Такое понимание сущности догмата приводит преосвященного Сильвестра к четкому определению задачи догматического богословия, заключающейся в самой деятельности Церкви, «которая являет, – пишет владыка, – своего рода внутреннюю непрерывную диалектическую работу, стремящуюся оградить истины веры от всякого рода заблуждений и к более точному разъяснению и определению их для прочного утверждения в сознании верующих» 13 , потому что догмат «должен служить основой и движущей силой нашей религиозно-нравственной жизни, при которой недостаточно признать его холодным рассудком, но нужно перевести его во внутреннюю природу сознания и сделать неотъемлемым достоянием последнего. А это значит, что вечное и неизменное существо догмата нужно приспособить к современным требованиям науки и жизни» 14 . «Поэтому задача догматического богословия состоит не в сохранении форм самих догматов, – продолжает епископ Сильвестр, – а в том, чтобы, удерживая их неизменность, заботиться о выработке, при их изложении, более полных, определенных и соответствующих требованиям современных запросов четких форм для раскрытия более живой и действенной силы самих догматов, могущих ближе касаться сознания каждого верующего человека» 15 . Это ведет к постоянно продолжающемуся развитию догматической науки, в смысле не увеличения количества догматов, а более точного словесного изложения познанной истины. Для осуществления своей задачи епископ Сильвестр выбирает исторический метод изложения материала, что существенно отличает его труд от всех предшествовавших систем по догматике. Через такой метод он прослеживает «изучение внутреннего «диалектического» процесса развития догматов» 16 , потому что, как указывает сам епископ Сильвестр «такой способ исследования и изложения христианской веры может дать возможность прийти к тому несомненному убеждению, что Церковь Христова всегда оставалась верной и неизменной блюстительницей ее внутренней сущности, духа и силы. Поэтому, вводя в науку догматику исторический метод изложения, должно следить не за внешней исторической судьбой догматов (что принадлежит собственно церковной истории или специальной истории догматов), а за внутренним, диалектическим процессом их развития» 17 . Именно «так раскрывается генезис догмата и его жизненная выработка и основа. Путь, которым человечество выработало истину, до известной степени аналогичен психологическому развитию каждого человека, и если этот последний лично переживет, следуя за ходом истории, периоды неясного ощущения истины, сомнения в ней, отрицания и, наконец, придет к победоносному утверждению ее, то его понятие о догмате будет не только логическим, но и жизненно исчерпанным» 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Архиеп. Филарет замечает: «Споры папистов с протестантами... на опыте показали, что после стольких трудов и споров в разрешении вопроса ничего не сказано. Одного достигли спорами - вражды, столько противной духу Христовой вечери» (Там же. С. 265. Прим. 40). Более последовательно исторический подход к изложению догматики проведен в пятитомном «Опыте православного догматического богословия» еп. Сильвестра (Малеванского) († 1908), ректора КДА в 1883-1898 гг., изданном в 1878-1898 гг. Структура изложения догматического учения о таинстве Е. строится здесь по общей для всего «Опыта...» исторической схеме: учение «откровенное» (т. е. библейское); учение церковно-отеческое в первые 3 века и в период Вселенских Соборов; общий заключительный вывод и замечания о дальнейшей судьбе учения о Е. ( Сильвестр [Малеванский], еп. Опыт правосл. догматического богословия (с историческим изложением догматов). К., 18972. Т. 4. С. 459-539). Согласно еп. Сильвестру, Церковь сохраняет переданное ей от Христа через апостолов учение о Е. не только относительно благодатной стороны, но и в отношении различных частностей, касающихся видимой стороны. Изложение святоотеческого учения о Е. начинается с рассмотрения свидетельств о таинстве у сщмч. Игнатия Богоносца, мч. Иустина Философа, сщмч. Иринея Лионского, к-рые подтверждают их веру в реальное, а не символическое присутствие Христа в Е., а также в Е. как в установленную Христом Жертву. Также рассматривается учение о Е. у Тертуллиана, Климента Александрийского и у Оригена, который, по еп. Сильвестру, не признавал в Е. сущностного изменения хлеба и вина. Еп. Сильвестр защищает воззрения на Е. сщмч. Киприана Карфагенского, к-рого, по его мнению, необоснованно подозревали в символическом понимании таинства Е. В следующий период развития святоотеческого богословия, начавшийся с IV в., учение о Е., сохраняя свою основу, приобретает более развитую, ясную и определенную форму, охватывая как видимые, так и невидимые аспекты Е. Как пишет еп. Сильвестр, и вост.

