– А вот что, – произнес молодой человек, – когда я вышел из вагона, смотрю, пьяный валяется, а около него лежит новая шапка, я и взял ее себе, а свою старую бросил за вагон; вот и обличил меня блаженный, видно ему все открыто... Поистине это был дивный раб Божий. Несколько лет подряд его причащали ангелы, приходя в виде монахов во главе с игуменом, который исповедовал его. Монахи дивно пели... Приходили они к нему ночью. Блаженный не знал, что это небесная милость к нему, принимая их за монахов и думая: «Вот как хорошо относятся ко мне игумен с братией, днем им некогда, так вот ночью в святые дни они утешают меня многогрешного». О. Зосима не знал об этом чуде и когда он узнал от братии, что в монастырской богадельне лежит тяжело болящий Николай и что его вот уже больше тридцати лет никто не приобщал Святых Христовых Тайн, он пошел к нему причастить и поисповедовать его. Поблагодарил его блаженный Николай и сказал ему: «Я так счастлив, во все большие праздники игумен с братией меня всегда причащают», и рассказал ему все. Сложил в сердце о. Зосима слова блаженного, но ничего не сказал ему и только по смерти его поведал о дивном чуде, явленном многострадальной душе, которая в великом терпении несла свой крест 63 . Любовь к Преподобному Сергию у старца была особенно глубока, он как бы жил его мыслями и желаниями, проникая в глубины сердца Преподобного. Не хотелось старцу расставаться с местом подвига любимого святого, но сам Преподобный сказал ему: «Уйду я, уйдешь и ты, Зосима», и указал ему Преподобный Сергий квартиру, где тот мог поселиться после разгона Лавры. Старец спросил: «Как же мощи?» На это Преподобный Сергий ответил: «Дух мой уйдет, а мощи останутся для поругания» Зосима мало-помалу смирился. Вся братия была выселена, и он остался один, по слову отца Варнавы 64 . Наконец, пришло и его время, и о. Зосима последним ушел 65 из Троицкой Лавры Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского. А перед тем и сам наместник Лавры, когда закрыли Троице-Сергиеву Лавру, обратился к старцу с великой скорбью: «Куда же мне теперь поместиться?» Старцу стало его жаль, и он сказал ему: «Иди туда, куда меня благословил Преподобный, там тебе хорошо будет, а я пойду туда, куда глаза глядят». И пошел о. Зосима в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я имею сведения, что группа арестованных нами лиц уже доставлена в Москву, в ВЧК. Сообщите, пожалуйста, с посланным, не нашлись ли в Сергиеве Попов, Мансуров, Голубцов, Варфоломей? Очень прошу Вас сделать распоряжение, чтобы посетили квартиры всех перечисленных лиц на предмет розыска последних. По подписании протоколов всеми представленными в нашей комиссии учреждениями, один экземпляр (папка) будет доставлен Вам в Сергиевский исполком. Подписывать необходимо все шесть экземпляров, чтобы каждое из представленных учреждений могло бы иметь подлинник. Т. Ванханену не пишу отдельного письма, надеясь, что ему Вы сообщите содержание настоящего. Шлю всем привет. С коммунистическим приветом, Мих Галкин» 167 . «Выписка из протокола 226 заседания коллегии Народного комиссариата юстиции от 28 февраля 1920 г . Слушали: 5. Доклад т. Красикова о мощах Сергия Радонежского. Постановили: 5. Предложить исполкому Сергиевского Посада обсудить вопрос о погребении мощей Сергия Радонежского в Сергиевом Посаде» 168 . «Письмо эксперта VIII отдела Наркомата юстиции Мих Галкина в Сергиева Посада 3 марта 1920 г. Уважаемый товарищ. Предоставляю Вам при настоящем копию постановления коллегии Народного комиссариата юстиции по вопросу о дальнейшей судьбе вскрытых мощей Сергия Радонежского. Посылаю также для Сергиевского Исполкома 1 экз. подписанных уже «резолюций и протоколов» нашей комиссии. Завтра «протоколы и резолюции» вместе с копией постановления коллегии Наркомюста направляю председателю губисполкома т. Полидорову, дня три тому назад протоколы и резолюции уже препровождены т. Лацису и Троцкой. В Комиссию по охране памятников искусства и старины от нашего Народного комиссариата юстиции была направлена бумага о предоставлении помещения в Лавре, а именно келии, где жил ранее наместник Кронид и где останавливался я в свой последний приезд, под нужды редакции нашего журнала, который мы переносим печатанием в 10-ю государственную типографию, где думаем кроме журнала печатать в агитационных целях ряд антирелигиозных брошюр. Бумага была адресована на имя Кочаровской, но от последней 2-го сего марта получена телеграмма, что названное отношение передано в исполком «по техническим соображениям». Окажите содействие скорейшему разрешению вопроса, так как дело стоит.