Все эти соображения достаточно могут показать смысл и значение факта открытия у нас воскресной школы именно женской. Таким образом, наша воскресная женская школа, поставившая для себя скромную задачу обучения желающих из простого народа грамоте в духе веры и нравственности христианской, надеемся, вполне идет навстречу насущной жизненной потребности; само собой, занятия эти являются достойнейшим провождением времени воскресного как для учениц, так и для учительниц. В заботах об учреждении школы наши учительницы весьма достаточно обнаружили благородной энергии к этому новому для большинства из них доброму делу – делу обучения. Дай Бог , чтобы у них, по примеру досточтимой попечительницы, сохранилась и во все последующее время эта преданность нашему делу и энергия при осуществлении его! Данные настоящего носят в себе обеспечение для будущего; они дают нам уверенность, что наше пожелание найдет для себя полное осуществление в жизни открываемой школы. Пожелаем полного успеха начинаемому доброму делу! Священник Иустин Ольшевский Архимандрит Макарий (Глухарев), основатель Алтайской миссии 36 (слово прочитано 21 февраля 1893 г. в публичном заседании полтавского отделения Православного миссионерского общества) В истекшем отчетном миссионерском году, именно 8 ноября 1892 года, исполнилось сто лет со дня рождения архимандрита Макария (Глухарева), основателя Алтайской миссии, родоначальника того дела, которое почтили вы, милостивые государи и милостивые государыни, своим настоящим собранием. Так как личность отца Макария, справедливо называемого апостолом Алтая, вследствие его достоинств столь же высока и почтенна, как и начатое им само дело миссии, то я, с благословения его преосвященства, на сей раз честь имею предложить вашему просвещенному вниманию краткие сведения о его жизни и миссионерской деятельности. Архимандрит Макарий, известный в мире с именем Михаил Яковлевич Глухарев, родился в городе Вязьме Смоленской губернии. Детские годы его протекли в скромной обстановке приходского священника, под благодетельным воздействием любящей матери и просвещенного отца. Здесь он получил задатки той глубокой христианской любви к ближнему и той неизменно честной преданности долгу, которыми отличался он в течение всей своей последующей жизни. Образование его было начато рано; в родительском доме под руководством отца даровитый мальчик сделал такие необыкновенные успехи, что семи лет уже мог заниматься переводами с русского языка на латинский. Школьное обучение при самых суровых педагогических приемах и условиях школьной жизни того времени Михаил Глухарев проходил сначала в вяземском училище и затем в Смоленской духовной семинарии. Пребывание его в последнем классе семинарии падает как раз на время нашествия Наполеона на Россию и последовавшего затем его бегства из нее. Юный Михаил Яковлевич разделял общее патриотическое воодушевление всех русских людей того времени, огорчаясь успехами врага и радуясь затем торжеству отечественных сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

В преподавании Закона Божия в женских школах священнику подобает обратить особое внимание на святых жен и на черты семейственности в жизни святых. Учебное дело должна вести учительница, а не учитель. Изучение рукоделия необходимо сделать обязательным и систематическим, по определенной программе. Представляется необходимым составление нарочитой книги для классного чтения девочками или восполнение существующих классных книг статьями, примененными для девочек. Священник Иустин Ольшевский В Неделю Православия 68 (слово сказано в кафедральном соборе на архиерейском служении 22 февраля 1898 г.) Вид Твой образования описующии любезно целуем, к Твоей любви возвышаеми, и исцелений благодать почерпаем из него, апостольским последующе Божественным преданием. 