– Думаю. Все думаю: сколько же материала! И какой вклад в историю… социализма! Странная вещь: теоретики, словокройщики ни одного гвоздочка для жизни не сделали, ни одной слезки человечеству не утерли, хоть на устах всегда только и заботы, что о всечеловеческом счастье, а какая кровавенькая секта! И заметьте: только что начинается, во вкус входит! с земным-то богом! Главное – успокоили человеков: от обезьяны – и получай мандат! Всякая вошь дерзай смело и безоглядно. Вот оно, Великое Воскресение… вши! Нет, какова «кривая»-то!? победная-то кривая!? От обезьяны, от крови, от помойки – к высотам, к Богу-Духу… и проникновению космоса чудеснейшим Смыслом и Богом-Слово, и… нисхождение, как с горы на салазках, ко вши, кровью кормящейся и на все с дерзновением ползущей! И кому сие новое Евангелие-то с комментариями преподнесли, карт-блянш выдали, и кто?! помните, у Чехова, в «Свадьбе», телеграфист-то Ять, «Ять»-то эта самая, как рассуждает про электричество и про… какие-то два рубля и жилетку? Вот теперь эти самые «яти» и получили свое Евангелие и «хочут свою образованность показать». И от кого получили? От тех же «ятей»! И вот показывают «образованность». Потому-то на эту подлюгу «ять» и поход. Прообраз, конечно, я разумею. Стереть ее, окаянную! мешает! исконную, сла-вян-скую! Всем вошам теперь раздолье, всем – мир целокупно предоставлен: дерзай! Никакой ответственности и ничего не страшно! На Волге десятки миллионов с голоду дохнут и трупы пожирают? Не страшно. Впилась вошь в загривок, сосет-питается – разве ей чего страшно?! И все народы, как юный студентик на демонстрации, взирают с любопытством, что из «вшивого» ве-ликого дела выйдет. Такой-то опыт – и прерывать! Ведь полтораста миллиончиков прививают к социализму! И мы с вами в колбочке этой вертимся. Не удалось – выплеснуть. Сеченов, бывало, покойник: «Лука, – кричит, – дай-ка свеженькую лягушечку!» Два миллиончика «лягушечек» искромсали: и груди выре-зали, и на плечи «звездочки» сажали, и над ретирадами затылки из наганов дробили, и стенки в подвалах мозгами мазали, и… – махнул доктор, – вот это – О-пыт! А зрители ожидают результатов, а пока торговлишкой перекидываются. Вон, сэр Эдуард-то Ллойд Джордж-то, освободитель-то человеческий, свободолюб-то незапятнанный, что сказал! «Мы, – говорит, – всегда с людоедами торговали!» А почтенные господа коммонеры, мандата на «вшивость» для себя еще не приявшие, но в душе близкие и к сему, если от сего польза видится, – мудрое слово Джорджево положили на сердце свое и… А-а, не все ли равно теперь! О миллиончике человечьих голов еще когда Достоевский-то говорил, что в расход для опыта выпишут дерзатели из кладовой человечьей, а вот ошибся на бухгалтерии: за два миллиона пересегнули – и не из мировой кладовой отчислили, а из российского чуланчишки отпустили. Вот это – опыт! Дерзание вши бунтующей, пустоту в небесах кровяными глазками узревшей! И вот…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

В самом начале царствования Екатерины 2 возник проект обер-прокурора Св. Синода Ивана Мелиссино о разрешении старообрядцам, склонным к соединению с православной церковью, иметь священников, зависимых от православных епископов, для отправления церковных служб, по старопечатным книгам 5 . Целью его, очевидно, было проведение в жизнь неудачных, в последние годы правления императрицы Елизаветы Петровны хлопот некоторых старообрядцев в указанном направлении 6 . Проекту Мелиссино вскоре дано важное подкрепление в мнении, которое представили митрополит Димитрий (Сеченов) и епископ Гедеон (Криновский) по поводу сведения о готовности возвращающихся лет, из заграницы раскольников соединиться с церковью на тех же условиях, какие приведены в проекте 7 . На общей конференции Синода с Сенатом 15 сентября 1763 года первый объявил, что употребление двуперстия в союзе с церковью не должно считаться признаком раскола 8 , а в последовавшем затем высочайшем манифесте 3 марта 1764 г. взгляд, установленный Св. Синодом на старообрядческое перстосложение для крестного знамения, переносится уже вообще на «застарелые» раскольнические «обычаи», хоть и «безразсудные», но «не развращающее ни слова Божия, ни догматов и правил церковных», – и приписывается также Синоду 9 . Новые веяния ознаменовываются тем, что вносится официальным путем внушительная поправка в ходячие воззрения на отмененную обрядность, подтверждавшаяся прямым постановлением Св. Синода от 28 февраля 1722 г. 10 . По епархиям не заменили прививкою новых воззрений на содержание старообрядства. Напр., воронежский епископ Тихон I (Соколов), сделавший 6 октября 1763 г. распоряжение составить именную опись и писать в раскол всех на основании упомянутого указа Св. Синода 1722 года 11 , по получении оттуда же указа от 13 августа 1764 года о руководстве в этом отношении манифестом 3 марта того же года, уже делает предписание от 14 декабря 1764 года в духе нового узаконения 12 . Таким образом обезволивалась беспрепятственность соблюдения старообрядства в частной практике верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/edinover...