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Скачать epub pdf 3. Общие сведения о научном наследии А.П. Голубцова Предисловие Как говорилось выше, А.П. Голубцов на последних курсах специализировался по русской церковной истории, по каковой дисциплине и было написано им кандидатское сочинение, переработанное вскоре в магистерское на тему «Прения о вере, вызванные делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны», заслужившее наивысшую оценку у В. Ключевского и Е. Голубинского . В связи с этой работой и вообще с интересом к русской церковной истории и, в частности, к личности Преподобного Сергия профессором было написано несколько небольших работ. Вынужденный, однако, занять по окончании обучения вакантную кафедру «Церковной археологи и литургики» Александр Петрович основную долю своего времени стал уделять этой новой для него дисциплине, особенно по завершении своего магистерского сочинения. Предмет Церковной Археологии, выделенный в 1844 году из кафедры Общей Церковной Истории и к которому по Уставу 1869 года была присоединена еще и «Литургика», долгое время, чуть ли не сорок лет, влачил в Академии довольно жалкое существование. До 1868 года здесь перебывало шесть довольно «кратковременных» преподавателей 46 , из которых ни один не воспринимал церковную археологию как предмет для исследования, как науку, и не написал в этой области ни одной, насколько известно, статьи. Иван Данилович Мансветов , занимавший эту кафедру с 1868 года целых 17 лет, предметом довольно тщательного и плодотворного изучения (как, впрочем, и А.Л. Катанский ) избрал литургику, а церковной археологии посвящал лишь отдельные статьи и заметки довольно случайного, можно сказать, содержания, навеянные теми или иными наблюдениями или событиями, например, раскопками в Херсонесе, либо при знакомстве с тем или иным церковно–архитектурным комплексом. Преждевременно от чахотки скончавшийся в декабре 1885 года в возрасте всего 42 лет, он оставил кафедру без подготовленного воспреемника. Совет Академии предложил временно занять это место профессору А.П. Лебедеву , а первого выпускника 1886 года А.П. Голубцова оставить проф. стипендиатом для подготовки к лекциям по вакантной кафедре, несмотря на то, что Голубцов специализировался по русской церковной истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

В те годы в Сергиевом Посаде жило много монахов из лаврской братии, которых Павел хорошо знал. Он был близко знаком с наместником Лавры архимандритом Кронидом (Любимовым), который благословил его еще в 1923 году на монашеский путь. В последнюю их встречу, вспоминал Владыка Сергий, смиренный наместник пал в ноги смущенному юноше и сказал: «Прощай, брат Павел! Прости меня». Так протянулась одна из ниточек преемств в истории Лавры. В те годы Павел особенно близко воспринял духовный облик Преподобного Сергия, своего будущего Небесного покровителя. Его духовное водительство и молитвенную помощь П. А. Голубцов ощущал с тех пор в течение всей жизни. В апреле 1924 года Павел по просьбе своей больной сестры Марии переехал к ней в Москву, 194 и с 1 июня ею был устроен на работу в Государственный Исторический музей (ГИМ), где он стал работать бесплатно практикантом по зарисовке экспонатов Отдела крестьянского быта и «временным библиотечно–техническим служащим» с окладом в 55 рублей в месяц (с 1 марта 1926 г. – «штатным техническим служащим», с 10 февраля 1928 года – «библиотечным техническим сотрудником»). С 1 декабря 1929 г. он был переведен в научные сотрудники 2–го разряда по Реставрационно–муляжному отделу ГИМа с зарплатой 80 рублей и с рабочим временем в 5,5 часов. Здесь он трудился до декабря 1929 года, но в 1927 проходил военную допризывную подготовку, по–видимому, с отрывом от работы, т.к. с 10 февраля 1928 года вновь зачислен на прежнюю должность. Но большее время в 1925–1929 гг., как художник, он проводил на Берсеневской набережной, где П. А. Голубцов трудился в Отделе древнерусской живописи Государственных центральных реставрационных мастерских под руководством известного искусствоведа академика И.Э. Грабаря, где его учителями в реставрации были такие мастера, как Г.О. Чириков и И.И. Суслов, и где он получил высокую квалификацию реставратора, как об этом свидетельствует приводимый далее документ 1949 года. Осенью 1928 года после сдачи ограниченного объема вступительных экзаменов он поступил в Московский государственный университет и до марта 1930 года 195 обучался на II и III курсах на этнологического факультета по отделению теории и истории изобразительных искусств.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

