56 . Начало всякого послушания совершается по совершении крестного знамения при чтении краткой молитвы («Господи, благослови» и др.), равно и при окончании послушания надлежит сотворить крестное знамение с молитвою («Слава Тебе, Господи» и др.). 57 . Новоначальным не следует заводить в келии предметов роскоши, как отвлекающих от богомыслия и способствующих рассеянию ума. 204 Лучшим украшением иноческой келии да служит Св. Библия и иные душеполезные книги. 6. О духовном руководстве 58 . Каждой член братства Лавры в отношении к жизни духовной должен быть под особым руководством старца-духовника, которому часто должен открывать свое духовное состояние, недоумения, затруднения, смущения, искушения, погрешности, случающиеся неблагоприятные отношения к другим и т.п. и получать от него разрешение недоумений и наставления, направляющие его к дальнейшим успехам в духовной жизни. 59 . Наместник и Духовник Лавры наблюдают, чтобы вся братия очищали совесть свою таинством покаяния и причащались Св. Таин во все четыре поста непременно, а некоторые, смотря по их душевному состоянию, и чаще, и особенно священнослужители перед вступлением в чреду своего служения. 60 . Ради духовного преуспевания каждый насельник обители должен почитать своею священною обязанностью ежедневное чтение Священного Писания, а также творений Святых Отцов и иной душеполезной литературы, находя в ней духовную пищу и духовное утешение. 61 . Братия не должны ничего особенного предпринимать по своей только мысли и воле (в отношении, в частности, к особенным духовным подвигам), например, налагать на себя пост сверх положенного по уставу, и прочее, чтобы самоугодие и самочиние в духовном деянии не повредило общего благого дела спасения души. 62 . Если кто из братии оскорбит кого-нибудь, то неотлагательно должен испросить прощение у оскорбленного, а оскорбленный должен стараться с кротостью и любовью простить обидевшего. 63 . Насельники обители Преп. Сергия должны помнить, что своим трудолюбивым и неослабным выполнением заповедей Божиих, правил отеческих и церковных уставов, они открывают себе путь к высшей жизни, духовной и созерцательной, уподобляясь нашему небесному Авве Сергию, а нарушением установленных правил монашеского жития подвергнутся горькому осуждению. Поэтому ради пользы самих же претыкающихся в поведении необходимы и исправительные меры, употребляемые без злобы на согрешающих, но с внимательным рассмотрением вины. Виновный же, получая епитимию, принимает ее не как бич, а как врачевство к поощрению к лучшему.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

78 . Испросив благословение у Наместника, трапезный ударяет в колокол, и братия в клобуках и рясах немедленно собирается на трапезу, которая начинается и оканчивается положенными по уставу молитвословиями. 79 . В продолжение трапезы братия сохраняет безмолвие, внимая предлагаемому чтению из житий святых или из поучительных книг. Для чтецов составляется особое расписание на весь месяц, и никто из братии не должен уклоняться от этого послушания. 80 . Позднее схождение в трапезу или исхождение из нее прежде окончания без благословения признается беспорядком и не оставляется без ответственности. 81 . Никто не должен брать пищу в келию, кроме тех, которым разрешит сие Наместник или Благочинный, как не могущим прийти в общую трапезу, например по болезни, по глубокой старости и иным серьезным причинам. Незаконно опоздавшие могут быть вразумлены выговором или вовсе лишены трапезы. 82 . Перед последним блюдом, по освященной древностью традиции, Наместник звонит в колокольчик, вся братия встает, и Наместник произносит: «Молитвами Святителя Стефана Пермскаго и Преподобнаго и Богоноснаго Отца нашего Сергия Радонежскаго, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас». Братия ответствует «Аминь», и все снова садятся на свои места. 