Драматургическая основа оратории «Страдалец до Голгофы» — письмо-завещание митрополита Вениамина, написанное им в одиночной камере тюрьмы на Шпалерной улице. Письмо адресовано протоиерею Петру Ивановскому, другу и сопастырю, настоятелю храма преподобномученика Андрея Критского на Рижском проспекте. В Большом зале филармонии, в здании бывшего Дворянского собрания, сто лет назад размещался Петроградский ревтрибунал и проходил судебный процесс по сфабрикованному делу «О сопротивлении изъятию церковных ценностей». На суд привлекли 86 обвиняемых, включая митрополита Вениамина.  «Я не знаю, что вы объявите в приговоре — жизнь или смерть, но что бы ни было — я с одинаковым благоговением обращу очи горе, возложу на себя крестное знамение (при этом митрополит широко перекрестился) и скажу: слава Тебе, Господи Боже, за все», — с такими словами обратился к суду митрополит Вениамин перед вынесением приговора. Трибунал приговорил десять человек к расстрелу. Шестерым расстрел заменили лишением свободы. Митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина, архимандрита Сергия (Шеина), адвоката Иоанна Ковшарова, профессора Санкт-Петербургского университета Юрия Новицкого тайно расстреляли в ночь на воскресенье 13 августа 1922 года. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются.

http://patriarchia.ru/db/text/5950285.ht...

Вопросом реабилитации митрополита Вениамина занимался митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий , впоследствии Патриарх Алексий II. В экспозиции приводится его письмо в прокуратуру Ленинграда по поводу выдачи официального документа о невиновности митрополита Вениамина. Реабилитация состоялась после этого запроса 31 октября 1990 года. На выставке уделено внимание и памяти расстрелянных с митрополитом Вениамином архимандрита Сергия (Шеина), Ивана Ковшарова и Юрия Новицкого. Отдельный стенд посвящен единственному в епархии храму мученика Юрия Новицкого, устроенному в 2007 году в цоколе храма равноапостольной княгини Ольги в Михайловке. «Выставка нужна, потому что не надо историю забывать, — сказал митрополит Варсонофий. — Мы видим, с чем столкнулась наша страна, когда сначала отказалась от царя. Она катилась к безбожию, это был финал прегрешений, отступления от Бога, которое совершалось в предыдущие столетия. Убив царя, безбожные власти взялись за Церковь: грабили храмы, уничтожали духовенство, и спустя десятилетия пришлось все начинать сначала. Чтобы подобное не повторилось, эта выставка и нужна. Особенно полезна она будет молодому поколению: пусть люди приходят, смотрят, понимают, что от Бога не надо отступать, и Он нас защитит». Выставка продлится до конца года. После осмотра экспозиции архиереи посетили Никольское кладбище Александро-Невской лавры и пропели литию на могилах митрополита Никодима (Ротова) , митрополита Владимира (Котлярова) , епископа Маркелла (Ветрова) , протоиерея Николая Гундяева . 23 февраля 1922 года вышло постановление ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим», положившее начало открытому уничтожению Православной Церкви в России. В июле 1922 года в Петрограде на процессе «о сопротивлении изъятию церковных ценностей» были приговорены к расстрелу митрополит Петроградский Вениамин (Казанский), архимандрит Сергий (Шеин), миряне Иван Ковшаров и Юрий Новицкий. В 1992 году они были прославлены Русской Православной Церковью в лике святых.

http://patriarchia.ru/db/text/5908607.ht...

