Не так давно мы получили первую икону священномученика Сергия (Шеина), где в свитке, как положено на многих иконах, написаны эти слова: «Я ни с кем не борюсь, только с самим собою». Подлинно исповедническое суждение священномученика Сергия дает нам прочувствовать его подвиг. Вершина этого подвига – это, конечно, его мученическая смерть в августе 1922 года в Петрограде. К сожалению, нам даже не известно точное место захоронения страдальцев, осужденных по петроградскому процессу, этих петроградских и всероссийских мучеников. Наверное, в наше время и памятью о Соборе, и о его секретаре священномученике Сергии будет молитвенное воспоминание и строительство храмов и посвящение престолов именно этим новомученикам Церкви Русской. Не так давно созрела идея построить первый в России храм, посвященный священномученику Сергию (Шеину) в далекой от Петрограда и его родины Саратовской губернии. Но знаю, что этот проект, генетически связанный с проектами храмов, разрабатывавшихся еще дореволюционными архитекторами именно той эпохи, когда заседал Собор, может стать моментом объединения людей в эти годы юбилея революции и гражданской войны, когда наша страна должна увидеть подвиг тех, кто не боролся за власть, но боролся за правду, святость и за сохранение Церкви. И, конечно, к их числу принадлежал священномученик Сергий (Шеин). Очень надеюсь, что усилиями исследователей, и к их числу относятся и ответственные редакторы документов Священного Собора, будет детально восстановлена биография священномученика Сергия (Шеина), как и многих других членов Собора, и в этот юбилейный год мы по-разному отдадим тот долг памяти, который мы имеем перед ними как их потомки.   Владимир Катасонов , доктор философских наук. Все лекции цикла можно посмотреть здесь . Бесконечность всегда, во всех культурах была для человека определенной загадкой. Причем понимать бесконечность можно двояко. Как говорят, существует потенциальная бесконечность и актуальная бесконечность, это различение ввели уже греческие мыслители, философы, ученые. Потенциальная бесконечность – это когда мы, например, берем ряд натуральных чисел 1, 2, 3 и т.д. и вместе с каждым числом мы можем взять и следующее число, т.е. бесконечность как процесс. В этом случае мы говорим о потенциальной бесконечности.

http://academy.foma.ru/category/istoriya

Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова. Архимандрит Дамаскин (Орловский). Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова. - Козельск : Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2019. - 352 с. : ил.   Житие одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь. Житие священномученика Вениамина - один из самых благородных и незабываемых примеров живой, неподдельной веры, что от древних времен является основой величайшего из христианских подвигов - подвига мученического. В эпоху лютых испытаний архиерейскую кафедру в городе, ставшем " колыбелью революции " , возглавил человек глубокой веры и преданности евангельским идеалам. Единство через страдания. Новомученики России, Украины и Беларуси. Архимандрит Дамаскин (Орловский). В сборник вошли жития новомучеников Церкви Русской, чья жизнь и исповеднический подвиг совершались на территории России, Украины и Беларуси. Жития написаны на основе большого массива архивных источников, многие из которых были впервые введены в научный оборот. Исповеднический подвиг новомучеников становится особенно понятен в своей ценности и исключительности тогда, когда он рассматривается в историческом контексте, на фоне той исторической среды и обстановки, в которой по большей части проходила их жизнь. Эта обстановка воспроизводится в житиях новомучеников с максимально возможной для исследователя точностью на основании устных и архивных источников. Книга предназначена для широкого круга читателей. Будущее в прошлом. Житие священномученика Димитрия Павского. Архимандрит Дамаскин (Орловский). Книга повествует о священномученике Димитрии Павском, который родился и принял мученическую кончину в Тверской губернии, но бóльшую часть жизни прослужил в Минской епархии. Стечением обстоятельств он оказался в гуще проблем, существовавших тогда в Российской Православной Церкви, касавшихся взаимоотношений католиков и православных и разных народов, живших тогда на западной окраине Российской империи. Многое с тех пор изменилось, но не изменилось общее течение истории. Понять происходящее сегодня и до некоторой степени увидеть, что будет завтра, можно лишь хорошо зная прошлое. В книге публикуются документы, касающиеся трагических событий получения автокефалии Православной Церкви в Польше. Книга предназначена для широкого круга читателей.  Москва : Региональный общественный фонд " Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви " , 2021. - 251 с.: ил.

http://fond.ru/izdaniya-fonda/otdel-nye-...

