В 1927 г. еп. Феофан был переведен на Псковскую кафедру. 29 сент. того же года на Калужскую кафедру был назначен еп. Стефан (Знамировский) , 27 июня 1928 г. ушедший на покой. 12 авг.- 12 дек. 1928 г. Калужскую кафедру занимал еп. Павел (Введенский) , 1 янв. 1929 - 16 сент. 1930 г.- еп. Сильвестр (Братановский) . В марте 1929 г. по распоряжению губисполкома был взорван калужский Лаврентиев мон-рь, разрушен монастырский некрополь, где были похоронены почетные граждане Калуги (Малютины, Черновы, Билибины, Золотарёвы и др.), герои войны 1812 г. генералы К. Ф. Багговут и Л. В. Всеволожский, архитекторы Калуги П. Р. Никитин, И. Д. Ясныгин, Н. Ф. Соколов. В Калуге в 1929 г. был закрыт храм во имя св. апостолов Петра и Павла на Пятницком кладбище, в 1930 г. уничтожен Крестовский монастырь. Шли массовые аресты священнослужителей. В нач. 1930 г. были сосланы викарий К. и Б. е. Мосальский еп. Стефан (Виноградов) , настоятель мосальского кафедрального собора прот. Михаил Полянский и староста И. П. Чернышёв. В 1929-1930 гг. были репрессированы 84 священнослужителя, 18 церковнослужителей, 5 церковных старост, 8 монахинь Шамординского мон-ря, 14 монахинь обители иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в пос. Дугна, 4 монахини Казанского Боголюбивого мон-ря, 2 монахини Тарусского Троицкого мон-ря, 4 оптинских инока. Рака над мощами блж. Лаврентия Калужского. Фотография. 1898 г. (ГИМ) Рака над мощами блж. Лаврентия Калужского. Фотография. 1898 г. (ГИМ) В дек. 1930 г. епископом Боровским, временно управляющим Калужской епархией, был назначен сщмч. Павлин (Крошечкин) , стремившийся укрепить веру в пастве в годы гонений. Для поддержания религ. духа народа еп. Павлин ввел особо торжественные богослужения в воскресные вечера, активно общался с прихожанами. В 1931-1933 гг. были сосланы и расстреляны еще 83 священнослужителя, 22 церковнослужителя, 13 шамординских монахинь. 28 июня 1931 г. 22 монахини калужского Казанского мон-ря вместе с игум. Ангелиной (Гуляевой) были сосланы в Казахстан, туда же были сосланы 16 монахинь медынской Скорбященской общины и Свято-Троицкого Тарусского мон-ря. В авг. 1932 г. в лагерях Северного края оказались 10 монахинь Николо-Печерской жен. общины во главе со старшей сестрой Екатериной (Авдеевой).

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Барановке, близ г. Чёрного Яра (жен., основан в 1896 как жен. община, в 1902 преобразован в мон-рь, закрыт в 20-х гг. XX в.). Архиереи: архиеп. свт. Феодосий (Харитонов; 1602 - 19.12.1606), архиеп. Онуфрий (15.02.1615 - 23.07.1628), архиеп. Макарий (13.01.1629 - 28.01.1638), архиеп. Рафаил (17.05.1638 - 20.12.1640), архиеп. Пахомий (17.07.1641 - 31.05.1655), митр. сщмч. Иосиф (4.05.1656 - 11.05.1671), митр. Парфений (25.02.1672 - 5.10.1680), митр. Никифор (26.06.1681 - 28.10.1682), митр. Савватий (4.03.1683 - 1.07.1696), митр. Сампсон (2.02.1697 - 3.04.1714), еп. Иоаким (22.01.1716 - 23.06.1723), еп. Лаврентий (Горка; 8.09.1723 - 22.05.1727), еп. Варлаам (Линицкий; 7.09.1727 - 7.06.1730), еп. Лев (Юрлов; назначен в июне 1730, в епархию не прибыл, 2.10.1730 лишен сана, расстрижен и сослан), еп. Иларион (15.08.1731 - 9.06.1755), еп. Мефодий (10.05.1758 - 29.05.1776), архиеп. Антоний (Румовский; 27.08.1776 - 10.11.1786), архиеп. Никифор (Феотоки; 28.11.1786 - 16.04.1792), архиеп. Тихон (Малинин; 18.05.1792 - 14.11.1793), еп. Феофил (Раев ; 6.02.1794 - 11.03.1794), архиеп. Платон (Любарский ; 11.03.1794 - 18.08.1805), архиеп. Афанасий (Иванов ; назначен 18.08.1805, умер в день