9. О келейном пребывании 83 . Время, оставшееся от церковного Богослужения и исполнения послушаний, проводимое в келиях, братия должны употребить с благоразумием и бережливостью, приобретая возможно большую пользу, главным образом – духовную. Таковыми полезными келейными занятиями могут быть: а) келейное правило по уставу и благословению старца; б) чтение душеполезных книг и выписывание из них важнейших назидательных мыслей; в) упражнение в церковном пении и чтении, изучение нотной азбуки, церковно-славянского языка, устава церковного и прочих предметов, служащих приготовлением к церковной службе; г) занятия, поручаемые Наместником или кем-либо из начальства и выполняемые как послушание (иконописание, летописание и т.п.); д) рукоделие в пользу обители, или для удовлетворения собственных нужд, или для иных полезных целей; е) уборка келии, чистка и ремонт одежды, обуви и прочее, что служит целям чистоты и опрятности жилища и одежды инока.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

И т.д. и т.п. и потому далее не стоит цитировать, так как сама форма построения этих протоколов допросов и их формулировки говорят о том, что они составлялись в значительной части самим следователем (где ложь была перемешана с правдой). И потом нужно учесть, что измученным ночным допросом и сидением, как правило, в общей переполненной камере, заключенным часто ничего не оставалось, как только подписать эти протоколы. На судебном заседании тройки НКВД Ивановской области от 9 сентября 1937 г. постановили: Голубцову Наталью Александровну заключить в ИТЛ на 10 лет, считая срок с 5.07.1937 г [л. 125]. Последовали долгие годы мытарств по лагерям, о которых мать Сергия очень редко и мало говорила, и что, к сожалению, осталось не зафиксированным. Возвратилась она только в 1947 г, но уже в 1948 году поднялась волна повторных арестов тех, кто ранее уже отсидел свои сроки, и в декабре 1948 года в недрах КГБ–МГБ на нее было сфабрикована так называемая «справка», приложенная к первому следственному делу 1937 года, в которой говорилось, что: ...30 сентября 1948 г. Голубцова, рассказывая 180 о своем пребывании в лагерях, якобы заявила: «Не знаю какими судьбами я спаслась в 1937 г., это был жестокий год ...Не удивляйтесь, это же нас ждет и впереди. Скоро придет время и опять всех изолируют, ибо начинается открытая борьба с религией, я знаю, в высшие учебные заведения детей священников уже не принимают, а крестьян–единоличников высылают в Сибирь. Вот и нам скоро такая участь придет». И следователь... «полагал бы: Голубцову Наталью Александровну, 1896 г. рождения, проживающую в г. Переяславле, Ярославской области (по ул. Кардовского, 82) – арестовать. Ст. уполномоченный по Ярославской области – капитан Волков » [л. 136 1-го тома] Далее идет дело 1948 года 5422, согласно которому Голубцова Наталья Александровна, работавшая уборщицей в церкви, была арестована 24/ХП 1948 г. и брошена во внутреннюю тюрьму УМГБ. На первом допросе, в частности, показала, что она ранее работала: в 1915–20 гг. – школьной работницей;

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Учился в Новочеркасской (1897–1900) и Моск. дух. семинариях (1900–1903), затем – в Моск. Дух. Академии (1903 – 1907). Преподаватель в МДС (1907–1912). Экстраординарный (1913) профессор МДА по кафедре Литургики с 1912 г. до 1919 г. Магистр богословия (1913). Священник с 1907 года, с 1914-го – служил в Храме Христа Спасителя, с 1922-го – протоиерей храма Лазаревского кладбища, затем – где-то на Арбате, позже – в ц. Флора и Лавра на Зацепе. С 1928 г. – за штатом. При обсуждении в Храме Христа Спасителя на приходских совещаниях вопроса об изъятии церковных ценностей «отец Илья сидел и молчал», как сказал Громогласов на судебном процессе, и потому избежал тогда репрессий. Захват обновленцами Храма Христа Спасителя вынудил о. Илью перейти в другой, а затем в третий и четвертый храмы. Когда он служил на Зацепе, то здесь 20 декабря 1928 года 192 он был арестован и по обвинению в контр. револ. агитации приговорен ОСО при Коллегии ОГПУ от 22.2.1929 г. на трехлетнюю ссылку в Сибирь, но постановлением того же органа от 2.12.1931 был освобожден. По устным воспоминаниям некоторых родственников, он был вынужден (видимо в 1932 г. – С.