69 На великой вечерне в Неделю Торжества Православия стихира на «Господи, воззвах», глас 6-й Кому из нас, братие и сестры, не знакома потребность иметь наглядный, видимый знак для памятования о почитаемых нами лицах и нашем общении с ними? Благословляют родители обручаемых детей – и в знак сего вручают им святые иконы; расстаются друзья – и меняются шейными крестами. С мест священных и великих событий путешественник поднимает уцелевшие остатки и камни. Образы и дела уважаемых и дорогих людей запечатлевают для потомства разными способами, но особенно посредством изобразительного искусства. Для чего и к чему все это? – Для прочного, живого памятования о знаменательных лицах и делах, для постоянного от них поучения и утешения. Этим удовлетворяется естественная, самая законная наша потребность, когда это служит к возрастанию истины и добра. На сей-то потребности души нашей, возлюбленные слушатели, основано употребление и чествование нами изображений Господа и святых Его, изображений священных событий, чествование останков святых, сохранение предметов подвига и благочестия. Эти изображения и предметы, возводя наш дух к указуемым ими святым лицам, служат видимым знаком нашей невидимой связи с этими лицами. Вместе с тем – священные изображения и предметы являются посредствами, чрез которые невидимо проистекает для нас благодатная сила Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

радуйся, неутомимый Ея глашатаю и провозвестниче. Радуйся, Закон Божий на скрижалех сердца твоего начертавый; радуйся, в слове, житии, любве, духе и вере образ нам показавый. Радуйся, в дому Божии, яко финикс процветый; радуйся, чистотою сердца богатый, верою и разумом Необъятнаго объявый. Радуйся, священномучениче Сильвестре, земли Омския молитвенниче. Кондак 3 Яко серна от тенет, от суеты мира сего отбегл еси и к иноческому подвигу потщался еси; Христу Богу непорочным житием благоугодил еси, достоблаженне священномучениче; в трудах же и бдениих, от стражи утренния до нощи дремания веждома твоима и сна очесем не давый. Сего ради жилище Духа Святаго быти сподобился еси и в Троице певаемому Богу, яко орган многострунный, непрестанно воспевал еси святую песнь: Аллилуиа. Икос 3 Кедру ливанскому уподобился еси, святителю Христов Сильвестре, изрядно укрепивый душу твою святостию служения соборнаго в богоспасаемей Полтаве, идеже чистому нраву и благочестию церковному учил еси, Святителю, отроцы и отроковицы земли Полтавския; темже видяще тя, ревностию учительства пламенеюща, вопием ти сице: Радуйся, Господа ради дом родительский оставивый; радуйся, путем тесным за Христом последовавый. Радуйся, Ангельское житие благодатно стяжавый; радуйся, яко юный Исаак смиренно в руце Божии себе цела отдавый. Радуйся, образе кротости и о молитве Иисусове присное памятование; радуйся, помощи Божия непрестанное призывание. Радуйся, сыновней любовию к небесным воспаривый; радуйся, молитвою твоею землю Омскую освятивый. Радуйся, священномучениче Сильвестре, земли Омския молитвенниче. Кондак 4 Видяще тя Пастыреначальник Христос, учительнаго подвига ревнителя, трудов же и миссионерских деланий неленастнаго исполнителя, постави тя юным отроком наставника и учителя. Ихже делом и словом к служению церковному мудре уготовлял еси и преуспевати в житии благонравнем отечески наставлял еси; да и тии, в возраст пришедши и поминающи благия заветы твоя, множицею воспоют дивную песнь Богу: Аллилуиа. Икос 4

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-isp...