Сохранились ли мои дневники от обыска и проповеди? Хотелось бы, чтобы дневники послужили впоследствии историческим материалом, как и многие собрания писем, хранящихся у меня (своих и чужих). Сегодня не гуляли: дождь. 19 мая/1 июня 1922 г. Четверг. Второй день пребывания в тюрьме. Целый день был в томительном ожидании свидания, которое здесь бывает по четвергам, которое обещал Нестеров, о котором я писал домой, и которое, однако, почему-то не состоялось. Жаль, хотел жене сообщить многое и дать указания, которых поэтому не написал в записке. Напишу в субботу. Главным образом, о защите. Сегодня ночью или вчера вечером привезли к нам еще 6 человек, а сегодня еще 6, всего будто бы 12 человек. Есть Дернов; слышал, как вызывали ночью Пищулина. По словам служащего, автомобили по городу все возят батюшек... Все это, по словам о. Союзова (со слов на свидании), чтобы не читали в церквах послания о Введенском, и, будто бы Нестеров говорил, чтобы посаженные " не пороли горячки " , что их изолировали для этой цели. Возможно, только меня-то, вероятно, и еще и за Правление. Хотя все-таки странно - почему не раньше. По слухам (тоже со " свидания " Союзова), митрополит низложен, управляет епархией Алексий; Боярский официально примкнул к группе Введенского (вероятно, привезена из Москвы копия резолюции Патриарха). Так дожили до переворота и в Церкви. Как-то все это ею переживется. Беда, если реформаторы перейдут меру и зарвутся. Отпадение от Церкви, постепенное охлаждение к вере - вот к чему может это привести. Атеистической власти, по-видимому, этого и нужно. А наши ей помогают. Ужели сознательно? Хочется думать, что прельщены иными целями - помимо честолюбия - даже своеобразно понимаемым " благом " Церкви. 20 мая/2 июня 1922 г. Пятница. 10 часов утра. Ночь прошла как-то неспокойно. Грезились покойники: Преосв. Павел (еп. Олонецкий и Петрозаводский Доброхотов, духовный наставник о. Николая. - Л.А. ) и еще кто-то. Утром надзирательница сообщила, что привезли о. архим. Сергия Шеина и профессора Карабинова. Опять его бедного! Это, очевидно, за резкие отзывы о докладе Введенского. Позже узнал, что привезли еще профессора Бенешевича. И с ним, и с архим. Сергием - недоразумение: взяли вместо Шеина - архим. Сергия из Лавры, и вместо Влад. Никол. Бенешевича - его брата, но недоразумение выяснилось, и тех освободили.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

«Сегодня за Божественной литургией в молитве мы возводили очи к Голгофе, на которой был распят Спаситель; но ныне мы стоим на Русской Голгофе, открытом антиминсе, где находятся святые мощи, где пролита кровь мучеников. Здесь, на нашей земле, в Ленинградской области и в Санкт-Петербурге, через Русскую Голгофу прошли иерархи Церкви, священники и многие-многие миряне — все те, кто остался верен Христу даже до смерти», — сказал епископ Игнатий.   «Дай Бог, чтобы молитвами священномученика Вениамина Петроградского и с ним убиенных Господь приклонил Свою милость к каждому из нас. Чтобы и на земле по примеру преподобного Серафима Саровского и в Царствии Небесном мы восхваляли имя Господа и Спасителя нашего, друг друга приветствуя: " Радость моя, Христос Воскресе! "  Всех вас благодарю за сегодняшние молитвы здесь, на Ржевском полигоне, месте, которое является священным для каждого жителя Петербурга и Ленобласти, для каждого человека, проходящего по Дороге жизни. Эта земля обагрена не только кровью новомучеников, но и кровью наших воинов, солдат и офицеров, которые уже в годы Великой Отечественной войны отстаивали независимость, свободу и жизнь будущих поколений», — заключил архиерей.  Ранее, 13 августа 2022 года, в день памяти священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, и с ним преподобномученика Сергия (Шеина) и мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  посетил памятный вечер , посвященный 100-летию мученической кончины святителя Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича. В этом зале трибунал приговорил к расстрелу митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина, архимандрита Сергия (Шеина), адвоката Иоанна Ковшарова, профессора Санкт-Петербургского университета Юрия Новицкого, которые были тайно расстреляли в ночь на воскресенье 13 августа 1922 года. Доподлинно место их казни неизвестно.  Патриархия.ru Календарь

http://patriarchia.ru/db/text/5956531.ht...