http://pravenc.ru/text/351651.html

игум. Аристарх (Лебедев) На протяжении всего Своего исторического пути Святая Церковь , исполняя повеление Божественного Откровения: Идите, научите все народы ( Мф. 28:19 ), несла и несет в мир Свет Вечного Евангелия. Для исполнения этой божественной миссии Церковь всегда нуждалась в людях, могущих соединить в своей душе искреннее христианское благочестие и высокую образованность. Одним из ярких представителей плеяды деятелей именно такого отечественного Православия является епископ Сильвестр (Малеванский) , которому в этом году исполнилось бы 180 лет со дня рождения и 100 лет со дня его смерти. Это был великий труженик отечественной догматической науки, неутомимый богослов и вдохновенный педагог, посвятивший Академии более сорока лет своей профессорской деятельности. «Богатые природные дарования соединились в нем с неустанным трудолюбием, глубокие научные стремления сочетались с высокой христианской жизнью. Главным же делом всей жизни Владыки было служение богословской науке. И в этом служении он явил высокий пример никогда не оскудевающих стремлений к истине. Своих ученых трудов он не прерывал до глубокой старости. От них не отрывали его ни немощи, ни те многочисленные занятия, которыми он всегда был обременен» 1 . Однако епископ Сильвестр «распространял свет божественного учения не только посредством прочитанных лекций, не только путем обнародования в печати своих замечательных богословских произведений, он старался по возможности показать на самом себе, на своей жизни действенность и благотворность христианского учения. Его глубокая религиозность, его живая вера в Божественного Искупителя наполняла всю его сущность» 2 . Епископ Сильвестр (в миру Стефан Васильевич Малеванский) родился на Волыни 9 (22) января 1828 года в семье священника, в которой получил глубоко религиозное воспитание. По окончании курса Волынской духовной семинарии, после женитьбы и священнической хиротонии в 1847 году, он некоторое время нес священническое служение на сельских приходах своей родной епархии. Однако приходская служба его была непродолжительной. Священник Стефан вскоре овдовел, и, вслед за тем, в 1853 году, поступил в Киевскую духовную академию.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Сильвестр Омский, сщмч. - житие СИЛЬВЕСТР (ОЛЬШЕВСКИЙ) (1860 - 1920),епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии. С 1911 года - архиепископ Омский и Павлодарский. Духовный писатель, священномученик. Память 13 февраля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских. В миру Ольшевский Иустин Львович, родился 1 июня 1860 года в семье диакона села Косовка Сквирского уезда Киевской губернии. В 1883 году окончил Киевскую духовную семинарию. Будучи воспитанником семинарии, выполнял послушание чтеца знаменитого догматиста профессора КДА архимандрита (впоследствии епископа) Сильвестра (Малеванского). В обязанности Иустина входило чтение вслух имевшему слабое зрение профессору сочинений богословского характера как отечественных, так и иностранных авторов. В 1887 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 27 октября 1887 года работал учителем церковно-приходской школы села Липовка Киевского уезда. 15 января 1888 года переведен законоучителем в двухклассное министерское училище местечка Шпола Киевского уезда. Местечко Шпола, одно из беднейших в губернии, было почти целиком заражено штундизмом. Обстоятельно изучив учение секты, Иустин Львович пришел к мысли, что деятельность светского миссионера может принести больше плодов, чем миссионера из духовенства. Он письменно изложил свои соображения по этому поводу и подал докладную записку митрополиту Киевскому Платону (Городецкому), эти соображения были полностью приняты, и 7 марта 1889 года Иустин Львович был назначен миссионером Киевской епархии и учителем церковно-приходской школы Свято-Владимирского братства. В то время назначение на эту должность светского человека было большой редкостью, что требовало от миссионера выдающихся качеств. Результатом практической работы Иустина Ольшевского на поприще просвещения сектантов стал его труд " Обличение штунды в библейских текстах " , это труд стал ценнейшим пособием для миссионеров и неоднократно переиздавался.

