39. ИОНА III избран и посвящен в Митрополиты Киевские 1516 года, когда же и где скончался, неизвестно. 40. ИОСИФ III избран и посвящен в 1526 г., кончина его неизвестна. 41. МАКАРИЙ II избран и посвящен 1538 г., когда и где скончался, также неизвестно. 42. СИЛЬВЕСТР Белкевич избран 1555 года, а посвящен 1556 г., когда же и где скончался, неизвестно. 43. ИОНА IV Протасович посвящен 1568 г., кончина его также неизвестна. 44. Куча посвящен 1577 года, кончина и сего Митрополита неизвестна. 45. ОНИСИФОР Петрович-Девочий избран и посвящен 1578 года; но Константинопольский Патриарх Иеремия по прибытии своем в 1588 г. в Россию узнав, что Митрополит Онисифор посвящен был из двоеженцев, на основании 17 правила св. Апостол низложил его. 46. МИХАИЛ Рагоз или Рогоза, на место низложенного Онисифора по избранию православных в Вильне, посвящен тем же Патриархом Иеремией в Митрополиты 1588 г. Сей Митрополит присоединясь к Римскому Папе ввел Унию в Малую Россию. С того времени не было православных Митрополитов Киевских до 1620 года. 47. ИОВ Борецкий посвящен на Киевскую Митрополию 1620 года августа 15 в Киево-Печерской Лавре, скончался 1631 года марта 2 дня. 48. ИСАИЯ Копинский избран по кончине Иова 1631 г. в Митрополиты Киевские и Галицкие, и всея России. Хотя Коссов и Киев. Каталог не полагают его в ряду Киевских Митрополитов; но, в Истории Киевской Академии, он неоднократно именуется Киевским Митрополитом; скончался 1634 года в Киево-Печерской Лавре. 49. ПЕТР Могила, из Киево-Печерских Архимандритов, посвящен на Киевскую Митрополию 1635 года. Скончался с 31 декабря в ночь на 1 января 1647 года и погребен в Киево-Печерской Лавре 19 марта в большой Печерской церкви за левым клиросом между столпами. 50. СИЛЬВЕСТР Коссов посвящен в Киеве в Митрополиты 1647 г., скончался 1657 года апреля 13 дня. 51. ДИОНИСИЙ Балабан избран на Киевскую Митрополию 1657 года и по свидетельству Митрополита Гедеона Четвертинского, он едва по однолетнем строении своем, остави Престол Митрополитанский; а скончался в Корсуне 1663 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Потому так и встревожились в Киеве. «От неученых попов и казаков велие было негодование: на што латинское и польское училище заводите, чего дотуду не было, и спасались. Было хотели самого Петра Могилу и учителей до смерти побити, едва их уговорили». Так рассказывает современник (Сильвестр Коссов). Из этого столкновения и спора победитетем вышел Могила. Братчикам пришлось признать его «старшим братом, опекуном и фундатором того святого братства, обители и школ», и передать братское училище в его ведение. Братская школа растворилась во вновь заведенной, в новой латино-польской «коллегии», которая и была вскоре перемещена из Лавры в Братский монастырь... Программа этой новой школы была взята из иезуитских школ. И для преподавания были привлечены и вызваны в Киев латинские выученики, – Исаия Трофимович Козловский, первый ректор Киевских школ, и Сильвестр Коссов, первый префект, оба учились, по-видимому, в Люблинской иезуитской коллегии, а потом в Замойской академии (м. б., и в Вене, в Цесарской академии). Одновременно была учреждена «коллегия» и в Виннице (несколько позже была перенесена в Гощанский или Гойский монастырь на Волыни). Можно догадываться, что у Могилы был план раскинуть по всему краю сеть латино-польских школ для православных, создать нечто вроде церковно-учебного ордена, с Киевской коллегией или «академией» во главе (срв. «Пиарский» орден, Ordo piarum scholarum)... Могила и его сподвижники были откровенными и решительными западниками. Они стремились объединить русских и не русских за единой культурной работой, в единой психологии и культуре... И та глухая, но очень напряженная борьба, которую мы все время наблюдаем вокруг всех начинаний и предприятий Могилы, означает именно эту встречу и столкновение двух религиозно-психологических и религиозно-культурных установок или ориентаций, – западнической и эллино-славянской… Могила не был одинок