В построении святых храмов и в щедрой милостыне бедным святые князья и княгини ясно показали свое беспристрастие к материальному имуществу. Так они относились ко всякому материальному довольству. Святая Евдокия Московская пред людьми являлась пышной княгиней, носила богатые одежды, украшалась жемчугом, являлась везде с веселым лицом. Когда же, по поводу дурной о ней молвы, она в молельной комнате пред своими детьми сняла с себя часть одежды, то дети испугались, увидев худобу ее тела, изнуренного постом и измученного веригами. В подобном же настроении покойный отец Иоанн Кронштадтский носил шелковые рясы и ездил в карете, что иных смущало. Интересно привести разъяснительное суждение о сем самого отца Иоанна. «Я знаю, что многие осуждают меня, – говорил он при одном случае, – за шелковые рясы, за езду в карете и подобное. Насчет шелковой рясы скажу вам. Прислала мне ее старушка одна. Сама она ее шила, хоть и плохо видит... Шила и радовалась, не весть как думая, как я стану носить ее подарок. За что же я огорчу и обижу добрую женщину, возлюбившую меня заглазно? Соблазн, говорят мне подчас иные... А я так думаю, что горший соблазн – в тщеславии. Изображать из себя праведника в рубищах иной раз куда легче бывает, чем стараться жить по-христиански в шелковой рясе. Господь глядит не на одежду, а на душу человеческую» (Колокол. 1909. 892 (22 февр.)). Слепой старец на о. Валаам незабвенный отец Агапий († 1905), которого преосвященный Феофан Вышенский характеризует в своих письмах как мужа высокого духа, так нам говаривал: «Всеми мирскими делами, батюшка, занимайтесь, но только так, чтобы непременно спастись, непременно спастись...» Наши святые, пользуясь благословенными в мирской жизни благами, именно держали себя во всех случаях так, чтобы непременно спастись. Они держали себя в том настроении беспристрастия, которое ярко выражено в следующих словах святого апостола Павла: Я вам сказываю, братия: время (жизни нашей) уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего ( 1Кор.7:2931 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

в саду Гефсиманском они оставили Его, разбежались. Только Петр и Иоанн следовали во двор архиереев, но Петр, несмотря на клятву, отрекся трижды... И на Голгофе только Иоанн, Богоматерь и некоторые женщины присутствовали. Воскрес Христос, является ученикам, но они лишь дивятся бывшему ( Лк.24:12 ), не верят Его воскресению. И Христос воскресший, по слову Евангелия, упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили ( Мк.16:14 ). Таковы были лучшие, избранные Самим Христом люди. В день Вознесения Он привязал их к Иерусалиму, сказав: оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше ( Лк.24:49 ). И вот в пятидесятый день после воскресения Христа сходит на апостолов Дух Святой в виде огненных языков. И какая великая и чудная перемена совершается с апостолами: тот же апостол Петр с дерзновением проповедует о Распятом и обращает три, а потом пять тысяч народа. Робкие люди, апостолы мужественно, дерзновенно, не боясь угроз, наказаний и смерти, идут с проповедью. Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их ( Пс.18:5 ). Мужество, мудрость, чистота – всё это дары Святого Духа. Он, Утешитель, укреплял и мучеников в их страданиях, и сонмы преподобных и святителей в их подвиге. Все Лица Святой Троицы участвуют в нашем спасении, у них одинаковы милость и любовь, но Дух Святой является усвоителем нам нашего спасения. Отсюда понятны слова Евангелия: если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем ( Мф.12:32 ). Не извинительно получавшему излиянные дары Святого Духа ожесточенное и упорное, явно сознательное противодействие истине: такой человек, значит, закоснел во грехе, сам бесповоротно отвратился от Господа, когда Господь применил к нему все спасительные средства... Но спасение надо усвоить; путь к добру труден, как трудно, например, подниматься на гору. Легче делать зло, как легче низринуться в пропасть. Всё доброе созидается великим усилием, а разрушается скоро и легко.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

