Дмитрий, митрополит Новгородский и Великолуцкий (Сеченов Даниил Андреевич) Родился 6 декабря 1709 года в дворянской семье. Образование получил в Московской Славяно-греко-латинской академии. В конце 1729 года или в начале 1730 года, еще студентом, пострижен в рясофор с именем Дисидерия и рукоположен во иеродиакона. 17 марта 1731 года пострижен в мантию с именем Димитрия и 24 ноября того же года рукоположен во иеромонаха. По окончании курса обучения оставлен при академии учителем. 29 сентября 1738 года назначен академическим проповедником. С 4 декабря 1738 года – настоятель Свияжского Богородицкого монастыря и управляющий делами новокрещеных Казанской епархии. 11 сентября 1740 года возведен в сан архимандрита и назначен управляющим делами новокрещеных Казанской, Нижегородской, Астраханской и Воронежской губерний. 14 сентября 1742 года хиротонисан во епископа Нижегородского. 9 августа 1748 года по болезни, согласно прошению, уволен на покой в Казанскую Раифскую пустынь. 24 февраля 1752 года вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. С 21 июня 1752 года – епископ Рязанский и Муромский. 22 октября 1757 года возведен в сан архиепископа и назначен в Новгород. 8 октября 1762 года возведен в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого. В ноябре того же года назначен членом духовной комиссии о церковных имениях и о составлении духовных штатов. 30 июня 1767 года награжден драгоценной панагией и назначен депутатом от Святейшего Синода и всего русского духовенства в Комиссию по созданию свода законов вместо Уложения 1649 года. Скончался 14 декабря 1767 года. На долю преосвященного Димитрия выпал жребий служения великому и трудному делу обращения в Православие инородцев: татар, чуваш, черемис, мордвы и вотяков. Дело это он исполнял в продолжение 10 лет честно, с мужественным самоотвержением и большим успехом. При назначении его епископом Нижегородским и Алатырским ему снова было поручено трудиться над просвещением инородцев. Продолжая миссионерскую деятельность в сане епископа, преосвященный Димитрий строил церкви, открывал школы, крестил более 5 000 инородцев и добился для них различных льгот.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ (Сеченов Даниил Андреевич; 6.12.1709, близ Москвы - 14.12.1767, Москва), митр. Новгородский и Великолуцкий. Род. в дворянской семье, крещен в честь прп. Даниила Столпника. Первоначальное образование получил в доме отца, затем учился в московской Славяно-латинской академии. В кон. 1729 или нач. 1730 г., будучи студентом, был пострижен в рясофор с именем Дисидерий, рукоположен во диакона и назначен казначеем Заиконоспасского московского в честь Нерукотворного образа Спасителя муж. мон-ря . 17 марта 1731 (по др. сведениям, 1735) г. пострижен в мантию, 24 нояб. того же года (по др. сведениям, 1735) рукоположен во иерея. По окончании курса обучения оставлен при академии учителем «фары» - первого класса, 29 сент. 1738 г. назначен академическим проповедником. С 4 дек. 1738 г. архимандрит, исполняющий обязанности настоятеля свияжского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря и управляющий делами новокрещеных Казанской епархии. Димитрий (Сеченов), митр. Новгородский и Великолуцкий. Гравер Ф. Алексеев. Ок. 1843 г. (ГПИБ) Димитрий (Сеченов), митр. Новгородский и Великолуцкий. Гравер Ф. Алексеев. Ок. 1843 г. (ГПИБ) Указом имп. Анны Иоанновны от 11 сент. 1740 г. «для умножения христианского закона и священного утверждения в вере» Д. был назначен главой Конторы новокрещенских дел, проповедником среди иноверцев Казанской, Нижегородской, Астраханской и Воронежской епархий. Согласно донесению Д. в Святейший Синод в 1741 г., в Казанской и Нижегородской губерниях «разных народов иноверцы целыми деревнями и всеми уездами… все до единого человека святым крещением просветились» (Там же. С. 916). За 1741-1742 гг. число обращенных в Православие составило более 17 тыс. чел. (за 1719-1730 в Казанской епархии крестились всего 2160 чел.). Для новообращенных построено 30 церквей, поскольку большая часть их проживала вдалеке от рус. сел с храмами. Для строительства Коллегия экономии выделила 45 тыс. р. Одновременно Синод рекомендовал заставлять самих новокрещеных строить церкви бесплатно; был определен и штат священнослужителей: «на каждые 250 дворов... 2 священника, по 1 дьякону и по 3 церковника». По распоряжению Д. крестившимся «за восприятие святого крещения... давать каждому по кресту медному... да по одной рубахе с порты... по сермяжному кафтану с шапкою и рукавицы, обуви чирики с чулками... кто познатнее... кресты серебряные... кафтан из сукон крашеных... ценою по 50 копеек за аршин».

