссальный труд за эти годы совершен русскою миссиею. Трудно было положить начало, но раз оно положено и притом столь успешно, – можно надеяться, что с Божиею помощью оно станет развиваться в ближайшем будущем еще с большею плодотворностью.  Чтобы покончить с Казанью, остается сказать еще несколько слов о существующем в сем городе духовно-учебном заведении для приготовления миссионеров. Начало его восходит к 1854 году, когда при Казанской Духовной Академии учреждены были миссионерские отделения, не давшие, однако ж, благих результатов, так как курсы преподавания их смешивались с обще-академическим образованием.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Smirno...

Но таким делением не вводилось окружного управления в Русской Церкви, напротив отвергалась мысль о подчиненности одних архиереев другим, даже в виде только надзора ( И. Покровский . Екатерининская Комиссия о составлении проекта Нового Уложения и церковные вопросы в ней (1766 – 1771 гг.). Казань. 1910 г., стр. 117. 787 В 1781 г. было уже 19 генерал-губернаторских округов, I. Московская губерния составляла отдельный округ, во главе которого стоял наместник или генерал-губернатор – кн. Долгоруков-Крымский, II. С. – Петербургская губ. и Выборгское наместничество с генерал-губернатором – кн. А. М. Головиным, III. Тверское и Новгородское наместничества – граф Брюс, IV. Псковское и Смоленское – кн. Репнин; V. Могилевское и Полоцкое – граф Чернышев, VI. Орловское и Курское – кн. Прозоровский, VII. Харьковское и Воронежское – Щербинин, VIII. Тамбовское и Рязанское – Каменский, IX. Тульское и Калужское – Кречетников, X. Ярославское и Вологодское – Мельгунов, XI. Владимирское и Костромское – граф Воронцов, XII. Нижегородское и Вятское – Ступишин, XIII. Пермское и Тобольское – Кашкин, XIV. Колыванское и Иркутское – Якоби, XV. Уфимское и Симбирское – Апухтин, XVI. Казанское и Пензенское – кн. Мещерский, XVII. Саратовское, Астраханское, Азовское и Новороссийское – кн. Потемкин, XVIII. Киевское, Черниговское и Новгородсеверское – граф Румянцев-Задунайский, XIX. Рижское и Ревельское – граф Броун, (К. Арсеньев. Статистические очерки России. Спб. 1848 г. стр. 113–115). В 1784 г., как известно, Азовское и Новороссийское наместничества соединены в одно Екатеринославское наместничество, во главе которого встал ген.-майор Синельников, а Потемкин стал именоваться генерал- губернатором Екатеринославским, Саратовским и Астраханским (Записки Одесск. Общ. Ист. и Древ. III, стр. 126–129). Арх. Св. Син. д. 1784 г. 28. л. 107. 1799 г. 24, л. 168. По справкам Харьков от Суздаля – в 799 вер., Пенза от Переяславля-Залесского – в 660 вер., а Симбирск – в 730 вер.; Пенза и Симбирск от Устюга – ок. 900 вер.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Посему скажите цензорам, чтобы, если что в сем роде явится в цензуру, удержать от пропущения, без представления Св. Синоду. И я желаю знать, если что такое встретится. Но как желательно нам самим, так и нужно, сделать дело, за несделание которого могут укорить: то поговорите с г. Горским, не возьмется ли он за сие дело с несколькими сотрудниками, которых можно было бы взять в Москве и которых дело он направлял бы и поверял, посещая Москву по временам. Займитесь сею мыслию и дайте мне ответ». [xiii] Очевидно, что замысел митрополита Филарета относительно Синодального книгохранилища был в том, чтобы ввести весь этот новый рукописный материал в научный оборот сразу же с надлежащим толкованием в русле церковной традиции. Поэтому и хотел он это поручить «своему» человеку, которым являлся А.В. Горский, не желая допустить вмешательства «чужих», светских исследователей. Письмо иерарха Московского решило дело. После разговора ректора с Горским Александр Васильевич взялся за дело. [xiv] Сначала необходимо было найти способного помощника. Будучи профессором, Горский знал всех студентов – и заканчивающих Академию, и окончивших ее. Предстояло выбрать одного из них себе в сотрудники. И внимание Горского остановилось на преподавателе Симбирской Духовной семинарии Капитоне Ивановиче Невоструеве. Когда Невоструев был еще студентом Академии, он уже обнаружил наклонности к занятиям историей и археологическим изысканиям. Сделавшись преподавателем, он начал с усердием заниматься отечественной стариной, изучая архивы и составляя описания монастырей Симбирской епархии. Горский же, с которым Невоструев по окончании Академии вел частую переписку, был ему деятельным советником в этом начинании. Именно этого талантливого ученика и решил привлечь Горский к работе над описанием рукописей Синодальной библиотеки. И после получения на это согласия Невоструева, 30 июля 1849 года последовал указ Священного Синода о поручении А.В. Горскому и К.И. Невоструеву составить описание славянских рукописей, хранящихся в Синодальной библиотеке.

