«Верное сердце Никона, – повествует житие, – было отверстой дверью для открытия своему отцу всех помыслов и намерений, дабы никакая мгла сомнения, или смущения не омрачала чистоты его совести». Преп. Сергий еще при жизни делает Никона своим преемником. После преставления преподобного, Никон становится игуменом братии. Имя Никона, как «освящение некое», прославилось по градам и весям. К нему, как к врачу духовному, стекались люди (старчество). Но преп. Никон прерывает свое игуменство шестилетним затвором. Перед нашествием Эдигея, он был предварен явлением святителей Петра и Алексия и преп. Сергия. Благодаря этому они успели вывезти церковную утварь и книги. Монастырь был сожжен дотла. Преп. Никон его возобновил и построил каменный собор, куда перенес мощи преп. Сергия. При преп. Никоне Троицкий монастырь обогатился святоотеческой литературой аскетического характера. Сильвестр Обнорский – ученик преп. Сергия, жаждая безмолвия, ушел на дальний северо-восток и остановился на берегах р. Обноры. Здесь его нашел путник, сбившийся с дороги, и сказал преподобному, что люди не раз видели над местом его пребывания светлые лучи, или облачный столп. Преподобный прослезился, огорчившись, что его уединение нарушилось. Он рассказал путнику, что живет здесь давно и питается древесной корой и кореньями. Сначала без хлеба он обессиливал и падал на землю. Но после явления ему некоего чудного мужа, прикоснувшегося к нему рукою, он перестал страдать от физических лишений. Вскоре, проведав об отшельнике, к нему потянулся народ, и вокруг пустынника создалась обитель. Сам Сильвестр отправился в Москву к митр. Алексию, получил антиминс и был поставлен игуменом первой обители в Обнорском крае. Храм был посвящен Воскресению Христову. К преподобному стекались за духовными нуждами знатные и простые люди. Когда он от времени до времени удалялся на безмолвие, его возвращения ждала толпа людей. Приносили детей, больных для исцеления. О посмертных чудесах его велись записи в течение многих веков. Преподобный Павел Обнорский

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Наибольшее внимание на протяжении всех лет издания уделялось местной церковной истории, что объяснялось личным интересом Н. И. и И. Н. Суворовых, обилием старинных памятников в пределах епархии и наличием уже в сер. XIX в. значительной посвященной им лит-ры, в т. ч. не изданных прежде сочинений митр. Евгения (Болховитинова) и трудов учрежденного в 1851 г. епархиального церковного историко-статистического комитета. Так, Н. И. Суворов составил или прокомментировал работы: «Об иерархах бывшей Великоустюжской епархии» (1865-1873), «Вологодский летописец» (1873), «Устюжский летописец» (1874), «История г. Сольвычегодска», составленная в 1789 г. А. Соскиным (1881-1882), «О бывшей Великоустюжской семинарии и современных ей духовных училищах в Тотьме, Лальске, Сольвычегодске и Яренске» (1887), «75-летие Вологодского духовного училища» (1889), историко-статистическое описание почти всех мон-рей и мн. древних приходских церквей. Заслуживает внимания ст. П. И. Савваитова «Об учреждении Вологодской епархии» (1865. 5, 6). В журнале публиковались биографии Вологодских и Великоустюжских архиереев, мн. др. местных церковных деятелей, жизнеописания свт. Стефана Пермского (1871, 1896), блаженных Прокопия Устюжского (1865), Иоанна Устюжского (1894), преподобных Сильвестра Обнорского (1864, 1866), Димитрия Прилуцкого (1865, 1901), Феодосия Тотемского (1866, 1867, 1887, 1896), Иоасафа Каменского (1867, 1893), Галактиона Вологодского (1867, 1901), Арсения Комельского (1869), Павла Обнорского (1870), Дионисия Глушицкого (1870, 1900, 1901), Вассиана Тиксненского (1897), Кассиана и Григория Авнежских (1900), Киприана Устюжского (1900), Агапита Маркушевского (1905), Стефана Махрищского (1906). Важным источником для истории приходской жизни православных и старообрядцев являются описания поездок епархиальных миссионеров и их дневники (см., напр.: Заплатин А. Записки епархиального миссионера - 1914. 7-9, 11, 12, 20), др. материалы местных корреспондентов (см., напр.: Этнографические наблюдения в Кадниковском уезде - 1907. 11, 12, 22).

