•  Прп. Савватий подвизался в пустыни, носившей его имя, по благословению свт. Арсения (память его 2 марта), преставился он ок. 1434 г. Прпп. Корнилий Комелъский (память его 19 мая) и Иосиф Врлоцкий (Волоколамский, память его 9 сент.) приходили в обитель в игуменство его ученика и преемника Евфросина. Преподобный Афанасий (Старший), Игумен Высоцкий (+ ок. 1401) Память его празднуется 12 сент. в день преставления его преемника, прп. Афанасия (младшего), и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых Прп. Афанасий (старший) был сыном  новгородского  священника, давшего ему хорошее образование. К принятию монашества сто побудили евангельские слова: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною!» (Мф. 16, 24). Он поступил в общину прп. Сергия Радонежского (память его 25 сент.) и начал с послушания на кухне, а впоследствии стал переписчиком книг. Когда же серпуховский князь Владимир Храбрый захотел воздвигнуть в своем уделе монастырь, то дело это прп. Сергий поручил Афанасию. Так возник  серпуховский Высоцкий монастырь.   При расставании прп. Сергий сказал ему: «За все время, которое ты провел со мной, ты ни разу не оказал непослушания ни мне, ни братии». Он настолько ценил прп. Афанасия как руководителя монашествующих, что поручил ему юного Никона (память его 17 нояб.), которого предназначил быть своим заместителем.  В Серпухове прп. Афанасий продолжал заниматься переписыванием книг и учил этому и своих учеников. В 1387 г. он передал настоятельство своему ученику Афанасию (младшему, + 1395) и удалился в  Константинопольский монастырь, но и там его окружали ученики и общее уважение. Свой монастырь он не забыл и направлял туда много иноков и переписанные им книги, например Иерусалимский устав под названием «Око Церкви» и сборник святоотеческих творений (прп. Симеона Нового Богослова, Исаака Сирина, Иоанна Златоустого и др.). Скончался прп. Афанасий в Константинополе в начале XV в. •  Преподобный родился в Обонежской пятине (это владение Новгорода Великого включало в себя территорию по правому берегу р. Волхов по обе стороны Онежского озера до Белого моря).  

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Богослужебные шитые предметы из ризницы М. В. м. многообразны. Поручи с образом Благовещения Богородицы, шитые в России в кон. XVI - нач. XVII в. ( Пшеничников. 1894. Рис. 13-14) Маясова по технологическим особенностям (развитое золотное шитье, применение шелка лишь в личном, отсутствие оттенений в личном, характер растительного орнамента, палеография полууставных надписей, упрощенный рисунок при особой орнаментальности) считала работой укр. мастера-знаменщика. Вкладом князей Голицыных был набор из 3 сударей (покровцов на служебные сосуды), из к-рых изображение самого крупного, с образом лежащего на одре Спасителя, было опубликовано еще в кон. XIX в. ( Пшеничников. 1894. Рис. 3). Этот комплект (1643; ГРМ; см.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции: Кат. выст. СПб., 1997. С. 117-119) был передан из М. В. м. в 1913 г. для торжественного богослужения в придворную ц. в честь Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе (ныне Пушкин) и, вероятно, поэтому остался в новой столице. На сударе в конце литургической надписи вышита фамилия вкладчиков (Голицыны), а на фоне средника на сударе «Агнец Божий» помещена вкладная надпись, содержащая офиц. упоминание государя, год создания этого предмета, имя вкладчицы, старицы Александры (Голицыной), вложившей в мон-рь этот комплект покровцов «на вечное поминание». Очевидно, как личный вклад в обитель был вложен комплект богослужебных тканей, сударей на чашу для Св. Даров с изображением Христа, «Агнец Божий» и Богородицей «Знамение» или «Воплощение» ( Пшеничников. 1894. Рис. 4-6). Маясова опубликовала это шитье как произведения 2-й пол. XVII в. В мон-ре хранилась лицевая вышитая епитрахиль кон. XVII в. с образами святителей и богатым орнаментальным узором ( Пшеничников. 1894. С. 64-65. Рис. 11). О некоторых произведениях, возможно также созданных в М. В. м., известно лишь из письменных источников. Во Вкладной книге (1648) Высоцкого серпуховского в честь Зачатия Пресвятой Богородицы монастыря упоминается вклад, сделанный в 1631 г., кнг. Марина «Вознесенского московского монастыря» вложила в серпуховскую обитель «полицу» (палица, епигонатий), шитую золотом и серебром, ее сюжет из Богородичного цикла - «Зачатие св. Анны», надпись содержит имя заказчицы и вероятной исполнительницы шитья. За этот вклад следовало поминать «иноку Марину». Поскольку упоминание вклада идет после перечисления вкладов семьи Бибиковых, возможно, к ней принадлежала и мон. Марина. Но если учитывать сведения из приписки на полях, вероятно, она была из рода князей Кривоборских, вотчинников с Белоозера (Вкладная книга серпуховского Высоцкого мон-ря/Сост.: С. С. Ермолаев, Е. В. Лыкова, В. В. Шилов. М., 1993. С. 38). Традиции лицевого шитья сохранялись в мон-ре и позже. Так, в правление игум. Евгении (Виноградовой), с 1893 г. до закрытия мон-ря в кон. 1918 г., работали златошвейные мастерские. В 1903 г. был закончен шитый лицевой покров на гробницу прп. Евфросинии Московской. Некрополь