Г.) уехать на несколько лет на родину, т.к. он не принял нового курса митр. Сергия и примкнул к подпольному церковному движению под названием «Истинно-православных христиан». Здесь, по некоторым данным 193 , он принял монашество с именем Сергий и был потом в сане игумена и преподавателем (с 1918 года), а потом якобы даже руководителем (с 1945 года до 60-х годов) «Богословских курсов 3-х ступеней», возникших еще в 1918 году и имевших с течением времени и другие названия («Даниловская академия», «Нелегальная СПБДА»). Это сообщение входит в противоречие с устным сообщением одной из ближайших родственниц о. Ильи, полученным автором в конце 70-х годов, что его общение с верующими в условиях репрессий, доносов и обысков с арестами все более поневоле суживалось, так же и с его собственной семьей – женой и тремя детьми, разошедшимися с ним в понимании и оценке происходящего, пока вовсе не прекратилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

141 Отсутствие фамилии Попова в отчетах МДА за 1919/20 гг. и объясняется, видимо, его пребыванием в Самуйлове, где он спасался от голода, а м.б. и от ареста. По словам дочери проф. Городенского, он был в начале 20-х годов выслан на 2–3 года, но это относится, вероятно, к последующему времени, как и слух о высылке его в Сургут. Заметим, что имя проф. Попова промелькнуло также в тексте приговора Ревтрибунала по делу П.Н.Мольвера, председателя Комиссии от Рабкрина, которая была послана по указанию Совнаркома проверить деятельность Сергиевского Исполкома по жалобе Св. Патриарха Тихона в связи с решением советских властей о вывозе мощей Преп. Сергия из Лавры. В тексте упоминается о том, что подсудимый, председатель этой Комиссии (Мольвер), войдя в сговор с «церковниками», т.е. якобы встав на их сторону, использовал доклад проф. Попова (изложившего, как можно догадываться, историю последних событий и обстановку в Посаде), включив его в свой рапорт о проделанной работе по расследованию самоуправства и в обвинительных выводах в отношении местных властей [см. газ. «Трудовая Неделя» 1921, ? 9–10, с. 2. Подробнее см. в нашей книге «Сергиев Посад и Лавра за последние сто лет», с. 124–125 оригинал-макета]. 142 И был брошен во внутреннюю тюрьму ОГПУ, где тогда по церковным делам числились вместе с ним всего 4 человека: Н.Д.Кузнецов , Варвара Ник. Невахович и Ник. Мих. Коробов. Возможно, что все они проходили по одному делу. [ГАРФ, ф. 8409, д. 90, л.145]. 145 Ситомино, точнее – Сытомино, расположено на правом берегу Оби, по карте – в 100 км западнее Сургута, а по словам И.Захарова (см. прим. 92) – в 150 км. 147 Берёзово (до 1926 г. – Берёзов) находится в Ханты-Мансийском автономном округе на р. Сосьва, левом притоке р. Обь, в 300 км. к югу от Салехарда. 148 Непонятно также, к этому или следующему периоду репрессий надо отнести слова М.Польского о том, что «...Первое время жилищные условия были тяжелые, и он [Попов] не имел возможности заниматься научными трудами, а собирал и сушил грибы, которые посылал своим друзьям в центр России, откуда получал посылки. Через несколько месяцев он был переведен в другое место и там ему было лучше жить. С ним жил ссыльный епископ Онуфрий (очевидно, Гагалюк – С.Г.), относившийся к нему с особенной любовью. Здесь Ив. Вас. трудился над сочинением о св. Григории Нисском ..».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