http://pravenc.ru/text/155167.html

Сам Стефан скончался 14 июля 1406 г. Учеником Сергия Радонежского был Сергий Нуромский, пришедший в Троицкий монастырь с Афона. Желая пустынного уединения, Сергий Нуромский отправляется в Вологодские края, где основывает Спасо–Преображенский монастырь на реке Нурме, притоке Обноры. Житие святого составлено в конце XVI в. Умер Сергии Нуромский 7 октября 1412 г. Предание называет учеником Сергия Радонежского также Сильвестра Обнорского, основателя Воскресенского монастыря на реке Обноре. Глухие записи о преподобном сохранились от второй половины XVII в.  Считается, что Сильвестр скончался 25 апреля 1379 г. К ученикам Сергия Радонежского причисляют знаменитого Павла Обнорского, проведшего в Троице–Сергиевом монастыре 15 лет. По его житию, изучение которого еще далеко от завершения , Павел, стремившийся к молчанию и уединению, отпросился уйти в пустынные места. После долгих странствий он остановился в Комельском лесу, на реке Грязовице, где прожил еще три года в дупле липового дерева. Оттуда перешел на берег реки Нурмы, в 4 верстах от СпасоНуромского монастыря. Здесь его нашел Сергий Нуромский в ситуации, весьма впечатляющей: Павел кормил птиц, сидящих у него на голове и плечах, а по соседству мирно сидели медведь, лисицы, зайцы и другие звери, ожидая своей пищи. В 1414 г. Павел, по благословению митрополита Фотия, основал в долине Нурмы Троицкий монастырь по общежительному уставу. Преподобный преставился 10 января 1429 г. в возрасте 112 лет (!). Монастырская колонизация Белозерского края связана с именами преподобных Кирилла и Ферапонта. Житие Кирилла  сообщает биографические данные о святом: в миру Козьма был родственником знатного вельможи Тимофея Васильевича Вельяминова, у которого он служил казначеем. Вельяминов возражал против желания Козьмы постричься в монахи, и только Стефану Махрищскому, оказавшемуся в это время в Москве, удалось убедить непреклонного родственника. Настоятель Симонова монастыря Федор постриг Козьму и нарек ему имя Кирилл. Новопостриженный инок Кирилл становится учеником старца Михаила  — следовательно, до 1384 г., так как зимой 1383/84 гг.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Школа Преподобного Сергия, открывшая Русской и Вселенской Церкви новые области опытного ведения о Святой Троице, тесно связана с расцветом книжности, иконописью, зодчеством. Это было подлинное воцерковление жизни, внесение в нее всей церковной красоты, поэзии, литургическое преображение мира. Школа Преподобного Сергия через обители, основанные им, охватывает все пространство Русской земли и проходит через всю дальнейшую историю Русской Церкви. Четвертая часть всех русских монастырей, твердынь веры, благочестия, высокой нравственности и христианского просвещения основана игуменом Сергием и его учениками. «Игуменом Русской земли» назвал народ основателя Троице-Сергиевой Лавры. Его ученики — преподобные Никон и Михей Радонежские, Сильвестр Обнорский и Мефодий Песношский, Сергий Нуромский и Павел Обнорский, Стефан Махрищский и Авраамий Чухломской, Афанасий Серпуховской и Никита Боровский, Феодор Симоновский и Ферапонт Можайский, Андроник Московский и Савва Сторожевский, Димитрий Прилуцкий и Кирилл Белоезерский, — все они были хранителями духовного богатства школы «чудного старца» Сергия. Митрополиты Алексий и Киприан, святители Московские, Дионисий, архиепископ Суздальский, и Стефан, епископ Пермский, состоя с ним в ближайшем духовном общении, свидетельствуют о высоком авторитете его школы. Через преподобных Никиту и Пафнутия Боровских продолжается духовная преемственность к преподобному Иосифу Волоцкому и дружине его учеников, через преподобного Кирилла Белоезерского — к преподобным Герману, Савватию и Зосиме Соловецким и Нилу Сорскому (77). Общецерковным признанием значения иноческого делания игумена Сергия являются послание Патриарха Филофея, направленное в 1354 г. через Митрополита Алексия, святителя Московского, благословение на возрождение «общего жития» иноков в Русской земле, а также крест-мощевик (78). «Крест, посланный Патриархом Филофеем Сергию, являлся как бы программой единства Русской Церкви и вообще единства Вселенской Православной Церкви, которую проводил Патриарх Филофей и к которой он призвал самих русских» (79, с. 105).

