Зал аудиенции Папы вмещает в себя около 6 тысяч человек. Гражданами Ватикана являются около 800 человек. Есть в этом мини государстве, площадь которого 44 гектара, своя аптека, врач, своя подземная дорога. Половину площади занимают сады. Как государство Ватикан «родился» 11 февраля 1929 года. У входа в музеи большая, как нам показалось сначала, очередь. Но экскурсовод уверила, что нам повезло, т.к. сейчас зима, не сезон, и это вообще не очередь. Действительно, прошли мы довольно быстро, минут через двадцать уже были внутри. На эту экскурсию мы выделили один день, конечно, это очень мало - Ватикан занимает первое место по количеству произведений искусства на единицу площади. Нам удалось за это время лишь пробежаться по нескольким залам, фотографируя все подряд (кроме Сикстинской капеллы – там не разрешено), и делая наскоро какие-то пометки в блокноте для памяти. Буквально везде в папском дворце: в коридорах, переходах, залах – везде фрески, лепнина, картины, гобелены, скульптуры. Естественно, что работали над всем этим мастера с мировыми именами. В Бельведерском дворце разместился музей античных скульптур - огромная коллекция, несколько сотен экспонатов . Саркофаги (на одном из них запомнилось изображение амазонок) , купели, барельефы. Запомнилось, что когда умирал второй супруг, то его хоронили в том же саркофаге, в котором был похоронен первый супруг. Саркофаг, в котором была захоронена первоначально мать императора Константина Елена и второй, где его дочь Констанция. Погребальные украшения, свитки, мумии, священные статуэтки, жуки-скарабеи. В центре зала, напоминающего Пантеон, установлен бассейн Нерона - огромная чаша из красного порфира. Всемирно известные статуи Аполлона и Гермеса, Лаокоона с сыновьями и Персея. Бронзовая позолоченная статуя Геркулеса (II век н.э.). Папа Павел IV , возмущаясь видом множества обнаженных скульптур, приказал их оскопить, что и было исполнено (лишь одной удалось этого избежать - Папа недосмотрел). К главной капелле мира – Сикстинской - мы шли по галерее Арацци, стены которой украшены гобеленами, созданными учениками Рафаэля.

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/17/...