В стихотворении «Я не Тому молюсь» автор прямо заявляет, что он молится не Христу-Богу, а Христу-человеку. У Надсона дух противоцерковный чувствуется ясно. Как можно видеть отчасти из приведенных образцов, в русской литературе последнего времени происходит какое-то передвижение идеалов: верховные идеалы низводятся до низших слоев, а подонки поднимаются на высоту. В области религиозно-философской это делают новохристиане, уравнивая дух с плотью и дьявола со Христом. В области непосредственно наблюдаемой жизни это исполняют те писатели, которые идеализируют подонков общества, преступников возводят на высоту героев и сверхчеловеков. Если бы в этом процессе происходило сближение низших слоев и высших для действительного подъема на духовную высоту низших слоев, то это был бы счастливый процесс. Но здесь происходит обратное явление: низшие сами не поднимаются на высоту, а между тем умаляют в своем сознании достоинство высших духовных светочей, чем совершенно теряют их для себя. И таким образом последствием всего процесса является непроницаемая духовная тьма. Позволительно после всего опять спросить: может ли человек, не верующий в Бога или маловерный, уразуметь и изобразить пред другими сокровеннейшие проявления веры и духовной жизни? Послушаем ответ на сей вопрос у святого апостола Павла: душевный человек (который все хочет познать своим умом) не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный (проникнутый верой) судит о всем, а о нем судить никто не может ( 1Кор.2:1415 ). Святитель Димитрий Ростовский дает к сему такое разъяснение. «Как человек, не учившийся у людей, не может как должно разуметь учения человеческого, так и душа, не наученная от Бога чрез умное деланье, чрез молитву и сердечное умиление, не может научиться Божественному разуму и всему Божьему. Но, научившись от Бога Божественному, может разуметь и все человеческое, не учившись никакому учению человеческому» (Алфавит духовный. Ч. 2. Гл. 4). Таким образом, специалист греховных состояний и человек неверующий, безусловно, не может сам разуметь и других поучать тому, что касается веры и благодатной жизни хотя бы с той стороны их, которая граничит с обыкновенным естественным состоянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Вере и догматическим истинам Сам Господь Иисус усвоил первостепенное значение. Когда иудейский законник, искушая Господа, спросил Его: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? – то Спаситель дал такой ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки ( Мф.22:3640 ; Мк.12:2831 ). Заметим, что здесь выражены две самостоятельные заповеди и что взаимное отношение каждой из двух заповедей Господом ясно обозначено. В Своей первосвященнической молитве к Богу Отцу после Тайной Вечери Спаситель произнес такие слова: сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа ( Ин.17:3 ). Сам Иисус Христос положил начало догматствованию Церкви, когда спросил учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? ( Мф.16:13 ). Этим вопросом Он благословил всю работу догматической мысли Христианской Церкви. Таким образом, нравственное учение и внешняя нравственная деятельность сами по себе, вне догматических основ христианского упования с евангельской точки зрения не составляют собой не только сути христианства, но и ни одного из его признаков. Без догмата христианское делание немыслимо. Как в Ветхом Завете дела любви к ближним отмечены на второй скрижали, так и в Новом Завете им место следует только после любви к Богу. Больше того. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня, сказал Сам Господь Христос ( Мф.10:37 ). Что касается того понимания евангельского нравоучения, по которому это нравоучение признается нормой жизни, подлежащей полному и неукоснительному исполнению, как подлежат исполнению все гражданские законы и обязательные житейские правила, то такое понимание не имеет для себя основания в самом Евангелии. Невозможно быть святым сразу. Господь Христос в Своей проповеди указал нам не норму как правило жизни, а указал конечную цель жизни, а также способы и средства для постепенного приближения к этой цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Войдем в рассмотрение существа дела. Мы веруем, что Господь Бог в Себе имеет всю безусловную полноту мыслимых нашим духом совершенств, – что Он есть безусловная Истина, безусловное Добро , безусловная Красота, безусловное Бытие. Мы веруем в Бога-Творца, Который в душе нашей отпечатлел образ Свой, – веруем в Бога-Промыслителя, без воли Которого и волос с головы нашей не падает, – веруем в Бога- Выполнителя конечных судеб о мире и человеке. Смысл и цель бытия человеческого есть Сам Господь Бог, в богообщении заключается всяческое совершенство человека. В самом слове Божием говорится: «все Им и для Него создано» ( Кол. 1:16 ); «все из Него, Им и к Нему, – Ему слава во веки, аминь» ( Рим. 11:36 ). «Ты, Господи, создал нас для Себя ( Притч. 