Приветствуя мероприятия господина начальника края как Войскового Наказного атамана в деле просвещения, оздоровления и вообще правильного и в духе Православной Церкви развития жизни казачьего населения, не могу не пожелать, чтобы эти мероприятия коснулись и прочего, не казачьего населения нашей епархии. Долг духовенства – пойти навстречу всем полезным мерам. Нашим пастырям предлагается, дабы они без грубой ломки, но в духе евангельской кротости и любви вводили в свои беседы с прихожанами при требоисправлениях разъяснения по искоренению вышеуказанных предрассудков и суеверий и по внедрению в народе здравых житейских понятий. Сильвестр, епископ Омский и Павлодарский 26 февраля 1916 г., 122 Слово к земледельцам по поводу текущей Второй Отечественной войны 37 Брат от брата помогаемь, яко град тверд и высок, укрепляется же якоже основаное царство. Притч.18:19 Вот уже два десятка месяцев мы, возлюбленные братия, ведем беспримерную в жизни народов по упорству и кровопролитности войну за спасение и честь нашего дорогого отечества, нашей православной свято-русской земли. Мы имеем дело с врагом могущественным, который задумал покорить весь мир. Для этого он ничего не жалеет: он легко бросает на смерть миллионы людей и тратит миллиарды денег. В своем безумном стремлении он попрал все законы Божеские и человеческие, надругался над всем святым. В злобе и жестокости своей он не знает границ. Весь мир содрогается от его ужасных преступлений. Победа нужна ему для возмещения всех его потерь и чтобы все народы сделать своими рабами. Германия – страшный враг человечества. Она пощады побежденным не дает и милости не знает. Она сотрет их с лица земли, как некогда уничтожила многие славянские племена, жившие на землях нынешней Германии. Немцы без всякой жалости и снисхождения частью их истребили, частью онемечили. То же самое они захотели теперь сделать с нами и с нашими союзниками, которые, как и мы, не пожелали принять постыдного немецкого ига. Весь мир заодно с Россией с редким пламенным единодушием восстал против опознанного врага всего человечества. Народы увидели опасность, угрожавшую им от немецкого мирового владычества: они встали на борьбу за свои права и свободу. Хищному, зверскому немецкому упорству они противопоставили свое твердое, непреклонное решение сокрушить германское разбойничье гнездо, раздавить ядовитую змею, способную отравлять человеческую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

9) Дела о пострижении и принятии в монастыри. 10) Дела о присоединении к православию (вне города Омска). Присоединение из иудейства и лютеранства с особой осмотрительностью. 11) Дела о дозволении браков мирянам и клирикам. 12) Дела о приходских братствах, советах и попечительствах (бесспорные). 13) Предварительные заключения по судным делам клириков. Б. 14) Утверждение журнальных постановлений отделений епархиального училищного совета по вверенным преосвященному викарию уездам, за исключением журналов, подлежащих предварительному рассмотрению Училищного совета. 15) Наблюдение за преподаванием Закона Божия и религиозно-нравственного воспитания во всех начальных низших и средних учебных заведениях подлежащих уездов. 16) Наблюдение за проповедованием слова Божия и ведением внебогослужебных религиозно-нравственных и миссионерских бесед. Разрешение духовных концертов. 17) Выдача святого мира. Рассмотрению и утверждению преосвященного Семипалатинского, кроме изложенных дел, подлежат: В. 18) Дела о расторжении браков. 19) Дела метрические. 20) Дела епитимийные. Г. 21) Киргизская миссия. 22) Дела единоверческие. Д. 23) Участие в делах местного церковно-строительного комитета. Рассмотрению и утверждению преосвященного Петропавловского, кроме изложенных дел, подлежат: В. 18) Дела епархиального ревизионного комитета. 19) Дела страховые. 20) Дела пенсионные. 21) Попечительство о бедных духовного звания и дела просфорен. 22) Дела касс: а) взаимной помощи, б) похоронной и в) по лечению бедных духовного звания. 23) Дела разрешенных Святейшим Синодом сборов. Предварительные заключения по делам торговым и арендным. Г. 24) Постановления правления ишимского духовного училища. 25) Постановления совета омского епархиального женского училища. 26) Постановления правлений духовной семинарии и пастырской школы, когда таковые откроются. Сильвестр, епископ Омский и Павлодарский 17 апреля 1916 г., Антипасха Из путевого дневника по обозрению епископом Омским и Павлодарским Сильвестром монастырей, церквей и приходов Петропавловского, Атбасарского, Акмолинского, Каркаралинского и Павлодарского уездов Омской епархии с 7 мая по 6 июня 1916 года 39