598 Львов снова поднял хор капеллы на большую высоту. Гектор Берлиоз, посетивший Петербург, так отзывается о хоре Придворной капеллы во время директорства А.Ф. Львова: «Сравнивать хоровое исполнение в Сикстинской капелле в Риме с этими дивными певцами – то же, что сравнивать несчастную маленькую группу пилил третьестепенного итальянского театра с оркестром Парижской консерватории». А. В. Преображенский: История, стр. 42, сноска 48; цитировано по книге: М. Петров: Г. Берлиоз в России. С.-Петербург, 1881, стр. 48. 599 Совершенно упускалось при этом из вида, что предписания устава относительно смены и комбинации гласов имеют в виду общее музыкально-певческое оформление данного богослужения. 601 Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам, издаваемое под редакцией преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. Том V. Москва, 1886, стр. 827. (При повторном цитировании: Филарет: Отзывы, том V). 610 Филарет: Отзывы, том III, стр. 451. – Как мне еще до Первой мировой войны рассказывал регент хора Севастопольского порта В.Ф. Оглоблинский, сам учившийся в капелле, на одной из главных репетиций только что написанных Львовым ирмосов греческого роспева Львов сказал одному их своих сотрудников (или одному из старших певчих): «За эти ирмосы меня будет благодарить вся Россия». 618 См. в донесении московского комитета, привиденном в «Собраниии мнений и отзывов», том III, стр. 400–404, 356. 620 Филарет: Отзывы, том III, стр. 479. – Нам теперь это кажется непонятным. Однако в моей юности, перед Первой мировой войной, в Москве дьячки-псаломщики в некоторых приходских церквах на левом клиросе пели догматики большим знаменным роспевом не в унисон, а Синодальный хор, в пяток на первой седьмице Великого поста, на вечерни перед литургией Преждеосвященных Св. Даров, пел догматик большим знаменным роспевом унисоном. 623 Нельзя упускать из вида, что речь шла не о художественной обработке уставных обиходных напевов, как, например, в некоторых работах А. Кастальского, П. Чеснокова и других позднейших композиторов, а о гармонизации в простейшем виде, где напев является первенствующим элементом, а гармония – только вспомогательным и подчиненным напеву, и даже факультативным, необязательным его сопровождением.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Только вера помогает вырваться из бездны отчаянья, в которую неминуемо срывается мыслящий человек, особенно в те эпохи, когда всё кругом так быстро меняется, и то, что казалось ещё вчера чем-то абсолютным, уже сегодня оказывается опровергнутым и отвергнутым самою жизнью. Omnia mutantur – в жизни меняется всё, причем невероятно быстро. Самим собою остаётся (во всяком случае, должен оставаться) только человек, ибо его личные отношения с Богом зависят только от него самого и от его личной честности и открытости. Жить трудно и временами страшно, а поэтому только молитва и её сила удерживают нас, в сущности, всегда висящих над бездной. Микеланджело прекрасно сказал об этом в своём «Страшном суде», когда в нижней части фрески слева изобразил двух грешников, которых на небо своею мощной мускулистою дланью бесплотный ангел словно на канате поднимает за чётки, что они крепко держат в руках. А откуда-то сверху из-под самого потолка капеллы льется ослепительный свет: это в ярком пятне зримо сияет «Дух в виде голубине» или Spiritus tamquam columba, как говорится в Евангелии от Марка. Только сегодня посетитель Сикстинской капеллы этого не увидит. Голубь в оригинале до нас не дошёл. Память о том, что Микеланджело изобразил его именно здесь, сохранил Марчелло Венусти, который еще при жизни Микеланджело сделал точную копию «Страшного суда», хранящуюся ныне в музее Каподимонте в Неаполе. Fidem rectumque, или «верность справедливости» Тема большого, в нравственном смысле этого слова, закона, что чем-то принципиально отличается от тех законов, которыми руководствуются люди в обыденной жизни или судьи, когда наказывают преступников, и так далее, – эта тема большого закона присуща не только Священному Писанию, но античной культуре. На рубеже VII-VIII вв. до н. э. греческий поэт Гесиод, цитатой из которого Осип Мандельштам взял слова «на каменных отрогах Пиэрии водили музы первый хоровод») рассказывает в своей поэме «Труды и дни» о том, как началось становление человечества. Так рождается первая в истории европейской цивилизации историософская схема.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

поиск:   разделы   рассылка Михаил Фатеев Под ключом 12 марта около 20 часов по московскому времени монсеньер Гвидо Марини провозгласит " Ехтга omnes " и запрет двери Сикстинской капеллы. С этого момента начнется конклав, который изберет нового главу Католической Церкви – Папу Римского. Конклав происходит от латинского выражения conclave – запертая комната. Этим термином обозначают закрытое собрание кардиналов, избирающее нового Папу Римского. Право избрания имеют кардиналы не старше 80 лет, причем, количество кардиналов, участвующих в выборе Римского епископа, не должно превышать 120. В этот раз их будет 115. Выборщики и те, кто им сопутствует, живут на территории Ватикана в доме святой Марты. Само голосование проходит в Сикстинской капелле. Все участвующие в конклаве не должны разглашать никакой информации, связанной с выборами. Впрочем, тайна не мешает, а лишь способствует обилию информации! Кого только не прочили на этот пост журналисты за последнее время! Все началось с уверений, что следующим Понтификом станет чернокожий Питер Тарксон, Председатель Папского Совета " Справедливость и Мир " . Впрочем, не стоит забывать, что основная задача журналистов не написать правду, а достичь наибольшего рейтинга и максимальных продаж своих изданий. Неожиданность и скандал продаются лучше всего. Поэтому главным " папабиле " (наиболее вероятный кандидат на Папу) был назван кардинал из Ганы. Впрочем, говорить об одном и том же в течение нескольких недель было бы скучно. Необходима интрига. За неимением информации из первоисточника (а кардиналы, как известно, приносят присягу хранить в тайне подробности связанные с выборами Папы) можно фантазировать сколько угодно – никто не опровергнет. Стоит ли воспринимать сухие слова пресс-секретаря Святого Престола о. Федерико Ломбарди. В газетах все ярче и интереснее! Первым делом, ватиканисты – есть такая должность во всех солидных итальянских газетах – заявили о противостоянии Римской Курии и кардиналов, несущих служение в епархиях. Потом добавили к этому, ставшее традицией, противостояние Италии и всего остального мира. И тут можно было уже строить бесконечное количество драматургических сюжетов, знай – находи героев и антигероев! Главное сохранять интригу. А если ее приперчить сексуальными скандалами, утечкой документов из Ватикана, да финансовыми проблемами – комбинаций миллион!