16:4 ), и душа наша дотоле томится, не находя себе покоя, доколе не успокоится в Тебе», – скажем словами блаж. Августина (Исповедь кн. 1, гл. 1). «Да не к тому себе живу, но Тебе, нашему Владыце и Благодетелю, – говорит христианин в благодарственной молитве по принятии св. Причащения (Мол. 1). Так мы веруем и так исповедуем. Это – вера и долг всех тех христиан, которые желают быть христианами не по одному имени. Можно ли после сего дело веры и молитвенное общение с Господом-Богом считать только одною из сторон жизни нашего духа, наравне с другими сторонами? Соизмеримы ли акты молитвенного общения с Богом с другими явлениями нашей душевной жизни? Наоборот, по нашей вере, не есть ли религия дело самое существенное, основное и господственное по отношению ко всему, чем живет и способен интересоваться человек? Вспомним имеющееся во св. Евангелии слово о сем Самого Господа Христа. «Царство Небесное» т. е. религия и все дело веры, «подобно закваске, которую женщина, взявши, положила в три меры муки, доколе не вскисло все. Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое нашел человек, утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, нашед одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее. Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и севши хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон» ( Мф. 13:33, 44–48 ). Таким образом, по наставлению Самого Спасителя, религия или вера должна обнимать собою всего человека, должна собою проникать, направлять, освещать и освящать все стороны внутренней и внешней жизни человека, как второстепенные и подчиненные ей; в ней, в вере, должен быть главный интерес жизни человека. Только при таком основном тоне внутреннего настроения может явиться настоящая жизнь по вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Всколыхнулась Святая Русь. В разных концах ее раздались особые торжественные моления к Пречистой; к чудесному образу паломничества усилились; печатное слово, верное родным заветам, дало доброе и честное истолкование происшедшего. И таким образом, последствия являются как раз обратные тем, каких желали и ожидали нечестивые злодеи. Чему же, братие и сестры, нас поучает все это? Мы прежде всего не должны закрывать наших глаз перед тем, что печали достойно, но что имеется вблизи нас. Противные вере и Церкви силы действовали раньше путем мысли и слова, теперь переходят к делу. Как в сектах изуверных от строгости неправильного воздержания к разврату один шаг (например, хлыстовщина), так один только шаг от непротивления злу – к насилию над тем, что почитается за зло у новейших последователей религии без личного Бога, Евангелия без Христа, христианства без Церкви. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства ( Рим.1:28 ). Злое семя, как и доброе, растет и зреет постепенно: равнодушие к вере и Церкви сменяется холодностью, холодность – неверием, неверие – ожесточением, ожесточение же средств не разбирает. Признав же сие, мы ныне же станем побеждать зло добром ( Рим.12:21 ), не оправдывая своего бездействия требованиями так называемой терпимости. Действовать с властью предоставим тем, кому дана власть от Бога. Мы же непрерывно будем злу противодействовать неотъемлемо нашими средствами: силой живого примера в добре, неустанным словом кротости и любви. Оградим от злого, противного Святой Церкви влияния хотя ближайших к нам, мольбой – присных, настойчивостью – младших, кротким словом – знаемых. При тягостях и испытаниях от этого не будем смущаться – в молитве ко Господу и Его Пречистой Матери всегда найдем верное укрепление и поддержку. Нас не должны удерживать напоры духа века сего и его приманки: Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами ( Мк.8:38 ), сказал Сам Господь. Но если, как ныне, Господь за нас, кто против нас ( Рим.8:31 )? В предстоящей сейчас молитве возблагодарим Пречистую Богоматерь за явленное Ею знамение милости к нам, недостойным, – и вместе с тем усердно попросим милосердного Господа, да умягчит Он сердца ожесточенных, соберет расточенных, нас же да сохранит в правоверии и укрепит в доброделании.