28 .06(11.07).1928–26.07(08.08).1928: Клинская (обн.) 26 .07(08.08).1928–21.07(03.08).1932: Тобольская (обн.) 21 .07(03.08).1932–: Троицкая (обн.) Сергий Петров 22 .12(04.01).1913–1920: Сухумская 1919–1920: Новороссийская, в. у. 1920–1920: Новороссийская Сергий Рождественский Ефремовская Сергий Румянцев 05(18)04.1943–1944: Ленинградская 1 (обн.) 1943–1944: Ленинградская 1 (обн), в. у. Сергий Сердобов 13(26).12.1923–06(19).01.1924: Бузулукская 06(19).01.1924–30.03(12.04).1924: Рыбинская (обн.) 30 .03(12.04).1924–25.04(08.05).1925: Мелекесская (обн.) 25 .04(08.05).1925–: Бузулукская (обн.) 1933–1937: Пензенская (обн.) Сергий Смирнов 06(19).11.1944–23.03(05.04).1955: Смоленская Сергий Страгородский 06(19).10.1905–10(23).08.1917: Финляндская 10(23).08.1917–03(16).06.1922: Владимирская 03(16).06.1922–15(28).08.1923: Владимирская (обн.) 18(31).03.1924–14(27).04.1934: Горьковская 01(14).12.1925–25.11(08.12).1926: Московский и всея России Патриархат, в. у. 30 .03(12.04).1927–30.08(12.09).1943: Московский и всея России Патриархат 14(27).04.1934–30.08(12.09).1943: Московская и Коломенская 30 .08(12.09).1943–02(15).05.1944: Московский и всея России Патриархат Сергий Танаевский 1927–: Сальская (обн.) 02(15).03.1927–1927: Новгородская (обн.) Владикавказская (обн.) Сергий Тихомиров 1912–1940: Токийская и Японская Сергий Фаворский 1926–: Ливненская (обн.) 1927–: Рязанская (обн.) –1927: Смоленская(обн.) –16(29).04.1931: Калининская (обн.) Сергий Шубин 02(15).05.1926–11(24).08.1926: Сальская (обн.) 19 .12(01.01).1926–1928: Уральская (обн.) 02 .1929–15(28).01.1931: Борисоглебская (обн.) 24 .08(06.09).1933–01.1935: Калининская (обн.) Сергий 1924–: Киренская Сергий 1927–: Винницкая (григ.) Сергий 1929–1929: Троицкая Сильвестр Братановский 30 .04(13.05).1915–09(22).10.1917: Севастопольская 09(22).10.1917–05.1920: Верейская 05 .1920–1924: Пермская Костромская 1926–1927: Вологодская –16(29).09.1931: Калужская Сильвестр Ольшевский 04(17).06.1915–26.02(10.03).1920: Омская Сильвестр Харун Канадская (заруб.)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Бедные труженики церковных школ! За свой нелегкий и часто действительно даровой труд вы встречаете вместо благодарности и поддержки только издевательство. Не говорим о тех, кого также касается газетная инсинуация, но кто в своей нравственной высоте недоступен для недостойных толков. Священник Иустин Ольшевский Женские церковные школы и постановка в них учебно-воспитательного дела 64 Кроткая жена – дар Господа, и нет цены благовоспитанной душе. ( Сир. 26:17 ) В Полтавской епархии архипастырскими усилиями преосвященнейшего Илариона женские церковные школы вызваны к жизни и облагоустроены в значительном количестве. К концу истекшего 1896/97 учебного года специально женских церковных школ в нашей епархии было 184, и обучалось в них почти 4 700 девочек. Именно: женских церковно-приходских школ было 100, школ грамоты 84; между ними две двухклассные школы с общежитием, одна образцовая, одна для слепых девочек, четыре воскресные школы. Собственным, вполне удобным помещением располагают 82 школы. Всех девочек в церковных школах, женских и смешанных, обучалось в истекшем году более 8 тысяч. Такое развитие дела обучения девочек в наших церковных школах вызвало материальную помощь от земства и привлекло к себе всемилостивейшее внимание государя императора. Во всеподданнейшем отчете полтавского губернатора о состоянии губернии за 1894 год между прочим сказано было, что количество специально женских церковно-приходских школ и школ грамоты ежегодно увеличивается и что эти школы своим существованием обязаны исключительно преосвященному Илариону, епископу Полтавскому и Переяславскому 65 . Против этого места в отчете его величеству благоугодно было собственноручно начертать: «Приветствую подобную деятельность». Потом в настоящем году государю императору благоугодно было милостиво принять выражение верноподданнических чувств любви и преданности от детей наших женских школ. Это все и дает нам основание остановиться на вопросе о женских церковных школах и высказать несколько соображений о постановке в них учебно-воспитательного дела с помощью наших местных данных.