Преподобныя Евфросинии, в миру Евдокии, великия княгини Московския (1407). Мучеников Солохона, Памфамира и Памфалона воинов (284–305). Святителя Стефана, патриарха Константинопольскаго (893). 18. Святаго мученика Феодота Анкирскаго. Мучеников Петра, Дионисия, Андрея, Павла, Христины и мучениц седми дев: Александры, Текусы, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии (303). Мучеников Симеона, Исаака и Вахтисия (IV). Мучеников Ираклия, Павлина и Венедима. Мучеников Давида и Таричана (693) (груз.). 19. Священномученика Патрикия, епископа Прусскаго, и дружины его: Акакия, Менандра и Полиена, пресвитеров (II–III). Преподобнаго Корнилия, чудотворца Комельскаго (1537). Преподобнаго Корнилия, игумена Палеостровскаго, Олонецкаго (XV). Благовернаго князя Иоанна Угличскаго, в иночестве Игнатия, Вологодскаго (1523). Преподобнаго Сергия Шухтомскаго (1609). Мученика Калуфа Египтянина (284–303). Преподобнаго Иоанна, епископа Готфскаго (III). 20. Святых мучеников Фалалея, Александра и Астерия (ок. 284). Святителя Алексия, митрополита Московскаго и всея России, чудотворца (обретение мощей, 1431). Благовернаго князя Довмонта, во святем крещении Тимофея, Псковскаго (1299). Мученика Аскалона (ок. 287). 21. Иконы Божия Матери Владимирския (празднество, установленное в память спасения Москвы в 1521 г.). Святых равноапостольных царя Константина (337) и матери его царицы Елены (327). Благовернаго князя Константина (1129) и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев. Преподобнаго Кассиана грека, Угличскаго чудотворца (1504). Чтимые списки с Владимирския иконы Божия Матери: Псково-Печерския «Умиление» (1524), Заоникиевския (1588), Красногорския, или Черногорския (1603), Оранския (1634). 22. Память Втораго Вселенскаго Собора (381). Мученика Василиска (ок. 308). Мученика Иоанна-Владимира, князя Сербскаго (1015). Праведнаго Иакова Боровичскаго (ок. 1540). 23. Преподобнаго Михаила исповедника, епископа Синадскаго (831). Святителя Леонтия, епископа Ростовскаго (обретение мощей, 1164). Собор Ростово-Ярославских святых: святителей и чудотворцев Ростовских Леонтия, Исаии, Игнатия, Иакова, Феодора, Димитрия; Авраамия архимандрита, Петра, царевича Ордынскаго, блаженнаго Иоанна Власатаго, Милостиваго, Иринарха затворника, блаженнаго Исидора, князя Василька; Ярославских чудотворцев – благоверных князей Василия и Константина; Феодора и чад его Давида и Константина; Переславльских чудотворцев – преподобнаго Никиты столпника, преподобнаго Даниила, благовернаго князя Андрея, благовернаго великаго князя Александра Невскаго; Угличских чудотворцев – страстотерпца благовернаго князя царевича Димитрия, преподобных Игнатия, Кассиана, Паисия, благовернаго князя Романа; Пошехонских чудотворцев – преподобных Адриана и Севастиана, Сильвестра Обнорскаго, Геннадия Любимоградскаго и Костромскаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тропарь, гл. 3. У верховнаго Петра научився, апостол Христов был еси, и яко солнце странам воссиял еси, Александриом удобрение быв блаженне; тобою Египет от прелести свободися, евангельским твоим учением просвещ вся, яко свет столп церковный; сего ради твою память чтуще, светло празднуем, Марко Богогласе: моли тобою благовестимаго Бога, да согрешений оставление подаст душам нашим. Кондак, гл. 2. С высоты приим благодать Духа, риторская плетения разрушил еси апостоле, и языки вся уловив Марко всеславне, твоему Владыце привел еси, Божественное проповедав Евангелие. Парем. (1. Иак.1:1–12; 2 . Иак.1:13–27; 3 . Иак.2:1–13 ; Утр. Ев. Лк.10:1–15; 50 зач. Ап. 1Пет.5:6–14; 63 зач.; Ев. Мк.6:7–1З; 23 зач.). Преставление пр. Сильвестра Обнорсного. Ученик пр. Сергия Радонежского (см. 25 