«Вся тайна нашего искупления смертью Иисуса Христа состоит в том, что Он взамен нас уплатил Своею кровью долг и вполне удовлетворил правде Божией за наши грехи... Страдание и смерть нашего Спасителя имеют значение не только выкупа и уплаты долга, но и значение величайших заслуг перед судом вечной правды, ради которых Бог вся нам дарствует (см.: Рим.8:32)».    Юридическая теория нашла отражение и в «Пространном катихизисе», где утверждается, что искупительный подвиг Христа представляет собой «совершенное удовлетворение правосудию Божию... и безмерная заслуга, приобретшая Ему право, без оскорбления правосудия, подавать нам грешным прощение грехов и благодать...».    В русской богословской школе наиболее видными представителями юридической теории были: проф. догматики Казанской духовной академии Е. Будрин, проф. Киевской духовной академии М. Скабалланович, проф. И. Айвазов. Последовательными защитниками этой теории в XX в. были митр. Елевферий (Богоявленский) и архиеп. Серафим (Соболев).    В догматических системах прот. Николая Малиновского и архиеп. Сильвестра (Малеванского) учение об искуплении также излагается в соответствии с основными принципами юридической теории, хотя последний стремился несколько смягчить ее крайности и избегать таких схоластических терминов, как «удовлетворение», «заслуга», «оскорбление». 2.2. Положительные стороны юридической теории    Существенным положительным моментом юридической теории является акцент на невозможности для человека спастись своими собственными силами.    В этой теории подчеркивается также, что для спасения человека от греха и смерти необходимо радикальное изменение отношений между Богом и человеком. Те отношения, которые сложились после грехопадения, должны быть исправлены, причем изменение этих отношений должно иметь объективный характер, т. е. не зависеть только от желания самого человека.    Кроме того, данная теория привлекательна также простотой и четкостью формулировок, что импонирует людям с рационалистическим складом ума.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

диакон Андрей Псарев Василий Максименко родился 8-го августа 1873 года в местечке Глафировке, на берегу Азовского моря, возле Ейска, в семье диакона Иоанна Васильевича Максименко. Быт в котором воспитывался мальчик был суровым. 1 Из всех детей в живых осталось семь. «Помню, на крестинах младшего брата Спиридона – вспоминал Владыка Виталий – меня мальчика 4–5 лет угощали водкой. Она была горькая, я кривился, но все же омокал хлеб и ел, а отец приговаривал: „Горькая? Ничего. Ешь- ешь! Вырастешь, пьяницей не будешь“». 2 Жалованья которое давал приход семье не хватало и отцу приходилось заниматься «апостольским промыслом» – рыбной ловлей. От этого он и безвременно умер от простуды будучи 42 лет от роду. «Его хоронили уже весной и меня заставили у гроба отгонять мух цветущими веточками вишни – пишет Владыка. Через год от тоски умерла и мать и мы остались круглыми сиротами на руках старшей сестры лет 18-ти, Маши». 3 Владыка окончил духовное училище в Мариуполе, на берегу Азовского моря. Здесь я был вначале совершенно одинок – пишет он. – Другие товарищи ездили домой на Рождество, Пасху, летние каникулы, а я одиноко толкался на училищном обширном пустыре... Но у меня от этого времени сохранилось доброе воспоминание... Бывало, кто побогаче, имели сахар и пили чай, а мы – пролетарии, взявший добрый кусок пшеничного хлеба и горсть соли, выходили к каплице «на подножный корм.» Там росло горькое зелье. Мы его называли крес-салат. С ним очень вкусным был хлеб. 4 Василий старался и даже за успехи при переходе во второй класс был награжден книгами: сказками «1001 ночь» и сочинением Дарвина. По окончании училища Василий был принят в семинарию в г. Екатеринослав (ныне Днепропетровск на Украине). По успешном окончании семинарии он был принят в Киевскую Духовную Академию. Владыка вспоминает об академических обычаях: «Вначале учебного года старший курс младшему передавал лекции и по установившейся традиции устраивалось угощение с “крепким”, в чем принимали участие и блюстители порядка – надзиратели». 