16. На содержание оной новокрещенской конторы и на прочие имеющиеся расходы отпускать к упомянутому архимандриту Сеченову в каждом году по десяти тысяч рублёв, из Коллегии Экономии муки ржаной по пяти тысяч четвертей и на то число круп по пропорции из собираемого с иноверцев хлеба, и оные деньги и хлеб отдавать в тех местах, где оный архимандрит Сеченов требовать будет. 17. Из оных денег вышеупомянутому архимандриту и прочим чинам, при том богоугодном деле обретающимся, определить годовое жалованье довольное, а именно: архимандриту в год по триста рублёв, двум протопопам каждому по сту пятьдесят рублёв, хлеба ржи или муки ржаной по пятьдесят четвертей, переводчикам из школьников пять человек каждому по сту рублей, хлеба по тридцати по три четверти, комиссару одному сто двадцать рублёв, хлеба по сороку четвертей, канцеляристу одному восемьдесят четыре рубли, хлеба двадцать восемь четвертей, копиистам двум – каждому по шестьдесят рублёв, хлеба по двадцати четвертей, солдатам трём жалованья и за провиант и мундир по шестнадцати, сорок восемь рублёв, да сверх того хлеба каждому по восьми четвертей, на канцелярские расходы сто пятьдесят рублёв, а помянутому архимандриту Сеченову хлеб на содержание своё, что надлежит, получать от монастыря, в котором он определён; итого денег тысяча шестьсот двадцать два рубли, хлеба триста девяносто семь четвертей; всего как при селившихся новокрещёных слободах при церквах священникам, дьяконам и церковникам, так архимандриту, протопопам и прочим при канцелярии обретающимся и на канцелярские расходы денег две тысячи шестьсот двадцать два рубля, хлеба тысяча триста девяносто семь четвертей, а достальные деньги семь тысяч триста семьдесят восемь рублёв, також и провиант оному архимандриту употреблять в расход на содержание школ, которые имеют быть учреждены для обучения иноверческих новокрещёных детей, и на покупку в те школы книг, бумаги, свеч, дров, и на строение и починки оных школ, и на дачу иноверцам при крещении денег, платья и обуви, и на прочие необходимые расходы, какие преж сего бывали и впредь быть имеют.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1889 Состоялся первый Международный конгресс психологов в Париже. Самой многочисленной делегацией на нём была русская, состав которой отчетливо отражал поляризацию сил в дореволюционной психологии. С одной стороны, в неё входили те, кто придерживался сеченовских идей – С. С. Корсаков, А. А. Токарский, с другой стороны – представители противоположного лагеря, прежде всего Н. Я. Грот и Л. М. Лопатин. Сеченов на конгрессе отсутствовал, хотя его избрали почетным представителем – вместе с М. М. Троицким и Н. Я. Гротом. 1890 Работа архимандрита Бориса (Плотникова) , ректора Киевской духовной семинарии, «о невозможности чисто-физиологического объяснения душевной жизни человека» (Харьков, 1890; 2е изд.: СПб., 1894) появилась на злобу дня, и была направлена главным образом против материалистического толкования душевной жизни в духе Сеченова. Её общее направление нашло сочувственный отклик среди психологов (см рецензию Г. Челпанова в Вопросах философии и психологии. 1891, кн.3/7). 15 ноября 1890 г. утвержден Устав Русского общества экспериментальной психологии, см.: Русское общество экспериментальной психологии. СПб., 1891. 26 февраля 1891 г. состоялось его первое общее собрание. Выбранный председателем Общества проф. Н. П. Вагнер так охарактеризовал основную его задачу: «Открывая наше Общество, мм. гг., позвольте прежде всего сказать несколько слов об той форме его устава, под которой оно принуждено теперь действовать. Без всякого сомнения эта форма вызвана желанием наивозможно правильнее и основательнее оградить нашу публику от вредных последствий и увлечений гипнотизмом и вообще теми заманчивыми явлениями психической деятельности человека, которые проявляются редко, спорадически, поражают свое необычностью, силою, и, главным образом – той таинственностью, с которой они совершаются» (Протоколы…, 1892, с. 3–4). 1892 Важное место занимают религиозно-психологические темы в трудах протоиерея, проф. Университета св. Владимира Павла Яковлевича Светлова (1861-). В основном – это темы христианской и библейской психологии: «Пророческие и вещие сны.

