Москва. Спасо-Андроников монастырь. Собор Спаса Нерукотворного Образа. Спасский собор Андроникова монастыря Карта и ближайшие объекты Храм Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковом монастыре является одним из древнейших сохранившихся белокаменных сооружений Москвы. Точное время строительства Спасского собора установить уже невозможно, принято считать, что это 1420-е годы. О том, что он строился, существует лишь одно письменное сообщение. В третьей Пахомиевской редакции Жития преподобного Сергия Радонежского есть сведения, что собор в честь Нерукотворного образа Спасителя создается при ученике преподобного Саввы Московского – игумене Александре и иконнике Андрее Рублеве, расписывавшем храм. Собор построен из естественного камня – плотного известняка, отесанного в виде правильных прямоугольных блоков с гладкой лицевой поверхностью, высотой от 30 до 40 сантиметров. Белый камень («яузский известняк») добывали неподалеку от Спасо-Андроникова монастыря. Спасский собор стоит на высоком белокаменном основании – подклете. С запада, севера и юга – высокие белокаменные крыльца с тремя входными дверями, которые обрамлены перспективными порталами. Над западным входом – «Нерукотворный образ Спасителя». На восточной стороне собора – алтарь. Здесь находятся три полукруглые алтарные апсиды, центральная из которых имеет больший размер. Фасады Спасского собора разделены пилястрами (столпами, встроенными в стены и выступающими на фасадах). Пилястры точно соответствуют внутренним лопаткам и подпружным аркам интерьера. Основной объем Спасского собора – небольшой куб, заканчивающийся тремя рядами: первый (нижний) – килевидные закомары, второй и третий – кокошники. Завершает собор большой световой барабан, увенчанный пологим куполом и крестом. Спасский собор Андроникова монастыря – пример раннемосковского зодчества. Храмы этого периода крестово-купольные, четырехстолпные, одноглавые, с тремя апсидами. Крестово-купольная конструкция Спасского собора наглядно прослеживается в его интерьере. Здесь мы видим четыре больших крестчатых столпа, которые делят внутреннее пространство на три нефа.

http://sobory.ru/article/?object=04155

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 14 (27) ноября Священномученик Сергий Спасский Священномученик Сергий родился 10 апреля 1884 года в погосте Теремец Серпуховского уезда Московской губернии в семье священника Николая Александровича Спасского, служившего в храме Рождества Богородицы в этом селе. В 1900 году Сергей окончил Перервинское Духовное училище, в 1906 году – Московскую Духовную семинарию и был назначен учителем в школу в селе Болотово Коломенского уезда; в 1909 году он был рукоположен во священника к Успенской церкви в селе Белые Колодези Коломенского уезда, где и прослужил всю жизнь, сопровождавшуюся преследованиями и арестами и окончившуюся мученически. Жили они вдвоем с супругой Ольгой, детей у них не было, и все свое время отец Сергий посвящал церкви. В мае 1929 года председатели сельсоветов сел Белые Колодези и Васильево представили властям подброшенные им записки с угрозами и требованием уйти со своих постов. При этом сами они не могли указать, кто их написал, но председатель сельсовета села Белые Колодези все же сказал, что письма писались, вероятно, крестьянином их села Егоровым, который когда-то жаловался на него. Дело, однако, ничем не кончилось, так как ОГПУ не удалось доказать, что им написаны эти записки. В ноябре 1929 года власти потребовали уплаты больших налогов с прихода Успенской церкви, рассчитывая, что они не будут уплачены и храм можно будет закрыть. Но этого не произошло. Крестьяне не оставили дома Божия на разорение и выплатили все налоги. Тогда в ОГПУ приняли решение об аресте священника, и 25 декабря 1929 года сотрудники ОГПУ в рамках государственной кампании по уничтожению Церкви и крестьянства арестовали священника Сергия Спасского, старосту храма Димитрия Захарова и крестьянина Сергея Егорова и заключили их в коломенскую тюрьму. Материалов, доказывающих виновность арестованных, у следователей не было, и они приобщили к делу анонимные записки и занялись сбором сведений об арестованных задним числом. 29 декабря сотрудники ОГПУ распорядились допросить председателя сельсовета села Белые Колодези на предмет того, что он «вообще знает о личностях Егорова, Захарова и… Спасского… Допросить… в присутствии коего происходила беседа… Спасского с церковным старостой Захаровым… где поп выражал недовольство на власть по поводу обложения церквей налогами и намечал план сбора среди верующих. Также, что известно… о личности попа и старосты».