назначения), архиеп. Анастасий (Братановский-Романенко; 20.12.1805 - 7.12.1806), архиеп. Сильвестр (Лебединский; 25.01.1807 - 10.01.1808), архиеп. Гаий (Токаов; 10.01.1808 - 20.02.1821), архиеп. Иона (Василевский ; 22.04.1821 - 1.10.1821), архиеп. Авраам (Шумилин ; 29.10.1821 - 7.05.1824), архиеп. Мефодий (Пишнячевский; 27.06.1824 - 30.09.1825), архиеп. Павел (Саббатовский; 26.01.1826 - 7.02.1832), еп. Виталий (Борисов-Жегачёв 12.03.1832 - 4.12.1840), еп. Стефан (Романовский; 1.03.1841 - 4.12.1841), еп. Смарагд (Крыжановский ; 31.12.1841 - 12.11.1844), архиеп. Евгений (Бажанов; 12.11.1844 - 15.04.1856), архиеп. Афанасий (Дроздов; 15.04.1856 - 6.04.1870), еп. Феогност (Лебедев; 27.06.1870 - 7.12.1874), еп. Хрисанф (Ретивцев; 29.12.1874 - 8.12.1877), еп. Герасим (Добросердов; 8.12.1877 - 24.06.1880), еп.

http://pravenc.ru/text/76736.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай Караулов, еп. Вельский. Фотография. 20-е гг. XX в. (Караулов Николай Аполлониевич; 28.05.1871, Введенско-Томашский погост Кадниковского у. Вологодской губ.- 17.04. 1932, Вологда (по др. данным, Новосибирск)), сщмч. (пам. 4 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Вельский. Из семьи священника. В 1887 г. окончил Вологодское ДУ и поступил в Вологодскую ДС. 15 сент. 1893 г., по окончании семинарии, был назначен псаломщиком в Георгиевскую домовую ц. при Скулябинском доме призрения бедных граждан Вологды, 26 дек. того же года рукоположен во диакона к этой церкви с оставлением в должности псаломщика. 12 сент. 1894 г. переведен в вологодскую Спасо-Всеградскую ц. на место псаломщика. 14 сент. 1898 г. рукоположен во иерея, но продолжал трудиться псаломщиком. 7 сент. 1900 г. переведен штатным священником в Софийский кафедральный собор Вологды. 7 февр. 1901 г. был назначен настоятелем Екатерининской ц. в Вологде. Одновременно служил законоучителем в городском Колесниковском муж. приходском уч-ще. В 1903-1904 гг. входил в число жертвователей Попечительства о бедных воспитанниках Вологодской ДС, в 1909 г. пожертвовал средства на постройку здания для образцовой школы при Вологодском епархиальном жен. училище. В 1905-1906 гг. выступал с лекциями на публичных религиозно-нравственных чтениях, организованных вологодским правосл. Братством во имя Всемилостивого Спаса, состоял членом вологодского отдела Имп. Православного Палестинского об-ва. Возведен в сан протоиерея (не ранее 1918). Награжден набедренником (1903), скуфьей (1905), камилавкой (1909), наперсным крестом (1917). В 1921 г. был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, приговорен к 2 годам ссылки и выслан в г. Пинегу Архангельской губ. Когда Н. вернулся из ссылки, положение церковных дел в Вологде было крайне тяжелым. Вологодский еп. Сильвестр (Братановский ; впосл. архиепископ) из-за противодействия властей не имел возможности жить в Вологде и управлять епархией. 21 окт. 1923 г. прот. Н. А. Караулов по принятии монашеского пострига с оставлением прежнего имени был хиротонисан во епископа Вельского, викария Вологодской епархии. Был назначен временно управляющим Вологодской епархией. Вскоре написал прошение патриарху Московскому и всея России свт. Тихону об отказе от исполнения своих обязанностей по управлению Вологодской епархией из-за «недоброжелательного отношения ко мне, как к епископу, со стороны духовенства и мирян Вельского уезда, а также... потому что полномочия, данные мне правящим епископом Вологодским Сильвестром, являются недостаточными на основании существующих законоположений». Был уволен на покой.