1 I Родосское Всеправославное совещание – конференция представителей Православных церквей, которая прошла с 24 сентября по 1 октября 1961 года и стала первой официальной встречей представителей всех православных патриархатов после последнего Вселенского Собора 787 года. – Примеч. ред. 7 ВРЗЕПЭ. 1965. 49, январь-март. С. 55–63. в архиве архиепископа Сергия (Голубцова) имелась машинописная перепечатка данной статьи. 9 Не приходится сомневаться в том, что под термином «иконография» в перечне подразумевается православная иконопись. Именно этому слову соответствует греческое ; в русском же языке слово «иконография» в прямом смысле означает сюжетность, в данном случае сюжетность религиозную. оно, следовательно, не охватывает ни содержания образа, ни его характера, ни вообще художественного языка, выражающего его содержание. 11 Это отнюдь не означает, что архитектура или церковная музыка не имеют догматического значения. Но вопрос этот не входит в нашу компетенцию. 12 Термин «византийское искусство» так же мало соответствует своему значению, как и термин «иконография». действительно, принципы церковного искусства были выработаны на почве византии. но вырабатывались они Церковью на основе Христианского вероучения и православного духовного опыта и до, и после византии. отсюда и самобытный характер этого искусства в других народах, где оно порой существенно отличается от византийского прототипа. к русской иконописи, например, этот термин так же малоприменим, как к русской церковной архитектуре или музыке. к тому же византийское искусство не было только церковным, и в светской науке термин этот приобрел вполне точное значение, связанное с конкретным историческим периодом и географическим понятием. 13 непонятно, почему технический термин «живопись» применяется лишь к одному определенному направлению в искусстве. 14 Об этом свидетельствует громадное количество книг и статей, появившихся за последние годы, и особый интерес к выставкам икон, постоянно устраиваемым в разных городах Западной Европы.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

—12— заимообразно 80 рублей, а в 1888 году единовременно 226 рублей и заимообразно 340 рублей. Устроение помощи бывшим воспитанникам было признано комиссией совершенно необходимым и неотложным. Но находя неудобным, чтобы живущие в Москве и большей частью состоящие членами Братства Преподобного Сергия, закончившие некогда образование в той же Московской Духовной Академии, помимо означенного Братства, „учреждали в Москве ещё другое общество для вспомоществования своим товарищам по Академии, поскольку образование такого нового общества могло бы получить совершенно нежелательный вид какого-то раскола, происшедшего в Братстве Преподобного Сергия, и, с другой стороны, существование рядом двух обществ, если не с однородными вполне, то во всяком случае с совпадающими задачами могло бы ослаблять силы и средства того и другого комиссия признала более целесообразным другой путь к осуществлению предположенной задачи. Решено было, чтобы лица, получившие образование в Московской Духовной Академии и проживающие в Москве, составляя несомненное большинство членов в Братстве Преподобного Сергия, обратились, на основании §§ 1, 2, 20, 15 и 16 Устава Братства, в Совет Братства и в Общее Собрание его членов с заявлением своей мысли о необходимости в настоящее время распространить деятельность Братства и на нуждающихся бывших воспитанников Академии. В этих мыслях комиссия составила записку, в которой формулировала таким образом свои предположения касательно организации помощи бывшим воспитанникам Московской Духовной Академии. 1 . Братство Преподобного Сергия, и по Уставу своему не отклоняет от себя попечения о нуждающихся бывших воспитанниках Академии, и на практике в последние годы кое-что делает в этом направлении. Но нельзя не сказать, что деятельность Братства в этом отношении, соответственно с сказывающимися потребностями, представляется пока очень слабой. Главным образом внимание Братства обращается на нужды учащихся студентов Академии. В последние годы средства Братства почти исключительно обращаются на содержание в академическом общежитии