http://sedmitza.ru/lib/text/436357/

Еще трое птенцов «Сергиева гнезда» — преподобные Сергий, Павел и Сильвестр избрали местом своего подвига леса Вологодчины. Преподобный Сергий Нуромский, грек по рождению, принял постриг в одном из Афонских монастырей. Когда слава о Радонежском чудотворце достигла греческих земель, этот монах отправился в далекое путешествие, чтобы воочию увидеть русского подвижника. Старец принял его как брата. Некоторое время Сергий жил в Троицкой обители, а затем, по благословению игумена, в поисках безмолвия отправился в вологодские леса. Там на реке Нурме он поставил крест и часовню, а рядом соорудил себе хижину. Постепенно вокруг него собралось около 40 иноков, ищущих благочестивой жизни. Вместе они основали монастырь во имя Преображения Господня. Спасо-Нуромская обитель не сохранилась до наших дней — монастырь был упразднен в XVIII веке в ходе секуляризации церковных земель, Спасо-Нуромская церковь преобразована в приходскую. Долгое время церковь стояла полуразрушенной. Сейчас здесь совершаются богослужения, ведутся восстановительные работы. И по сей день в храме покоятся мощи преподобного Сергия Нуромского. П реподобный Павел Обнорский, или Комельский, был келейником святого Сергия Радонежского. В возрасте 22 лет Павел принял постриг в Рождественском монастыре на Прилуке, позднее пришел в Троицкую обитель к святому Сергию. После келейного послушания он провел 15 лет в затворе, а затем удалился в пустынь. Долгие годы Павел странствовал, посетил многие пустыни на Северо-Востоке Руси, был и у Авраамия Чухломского, но понял, что ищет уединения. Тогда он удалился в Вологодскую землю, в Комельский лес, на берег реки Грязовицы, где три года прожил в дупле огромной липы в полном одиночестве. Затем, будучи уже старцем, он перешел на берег речки Нурмы, где построил себе хижину и вырыл колодец. К отшельнику стали приходить желающие стать его учениками. Неподалеку от впадения Нурмы в Обнору Павел построил храм во имя Святой Троицы. Вокруг него вырос Павло-Обнорский монастырь. Духовным отцом и любимым собеседником Павла в последние годы жизни был преподобный Сергий Нуромский, обитель которого располагалась неподалеку, тоже на реке Нурме. В Комельском лесу паломникам и по сей день показывают камень-валун, у которого они встречались для беседы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

И действительно, всю Русь обошли сподвижники, ученики и продолжатели святого дела Преподобного, утверждая, часто среди грубых суеверных племен, особую русскую церковную государственность. Водружался иноком крест, воздвигалась обитель, и вокруг нее постепенно зарождалась государственность. ...Преподобный Никон Радонежский († 1427. Память 17 ноября), преемник святого Сергия; блаженный Роман, игумен Киржачский; преподобный Антонин, настоятель Спасского монастыря, давшего Руси великих иконописцев: Даниила Черного и Андрея Рублева; блаженные Феодор († 1409) и Павел Ростовские, основатели Борисоглебского Устьинского монастыря; преподобный Мефодий, основатель Свято-Николаевского Пешношского монастыря († 1392. Память 14 июня); преподобный Феодор, впоследствии епископ Ростовский; преподобный Афанасий, игумен Серпуховского Высоцкого монастыря; преподобный Савва, основатель Дубенского и Сторожевского монастырей († 1406. Память 3 декабря); преподобный Авраамий Чухломский или Городецкий, строитель обители на Галицком озере († 1375. Память 20 июля); преподобные Кирилл († 1427. Память 9 июня) и Ферапонт († 1426. Память 27 мая), строители обители их имени на Белом море; преподобный Павел Комельский и Обнорский († 1429. Память 10 января); преподобный Сильвестр