В 20-е годы П. А. Голубцов был также духовно близок с лаврским духовником игуменом Ипполитом и иеромонахом Досифеем, который в Зосимовой пустыни исповедовал народ. Простота и смирение отца Досифея были необычайны. Укоряя себя в лености, отец Досифей говорил: «А что, брат Павел, хорошо лежа говорить: помилуй мя, Боже». В 1923 году П. А. Голубцов окончил среднюю школу в Сергиевом Посаде. Художественные наклонности П. А. Голубцов почерпнул от матери, а в 1923–1924 годах он начал учиться живописи в Сергиевом Посаде у художников М. В. Боскина и Столицы. В те же годы П. А. Голубцов познакомился с жившим в Сергиевом Посаде священником Павлом Флоренским, который в 1918–1920 годах был ученым секретарем Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. В домовой церкви Убежища (приюта) престарелых сестер милосердия Красного Креста, где служил отец Павел, П. А. Голубцов иногда читал шестопсалмие. Богослужения, которые совершались отцом Павлом в том храме, запомнились П. А. Голубцову на всю жизнь глубоким благоговением, одухотворенностью и красотой. Отец Павел оказал большое влияние на Павла Голубцова. Однажды, придя к отцу Павлу, юноша сказал: «Я хочу творить!». «В ответ мне, – вспоминал владыка Сергий, – отец Павел сказал: «Павлик! Надо знать, что творить!». Вскоре после беседы он отправился со мною к своему знакомому художнику В. А. Фаворскому (1886–1964), который через художников П. Я. Павлинова (1881–1966) и Л. А. Бруни (1894–1948) помог мне заняться домашним обучением рисованию и живописи». В середине 20-х годов П. А. Голубцов познакомился с другими членами Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры – Ю. А. Олсуфьевым, П. Н. Каптеревым , М. В. Шиком, священником Сергием Мансуровым. Общение с ними способствовало формированию мировоззрения юноши. В те годы в Сергиевом Посаде жило и много монахов из лаврской братии, которых П. А. Голубцов хорошо знал. Он был близко знаком с наместником Лавры архимандритом Кронидом (Любимовым), который благословил его ещё в 1923 году на монашеский путь 60 . В последнюю их встречу, вспоминал владыка Сергий, смиренный наместник пал в ноги смущенному юноше и сказал: «Прощай, брат Павел! Прости меня». Так протянулась одна из ниточек преемств в истории Лавры. В те годы П. А. Голубцов особенно близко воспринял духовный облик Преподобного Сергия, своего будущего небесного покровителя. Его духовное водительство и молитвенную помощь П. А. Голубцов ощущал с тех пор в течение всей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГОЛУБЦОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прот. Николай Голубцов Голубцов Николай Александрович ( 1900 - 1963 ), протоиерей Детство Родился 12 октября 1900 года в Сергиевом Посаде . Происходил из известной семьи Голубцовых, чей славный род дал немало священнослужителей, учёных и просто замечательных христиан. Его отец, Александр Петрович Голубцов , был профессором литургики и церковной археологии Московской духовной академии . Жена Александра Петровича, Ольга Сергеевна Голубцова (1867-1920), также происходила из священнического сословия, она была дочерью ректора Московской духовной академии, протоиерея Сергия Смирнова . Ольга Сергеевна была глубоко верующей христианкой, хорошо знала Св. Писание, многое из него помнила наизусть, и воспитывала детей в вере и благочестии. Все силы она отдавала семье, но при этом находила время и для дел милосердия и благотворительного служения. Скончалась она, заразившись черной оспой, когда ухаживала за больными крестьянскими детьми в Тамбовской губернии во время Гражданской войны. Ольга Сергеевна была духовной дочерью иеросхимонаха Алексия (Соловьева) из Зосимовой пустыни , часто ездила к нему и брала с собой детей, приучая их к регулярной исповеди и продолжительным монастырским службам. После смерти матери семейство Голубцовых продолжало духовно окормляться у Алексия Зосимовского. Голубцовы жили в Сергиевом Посаде , на Красюковке, и поэтому дети с родителями часто бывали на службе в Троице-Сергиевой Лавре и в скитах - Черниговском-Гефсиманском , Вифанском и Параклите . Семья была глубоко церковной, и дети получили традиционное христианское воспитание. Николай был седьмым ребенком в семье, он рос любознательным, смышленым мальчиком. Его жажда активного познания мира нередко переливалась через край, за что ему нередко попадало от матери, любившей порядок в доме и довольно строго державшей детей. Обычно в наказание за проступки его ставили в