в своих замыслах и затеях. У него было много друзей, – это было новое поколение, прошедшее западную школу, для которого именно Запад, а не восток был своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Пользуясь такого рода настроением мыслей народа, южно-русское духовенство, питавшее антипатию к Москве, находило иногда возможность вооружать народ против подчинения Москве. Так, на раде, собранной Хмельницким по поводу прибытия трёх посольств с предложением покровительства от соседних держав, – от Москвы, Турции и Польши, произнёс весьма энергическую речь против подданства Москве Черкасский протопоп Фёдор Гурский, которого считали великим богословом и проповедником. Указывая на дары, завёрнутые в рогожу, принесённые Московскими послами, дары, завёрнутые в ковёр, принесённые послами Польши, и дары, завёрнутые в шелковые материи, принесённые послами Турции, он сказал: «от трёх царей или волхвов поднесены были младенчествовавшему Христу Спасителю дары: золото, ливан и смирна; дары сии предзнаменовали бытие, страдание и возвращение на небо: злато предрекло царствование, ладан – погребение, смирна – божественность. Так и сии дары, поднесённые тремя царями младенчествующему народу, знаменуют участь его: чем покрыты или одеяны дары сии, тем покроется и народ, ими прельстившийся. Дары польские покрыты ковром, то и народ с поляками будет иметь ковры; дары турецкие покрыты тканью шелковою, то и народ облечётся в шёлк; дары московские покрыты рогожами, то и народ, соединившийся с москвитянами, одеется в рогожки и под рогожки. И сии предзнаменования вернее и превосходнее всех оракулов на свете.» Эта речь Гурского произвела впечатление гораздо сильнейшее, чем речь Хмельницкого за подчинение Москве; в собрании поднялся шум и ропот на Хмельницкого: его называли изменником и предателем отечества, подкупленным от русских послов 47 . Преемник Петра Могилы , митрополит Киевский Сильвестр Коссов, также шляхтич по происхождению 48 , человек тех же взглядов и тех же стремлений, как и Пётр Могила, также оказывал неповиновение Московскому правительству. Хотя при въезде в Киев послов Московских, отправленных для принятия Малороссии, митрополит Сильвестр встречал их за городом, сказал им приветственную речь 49 , причём, по известию очевидца, православного священника, «отец митрополит од жалю обумирав, а все бывшое с ним духовенство за слезами света не видели» 50 ; хотя на вопросы послов, почему доселе не писал он, митрополит, вместе с Хмельницким просьбы о подданстве, отвечая, что о сношении Хмельницкого он, митрополит, доселе ничего ие знал, но что он всегда и ныне за государево здравие Бога молит и, действительно, проводив послов в Софийский собор, отслужил при них молебен, молил Бога о здравии великого государя и его дома 51 ; но тогда же, высказав такую видимую радость, Коссов на деле заявил Московскому правительству своё нерасположение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Коллегия представляла собой высшее учебное заведение с принятым на Западе латинским курсом. По примеру иезуитских коллегий, она разделена была на школы или классы: фару, инфиму, грамматику, ситаксиму, пиитику, риторику, философию и богословие. Первым ректором ея был Исаия Трофимович, префектом Сильвестр Коссов. В высших классах введены были богословские диспуты на латинском языке. Науки преподавались по схоластическому методу; в философии господствовал Аристотель, в богословии – Фома Аквинат. Славянский язык стоял на втором плане, греческий преподавался слабо. Латинский употреблялся всюду. Требовался он и в обыкновенном разговоре. Кто проговаривался по русски, тот записывался в calculus (лист в деревянном футляре). Если такой оставался у виновного на ночь, то он на другой день подвергался наказанию. Около 1634 г. на коллегию ополчились униаты. Рутский и его приверженцы прибегли к клевете, обвинив учителей ея в протестантских ересях и в социанстве. Тогда именно Сильвестр Коссов готовил свой «Ектезис», доказывая в нем