http://pravenc.ru/text/178171.html

В 1721 г. хиротонисан во епископа Новгородского и Великолуцкого с возведением в сан архиепископа. В 1725 г. лишен сана и сослан в Николо-Корельский монастырь, где и скончался. 39 Феофан (Прокопович Елиазар (Елисей); 1681–1736), архиепископ, церковный и политический деятель, писатель и ученый. Верный сподвижник Петра I в реформах Русской Православной Церкви. В 1718 г. хиротонисан во епископа Псковского, Изборского и Нарвского. С 1720 г. архиепископ. С 1725 г. архиепископ Новгородский и Великолуцкий. 42 Кречетников Н.С. – генерал-провиантмейстер, третий обер-прокурор Св. Синода в октябре–декабре 1741г. 43 Бирон Эрнест-Иоанн (1690–1727), сын курляндского помещика. С 1718 г. при дворе герцогини Курляндской Анны Ивановны и 1724 г. сделался ее фаворитом; по вступлении ее на престол в 1730 г. стал неограниченным правителем России. 44 Остерман Генрих Иоганн Фридрих, в России – Андрей Иванович (1686–1747), граф с 1730 г., генерал-адмирал с 1740 г., лишен звания в 1741 г., русский дипломат немецкого происхождения. 45 Димитрий (Сеченов Даниил Андреевич; 1709–1767), с 1762 г. митрополит Новгородский и Великолуцкий, проповедник и миссионер. 46 Буркхарт Христофор фон Миних (в России был известен как Христофор Антонович Миних; 1683–1767), российский генерал-фельдмаршал. 48 Елизавета Петровна (1709–1761), российская императрица с 1742 г. из династии Романовых, дочь Петра I. 49 Разумовский Алексей Григорьевич (1709–1771), граф, генерал-фельдмаршал с 1756 г., фаворит императрицы Елизаветы Петровны. 50 Шаховской Яков Петрович (1705–1777), князь, российский государственный деятель, мемуарист. Обер-прокурор Святейшего Синода с 31.12.1741 по 29.03.1753. 51 Петр III (Петр Федорович, урожденный Карл Петер Ульрих Гольштейн-Готторпский; 1728–1762), российский император в 1761–1762 гг., первый представитель Гольштейн-Готторпской (Ольденбургской) ветви Романовых на русском престоле. 56 Мелиссино Иван Иванович (1718–1795), государственный и церковный деятель. Обер-прокурор Св. Синода с 1763 г. 57 Чебышев Петр Петрович (около 1735–не ранее 1775), российский дворянин, офицер, обер-прокурор Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

9. В неделю третью великого поста из темы: иже хощет по мне итти, да отвержется себе, и возмет крест свой. Мк. 8:34 . о том, как отвергшись самих себя, преселяться нам в божественный Дух Божий? Сказывано в Москве в придворной церкви Марта 11 дня 1767 года. 10. Во святый и великий пяток из темы: Егда же прият оцет Иисус, рече: совершишася, и преклонь главу предаде дух, Ин. 19:30 . о том, что такое в совершенство и в окончание приведено. Сказывано в придворной церкви 1767 года Апреля 6 дня. 11. В день Первоверховных Апостол Петра и Павла, и Тезоименитства Его Императорского Высочества из темы: Кого мя глаголют человецы быти сына человеческаго? Мф.16:13 . О различности людских мнений, и какое из них подлинно справедливо, и которое прямую делает нам честь? Сказывано в Москве в придворной церкви Июня 29 дня, 1767 года. 12. Во время высочайшего присутствия Ее императорского Величества в Святотроицкой Сергиевой Лавре из темы: вемы, яко любящим Бога вся споспешествуют во благое. Рим. 8:28 . О любви к Богу. Сказывано в Лавре 1767. 13. Во время присутствия Его Императорского Высочества в Святотроицкой Сергиевой Лавре из темы: мне же зело честни быша друзи твои Боже! Пс. 138:17 о том, для каких причин святые другами Божиими именуются? Сказывано Июля 17 дня, 1767 года. 14. В день рождения Его Императорского Высочества из темы: тако тецыте, да постигнете. 