угол. Но отец как-то особо любил Николая за его живой и пытливый ум, и порой защищал от праведного гнева матери, ограничиваясь устным внушением. Отцу, видимо, импонировало то, что Николай очень любил книги, которых в профессорском доме было много. Не все дети Голубцовых одинаково проявляли интерес к книгам, а у Николая, как писал его биограф и племянник, дьякон Сергий Голубцов, была «любознательность, проявляющаяся в запойном чтении книг». Начитанность позже очень пригодилась ему в его пастырском служении. Николаю было всего 11 лет, когда умер отец, но он сохранил о нем самые теплые воспоминания

http://drevo-info.ru/articles/7437.html

В те же годы П. А. Голубцов написал несколько научных работ: – «Строительная и художественная деятельность в Пафнутиево-Боровском монастыре в XVII веке (по данным монастырского архива)»; – «К вопросу о монументальной живописи в Пафнутиево-Боровском монастыре в связи с его архитектурой» (прочитано на ученом заседании ГИМа); – «К вопросу истории портретов Патриарха Адриана» (прочитано в Отделе бытовой иллюстрации ГИМа). В начале Великой Отечественной войны, в августе 1941 года, П. А. Голубцов был призван в армию и до 1945 года в звании сержанта нес службу в 6-м запасном автомобильном учебном полку. Там он также работал в качестве батальонного, а затем полкового художника. П. А. Голубцов был награжден медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». После демобилизации в октябре 1945 года П. А. Голубцов поступил на второй курс Православного Богословского института в Москве, впоследствии реорганизованного в Московскую Духовную семинарию. После окончания её в 1947 году П. А. Голубцов поступил в Московскую Духовную Академию. Перейти на церковное служение П. А. Голубцова благословил его старец – схиархимандрит Иларион (Удодов). Любовь к глубокой внутренней молитве, смирение и постоянный тяжелый телесный труд – вот основные черты, унаследованные владыкой Сергием от схиархимандрита Илариона. В последние годы жизни схиархимандрит Иларион благословил П. А. Голубцова на принятие монашества и сана. На третьем курсе МДА П. А. Голубцов 6 марта 1950 года вступил в братство Троице-Сергиевой Лавры. «Я знаю Вас уже 27 лет, – говорил 11 марта 1950 года наместник Лавры архимандрит Иоанн (Разумов) Павлу Голубцову, благословляя носить подрясник, – и всегда Вы были с той настроенностью, которую имеете и сейчас. Послужите Господу, и Он Вас не оставит и здесь, и на том свете сподобитесь от Него милости». 2 апреля того же года послушник Павел был пострижен архимандритом Иоанном в монашество с наречением имени в честь Преподобного Сергия Радонежского. 7 апреля 1950 года Святейший Патриарх Алексий рукоположил монаха Сергия во иеродиакона, а 28 мая – во иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

6) снятие научной копии с портрета XVII в. боярина Морозова (Музей быта); 7) реставрации копии с парсуны 1693 года Святейшего Патриарха Адриана, выполненной в 1758 году В те же годы П. А. Голубцов написал несколько научных работ. 199 Видимо, к этим годам относится опасное и секретное поручение, полученное, им, вероятно, от Ю.Олсуфьева, – сохранить Честную Главу Преп. Сергия, которую в 1919 году Павел Флоренский с Ю.Олсуфьевым и архим. Кронидом тайно отделили от мощей во избежание грозившего им увоза, или уничтожения большевиками. В мощах же она была временно заменена черепом одного из захороненных поблизости князей Трубецких. Павел Александрович хранил ее футляре–коробке среди книг. После войны 200 и открытия Лавры П. Голубцов привез эту святыню в монастырь, и она была вложена в раку Преподобного. Ограничивая себя во всем, он смог накопить денег и купить в 1937– 1938 гг. в Посаде по Б. Кокуевской (д. 34, снесен) полдома (комнату с кухней) для бедствовавшей тогда своей сестры Анны с двумя малышами, 201 поскольку они были изгнаны из родного дома на Красюковке в начале 30–х годов, как попавшие в категорию «лишенцев» (ее муж, священник о. Алексий Габрияник, был репрессирован, начиная с ареста в 1928 г.). Только в 1940 году, очевидно, в сентябре, Павел Голубцов был приглашен на постоянную работу в ГИМ и здесь проработал до августа 1941 г. В этот период он сделал два (или три) научных сообщения по поводу Пафнутие–Боровского монастыря и портрета патриарха Адриана, о которых речь шла раньше. Война нарушила его творческие планы. 