5 Студенческая масса была настроена оппозиционно к администрации. На втором году учебы Василия в академии один из студентов предложил выразить протест ее ректору – известному богослову-догматисту – Епископу Сильвестру (Малеванскому , ум. 1908 г.) и не ходить на возглавляемый им чин прощения. Другие предложили не обижать старца и лучше выразить протест эконому, полагая, что он утаивает продукты, отведенные для студенческих трапез. Большинство студентов не пошли на ужин. Администрация потребовала от «забастовщиков» письменных объяснений. И вот здесь то проявился характер будущего Владыки Виталия – который отказался писать неправду о том «что к нему приехала тетя и он должен был ее встретить». Результатом явилось исключение из академии с «волчьим билетом», т.е. без права быть принятым в другие учебные заведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

21 В этой связи см., например: A.Hamman. Jacques-Paul Migne, Le retour aux Pères de 1’Ëglise. Paris, 1975. 22 Частично с Венским корпусом совпадает издававшаяся Моммзеном специальная серия «Памятники истории Германии» (Monumenta Germaniae historica. Auctores antiquissimi. Vol. 1–13. Berolini 1877–1898). 23 Тексты практически всех значительных отцов церкви доступны теперь и в электронном варианте: греческих отцов – на диске Thesaurus Linguae Graecae (TLG), а латинских – на диске Corpus Christianorum Ecclesiasticorum Latinorum (CCEL). 24 † 1866. Ректор МДА (1835–1841), с 1841 г. – епископ Рижский, с 1859 – архиепископ Черниговский. 25 Единственный сводный указатель дореволюционных русских переводов отцов церкви (Kern) существует только на французском языге; к тому же он неполон и местами неточен. 26 Представление о том, как излагалась систематическая догматика, можно составить по книгам архиепископа Макария (Булгакова) «Православное догматическое богословие» (СПб., 1868) и архимандрита Сильвестра (Малеванского) «Опыт православного догматического богословия» (т. 1–3. Киев, 1884–1898). 27 Между тем, не лишена любопытства методологическая позиция Н.И.Сагарды , который отличал патрологию от патристики (под которой понимал нечто вроде православной истории догматов) и от традиционной протестантской Dogmengeschichte (Лекции... СПб., 1912 с. 105 сл.). Подробнее см. ниже § 4.4. 28 Которому, в числе прочих трудов, принадлежит такое фундаментальное исследование, как «Жизнь и труды святителя Григория Паламы» (1959; рус. пер. СПб., 1997). 29 При сохранении однородной подробности и основательности изложения А. И. Сидорову (учитывая принятые им широкие хронологические рамки предмета) понадобится подготовить еще свыше ю выпусков. Остается лишь пожелать, чтобы этот труд не постигла судьба тех русских дореволюционных патрологий, которые были превосходно начаты, по так и не доведены до конца. 30 «Полный православный богословский энциклопедический словарь» в 2-х тт. (СПб., 1913; М., 1992) представляет собой, несмотря на многообещающее название, довольно поверхностный справочник средней руки, интересный разве что биографическими сведениями о малоизвестных деятелях русской церкви, духовных писателях и ученых.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Блаженнейший митрополит Владимир возглавил торжества по случаю Актового дня Киевских духовных школ 11 ноября 2008 г. 12:41 Торжества по случаю Актового дня Киевских духовных школ возглавил предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всей Украины Владимир . 