сент.), он подвизался на р. Обноре (Яросл. еп., в 20 вер. от г. Любима), где основал Обнорскую обитель во имя Воскресения Господня, в которой сам был настоятелем. После долгих подвигов, прославившись чудесами, он мирно скончался в 1379 г. Мощи его покоятся в приходской церкви Воскресения, на месте (упраздненной в 1764 году) обители его. 26 . Г. Св. священномуч. епископа Амасийского. Исполненный духовных даров, он во время гонений «с дерзновением пастырским велемудренно» обличал языческое нечестие и утешал христиан; будучи же великим защитником православия, он, с появлением ариан, писал послание против них. По случаю пребывания св. Глафиры в г. Амасии (см. ниже), святитель был вытребован в Никомидию и после темничных уз усечен мечем, около 322 г. (28 мар.). Глава и тело его были ввержены в море и потом обретены (26 апр.) рыбаками в г. Синопе, откуда они перенесены (30 апр.) в Амасию – место его родины и святительства. См. 30 апр. Кондак, гл. 4. Царево повеление преобидев, Царство Небесное получил еси Василие, в немже ликуя, поминай нас чтущих память твою священномучениче. + Св. отца Стефана, епископа Пермского. Родом из г. Устюга (сн. 8 июл.), сын причетника, «от младенчества добродетели прилежав» и обладая необыкновенными умственными способностями, он в один год выучился читать книги и помогал в церкви своему отцу при богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Вот из чего, судя по списку, состоит, между прочим, дар митрополита Исидора Петербургской духовной академии: Уроки профессора академии архимандрита Иннокентия (архиепископа херсонского) по общему богословию — 293 л. Его же, уроки по догматическому богословию — 188 л. Его же, уроки по практическому богословию — 327 л. Его же, учение о таинствах церкви — 139 л. (Возможно думать, что это те самые знаменитые лекции, которыми когда-то хвалились слушатели Иннокентия. Их ждали видеть в собрании сочинений этого автора, но этому что-то помешало.) Сорок шесть писем князя Голицына к архимандриту Фотию и двенадцать писем к графине А. А. Орловой-Чесменской. (Материал никогда не ослабевающего интереса.) Донесение Нила , архиепископа ярославского, в св. синод о чудесном поднятии крышки у раки преподобного Сильвестра Обнорского, с просьбою совета по этому случаю и разрешения крестного хода и канонизации службы святому. (Вдвойне интересный материал, как по самому чудесному происшествию с поднимающеюся крышкою, так и по отношению к этому делу знаменитого в своем роде архиепископа Нила — автора исследования «О буддизме».) Краткое изложение хранящихся в Белогородском монастыре подлинных записок о чудотворениях Иоасафа. (По народной молве, усопший Иоасаф Горленко есть тот очередной святой, мощи которого должны быть открыты первыми после мощей преподобного Тихона Задонского. Отсюда понятно, какой интерес для церкви должно сосредоточивать в себе это «изложение».) Донесение Христофора, высокопреосвященного вологодского, о необыкновенном приключении с крестьянкою-девицею Агафьею, — летаргическом сне, принятом за чудо. Ответное письмо протоиерея Иосифа Васильева на вопросы, предложенные ему графом Павлом Дмитриевичем N. по поводу присоединения аббата Гетте. (Снова интереснейшее обстоятельство, в оценке которого до сих пор нет чего-то самого важного.) Рассказ дедушки Алексея Васильевича Первого, почти современника св. Тихона, о некоторых частных фактах из жизни св. Тихона. Оправдательное письмо М. П. Погодина к министру народного просвещения по поводу признания его статьи во 2 газеты «Парус» неблагонамеренною и прекращения издания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