1Кор. 9:24 . О том, до чего достигать нам надобно? Сказывано В Москве в придворной церкви 1767 года, Сентября 20 дня. 15. В день Святых Апостол Петра и Павла, и Тезоименитства Его Императорского Высочества из темы: Отвещав Симоне Петре рече: ты еси Христос Сыне Бога живаго. Мф. 16:16 . О свойствах или о силе Евангельской веры. Сказывано в Петергофе 1768 года, Июня 29 дня. 16. На основание знаменитого храма Исакиевской соборной церкви в Санктпетербурге, из темы: Господи! возлюбих благолепие дому твоего, и место селения славы Твоея. Пс. 25:8 . о том, какими причинами побуждена Ее Величество к сооружению храма сего? Сказывано в присутствии Ее Императорского Величества и Его Императорского Высочества, Святейшего Синода, и всего Сигклита 1768 года, Августа 8 дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Императрица, по тогдашнему обычаю шествуя позади архиерея в крестном ходу от Казанского собора до лавры, шла с ним большею частью вместе и о многом спрашивала. После того отозвалась о Гаврииле: «муж острой и резонабельной». Высочайшей отзыв сей был объявлен св. синоду обер-прокурором оного Иваном Ивановичем Мелиссино 64 . Занятия комиссии по делу об устройстве училищ и семинарий продолжались до 1767 года. Составленный план об этом устройстве был представлен от Гавриила императрице пред отъездом ее из С.–Петербурга в Москву. По записи современников, около этого времени Гавриил видел сон, что он с Платоном Левшиным назначен ехать в Москву. Когда же рассказал знакомым сон свой, то над ним смеялись, как над выдумавшим его и хитрецом. Между тем, действительно, Гавриил вместе с Платоном в 1767 году назначен к отъезду, и дано на дорогу обоим им по сто червонцев. Тяготясь пребыванием в столице, несогласным с любовью его к уединенной жизни, он радовался своему отъезду, надеясь, что из Москвы отпустят его в Тверь. В Москву Гавриил и Платон прибыли в конце января, а в феврале прибыла туда и императрица со всем двором 65 . Спустя несколько времени Гавриил получил здесь 28 марта (1767) от статс-секретаря Ивана Елагина письмо, коим он преосвященному объявил приказание императрицы явиться во дворец в пяток в 9 часов утра, «для некоторых на поданный от него о семинариях план объяснений 66 ». План сей весьма понравился императрице, оказывавшей с этого времени еще большее к нему внимание и уважение. В тоже самое время в Москве был и Димитрий Сеченов, избранный тогда от св. синода депутатом всего российского духовенства в комиссию о сочинении проекта нового уложения и присутствовавший здесь при торжественном ее открытии 30 июня 67 . В этот день, по окончании присяги, депутаты отправились во дворец, где императрица вручила им наказ для руководства комиссии и обряд для управления оною. За таковое монаршее попечение о благе России, депутаты в общем собрании 9 августа того же года положили поднести адрес императрице с наименованием: Великой, Премудрой, Матери Отечества, и вскоре после того исполнили сие определение 68 . Из дневных же записок дирекционной комиссии, оставшихся после м. Гавриила 69 видно, что первое заседание было 20-го августа 1767 года, и дело шло о преимуществах духовенства, дворянства, купечества и поселян, чем занимались однако не в одном, а во многих заседаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

6 июля 1707 освящен антиминс в церковь села Краснаго Ярославскаго уезда. 1159 1 августа 1708 – антиминс Воздвиженской Ярославской церкви. 1160 В июне 1709 – антиминс в церковь Авраамиево-Богоявленского монастыря. 1 сентября 1709 г. антиминс в ц. св. Николая в с. Угодичах. 