строго православное направление обеих школ. Петр Могила отстоял их. Наука в коллегии быстро развивалась и она наполнялась учениками. В течение 10–15 лет она стала средоточием образования не только для Малороссии, но и для остальной России. (Знаменский). Коллегия начала славиться своими учеными трудами. Сам Петр Могила написал в 1644 г. книгу «Камень» на сокрушение лжи отступника Кассиана Саковича. Труд этот, по отзыву Знаменского, представлял апологетику православной русской Церкви и отчасти ея литургику, с объяснением обрядов, постов, праздников и пр. По поручению митрополита, киево-николаевский игумен Исаия Трофимович написал «Православное исповедание веры». Труд этот должен был устранить нарекания на православие, вызванные появлением в Европе на латинском языке «Восточного исповедания», пропитанного кальвинистскими идеями и приписанного ложно католиками патриарху Кириллу Лукарису. Сочинения Трофимовича рассматривал Собор в Киеве, созванный митрополитом в 1640 г., затем греко-русский Собор в Яссах (1641–42). Греческий богослов Мелетий Сирига внес свои исправления, изложив свое исповедание на греческом языке. Присланное в Киев оно напечатано там не было. После кончины Петра Могилы греческий текст Мелетия был напечатан в 1667 г. в Голландии. На славянском языке Исповедание было напечатано в 1696 г. В 1645 г. напечатано было Петром Могилою в Киеве на разговорном малороссийском языке, составленное им «Собрание короткой науки об артикулах веры». Называясь Малым Катихизисом, труд этот был напечатан в 1649 г. в Москве, в пересказе на московский церковно-книжный язык. В труде этом замечается известное отражение латинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Latina необходимы были в Польше ad forum, для дел и жизни гражданских. Сильвестр Коссов, напр., рассуждает в своем " Exegesis " так: " Латинские науки нашему народу нужно изучать прежде всего для того, чтобы нашей Руси бедной не звали Русью глупой. Совет учиться только по-гречески, а не по-латыни, хорош в Греции, но не в Польше, где латинский язык особенно распространен. Поедет бедняга русин на трибунал, на сейм, на сеймик, до города, до земства, — без латыни платить вины; только, как коршун вытаращивши очи, присматривается он там то к тому, то к другому " Латинский и польский языки, а вместе с ними и католический дух скоро проникли и в самые православные школы. " Каждая школа прошла две стадии своего развития: сначала она существовала, как школа греко-славянская, потом постепенно сближалась с латино-польской, причем это сближение заходило порой очень далеко " Отдельные ревнители восставали против латинского учения в православных школах. Таков, напр., был афонский инок Иоанн Вышенский, который говорил, что " плоды школы латинской гнилы и погибелью вечною смердящи " , что эта " проклятая школа ни одного ученика на спасет, до Царства Небесного годным быти не породит и не научит, аще всех студентов своих в погибель вечную посылает, потому что учителя в ней — поганцы, аристотели, волхвы, еретики, оригены и другие тому подобные " . Читайте об этом его сочинение " Зачапка мудраго латынника с глупым русином в диспутацию " Против латинского направления школ возмущался иногда самый народ. Так, напр., когда архимандрит Петр Могила завел в Киево-Печерской Лавре коллегию на иезуитский манер, то " от неученых попов и казаков велие было негодование: на што латинское и польское училище заводите, чего у нас дотуду не бывало и спасались. Было хотели самого Петра Могилу и учителей до смерти побити: едва их уговорили " Казацкая расправа грозила быть серьезной. Вспомните из Гоголя картину казацкой расправы с жидами в Запорожской Сечи. " Перетопить их в Днепре! В Днепр их, панове! " Нечто подобное было и в отношении латинской школы; по крайней мере Сильвестр Коссов, сам подвергшийся погрому, вспоминает: " Какие перуны, какие громы посыпались тогда на нас, невозможно и описать чернилами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/218/...