http://religare.ru/2_100145.html

Удивительным является не только то, что в западноевропейский мир, в самое его сердце, проникает крестово-купольная система, а это будет иметь продолжение в архитектуре следующих веков, но и то также, что латинский менталитет в эпоху чинквиченто не выдерживает такого явления и трансформирует храм в купольную базилику. В живописи происходит обретение пространственного восприятия мира основанного на линейной, воздушной и цветовой перспективах. Первая связана с геометрией параллельных линий, соединяющихся в точку схода на горизонте, вторая – с различной проработкой деталей на переднем, среднем и дальнем планах, а третья – с наличием более холодных (голубоватых) и более тёплых (желтых) оттенков соответственно на дальнем и ближнем планах. Мастера прекрасно владеют анатомией. Как в живописи, так и в скульптуре достигает успехов портретное искусство. С одной стороны, есть выдающиеся примеры целостных интерьеров с включением в них произведений монументального изобразительного искусства, с другой – картина всё более обособляется от интерьера. Постепенно на смену темперной живописи приходит живопись масляная, пришедшая из северной Европы как эксперимент братьев ван Эйков. Из мастеров кваточенто в живописи должны быть упомянуты Андреа Мантеья, Филиппо и Филиппино Липпи, Лоренцо Гиберти как живописец и скульптор, Донателло как скульптор, Лука делла Робиа как автор майоликовых работ, а также завершающий эпоху в живописи Сандро Ботичелли. Кратким в четверть века Высоким Возрождением открывается чинквиченто под покровительством пап Юлия II и Льва Х. Три самых великих мастера, можно сказать, символически выражают интеллектуальное, эмоциональное и волевое начала эпохи. Это соответственно Леонардо да Винчи (1452–1519 гг., автор фрески “Тайная вечеря” в миланском монастыре Santa Maria della Grazia, “Мадонны в скалах” – в Лувре, Мадонны Бенуа и Мадонны Литта – обе в ГЭ), Рафаэль Санти (1483–1520 гг., автор Сикстинской Мадонны – в Дрезднской галерее, расписавший ватиканские “Stanzi” – папские парадные залы) и Микеланджело Буонаротти (1475–1564 гг., ему принадлежат росписи Сикстинской капеллы в Риме, архитектурные и скульптурные работы находящиеся во Флоренции – усыпальница Джулиано и Лоренцо Медичи и скульптура Давида). Последний входит и в позднее Возрождение. Особый мир представляет из себя Венеция с её новым архитектурным оформлением двух площадей у собора св. Марка (Дж. Сансовино). Здесь проходит творчество Джорждоне, Дж. Беллини, П. Веронезе и наиболее значительного мастера Тициана Вечеллио (1477–1576 гг., среди его работ – “Кающаяся Мария Магдалина” и “Св. Себастьян” – обе в ГЭ).