Обнорский († 1379. Память 25 апреля); преподобный Иаков Железноборовский († 1442. Память 11 апреля); преподобные: Стефан Махрищский († 1406. Память 14 июля), Димитрий Прилуцкий († 1392. Память 11 февраля); преподобный Стефан Пермский († 1396. Память 26 апреля); святитель Дионисий, епископ Суздальский († 1385. Память 15 октября). Вот небесные птицы, вышедшие из святого гнезда Преподобного Сергия, птенцы, духовно связанные с ним. Память Преподобного Сергия († 1392) чтится 25 сентября и 5 июля. Конец XIV века. Обширная Пермская земля от Двины до гор Уральских, издревле платящая дань россиянам. Среди язычников безбоязненно ходит юный монах Стефан, сын устюжского церковника, и проповедует Святое Евангелие, устанавливает для зырян азбуку и переводит на этот язык богослужебные книги. Вблизи устья реки Выми строит он церкви. Желая доказать бессилие идолов, Стефан сжигает одну из главнейших кумирниц. Число христиан увеличивается, жрецы в ужасе. Главный волхв Пам вызывается пройти невредимым сквозь огонь и воду, требуя того же и от святого Стефана. «Я не повелеваю стихиями,– отвечает Стефан, – но Бог христианский велик: иду с тобою». Испуганный его решимостью, Пам отказывается от испытания. Вера укрепляется. Великий просветитель, возведенный затем митрополитом Пименом, с согласия Великого Князя Димитрия Иоанновича, в сан первого епископа Пермского, кладет твердое основание Православию в этой земле. Дело это продолжали замученные святые епископы Герасим и Питирим († 1455) и завершил его святитель Иона († 1470).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Выгнали всех нас на арену большой суетной жизни, и мы закрутились, как в колесе… Преподобный Сергий достиг глубокой старости. И как корабль с драгоценностями, проплыв буйное море, подходит к тихой пристани, так и Сергий преподобный, украшенный добродетелями, достиг блаженной кончины, чтобы войти в вечную небесную жизнь. Когда он лежал на смертном одре, тихо молясь Богу, братия собрались в его келью. Тут стояли и престарелые схимнички, опершиеся на свои посохи, и юные послушники, упавшие ниц у его одра, и архимандриты, игумены, иеромонахи, иеродиаконы, монахи – все они плакали, прощаясь со своим аввой. Преподобный ласково смотрел на них и тихо сказал: «Не плачьте, братия мои и чада. Бог не оставит вас сиротами». «Авва наш дорогой, – говорили ему братия, – кто позаботится о нас, как заботился ты? Кто помолится о нас грешных так, как молился ты? Кто нас защитит от врагов видимых и невидимых, как защищал, авва, ты?» Говоря так, они упали на колени и неутешно плакали, как малые дети; чистые слезочки свои вытирали рукавами своих подрясников, ряс. Преподобный еще и еще раз утешил их и тихо скончался. Не забудет тебя, Сергий преподобный, Русь и русский народ, не забудет тебя монашество, возращенное тобою! Не забудь и ты нас как обещался, великий отче! Посещай чад своих, где бы мы ни находились! Святая обитель твоя стоит, как маяк, среди бурного моря. Дай ей, отче, верного и мужественного настоятеля, добрую и дружную братию, чтобы жили они в твоем духе вечно! Аминь. ПРЕПОДОБНЫЙ СИЛЬВЕСТР ОБНОРСКИЙ Преподобный Сергий, радонежский игумен, был не одинок в своем лесном молитвенном подвиге за Православную Церковь и русский народ. Один из его учеников, преподобный Сильвестр, избрал себе уединенное место в глухом лесу на берегу реки Обноры. Он проводил суровый образ жизни, питаясь сухой рыбой и травами. Долго никто не знал о подвижнике; но однажды на его келейку набрел один местный житель. Преподобный Сильвестр глубоко сожалел, что его открыли. Он горячо просил мужика, чтобы он не рассказывал о нем другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Вот имена и биографии основателей Вологодских монастырей: Преподобный Сильвестр Обнорский Игумен Воскресенского монастыря, иже на Обноре реке, Сильвестр был ученик св. Сергия Радонежского. Получив духовное воспитание под руководством сего Великого отца иноков, Сильвестр по ревности к безмолвной жизни отправился искать пустынного места по духу своему. Он остановился в глухом лесу на берегу Обноры, поставил здесь крест и келию и стал подвизаться в посте и молитве. Долго оставался отшельник незнаемым для людей, без свидетелей совершая свои подвиги. Раз один из жителей края того сбился с дороги и неожиданно увидел келью отшельника. К изумленному путнику вышел пустынник одетый в рубище, еще более изумленный появлением человека, нарушившего так неожиданно его безмолвие. Путник сказал преподобному о себе, кто он и как попал сюда: сказал и то, что над местом, где жил преподобный, часто видел он то светоносные лучи, далеко освещавшие дремучий лес, то столп облачный. В ответ преподобный изъявил скорбь, что тайное место его стало известным. По просьбе путника, он сказал ему свое имя и рассказал, что уже не малое время живет он в пустыне, питаясь травами и кореньями и умолял его никому не говорить о месте пребывания его. На вопрос пришельца, как мог он жить без хлеба и в такой глуши? Преподобный отвечал, что в первое время нередко изнемогал он от голода, и от изнеможения сил падал на землю; – но явился ему чудный муж, который, прикоснувшись к нему рукою, укрепил его и с тех пор он безбедно пребывает в пустыне. После того пришелец нарочито посетил отшельника и принес ему хлеба и муки. Согласно с таким преданием о пустынной жизни пр. Сильвестра, тропарь, вышитый на покрове Чудотворца, говорит: «из млада Христа возлюбив, верою приближился еси к Нему и изнурил многострадальное тело твое гладом блаженне»! Довольно было одному видеть подвижника, чтобы узнали о нем многие. Окрестные жители стали приходить к нему за духовными советами, и некоторые решились жить с ним. Преподобный не препятствовал доброму желанию и – подражатели святого поставили себе келии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Какое чудное, истинно благословенное Богом, место был Комельский лес, простиравшийся во всю южную полосу страны вологодской и рассекаемый пустынным течением Нурмы, Комелы и множеством других, впадающих в них, безвестных речек и ручьев! Эта сплошная масса вековых дерев, тянувшаяся во все стороны на несколько десятков верст, со своими непроходимыми чащами и болотами, по=видимому, была удобна только для жительства диких зверей, но в нее издалека стремились ангелоподобные люди кто с Москвы, кто из Переяславля и Ростова, а иные даже из отдаленного Афона, – чтобы найти в ней путь к небу. В пустынной тишине Комельского леса, под сенью столетних елей и сосен они ставили свои кущи и кельи, сделавшими потом духовными твердынями, или же подобно птицам небесным витали в дуплах дерев, день и ночь воссылая хвалу Богу. Подвижники сначала селились только по окраинам леса, но потом проникли и в самую дикую глушь пустыни, наполнив ее, подобно пустыням Египта и Палестины, иноческими обителями. Первый проложил дорогу в Комельский лес пр. Димитрий Прилуцкий, поселившийся было с учеником своим Пахомием на реке Леже (1370 г.), но вскоре изгнанный оттуда грубыми авнежцами 158 . Потом, в начале XV века, на южной окраине леса на берегу реки Нурмы являются обители учеников Сергия Радонежского – Сергия Нуромского и Павла Обнорского, – южнее их и немного ранее обитель пр. Сильвестра Обнорского, тоже ученика Сергиева (ныне в ярославской епархии). Несколько позднее