Архив Пн В Санкт-Петербурге открылась выставка, посвященная Петроградскому процессу 1922 года 15 марта 2022 г. 11:35 14 марта 2022 года в Музее истории Санкт-Петербургской епархии открылась выставка «Приговор: быть святыми петроградским мученикам...». Экспозиция посвящена 100-летию подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской при изъятии церковных ценностей. На открытии присутствовали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий и управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий . Экскурсию для почетных гостей провел епархиальный древлехранитель Иван Раевский. В экспозиции — документы и фотоматериалы из архива Санкт-Петербургской епархии, Центрального государственного архива (ЦГА) Санкт-Петербурга (часть из них представлена впервые) и древлехранилища Свято-Троицкой Александро-Невской лавры . Материалы рассказывают о голоде 1921 года, помощи Церкви голодающим, изъятии ценностей из храмов Петрограда. Особое место отведено Петроградскому процессу 1922 года, 100-летие которого отмечается в нынешнем году, и судьбе приговоренных на этом процессе к расстрелу, а затем прославленных митрополита Петроградского Вениамина (Казанского), архимандрита Сергия (Шеина), Ивана Ковшарова и Юрия Новицкого. Иван Раевский поблагодарил главного архивиста ЦГА Санкт-Петербурга Михаила Шкаровского за предоставленные материалы и рассказал предысторию Петроградского процесса. В 1921 году случилась засуха, был неурожай, начался голод. Ситуацию усугубило то, что в результате продразверстки у крестьян был отобран посевной фонд. Патриарх  Московский и всея Руси Тихон обратился к Папе Римскому, архиепископу Кентерберийскому и другим церковным деятелям за рубежом с просьбой помочь голодающим. Но советская власть не была заинтересована в помощи верующих: наоборот, голод предполагалось использовать для борьбы с Церковью. Был издан Декрет об изъятии церковных ценностей. Текст был довольно лояльным: при изъятии ценностей призывали не отнимать последнее, с икон снимать драгоценные оклады, а сами иконы оставлять. Но на местах это не исполнялось, имущество многих храмов было разграблено, ценные предметы оказывались в музеях — так, рака святого Александра Невского из Александро-Невской лавры поступила в Эрмитаж, где хранится до сих пор. Первыми изъяли ценности из храма при Консерватории. Позже верующим разрешили выкупать изделия, и многие предметы были спасены.

http://patriarchia.ru/db/text/5908607.ht...

Разделы портала «Азбука веры» 21 Сен 2023 Фото: mitropolia.spb.ru Комиссия по канонизации продолжает расшифровку и публикацию материалов Петроградского судебного процесса 1922 года “Об изъятии церковных ценностей”. Материалы дополнены протоколами допросов трех представителей духовенства, приговоренных к расстрелу — секретаря Общества православных приходов Николая Елачича, члена правления общества, профессора Дмитрия Огнева и викария Петроградской епархии, епископа Кронштадтского Венедикта (Плотникова). Таким образом, расшифрованы протоколы допросов всех участников процесса, приговоренных к “высшей мере наказания”. Расшифрованные документы публикуются на виртуальной выставке “Святые новомученики и исповедники на Петроградском процессе 1922 года” в разделе “Документы и публикации”, адрес выставки — Чтобы ознакомиться с разделом, нужно нажать на книгу на столе и в открывшемся списке выбрать интересующий файл. Опубликованные документы включают расшифрованные материалы следственного дела, касающиеся шести человек, прославленных в лике святых, — священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, преподобномученика архимандрита Сергия (Шеина), мучеников Иоанна Ковшарова и Юрия Новицкого, священномученика протоиерея Михаила Чельцова и священноисповедника протоиерея Михаила Союзова, а также шести представителей духовенства и мирян, приговоренных к расстрелу с заменой на различные сроки заключения — протоиерея Николая Чукова (впоследствии митрополита Ленинградского и Новгородского Григория), протоиерея Леонида Богоявленского, Льва Парийского, епископа Венедикта (Плотникова) и других. Открывшуюся год назад выставку посетили 1900 человек из 36 стран. Расшифровка материалов Петроградского процесса продолжается. ИА “Вода живая” Источник: Санкт-Петербургская митрополия Русской Православной Церкви Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 5  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/rasshifrovany-prot...