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

Кстати, все эти 17 кардиналов впоследствии также стали Папами. Нынешний Папа в капелле недавно крестил 32 ребёнка - детей сотрудников посольства. Нам крупно повезло, как сказала наш экскурсовод. Мы увидели уникальную экспозицию, организованную в связи с 500-летием со дня смерти Рафаэля: в Сикстинской капелле, в феврале (когда в Риме мертвый сезон и меньше всего туристов), ровно на одну неделю, вывесили десять гобеленов, выполненных по его эскизам. Надо сказать, что даже сам Рафаэль не видел гобелены все вместе, он успел посмотреть лишь на семь завершенных работ, вывешенных в капелле в 1519 году, а в 1520-м, в возрасте 37 лет художника не стало (кстати, Рафаэль и родился, и умер в Страстную пятницу). Гобелены из золотых и шелковых нитей, каждый размером 30 кв. метров и весом 50-60 кг, готовились именно для этой главной папской капеллы, и какое-то время там висели – под фресками Микеланджело, - даже остались старые крепления в стенах. Последние сведения о нахождении гобеленов здесь восходят к концу XV века. Лишь в 1983-м году, когда праздновалось 500-летие со дня рождения Рафаэля, публике была впервые после многовекового перерыва представлена вся серия – 10 гобеленов. Потолок Микеланджело в Сиксинской капелле Затем их снова показали в 2010, но только четыре из 10-ти и всего на несколько часов, и только в этом году гобелены вновь собрали все вместе, перенесли из папской Пинакотеки. 10 рафаэлевских гобеленов с сюжетами на Деяния апостолов: " Передача ключей " , " Проповедование Павла в Афинах " , " Исцеление хромого " , " Чудесный улов " … Выставка организована всего лишь на одну неделю, и мы попали как раз в это время. Вероятно, шанс увидеть гобелены в Сикстинской капелле теперь представится ещё очень нескоро. Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам: 24.03.2023 27.01.2023 05.10.2022 17.05.2022 05.05.2022 Последние комментарии 13.04.2024 19:03 13.04.2024 18:26 13.04.2024 18:17 13.04.2024 16:32 13.04.2024 16:05 13.04.2024 15:21 13.04.2024 13:39 Главный редактор — А.Д.Степанов Учредитель Региональная общественная организация содействия объединению русского народа " Русское Собрание " , Москва Телефон: +7 (812) 950-92-09 Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/17/...

Роб вспомнил это и — вошёл в комнату. В мотеле. И принялся ругать себя за то, что приоткрыл чемодан. Потому что от одной мысли обо всём, чего уже не вернёшь, темнота сгущается ещё сильнее. Глава 16 Роб сидел на кромке тротуара перед террасой и ждал, пока Сикстина поговорит по телефону и выйдет на улицу. Её жёлто-зелёное платье он положил в магазинный пакет. Сначала он очень старался свернуть платье поаккуратнее, но задача оказалась слишком трудной, и в конце концов Роб просто сунул его в пакет. Теперь он держал пакет подальше от своих намазанных мазью ног, чтобы не испачкать. Когда Сикстина наконец показалась на пороге, Роб с облегчением вздохнул. — Эй, — окликнул он из темноты. — Привет. — Она присела рядом. — А почему у вас нет телефона? Роб пожал плечами. — Нам и звонить-то некому. — Мама сейчас за мной приедет, — сказала Сикстина. Роб кивнул. — Вот твоё платье. — Он протянул ей пакет. Взяв пакет, Сикстина задрала голову и стала смотреть на небо. Роб тоже поднял глаза. Облака нависали уже не так густо, и кое-где просвечивало небо со звёздами. — Вон Большая Медведица, — сказала Сикстина. — Я люблю рассматривать всё, что есть над головой. И мои мама с папой тоже. Они так и познакомились. Оба рассматривали потолок в Сикстинской капелле и не замечали, куда идут. Ну и наткнулись друг на друга. Поэтому меня назвали Сикстиной. — Мне твоё имя нравится, — смущённо признался Роб. — Я этот потолок тоже видела, — продолжала она. — Родители возили меня в Италию в прошлом году. До Бриджет. Когда они ещё любили друг друга. — Ну и как потолок? Как на картинках? — спросил Роб. — Лучше. Это как… ну, не знаю даже… как будто на фейерверк смотришь. — Аа-а, — произнёс Роб. — Ну да. — Может, мы с тобой тоже когда-нибудь в Италию съездим, — продолжала Сикстина. — Я тебе всё покажу. — Да, хорошо бы… — Роб улыбнулся в темноту. — А тигр не может смотреть на звёзды. — Голос Сикстины стал заметно жёстче. — У него доска над головой. Ему вообще неба не видно. Мы должны его выпустить. Роб промолчал, надеясь, что, если он не поддержит разговор про тигра, она снова заговорит про потолок Сикстинской капеллы.