http://pravenc.ru/text/2564202.html

В поясе праздничном Серпуховского Высоцкого монастыря находится над царскими вратами весьма оригинальное изображение: Снятие Спасителя со Креста. В иконостасе соборного храма Владычного монастыря помещается над царскими вратами древний складень прекрасной работы и с иконописью выдающегося достоинства, что можем мы видеть на прилагаемом при сем рисунке 26). Складень над царскими вратами в Серпуховском Владычном монастыре. Большею частью в наших современных иконостасах принято помещать на этом месте изображение Тайной Вечери, каковое, но в ином виде, помещалось в древности или на царских вратах, или на находящейся над ними арке. В издаваемом иконостасе в поясе праздничном находится 10 икон, изображающих главные праздники Господни и Богородичные, но между ними отсутствуют иконы Успения Божией Матери и св. Троицы, каковые, как изображающие столь важные праздники, не могли в нем первоначально не находиться и, очевидно, были выкинуты при переустройстве иконостаса в XVIII веке. Четвертый пояс наших иконостасов, пророческий, вмещает в себе посредине икону Божией Матери или в виде Знамения, или восседающей на престоле в величии славы небесной и проявляющей на лоне своем Предвечного Младенца. По сторонам поясного изображения Знамения Божией Матери помещались поясные же изображения пророков, держащих в руках хартии, на которых написаны слова их пророчеств. Тот же ряд пророков изображается уже во весь рост, если вместо иконы Знамения Божией Матери помещено вышеупомянутое другое Ее изображение, хотя изображения поясные в этом поясе в более древние времена вряд ли были не в большем употреблении. Так, например, подобный пророческий пояс встречаем мы в иконостасах соборных храмов Серпуховского Высоцкого и Троицкого монастырей. При настоящем тексте помещаем мы рисунки, изображающие четырехъярусный главный иконостас Софийского собора в Новгороде и его придела Рождества Богородицы (с акварелей Мартынова, хранящихся в Императорском Российском Историческом музее в Москве). На последнем рисунке мы видим иконостас уже пятиярусный, но ярус пятый праотеческий– поясной и не полный, а занимает лишь середину иконостаса. О главном иконостасе Софийского Новгородского собора архимандрит Макарий дает нам следующие летописные известия 78 : «В XVI веке, при архиепископе Серапионе, 1509 года был дописываем Деисус, а в 1528 году архиепископ Макарий устроил в Софийском соборе иконы для иконостаса и царские врата, украсив их сребро-позлащенными окладами» ... Эти сведения особенно интересны, потому что указывают нам, что до 1509 года иконостас этот состоял лишь из пояса местных икон и Деисуса, который, как можно понять, находясь над местными иконами, не составлял сплошного пояса, а состоял, вероятно, из икон Спасителя, Богоматери и св. Иоанна Предтечи, к которым в 1509 и были дописаны изображения архангелов и апостолов, а в 1528 прибавлены пояса праздничный и пророческий, и иконостас принял тот вид, каким мы его видим на прилагаемом рисунке 27) с акварели Мартынова.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kratkaja...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ МЛАДШИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru преподобный Афанасий Серпуховской младший преподобный Афанасий Серпуховской младший Мощи и почитание С самого момента погребения преподобный Афанасий был прославлен чудесами. Один из братии, имея гнев на преподобного, не пошел на его погребение и за это внезапно подвергся нападению нечистого духа. Со слезами поспешил он тогда в церковь и перед гробом испросил себе прощение у преподобного, после чего освободился от лукавого духа. Когда опускали в землю тело преподобного Афанасия, этот инок упал в могилу, и когда был из нее извлечен, то сообщил братии, что преподобный Афанасий из гроба протянул ему свою руку и сказал: " Тебе, брат, суждено скоро оставить жизнь, близка кончина твоя " . На третий день после этого инок скончался. Монахи обители и другие люди в разное время видели над местом погребения преподобного горящие свечи. Они шли позади Престола, по правой стороне и, достигнув гроба преподобного, становились невидимыми. Не раз братия слышала над гробом его сладкогласное пение: " Святый Боже... " или видела преподобного Афанасия, ходящего кругом монастыря с кадильницей и возжженными свечами. Во время нашествия крымских татар на Серпухов, когда монахи бежали из монастыря, неприятели и некоторые жители города видели, как из обители на белом коне выехал старец-инок с большим жезлом в руке. Он был смугл лицом и с густой черной бородой. Объехав стан врагов, он с угрожающим видом устремился на них, и они, немедленно сняв осаду города, обратились в бегство. Об этом начальники города донесли царю. Преподобный Афанасий стал почитаться как чудотворец, наставник иноков и небесный покровитель Высоцкой обители, города Серпухова и его пределов. Вскоре после его кончины лестница над гробом преподобного была разобрана и сооружена часовня. В 1697 году боярыня М. Т. Нарышкина выстроила над гробом преподобного одноглавый каменный храм во имя преподобного Афанасия Афонского . В том же году справщиком Московского Патриаршего печатного двора Чудовским иеромонахом Карионом (Истоминым) было написано житие преподобного Афанасия - " Слово о житии преподобнаго отца нашего Афанасия Высоцкаго и о ученике его игумене Афанасие " . В мае 1698 года по благословению архимандрита Высоцкого монастыря Герасима Серпуховитина " Слово " было переписано в Серпуховской обители . Не позднее 1707 года иером. Карионом (Истоминым) была составлена служба преподобному .