А. И. Мраморнов предложил увековечить их память в рамках программы издательства по увековечению памяти членов Соборов: «Мы уже во многих городах повесили мемориальные таблички, связанные с деятельностью членов Поместного Собора, чтобы люди, в том числе молодые, помнили об их подвиге. Надеемся, что такие таблички появятся и в Томске... Мы призваны помнить о наших предшественниках». За организацию встречи главный редактор издательства «Спасское дело» вручил архимандриту Иосифу (Еременко) Шеинскую благодарственную грамоту, а протоиерея Димитрия Олихова наградил за вклад в изучение наследия Поместного Собора 1917-1918 гг. и сохранение его духовного наследия Шеинской медалью, пояснив, что издательство учредило Шеинскую программу по увековечению памяти секретаря Всероссийского Поместного Собора священномученика Сергия (Шеина). Обращаясь к аудитории, протоиерей Димитрий Олихов поделился, что работа над сборником началась 15 лет назад во время написания кандидатской диссертации по Временному Церковному Управлению Сибири, одна из глав которой была посвящена Сибирскому Соборному совещанию. Автор-составитель подчеркнул, что главной целью работы над сборником было увековечивание памяти участников Сибирского совещания: «Я никогда раньше не издавал документы. В процессе работы я понял, насколько это тяжелый, кропотливый труд... Но этот труд был подъят. Спасибо за высокую оценку наших скромных трудов. Нам, поверьте, это очень радостно. Но мы это делали, конечно, не для себя, не для своей славы, а для памяти тех отцов, которые собрались в ноябре 1918 года, членов Всероссийского Поместного Собора Русской Церкви, в Томске для того, чтобы выработать те решения, которые помогут Церкви существовать в сложный период гражданской войны и, как выяснилось, позволят существовать ей и далее». Результатом работы Сибирского Соборного совещания стало создание Временного Церковного Управления, введение в жизнь решений Всероссийского Поместного Собора, касающихся различных церковных вопросов, и выработка собственных решений по регулированию церковной жизни.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Создана виртуальная выставка о Петроградском процессе декабря 2022 К 100-летию Петроградского процесса 1922 года " Об изъятии церковных ценностей " в виртуальном зале Князь-Владимирского собора создана выставка " Святые новомученики и исповедники на Петроградском процессе 1922 года " . Ее авторы - председатель комиссии по канонизации , настоятель протоиерей Владимир Сорокин и Екатерина Карловская. Выставка создана на пожертвования прихожан. Представлены материалы о жизни и служении новомучеников и исповедников, осужденных в ходе Петроградского процесса: священномученика Вениамина, митрополита Петроградского , преподобномученика архимандрита Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова, священноисповедника протоиерея Михаила Союзова, священномученика протоиерея Михаила Чельцова. Экспозиция включает расшифрованные материалы следственного дела. В разделе " Издания, документы, публикации " (для перехода в раздел нужно нажать на книгу на столе) содержатся расшифровки допросов на суде, электронные версии книг и статей, посвященных Петроградскому процессу. По мере дальнейшей расшифровки дела раздел будет пополняться. Пояснения к экспозиции дает аудиогид. Использованы материалы архива регионального Управления ФСБ, Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга, Российского государственного исторического архива, Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, Российской национальной библиотеки, Российской государственной библиотеки и другие источники. Ознакомиться с выставкой. ИА " Вода живая " , 14.12.22 Поделиться Упоминания в новостях 5 марта 2024 29 февраля 2024 18 февраля 2024 2 февраля 2024 26 января 2024 20 апреля 2024 18 апреля 2024 14 апреля 2024 13 марта 2024 5 марта 2024 1 марта 2024 29 февраля 2024 18 февраля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024 18 апреля 2024 17 апреля 2024 17 апреля 2024 15 апреля 2024 14 апреля 2024 11 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Ф. Казаков. Каменщики и подрядчики осуществляли в петровское время строительство многих каменных церквей, оград, колоколен в М. Группа каменщиков-крестьян из с. Вознесенского Московского у., вотчины Воскресенского мон-ря, строила в нач. XVIII в. ц. Спасителя в Чигасах за Яузскими воротами, Никольскую ц. в Новой слободе за Тверскими воротами, ограду Златоустовского мон-ря, колокольню ц. Иоакима и Анны в Голутвиной слободе (ул. Якиманка), церковь на дворе А. С. Шеина в Китай-городе (вероятнее всего - Космодамианскую ц. в Ст. Панех). 