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Епископ Сильвестр 19 октября 1916 г., город Омск Слово пред объявлением о государственном военном займе 1916 г. 46 Препояши мечь твой по бедре твоей, Сильне, красотою Твоею и добротою Твоею: и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради и кротости и правды. Пс.44:4–5 Тяжелое испытание переживает ныне Россия. Дорогая наша родина подверглась от немцев ужасному разорению. Десятки городов и сотни сел и деревень лежат в развалинах или выжжены дотла. Вера православная поругана: многие храмы разрушены, алтари ниспровергнуты, святыни осквернены. Миллионы мирных жителей лишились всего своего имущества. В безумном ужасе они бежали от ярости и злобы безбожных, бесчеловечных врагов, преступные руки которых бесстыдно поднимаются даже на невинных детей. Несчастные беженцы обращаются к нашим воинам, защитникам родины, со слезами и громким воплем: заступитесь за нас, верните нам наши родные места, родные пепелища! На крыльях братской любви спешат на поле брани совершить кровавый долг за дело правое, за веру святую, за родину дорогую наши боевые орлы. Их зовет туда наш царь, сам ставший во главе своих верных храбрецов. Золотыми буквами напишется ратный подвиг защитников родины. И добрые предки наши, горячими слезами, потом, кровью и мозолистыми руками создавшие великую Россию, из страны загробной поклонятся православным христолюбивым победоносным воинам. Глава немецкого народа, вождь вражеских сил наполнил до краев две полные чаши: чашу слез и чашу крови. Первую – слезами родителей, пославших на войну своих сыновей, опору их старости, слезами братьев и сестер, слезами жен, простившихся надолго, может быть навсегда, со своими мужьями, слезами детей-сирот. Вторую чашу он наполнил кровью, в струях которой совершают воинские подвиги защитники веры, царя и отечества. А мы, пребывающие у своих очагов дома, можем ли быть только зрителями переживаемых нашей родиной тяжелых испытаний? Можем ли спокойно смотреть на изувеченных калек, наших мужей и отцов, оросивших своей кровью поле брани? Нас берет страх и ужас. Но положить предел всему этому может только полная наша победа над врагом. Ныне всё нужно отдать для полной борьбы с врагом. Если мы отдали близких нам людей, пожалеем ли имущества, необходимого нашему государству?

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Этот вывод пусть послужит предостережением и для тех самонадеянных мечтателей, которые в церковной жизни готовы производить реформы вне органической связи с прошлым Святой Церкви, по образцу строителей короленковского Сократа. В церковной жизни система ломки не годится. Необходима постепенность правильного преемства. Не говорим о беззакониях, которые подлежат немедленному устранению. Все вызываемые жизнью изменения и усовершения необходимо производить закономерно, в полном соответствии с духом и установлениями Церкви. Уважение к авторитету и заветам достойного прошлого – неотъемлемая черта церковности. Строить новое можно и должно только на твердой почве исторических устоев. Этот закон исторического преемства одинаково обязателен как для внутренней духовной жизни, так и для внешней общественной. Особенно необходимо и обязательно это в строении жизни церковного прихода и земской единицы как основных ячеек церковно-религиозной и гражданско-общественной жизни. Бог в помощь достойным труженикам-строителям. Господь да сохранит нам Святейшего Патриарха нашего Тихона. Архиепископ Сильвестр 10/23 декабря 1918 г. Личное начало в человеке и его нравственное значение 57 (общедоступное богословское чтение, веденное 26 декабря ст. ст. 1918 г. в г. Омске) В одном из нынешних периодических изданий мы встретили такие мысли: «Французская революция конца XVIII века всколыхнула государства и народы. Особенный подъем и политическое пробуждение, охватившее Европу, отлились прежде всего в форме широких движений за национальную независимость. Наполеоновскому универсализму было противопоставлено национальное чувство отдельных народов». Это сказано верно. Не то же ли замечается в наши дни, когда сломлен германский универсализм и получили простор националистические начала в среде славянских народностей, и особенно в пределах так называемой лоскутной империи, то есть Австрии? Мы тоже живем в атмосфере напряженных стремлений к охране, выявлению и утверждению всего национального. К национальному самоопределению стремятся теперь даже самые мелкие народности, входящие в состав России.