В Московской патриаршей библиотеке между рукописями 64 есть список греческого послания сего митрополита к римлянам. В надписи сего послания наименован он митрополитом Переяславским и Русским. Из сего заключается, что Кафедра митрополитов Киевских была сперва в Переяславле. Никонова летопись под годом 1091 65 также говорит, что бе прежде Переяславль митрополья и живяху множае тамо митрополиты Киевские и всея России и епископы поставляху тамо. Какая была тому причина, не известно. Историограф Н.М. Карамзин опровергает сие сказание, или по крайней мере для соглашения летописей думает, что Великий Князь Всеволод, любя Переяславль, учредил там особенную митрополию, уничтоженную по его кончине 66 . Но, кажется, константинопольские патриархи не дозволили бы разделять русскую иерархию на две столь ближние митрополии. Так ответствовал и патриарх Лука Великому Князю Андрею Юрьевичу, в половине XII столетия хотевшему учредить у себя особую митрополию во Владимире на Клязме. А Сильвестр Коссов говорит, что Леонтий митрополит определил не быть нигде инде митрополичьей столице, кроме Киева 67 . При митрополите Леонтии в1004 г. явился в России первый еретик, скопец монах Адриан, который укорял видимую Церковь и все ее уставы, и все священство. Сей скопец, вероятно, пришел с Востока и заражен быль ересью павликиан, в Х веке умножившихся по Болгарии и Славонии, которые, будучи отродье Манихеев, принимали одно только духовное вероисповедание без всяких внешних обрядов. (См. Мосгеймову Церковную историю, век IX и XI). Но митрополит привел его в раскаяние, так что после жил он уже в примерном благочестии и смирении. 3 . ИОАНН I по Московскому каталогу, (а Киевский Помянник называет его ИОНОЙ) вступил на Киевскую митрополию после Леона в 1007 или 1008 г., следовательно, прислан от патриарха Сергия. Но Сильвестр Коссов не упоминает о нем в своей Хронологии киевских митрополитов, и Захарий Копыстенский о имени его ссылается только на Помянник, а в ряду митрополитов не считает. Однако же ему в 1008 г. приписывают основание в Киеве каменной Петропавловской или св. апостола церкви на Берестове 68 . Киевский каталог митрополитов полагает кончину его в 1035 г 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

городах православные принуждены тайно погребать умерших в подвалах и своих домах. Может ли быть большее рабство?» (там же XXV, стр. 287. Предисл. LIX). 999 Соловьев. История России III, X, 1565, 1583–1584, 1587, 1588–589. По Зборовскому договору число казачьего войска должно было простираться до 40 000. Предоставлено право вписываться в казаки в областях по правую и по левую сторону Днепра. Из шляхетских и королевских имений можно было записываться, начавши от Днепра, на правой стороне: в Димере, в Горностайполе, Корыстышове, Паволоче, Погребище, Прилуке, Виннице, Браславле, Ямполе, в Могилеве до Днестра, а на левой стороне Днепра: в Остре, Чернигове, Нежине, Ромнах, даже до московского рубежа. 1000 Подлинный Диплом напечатан в II ч. I т. Арх. Юг.-Зап. Рос. XXXII.; в переводе – у Бант. – Каменского в Истор. об Унии, стр. 112–117. Православным передавались церкви: в Могилеве – Спасский монастырь, монастырь под Гродном, в Вильне – церкви Воскресения Иоанна и св. Юрия в предместье; в Трокках – Пресв. Богородицы, в Гродне – Воскресения, в Минске – Троицкая, в Полоцке – Рожд Христова со всеми имениями, в Мстиславле – Св. Троицы, в Кобрине – Рождества Богородицы, в Витебске Благовещения и Св. Духа, в Новогрудке – св. Иоанна, в Лиде – Св Спаса, в Игумне – Пречист. Богородицы, в Бобруйске – спасская, в Логичине Св. Спаса, в Польше в Любельском воеводстве возвращена отобранная каменная церковь , в Красном Ставе – св. Троицы, в Бельзе – св. Николая, в Стоянове – Св. Параскевы, в Кременце – св. Николая, в Городке – Воскресения Христова, в Мосцах Благовещения, в Буску Св. Николая, в Гродне – Воскресения, в Ковле – св. Николая, в Ратне св. Троицы. 