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Что же потребно ныне, чтобы нам быть действительными участниками священных Христовых событий? И ныне, и всегда для действительной жизни во Христе требуется от христианина, чтобы он всё преподаваемое Святой Церковью воспринимал не одним холодным плотским разумом, но чтобы он воспринимал всё это горячо верующим и преданным Христу сердцем. Нужно, чтобы евангельские события входили в нашу душу не как сторонние нам, но как самые близкие и дорогие для нас. Нужно, чтобы при воспоминании страданий Спасителя мы по грехам нашим чувствовали себя действительными виновниками этих страданий. Нужно, чтобы торжественные и радостные события мы воспринимали как совершенные именно для нас, для нашего личного спасения. И таким образом, идущий из глубины сердца покаянный вздох, орошающая вежды и ланиты слеза соделают нас действительными участниками нынешних священных событий. В отсвете прозрачной слезы скажется блеск креста, а вздох обнаружит собою жизнь из гроба. Посему, обращая ныне телесный взор наш к лежащей пред нами священной плащанице, мы из глубины нашего сердца восклицаем непосредственно к Самому нашему Спасителю и Господу: Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас (тропарь 9-го часа)! Протоиерей Иустин Ольшевский Двадцатипятилетие нашей церковно-приходской школы в связи с историческим ее прошлым 7 Сегодняшней молитвой Господу Богу в святом храме и настоящим торжественным собранием мы отмечаем двадцатипятилетие обновленной церковно-народной школы в нашем отечестве. 13 июня 1884 года государю императору Александру III благоугодно было на всеподданнейшей записке Святейшего Синода о церковноприходских школах начертать следующие знаменательные слова: «Надеюсь, что приходское духовенство окажется достойным своего высокого призвания в этом важном деле». И духовенство приходское, принявшись за дело, исполняет его. С необходимостью возникает при этом следующий вопрос: неужели только с этого отмечаемого события начинается у нас существование церковно-приходской школы? Разве наша школа церковная существует только 25 лет?

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Ныне повергнуто все это к стопам государя императора, и он по этому случаю явил новый знак милостивейшего внимания и поощрения. Вы слышали, как пишет о сем к нашему преосвященнейшему владыке и архипастырю высокий государственный сановник, обер-прокурор Святейшего Синода, благой радетель всех церковно-приходских школ 59 . Видите, дети, государь император знает о вашем усердии и трудах и отечески радуется этому. А знает он о сем вследствие забот о вас того маститого старца, который своими мудрыми усилиями насадил в нашей епархии женские школы для нарочитого обучения девочек в духе Святой Церкви. Сей старец духовно восприял вас всех, дорогие дети, в свои объятия, дабы посредством школ церковных всецело осветить вас чистым светом Христовым. Насколько дорог свет Христов, настолько должен быть дорог вам насадитель сего света. Поэтому прочно начертайте в своем благодарном сердце имя вашего старца: имя его – владыка Иларион. Объявленная вам милость царского внимания является для вас, дети, дорогим подарком к нынешнему празднику – примите его в свое чистое сердце и крепко храните. В благодарность же за милость, попечение и труды о вас, вместе со всеми нами, сейчас усердно помолитесь Господу Богу, да укрепит Он силы и драгоценное здоровье всемилостивейшего царя-отца. Вместе с тем помолитесь Господу о здравии и долголетии маститого нашего архипастыря, насадителя школ ваших. Не забудьте молитвы вашей Господу и о том, да поможет Он вам всегда быть достойными монарших и архипастырских попечений. Священник Иустин Ольшевский Миссионерский характер церковноприходской школы среди сектантского населения 60 (настоящая статья в качестве