их в самой средине Комельского леса заводит общежитие друг и собеседник Нила Сорского пр. Иннокентий Комельский, – а Авраамий и Коприй на Печенге; пр. Корнилий поселяется в разбойничьем вертепе (1497 г.) и обращает его в рассадник святых пустынножителей и основателей монастырей; старцы Онуфрий и Авксентий устрояют пустыню в Перцеве, наконец пр. Стефан Озерский и Арсений Комельский заключают собою многочисленный лик подвижников, просиявших в комельском лесу. А сколько в нем было еще таких, которые известны одному только Богу! Так процвела и украсилась святыми обителями дикая пустыня комельская! К сожалению многих из них не пощадил роковой для монастырей 1764 год, а в тяжелое время татарских нападений жития святых по большей части утратились, так что о пр. Иннокентии – ближайшем ученике и спутнике Нила Сорского 159 мы можем сказать весьма немногое, а других известны одни только имена.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Иннокентий поселился в Комельском лесу около 1491 года. В то время вся южная часть Вологодского края была покрыта сплошными лесами, рассекаемыми течением рек Комелы, Нурмы, Еды и множества безымянных речек и ручьев, которые делали эти места заболоченными. Но именно сюда, начиная с XIV века, стали устремляться русские подвижники. Первым проложил дорогу в Комельский лес преподобный Димитрий Прилуцкий, позднее – преподобные Сильвестр Обнорский, Сергий Нуромский, Павел Обнорский. В этом ряду северных святых преподобный Иннокентий занял достойное место. В 70 км от Вологды и в 10 км от реки Нурмы на реке Еде воздвиг он себе уединенную келлию. Но недолго пришлось пребывать отшельнику в одиночестве. Один за другим стали приходить к нему искавшие идти по узкому пути спасения. Преподобный Иннокентий всех принимал с любовью. Преподобный Нил направил своему любимому ученику дошедшее до нас послание, в котором наставлял его исполнять заповеди Господни, неустанно молиться, подражать житию святых, хранить их предание и учить тому же братию. Вначале преподобный Иннокентий ввел устав по образцу Сорского скита, но по мере того, как число приходящих к нему умножалось, им был принят общежительный устав, отличавшийся особой строгостью. Под руководством преподобного Иннокентия братия построили храм во имя святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. Руководствуясь уроками своего учителя, преподобный Иннокентий любил наставлять иноков словами из святоотеческих писаний, особенно из творений святителя Иоанна Златоуста , преподобных Симеона Нового Богослова , Антония Великого . Равнодушный к мирским благам и потребностям тела, всегда довольствовавшийся малым и никогда не просивший вкладов даже на устройство храма, преподобный Иннокентий тридцать лет руководил братией. Предчувствуя близость смерти, преподобный написал духовное завещание, которое должно было служить руководством для иноков и после его кончины: «Се аз убогий инок Иннокентий написал есмя сий завет, аще кому повелит Бог жити в пустыни нашей. Прежде всех о сем молю вас, Господа ради, поминайте мене грешнаго во святых молитвах своих. Аз вам отцем и братиям нашим зельне челом бью. Сие же завещеваю, ежебы промежду вами брани не было, но любовь, яже о Христе и мир духовный посреде вас.. А еже како пребывати в пустыни нашей молитве во веки и како питатися и когда подобает исходити потребы ради в благословенно время на рукоделие и о прочем, сия вся вчинена суть в писании господина и учителя моего отца Нила, и яже написана в сей книзе. Сего ради аз вскоре притекох и понеже тамо обрящеши вся, яже благоугодна суть Богови».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010