http://azbyka.ru/tryoxvekovoj-dialog-psi...

Атеизм Фрейда всегда ставили ему в укор, ведь атеизм ведёт к безнравственности. Но Фрейд считает, что к безнравственности он не призывает, просто как учёный констатирует некоторый факт. Да и религия, по его мнению, не всегда призывала к нравственности. Человек – это такое существо, которое даже в религии находит опору тому, чего он хочет. Так, например, пишет Фрейд в работе «Будущность одной иллюзии», «русская душа отважилась сделать вывод, что грех – необходимая ступенька к наслаждению всем блаженством божественной милости, то есть в принципе богоугодное дело» (6, с. 127). Иначе говоря, для спасения нужно покаяние, а для того, чтобы покаяться, нужно сначала согрешить. Поэтому религия отнюдь не идеальна. И вообще, что дороже для человека: его заблуждения или коренная проверка его собственной нравственности? Если для человека важнее заблуждения и вера в религию, тогда он ещё дитя и недостоин современной культуры. Отказавшись от Бога, учит Фрейд, мы не потеряем, а выиграем, ибо тогда очистится место для науки, а в научное доказательство верят все люди без исключения. В отличие от религиозных убеждений наука общезначима. §2. Неофрейдизм Психология как естественная наука получила своё существование только в конце XIX – начале XX вв. До этого психология существовала как учение о душе в рамках собственно философии. Ещё в Античности из философии начали вычленяться различные науки, возникли физика, биология, география. Этот процесс продолжался, и в конце XIX в. из философии вычленяется уже психология. Трудами Фрейда (правда, не его одного – это и русские учёные И.М.Сеченов, В.М.Бехтерев, И.П.Павлов, и западные врачи Г.Гельмгольц, В.Вундт, Ж.М.Шарко и др.) создаётся психология как наука, естественно, основывавшаяся на сугубо материалистических принципах. Поэтому в слове «психология» от души остается только её греческое обозначение. Но в само существование души большинство психологов уже не верили, надеясь свести описание всего человека, в том числе его психических, сознательных функций, к проявлениям его физиологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/is...