19 Равноапостольный князь Владимир и его бабка Св. Княгиня Ольга были причислены к чину святых в XIII веке, т. е. значительно позднее прославления, князей Бориса и Глеба. 23 Жизнь Александра Невского описана в книге Клепинина «Александр Невский». YMCA Press, Paris 1925. 24 Прозвище Калита или денежный мешок Иван получил за свою привычку носить постоянно при попсе суму с деньгами. Он сумел стать самым богатым Русским князем, что не помешало ему щедро помогать нищим и нуждающимся. 25 Подробное описание жизни Преп. Сергия написано Борисом Зайцевым. Преп. Сергий Радонежский. YMCA Press, Paris 1927. 26 Первое поражение, нанесенное русским татарами, произошло тоже в Донских степях: Битва при Калке в 1223 г. 28 Татары были обращены в магометанство в начале XIV века и их прежнее благосклонное отношение к русской церкви все более стало заменяться открытым недоброжелательством. 29 Среди учеников Преп. Сергия наиболее известными были Авраамий Галичский, Мефодий Песношский, Андроник Московский, Афанасий Серпуховский, Савва Сторожевский, Григорий Голутвенский, Ферапонт и Кирилл Белозерские, Павел Обнорский, Пахомий Нерехтский, Афанасий Железный Посох, Сергий Нуромский. Более 40 монастырей было основано ими во всей средней и северной России; и следующем XV веке еще 50 новых монастырей возникло по почину второго поколения сергиевых учеников. 32 Так например зимой. 1569–70 г. Иван во главе армии опричников разграбил и избил население русских городов Клина, Твери, Торжка и Новгорода и окружавших их сел и деревень. 33 Насколько Сильвестр был прозорлив в своих оценках показывает его осуждение рабства в книге Домостроя. Если бы его голос был услышан, и рабство было бы уничтожено и XVI веке, а не в XIX, то сколь иными были бы судьбы многострадального русского крестьянства, и всей России. 36 В таких словах Лаврентий Древипский описывает бедствия православною населения в Польше в XVII в (1620 г.): «Церкви запечатаны, церковные имения расхищены, в монастырях нет монахов – там скот запирают. Дети мрут без крещения, покойников вывозят из города как падаль, народ умирает без причащения».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

XIV века: 67 . Феоктист, архиепископ Новгородский, скончавшийся 23-го Декабря 1310-го года. Новгородская 1-я летопись в таких выражениях говорит о нем по поводу его смерти 1467 , что заставляет предполагать раннее установле- —222— ние его почитания. В 1667–1668-м году над его мощами в Благовещенском монастыре, в котором он был погребен, была устроена рака одним усердствовавшим к его памяти Московским боярином (князем Ромодановским). В 1786-м году мощи его перенесены были из Благовещенского монастыря в Юрьев монастырь и в последнем монастыре в 1827-м году устроен был придел, посвященный его имени. 1468 68 . Моисей, архиепископ Новгородский, скончавшийся 25-го Января 1362-го года. Память его чтится местно с ΧV века. 1469 69 . Кирилл Челмский или Челмогорский, основатель упраздненной Покровской Челменской или Челмогорской пустыни, которая находилась в Олонецкой губернии, в Каргопольском уезде, в 43-х верстах к северо-западу от города Каргополя, скончавшийся 8-го Декабря 1367-го года. Начало местного празднования памяти, судя по тому, что у гроба преподобного вскоре после его кончины начались чудотворения, с вероятностью должно быть относимо к древнему времени. 1470 70 . Сильвестр Обнорский, основатель упраздненного Воскресенского Обнорского монастыря, который находился в Любимском уезде Ярославской губернии, скончавшийся 25-го Апреля 1379-го года. Местное празднование памяти началось не позднее второй половины XVI века. 1471 71 . Пахомий Нерехотский, основатель упраздненного Троицкого Сыпанова монастыря, который находился в Костромской губернии, близь города Нерехты, скончавшийся 23-го Марта 1384-го года. «Почитание» памяти с устроением гробницы над могилою и написанием иконы началось еще при жизни учеников преподобного. 