доклада представлена была Третьему Всероссийскому Миссионерскому съезду в г. Казани, и съезд одобрил ее) Всеми признано, что шестидесятые и семидесятые годы со всеми их либеральными затеями оставили в жизни нашего народа такой глубокий след, который долго дает себя чувствовать. Нет сомнения, что это влияние широко захватило и религиозную сторону в жизни народа, немало подорвав и ослабив его связь с Церковью , поселив равнодушие к ее заветам, вызвав рационалистическое настроение с его неуместным резонерством и критиканством, породив, наконец, в прямом смысле сектантство. Недаром всем известная штунда, волной своей залившая наше когда-то преданнейшее Церкви южнорусское население, началом своим считает именно шестидесятые годы. Сколько теперь требуется упорного, терпеливого труда, часто труда неблагодарного, чтобы исправлять ошибки, чинить испорченное! И в этом случае величайшая миссионерская задача предлежит нашей Церковно-приходской школе именно среди всего того населения, где действовали, да и ныне продолжают действовать эти либеральные интеллигентные силы. Указанное правилами и программами нашей школы усиление Закона Божия и церковности, обеспечение полного влияния священника в школе действительно способно произвести переворот в народе, как это понемногу уже и замечается.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Вот главные положения миссионерской постановки дела в начальной школе среди сектантского населения. Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится ( Притч.22:6 ), говорит Премудрый. Прошедший хорошую школу церковную в отрочестве и юности всегда будет чувствовать свое родство с Церковью. Не следует смущаться тем, что в среде вожаков сектантских есть грамотеи, вышедшие от нас: Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами ( 1Ин.2:19 ). Во время миссионерских бесед наших в Киевской епархии нередко попадались нам сектантские вожаки, пред совращением в штунду проживавшие в монастырях, бывшие клирошане, но все эти личности являли собой плоды недостойного влияния. Наше дело насаждать и поливать, возрастит же Господь во время свое. Священник Иустин Ольшевский Поправки к статье «Несколько слов о состоянии церковно-школьного образования в Полтавской епархии и о новых мерах к поднятию его» 62 Недавно на страницах «Киевского слова» 3505 и 3508) неизвестным анонимом, скрывшим себя под именем Полтавца, под вышеприведенным заглавием помещена о церковных школах Полтавской епархии длинная, в двух номерах, статья резкого тона и вызывающего характера. Статья эта снабжена ссылками на официальные данные местной отчетности и построена так, что способна ввести в обман не осведомленного об истинном положении дела доверчивого читателя. Поэтому мы в интересах истины и дела школьного считаем себя обязанными представить к указываемой статье надлежащие поправки и разъяснения. Последуем ходу мыслей статьи. Показав количество школ и число учащихся в Полтавской епархии к началу 1895/96 учебного года, статья замечает: «по-видимому, (церковно-школьное образование) здесь не то чтоб очень хорошо, но и не совсем уж плохо; но вглядимся в сущность дела». Эту сущность она представляет далее в таком виде. «Жалованья за учительский труд не полагается: учительские места замещаются псаломщиками, которыми состоят по большей части изгнанные из бурсы за громкое поведение и тихие успехи и которым, вопреки, конечно, их желанию, навязывается безвозмездный нелегкий труд, отказаться от которого они не могут. И идут они в школу, проклиная и самую эту школу, и себя, и свой бесполезный труд, и своих мучителей (а вместе и жертв) – учеников. А если случится в это время треба, то школа, как нечто неважное и второстепенное, оставляется, детишки или распускаются по домам, или от безделья ходят на голове... Некоторые церкви, впрочем, отпускают жалованье учителю, но оно редко превышает 15 рублей в год; в большинстве случаев оно ограничивается 3–5 рублями... Эти учителя большей частью и понятия не имеют о том, как учить других».