5 июля был оглашен приговор трибунала: «…Виновность Казанского (Вениамина), Новицкого, Ковшарова, Богоявленского, Чукова, Елачича, Чельцова, Огнева, Шеина (архимандрита Сергия), Плотникова (епископа Венедикта), Бычкова, Петровского установлена в том, что первый, являясь представителем Православной Русской Церкви Петроградской епархии, а последние – членами правления приходов в период проведения советской властью декрета об изъятии церковных ценностей от 23 февраля 1922 г… вошли в соглашение с патриархом Тихоном для проведения одинаковой линии в вопросе изъятия церковных ценностей, в духе того нелегального воззвания патриарха Тихона, распространенного им в феврале месяце сего года, призывавшего население республики к возмущениям, с каковой целью… придали организации характер деятельности, поставившей себе целью борьбу с советской властью…». Митрополит Вениамин, епископ Венедикт, архимандрит Сергий, протоиереи Н. Чуков, Л. Богоявленский, М. Чельцов , а также Ю. Л. Новицкий, И. М. Ковшаров, Д. Ф. Огневи, Н. А. Елачич были приговорены трибуналом к расстрелу, а большинство обвиняемых: Л. Н. Парийский, С. И. Бычков, А. В. Петровский, священник А. М. Толстопят ов, С. Е. Соколов и другие – к разным срокам лишения свободы со строгой изоляцией. Двадцать два человека, среди них профессор В. Н. Бенешевич , ученый с мировым именем, Павел Чельцов, И. А. Карабинов и еще некоторые, были оправданы. Сразу после вынесения приговора петроградским трибуналом обновленческое Высшее церковное управление огласило свой «приговор» по тому же делу –документ изумительной низости и бесстыдства: «Бывшего петроградского митрополита Вениамина (Казанского), изобличенного в измене своему архипастырскому долгу… лишить священного сана и монашества. Председателя и членов правления приходов Петроградской епархии Новицкого, Ковшарова, Елачича и Огнева… отлучить от Православной Церкви. Членов того же правления священнослужителей епископа Венедикта (Плотникова), протоиереев Богоявленского, Чукова, Чельцова, архимандрита Сергия (Шеина) уволить от должности и лишить священного сана…». Других осужденных священнослужителей ВЦУ «запретило» в священнослужении, мирян, проходивших по делу, «отлучило» от причастия на сроки, соответствовавшие срокам лишения их свободы по приговору трибунала.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Василий Павлович Шеин оказался на Соборе совершенно неслучайно, он был членом еще Предсоборного совета, став им от тогда еще работавшей Четвертой царской Государственной думы. До этого он был депутатом Четвертой Думы среди правой фракции. Надо сказать, что если в Думе он занимался вопросами Церкви, входил в комиссию по церковным вопросам. Будущий священномученик, а до и вовремя революции депутат Государственной думы Василий Павлович Шеин родился в Новосильевском уезде Тульской губернии, в очень многодетной семье, где он был десятым ребенком. Это был достаточно известный дворянский род Шеиных, с детства он получил консервативное церковное воспитание, что, может быть, и сказалось потом на его выборе служить Церкви. Наверное, надо отметить и такой факт его биографии, что он окончил императорское училище правоведения. Во-первых, это давало ему возможность стать юристом и идти по карьерной линии государственной, государевой службы. С другой стороны, это учебное заведение славилось на всю Россию. Достаточно вспомнить, что училище правоведения окончил, например, Петр Ильич Чайковский и многие другие известные люди дореволюционной России. И вот после Государственной думы Василий Павлович Шеин оказывается на Соборе. Здесь он становится ближайшим сподвижником избранного патриарха – Святейшего Тихона. Он не только, как я уже сказал, руководит Соборной канцелярской работой, но и потом продолжает схожую работу в органах высшего церковного управления: в Высшем церковном совете и затем при митрополите Петроградском Вениамине. Сейчас мы хорошо знаем о подвиге митрополита Вениамина, ему посвящено несколько храмов, но очень часто мы забываем о том, что вместе с ним в 1922 году по так называемому петроградскому процессу проходили многие другие люди, и трое из них были расстреляны вместе с ним. Это и священномученик Сергий (Шеин). Сергием он стал в 1920 году, когда принял постриг, был рукоположен и был настоятелем подворья Троице-Сергиевой лавры на Фонтанке в Санкт-Петербурге. Всего два года священнического, архимандричьего служения в ближайшем окружении митрополита Вениамина Петроградского, но какие разительные перемены. Может быть, они начались еще во время Собора, но какие разительные перемены в судьбе и настрое жизни священномученика Сергия, Василия Павловича Шеина. В 1922 году он с достоинством и смирением стоит в качестве обвиняемого на петроградском процессе, говорит очень яркую заключительную речь и показывает, что он вообще не боится своих гонителей – большевиков, которые неправедно судят Церковь. Вместе с митрополитом и двумя мирянами его отправляют на верную смерть. Он сидел в одной камере с протоиереем Михаилом Чельцовым, который тоже проходил по петроградскому процессу, но уцелел, не был тогда расстрелян, и благодаря его воспоминаниям, нам известны некоторые последние слова священномученика Сергия (Шеина).