1472 За " почи- —223— танием», вероятно, скоро последовало и местное празднование. 72 . Михей, ученик преп. Сергия Радонежского, скончавшийся 6-го Мая 1385-го года. О начале местного празднования ему в Троицкой Сергиевой Лавре ничего не может быть сказано. Судя по тому, что канон ему читается в Лаврской рукописи лишь исхода XVIII века 1473 , нельзя думать, чтобы установление празднования было очень давнее.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

До одиннадцати учеников преподобного Сергия явились, в большинстве случаев еще при его жизни, основателями монастырей. Все они святые, и все несут заветы преподобного Сергия в разные концы русской земли. Троицкая Лавра в этом первом поколении ее иноков сделалась центром духовного лучеиспускания огромной силы. Правда, уже в следующем поколении богатый, осыпанный милостями московских государей, столь близко связанный с великокняжеской столицей монастырь перестает давать и святых, и новые монашеские колонии. Но многие из основанных им обителей сами делаются центрами лучеиспускания, духовными митрополиями. Через них живая преемственность св. Сергия сохраняется в русской святости по крайней мере до конца XV столетия. По двум направлениям бежит этот духовный поток из Троицы-Сергия: на юг, в Москву, в ее городские и подмосковные монастыри, и на север, в лесные пустыни по Волге и в Заволжье. Значение этих двух направлений не только географическое: с ними связано, как увидим впоследствии, раздвоение двух основных путей русской духовной жизни. Оставляя пока в стороне московское монашество и московский тип святости, заметно возобладавший с конца XV века, назовем северных пустынножителей из числа учеников преподобного Сергия. Св. Мефодий Пешношский основывает свою обитель на западе от Лавры, в Дмитровском уезде: Авраамий Чухломский и Иаков Железноборовский – в области Галича Костромского; Сильвестр и Павел Обнорские спасались на речке Обноре, притоке Костромы, в глуши лесов, покрывающих границы Вологодского и Костромского края. Среди собеседников преподобного Сергия знаменитейшими северными подвижниками явились св. Кирилл и Ферапонт Белозерские, Дмитрий Прилуцкий (близ Вологды), Стефан Махрищский (в тридцати верстах от Троицы-Сергия), который был основателем и второго, Авнежского, монастыря в Вологодском уезде. Для большинства монастырей, связанных так или иначе с преподобным Сергием, характерно их посвясщение имени Пресвятой Троицы. Преподобный Кирилл († 1427) был величайшим из подражателей Сергия, и мы имеем содержательное его житие, составленное Пахомием Сербином по свежим воспоминаниям, собранным в Кирилловом монастыре. Ввиду исключительного почитания, которым пользовался в Древней Руси белозерский игумен, почти забытый в настоящее время, напомним здесь основные черты его жития.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

74 . Сильвестр Обнорский, основатель упраздненного Воскресенского Обнорского монастыря, который находился в Любимском уезде Ярославской губернии, скончавшийся 25-го Апреля 1379-го года. Местное празднование памяти началось не позднее второй половины XVI-ro века 295 . 75 . Пахомий Нерехотский, основатель упраздненного Троицкого Сыпанова монастыря, который находился в Костромской губернии, близ города Нерехты, скончавшийся 23-го Марта 1384-го года. «Почитание» памяти с устроением гробницы над могилою и написанием иконы началось еще при жизни учеников преподобного 296 . За «почитанием», вероятно, скоро последовало и местное празднование. 