http://pravicon.com/info-3373

Так, не только в Обличительном Богословии Архимандрита Иннокентия, но и в православных догматиках преосвященных Макария и Сильвестра этому предмету посвящены большие отделы. Кроме того, выходили в свет и отдельные сочинения, брошюры и журнальные статьи, посвящённые раскрытию этого предмета. Таковы: С. Кохомского : Учение древней Церкви об исхождении Святого Духа. С.-П. 1875 г.; Н. Богородского: Учение Святого Иоанна Дамаскина об исхождении Св. Духа. Впрочем, первое из этих сочинении – историко-догматическое. Архим. Сильвестра (Малеванского) : Ответ православного на предложенную старокатоликами схему о Св. Духе. Киев 1875 г. Схема эта предложена на Боннской конференции старокатоликов по вопросу о соединении церквей в 1875 г. Об этом предмете напечатано в Сборнике протоколов Общества Любителей Духовного Просвещения (С.-Петербургский отдел, 1876 г.) и в духовных журналах за 1875 и 1876 гг. О том же предмете статья профессора А. Л. Катанского ; Об исхождении Святого Духа (по поводу старокатолического вопроса). Хр. Чт. 1893 г. Еще в журнале: «Чтения в Обществе Любителей Духовнаго Просвещения» за 1872 г. статья: Переписка старокатоликов с Греками о Filioque. В Христ. Чтении за 1883 г. напечатано: Об исхождении Святого Духа Николая Мефонского . В 1886 г. появилось за границей сочинение на русском языке, но написанное, по-видимому, иностранцем, латинянином или сторонником латинской веры, под заглавием: Исхождение Святого Духа и вселенское первосвященство. Изд. Сергея Асташкова. Фрейбург в Бризгаве. Разбор этой книги сделан Т. Буткевичем в журнале: «Вера и Разум», 1887 г. 33 Об опресноках статья в Христианском Чтении за 1841 г. Ч. 1; Спор Греков с латинянами об опресноках и квасном хлебе в таинстве Евхаристии Архим. Августина в Трудах Киев. Дух. Академии, 1870 г., 12. 34 Пропаганда папистических мнений в России достигла того, что в Юго-Западной и Западной России некоторое время и православные ученые держались латинского мнения о времени пресуществления святых даров в Евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Католич. понимание Д. оказало влияние на нек-рых правосл. богословов. По мысли еп. Сильвестра (Малеванского) , «сделаться догматом» и «получить догматическое значение» истина веры может только на Вселенском Соборе, так что без этого «церковного акта» члены Церкви не могут иметь «неоспоримых для всех истин» веры ( Сильвестр (Малеванский), еп. Богословие. Т. 1. С. 19). Подобные высказывания ставят под сомнение как полноту веры, изначально содержащейся в Церкви, так и проявление ее догматического сознания помимо Вселенских Соборов. Таких Соборов со времени основания Церкви не было около 3 столетий. Однако это не означает, что Церковь - «столп и утверждение истины» (1 Тим 3. 15) - в этот период не имела «неоспоримых для всех истин» веры. Кроме того, поскольку Вселенскими Соборами было принято лишь незначительное количество догматических оросов, большая часть христ. вероучения так и осталась без соборных определений. Однако это ни в коей мере не снижает эту часть догматического достоинства и не делает ее «пререкаемой». Ошибкой авторов подобных высказываний является их убеждение в том, что Д. рождается в соборной формулировке, т. е. одновременно с ее принятием на Вселенском Соборе. В этот момент, как они считают, та или иная истина веры, «извлекаемая» из Откровения, «возводится» «на степень несомненной, непререкаемой истины» ( Сильвестр (Малеванский), еп. Богословие. Т. 1. С. 19). Так что, согласно этой т. зр., Д., не порожденных соборным актом, не существует. На самом же деле догматические соборные определения в содержание веры не привносят ничего нового. Отвергая ереси, они лишь защищают правосл. учение. Участники Вселенских Соборов не разрабатывали новых Д., а утверждали старые, давая им те или иные определения в зависимости от характера ересей и др. сопутствующих обстоятельств (напр., особенностей направлений различных богословских школ и богословской терминологии тех времен). Догматическое определение не рождает новый Д.; оно само рождается из Д., изначально существующего в догматическом сознании Церкви. Оросы Вселенских Соборов не являются непременным условием, без к-рого христ. Д. не могут существовать. Соотношение содержания Д. и догматического определения