http://azbyka.ru/fiction/paryashhij-tigr...

Ватикан за время правления «ренессансовых» пап принял, по существу, свой нынешний вид. При Иннокентии VIII был построен Бельведер, связанный с главными зданиями. При Александре VI Пинтуриккьо украсил своими фресками стены апартаментов Борджа. При Юлии II Рафаэль создал свои замечательные творения, украсившие залы Ватикана, а при Льве Х - украсившие ватиканские Лоджии. По указанию Юлия II Микеланджело расписал потолок Сикстинской капеллы, уподобив его звездному небосводу. Вообще же Сикстинская капелла хранит на себе следы творчества художников разных эпох. Спустя двадцать три года по указанию Павла III Микеланджело создал за главным алтарем капеллы фреску «Последний суд», на которой изображено 300 фигур. В годы контрреформации и ее не пожалели: Павел IV, а затем и Пий IV приказали «одеть» обнаженные фигуры, шокировавшие их целомудрие. (Художников, проделывавших эту «операцию», история искусств назвала «пачкунами».) Такой титанической личности, какой был Юлий II, больше импонировало близкое ему по характеру искусство Микеланджело. Это родство душ нашло свое выражение в великолепном творении Микеланджело - надгробном памятнике Юлию II, центральной фигурой которого является Моисей. По заданию Юлия II Браманте создал галереи Бельведера. Наряду с Браманте, Микеланджело, Рафаэлем широкие возможности для раскрытия своего творчества получили в Риме также Леонардо, Тициан, скульптор Челлини. Рафаэль изобразил в 1518 году папу Льва Х сидящим за кодексом. Это символизировало, что папа Медичи патронировал не только изобразительное искусство, но также литературу и науки. Его авторские труды значительно обогатили Ватиканскую библиотеку. Лев Х реорганизовал Римский университет, Сапиенцу . Папа-гуманист любил и легкую литературу, развлекательную музыку, хорошо понимал и сам любил отпустить рискованные шутки. К его непосредственному окружению относились, наряду с «королем живописи» - Рафаэлем, также Макиавелли и Ариосто. Двор Льва Х уже нес на себе черты переходящего в барокко позднего Ренессанса.