76 .   Михей, ученик преп. Сергия Радонежского, скончавшийся 6-го Мая 1385-го года. О начале местного празднования ему в Троицкой Сергиевой лавре ничего не может быть сказано. Судя по тому, что канон ему читается в Лаврской рукописи лишь исхода XVIII-ro века 297 , нельзя думать, чтобы установление празднования было очень давнее. В книге своей: Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра мы неправильно говорим о преп. Михее, что он есть не канонизованный святой, а только почитаемый усопший, – стр. 192: на самом деле онесть настоящий местный святой, неизвестно нам когда признанный или канонизованный. 77 . Феодор, юродивый Новгородский, скончавшийся 19-го Января 1392-го года. О времени установления местного празднования ничего не может быть сказано 298 . 78 . Мефодий Песношский, основатель Николаевского Песношского монастыря, который находится в Дмитровском уезде Московской губернии, скончавшийся 14-го Июня 1892-го года. Древнейший известный список службы ему относят к kohцy XVII beka; до 1732-го года мощи его находились в деревянной часовне, а в сем последнем году сооружена над ними церковь во имя преп. Сергия Радонежского и его самого 299 . По сейчас указанному начало местного празднования ему с вероятностью может быть относимо к концу XVII – началу XVIII века. 79 . Андроник Московский 300 , построивший по поручению св. митрополита Алексия Московский Спасо-Андроников (по его имени) монастырь, бывший первым игуменом монастыря и скончавшийся между 1374–1404-м годами, и

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Заметим также его незлобие и постоянную готов­ность избегать всякого повода к вражде; когда брат его Стефан позавидовал его игуменству и начал оскорблять его, он не вступает с ним в пререкания, несмотря на любовь братии, тотчас удаляется и основывает новый рассадник духовной жизни – Махрищский монастырь. Вспомним как он избегал всякого приобретения, почестей, известно­сти. сколько раз отказывался от игуменства, как под ветхим рубищем скрывал свой высокий сан, получая за то оскорбления, которыми питалась смиренная душа его; а от святительства, несмотря на настояния московского святителя Алексия так и отказался, так что никакими доводами не удалось его склонить.. и так до конца дней своих остался первым и трудолюбивейшим работником в основанной им бедной, пустынной, ныне столь прославленной Лавре, сотворив в сердце своем непрестанную и неветшающую обитель Святой Живоначальной Троицы. Скончался препо­добный 25 Сентября 1391 г. на 78 году жизни. Учениками и современниками был целый сонм прославленных святых Божиих угодников, как то обещано было ему в видении. Памятка Друзьями и собеседниками преподобного Сергия были: Стефан Пермский ск. 1396 г., Стефан Махрищский 1406, Афанасий иг. Высоцкий 1401, Дмитрий Прилуцкий 1392, Дионисий Суздальский 1384, Евфимий Суздальский 1405, Михаил Смо­ленский. Учениками преподобного были: любимым Андроник Московский 1404 г., Савва Звенигородский, основавший Сторо­жевский Звенигородский монастырь близ Москвы 1406 г., Павел Комельский 1429, племянник Федор архиепископ Ростовский 1394, Сильвестр Обнорский им и пострижен, ск. 1379, Михей келейник его 1385, Никита Боровский, Ме­фодий Пешновский 1392, Авраамий Галицкий 1375, Иаков Галицкий 1422, Сергий Нуромский, долго подвизался в обители преподобного, затем, удалившись в Вологодские леса по гласу Божией Матери основал свою на р. Нуроме, ск. 1412 г. и многие другие, все прославившиеся святостью и основавшие обители в разных местах России. 26-го сентября И вот, к толпе, шумящей праздно, Подходит муж благообразный.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nastol...