http://fond.ru/kalendar/1605/sergiy/

М.И. Одинцов Глава V. На родной нижегородчине. 1924–1934 годы Приемля новое назначение После покаяния и возвращения в Патриаршую церковь Сергий некоторое время продолжал жить в Москве. После всего происшедшего летом 1922 года и в последующие месяцы непросто было начинать отношения заново, и патриарх не спешил приближать его к себе. Однако теперь Сергий был в церкви, общался с членами Синода, московским духовенством, по просьбе которого стал выезжать на службы. Паства принимала его и тем самым укрепляла в нем силы, вселяла надежду на будущее. В самом начале 1924 года менялись и жизненные обстоятельства Сергия Страгородского . От митрополита Тверского Серафима, члена Синода при патриархе Тихоне, он получил письмо следующего содержания: «За уклонением в так называемый обновленческий раскол Нижегородского архиепископа Евдокима, считать Нижегородскую кафедру свободной, на каковую и переместить Высокопреосвященнейшего митрополита Владимирского Сергия» 93 . В Нижнем Новгороде владыко Сергий поселился в квартире в одном из корпусов на территории Крестовоздвиженского женского монастыря. После закрытия монастыря в 1919 году монахини, бывшие его насельницы, вынуждены были впредь именовать себя «трудовая артель» и взять здания своей обители в аренду. В 1923 году им пришлось соединиться с приходской общиной, срочно созданной вокруг монастыря, чтобы власти не изъяли помещения. 347 монахинь подали заявление о вхождении «в общину верующих при Крестовоздвиженском монастыре», а 27 апреля 1923 года был зарегистрирован «Устав Крестовоздвиженского автономного православного общества при бывшем Крестовоздвиженском монастыре и кладбище г. Нижнего Новгорода». Именно к этой общине и был приписан митрополит Сергий после прибытия в Нижний Новгород. К этому времени Нижегородский кафедральный Спасо-Преображенский собор в Кремле уже был закрыт. Владыко Сергий, зарегистрированный местными властями как «представитель культового сословия» в приходе Спасского храма Нижнего Новгорода, чаще всего и совершал архиерейские богослужения в этом храме. Во время пребывания Сергия в Нижнем Новгороде его постоянно посещали богомольцы, направлявшиеся в Саровскую пустынь на поклонение мощам преподобного Серафима Саровского . Они приходили в простую келью Сергия, чтобы принять от него благословение и продолжить путь. Стремились к маститому старцу и монашествующие, волею обстоятельств оказавшиеся в Нижнем. И всех принимал митрополит, одинаково одаривая вниманием и любовью. Многим из них он оказывал ту или иную материальную помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Зелёные Горы. Спасо-Зеленогорский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1800. Адрес: Нижегородская область, Вадский район, село Зелёные Горы Координаты: 55.613814, 44.216556 Проезд:Из Вада по шоссе через 12 источников, с трассы Р-158 - через Крутой Майдан и Борисово Поле Изменить описание объекта Храмы монастыря: Церковь Казанской иконы Божией Матери Карта и ближайшие объекты «Некто инок Иона избрал место для своего пустынножительства в Закудемском стану, в Мордовском Елховском угодье, при речке Пасмуровке. В этом месте, называвшемся Каржалейским врагом, на Белой горе, находились пустые бортные знамёна, которые состояли в окладе у живших близ этого места крестьян. Когда к иноку Ионе собралось довольно братии, он решил на избранном месте воздвигнуть храм во имя Нерукотворенного образа Спаса и построить при оном монастырь. В 7161 (1653) году Иона обратился с просьбой о дозволении ему построить церковь и монастырь к царю Алексею Михайловичу и получил на сие указ и вместе грамоту от патриарха Никона». Такими словами архимандрит Макарий в труде «Памятники церковных древностей» начинает историю «монастыря, который, по причине местности, получил название Спасской пустыни Белой горы». Вскоре после основания обители первые иноки «встретили нужды в отношении к содержанию и стали заботиться о средствах к оному». В 1660 году настоятель пустыни строитель Феодосий с братией «били челом царю Алексею Михайловичу в том, что поелику крестьяне, владевшие пустыми бортными знаменами, все уже померли и в окладный оброк никто оных не берет, то не благоугодно ли будет пожаловать их теми бортными знаменами, хотя бы с окладным за оные оброком. По этому их прошению велено им было пользоваться бортнями со взносом оброчных денег». Ещё через пять лет указом царя Алексея Михайловича на пропитание и строение Спасской пустыни было отмежёвано «лесу вдлину надве версты, а поперег в версту с четвертью из мордовскаго бортнаго олховскаго ухожья». Вместе с лесом монастырь получил находящиеся в нём сенные покосы по берегам речек Елховки и Лепески и пахотные земли, «а прежними бортными знаменами стал владеть безоброчно». Царское благоволение способствовало увеличению пустыни. К единственному рубленному топорами пятиглавому храму во имя Нерукотворного образа Спаса прибавилось ещё два: пятиглавый – в честь Казанской иконы Божией Матери и одноглавый – Святителя Николая Чудотворца с приделом преподобного Сергия Радонежского. Вокруг монастыря соорудили деревянную ограду с башнями, на территории его – деревянные хозяйственные постройки. К середине XIX века, как отмечает архимандрит Макарий, «из церквей сохранилась одна деревянная о пяти главах, построенная в 1664 года, но другой пятиглавой церкви уже нет, хотя и заметны следы ее развалин».