http://drevo-info.ru/articles/13662.html

А через два года Серпуховский князь снова облачился в доспехи в связи с вторжением на Русь самаркандского эмира Тамерлана. Позвольте вновь привести небольшой отрывок из книги о святом сорокалетии Высоцкого монастыря, посвященный событиям тех дней. В праздник Успения духовенство приняло икону во Владимире и с крестным ходом понесло к Москве. Во все время шествия бесчисленное множество людей по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: " Матерь Божия, спаси землю Русскую! " 26 августа крестный ход подошел к Москве. Навстречу на Кучково поле из города вышли митрополит Киприан, князь Владимир Андреевич Серпуховский и великокняжеское семейство. Святитель и князь приняли икону и торжественно перенесли в Успенский собор. В тот час грозный завоеватель Востока Тамерлан дремал в своем шатре, и как повествуется в Минее, " вдруг увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы Руси. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Заступница христиан " . Тогда Тамерлан, усыпавший трупами русские поля до Ельца, вдруг дал приказ развернуть полки, обратил свои знамена к югу и вышел за пределы Руси. После 1395 года на Руси воцарился мир. Политические интересы Москвы сосредоточились на северных областях. И хотя немногочисленные внутренние конфликты, в частности, с Новгородом происходили, Владимир Андреевич в них участия не принимал. Его положение второго лица московского княжеского дома по-прежнему было непоколебимым, о чем свидетельствуют договорные грамоты с Тверью и Рязанью, а также духовная грамота Василия Дмитриевича, где первым, кто в случае его смерти должен взять на себя попечение о великокняжеской семье, назывался Серпуховский князь Владимир Андреевич. В Московском кремле Владимир Андреевич имел двор, а за стенами кремля княжескую " резиденцию " " большой двор на Трех горах " (где теперь Трехгорка). Двор обслуживали жители села Кудрина (ныне пл. Восстания), к которому тянулись деревеньки, расположенные вдоль современных Никитских ворот и Ленинградского проспекта. Владимиру Андреевичу принадлежали многочисленные московские дворы, сады, мельницы и угодья. А все это, взятое вместе, от кремлевских палат до окраинных садов, составляло московскую треть Серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго. Великокняжеская Москва по праву был и его город.