http://academy.foma.ru/category/istoriya

Пока же «мучеником» за революционное обновление церкви Введенский считал себя, т. к. помимо «травли» и «оскорблений» получил в начале процесса ранение камнем в голову. По этой причине он сожалел, что не мог «лично переговорить» с Зиновьевым, а поэтому в подтверждение своей просьбы обещал вождю в постскриптуме еще и коллективное ходатайство от других обновленцев 431 . Действительно, такое ходатайство было Введенским не только организовано, но и собственной его рукой, как и личное прошение, написано. Оно было адресовано в Петроградский губисполком от имени «Живой церкви», одной из выкристаллизовавшихся групп внутри обновленческого раскола. Наряду с протоиереем Введенским коллективное ходатайство 6 июля 1922 г. подписали член обновленческого ВЦУ «епископ» Иоанн (Альбинский), уполномоченный того же ВЦУ протоиерей М.И. Гремячевский, члены обновленческого Петроградского епархиального управления: протоиереи В.К. Воскресенский, А.И. Боярский и священник В. Быков, а также рядовые представители группы «Живая церковь »: протоиереи Е.И. Запольский, А. Зарницкий, И. Журавский, П.В. Раевский и М. Попов 432 . Вместе с инициатором и автором этого прошения подписавшиеся «ходатайствовали перед Петрогубисполкомом о смягчении участи всех церковников, осужденных высшей мерой наказания, в особенности: Чельцова, Казанского, Елачича, Плотникова, Чукова, Богоявленского, Бычкова и Шеина». Последняя фамилия архимандрита Петроградского подворья Троице-Сергиевой лавры Сергия (Шеина) была вписана в документ не Введенским, а другим ходатаем, возможно, священником Быковым 433 . Таким образом, в коллективном ходатайстве обновленцев, помимо приговоренных к смерти шести духовных лиц, оказались мирянин Н.А. Елачич, которого посчитали «церковником», и священник С.И. Бычков, осужденный не на расстрел, а на трехлетний срок заключения. Это, последнее, говорит о плохой осведомленности обновленцев, несмотря на их близость к власти и непосредственное участие в качестве свидетелей в самом процессе. Руководитель Петрограда, с которым обновленческое духовенство не без основания связывало вопрос о помиловании, уже 7 июля 1922 г. решил переправить поступившие к нему два ходатайства «в Политбюро ЦК РКП Тов. Сталину». Для этого он своею собственной рукой написал сопроводительное письмо на бланке председателя Петросовета. В письме Зиновьев сообщал генсеку, что еще 6 июля 1922 г. переговорил по телефону с председательствующим на заседании Политбюро в отсутствие Ленина Каменевым «по этому поводу». Последний обещал передать содержание разговора в Политбюро. Зиновьев также информировал Сталина об отъезде «в понед[ельник]», т. е. 10 июля 1922 г., в Москву в связи с ходатайствами о помиловании специального представителя Петроградского ревтрибунала 434 . Сам автор письма «расчитывал быть в Москве в среду», т. е. только 12 июля 1922 г., а поэтому просил генерального секретаря ЦК партии держать «в курсе Ваших реш[ений] по этому поводу» 435 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