http://pravoslavie.ru/5235.html

Вообще настоит крайняя необходимость пересмотреть и изменить законоположения, относящиеся до мечетей и магометанского духовенства вообще, чтобы эти законоположения не усиливали, а, по возможности, ослабляли враждебное для христианства магометанство. Приведем несколько статистических сведений о мечетях за последнее время. В 1833 г. было мечетей в России 4,785. Из них в губерниях: оренбургской 1,714, нижегородской 31, казанской 688, саратовской 124, симбирской 153, тамбовской 19, пензенской 70, астраханской 74, вятской 117, пермской 143, в таврической области 1,652. Не известно еще было количество мечетей у магометан западной части европ. России, у магометан литовских, а также на Кавказе и за Кавказом 77 . В 1840 г. было мечетей 5,483 78 . В 1845 г. мечетей было 6,763 79 . В 1846 г. мечетей было в одном казанском уезде 149 80 . В самой Казани, в 1844 году было 8 мечетей 81 , а в 1847 г. было уже 10 мечетей, 7 каменных и 3 деревянных 82 . В оренбургской губернии, по официальным сведениям, мечетей у мусульман в 1850 г. было 1,925 деревянных и 7 каменных, всего 1,932 мечети, а православных храмов 455, из коих 280 каменных, а 175 деревянных 83 . Надобно заметить, что в 1839 г. мечетей в оренбургской губернии было гораздо меньше, 1,464 84 , след. численность их увеличилась там в какие-либо 10 лет и притом так значительно. За 1861 г. в одном из уездов пензенской губернии, краснослободском, было мечетей 30 85 , а всего в настоящее время в пензенской губернии мечетей 92 86 . В 1855 г. в самарской губернии было 211 мечетей, а в 1857 г. их было немного более, именно 217 87 . В 1855 г. мечетей в России было (кроме Кавказа) 4,718. На постройку новых двух дано разрешение 88 . В настоящее время мечетей значится: в казанской епархии 729 (в том числе в самой Казани 12 мечетей), в нижегородской 37, в симбирской 139, в самарской 206, в саратовской 138, в астраханской 64 (в том числе в самой Астрахани 5, подгородном селе Царевском 10 и 12 в селении Хожетаевке). Таким образом всех мечетей в шести приволжских епархиях считается 1,313.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

Вспоминая митрополита Прокла 1 мая исполняется 40 дней со дня смерти митрополита Симбирского и Новоспасского Прокла. О почившем владыке вспоминают близко знавшие его священники и миряне. 1 мая, 2014 1 мая исполняется 40 дней со дня смерти митрополита Симбирского и Новоспасского Прокла. О почившем владыке вспоминают близко знавшие его священники и миряне. Ему было тяжело, но Бог давал ему сил всё до последнего дня переносить на ногах. Он всегда просил Бога об этой милости, чтобы только не лежать беспомощным, никого не обременять. Архимандрит Гермоген (Еремеев): митрополит Прокл был теплым и уютным человеком Архимандрит Гермоген (Еремеев) Самая первая наша встреча с м итрополитом Проклом состоялась в Екатеринбурге, как ни странно. Странно это, потому что в Екатеринбурге тогда служил владыка Климент (Перестюк), он был Свердловским и Курганским епископом, а владыка Прокл был его духовным чадом. Тогда он служил еще игуменом и приезжал в архиерейский дом, а я служил иподиаконом у владыки Климента. Митрополит Прокл приезжал в этот дом, его всегда очень хорошо принимали, он в доме владыки Климента был родным человеком. Мы виделись там один раз, но поскольку владыку Климента посещало много людей, я не придал особенного значения этой встрече. Отметил только, что это человек очень добрый, всегда приезжал с какими-нибудь подарками, в наборе которых всегда были масло и мед. Потом я узнал, что будущий митрополит Прокл стал епископом и даже викарием будущего Святейшего Патриарха Алексия II. Наша большая дружба началась с 1993 года, когда мы поехали в первый паломнический рейс на Святую Землю. Теплоход выходил из Одессы, и тогда мы разговорились и все вспомнили. «Откуда ты, прелестное дитя?», – спросил меня Владыка Прокл. Я уже был тогда диаконом. Я признался, что очень хорошо его помню. Оказалось, что и он меня помнит, и наша беседа затянулась за полночь, так продолжалось каждый день. У нас было много общих знакомых из старой Екатеринбургской епархии, так началась наша дружба. Мы перезванивались, переписывались, поздравляли друг друга с праздниками.

http://pravmir.ru/vspominaya-mitropolita...