http://pravicon.com/info-1996

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил освящение Всехсвятского храма в городе Серпухове 25 ноября 2014 г. 10:28 23 ноября 2014 года, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возглавил чин великого освящения Всехсвятского храма в городе Серпухове и Божественную литургию в новоосвященном храме. У врат храма владыку митрополита встречали глава города Серпухова П.Н. Залесов, председатель Совета депутатов О.В. Кузнецов и многочисленные верующие, пришедшие в этот день разделить со своим архипастырем радость празднуемого события. Его Высокопреосвященству сослужили: епископ Серпуховской Роман , благочинный монастырей Московской епархии , настоятель Высоцкого мужского монастыря; епископ Зарайский Константин , ректор Коломенской духовной семинарии; протоиерей Владимир Андреев, благочинный Серпуховского церковного округа, настоятель Всехсвятского храма; протоиерей Андрей Коробков, благочинный Орехово-Зуевского церковного округа; протоиерей Евгений Ряполов, благочинный Ступинского церковного округа; игумен Сергий (Куксов), настоятель Вознесенской Давидовой пустыни; священник Александр Сербский, благочинный Чеховского церковного округа; духовенство Серпуховского благочиния. За богослужением молилась игумения Введенского Владычнего женского монастыря города Серпухова Алексия (Петрова), а также высокие представители городской власти. Митрополит Ювеналий вместе с сослужащими архипастырями и духовенством освятил четыре престола храма: в честь Всех святых, иконы Божией Матери «Взыскание погибших», великомученика Никиты и святого праведного Иоанна Кронштадтского, расположенный в крипте храма. Всехсвятский храм был воздвигнут в 1870-е годы стараниями Серпуховского городского общества по проекту архитектора К.В. Гриневского. Церковь построена в традициях древнего русского зодчества. Перед закрытием в 1920-х гг. храм окормлял протоиерей Василий Студницын, прославленный ныне как новомученик. В советское время храм был закрыт и разорен, после чего использовался как радиовышка и хранилище продовольственного торга. Была снесена верхняя часть колокольни, на которую водрузили громоздкую антенну, пятиглавие было разрушено, храм и кладбище пришли в запустение.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

На этой же таблице помещаем мы и снимок с иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» издаваемого иконостаса, как одной из потерпевших безжалостную операцию выпрямления и неудачно затем возобновленной в последнюю реставрацию, о чем подробно нами будет сказано ниже при описании этой иконы. Таблица III. Образцы современной реставрации древней иконописи: 3. Икона Богоявления в Серпуховском Владычном монастыре. 4. Икона св. Феодота анкирского в Серпуховском Владычном монастыре. 5. Греческая икона XIV века в Серпуховском Высоцком монастыре. 6. Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» в издаваемом иконостасе. Из всего вышесказанного можно видеть, в каком нежелательном и неприглядном положении обретаются памятники нашего древнего иконописная, как они охраняются, а равно и в каких дебрях должен плутать современный исследователь наших икон, чтобы добыть какие-либо сведения об их первоначальном виде и времени написания. Сведения же эти, по мнению Г. Филимонова , необходимы «как единственная мера достоверного определения времени постановления иконостасов и нарощения в них верхних поясов икон». В древности, когда наши иконостасы состояли только из одного пояса икон, эти последние не представляли такого сплошного ряда, как это мы видим в современных иконостасах. Иконы эти первоначально приставлялись к алтарной преграде, которая, следовательно, частью между иконами оставалась открытою. Иконы эти назывались «поклонными» или «на поклоне». В последствии над ними укреплялись иконы Деисуса, a затем иконы, стоящие на поклоне, были приподняты от земли и вставлены в киоты, сплошной ряд которых получил вид современного пояса местных икон. Проф. Е. Голубинский в своей статье «История иконостаса» 71 говорит, что «нижний ярус иконостаса, в котором в настоящее время помещаются местные иконы, сначала оставался совершенно пустым, потом в нем явились немногие местные иконы; наконец, с начала XVII (?) века в нем явились многие местные иконы, так что он был заставлен ими весь; когда случилось это последнее, иконостас получил свой нынешний вид, и этим окончилось его образование».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kratkaja...