1161 18 сентября 1709 г. выдана настольная грамота игуменье Ярославского Казанского монастыря Александре. Приводим её целиком: Божиею милостию великий господин преосвященный Димитрий, митрополит Ростовский и Ярославский, в Ярославль на посад, в пречестную и великую обитель честнаго и славнаго образа Пречистыя Богородицы Казанские девича монастыря о Святем Дусе нашего смирения священником и диаконом и старицам и слугам тоя обители. В нынешнем 1709 году сентября в день били есте нам челом и челобитную и излюбленную за руками подали Спасского монастыря черных священников Феодосья да Маркела, да Офонасьевского монастыря черного священника Симона, чтоб нам к вам в монастырь благословить выгуменьи того же монастыря старицу Александру Волкову и настольную ей грамоту дати. И аз, великий господин преосвященный Димитрий, митрополит Ростовский и Ярославский, по вашему челобитью Александру Волкову к вам в монастырь выгуменьи благословил и настольную грамоту ей дал, и вы, священники и диаконы, и старцы, и слуги, и все приходящии правовернии люди, тоя обители игуменью Александру почитайте, и слушаите, и повинуитеся добре о Господе Бозе со всяким духовным опасением, и порадованием, и покорением, яко присной своей госпоже; понеже обретохом ее благоговейну и чистоте боголюбиву; и должна убо сицевая игуменья Александра монастырская строения строити по преданию, по правилом святых апостол и святых отец, и по нашему благословению и наказанию, также и к вам имеет свою духовную любовь и попечение и дерзновение о всяком деле блазе. А милость Божия и Пречистые Богородицы и великих ростовских чюдотворцов Леонтия, Исаия, Игнатия, Иякова и всех святых молитва , и нашего смирения благословение на тебе и на сестрах под твоею паствою во веки. Аминь. Сего ради дана бысть сия наша настольная грамота на утверждение в Богоспасаемом и в преименитом граде Ростове, писан лета 1709 году сентября в 18 день. 1162

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

е. к Пасхе, он уже будет переписан на бело; Пасха же в 1709 году была 24 апреля 19 . Значит, Зерцало было получено святителем ростовским около половины великого поста 1709 года, т, е. в конце марта, или в самом начале апреля. К этому же времени относится и письмо его к Феологу, так как в нем св. Димитрий высказывает надежду, что его книжица – Розыск, несмотря на леность и неопытность переписчиков, к Пасхе будет переписан на бело; следовательно, от дня написания письма до Пасхи времени еще оставалось не мало. После таких несомненных данных в пользу той мысли, что Зерцало Посошкова было получено святителем Димитрием не раньше марта и не позже апреля 1709 года 20 мы считаем почти уже излишним указывать, в подтверждение той же мысли, на то, что и во всех доселе известных списках обширной редакции показан 1709 год, как такой, в котором сочинение это было свидетельствовано и одобрено ростовским архипастырем, как, об атом и замечено в статье «о перстосложении» 21 . Когда же после этого написано было Посошковым Зерцало очевидное? Имея в виду – с одной стороны – то обстоятельство, что сочинить такую большую (более 500 листов) книгу в два первые месяца 1709 года (в марте Зерцало уже было послано Феологом св. Димитрию) было более, чем трудно, с другой – зная, что Посошков трудился над сочинением Зерцала с особенным усердием и любовию, «иногда и нужду домовую презирая» 22 , мы думаем, что Зерцало писано Иваном Тихоновичем Посошковым в 1708 году и, быть может, кончено в самом начале 1709 года. Если все, сказанное нами доселе, выразить кратко, то выйдет следующее: 1) святитель Димитрий Ростовский читала, и одобрил в письме к Феологу не другое какое-либо Зерцало, но именно Посошковское; 2) он назвал его книжицею безыменного творца потому, что в присланном ему Феологом списке Зерцала не было показано имени автора, а было только загадочно сказано, что «писавши имя 63, прозванием же 512»; 3) подпись автора, находящаяся на списках Зерцала обширной редакции, сделана Посошковым, вероятно, уже после того, как сочинение его получило одобрение ростовского святителя, а цифирное означение имени оказалось непонятным; 4) печатное Зерцало, изданное г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/n...