   Пидалион Афины, 1957, с. 321 (по-гречески)    Карташев А. В. Указ. соч. , т. II, с .409 В Константинополе посольства западных держав, используя политические и финансовые средства, решающим образом вмешивались в выборы Патриархов, и нередки были случаи их свержений В XVIII веке за 73 года на Константинопольском престоле Патриархи сменялись 48 раз     " Пути, с. 82    Там же, с. 451    «Старое по своему родовому происхождению от служилых людей, новое по своему характеру сословия, оно приняло на себя все богатство нового просвещения, поглощая его в одном себе, замыкая его в своем круге и замыкаясь само этою новою, почти внешнею силою» (Хомяков А Мнение иностранцев о России Изб. соч. Нью-Йорк, 1955, с. 94)    «Пути», с .88    Там же, с. 95    Карташев А.В. Указ.соч., с. 398. На Благовещение 1742 г архиепископ Димитрий (Сеченов) в присутствии императрицы Елизаветы в проповеди говорил о царствовании Анны Иоанновны: «А наипаче великое гонение на самых благочестия защитителей, на самых священных таин служителей. Чин духовный — архиереев, священников, монахов — мучили, казнили, расстригали. Непрестанные почты и водою и сухим путем. Куды? Зачем? Монахов, священников, людей благочестивых в дальние сибирские города, в Охотск, Камчатку, в Оренбург отвозят. И так тем устрашили, что уже и самые пастыри, самые проповедники Слова Божия молчали и уст не смели отверсти. И правда, дух бодр, а плоть немощна1» (там же, с.243).    Там же, с 485.    Там же, с. 485—487.    Флоровский Г. Там же, с. 115. «Вместе с тем уже вторая половина XVII века была временем развития или возникновения всех основных русских сект: хлыстовства, скопчества, духоборства, молоканства...» (там же, с. 121), которые поначалу хотя и преследуются, но при Александре I проникают в высшие слои общества и пользуются их покровительством.    «Пути...», с. 97. Для сыновей московской знати иезуиты открыли школу в столице. Особенно сильным влияние иезуитов было в начале XIX века. «На короткое время иезуитам удалось даже достигнуть учреждения особого учебного округа для своих школ в империи, с Полоцкой Академией в качестве административного центра (1811—1820) На юге Одесса становится очагом прозелитизма» (там же, с. 135)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3576...

  Герцен верил в будущее социализма. Однако он никогда не рассматривал социализм как совершенную форму общественных отношений. В 1849 г. он писал: «Социализм разовьется во всех фазах своих до крайних последствий, до нелепостей. Тогда снова вырвется из титанической груди революционного меньшинства крик отрицания, и снова начнется смертная борьба, в которой социализм займет место нынешнего консерватизма и будет побежден грядущею, неизвестною нам революцией» .   В 1869 г. Герцен написал статью «К старому товарищу» (М. Бакунину). В статье он писал, что не верит в «прежние революционные пути» (II, 310) и советует «постепенность» в общественном развитии. В настоящее время эту статью с большой пользой для себя могли бы прочитать как сторонники насильственных революционных мер, так и консерваторы — все те, кто не видит нужды в социальных реформах, обеспечивающих каждому человеку материальные условия для приличной жизни .   Глава IV. PYCCKUE МАТЕРИАЛИСТЫ В 60-х ГОДАХ. НИГИЛИЗМ I. M. А. БАКУНИН   Среди русских революционеров всегда было много материалистов. В 20-х годах XIX столетия были материалисты среди декабристов . Однако их философские сочинения не имели никакого значения для развития философии. В 60-х годах проповедниками материализма были Бакунин, Чернышевский, Добролюбов, Писарев, а также знаменитый физиолог Сеченов, который не принимал участия в революционном движении. С конца XIX b. и по наше время как среди русских дореволюционных эмигрантов, так и в России широко распространился созданный Марксом и Энгельсом диалектический и исторический материализм. Эта разновидность материализма будет рассмотрена в отдельной главе.   