Серпухов. Высоцкий монастырь. Церковь Всех Святых. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Высоцкий монастырь. Церковь Всех Святых. Построена по проекту Романа Ивановича Клейна (1858г. - 1924г.) в 1896 году на средства Николая Николаевича Коншина, серпуховского текстильного фабриканта, в качестве родовой усыпальницы. В нижнем этаже – усыпальница, в верхнем церковь. Храм в настоящее время находится на реставрации. Церковь Всех Святых была построена в 1893-1896 гг. на монастырском кладбище за восточной стеной монастырской ограды. Автором проекта был известный архитектор Р.И. Клейн, заказчиком - серпуховский фабрикант Н.Н. Коншин. Постройка двухъярусная: верхний - " собственно храм " , нижний - семейная усыпальница Коншиных. Оригинальный образец художественной эклектики - шатровый храм с элементами романского и византийского зодчества. Верхний храм украшал белый мраморный иконостас с бронзовыми Царскими вратами. Стены были расписаны иконописцем Копьевым. В 1920-х гг. храм был закрыт, разорена усыпальница. К 1980-м гг. сохранялись лишь остатки великолепной росписи. Сильно разрушенное здание реставрировалось в 2000-х гг. О.В.Гаевой. Источник: протоиерей Олег Пенэжко. " г.Серпухов. Храмы Серпуховского района " . Владимир, 2001 г. Кирилл Аминов, 13 апреля 2015 г. Если обойти Зачатьевский собор, то можно увидеть полосатую церковь, завершающуюся высокой пирамидой. Это усыпальница серпуховских фабрикантов Коншиных, построенная в 1896 году архитектором Романом Клейном (1858-1924). В Москве Клейн возводил здания самого разного назначения: Музей изящных искусств (ныне - Музей изобразительных искусств имени Пушкина), магазин Мюр и Мерилиз и Средние торговые ряды, Бородинский мост, Трёхгорный пивоваренный завод, гимназию Шелапутина. Он поставил десятки доходных домов и особняков, самый известный - Высоцких в Огородной слободе, строил кинотеатры, студенческие общежития и клиники, даже оформлял хоральную синагогу. Но церквей в Москве работы Клейна нет. В Серпухове сохранились 2 церкви, построенных по проектам архитектора Романа Клейна. Прежде всего заслуживает внимание усыпальница Коншиных, состоящая из двух частей. Внизу заглубленная в землю крипта, над ней гульбище, на которое поднимаются по двум лестницам. На этой паперти возвышается крестообразная в плане церковь Всех Святых. Постройка декорирована в необычном даже для разностороннего Клейна византийском стиле. Вторая церковь, построенная этим архитектором, стоит на Занарском кладбище. Из книги: Михаил Жебрак " Пешком по Подмосковью " . - Москва. ООО " Издательство Аст " , 2020 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=11172