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Вспомним еще из апостольской истории характерный пример Корнилия Сотника. О Корнилие говорится в книге Деяний Апостольских, что он был муж «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу». Он удостоился видеть Ангела Божия, который сказал ему: «молитвы и милостыни твои пришли на память пред Богом... Итак призови Симона, называемого Петром, и он скажет тебе слова (римата – слова, изречения, учение, вещи), которыми спасешься ты и весь дом твой ( Деян. 10:1–6 ). Таким образом даже для таких добрых дел жалостливого к ближним Корнилия, за которые он удостоился явления Ангела Божия, необходимо было освящение посредством евангельских спасительных слов. Естественные добродетели приближают человека к Богу, но в единение с Богом приводит человека при истинной вере только достойная молитва (см. Доброт. т. V, стр. 324). Так всегда евангельское понимание нравственности ставит ее в теснейшую связь и зависимость от догматов. Этим не обесценивается нравственное учение, но только ему отводится надлежащее место. Разумеется, всегда сохраняет свою силу сие священное слово: «кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, – тот лжец; мы имеем от Него (Господа Иисуса) такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» ( 1Ин. 4:20, 21 ). Вследствие всего вышесказанного саму принадлежность человека к христианству определяет именно признание догматических истин, на основе которых только и возможна и затем действительно совершается истинно-христианская нравственная деятельность. «Шедше научите все языки, крестяще их во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» ( Мф. 28:19 ). Напротив, непризнание или отрицание догматов означает собою отрицание всего христианства. Потому то с таким самоотвержением, до пролития своей крови, православные исповедники отстаивали догматические истины в борьбе с разными ересями. Потому то также христианская церковь снисходительно относится к немощам нарушителей нравственных требований, и не терпит открытых еретиков. Точное выражение догматического учения на вселенских соборах не было, как, думают иные, логической потребностью философского ума грека или византийца. Это – потребность внутреннего устроения человека, которое основано на незыблемых законах духовного естества.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Вспомним хотя некоторые о сем уроки и примеры из жизни библейской и церковной и тем яснее уразумеем смысл торжества нынешнего дня как торжества иконопочитания. В самую раннюю пору жизни человечества явления милости Божией отмечаемы были особыми вещественными знаками и памятниками. Патриарх Иаков поставил каменный памятник на месте явления ему Бога и таинственной лестницы в Вефиле ( Быт.28:18–22 ). Исцеление язв от ядовитых змей в пустыне народ израильский получает от выставленного на шесте медного змея, прообразовавшего собой простертого на древе Христа ( Числ.21:7–9 ; Ин. 8:14 ). В скинии Моисеевой и особенно в храме Соломоновом много сделано было изображений святых херувимов ( Исх.25:18–22 ; 3Цар.6:23–35 ) в память тех ангелов, которые многократно являлись избранникам народа Божия. Ветхозаветные праведники не дерзали только прямо изображать Господа, поскольку Он не явил им лица Своего в доступном образе ( Исх.33:23 ). Поэтому в Ветхом Завете сказано было: твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину ( Втор.4:15–16 ). Кого не видели, Того не могли изобразить в истине. Последовало исполнение времен, и наступил Новый Завет . Бог явился во плоти ( 1Тим.3:16 ), люди видели и осязали Слово жизни ( 1Ин.1:1 ), мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца ( Ин.1:14 ). Исцеления и разные благодатные дары от Господа верующие люди получают теперь в изобилии, часто чрез внешние посредства. Вспомним кровоточивую женщину, которая исцелилась от прикосновения к одежде Спасителя ( Мк.5:25–30 ); слепорожденного, которому зрение даровано было посредством брения и воды ( Ин.9:6–7 ), и другие многочисленные исцеления от разных недугов чрез прикосновение ( Мк.6:56 ). Вспомним о том, как платки и опоясания апостола Павла верующие возлагали на разных больных и бесноватых и у тех прекращались болезни ( Деян.19:11–12 ). Вспомним святейшее Таинство Причащения Тела и Крови Господних – под видом вещественных хлеба и вина ( Мф.26:26–28 ). Бог явился во плоти и Собою освятил бренное естество! Вещественная природа и вещественные предметы послужили к полному проявлению жизни и силы невещественного Духа. Поэтому эти предметы дороги истинному христианину.