9 ноября после праздничного богослужения состоялся годичный акт, на котором присутствовали гости из Украины, России и Беларуси: ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Гатчинский Амвросий , ректор Минской духовной академии игумен Иоасаф (Морза), ректор Одесской духовной семинарии архимандрит Серафим (Раковский); Московские духовные школы представлял протоиерей Сергий Маратканов, Харьковскую духовную семинарию — протоиерей Валентин Ковальчук, Волынскую духовную семинарию — протоиерей Александр Богданов, Таврическую духовную семинарию — протоиерей Сергий Халюта; также присутствовали представители государственных и общественных организаций. Официальная часть торжеств была открыта приветственным словом ректора Киевской духовной академии и семинарии архиепископа Бориспольского Антония . С поздравлением к членам академической корпорации, учащимся и многочисленным гостям обратился Блаженнейший митрополит Владимир. Актовую речь, посвященную богословию ректора Киевской духовной академии епископа Сильвестра (Малеванского), прочитал преподаватель КДАиС игумен Аристарх (Лебедев). Затем прозвучали поздравления от гостей. Первым учащих и учащихся Киевских духовных школ поздравил ректор Санкт-Петербургской академии епископ Гатчинский Амвросий. Также с поздравительным словом выступил ректор Минской духовной академии, поздравление ректора МДА зачитал заведующий заочного сектора протоиерей Сергий Маратканов. По традиции к празднику преподобного Нестора были удостоены ученых степеней и церковных наград преподаватели академии и семинарии. Доцент КДАиС доцент протоиерей Борис Удовенко, доцент протоиерей Василий Заев возведены в звание профессора; преподаватели КДАиС игумен Аристарх (Лебедев), протоиерей Алексий Добаш, В.М. Чернышев, И.Г. Базаринский — в звание доцента. Орденом преподобного Нестора Летописца награждены преподаватели КДАиС игумен Маркелл, протоиерей А. Попов, Д.В. Гаврин, Д.А. Плотников. Также за успехи в учебе воспитанники КДАиС были награждены похвальными грамотами и стипендиями имени Блаженнейшего митрополита Киевского и всей Украины Владимира. Студентам КДАиС, которые принимали участие в подготовке к публикации «Закона Божиего» были вручены экземпляры данной книги. В рамках празднования актового дня Киевских духовных школ состоялась презентация новой версии сайта Киевской духовной академии и семинарии и нового, третьего, номера студенческого журнала «Академический летописец». За годичным актом звучали песнопения в исполнении академического хора под управлением игумена Романа (Подлубняка). Сайт КДАиС /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/487465.htm...

В Первом послании к Тимофею говорится: «И, беспрекословно, великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верой в мире, вознесся во славе» ( 1Тим.3:16 ). Здесь говорится об истории нашего Спасения, о событии пришествия в мир Христа: все вместе это названо «великая благочестия тайна». Заметим, что в греческом оригинале Новозаветного текста здесь как раз и использовано слово μυστριον (мюстерион) – «тайна», «таинство». В современной богословской традиции под церковным Таинством понимается особое действие Промысла Божьего на верующих, в силу которого благодать Божья сообщается нам через видимое посредство предметов окружающего нас мира, преображая человека, обновляя его природу и его личность. С помощью Таинств мы, как личности, становимся членами Тела Церковного. Таинства лежат в этом смысле в основании нашей христианской жизни. С Таинств – Крещения и Миропомазания – начинается отсчет нашего христианского бытия, и без постоянного, регулярного участия в Таинствах мы христианами оставаться, считаться не можем. В Таинствах осуществляется та великая цель, которую провозглашает нам преподобный Серафим Саровский . Он говорит, что истинная цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего. И вот стяжание Духа Святого и является плодом нашего участия в Таинствах. Тем самым, по словам известного русского догматиста епископа Сильвестра (Малеванского) , Таинства – «богоучережденные священнодействия, которые установлены с той исключительной целью, чтобы через свое посредство преподать верующим освящающую благодать Святого Духа». 11 Итак, от Святого Духа исходит полнота благ, полнота благодати, которая подается христианам. Эта благодать, эта Божественная сила столь же проста и едина, как прост и един Сам Бог , но в то же время она действует на христианина различно, многообразно – в зависимости от его молитвенных прошений, духовных нужд, внутреннего состояния. Именно поэтому в Церкви и существуют различные Таинства, каждое из которых – в отличие от других – приносит его причастнику особый, уникальный и неповторимый духовный дар.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