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Радуйтеся, лесорубы, козни вражии низлагающии; радуйтеся, дровосеки, всякую лесть бесовскую пресецающии. Радуйтеся, в подземелии шахт светом Христовым сияющии; радуйтеся, зачерствелую совесть к покаянию побуждающии. Радуйтеся, алчущих правды Божия питателие; радуйтеся, нищих духом и опечаленных в унынии утешители. Радуйтеся, нераскаянныя грешники ко Христу приведшии; радуйтеся, с ними же в Царствие Небесное вшедшии. Радуйся, священномучениче Сильвестре, земли Омския молитвенниче. Кондак 8 Чудно соделавый пути нашего спасения Человеколюбец Господь, промыслительно, аки росу на руно Гедеоново, дарова тя Омской пажити, архипастыря прилежна и православнаго учения хранителя тверда; во еже в венец земнаго подвига твоего поставити тя пред Престолом Славы Своея, молитвенника о нас тепла и неусыпна. Сего ради Богу, во благо вся устрояющу, со умилением зовем: Аллилуиа. Икос 8 Весь мир ужасом многим содрагашеся, слышавше, киими истязаньми и мученьми изнуряем был еси, достославный новомучениче Христов, егда тя люте истязавши пытки страшныя привменяху и гвоздьми острыми, яко стрелы израняху твое честное тело даже до крове. В сем стоянии адамантове за веру Православную пребывших зряху, умиляемся благодарным сердцем и ужасаемся, состраждуще душею вопием ти сице: Радуйся, исповедниче новый и преславный; радуйся, кораблю веры непотопляемый. Радуйся, пред Богом за нас молитвенниче теплейший; радуйся, в скорбех грядущих на нас помощниче вернейший. Радуйся, во бранех со диаволом, терпению нас научаяй; радуйся, в стоянии за веру отеческую нас укрепляяй. Радуйся, богомудрых умов услаждение; радуйся, боголюбивых душ увеселение. Радуйся, священномучениче Сильвестре, земли Омския молитвенниче. Кондак 9 Вси людие паствы Омския видяще тя, архипастыря своего, смирением и кротостию сияюща, прославиша Бога, святителю отче Сильвестре. Ты же, Христовою любовию к ним исполненный, яко отец о чадех своих, слезныя молитвы Богу день и нощь излиял еси. Сего ради людие твои, умиляющеся сердцем и душею, воспеваху Богу, даровавшему им таковаго святителя дивна, возносяще песнь: Аллилуиа. Икос 9

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-isp...

Архиепископ Сильвестр Омский Восемь суток с солдатами в теплушке 58 В середине января 1918 года стоял на станции Полтава железнодорожный поезд с эшелоном солдат, которые возвращались с Западного фронта к себе домой, в восточные губернии. Вагоны – простые теплушки. Отодвинулась дверь, ловко спрыгивают солдаты с чайниками и бегут за кипятком. Иные возвращаются, неся под мышкой хлеб. Подходят к вагонам два пожилых человека в рясах. Один, седой, в остроконечной шапке, держит в руках постельную связку. Другой – помоложе, в сибирской шапке с наушниками, держит чемодан. Просят, чтобы солдаты пустили их в вагон. – Нельзя, у нас своих довольно, – отвечают. – Пустите, нам далеко ехать. – Куда вы едете? – В Сибирь, на Челябу и далее. – Мы сами едем в Сибирь. Далеко... Ну лезьте скорей. Молодой скоро взобрался в вагон, а старому трудновато пришлось. Солдаты помогли. В вагоне посредине железная печка, направо и налево – нары, под нарами – сено. Люди лежат на нарах и на сене; было больше тридцати человек. Все – солдаты, старые и молодые. Справа на нарах были молодые, и к ним прислонился старый священник. Они подвинулись, и он сел. Поезд тронулся. В воздухе морозно. В печке дрова трещат, огонек блестит золотом. Солдатики оживленно разговаривают, покуривая трубки и папиросы, свернутые из газетной бумаги. В разговорах, слышно, поминают Керенского, цены на хлеб, своих домашних. Возле печки сидят три пожилых человека в шинелях и громко ведут такой разговор: – Охота вам пускать попов да монахов в вагон. У них всё обман, – говорит один. – Известно, обман, – говорит другой. – Для того и религию выдумали, обряды выдумали, разные чудотворные иконы да мощи, чтобы нас держать в тисках... – Всё у них для богатых, для буржуев. Возьмите святых – все ведь князья, да архиереи, да разные монахи. Простого человека и туда не пущают. Показать бы им дорогу... Говоривший сверкнул глазами, сжал кулак. Слушая это, грустно поник головой старец в рясе. В седой голове пастыря, который опекал более полумиллиона духовных детей, пронеслись знакомые облики всяких отступников от святой веры и от Святой Церкви. Он ясно почувствовал, что долг повелевает ему сказать свое слово, какие бы ни были от того последствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010