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Работая энергично и умело в данном направлении, вы явитесь на высоте подобающего вам пастырского положения и совершите достойный подвиг любви к отечеству. Бодрый и полезный труд ваш и ваших прихожан усилит и наших доблестных защитников отечества, воинов. Их успокоит сознание, что родные поля их обработаны, семьи обеспечены, хозяйство сохранено. И они, с Божьей помощью, сломят сильного врага. Господь да благословит всех на полезный труд! Сильвестр, епископ Омский и Павлодарский 28 февраля 1916 г., город Омск Духовенству Омской епархии 36 (циркулярно) Войсковой Наказной атаман Сибирского Казачьего войска вошел ко мне с письмом от 28 января сего года за 2032 такого содержания: «Переживаемые военные события выдвигают ряд вопросов, требующих немедленного разрешения. Надо всемерно всем нам способствовать населению в деле перехода его к другим, более совершенным формам хозяйственной жизни, экономического благосостояния, правил общежития, семейного быта и нравственности. Но на пути выполнения просвещения народа, его религиозно-нравственного воспитания в духе православной нашей святой христианской веры неизменно стоят культурная отсталость и отсутствие надлежащих знаний. В отношении казачьего населения только ими, и ничем другим, надо объяснить народную беспомощность в самых простых житейских положениях, неумение устроить свою жизнь сносно, растерянность при первых хозяйственных потрясениях, неумение найтись в повседневной обстановке, а также непонимание задач и целей проводимых правительством мероприятий на пользу самого населения. Для борьбы с рутиной, косностью, ленью и культурной отсталостью мной будет применен ряд действительных и целесообразно поставленных мер. Но для более успешного проведения их в жизнь нужно оставление многих пагубных привычек. И не то, Владыко, досадно, что не умеют устроить свою жизнь сносно, а то обидно, что не проявляют даже достаточного стремления улучшить и усовершенствовать эту свою жизнь. Не живут в постоянном стремлении обогащать себя приобретением полезных знаний, просвещать свой ум и обогащать душу источником живой нашей веры, оставлять вредные привычки и обычаи. Вместо оставленного, по манию царя, пагубного пьянства ввели в употребление заведомо вредные для здоровья домашние напитки в виде пива, браги, бражки, бузы, кваса и других, при изготовлении которых кладут вредные вещества: гашиш (ношу), нюхательный табак и другое. Одурманивают себя разными зельями, под влиянием которых совершают даже уголовные преступления...

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Комиссии необходимо начать работу над созданием украинского перевода основных богослужебных текстов. В работе Комиссии следует широко использовать уже имеющиеся опыты ... литургического творчества, например, переводы (литургических текстов – авт.), выполненные… архиепископом Тульчинским и Брацлавским Ионафаном. Архимандрит Филарет (Зверев), председатель Литургико-богослужебной комиссии при Священном Синоде Украинской Православной Церкви 9. 8. Антивирусу Не прав еп. Сильвестр. Ибо такие, такие записанные в книгах Нового Завета, молитвы как " Отче наш.. " , " Отче, пришел час, прославь Сына Твоего.. " , гимны " Он будучи Образом Божиим.. " , " Бог явился во плоти.. " из книг Нового Завета написаны на диалекте койне - простом, обыденном языке повседневного общения. 8. н.п. А дети ваши на каком языке разговаривают и невоцерковленные граждане? В своей записке Поместному Собору Всероссийской Церкви (от 9 сентября 1917 г.) под названием «Наши положения» будущий новомученик епископ Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский) писал: " Христос Спаситель и святые апостолы для проповеди употребляли ясные современные языки, но молились по преимуществу на классическом языке древности " . 7. н.п. А дети ваши на каком языке разговаривают и невоцерковленные граждане? Разговаривают по-русски, а молятся по-церковнославянски. Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В селе в Башкирии ветер сорвал крышу со школы В Чувашии возведут морг за 41 миллион: что там будет находиться? В казани приемная мать подала на развод со своим сыном: причина В России полицейский 9-ть лет заражал жертв СПИДом: дикая история Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/22/...