В начале XIX в. начинается постепенный возврат русского богословия от схоластики к отцам. Вдохновителем этого направления был выдающийся русский богослов свт. Филарет Московский (Дроздов) . Среди отечественных систем догматического богословия известны: «Православно-догматическое богословие» (1-е изд. – 18491853 гг., в 5-ти томах) митр. Макария (Булгакова) ; «Православное догматическое богословие» (1864 г., в 2-х томах) архиеп. Филарета (Гумилевского) ; «Опыт православного догматического богословия с историческим изложением догматов» (1887 г., в 5-ти томах) еп. Сильвестра (Малеванского) ; «Православное догматическое богословие» (1910 г., в 4-х томах) прот. Николая Малиновского . «Православно-догматическое богословие» митр. Макария (Булгакова) – это грандиозная попытка научной классификации накопившегося догматического материала. В этой работе митр. Макарий не был вполне самостоятельным. Симфонию библейских текстов и свод отеческих цитаций он мог найти у западных авторов. Важно было, однако, уже то, что впервые такой богатый материал был изложен по-русски. Недостаток сочинения в том, что автор не смог освободиться от уз схоластики. Для него догмат – законченная теоретическая формула, которая должна быть логически обоснована и в принудительном порядке принята. Отсюда сухость и безжизненность сочинения, натянутость доказательств. В «Православном догматическом богословии» архиеп. Филарет (Гумилевский) стремится показать внутреннее единство и преемственную непрерывность догматического учения Церкви. Однако автор не вполне смог осуществить свой замысел. По замечанию проф. Н. Н. Глубоковского , архиепископу Филарету не удалось показать движение восточной богословской мысли. Вместе с тем, в сравнении с догматикой митр. Макария, это сочинение является значительным шагом вперед, как более глубокое по содержанию. Задачу представить подлинно историческое развитие догматической науки берет на себя еп. Сильвестр (Малеванский) , ректор КДА, в своем колоссальном по объему труде «Опыт православно-догматического богословия». Здесь показывается, что догматические формулы были выработаны постепенно в результате напряженной деятельности богословской мысли отцов. По своему внутреннему содержанию догматы предстают как богооткровенные истины, глубоко связанные между собой.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

В русской богословской науке эта теория утвердилась и получила широкое распространение в XIX столетии благодаря авторитету митр. Макария (Булгакова) , который использовал ее в своем «Догматическом богословии». Следует отметить, что тех крайностей, которые мы видим у Ансельма и его последователей, у митр. Макария нет. Он сознает, что Искупление предполагает не только удовлетворение Божественной справедливости, но также и изменение самой падшей природы человека. Так, он пишет, что надо было «потребить грех во всем существе человека, просветить его разум, исправить его волю, восстановить в нем образ Божий, потому что и по удовлетворении правде Божией, если бы существо человека оставалось греховным, общение между Богом и человеком не могло бы состояться» (Догматическое богословие. Т. 2. С.10). Хотя от крайностей латинской доктрины митр. Макарий был свободен, тем не менее, для него восстановление человеческого естества в его начальном достоинстве является чем-то вторичным; основное ударение он делает на удовлетворении Божественной справедливости, или правде, и излагает учение об Искуплении в категориях юридических. Положительные стороны юридической теории. Во-первых, в этой теории однозначно говорится о невозможности для человека спастись своими собственными силами. Во-вторых, указывается, что для спасения человека от греха и смерти необходимо радикальное изменение отношений между Богом и человеком. Те отношения, которые сложились после грехопадения, должны быть исправлены, причем изменение этих отношений должно иметь объективный характер, т. е. не должно зависеть только от желаний самого человека. Кроме того, эта теория подкупает простотой, прямолинейностью, четкостью и ясностью формулировок и потому импонирует людям рационалистического склада ума. В русской богословской школе наиболее видными представителями юридической теории были проф. Казанской Духовной Академии Е.