http://pravenc.ru/text/2565732.html

д. “Местоблюстителя Московского Патриаршего Престола», митрополита Нижегородского Сергия, гр. Страгородского и список образовавшегося при нем Временного, так называемого “Патриаршего Священного Синода» в составе: митрополита Новгородского Арсения Стадницкого , митрополита Тверского Серафима Александрова , архиепископа Вологодского Сильвестра Братановского, архиепископа Хутынского Алексия Симанского, архиепископа Костромского Севастиана Вести, архиепископа Звенигородского Филиппа Гумилевского и епископа Сумского Константина Дьякова в Административном Отделе ЦАУ НКВД получены и приняты к сведению. Препятствий к деятельности органа, впредь до утверждения его, не встречается» 1140 . Эта справка была весьма похожа на ту, что в январе 1926 г. была получена основателями ВВЦС (в той было сказано, что «к открытию деятельности Временного Совета, впредь до утверждения такового, со стороны НКВД препятствий не встречается» 1141 ). Она не означала еще регистрации Синода и его полноценной легализации, а лишь давала разрешение фактически приступить к работе (под контролем ОГПУ, разумеется). И способ учреждения Синода, и его персональный состав не могли не вызвать подозрений в церковных кругах. Г. А. Косткевич в своем «Обзоре» прокомментировал ситуацию так (явно не беспристрастно): «Когда стали известны имена епископов, призванных им в Синод, о капитуляции м[итрополита] Сергия перед Сов[етской] властью не могло быть больше сомнений. В Синод вошли: арх[иепископ] Сильвестр – быв[ший] обновленец, арх[иепископ] Алексий Хутынский – быв[ший] обновленец, назначенный на Петроградскую кафедру от живой церкви после казни митр[ополита] Вениамина, арх[иепископ] Филипп – быв[ший] беглопоповец, т. е. переходивший из Прав[ославной] Церкви в секту “беглопоповцев», митр[ополит] Серафим Тверской – человек, о связях которого с ГПУ знала вся Россия, которому никто не верил» 1142 . Согласно воспоминаниям келейника архиепископа Серафима (Самойловича), в Синод вошли именно те иерархи, которых Тучков пытался навязать Угличскому святителю: «А вскоре был освобожден митрополит Сергий...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРЕЙСКОЕ Московской епархии, существовало с 4 авг. 1913 по 28 дек. 1929 г., возобновлено 26 февр. 1994 г. Названо по г. Верея Московской губ. С 4 авг. 1913 по 9 окт. 1917 г. вик-ство возглавлял еп. Модест (Никитин) , хиротонисанный из архимандритов московского Знаменского мон-ря. В качестве Московского викария еп. Модест являлся заведующим Московскими пастырскими курсами, председателем Московского миссионерского об-ва и председателем комитета по устройству лагерей для раненых. С 9 окт. 1917 по май 1920 г. Верейским епископом был Сильвестр (Братановский) , в 1920 г. переведенный в Пермскую епархию. 25 мая 1920 г. во епископа Верейского был хиротонисан сщмч. Иларион (Троицкий) , ставший одним из ближайших помощников Патриарха св. Тихона по управлению Московской епархией. Архипастырская деятельность еп. Илариона прерывалась арестами и ссылками в 1920, 1921 и 1922-1923 гг. 6 июля 1923 г. он был возведен в сан архиепископа и в том же месяце назначен временно управляющим Московской и Коломенской епархией . В нояб. он был арестован, приговорен к 3 годам ИТЛ. После кончины архиеп. Илариона 28 дек. 1929 г. в заключении новых назначений на В. в. не последовало. 26 февр. 1994 г. Свящ. Синод принял решение о возобновлении В. в. 16 апр. 1994 г. во епископа Верейского был хиротонисан Евгений (Решетников) , ставший исполняющим обязанности председателя Учебного комитета . 18 июля 1995 г. еп. Евгений был назначен ректором МДАиС, 18 июля 1998 г. утвержден в должности председателя Учебного комитета, 25 февр. 2000 г. возведен в сан архиепископа. По благословению митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) осенью 2000 г. один из приделов собора в честь Рождества Христова в Верее был освящен в честь сщмч. Илариона (Троицкого). Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 426-427; Т. 7. С. 197-198; Дамаскин. Кн. 4. С. 404-445; Определения Свящ. Синода//Офиц. хроника. 1994. 1-3. С. 39. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/150395.html