Сухумский; с 1917 г. в эмиграции; † 11.01.1935 Сергий (Петров Сергей) 13.03.1960 хирот. во еп. Белгород-Днестровского, вик. Одесской епархии; с 16.03.1961 еп. Воронежский и Липецкий; с 9.10.1963 архиеп. Белорусский и Минский; с 25.05.1965 архиеп. Херсонский и Одесский; с 17.06.1971 в сане митрополита; †4.02.1990. Сергий (Полеткин) 5.05.1989 хирот. во еп. Азовского, вик. Ростовской епархии; с 23.02.1993 еп. Самарский и Сызранский. Сергий (Смирнов) 19.11.1944 хирот. во еп. Смоленского и Дорогобужского; с 5.04.1955 на покое; † 16.08.1957. Сергий (Соколов) 10.12.1995 хирот. во еп. Новосибирского и Бердского. Сергий (Тихомиров) с 19.05.1912 еп. Японский; с 1921 г. в сане архиепископа; с 1931 г. в сане митрополита; с 4.09.1940 на покое; † 11.08.1945. Сергий (Фомин) 30.01.1983 хирот. во еп. Солнечногорского, вик. Московской епархии; с 23.09.1988 в сане архиепископа. Сильвестр (Братановский) с 9.10.1917 еп. Верейский, вик. Московской епархии; с мая 1920 еп. Пермский; с 1925 г. архиеп. Вологодский; с 1928 г. архиеп. Калужский; † 29.09.1932. Сильвестр (Ольшевский) с 14.06.1915 еп. Омский и Павлодарский; с 1918 г. в сане архиепископа; † 26.02.1920. Симеон (Бычков) 30.03.1947 хирот. во еп. Лужского, вик. Ленинградской епархии; † 30.06.1952. Симеон (Ду) 30.07.1950 хирот. во еп. Тянь-Цзинского; с 26.09.1950 еп. Шанхайский; погиб во время «культурной революции» в 60-х гг. Симеон (Михайлов) 17.12.1923 хирот. во еп. Чебоксарского; с нач. 1926 г. в «григорианском» расколе; в мае 1926 г. принес покаяние; с 8.06.1927 еп. Вольский; с 25.09.1928 еп. Златоустовский; с 12.06.1921 еп. Ижевский; с 13.05.1932 еп. Каменский, вик. Донской епархии; с 22.11.1933 еп. Сарапульский; с 14.05.1934 еп. Пугачевского; с 5.02.1935 еп. Челябинский; с 3.07.1935 еп. Свердловский; с 12.11.1935 еп. Муромский; с 23.10.1937 на покое. Симеон (Шостацкий) 4.05.1996 хирот. во еп. Владимиро-Волынского и Ковельского. Симон (Виноградов) 17.09.1922 хирот. во еп. Харбинского; с 1931 г. архиеп. Пекинский и Китайский; † 24.02.1933.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

То есть, предупредив белых о том, что они не должны отдаваться жажде мщения, Патриарх продолжает: «Мы содрогаемся, читая, как Ирод, ища погубить Отроча, погубил тысячи младенцев. Мы содрогаемся, что возможны такие явления, когда при военных действиях один лагерь защищает передние свои ряды заложниками из жен и детей противного лагеря. Мы содрогаемся варварству нашего времени, когда заложники берутся в обеспечение чужой жизни и неприкосновенности. Мы содрогаемся от ужаса и боли, когда после покушений на представителей нашего современного правительства в Петрограде и Москве как бы в дар любви им и в свидетельство преданности, и в искупление вины злоумышленников, воздвигались целые курганы из тел лиц совершенно непричастных к этим покушениям, и безумные эти жертвоприношения приветствовались восторгом тех, кто должен был остановить подобные зверства. Мы содрогались, – но ведь эти действия шли там, где не знают или не признают Христа, где считают религию опиумом для народа, где христианские идеалы – вредный пережиток, где открыто и цинично возводится в насущную задачу истребление одного класса другим и междоусобная брань. Нам ли, христианам, идти по этому пути. О, да не будет!» Здесь дается, опять-таки, очень реалистичная характеристика того, что делали большевики: заложники и прочее, то, что перечислялось Патриархом и раньше. Имеются в виду, в частности, расстрелы заложников после убийства Урицкого и покушения на Ленина. Но возвращаемся к посланию Патриарха. Нужно сказать, что это послание вызвало у белых некоторое недоумение. Опять не прозвучали слова безусловной поддержки их борьбы, те слова, которые уже многократно произносились теми архиереями, которые находились на территории, занятой белыми – это тот же самый будущий священномученик Сильвестр (Ольшевский) , возглавлявший Сибирское Высшее церковное управление, отличавшийся большим либерализмом до революции епископ Андрей (Ухтомский), не говоря уже о митрополите Антонии (Храповицком) или Вениамине (Федченкове) . Все те, кто благословлял, что называется, белую борьбу, находились, как правило, на белой территории.