http://sobory.ru/article/?object=09572

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНДРОНИКОВ В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Москве на левом берегу Яузы. История Андроников мон-рь. Акварель. 2-я пол. XIX в. (Частное собрание) Андроников мон-рь. Акварель. 2-я пол. XIX в. (Частное собрание) Основными источниками сведений об основании А. м. являются жития прп. Сергия Радонежского (в разных редакциях, отчасти противоречащих друг другу) и свт. Алексия , составленные иером. Пахомием Логофетом . По свидетельству жития свт. Алексия, мон-рь был основан при вел. кн. Иоанне II Иоанновиче , по-видимому ок. 1357-1358 гг., свт. Алексием, митр. Московским. Когда он возвращался из К-поля на Русь в 1354/55 г., на море поднялась буря и корабль начал тонуть, свт. Алексий дал обет: если избежит гибели, то построит мон-рь в честь святого, чей праздник случится в тот день. Корабль пристал к берегу 16 авг.- в день празднования Нерукотворного Образа Спасителя. Житие сообщает, что святитель поместил в новопоставленном храме икону Спасителя, привезенную им из К-поля. Возможно, в воспоминание топографии К-поля впадавший в Яузу ручей получил название Золотой Рожок по аналогии с зал. Золотой Рог у входа в Босфорский прол. А. м. был возведен не только по обету святителя, но и по желанию вел. кн. Иоанна Иоанновича, давшего землю под строительство. Земли около мон-ря принадлежали вел. князю, о чем свидетельствует московская запись о душегубстве XV в., согласно к-рой судьи вел. князя рассматривали уголовные преступления на территории Заяузья до А. м. и Городища (Запись о душегубстве. С. 188). Известно, что А. м. в Москве принадлежала Ильинская слободка, к-рую вел. кн. Иоанн III Васильевич выменял у обители до 1504 г. (Духовные и договорные грамоты. С. 354). Рака со святыми мощами преподобных Андроника и Саввы Московских в Спасском соборе. Кон. XIX в. Рака со святыми мощами преподобных Андроника и Саввы Московских в Спасском соборе. Кон. XIX в. Первым игуменом и строителем А.