А. Будрин, проф. Киевской Духовной Академии М. Скабалланович , проф. И. Айвазов . Последовательными защитниками этой теории были митр. Виленский Елевферий (Богоявленский) и известный подвижник благочестия XX в. архиеп. Серафим (Соболев) . В догматических системах прот. Николая Малиновского и еп. Сильвестра (Малеванского) учение о Искуплении также излагается в соответствии с основными принципами юридической теории, хотя последний стремится несколько смягчить ее крайности и избегает таких откровенных схоластических терминов, как «удовлетворение», «заслуга», «оскорбление», «уплата долга».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

В 1054 г. произошло отделение Западной Церкви от Восточной, вследствие чего обострилась полемика византийских богословов с римо-католиками. Из полемических сочинений греческих отцов важны следующие: «Мистагогия» свт. патриарха Фотия, «Триады» свт. Григория Паламы и сочинения свт. Марка Ефесского . Рядом Соборов были осуждены последователи унии с Римом. Захват Константинополя турками в 1453 г. ознаменовал окончательное падение Византии и пагубным образом сказался на состоянии греческих богословских школ. Уровень образования и творческая активность греческих богословов резко падают. В 1517 г. западное христианство раскололось на два враждебных лагеря: католиков и протестантов. Упадок богословской образованности на Востоке способствовал проникновению сюда западных схоластических идей. В это время на Востоке и в России богословы составляют многочисленные исповедания веры, на которых в той или иной мере сказалось инославное влияние. Только в XIX в. начинается постепенное освобождение восточной богословской мысли от западного влияния и возвращение к преданию отцов. Из догматических сочинений греческих авторов XX в. можно выделить следующие: Иоанн Кармирис. Догматические и символические памятники Православной Кафолической Церкви, I – II тома. Афины, 1952–1953 гг. Синопсис догматического учения Православной Кафолической Церкви. Афины, 1957 г. Проф. П. Трембелас. Догматика Православной Кафолической Церкви, I-III тома. Афины, 1959–1961 гг. Проф. Андрей Феодору. История догматов. Афины, 1963 г. Проф. Константин Скутерис. Христология в Предании Соборов. Леван, 1987 г. Прп. Иустин Попович (Сербская Православная Церковь ) написал три тома догматики (Белград, 1978–1980 гг.). Это сочинение находится в большой зависимости от более ранних догматических курсов русских авторов: митр. Московского Макария (Булгакова) и еп. Каневского Сильвестра (Малеванского) . Русская богословская школа получила свое начало в 1631 г. при основании Киевской Духовной Академии архим. Петром (Могилой) (впоследствии Киевский митрополит). Митр. Петр и его коллеги, возглавившие Академию, получили свое образование в католических школах, где процветала схоластика (схоласты стремились с помощью методов философии Аристотеля доказать истинность догматов). Это был заведомо ложный подход, т. к. истинность догмата постигается через веру, в опыте духовной жизни, а не рассудочным путем. Схоластика надолго становится характерной чертой русской богословской мысли и тормозит развитие отечественного богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Разъясняя позицию свт. Василия Великого в евномианских спорах, И. А. ставит акцент на действительном и мысленном отличиях в Троице, следуя здесь визант. традиции, восходящей к каппадокийцам, к богословию эпохи Вселенских Соборов, к прп. Иоанну Дамаскину, а также, возможно, к полемике, имевшей место в Византии в XI в. между Стефаном Никомидийским и прп. Симеоном Новым Богословом , о том, отличаются ли божественные Ипостаси мысленно или