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Выехав из низкой травянистой местности, мы направились вдоль небольшого хребта, который приходился слева, с северной стороны, к селению Алексеевскому. Накрапывал дождь, в темноте ярко обрисовалась в две дуги радуга. К 11 часам вечера, сделав за день не менее 150 верст, мы подъезжали к селению Алексеевскому. Здесь 2 июля после литургии в назидание присутствующим владыка объяснил дневное Евангелие ( Мф.8:14–23 ). «Господь, – говорил он, – хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим.2:4 ), и никакое звание и положение не препятствуют спасению. На духовном небосклоне угодники разного звания и положения. Истинных рабов Божиих мы иногда не замечаем в жизни: подвиги их нам незаметны. Господь не всех Своих рабов являет. Так, в Ветхом еще Завете пророк Илия скорбел о том, что всех пророков побили и он остался один. Но Господь открыл ему, что есть еще семь тысяч верных рабов Божиих, не поклонившихся Ваалу. Есть верные рабы Божии, может быть, и среди нас – в миру. Так, преподобный Макарий, при своей прозорливости и чудотворении, получил откровение от Господа: „Ты не достиг еще чистоты двух женщин, живущих в Александрии». Преподобный отправился в Александрию, нашел их дом, они встретили его. «Скажите, – сказал он, – как вы живете?» – «Живем мы, – сказали они, – как люди мирские, в грехе, живем, как замужние женщины». – «Нет, что вы делаете доброго?» – «Ничего не делаем, молимся Богу, слушаем мужей – покорны им, и затем мы между собой и ни с кем не ссорились, ближнего всякого принимаем, стараясь угодить ему. Больше ничего доброго за нами нет». – «Слава Богу, – воскликнул старец. – Ты принимаешь всякого человека: и в миру есть рабы, исполняющие волю Твою». Так, и в миру есть у Господа Свои рабы, часто безвестные другим, – но, чтобы быть рабом Господним, нужно нести скорби, нужно самоотверженно следовать за Ним. Лисицы, говорит ныне в Евангелии Спаситель, имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову ( Мф.8:20 ). И когда другой последователь просил у Спасителя позволения предварительно похоронить отца своего, то Спаситель решительно сказал: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов ( Мф.8:22 ). Безотлагательно надо следовать за Господом, любовь к Нему ставить выше всего, всем ради Него жертвовать. Святая великомученица Варвара поставила волю Божию – любовь к Нему – выше любви к своему отцу, ради Христа перенося мучения от своего отца. Авраам, испытываемый Господом, по любви к Нему, из послушания приносил Ему в жертву сына своего Исаака. Наше сердце должно быть предано Господу; Его надо любить самоотверженно; Ему служить с усердием и по любви к Нему сносить ниспосылаемые испытания. Скорбями душа укрепляется в добре. Под руководством Церкви будем следовать Христу и в Нем обретать свое спасение и блаженство».

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Господь равно слушает и монаха, и мирянина, простого христианина, лишь бы оба были православные, и оба любили Бога из глубины душ своих, и оба имели в Него веру, хотя бы яко зерно горушно, – и оба двинут горы. Един движет тысящи, два же тьмы. Сам Господь говорит: все возможно верующему ( Мк.9:23 ), а батюшка святой апостол Павел велегласно восклицает: все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе ( Флп.4:13 ). Не дивнее ли еще этого Господь наш Иисус Христос говорит о верующих в Него: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду, и умолю Его о вас, да радость ваша будет совершенна. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите ( Ин.14:12; 15:11; 16:24 )» (Нилус С. Дух Божий на отце Серафиме Саровском . Гл. VI). Таковы мысли о мирянах спасаемых величайшего и Господом прославленного русского подвижника нашего времени. Из жития преподобного Макария Египетского , не только величайшего подвижника, но и глубокомысленнейшего духовного писателя, мы приводим случай, который касается его лично. В этом житийном случае на живых личностях ярко сказался голос и воззрение Вселенской Церкви относительно спасаемых мирян. Именно, в житии преподобного Макария рассказывается следующее. «Преподобный Макарий подвизался в пустыне уже несколько десятков лет, получил от Бога дар чудотворения, пророчества и власть над духами нечистыми. После этого однажды, когда он молился, к нему был голос, который говорил: «Макарий! Ты не достиг еще такого совершенства в добродетельной жизни, как две женщины, проживающие вместе в ближайшем городе». Получив такое откровение, преподобный взял свой посох и пошел в тот город. Найдя там дом, где жили означенные женщины, Макарий постучался в дверь. Тотчас одна из тех женщин вышла на стук и, увидав преподобного, с великой радостью приняла его в свой дом. Призвав к себе обеих женщин, преподобный сказал им: – Ради вас я принял на себя такой великий подвиг, придя сюда из дальней пустыни, ибо я желаю знать ваши добрые дела, о которых и прошу вас рассказать мне, ничего не скрывая.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010