http://pravenc.ru/text/115428.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕРКУРИЙ Прп. Авраамий и мч. Меркурий Смоленские. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Российской просиявших». Кон. 20-х — нач. 30-х гг. XX в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ризница Троице-Сергиевой лавры) Прп. Авраамий и мч. Меркурий Смоленские. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Российской просиявших». Кон. 20-х — нач. 30-х гг. XX в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ризница Троице-Сергиевой лавры) (XIII в. (?)), мч. (пам. 24 нояб. и в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), Смоленский. Житие М. в ранних списках датируется 2-й четв. XVI в., оно вошло в ВМЧ митр. Макария под 24 нояб. (Успенский и Царский списки). В некоторых списках Житие отнесено к 28 июля - дате празднования Смоленской иконе Божией Матери. По наблюдениям Ф. И. Буслаева, архиеп. Сергия (Спасского), А. П. Кадлубовского, Л. Т. Белецкого, Ф. Г. Спасского и др. исследователей, почитание М. может рассматриваться как проявление на рус. почве греческой и общеевроп. традиции культа вмч. Меркурия Кесарийского: совпадает дата празднования памятей святых, много параллелей обнаруживается в Житиях святых, в службах им. Составление Жития М. в 1-й сохранившейся версии, т. н. минейной редакции, было связано с идеологической программой прославления смоленских святынь после взятия Смоленска вел. кн. Московским Василием III Иоанновичем в 1514 г., как и утверждение праздника Смоленской иконы Божией Матери, а также строительство Смоленского собора в Новодевичьем мон-ре. По-видимому, наиболее ранний из ныне известных списков Жития М. находится в рукописном сборнике, принадлежавшем игум. Нифонту (Кормилицыну), настоятелю Волоколамского мон-ря (1522-1543) (РНБ. Q. XVII. 15. Л. 351-355, ок. 1538 г.). Повесть о М. представлена здесь как история чуда Пресв. Богородицы, заступницы Смоленска, и расположена рядом с Повестью о чудесах от Владимирской иконы Божией Матери. В сборнике материал организован по «Главизнам», отсюда это название было заимствовано в ВМЧ и сохранилось за минейной редакцией Жития М.

http://pravenc.ru/text/2563012.html

Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле один из древнейших среди русских обителей. История его первых годов находится под таким же покровом неизвестности как и основание самого города; нет даже указаний – кто, по какому случаю или в паять какого события произвел закладку обители. Летописи сообщают, что Спасский монастырь существовал до XII столетия; в общем история монастыря неразрывно связана с историей города Ярославля и все документы, относящиеся к первой, – большею частью пополняют вторую и наоборот. Выпуская в свет «Кормовую книгу Спасского монастыря», И.А. Вахромеев, в предисловии к своему изданию, с достаточною ясностью обрисовал значение этой книги, как ценного материала для истории местного края: – «сохраняя для нас имена Ярославских деятелей, кормовая книга тем самым напоминает нам и связанные с этими именами события»….. Такую же, если еще не большую ценность, имеет в этом отношении и «Синодик Спасского монастыря». Сообщая полные родословные тех лиц, имена коих разбросаны на страницах «кормовой» книги, – Синодик без сомнения, должен обратить на себя особенное внимание со стороны лиц, занимающихся генеалогическими изысканиями. Имея это в виду, мы, при описании Синодика, сочли не лишним выписать полностью помянники некоторых выделяющихся фамилий, как например: князей Пеньковых, Юхотских, Сисеевых-Левашовских, Курбских, Сисеевых, Глинских, Белозерских князей, боярина князя Прозоровского, князей Лобановых-Ростовских, князей Троекуровых, князя Бахтеярова-Ростовского, князя Пожарского, думского дьяка И.Т. Грамотина, келаря старца Порфирия Малыгина и др. Самый описываемый Синодик представляет собою книгу in folio на 615 л., писанную полууставом XVII в. с позднейшими вставками скорописью XVII и XVIII в.в. и является, к сожалению, далеко на полным списком со старинного синодика, давно утраченного. Всех синодиков в Спасском монастыре, по сообщению о. архимандрита Владимира, сохранилось три; старейшим показан описываемый нами, «ведущий свое начало с 7068 (1560) года, в котором перечисляются папы Римские, цари греческие и Российские до Петра II-ro. На синодике надпись: «дал сей синодик вкладу Василий Яковлев Унковский». Второй с картинами, олицетворяющими священные предания о пользе поминовения усопших. В нем помещены роды князей Пожарских и Курбских. На заглавном листе синодика надпись: «Писан бысть сей синодик 7164 (1656) года». Третий, в котором помещаются роды: преп. Сергия, преп. Петра царевича и святителя Димитрия. На первом листе сего синодика начертана надпись: «Сия книга синодик митрополичь домоваго двора», писана 7192 (1684) года» 1 . – Здесь необходимо отметить, что скрепа по листам на первом синодике отмечена не точно. Полный ее текст приведен нами в описании Синодика и из него видно, что книга подана в монастырь в феврале месяце зри (7168/1660), а не в 1560 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/s...