В следующее за тем время Гавриил, вместе с Платоном, трудился над изданием избранных поучений на воскресные и праздничные дни, участвовал в исправлении кормчей, по поручению св. Синода исправлял Триодь постную. В 1767 г. учреждена комиссия для составления проекта нового уложения. Димитрий Сеченов был в ней депутатом от духовенства и главным ее членом. Когда избирали членов в комиссию, то Сеченов получил 9, а Гавриил – 8 баллов. По смерти Сеченова (30 декабря 1767 г.) Императрица, находясь, после путешествия по России, в Твери, сказала Гавриилу: «Дмитрию досталось 9 баллов». Гавриил отвечал: «радуюсь, что достойному». Государыня продолжала: «А кто попал? Это вы. Я рада этому. Поезжайте в Петербург». По прибытии в столицу, Гавриил, 20 марта 1768 г., был избран в дирекционную комиссию, которая была главною и наблюдала за всеми частными комиссиями, обсуждала их решения и лучшие вносила в общее депутатское собрание. За успешные труды в комиссии Екатерина сделала Гавриила членом св. Синода, а в следующем 1770 г., 29 июня, в день тезоименитства наследника, пожаловала ему панагию, которая украшена была бриллиантами из собственной Ее Величества звезды Андрея Первозванного. Панагия хранится в ризнице Невской Лавры. Кроме того, она хотела, чтобы Гавриил навсегда остался в Петербурге. Поэтому, на место умершего киевского митрополита Арсения Могилянского, она вызвала петербургского архиепископа Гавриила Кременецкого, а петербургским митрополитом сделала Гавриила Петрова (29 сентября 1770 г.). Вступив на петербургскую кафедру, Гавриил учредил благочинных, а консистории велел написать и представить ему инструкцию для благочинных. Для приготовления лучших пастырей церкви он обратил внимание на семинарию. До 1775 г. она помещалась в деревянном здании, за стеклянным заводом. Еще в 1750 г. был вчерне построен каменный флигель в Лавре, по правую сторону собора. До Гавриила флигель оставался не достроенным. Отделав его, Гавриил, 4 ноября 1775 г., перевел сюда семинарию. В 1780 г. он устроил при ней русскую школу и – школы: в Новгороде, Старой Русе, Тихвине, Валдае и Боровичах; на беднейших учеников жертвовал по 100 р. в год; дал инструкцию ново учреждённым школам и инструкцию префекту новгородской семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Близ гор. Твери была монастырская вотчина и при ней роща; положение места прекрасное и уединенное; я имел намерение в этой роще выстроить себе келии для уединения. – Но судьбе Вышнего угодно так, что есмь недостойный епископ». Относительно избрания своего в епископа рассказывал он так: «Когда я был в Твери архимандритом, присутствующим в консистории и ректором семинарии: в день св. пасхи служил я с преосв. Афанасием в соборе литургию. Что же случилось? По обыкновению архиерейской службы, во время херувимской песни, когда сам архиерей у жертвенника вынимал частицы о здравии, подойдя к жертвеннику, сказал я: «помяни мя, Владыко святый!» Архиерей же сказал – вместо священноархимандритство твое – епископство твое да помянет Господь Бог во царствии своем. Сам он улыбнулся и сказал мне: «дай Бог вам быть епископом!» После узнал я, что в самый тот день пасхи в Петербурге первый синодальный член митрополит Сеченов с Епифанием, смоленским епископом, метал жребий; семь жребиев кандидатских было надписано; а смоленский архиерей говорил митрополиту: «прикажите написать жребий тверского ректора Тихона»: Сеченов сказал: «он еще молод, время не ушло». Однако написали, и мой жребий был восьмой. Три раза метали жребий и все вынимался мой жребий. Митрополит сказал: «ну, знать, так Богу угодно, – быть ему епископом; я не туда назначал его». – После м. Сеченов сам говорил мне: «я имел намерение перевесть тебя в Троицкую лавру архимандритом» 93 . 