Святой ничего не декларирует. Он побеждает зло в себе, и, узнав по себе возможность такой победы, выходит с этим опытом к другим. И опять не словом, которое скоро выветривается, а примером. Почему Сергий даже и как игумен продолжает служить братии, как «купленный раб», нося для нее дрова и воду, а в ночи, не забывая обойти обитель и услышать дыхание каждого. Мир бессилен был поймать его, потому что он был свободен, как бывают свободны и сильны только по-настоящему смиренные люди. Мир и власть нуждались в нем, а он не нуждался в них, потому что был частью целого, светом Троицы, Которая удостоит его своим посещением. Он служил не власти и политике церкви, а Богу и каждый его брат был свободен этим же светом. Это, может быть, самое неожиданное и прекрасное в его служении, что его духовные дети оставались самими собой, не теряя индивидуальности, когда разлетелись из его гнезда, основывая десятки монастырей по дальним углам Севера, духовно просвещая и экономически колонизируя новые земли (ведь после смерти Сергия ученики создали около пятидесяти монастырей, а вместе уж со своими учениками и полторы сотни). И каждый на особицу, чтобы вместе быть русской землей, русским человеком и русской церковью в великом ее богатстве и духовном цветении. Он специально «не растил» последователей, и Зернов особенно подчеркивает это, словно подсказывает читателю условие победы Преподобного. Он только каждую минуту жил Богом, слушая Его волю, а они росли вокруг органически, как растет жизнь, населив Северную Фиваиду великими обитателями – такие спокойные, такие твердые, такие разные: Мефодий Пешношский, Сильвестр Обнорский, Сергий Муромский, Кирилл Белозерский, Дмитрий Прилуцкий – разгоните «жития русских святых» и они выйдут небесным полком плечом к плечу вместе со своим небесным Игуменом. Книга Зернова может показаться смущающей по устройству – сначала житие, потом его развитое повторение, как бы перечитывание и уточнение самого себя. Так просило сердце – вычитать в древности «недвижное», повторяемое в разные часы истории и найти там рецепты противостояния. Мир уходит от цельности все дальше и необратимее, продолжая при этом клясться Троицей и уверять, что исповедует Ее со всей строгостью. Но в комментариях даже 1990 г. (когда уж два года как мы отметили тысячелетие Крещения Руси и поворотились к церкви) к речи Ключевского о Сергии еще можно было со смятением прочитать: Сергий Радонежский (Варфоломей Кириллович) – церковный политический деятель. В 1337 г. основал пустынь, превратившуюся в крупнейшее феодальное хозяйство».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

25. Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Глас 2-й. Апостола и евангелиста Марка. Прп. Сильвестра Обнорского. Цареградской иконы Божией Матери. Правв. Марфы и Марии, сестер прав. Лазаря . Блгв. Тамары, царицы Грузинской (переходящее празднование в Неделю мироносиц) . Служба Триоди совершается в соединении с полиелейной службой апостола и евангелиста Марка . При совершении богослужения можно руководствоваться 4-й Марковой главой Типикона под 23 апреля: «Аще случится память святаго великомученика Георгия в Неделю мироносиц, или разслабленнаго, или самаряныни», и 2-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «Подобает ведати, яко аще случится святаго Иоанна Богослова, в Неделю мироносиц, или о разслабленном или самаряныни, или о слепом». Примечание. В храме святых жен-мироносиц служба (малая и великая вечерня, утреня и Литургия) во всем подобна службе вмч. Георгия, только на вечерне читаются паримии с Недели всех святых, на утрене по полиелее – величание: «Величаем вас, святыя мироносицы, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего». Псалом избранный: «Блажен муж, бояйся Господа...», и прочее (ср.: Типикон, гл. 50, «Неделя 3-я по Пасце, святых жен-мироносиц и Иосифа праведнаго», 3-е «зри»). На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 3, праздника (Недели мироносиц), глас тот же – 3, и апостола – 4 . «Слава» – праздника (Недели мироносиц), глас 6-й: «Мироносицы жены, гроба Твоего...», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная…». Вход. Прокимен дня. Паримии апостола – 3 . На литии стихира (или стихиры) храма и стихиры апостола, глас 1-й (см. на стиховне вечерни, без припевов). «Слава» – апостола, глас 6-й: «Премудрый ловче…» (см. славник на хвалитех утрени), «И ныне» – праздника (Недели мироносиц), глас тот же: «Проси Иосиф…» (см. славник литийных стихир Триоди) . На стиховне стихира воскресная, глас 2-й: «Воскресение Твое, Христе Спасе, всю просвети вселенную…», и стихиры Пасхи, глас 5-й (с припевами их). «Слава» – апостола, глас 8-й: «Приидите, Небеснаго таинства проповедника…», «И ныне» – праздника (Недели мироносиц), глас 5-й: «Тебе, одеющагося светом, яко ризою…» (см. славник стиховных стихир Триоди) .

http://patriarchia.ru/bu/2022-05-08/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010