http://pravenc.ru/text/178707.html

Богослужебные песнопения исполняли студенческие хоры под руководством архимандрита Романа (Подлубняка) и архимандрита Леонтия (Тупкало). Во время малого входа Предстоятель Украинской Православной Церкви вручил богослужебные награды духовенству Киевской духовной академии. После чтения Святого Евангелия секретарь Ученого совета Киевской духовной академии протоиерей Василий Яковчук обратился к верующим с проповедью. За богослужением была вознесена сугубая молитва о мире на Украине и о единстве Православия во всем мире. За Литургией митрополит Онуфрий совершил две хиротонии над студентами II курса магистратуры КДА: иерейскую — над диаконом Василием Шафаром и диаконскую — над Дмитрием Спасиченко. После запричастного стиха согласно академической традиции проповедь произнес студент II курса магистратуры КДА Дмитрий Абросимов. В завершение богослужения митрополит Онуфрий поздравил всех с днем памяти небесного покровителя Киевских духовных школ — преподобного Нестора Летописца. После Божественной литургии в актовом зале Киево-Печерской лавры под председательством митрополита Онуфрия состоялся годичный акт Киевской духовной академии и семинарии. Собравшихся приветствовал ректор духовных школ епископ Белогородский Сильвестр. Затем всех присутствующих с актовым днем поздравил Блаженнейший митрополит Онуфрий. Далее с докладом, посвященным личности ректора Киевской духовной академии конца ΧΙΧ века епископа Сильвестра (Малеванского), выступил епископ Белогородский Сильвестр. Итоги прошедшего учебного года подвел проректор по учебно-методической работе КДАиС архимандрит Филарет (Волошин). С приветственными словами также выступили ректор Черниговского духовного училища митрополит Черниговский и Новгород-Северский Амвросий и ректор Сумской духовной семинарии митрополит Сумской и Ахтырский Евлогий. Митрополит Киевский Онуфрий вручил грамоты лучшим воспитанникам духовных школ, которые получают именную стипендию Предстоятеля Украинской Православной Церкви. Синодальные стипендии для Киевской духовной академии и семинарии имени Блаженнейшего митрополита Владимира (Сабодана) получили студент II курса КДА Дмитрий Абросимов и воспитанник 3 класса КДС Денис Сурожий.

http://patriarchia.ru/db/text/5299614.ht...

Показательно, что нынешний каменный храм на Аскольдовой могиле построен на средства воронежского городского головы и купца Самуила Никитича Мещерякова в память о супруге Александре, умершей во время богомолья в Киеве в 1809 году. Автором проекта стал ученик великих русских зодчих Баженова и Казакова архитектор Андрей Меленский. Не удивительно, что с точки зрения архитектуры храм представлял собою прекрасный образец русского (александровского) классицизма. В 1847 году над церковью нависла угроза разрушения: из-за осунувшегося кургана в ее стене образовалась глубокая трещина. Тогда  храм был спасен только благодаря настойчивости русского царя. Будучи опытным инженером, гостивший в Киеве государь Николай I лично распорядился во что бы то не стало сохранить церковь для потомков, твердо возразив сомневающимся: «Ничуть падением не грозит, нужно немного поправки и церковь должна существовать!» Великолепный иконостас Никольского храма был создан на средства участника Кавказкой войны, кубанского казачьего генерала Демидовского. В 1856 году была окончательно завершена роспись храма. Именно так, благодаря русским царям, генералам и купцам Киев украшался новыми храмами и монастырями, которые достаются в наши дни раскольникам и униатам. Вокруг церкви находилось кладбище, где покоилось немало выдающихся людей, среди них — автор «мертвой петли» русский летчик Нестеров, профессор медицины Ф. Меринг, театральный деятель М. Соловцов, коллекционер В. Тарновский и другие. Последняя дореволюционная реконструкция храма произведена в начале XX века и связана с именем известного всей России епископа-подвижника слепца Сильвестра Малеванского, умершего в 1908 году. В подвале Аскольдовой церкви был устроен храм Св. Сильвестра, жертвенник которого находился над могилой подвижника. Значительная часть сочинений этого тонкого знатока православной догматики посвящена богословской полемике с католическим Западом. В 1934 году по распоряжению наркомпроса Украины В.П. Затонского (кстати, выходца с Западной Украины) захоронения вокруг церкви были ликвидированы, а сама церковь «перепрофилированна» под парковый павильон. В 1943 году здесь были похоронены советские воины, освободители Киева, прах которых позже перенесли в парк Вечной Славы.