13-го мая 1761 г. св. Тихон в петербургском Петропавловском соборе хиротонисан был в епископа городов Кексгольма и Ладоги, викария новгородской епархии. Это было на 37 году жизни его. Для пребывания его назначен Хутынский монастырь. Туда немедленно и отправился новый епископ. Навстречу его вышло множество народа, особенно потому, что он был новгородский воспитанник. В числе встречавших была и родная сестра. «На другой день из Хутыня послал я за нею колясочку, говорил святитель: а она бедная, приехавши, не смеет и войти ко мне в келью. Я, отворяя двери, сказал ей: пожалуй, сестрица! Она, залившись слезами, вошла ко мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Государыня думала ехать в Ростов в скором времени и отправить раку прямо туда. Но случилась опять задержка. К приезду государыни необходимо было привести в надлежащий вид и самый храм, где почивали мощи, покрыть его железной крышей и обнести оградою. По представлению м. Арсения, местных средств на ремонт не было. Государыня приказала отпустить из казны для исправления крыши 3000 пудов железа. Из Ростова уведомляли, что чудесные исцеления от мощей происходят непрерывно. Возрастало и желание императрицы быть в Ростове. Но в 1761 году она скончалась, не успевши исполнить заветного своего желания быть на торжестве переложения мощей. Новый император утвердил распоряжение покойной об отпуске железа в Зачатьевский монастырь. Только с восшествием на престол императрицы Екатерины II ремонт церкви был окончен, и Шлятер получил из Москвы от Адама Вас. Олсуфьева приказание ее от 14-го октября 1762 г. по первому зимнему пути привезти в Москву раку, под охраною конвоя в 12 человек солдат. В Ростове все с нетерпением ожидали императрицу. Все было готово к великому торжеству. Перенесение мощей состоялось в мае месяце 1763 года. Митрополита Арсения уже не было в Ростове. Его за смелый протест против секуляризации церковных имений подвергли суду, приговорили к расстрижению и, как простого монаха, сослали в Николаевский Корельский монастырь на берегу Белого моря. Императрица все время ростовских празднеств была в отменно веселом настроении духа. Церемонией руководил митрополит Димитрий Сеченов, по ее указаниям. Из Ростова она пишет Панину: «завтра будет перенесение мощей св. Димитрия, а послезавтра поеду далее в путь; вчерашний день еще чудеса были, женщина исцелилась, а преосвященный Сеченов хочет запечатывать раку, дабы мощей не украли. Однако, я просила, дабы подлый народ не подумал, что мощи от меня скрылись, оставить их еще несколько время снаружи» 723 . В воскресенье 25 мая 1653 года шли с крестным ходом из всех ростовских церквей в Яковлевский монастырь. В нем участвовали прибывшие архиереи: митрополит Новгородский Дмитрий Сеченов, Петербургский архиепископ Гавриил Кременицкий и архиепископ Крутицкий Амвросий Зертис–Каменский и множество духовенства. Шла с крестным ходом и государыня с знатнейшими персонами, только что выдвинувшимися на государственное поприще.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010