1001 Арх. Юг.–3ап. Рос. II ч. I т. стр. 376. До 1650 года Мстиславскую епархию удерживал за собой прежний епископ Сильвестр Коссов, назначенный по смерти Могилы (1 янв. 1647 г.) киевским митрополитом. Поэтому он писался «Сильвестр Коссов милостию Божией архиепископ митрополит киевский, галицкий и всея России, епископ мстиславский, оршанский и могилевский (Арх. Юг.-Зап. Рос. ч. I, т. IV, 2. Вилен. Археогр. Сбор. V, стр. 218). 1002 Собр. Госуд. Грам. и Догов. III, 449. В первой половине 1649 г. Алексей Михайлович писал Зосиме епископу черниговскому о присылке учителей в Великороссию. Ср. Ист.-Стат. Опис. Черниг. епархии I, стр. 34.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Кроме того, недоброжелательствовали ему все сторонники Исаии Копинского и последний, как видно, сам говорил о неправославии сместившего его с митрополии соперника Дурное мнение о Могиле и его учебном заведении распространилось между казаками, всегда готовыми на суровую расправу с теми, кого считали врагами веры. И вот - дело дошло до того, что однажды толпа народа, предводительствуемая казаками, собиралась броситься на коллегию, сжечь ее и перебить наставников. " Мы, - писал потом один из наставников, Сильвестр Коссов, тогдашний префект киевской коллегии,-исповедывались и ожидали, что нами начнут кормить днепровских осетров, но, к счастию, Господь, видя нашу невинность и покровительствуя образованию народа русского, разогнал тучу предубеждений и осветил сердца наших соотечественников; они увидели в нас истинных сынов православной церкви, и с тех пор жители Киева и других мест не только перестали нас ненавидеть, но стали отдавать к нам в большом количестве своих детей и величать нас Геликоном и Парнассом " . Событие, угрожавшее коллегии, происходило 1635 года; в этом же году, когда минула опасность, Сильвестр Коссов издал " Экзегезис, или Апологию Киевских школ " , сочинение, в котором защищал способ преподавания, принятый в коллегии. Предпочтение, оказываемое латинскому языку, в глазах Петра Могилы и избранных им наставников оправдывалось обстоятельствами времени. Русские, учившиеся в коллегии, жили под польским правлением и готовились к жизни в обществе, проникнутом польским строем и польскими понятиями. В этом обществе господствовало и глубоко укоренилось мнение, что латинский язык есть самый главный, самый наглядный признак образованности и чем кто лучше владеет латинским языком, тем более достоин названия образованного человека. Под влиянием иезуитов, русские, уже по самой своей народности, подвергались презрению у поляков, и такой взгляд естественно содействовал тому, что русское шляхетство так торопливо стремилось избавиться от своей народности, и перешедшие в католичество с гордостью признавали себя поляками.

http://sedmitza.ru/lib/text/435648/

О реформах митр. Петра (Могилы) см., например: Kpuжahibcьkuй О. П., Nлoxiй С. М. Icmopiя Церкви та peлiriйho¿ думки в Ykpa¿hi. К., 1994. Кн. 3: Kiheць XVI — середина XIX cmoлimmя. Позитивная оценка его деятельности основывается здесь на том, что митр. Петру Могиле и его ученому кружку удалось «адаптировать на украинской православной почве влияния западной Контрреформации, соединить ее приобретения с собственной киевской традицией» (с. 65). Об издательской деятельности митр. Петра Могилы см.: Титов Ф. Типография Киево-Печерской лавры. К., 1918. Т. 1. С. 169–312. Сильвестр (Коссов), Киевский митрополит (1647–1657), родился в кон. XVI или в нач. XVII в. в Жировицах, в православной шляхетской семье. Окончил школу в Вильно, учился в иезуитской коллегии в Люблине и в Замойской Академии. Возвратившись в Вильно, начал педагогическую деятельность. До 1631 г. был учителем Виленской и Львовской братских школ. В 1631 г.