http://pravoslavie.ru/1933.html

В ней «рациональный элемент нашел для себя законное и естественное место по отношению к самой природе догмата, историческому формированию его и авторитетному достоинству, разрешаясь не дерзновенной узурпацией прав на создание догматической истины, а убежденным и аргументированным исповеданием ее Богооткровенной несомненности» с. 6]. У Преосвященного Сильвестра «догматический комплекс является богословским организмом живой мысли и жизненной действительности. Этим одинаково раскрываются и внутреннее достоинство и нормирующая сила догматов при их разностороннем научном истолковании» с. 6]. Системы митрополита Макария (Булгакова) и епископа Сильвестра (Малеванского) являются главными выразителями понимания догматов православной веры Русской Церковью. Митрополит Макарий, продолжая нить церковного Предания, учит, что именно так заповедала веровать своим чадам Вселенская Церковь ; епископ Сильвестр, продолжая благоговейно эту традицию, разъясняет в процессе научно-богословского исследования, почему именно так должны мы веровать. В научно-богословском сознании представителей Церкви догмат, как научная истина, определялся и формулировался постепенно (что и показывает в своем историческом изложении епископ Сильвестр), но в живом сознании Церкви, как предмет веры, он содержался всегда в полноте и неизменности (что и показывает митрополит Макарий). Основная задача митрополита Макария состояла, таким образом, в том, чтобы библейско-экзегетическим и историко-патристи-ческим путем подтвердить формулу догмата, а задача епископа Сильвестра – дать «научное оправдание догмата», ввести читателя в разумение его вечной жизненности и духа. Не противореча, а взаимно дополняя друг друга, эти две системы составляют центральный догматический ствол разросшегося древа русского церковного богословия. 2.5. Школа антропологического раскрытия догматов в русском богословии 2.5.1. Нравственное истолкование догматов в Санкт-Петербургской Духовной Академии Прямым продолжением общего направления развития русской догматической мысли является богословское движение, возникшее первоначально в 80-х годах XIX века среди ученого монашества Санкт-Петербургской Духовной Академии и возглавленное ее инспектором, доцентом кафедры Основного богословия иеромонахом (с 1888 года – архимандритом, с 1894 года – епископом) Михаилом (Грибановским ; 1856–1898) 115 . Сформировалось новое поколение русских иноков-богословов, лучше подготовленных к решению богословских проблем, поставленных развитием религиозного сознания Русской Церкви и русского общества. Молодые представители возрождавшегося ученого монашества сумели в эти годы критически воспринять и творчески переосмыслить главные достижения светской религиозной мысли. Они воспринимали все лучшее у славянофилов, у Ф. М. Достоевского, и совершенствовали свой богословский метод в полемике с В. С. Соловьевым и Л. Н. Толстым.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

По догматическому богословию замечательны три крупных систематических труда. Первым по времени было обширное “Православно-догматическое богословие” преосвященного Макария (Булгакова) . Вторым – “Православно-догматическое богословие” архиеп. Черниговского Филарета (Гумилевского) . И, наконец, третьим трудом, огромным по объему, является “Опыт православного догматического богословия” ректора Киевской Духовной Академии епископа Каневского Сильвестра (Малеванского) . “Современная русская догматика следует – в общем – заветам преосвященного Сильвестра и не выдвигает новой догматической системы” (Глубоковский). Руководство по догматике написал архимандрит (впоследствии архиеп. Казанский) Антоний (Амфитеатров) . Замечательную по ясности и отчетливости догматику составил владыка Ириней (Фальковский). Отдельные догматические сочинения имеются у архим. Сергия (Страгородского , будущий Патриарх), митроп. Киевского Антония (Храповицкого) , протопр. И. Янышева и других. Образцом обличительного (сравнительного, как говорят сегодня) богословия служит четырехтомное “Богословие обличительное” ректора Казанской Духовной Академии архим. Иннокентия (Новгородова) . Проф. о. А. Иванцов-Платонов издал работу “О западных вероисповеданиях” и др. Высокие достоинства его работ признавались и за границей, в частности, берлинским профессором Гарнаком. В 1912 году в самостоятельный предмет было выделено сектоведение. Известны труды профессоров прот. Т. Буткевича и С. Голубева о русских сектах. В Петербурге под редакцией В. Скворцова с 1896 года выходил журнал “Миссионерское Обозрение”. По нравственному богословию богатый материал был собран в “Записках” прот. П. Солярского . Огромным трудом являются сочинение проф. о. Н. Стеллецкого, “Очерк православного нравоучения” прот. о. С. Остроумова . Известны труды на эту тему прот. И. Янышева и проф. М. Олесницкого . Развитию православной аскетики огромную услугу оказали своими трудами епископ Феофан (Говоров), затворник Вышенский (†1894), и епископ Ставропольский Игнатий (Брянчанинов) .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010