Михаил Александрович Бакунин (1814–1876) — сын помещика, с 1828 по 1833 г. учился в артиллерийской школе. После окончания школы служил офицером в армии. В 1835 г. он вышел в отставку. Примкнув к кружку Станкевича, Бакунин изучал философию Канта, Фихте, Гегеля, Будучи убежденным гегельянцем, Бакунин истолковывал действительность как вечную божественную жизнь, волю и деятельность духа. Всеобщее, взятое в абстрактном, остается безжизненным и формальным. Оно должно быть претворено в жизнь личности, в божественную человеческую жизнь, проникнутую любовью. В это время Бакунин истолковывал положение Гегеля о том, что «все действительное разумно и все разумное действительно», в духе консерватизма. Именно под его влиянием Белинский прошел через период «примирения с действительностью».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

05.10.1851 09.12.1851 ОДЕССКАЯ 11.06.1857 02.10.1874 ЯРОСЛАВСКАЯ 02.10.1874 26.04.1876 ЖИТОМИРСКАЯ 26.04.1876 20.02.1882 ОДЕССКАЯ, паки 20.02.1882 14.11.1883 Димитрий Поспелов ТЕМНИКОВСКАЯ 25.09(08.10)1923 ВОТКИНСКАЯ 22.09(05.10)1933 ТЕМНИКОВСКАЯ, паки 14(27)06.1934 07(20)02.1936 в/у ЯРАНСКАЯ 14(27)06.1934 07(20)02.1936 СКОПИНСКАЯ 07(20)02.1936 Димитрий Рождественский ЛЕБЕДЯНСКАЯ, обн. 12(25)03.1923 27.04(10.05)1923 ПСКОВСКАЯ, обн. 27.04(10.05)1923 13(26)09.1923 СТАЛИНГРАДСКАЯ, обн. 12(25)06.1924 27.11(10.12)1924 ВЛАДИМИРСКАЯ, обн. 27.11(10.12)1924 БАЛАХНИНСКАЯ 04.01.1887 28.10.1887 БАЛТСКАЯ 28.10.1887 13.12.1890 КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ 13.12.1890 02.11.1896 ТВЕРСКАЯ 02.11.1896 26.03.1905 КАЗАНСКАЯ 26.03.1905 17.03.1908 Димитрий Селезнев БЕЛЬСКАЯ, обн. 16(29)01.1930 04(17)09.1935 Димитрий Сеченов НИЖЕГОРОДСКАЯ 12.09.1742 09.08.1748 РЯЗАНСКАЯ 21.06.1752 22.10.1757 НОВГОРОДСКАЯ 22.10.1757 14.12.1767 Димитрий Сперовский КРЕМЕНЕЦКАЯ 02.02.1903 01.05.1904 ХЕРСОНСКАЯ 01.05.1904 25.01.1907 СУХУМСКАЯ 25.01.1907 25.07.1911 РЯЗАНСКАЯ 25.07.1911 17.06.1917 СТАРОРУССКАЯ Димитрий Сулима БЕЛГОРОД-ДНЕСТРОВСКАЯ 16.07.1811 18.06.1821 КИШИНЕВСКАЯ 18.06.1821 04.08.1844 Димитрий Троицкий КАШИРСКАЯ, обн. 07(20)05.1928 ГОРЬКОВСКАЯ, обн. 09.1929 01.1930 ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ, обн. " 01.1930 СМОЛЕНСКАЯ, обн. 23.11(06.12)1934 Св. Димитрий Туптало ТОБОЛЬСКАЯ 23.03.1700 04.01.1702 ЯРОСЛАВСКАЯ 04.01.1702 28.10.1709 Димитрий Устимович (Устинович) ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ 14.08.1793 01.05.1795 СМОЛЕНСКАЯ 01.05.1795 26.05.1805 Диомид Дзюбан в/у КАМЧАТСКАЯ 10(23)02.1993 13(26)12.1993 АНАДЫРСКАЯ 28.07(10.08)2000 Дионисий БЕЛГОРОДСКАЯ (Великобелгородская) Дионисий ВСЕРОССИЙСКАЯ (XI–XII вв.) Дионисий ВСЕРОССИЙСКАЯ XII– XIII вв.) Дионисий ВСЕРОССИЙСКАЯ 02.1581 13.10.1586 Дионисий ПОЛОЦКАЯ 1182(1183?) Св. Дионисий ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) ВСЕРОССИЙСКАЯ 15.10.1385 Дионисий ЛУЦКАЯ Дионисий СМОЛЕНСКАЯ Дионисий Балабан-Тукальский ХОЛМСКАЯ 08.1650 ЛУЦКАЯ 28.02.1658 в/у КИЕВСКАЯ 12.1657 28.02.1658 КИЕВСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Национальный характер русской школы можно аргументировать, опира­ясь на анализ эволюции школьного об­разования и его разнообразных форм (народные школы, гимназии, лицеи, ре­альные училища), на формирование и развитие русской педагогической мыс­ли, на исследование крупных реформ в области народного образования и на динамику развития образования в це­лом. Даже в дискуссии конца XIX века о том, каким быть образованию в России - светским или религиозным - никто не выражал сомнения относительно национального характера образования. Светский характер образования отстаивали крупнейшие ученые России - Д.И. Менделеев, И.И. Мечников, И.М. Сеченов и др. Православные принципы в воспитании утверждали известные организаторы и руководители в области народного образования К.П. Победоносцев, А.А. Мусин- Пушкин , Д.А. Толстой, Д.И. Тихомиров и другие. Обоснование национального содержания рус­ской школы принадлежит как профессиональным ученым в области педагогики (К.Д. Ушинский, В.Я. Стоюнин, П.Ф. Каптерев, П.И. Ковалевский, В.Н. Сорока-Росинский, К.П. Победоносцев), так и непрофессионалам, чей вклад не менее значим для продолжения этой традиции (А.С. Пушкин, В.В. Розанов и И.А. Ильин). А.