— префект лаврской, а потом братской школы в Киеве. В 1634 г. стал Могилевским и Мстиславским епископом. Автор богословско-полемических сочинений, житий. В 1635 г. в Киеве на польском языке был напечатан его труд «Exegesis», в котором он выступил в защиту православных школ с преподаванием в них латинского языка, необходимого для потребностей повседневной жизни в Речи Посполитой (трибунал, сейм, суд). Опубликован: АЮЗР. К., 1914. Ч. 1. Т. 8. Вып. 1. С. 422–447. Об этом сочинении см.: Герич Ю. «Exegesis» Сильвестра Коссова. Йорктон, 1958. Т. 26. По поручению митр. Петра (Могилы) еп. Сильвестр (Коссов) также перевел на польский Киево-Печерский Патерик, который был опубликован в Киеве в 1635 г. Извлечения из Патерика опубликованы: АЮЗР. Ч. 1. Т. 8. Вып. 1. С. 448–472. Анализ «Экзегезиса» и Патерика см.: Голубев. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. Т. 2. С. 245–293; Перетц В. Н. Киево-Печерский Патерик в польском и украинском переводе//Славянская филология. М., 1958. Т. 3; Ykpa¿hcьki письменники. Т. 1. С. 385–389; Макарий, митр. История Русской Церкви. Кн. 6. С. 474 и далее наст. изд.

http://sedmitza.ru/lib/text/436203/

По этому поводу Сильвестр Коссов в 1635 году издал «Ектезис», или отчет о киевских и винницких школах, в котором вполне опроверг клевету латино-униатской партии и доказал строгое православное направление новых школ. Коллегия отстояла свою самостоятельность и науку, и после этого быстро стала развиваться и наполняться учениками. В течение каких-нибудь 10—15 лет она успела сделаться сильным образовательным центром не только для Малороссии, но и для всей России.    Незадолго до этого в Европе распространилось на латинском языке Восточное Исповедание православной веры, ложно приписанное патриарху Кириллу Лукарису; оно было проникнуто кальвинистскими идеями и сделалось причиной многих нареканий на православие. По поручению митрополита, киево-николаевский игумен Исайя Трофимович для устранения этих нареканий написал новое «Православное Исповедание веры». Собор 1640 года, созванный Могилой в Киеве, рассмотрел это сочинение, важное тогда для всей восточной церкви, и отправил на восток для нового рассмотрения. Рассмотрение это состоялось на соборе представителей Греческой и Русской церкви, собравшемся в 1641—1642 гг. в Яссах. В 1643 году последовало утверждение «Исповедания» восточными патриархами, но печатание книги и даже возвращение ее в Киев по разным обстоятельствам замедлилось, а между тем появились новые нарекания на православных, будто они три года рассматривают свое исповедание и ничего с ним поделать не могут. Вследствие этого Петр Могила в 1645 году поспешил издать Православное Исповедание на польском и русском языках в сокращенном виде, под названием «Собрание короткой науки о артикулах веры (Малый Катехизис)». Полное Православное Исповедание было издано чрез 20 лет, и то только на греческом языке (в Амстердаме в 1662 г.), а на славянском появилось уже в 1696 году. Кроме защиты веры, митрополит занимался исправлением церковных книг, в чем ему помогали ученые члены братства. Одним из важнейших его изданий по этой части было издание (1646 г.) Евхологиона, или Большого Требника; в нем собраны были все чины православной церкви по греческим и славянским требникам, дополнены новыми чинами на те случаи, на которые в Русской церкви их не было, заимствованными из католических требников или составленными вновь самим Могилой, кроме того, снабжены подробными объяснениями литургического, догматического и канонического содержания. Митрополит приготовлял еще исправленное издание полной Библии и перевода житий Симеона Метафраста, но из-за смерти не исполнил этого замысла. Он скончался под новый 1647 год. Из сотрудников его особенную известность, после Исайи Трофимовича, получил Сильвестр Коссов, бывший преемником Могилы по митрополии. Кроме Ектезиса, или Апологии школам, он написал книгу «О седьми тайнах» (1637 г.) и издал в сокращенном виде Печерский Патерик (1635 г.) с примечаниями (на польском языке).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010