К стр. 94 68 . Прибавление: 9 . АВГУСТИН Виноградский, в 1806 году, Ноября 18, пожалован Орденом Св. Анны 1 класса. В 1812 году, Июля 14, – Св. Александра Невского. С 1811 года Июня 16 поручено было ему управление дел Епаршеских Московской Митрополии. В 1812 году, Декабря 28, Высочайше повелено: «по случаю кончины Преосвященного Митрополита Платона, впредь до назначения местного Архиерея, продолжать управлять Епархией Московской и проч.» В 1814 году, Августа 30, пожалован Архиепископом Дмитровским, управляющим Митрополией Московской, Троице-Сергиевой Лавры Архимандритом и Членом Святейшего Синода. К стр. 107 69 . Прибавление: 21 . АНАСТАСИЙ Братановский в 1805 году был присутствующим в Святейшем Синоде, в 1806 году, Декабря 7, наименован Членом оного, но 9 числа того же месяца скончался. 22 . СИЛЬВЕСТР Лебединский, в 1807 году, Января 25, переведён из Епископов Полтавских Архиепископом. В 1808 году, Января 10, по прошению его уволен на покой с пенсией в Глуховский Петропавловский монастырь; но на пути своём из Астрахани в Острогожском уезде, в слободе Ровеньках, заболев, через три дня, 5 Ноября, скончался. Погребён в оной слободе Ровеньках Воронежской Семинарии Ректором Архимандритом Афанасием. 23 . ГАИЙ Токаов, в 1808 году, Января 10, переведён из Пензенских Епископов Архиепископом. К. стр. 129 70 . Прибавление: 21 . ИРИНЕЙ Клементьевский, в 1814 году, Августа 30, уволен от Синода и от Епархии с пенсией. 22 . МЕФОДИЙ Смирнов, переведён из Тверских в 1814 году, Августа 30. Глава VI. Епархия РЯЗАНСКАЯ К стр. 134 71 . Прибавление: 50 . АМВРОСИЙ Яковлев-Орлин, в 1809 году, Января 26 скончался, погребён 2 Февраля Амвросием, Епископом Тульским и Белевским. 51 . ФЕОФИЛАКТ Русанов, в 1809 году, Марта 5, переведён из Калужских Архиепископов. В 1812 году, Августа 30, пожалован Орденом Святого Александра Невского. В 1813 году, Апреля 4, пожалован ему алмазный крест для ношения на клобуке, и того же года, Ноября 11 от присутствия в Святейшем Синоде уволен в Епархию. К стр. 142 72 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

19 сентября 1904 года было освящено здание церковно-приходской школы, расположенной на южной стороне от храма, на церковной земле. Храму принадлежала часовня святителя Николая на источнике «Здоровец» в Березуевском овраге. В 1908 году в храме был произведен крупный ремонт. Подзолочены иконостасы, подновлены росписи, сделаны новые входные двери, расширены арки, пол устлан плиткой Харьковского завода, а в центральном алтаре - паркетом. После ремонта храма был произведен малый чин освящения епископом Вениамином. По воспоминаниям очевидцев, в 1930-х годах в храме служили Калужские архиереи - епископы Сильвестр (Братановский) и Павлин (Крошечкин) . Преосвященные жили в доме церковного старосты - Михаила Ивановича Барсукова (ул. Смоленская, 4). В 1938 году храм был закрыт. Помещение церкви занимали типография, склады, др. учреждения. После войны храм действовал и был повторно закрыт в 1959 году, после смерти настоятеля о. Георгия Соколова . В 1960 году Преображенский храм вошел в состав памятников архитектуры и градостроительства республиканского значения. 27 сентября 1993 года храм был передан Калужской епархии и определен подворьем Свято-Пафнутьева Боровского монастыря . 19 августа 1994 года наместником Свято-Пафнутьева Боровского монастыря игуменом Гавриилом в храме была отслужена первая Божественная литургия – в приделе преподобного Нила Столбенского. В 1995 году богослужения были перенесены в Никольский придел. Осенью 1997 года в храме проведено отопление. Весной 2009 года из-за ветхости сгорело здание воскресной школы при храме. 20 октября 2013 года митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) совершил чин великого освящения храма. Богослужения совершаются по монастырскому уставу. Святыни Настоятели Использованные материалы Редакция текста от: 25.09.2017 22:14:53 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/4473.