С. Пушкин в за­писке «О народном воспитании», адресованной императору Николаю I осенью 1826 года, пи­сал: «Историю русскую должно преподавать по Карамзину. «История государства Российского» есть не только произведение великого писателя, но и подвиг честного человека. Россия слишком мало известна русским; сверх ее истории ее ста­тистика, ее законодательство требуют особенных кафедр. Изучение истории должно будет преиму­щественно занять умы молодых дворян, готовя­щихся служить отечеству верой и правдой, имея целью искренно и усердно соединиться с прави­тельством в великом подвиге улучшения госу­дарственных постановлений, а не препятствовать ему, безумно упорствуя в тайном недоброжела­тельстве» (1). Идея национального образования и воспи­тания с наибольшей полнотой была раскрыта в творчестве К.Д. Ушинского, П.И. Ковалевского и В.Н. Сороки-Росинского. В своей работе «О на­родности в общественном воспитании» К.Д. Ушинский делает следующие выводы: «Общей системы народного воспитания для всех народов не существует не только на практике, но и в тео­рии, и германская педагогика не более, как теория немецкого воспитания» (2). Он был убежден в том, что нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспитываться по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо об­думана. Общественное воспитание, согласно К.Д. Ушинскому, само не решает вопросов жизни и не ведет за собой историю, но следует за нею. Не пе­дагогика и педагоги, но сам народ и его великие люди прокладывают дорогу в будущее: воспита­ние только идет по этой дороге и помогает идти по ней отдельным личностям и новым поколениям.

http://ruskline.ru/analitika/2010/04/10/...

Мы остановились на времени Петра, чтобы ознакомить читателя с гражданским положением духовенства за время всеобщих реформ в государстве. При преемниках Петра, когда во главе правительства выступили разные временщики и фавориты, гражданское положение духовенства ухудшилось. Проповедники того времени не находят достаточно ярких красок, чтобы изобразить всю тягость и бесправность положения духовенства. «На благочестие и веру нашу наступили, – говорил Амвросий Юшкевич. Под образом, будто хранения чести, здравия и интереса государева коль бесчисленное множество благочестивых, верных, Бога и государство весьма любивших, в тайную полицию похищали, в смрадных узилищах и темницах заключали, голодом морили, пытали, мучили, кровь невинную потоками проливали. Весь обще чин духовный равно с простым народом вменяли и почитали, ни единого в нем посвящения и характеру пастырского не признавали, и для того сами собой пастырей – священников без суда правильного низлагали, предающе оных на узы и темницы, на преисподняя заключения и ссылки»... «Коликое гонение, – говорит другой проповедник Димитрий Сеченов, – на чин духовный возвели: архиереев, священников, монахов мучили, казнили, расстригали; непрестаные почты водою и сухим путем, – куда? зачем? монахов, священников, людей благочестивых в дальние сибирские города, в Охотск, Камчатск, Оренбург отвозят». «К печальным и вредным явлениям того времени, замечает историк Петербургской епархии, принадлежит тο, что духовная власть, преосвященные архиереи и все священство были унижаемы против других гражданских учреждений и персон, им параллельных». С восшествием на престол Елизаветы Петровны и в следующие царствования начинается ряд попыток улучшить гражданское положение духовенства и приблизить его к свободным сословиям в государстве. Елизавета Петровна предоставила наследственную свободу от податей всему служащему духовенству, не исключая и церковников и в частности освободила духовенство от полицейских повинностей. Важным шагом вперед было уже то, что духовенство если не непосредственно, то через Св. Синод получило возможность открыто ходатайствовать перед императрицей о своих нуждах. Для него сделаны были облегчения в политических розысках. Императрица стремилась ограничить самоуправство и произвол светских властей и помещиков в отношении к духовенству. Губернаторам и воеводам в городах и провинциях предписано было, чтобы «духовным персонам никаких обид и притеснения чинено не было».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010