6 сент. 1718 г. был заключен подряд между ген.-майором Ф. М. Кантакузином и каменщиками С. А. и Л. А. Анофриевыми на разборку старого храма Никольского Греческого мон-ря и строительство каменных холодной и теплой церквей. Московские храмы и колокольни служили образцами для строителей церквей в провинции: по договору 1721 г. каменщик Д. К. Посников должен был построить по образцу Борисоглебской (Воскресения Христова) ц. на Арбате Казанскую ц. с приделом во имя прп. Сергия Радонежского и колокольню в с. Богородском Подгородного стана Калужского у., а восьмерик этой церкви должен был воспроизводить восьмерик собора Варсонофьевского или Заиконоспасского мон-рей. Планы застройки М. составлялись с учетом того, что она оставалась местом проведения коронаций и др. церемониалов, влиявших на градостроительную и архитектурную ситуацию города. В связи с пребыванием имп. Анны Иоанновны и ее двора в М. были приняты меры по дальнейшему развитию города. Именной указ «О сделании плана Москве» (14 марта 1731) запрещал любое деревянное строительство в период подготовки плана. Вначале над подробным планом М. (1731-1739) работали ученики архит. Д. А. Трезини, затем продолжением над его работой руководил Мордвинов и закончил Мичурин, под именем к-рого он вошел в историю как 1-е практическое и научное описание города для архитектурной команды, сформированной в М. к 1733 г. Этот план позволяет судить о церковных и монастырских постройках и ансамблях, т. е. о сакральной структуре М.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Но вот над Россией разразилась страшная катастрофа 1917 года, а вместе с ней наступили небывалые за всю историю гонения на Церковь Христову. Докатились они и до тихого, жившего своей патриархальной жизнью, Богородска, и в первую очередь обрушились на исповедников святого Православия. И хотя новая власть еще не вполне была установлена в Богородске, отец Константин довольно быстро был арестован. Это произошло после одной из всенощных в апреле – мае 1918 года (по другим сведениям в сентябре – октябре). Несколько дней отец Константин содержался под арестом в богородской тюрьме. Из членов его семейства в это время в Богородске жила его дочь Маргарита, бывшая замужем за учителем, а вместе с отцом Константином – незамужняя дочь Анна. Без суда и следствия отец Константин был приговорен к смертной казни. По-видимому, о том, что он будет расстрелян, ему было объявлено, так как после этого он передал из тюрьмы на волю свой наперсный крест и служебник. Священник не просил, чтобы его освободили, он знал, что осужден на смерть и был к ней готов. Не знал он только того, что злодеи, вполне испытав силу веры священника за время его нахождения в тюрьме, избрали для исповедника казнь мучительную. Отец Константин это понял тогда, когда она началась. Но и тогда он не просил, чтобы его отпустили, но чтобы, уже решив убить, убивали скорее, без того мучительного изуверства, к которому прибегли палачи... Дата кончины отца Константина не известна – мы только знаем, что была ненастная погода, дул сильный ветер. О подробностях гибели протоиерея Константина мы узнаем из доклада члена всероссийского церковного Поместного собора 1917–1918 годов В. П. Шеина, впоследствии архимандрита Сергия, будущего новомученика российского, расстрелянного в 1922 году вместе со священномучеником митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином (Казанским). Не явился ли для него мученический подвиг многих свидетелей веры первых лет гонения на Церковь Христову, в том числе и мученичество отца Константина Голубева, примером свидетельства за истину «даже до крове»?