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Петр Токарев, свящ. Фотография. 1937 г. Никитович Токарев (2.06. 1881, г. Одоев Тульской губ. (ныне поселок Тульской обл.) - 20.08.1937 (по др. данным, 19.08.1937), Ярославская обл.), сщмч. (пам. 7 авг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи мещан. В 1898 г. окончил Белёвское ДУ по 1-му разряду и был удостоен перевода в 1-й класс семинарии. В 1904 г. окончил Тульскую ДС по 1-му разряду, в 1909 г.- Демидовский юридический лицей в г. Ярославле с правом представления кандидатской диссертации. В 1910 г. удостоен степени кандидата юридических наук. 24 нояб. того же года Рыбинским еп. Сильвестром (Братановским) рукоположен во иерея. Служил в Преображенской тюремной ц. г. Любима Ярославской губ. и законоучителем в Любимском приходском училище. В 1912 г. переведен в городской Богоявленский собор. Был хорошим проповедником. В 1917-1919 гг. служил вначале в г. Брянске Орловской губ., затем - в с. Петровском Одоевского у. Тульской губ. и в Угличе Ярославской губ. В 1918 г. арестован в Угличе, но вскоре освобожден. В сент. 1919 г. в сане протоиерея поселился в Ярославле, служил в ц. во имя прп. Симеона Столпника, также исполнял обязанности секретаря епархиального совета. 3 нояб. 1922 г. арестован в Ярославле по обвинению в контрреволюционной деятельности вместе с группой священников и мирян, выступивших в защиту арестованных Ярославского и Ростовского митр. священноисп. Агафангела (Преображенского) и Романовского еп. сщмч. Вениамина (Воскресенского) и осудивших обновленческого «епископа» Иоанна Миртова и его ЕУ. Все осужденные, кроме П., были через некоторое время отпущены под расписку. 23 февр. П. был приговорен к 2 годам ссылки в Нарымский у. Томской губ. После освобождения вернулся в Ярославль. По возможности помогал тем, кто находились в ссылках и лагерях. 31 янв. 1930 г. вновь арестован за «попытку к созданию контрреволюционной организации, ведение антисоветской агитации, направленной к срыву мероприятий советской власти, организации материальной помощи ссыльным за контрреволюционную деятельность церковникам». Приговорен к 5 годам концлагерей. В 1932 г. приговор был пересмотрен и П. досрочно освободили из лагеря, приговорив к лишению права проживания в 12 населенных пунктах СССР с прикреплением на оставшийся срок к Уральской обл. Вернувшись из ссылки, с 1935 г. П. служил в Георгиевской ц. дер. Обнорское Любимского р-на Ивановской промышленной обл. (ныне Ярославской обл.).

http://pravenc.ru/text/2580228.html

В 1921 г. Вологодский еп. сщмч. Александр (Трапицын) под давлением властей и агитаторов обновленского толка вынужден был уйти на покой, в 1923 г. он был арестован и сослан. Кафедру занял еп. Александр (Надеждин), в нояб. 1922 г. присоединившийся к обновленчеству . Обновленцы захватили Софийский собор, 1 авг. 1922 г. открыли епархиальное управление, в 1922-1923 гг. издавали в Вологде журнал. Приходы, сохранившие верность Патриарху св. Тихону, перешли под временное управление викарного Вельского еп. сщмч. Николая (Караулова) . 29 марта 1925 г. состоялось собрание вологодского духовенства и мирян, верных канонической Церкви, на к-ром Вологодским архиепископом был избран Сильвестр (Братановский) , управлявший В. е. до 1928 г. После перевода архиеп. Сильвестра на Калужскую кафедру В. е. возглавил архиеп. Амвросий (Смирнов) , арестованный в 1931 г. С этого времени епархией в течение 2 лет управлял Кронштадтский еп. Венедикт (Плотников ; 4 апр. 1933 возведен в сан архиепископа, 16 июня назначен архиепископом Вологодским, через 4 месяца переведен в Новгородскую епархию). Последний предвоенный Вологодский еп. Георгий епархией фактически не управлял, в сент. 1940 г. был уволен на покой. До 1945 г. Вологодская кафедра не замещалась. Воскресенский собор в Вологде. 1772–1776 гг. Архит. Златицкий. Фотография. 2004 г. Воскресенский собор в Вологде. 1772–1776 гг. Архит. Златицкий. Фотография. 