20 августа 1941 года Краснопресненским РВК Павел Голубцов был призван в армию и до 1945 года в звании от солдата до сержанта нес службу в 6–м запасном автомобильном учебном полку 202 . Там он также работал в качестве батальонного, а затем полкового художника; был награжден медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». После демобилизации в октябре 1945 года Павел поступил на II курс Православного Богословского института в Москве, впоследствии реорганизованного в Московскую Духовную Семинарию. После окончания ее в 1947 году Павел Александрович поступил в Духовную Академию. Перейти на церковное служение благословил его старец – схиархимандрит Иларион (в миру – Иоаким Удодов, 1863 – 15 марта 1951). Отец Иларион, с которым Голубцов познакомился в конце 20-х – начале 30–х годов, оказал решающее влияние на духовное развитие и становление будущего архипастыря 203

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Мать, Ольга Сергеевна Голубцова (11/24.07.1867–20.05.1920), была дочерью ректора Московской Духовной Академии протоиерея Сергия Смирнова . В традиционно церковной семье Голубцовых было 12 детей. Четверо из них затем полностью посвятили себя служению Церкви (протоиереи Николай 57 , Серафим 58 , монахиня Сергия и архиепископ Сергий). О. С. Голубцова была глубоко верующей христианкой, преданной воле Божией. Она хорошо знала Священное Писание и многое из него помнила наизусть. Поставив себе задачу самоотверженного служения Богу и ближним ещё в девические годы, О. С. Голубцова старалась исполнять её в своей личной жизни. О. С. Голубцова очень тяжело переживала свое раннее вдовство. Опору она нашла в духовнике Смоленской Зосимовой пустыни иеросхимонахе Алексии (в миру Соловьев Фёдор Алексеевич; † 2 октября 1928), который был родственником Смирновых 59 . По словам отца Алексия, О. С. Голубцова «была самой преданной его дочерью, отличавшейся смирением и кротостью». Все силы она отдавала воспитанию своих детей, а скончалась, заразившись черной оспой, когда ухаживала за больными крестьянскими детьми в Тамбовской губернии. После кончины матери воспитание детей легло на их старшую сестру Наталью (в монашестве Сергия; † 19 августа 1977), которая вверила их духовному руководству иеросхимонаха Алексия. Она часто ездила в Зосимову пустынь и брала с собой детей, приучая их к продолжительным монастырским службам. Благодатная среда, царившая и в окружавших Сергиев Посад монастырях, и скитах – Черниговском-Гефсиманском, Вифанском и Параклите, способствовала укреплению церковного самосознания оставшихся сиротами детей. Об иеросхимонахе Алексии, который оказал на Павла в юности большое влияние, владыка Сергий отзывался как о «выдающемся благодатном старце». «Отец Алексий был замечательным духовником: строгим, но в то же время и ласковым, духовным отцом в полном смысле этого слова... От него всегда выходил я с некоторым чувством благоговения, страха и внутренней радости. Отец Алексий был очень внимателен ко всем подробностям, интересовался всеми кажущимися «мелочами». Происходило это, по-видимому, от его большой внутренней собранности и понимания, что всякая мелочь может таить в себе большее, чем мы думаем». Иеросхимонах Алексий советовал своему духовному сыну «учиться реставрации поглубже, не разбрасываться, чтобы потом быть серьезным специалистом». Сестре Павла, Н. А. Голубцовой , отец Алексий предсказывал, что её брат будет епископом и прибавлял: «Только бы он не возгордился». (О предсказании этом сестра рассказала владыке Сергию лишь в 70-е годы, когда он пребывал на покое.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010