Первый выпуск газеты «Православный Симбирск» В декабре исполнилась очередная годовщина выхода в свет первого выпуска нашей епархиальной газеты «Православный Симбирск». Дата подкралась незаметно, но сказать, что время пролетело быстро, я не могу – прочувствовал данный отрезок очень и очень хорошо. Сегодня мне радостно видеть в храмах и вообще в околоцерковной жизни епархии множество новых лиц: десятки совершенно незнакомых молодых священников и диаконов, молодежные братства, огромные очереди к чаше родителей с детьми и, что радует особо, обилие на литургии мужчин, отцов семейств! Рослые, могучие, сосредоточенные – они как кряжистые дубки возвышаются над светлыми платочками своих жен, матерей и сестер. Ведь именно процент воцерковленных мужчин, глав своих семей, является решающим критерием в вопросе, вошло ли Православие снова в плоть и кровь русского народа, или оно по-прежнему барахтается на грани выживания. Да, «женское Православие» – явление серьезное и уважаемое, но оно «работает» лишь в режиме сохранения, сбережения остатков веры, словно лампадка на ледяном ветру. И именно благодаря подвигу наших бабушек и матерей в лихие богоборческие годы, святое Православие в нашей державе сохранилось! Но, чтобы каждая семья стала действительно Малой Церковью, «монастырем в миру», необходим именно мужчина, глава семьи – трезвый и в хорошем смысле слова упертый в вере. Потому что его вера будет уже не тлеющей женской лампадкой, а ярким, полыхающим пламенем! И во вверенном ему Богом «трудовом коллективе» он рано или поздно наведет полный духовный порядок. Кто сказал, что русские мужики – алкаши и бездельники?! Кто сказал, что Православие – «религия неудачников» и «неуспешных людей»?! Подойдите как-нибудь к церковной ограде в воскресное утро и посмотрите на трезвые лица этих «неудачников», обвешанных детьми. Посмотрите в их ясные глаза и на шикарные машины, на которых эти «неуспешные» отцы семейств разъезжаются по своим «покосившимся» каменным дворцам… Иногда думаешь: может, решение впервые перешагнуть порог храма созрело у этого человека после прочтения статьи в «Православном Симбирске»?

http://pravoslavie.ru/151340.html

В настоящее время советы по теологическому образованию созданы в следующих епархиях: Белгородской, Владивостокской, Волгоградской, Екатеринбургской, Екатеринодарской, Иркутской, Казанской, Кемеровской, Костромской, Курской, Липецкой, Московской городской, Мурманской, Нижегородской, Омской, Орловской, Пермской, Псковской, Пятигорской, Ростовской, Рязанской, Самарской, Санкт-Петербургской, Саранской, Саратовской, Симбирской, Ставропольской, Тверской, Тульской, Улан-Удэнской, Хабаровской, Челябинской, Ярославской. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. С удовлетворением констатировать создание советов по теологическому образованию в следующих епархиях: Белгородской, Владивостокской, Волгоградской, Екатеринбургской, Екатеринодарской, Иркутской, Казанской, Кемеровской, Костромской, Курской, Липецкой, Московской городской, Мурманской, Нижегородской, Омской, Орловской, Пермской, Псковской, Пятигорской, Ростовской, Рязанской, Самарской, Санкт-Петербургской, Саранской, Саратовской, Симбирской, Ставропольской, Тверской, Тульской, Улан-Удэнской, Хабаровской, Челябинской, Ярославской. 3. Полагать необходимым укрепление взаимодействия епархий Московского Патриархата, в которых имеются теологические подразделения высших учебных заведений, с государственными образовательными структурами в деле развития теологического образования в вузах и подготовки квалифицированных кадров для церковного и общественного служения. 4. Епархиальным Преосвященным, в чьих епархиях учреждены советы по теологическому образованию, надлежит включать информацию об их работе в ежегодные епархиальные отчеты. 5. Епархиальным Преосвященным, в чьих епархиях отсутствуют теологические подразделения вузов, по проведении необходимой подготовительной работы инициировать их учреждение в высших учебных заведениях на территории епархии, где это будет сочтено полезным и своевременным. 6. Межведомственной координационной группе по преподаванию теологии в вузах осуществлять контрольно-аналитические функции по отношению к работе епархиальных советов по теологическому образованию.

http://sedmitza.ru/text/5569442.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010