2004 г. В 1923 г. в Вологде была зарегистрирована 41 община. Вскоре началась масштабная кампания по закрытию храмов: в нач. 1924 г. были закрыты Софийский собор, в к-ром предполагали устроить филиал антирелиг. музея, Спасо-Всеградский собор, Иоанно-Предтеченская Рощенская, Никольская Сенноплощадская и Афанасиевская (через нек-рое время разрушенная) церкви и еще 12 храмов и 3 часовни. 19 дек. 1924 г. в стенах упраздненного Кириллова Белозерского мон-ря был основан Кирилло-Белозерский музей-заповедник. В эти же годы были разрушены первые храмы. Все религ. общины Вологды должны были в срочном порядке ремонтировать храмы, в противном случае либо договор на пользование церковным имуществом расторгался, либо община должна была «добровольно» отказаться от храма. В 1928 г. в Вологде под разными предлогами было закрыто 5 церквей, с марта 1929 по март 1930 г.- 32 храма, в 1932-1937 гг. было снесено 6 храмов. К 1938 г. Патриаршей Церкви принадлежали кладбищенские нижний храм Рождество-Богородицкой ц. и Лазаревский храм, обновленцы служили в Воскресенском соборе, в кладбищенской Введенской ц., часть к-рой использовали также григорианцы, и в верхнем храме Рождество-Богородицкой ц. 5 марта 1938 г. были закрыты обновленческие Воскресенский собор, Введенская ц., 2 дек. 1938 г.- холодный храм (2-й этаж) ц. Рождества Богородицы, вскоре и Лазаревская ц. К 1940 г. в Вологде действовал только храм в честь Рождества Пресв. Богородицы.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Из епископов наиболее потрудившихся в деле миссионерского служения заслуживают упоминания епископ Илларион (1731–1755), в бытность которого ревностным миссионером среди калмыков был архимандрит Никодим Ленкевич, учредивший для крещенных калмыцких мальчиков школу при Ивановском монастыре, один из благостнейших астраханских архипастырей Мефодий I (1758–1776), горячо оплаканный не только православными, но магометанами и калмыками, арх. Виталий (1832–1841), открывший в целях миссионерских при семинарии класс калмыцкого языка, который преподавался настолько успешно в семинарии, что из природных русских вышли такие замечательные знатоки этого языка и быта калмыков и присно незабвенные деятели на поприще миссионерском в крае, как, напр., о. протоиерей Пармен Смирнов, Ф. Е. Крылов и А. И. Воронцов, преподаватели семинарии, архиеп. Евгений I (1844–1856), открывший первую улусную походную церковь и назначивший к ней особого священника, знающего калмыцкий язык, Василия Дилигенского, и, наконец, известнейший вития и ученый архиепископ Никифор Феотоки (1786–1792), много поработавший на поприще обращения совращенных в раскол и оставивший по себе память в истории полемической противо-раскольнической литературы своими капитальными «Ответами на вопросы старообрядцев бахмутских и астраханских». Иерархия астраханская на всем протяжении своей трехсотвековой истории не переставала учить добру свою паству, но с особенно выдающимся успехом в этом деле потрудились архиепископы Никифор Феотоки, Тихон Малинин (1792–1793), Анастасий Братановский (1805–1806), Иона Васильевский (1821), Евгений I Баженов и епископ Хрисанф Ретивцев (1874–1877). Из пастырей астраханского края стяжали себе славу искусных проповедников Слова Божия протоиереи (отец известного арх. Иннокентия) Ф. А. Александров, И. Г. Якиманский, священники Ник. Герасимов, И. М. Рубашевский, С. Андреев, иеромонах Ириней, основатель Покрово-Болдинского монастыря и др. Многие из названных нами иерархов потрудились в служении добру и путем издания капитальных своих ученых трудов, каковы напр., «О расположении проповедей», трактат архиепископа Анастасия Братановского, Кириакодромион или толкование воскресных евангелий в 2 частях, арх. Никифора Феотоки, сокращение Богословия арх. Сильвестра Лебединского (1807–1808), «О религиях древнего мира» епископа Хрисанфа, Иерархия астраханская и другие историко-археологические труды Платона Любарского (1794 – 1805) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010