Вручена Шеинская премия августа 2021 Вручение Шеинской научной премии впервые состоялось в день памяти священномученика митрополита Вениамина и иже с ним убиенных, 13 августа, в Российской национальной библиотеке . Одним из расстрелянных участников Петроградского процесса 1922 года был священномученик архимандрит Сергий (Шеин). Шеинская премия учреждена в конце 2020 года историком и общественным деятелем Александром Мраморновым и командой издательства " Спасское дело " в связи с 150-летием со дня рождения священномученика Сергия (в миру - Василия Павловича Шеина). Она будет отныне присуждаться автору лучшей работы в сфере краеведения, развития территорий, церковной истории, политического богословия, канонического права. В этих областях трудился и Василий Павлович Шеин - выпускник Императорского училища правоведения, член всех трех предсоборных комиссий начала XX века, руководитель законодательного отдела канцелярии Государственной думы, а потом ее депутат 4-го созыва, в 1917-1918 годах - секретарь Всероссийского Поместного Собора. Церемония вручения Шеинской премии направлена на привлечение внимания к нуждам развития отечественной гуманитарной науки, книгоиздания, а также к необходимости увековечения памяти священномученика Сергия (Шеина) и других участников Петроградского процесса. Учредитель премии Александр Мраморнов рассказал, что более десяти лет занимается изучением наследия Поместного собора 1918 года. " Собор - значимое событие в жизни нашей Церкви и общества, которое осталось в тени российской революции, и гуманитарная задача - вывести его из этой тени, - сказал Александр Мраморнов. - Поместный собор - это не только идеи, но и люди, удивительные люди, о которых мы так мало знаем, хотя их имена у всех на слуху. Участники собора совершили своеобразный " мирный подвиг " . 200 лет соборы вообще не проводились, и весь труд по его подготовке и проведению был на плечах канцелярии. В организации собора немалая заслуга скромного труженика Василия Павловича Шеина, будущего архимандрита Сергия. Он был выдающейся личностью, и изучением его жизни и вклада в историю Церкви обязательно надо заниматься. О нем вспоминали, что у него был тихий голос, он не обладал ораторским талантом. С другой стороны, отмечают христианское смирение и цельность его личности, достоинство, с которым он держался, в том числе во время неправого суда, приговорившего четырех человек к расстрелу. Сегодня - 99 лет их памяти " .