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Патриарх в это время находился уже в полном заключении в Чудовом мон. На место его извели из того же монастыря лжепатриарха Игнатия и заставили его служить в Пасху. Святителя же Гермогена объявили низложенным. Еще из заключения патриарх написал грамату нижегородцам, через пробравшегося к нему, верного и ранее, свияженина Родиона Мосеева. В этой грамате, отправленной в августе 1611 г., Святитель запрещал признавать царем сына Марины, ободрял восставших за отечество обещанием венцов небесных в будущем веке и, как бы предчувствуя, что это его последнее слово к русским людям, передавал нижегородцам власть собирать от городов граматы, удостоверяющия в общем единодушии. Он повелел им быть главой ополчающихся за Родину, приказывал посылать во все города послов и говорить везде от его патриаршего имени. Нижний Новгород и явился вскоре основоположником нового прочного народного ополчения. Первое распалось летом 1611 г., когда казаки Заруцкого, поверив подброшенной им грамате Прокопия Ляпунова, составленной Гонсевеким, убили его на своем круге. Патриарх Гермоген мученически скончался 17 февраля 1612 г. от голодной смерти. Прославление св. мощей его состоялось в 1913 году. Церковь , без патриаршего сана, возглавил рязанский митр. Ефрем. Служение Церкви и Родине духовенства в смутное время Пример Святителя Гермогена вдохновил архипастырей и пастырей. Большое мужество проявил тогдашний митр. Филарет (Романов) в Ростове и, в качестве посла, под Смоленском. Митр. Исидор удерживал от измены новгородцев и много пострадал от шведов, захвативших Новгород. Софийский протопоп Амос отбивался в своем дворе и был убит. Архиепископ Феоктист тверской удерживал свою паству в верности Василию Шуйскому и затем был замучен поляками, взявшими его в плен. Владыку Иосифа коломенского Лисовский приковал к пушке. Исключительную стойкость в осажденном Смоленске проявил архиеп. Сергий. Когда в начале июня Смоленск пал, то Сигизмунд подвергнул пытке доблестного защитника его, Шеина, а затем его и владыку Сергия в узах отправил в Польшу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Михайлович Ковшаров (1878, Одесса - 13.08.1922, Петроград), мч. (пам. 31 июля, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских). Из семьи мещан. Получил университетское юридическое образование. До революции 1917 г. был присяжным поверенным, известным адвокатом, неоднократно выступал в качестве защитника на политических процессах в военных судах. 11 марта 1918 г. на Петроградском епархиальном съезде духовенства и мирян избран уполномоченным («комиссаром») по общеепархиальным делам «для представительства и защиты общих прав и интересов» Петроградской епархии. С созданием Об-ва объединенных петроградских православных приходов вошел в состав его правления. Стал юрисконсультом Александро-Невской лавры. Во время кампании по изъятию церковных ценностей как член правления Об-ва петроградских приходов выступал за компромисс с властями, за добровольную передачу церковного имущества для помощи голодающим Поволжья. 6 мая 1922 г. сопровождал Петроградского митр. сщмч. Вениамина (Казанского) на переговорах с представителями комиссии Помгола Петроградского совета о включении в состав комиссии представителей приходов. Вскоре был арестован вместе с митр. Вениамином и большой группой священнослужителей и мирян по обвинению в «противодействии декрету об изъятии церковных ценностей». Содержался в тюрьме на ул. Шпалерной. Стал одним из обвиняемых на Петроградском процессе 1922 г. , где деятельность правления Об-ва правосл. приходов была представлена как «организация преступной контрреволюционной группы, поставившей себе целью борьбу с советской властью». На процессе И. держался мужественно и стойко, хотя и страдал от боли в сердце; спокойно и четко отвечал на вопросы обвинителей. В последнем слове И. убедительно доказал несостоятельность приведенных на процессе доказательств вины подсудимых: «Грозящее наказание никак не может находиться в соответствии с теми данными, которыми располагает обвинение... Для братской могилы в 16 человек материала для обвинения мало». 5 июля 1922 г. Петроградский губ. ревтрибунал приговорил к смертной казни митр. Вениамина и 9 обвиняемых, в т. ч. И. 13 июля на заседании Политбюро ЦК РКП(б) было решено в отношении еп. Вениамина, архим. сщмч. Сергия (Шеина) , мч. Юрия Новицкого и И. оставить смертный приговор без изменения, что было подтверждено 26 июля определением Кассационной коллегии Верховного трибунала ВЦИК. И. был казнен вместе с др. приговоренными. Точное место расстрела и погребения неизвестно (предположительно на Ржевском артиллерийском полигоне у ст. Пороховые Ириновской узкоколейной железной дороги на сев.-вост. окраине Петрограда). Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 31 марта - 5 апр. 1992 г.

http://pravenc.ru/text/469328.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010