Затем состоялся крестный ход с чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Высоцкий мужской монастырь был основан в 1374 г. Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, двоюродным братом и соратником великого московского князя Дмитрия Ивановича Донского. Со своим благочестивым желанием об устроении монашеской обители он обратился к преподобному Сергию Радонежскому. Они избрали красивое место для будущей обители, находившееся в версте от города на левом берегу Нары, недалеко от впадения ее в Оку, на возвышении, называемым в народе «Высокое». Монастырь воздвигли «во имя Божией Матери в честь Ее зачатия и дабы славилось имя Божие и Пресвятыя Богородицы». А по месту расположения монастырь стали называть Высоцким. Первые три настоятели Высоцкого монастыря преподобные Афанасий Старший, Афанасий Младший и Никита причислены к лику святых. В 1380 г. русское воинство одержало победу на Куликовом поле. Во время битвы Владимир Андреевич командовал Засадным полком, который и решил исход сражения. Возвратившись с Куликова поля, по преданию, захоронил в стенах Высоцкой обители своих дружинников воинов-серпуховичей. И над их братской могилой, как память о великой победе русского воинства в Куликовской битве, воздвиг прекрасный белокаменный собор в честь Зачатия Пресвятой Богородицы святой праведной Анной, который в 1381 г. был освящен митрополитом Киприаном. Одновременно была построена теплая каменная трапезная церковь в честь Покрова Божией Матери. Вторым настоятелем монастыря был преподобный Афанасий Высоцкий Младший, который уже при жизни прославился как чудотворец. Его мощи почивают в Покровском храме монастыря. При нем из Византии преподобным Афанасием Старшим были присланы семь икон деисусного чина, получившего название «Высоцкий чин». Эти иконы и поныне существуют: шесть из них находятся в Третьяковской галерее, а одна — в Русском музее Петербурга. Третьим настоятелем был преподобный Никита, сродник преподобного Сергия, духовник преподобного Пафнутия Боровского, основатель Костромского Богоявленского монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/4083724.ht...

В 1812 г. из Новинок поступило на службу в ополчение 13 человек. По «Справочнику...» К. Нистрема в 1852 г. следует, что в Новинках было 73 двора, в которых проживало 244 мужчины и 284 женщины. Дома, появившиеся на левом берегу реки Речмы, уже назывались сельцом Казанским. В 1861 г. селом Новинки (Новобогородское), второго стана Серпуховского уезда, владел штабс-ротмистр Василий Иванович Можаров (18 домов, 57 рабочих). Сельцом Казанским (10 домов, 49 рабочих) и деревней Бегичево (Аргуново - 10 домов, 33 рабочих) - владела коллежская асессорша Анна Яковлевна Хребтова. 12 марта 1893 г. Серпуховское Земское Санитарно-врачебное общество созвало экстренный «холерный съезд», на котором было намечено открыть на холодное время несколько этапных пунктов: в Турове, Новинках, Дракино, Лужках и Окском. Медицинское общество официально благодарило врача А.П. Чехова за его бескорыстное и полезное участие в деле борьбы с угрожавшей Серпуховскому уезду холерной эпидемией. До конца XIX в. в Новинках действовала церковно-приходская школа, в которую ходили дети из Новоселок, Бегичева, Сераксеева и Воскресенок. В 1896 г. в селе появилось земское училище, в которое стали ходить и дети из деревни Соймоново за 5 км. В 1912 г. было построено специальное здание земского училища. В 1903 г. в Новинках было 20 домов, в Казанской - 16 домов, в Бегичеве - 14 домов. Б. Мамонтов, краевед Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Новинках - вотчине Высоцкаго монастыря. 7128 г. у церкви двор попа Ивана, двор просвирницы; в приходе: сельцо Малахове - помещиков Ивана Петрова и Еремея Темкина Ящерицыных; вотчины Высоцкаго монастыря деревни: Мартьянова, Арнеева и Кнегинина и помещика Дениса Исаева Цвиленева дер. Навсходах, в сельце и деревнях 21 двор. На дворы положено церковной патриаршей дани 6 алт. 5 ден., десятильнику гривна, заезда 2 алт., казенных платежных полчетверта алтына. 7161 г. по новому письму и дозору положено дани рубль 6 алт. 2 ден., заезда гривна. 135 г. в Окологородном стану вотчина Высоцкаго монастыря село Покровское на речке на Речме и на усть речки Всходни, а в нем храм Покров Пресвятей Богородицы, строенье церковное - образы и книги и всякое церковное строенье и колокола монастырское и приходных людей; да в селе ж во дв. поп Захарий Кондратьев, во дв. просвирница Овдотья да с нею дьячек Офонка Кондратьев, во дв. пономарь Савостка Микитин, во дв. церковной бобыль питаетца от церкви божий, да в селе место дворовое, что был монастырской двор; пашни церковные монастырскаго данья 8 чети, да перелогом и лесом поросло 15 чети в поле, а в дву потому ж, сена по речке Речме 20 копен. К селу Покровскому деревни: Мартьянова на речке Речме и Арнеева на той же речке (Писц. кн. 439, лл. 210-212).

http://sobory.ru/article/?object=11273

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010