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Одоев. Церковь Богоявления Господня. Сергиевская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Время образования прихода не установлено. В приходе: часть г. Одоева и Стрелецкая слобода. Каменная церковь построена в 1804 г. на средства прихожан и одоевского купца Алексея Ивановича Серебренникова. Три престола: главный - в честь Богоявления Господня, в приделах с южной стороны - во имя прп. Сергия, игумена Радонежского, с северной - во имя бессрр. Косьмы и Дамиана  С сайта http://www.rusarchives.ru/guide/gatyo/fz8.shtml В настоящее время церковь находится на территории действующего консервного завода. В городе ходят слухи о возможности её восстановления, но практических действий пока не замечено. БОГОЯВЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ г. ОДОЕВА Ф. 2099, III кат., 2 ед. хр., 1823-1841 гг., 1 оп. (рукопись). В приходе: часть г. Одоева и Стрелецкая слобода. Время образования прихода не установлено. Каменная церковь построена в 1804 г. на средства прихожан и одоевского купца Алексея Ивановича Серебренникова. Три престола: главный - в честь Богоявления Господня, в приделах с южной стороны - во имя прп. Сергия, игумена Радонежского, с северной - во имя бессрр. Косьмы и Дамиана . Источник Состав прихода этой церкви - жители городские и частью пригородной Стрелецкой слободы в числе 195 душ муж. пола и 206 жен. пола. Богоявленская церковь прежде находилась близ старого городища, памятником чего в настоящее время служит каменный столб. Из истории ее до 1781 г. ничего не известно, а в этом году, как крайне ветхая, она назначена к упразднению, но просуществовала до 1790 г., в котором и была за ветхостью разобрана, а прихожане приписаны к Спасской церкви. Но в 1794 г. по желанию и на средства прихожан, вместо упраздненной церкви, на новом месте, на Хлебной площади начата постройка нового каменного храма во имя Богоявления с приделами во имя Сергия Радонежского Чудотворца и свв. Космы и Дамиана и окончена в 1804 г. В 1886 г. к церкви приписана каменная часовня, устроенная на торговой площади городским обществом в память мученической кончины Императора Александра II.

http://sobory.ru/article/?object=21987

В храме вместе с многочисленными паломниками и прихожанами молились настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова) с сестрами обители, настоятельница Макарьевского Свято-Троицкого Желтоводского монастыря игумения Михаила (Орлова), настоятельница Покровской Свято-Введенской Островной пустыни игумения Феврония (Маратканова), настоятельница монастыря в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы г. Калининграда игумения Елисавета (Кольцова), настоятельница Выксунского Иверского монастыря игумения Антония (Миронова), настоятельница Николаевского Георгиевского Абабковского монастыря игумения Никона (Желякова), настоятельница Дальне-Давыдовского монастыря игумения Руфина (Тарасенко), настоятельница Арзамасского Николаевского монастыря игумения Филарета (Шевченко), настоятельница Крестовоздвиженского монастыря в дер. Быдреевке игумения Иулиания (Петрова), настоятельница Спасского монастыря Симбирской епархии игумения Сергия (Вотрина), настоятельница Свято-Троицкого Островоезерского монастыря г. Ворсмы монахиня Серафима (Беляева), настоятельница архиерейского подворья Арзамасского Новодевичьего Алексия, человека Божия, монастыря монахиня Феогноста (Гончарова), настоятельница архиерейского подворья Мало-Пицкого монастыря в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» инокиня Филарета (Андрейко), настоятельница Нижегородского архиерейского подворья храма в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия инокиня Алипия (Андрейко). На богослужении присутствовали исполняющий обязанности министра образования Нижегородской области Сергей Наумов, глава администрации Дивеевского района Дмитрий Дрейбанд, мэр г. Арзамаса Михаил Мухин, председатель Городской думы г. Арзамаса Игорь Плотичкин, президент благотворительного фонда святых равноапостольных Константина и Елены Анастасия Оситис, директор Российского федерального ядерного центра — Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) Валентин Костюков, заместитель директора РФЯЦ-НИИЭФ Юрий Якимов, народный артист РФ Андрис Лиепа.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5132036...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010