http://sedmitza.ru/lib/text/441647/

Муз. жизнь Рима определялась прежде всего деятельностью папской капеллы, где в 1-й пол. XVII в. работали Джованни Мария Нанино (1543/44-1607), Арканджело Кривелли (1546-1617), Руджеро Джованнелли (ок. 1560-1625), Джованни Франческо Анерио (ок. 1567-1630), Грегорио Аллегри (1582-1652). Капелла ежедневно участвовала в мессе и в службах оффиция в церкви (часовне) того дворца, в к-ром папа находился в данный момент (прежде всего в Сикстинской капелле в Ватикане и в капелле св. Павла в Квиринальском дворце), а также в офиц. церемониях. Остальные городские муз. капеллы обслуживало Сообщество музыкантов Рима (Congregazione di Musici di Roma) - своего рода гильдия профессионалов, координировавшая муз. жизнь рим. церквей и объединявшая в XVII в. капельмейстеров (maestri di cappella), органистов, инструменталистов и композиторов. Если в папской капелле неприятие нового репертуара с basso continuo препятствовало развитию экспериментальной практики в области композиции, то др. муз. сообщества Рима, напротив, восприняли новый муз. язык. II. Появление стиля сопсегтато в нач. XVII в. Первой значительной тенденцией, ясно обозначившейся в посл. десятилетия XVI в., был закат строгого полифонического стиля. С одной стороны, стало явным стремление к упрощению полифонического языка (особенно в песнопениях мессы), приметами чего было как появление аккордового, силлабического и гоморитмического письма (благодаря к-рым достигался не только больший контраст на уровне темпа и гармонического колорита, но и более четкая декламация и более убедительное муз. «иллюстрирование» словесного текста), так и общее сокращение продолжительности муз. произведений для ординария мессы, к-рое проявилось в расцвете жанра Missa brevis. С др. стороны, заметно развивалась практика орнаментации, широко распространившаяся в церковном репертуаре со 2-й пол. XVI в.- задолго до окончательного утверждения жанра оперы. Отраженная в трактатах Джованни Бассано (ок. 1558 (?) - 1617), Джироламо Далла Каза († 1601) и Джованни Баттисты Бовичелли (жил в кон. XVI в.) традиция passeggiare (украшать муз. пассажи (passagi), или «шаги» (passi), как в пьесах для малого ансамбля, так и в сложных полифонических произведениях) предоставляла певцам значительную импровизационную свободу, а также вводила элемент солирования в отдельные хоровые разделы (вероятно, подобная практика не могла стать регулярной в тех капеллах, к-рые приглашали профессиональных музыкантов лишь по самым большим праздникам). Этот процесс выделения (emancipazione) вокальных линий проходил на фоне возраставшей поляризации мелодии и аккомпанирующего баса, нашедшей отражение в одной из самых важных муз. публикаций XVII в.- в «Ста церковных концертах» (1602) Лодовико Виаданы (ок. 1560-1627), богатейшей антологии, в к-рой более чем где-либо смешаны традиц. стиль и новые композиционные техники и формы.

http://pravenc.ru/text/2033728.html

Общаясь преимущественно с флорентийскими эмигрантами-республиканцами, в 1536 г. М. Б. сблизился с Витторией Колонной, маркизой Пескара, образованнейшей женщиной своего времени, которой посвятил многочисленные стихотворения и подарил ряд тончайших по исполнению рисунков («Распятие», Британский музей, Лондон; «Пьета», Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон, и др.). Маркиза была главой интеллектуального кружка, в к-ром живо обсуждалась идея реформы католич. Церкви, нашедшая отклик в творчестве М. Б. в 30-х гг. XVI в. Важнейшим для его творчества произведением в это время стала фреска «Страшный Суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы, к-рую заказал ему в 1534 г. папа Климент VII незадолго до своей смерти. Новоизбранный папа Павел III (мирское имя - Алессандро Фарнезе) распорядился продолжить работу без изменений, а в 1535 г. провозгласил М. Б. первым архитектором, скульптором и живописцем Апостольского двора, освободив его к тому же от обязанностей перед семейством делла Ровере. Колоссальная по масштабу фреска была окончена к 1541 г. Хотя замысел этого не предполагал, для ее создания были заложены 2 окна и уничтожен исполненный Пьетро Перуджино алтарный образ «Вознесение Богоматери». Композиционно фреска М. Б. не связана с росписями стен и потолка капеллы и обладает сложнейшей структурой, в основу которой положен принцип концентрического движения. М. Б. выбрал для изображения момент, предшествующий Суду, «adventus Domini» (Мф 24. 30-31), и трактует его как вселенскую катастрофу, стихию, к-рая неумолимо и немилосердно увлекает всех - и грешников, и праведников ( Микеланджело. 1983. С. 25-26). Их сильные, крепкие независимо от пола и возраста обнаженные тела, мучительно извивающиеся, обуреваемые страхом, при этом глубоко индивидуализированные в деталях, подчиняются общему круговому вихрю, к-рый замыкается на фигуре Христа, помещенной в центре. Главным мотивом живописи М. Б. по-прежнему остается человеческое тело, мощное и пластичное; людская масса объемно лепится на гладком лазурном фоне, чей интенсивный тон придает ей еще большую выразительность.

http://pravenc.ru/text/2563178.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010