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Определили: 1) Из процентов с капитала П.А. Мухановой, в количестве 1000 рублей, выдать пособия следующим лицам: О. Инспектору Академии Архимандриту Иосифу, заслуженному ординарному профессору Александру Беляеву, ординарному профессору Сергею Глаголеву, экстраординарному профессору Алексею Введенскому и исправляющему должность доцента Павлу Соколову, по равной сумме – 200 рублей – каждому. – 2) Постановление сие представить на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. На сём журнале резолюция Его Высокопреосвященства: „1904 г. Декаб. 23. По ст. IV. Разрешается уволить г. Крылова от занимаемой им должности, согласно его прошению. Прочее смотрено и утверждается“. Цветков П.И. Братство Преподобного Сергия для вспомоществования нуждающимся студентам и воспитанникам Московской Духовной Академии в первое двадцати-пятилетие (1880–1905): Очерк//Богословский вестник 1905. Т. 2. 7/8. С. (1+1+1+) 1–1 6 (6-я пагин.) —1— Очерк. П. Цветкова , профессора Московской Духовной Академии и председателя Совета Братства Преподобного Сергия. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Собственная типография. 1905. Печатать дозволяется. Июля 10 дня, 1905 г. И д. Р. Академии, Архимандрит Иосиф. Предисловие Предлагаемый очерк составлен по поводу исполняющегося в настоящем году двадцати-пятилетия Братства Преподобного Сергия. В нём излагается история открытия Братства и дальнейших судеб его, говорится о составе Братства, об управлении его, о денежных средствах, которыми оно располагало для осуществления своей задачи, и об употреблении этих средств. Последняя же глава посвящена изложению состояния и деятельности отдела Братства, именуемого Московской Братской Комиссией, заведующего вспомоществованием бывшим воспитанникам Московской Духовной Академии и их семьям. Сообщая сведения о состоянии Братства Преподобного Сергия в первое двадцати-пятилетие его существования, предлагаемый очерк служит, вместе с тем, как бы отчётом о деятельности лиц, за означенное время заведовавших и теперь заведующих делами Братства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В связи с поступлением в Университет он на своей работе, помимо очередного отпуска в июне–июле 1928 г., брал отпуск без содержания с 15 июля по 15 августа, а с 15 октября – на целый год (до 15 окт. 1929 г.) и затем перешел на работу на пол–оклада. В феврале 1930 года, когда Павел учился на III курсе, кто-то из его сокурсников донес «куда следует» об его негодующем отношении к сносу церковных памятников. В результате 26 марта он был арестован, уволен из Университета 196 и брошен в Бутырскую тюрьму, где провел несколько месяцев. Там он в июне–июле 1930 г. умудрился написать карандашом по памяти на небольших дощечках несколько иконочек. 197 Вскоре был административно выслан на 3 года в Северный край по ст. 58–10. (См. следст. дело, с. 140). 24–х летний юноша очутился на юге Архангельской области на полусвободном поселении, где–то в районе станции Коноша Северной ж.д. (где отходит ветка на Котлас и далее), а затем несколько севернее – на ст. Няндома. Возможно, что первое время, в Коноше, он жил в лагере, т.к. по документам значится, что он был на каких–то хозяйственных работах. Немало тяжелых моментов было там в его жизни, воспоминания о которых ушли навек вместе с покойным. Было много искушений и переживаний. Ему приходилось противостоять ухаживаниям за ним со стороны женского пола. Но он ощущал поддержку со стороны своей покойной матери и Преподобного Сергия, усердным и глубоким почитателем которого он стал еще в юности. Однажды, насколько помню рассказ Владыки, когда ему было особенно тяжело, в день Преп. Сергия, часов в восемь утра его вызвал к себе начальник и спрашивает: «Что, Голубцов, тебе надо, почему ты всю ночь не давал мне спать?» Павел ответил, что ему тут тяжело и он хотел бы отсюда куда–нибудь уехать. Начальник ответил: «Пиши заявление. Меня переводят и я тебя возьму с собой» [вероятно, в Няндому]. Талант художника и личное обаяние спасали его. Начальники заказывали ему свои портреты. В Няндоме (после какого–то периода пребывания «на хозяйственных работах», вероятно, в конюшне) он устроился художником–оформителем в клубе железнодорожников «с окладом жалования девяносто рублей в месяц», как свидетельствует сохранившаяся справка от 5.XI.1931 г. Сохранилась и приводимая здесь фотокопия одной из его декораций с ее автором.