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Красота и величие Алтая возвышают дух до восхищения; смотря на эти горы Божии, невольно чувствуешь какой-то благоговейный ужас. По этим крутизнам должны пробираться проповедники слова Божия, отыскивая кочевых жителей, рассеянных по ущельям и лесам Алтайских гор. У каждого из нас сердце замирает и кружится голова, даже привычный конь дрожит иногда при переезде по высокому бому – это узкая тропинка (3/4–1 аршин), опоясывающая гору, где по одну сторону тропинки – высокая скала, а по другую – отвесный обрыв до речки, которая синеет внизу, как ленточка, – особенно, когда приходится перескакивать через большие камни, на этой тропинке высунувшиеся, или спускаться вниз по довольно гладкой каменной плите и делать крутые повороты лицом к обрыву...» Такие опасности и трудности приходилось испытывать отцу Макарию с его спутниками, и однако этими трудностями далеко не исчерпывались физические тяготы миссионеров. Сразу же поразило отца Макария не только холодное, но и крайне враждебное к нему и его спутникам отношение, которое по разным причинам выказывали им местные жители. Прежде всего крайне враждебными показывали себя в этом случае населявшие Бийский округ раскольники. «В первые же дни пребывания нашего в Бийске, – пишет отец Макарий в своем дневнике, – дошел до меня слух, что прибытие наше в сей край некоторые из раскольников изъясняют как знамение, прости нас Господи, антихристова пришествия. Иноверцы же здешние, наслышавшись между русскими об антихристе, боятся его, хотя не веруют во Христа. Иные сказывали им, будто у меня рука от самой кости покрыта шерстью скота или зверя какого-то, будто я кого крещу, того в солдаты берут. Некто утверждал даже, будто один казак, сидевший спиной ко мне во время езды, без намерения оглянулся назад и увидел зверя, сидящего в повозке, почему вскричал от ужаса – но потом, оглянувшись вторично, он увидел, будто я опять принял вид человека... Столько сразу явилось о нас странных пререканий не только у инородцев здешних, но и у русских, в особенности у раскольников.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Снесши весь виноград в пещеру, девы-монахини снимают с себя одежды и начинают ногами толочь ягоды винограда. Начинается пляска, которая прямо воспроизводит собой нехристианскую вакханалию. Кинулись девы и начали шумно-веселую пляску. Сучья трещали, ягоды лопались. Мутной струею Скоро закапали гроздья, сочась в отверстия пола. В сине-багряных волнах ныряли неистово девы, Ветер по гроту ходил; кружились ткани и кудри. Часто до пояса девы в шипящие пенные копны Вдруг погружались и вновь возникали в серебряной пене, Текший по бедрам, ногам, проникавший под нежные ногти; Сучья царапали их, раздражали касаньями кожу. Воздух от винных паров помутнел. В углублении грота, Точно чудовищный зверь, чернея, лежали одежды. Из грота направляются девы купаться в море. Чернокудрая Фалоя и розоустая Анастасия плывут к ближайшему острову. На острове что-то малопонятное происходит, и Анастасия умирает. Следует затем описание похорон умершей. Как можно видеть из приведенного образца, здесь в чистые христианские формы влагается автором языческое опьяняющее содержание. После ознакомления с этими произведениями позволительно задаться таким вопросом: может ли человек, которому в совершенстве доступны переживания всяких греховных состояний, который услаждается страстными состояниями и потому мастерски изображает их, как приведенные на пример писатели, может ли этот человек непосредственно после сего войти в разумение той нравственной высоты, на которой силой Божьей даются благодатные дары исцелений? Может ли человек, услаждающийся проявлениями греховной страсти, понять и оценить сокровеннейшие движения духа святых апостолов и святых мучеников? Отвечаем: безусловно, не может, ибо, по слову Самого Спасителя, только люди, чистые сердцем, Бога узрят ( Мф.5:8 ). Чтобы уразуметь силу благодатных духовных состояний, нужно вкусить их; а вкусить их может только тот, кто очистит себя от всякой скверны плоти и духа. А это делается не талантом, но нравственным подвигом. Для этих и подобных писателей возможно было бы войти в религиозно-нравственные высокие духовные состояния только в том случае, если бы они для этого слезами покаяния очистили себя, подобно святой Марии Египетской и блаженному Августину .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010