реально. Этот акцент, поставленный И. А., вполне закономерно приведет впосл. к дальнейшим спорам о действительном или мысленном отличии энергий друг от друга и от Божественной сущности, отразившимся, в частности, в сочинениях патриарха Геннадия II Схолария (XV в.), в полемике Георгия Сугдуриса с Виссарионом Макрисом (XVII в.) и в догматическом курсе еп. Сильвестра (Малеванского) (XIX в.). Представления о Фаворском свете Послание И. А. мон. Гедеону Зографу тесно связано с дискуссиями о Фаворском свете, разгоревшимися в стане антипаламитов после Собора 1351 г. и освобождения их из заключения в 1355/6 г. ( Polemis. 2003. P. XLI). Феодор Дексий выступил с косвенной критикой позиций Варлаама Калабрийского и Никифора Григоры. По-видимому, до И. А. дошло 1-е письмо Дексия (по мнению И. Полемиса - какое-то другое, утерянное ныне, письмо) либо устные утверждения Дексия, что Фаворский свет был тварным, но не был отличным от Тела Христа. Эта позиция четко выражена в 1-м письме Дексия, где он, отрицая нетварность света, считал, что это был Сам Христос, а точнее, Его Тело, просиявшее на Фаворе, а не нетварная энергия, происходящая от божественной природы Христа ( Theodorus Dexius. Ep. 1. 3. 23-26// Polemis. 2003. P. 193, и др.). Во 2-м письме Дексий говорит, явно намекая на Варлаама, что свет не может быть ниже нашего интеллекта, ибо он просиял неизреченным способом, согласно отцам ( Idem. Ep. 2. 11. 60-61//Ibid. P. 272) (здесь И. А. был согласен с Дексием). Критикуя Дексия, И. А. утверждает, что если бы Дексий не написал в письме, что оный свет был не чем иным, как Телом Господним, тогда не было бы и предмета спора.

http://pravenc.ru/text/674145.html

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте все! Поздравляю всех с Рождеством Христовым! Скажите, где находится душа человека до его зачатия? Или она создаётся Богом из ничего? Храни всех Вас Господь! Похожие вопросы 5 Ответов Бог пока не открыл нам, как появляется душа; этот вопрос не догматизирован, есть 3 теории: – предсуществование душ ( Ориген . Осуждено на V Вс. соборе), – творение каждой души Богом, – рождение от душ родителей. Больше аргументов у этой теории: рождении души ребёнка от душ родителей в момент зачатия. 1) Ева рождена от ребра Адама сразу с душой. 2) Если Бог творит души, то откуда у них первородный грех? Только из тел? Или тело заражает душу? 3) Бог ставится в зависимость от человека, если рождает души вслед за телами. Тогда даже грешная связь вовлекает в себя Творца. 4) Душа ребенка имеет черты родителей, это является аргументом за её происхождение от их душ. Бог творит душу человека в момент зачатия Спасибо за поздравление! С Рождеством Христовым!!! Вопрос об этом не догматизирован. Добавлю ещё вариант, к списку Кирилла. Душа создаётся родителями и Богом в соработничестве. Как свободное и творческое существо, и как дитя Божие, человек способен принять решение о ребёнке. Бог соработничает, Он непременно вкладывает в любую душу таланты и индивидуальность, даже если “во гресе роди меня мати моя” Пс. 50:7 Почему? Наличие талантов у детей от совсем падших родителей не обяснить иначе, кроме как чудом. В чудеса от людей мы не верим, но верим “Ты еси Бог творяй чудеса” Пс. 76:15 Спасая нас, Бог по праву забирает Своё. Мф. 25:24 и Мф. 25:26 Если Он не соучастник создания человека, то зачем старания именно о каждом? С Рождеством Христовым! Человек — это душа и тело. Они создаются Богом одновременно. Именно поэтому, кстати, аборт на любом сроке и является убийством. С уважением, Церковь отвергает баснословное учение Оригена о предсуществовании душ и их переселениях. Большинство святых отцов учит, что душа творится Богом из ничего в момент зачатия. Подробнее об аргументах за и против почитайте в курсе догматического богословия свт. Сильвестра (Малеванского) . Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 78  чел. Всего просмотров 5.3 млн. Всего вопросов 3976 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/gde-nahoditsja-d...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010