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Канцелярия Обер-Прокурора Святейшего Синода долгом поставляет сообщить о сём совету академии для сведения и зависящего распоряжения, присовокупляя, что об ассигновании следующих упомянутым лицам, по положению, денег ныне же сообщено Хозяйственному Управлению при Святейшем Синоде“. Справк а: По распоряжению о ректора академии кан- —52— дидатам Ивану Добролюбову и Прокопию Явловскому сообщено о назначении их на духовно-учебную службу. Определил и: Припять к сведению. IV. Отношение состоящего под Августейшим Председательством Его Императорского Высочества Великого Князя Сергия Александровича Предварительного Комитета по Рижскому Археологическому Съезду от 21 февраля за 225: „Императорское Московское Археологическое Общество и образованный при нём Предварительный Комитет X Археологического Съезда в Риге, препровождая при сём 1-й выпуск „Трудов Предварительного Комитета“ и 2 экз. „Правил будущего Съезда“, покорнейше просит Московскую духовную академию не отказать прислать своих депутатов на вышеупомянутый Съезд. Присылка депутатов в Ригу весьма желательна в виду того, что необходимо усилить на предстоящем Съезде русский элемент и сообщения русских профессоров“. Определил и: 1) Предложить экстраординарному профессору академии по кафедре церковной археологии и литургики Александру Голубцову отправиться в г. Ригу в качестве депутата от академии для участия в заседаниях X Археологического Съезда. 2) Просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об отпуске потребной в пособие профессору Александру Голубцову на путевые расходы и содержание в г. Риге суммы в количестве 200 рублей из имеющихся в распоряжении Святейшего Синода средств. V. Ведомость о. ректора академии архимандрита Лаврентия о пропущенных наставниками академии лекциях в феврале месяце текущего года, из которой видно, что и. д. инспектора экстраординарным профессором И. Татарским опущено 4 лекции, экстраординарным профессором А. Смирновым 8 лекций и и. д. доцента П. Соколовым 6 лекций – по болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Многим казалось, что этим параграфом нового академического Устава наносится удар самому существованию Братства Преподобного Сергия. Если Устав не позволяет студентам жить вне зданий Академии, а в академических зданиях может поместиться лишь небольшое число казённокоштных студентов, то имеет ли Братство raison d’etre? Кому оно будет помогать? Но поступившие в число студентов Академии до введения в действие Устава 1884 года, т. е. в 1881–1883 годах продолжали существовать на прежних условиях (да и несправедливо было бы применять к ним новый устав), т. е. жить на квартирах. А в таком случае, нужда в вспомоществованиях Братства оставалась та же. С другой стороны, постройками 1886–1887 годов значительно рас- —10— ширены были академические здания и открывалась возможность поместить в них значительное число студентов не-казённокоштных. Вследствие этого, благотворительная деятельность Братства Преподобного Сергия ни на минуту не прекращалась. Но в характере её произошла перемена. До Устава 1884 года Братством преимущественно оплачиваемы были квартиры студентов Академии (включая и стол) и деньги выдавались им на руки. По введении этого Устава в жизнь, оно стало оплачивать их содержание в Академии вообще и вносить деньги за их содержание прямо в экономию Академии. Сами размеры вспомоществования не уменьшились, а скорее увеличились. Хотя под действием Устава 1884 года приёмы в число академических студентов стали слабее, так в 1886 году окончило курс 108 человек, в 1887 году – 75, в 1888 году – 63, в 1889 – 61, а в 1890 году только 42 человека, но содержание студентов в общежитии стоило гораздо дороже, чем жизнь на квартирах. В первые годы своего существования Братство Преподобного Сергия давало пособия почти исключительно учащимся студентам Московской Духовной Академии. Вспомоществования нуждающимся бывшим воспитанникам Академии оно не оказывало. И это потому, что нужды именно учащегося студенчества были поводом к его учреждению, потому, что средства Братства были скудны, чтобы благотворить той и другой группе нуждающихся, а между тем Уставом вменяется ему в первый долг вспомоществование нуждающимся студентам Академии. Но с течением времени благотворительная деятельность Братства расширилась, распространившись и на воспитанников, уже окончивших курс Академии. Расширение благотворительной деятельности Братства в этом отношении произошло по инициативе некоторых членов Московского духовенства, получивших образование в Московской Духовной Академии. Вот как произошло это важное событие в истории Братства 1530 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010