24–34 Ходатайство протоиерея А. И. Введенского перед А. И. Рыковым о помиловании приговоренных к расстрелу митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского) и архимандрита Петроградского подворья Троице-Сергиевой Лавры Сергия (Шеина) по делу петроградского духовенства и верующих 25 июля 1922 г. Т. РЫКОВУ. Я беспокою Вас письменно, не имея возможности лично обратиться к Вам с той же усерднейшей мольбой, с которой решаюсь докучать Вам письмом моим. Позвольте прежде всего представиться: я протоиерей Александр Иванович Введенский. Это я в феврале с. года на страницах “Петроградской Правды” первый бросил вызов всему буржуазному христианству и нашей православной церкви в частности по поводу их безсердечия пред лицом страшного голода. Я требовал реализации церковных ценностей для голодающих. Это мной сделано было до соответствующего декрета ВЦИК " а и, конечно, вопреки воле Тихона и митрополита Вениамина. Нецерковному человеку трудно представить, какую бурю негодования вызвала в нашей среде мое письмо. “Ты – Иуда, жид, продался большевикам...” Словесная травля, продолжающаяся ряд месяцев, перешла в открытый и организованный поход церковников против меня. Меня дважды предавали суду церковному, наконец, меня отлучили от церкви. Этого мало – науськанная церковниками толпа несколько раз на улице покушалась на мою жизнь, и, наконец, я тяжко ранен камнем в голову 12-го июня – и до сих пор не оправился от последствий ранения, вот почему не могу лично доложить Вам то, что пишу. Добавлю к этому, что травля меня церковниками продолжается и я не уверен ни в одном дне моей жизни... Эти обстоятельства, мне кажется, дают мне право быть объективным по тому вопросу, к которому я сейчас перехожу. Я обращаюсь к Вам с мольбой о помиловании личности митрополита Вениамина и архимандрита Сергия Шеина. Я хорошо знаю Вениамина. Пока я не выступил против Тихона – он был всегда добр ко мне. Под давлением церковных кругов он в последние месяцы отошел от меня и отлучил, как я сказал, потом от церкви, но раньше я мог его наблюдать из месяца в месяц.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 31 МАРТА - 5 АПРЕЛЯ 1992 г. Заседал в конференц-зале гостиничного комплекса Данилова московского мон-ря под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера) , в деяниях Собора участвовали 97 архиереев. Выступление Святейшего Патриарха Алексия II на Архиерейском Соборе. 31 марта 1992 г. Выступление Святейшего Патриарха Алексия II на Архиерейском Соборе. 31 марта 1992 г. Во вступительном слове Патриарх Алексий обозначил основные темы заседаний: канонизация новомучеников Российских и преподобных Кирилла и Марии , родителей прп. Сергия Радонежского , церковная ситуация на Украине и статус Украинской Православной Церкви (УПЦ), проблемы взаимоотношения Церкви и об-ва. В 1-й день заседаний Собор также заслушал доклад председателя синодальной Комиссии по канонизации святых митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) , в к-ром были изложены одобренные Свящ. Синодом выводы комиссии, исследовавшей жития преподобных схимон. Кирилла и схимон. Марии, а также новомучеников митр. Киевского Владимира (Богоявленского) , митр. Петроградского Вениамина (Казанского) и казненных вместе с ним сщмч. архим. Сергия (Шеина) , мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова (см. также Петроградский процесс 1922 г. ), вел. кнг. Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары , убиенных в Алапаевске. По докладу митр. Ювеналия А. С. принял 2 деяния: «О канонизации преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Чудотворца» и «О канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского, 1848-1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873-1922) и иже с ним убиенных схимонаха Сергия (Шеина; 1866-1922), Юрия Новицкого (1882-1922) и Иоанна Ковшарова (1878-1922), великой княгини Елизаветы (1864-1918) и инокини Варвары (1918)». В деянии о канонизации новомучеников сказано, что это только начало церковного прославления мучеников и исповедников, пострадавших в годы революционной смуты и послереволюционного террора.

http://pravenc.ru/text/76514.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Православная Энциклопедия, т. 3: " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 31 МАРТА — 5 АПРЕЛЯ 1992 г. " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, заседал 31 МАРТА — 5 АПРЕЛЯ 1992 г. в Свято-Даниловом московском монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера), в деяниях Собора участвовали 97 архиереев. Во вступительном слове Патриарх Алексий II обозначил основные темы заседаний: канонизация новомучеников Российских и преподобных Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия Радонежского, ситуация в церковной жизни на Украине и статус Украинской Православной Церкви (УПЦ), проблемы взаимоотношения Церкви и общества. В 1-й день заседаний Собор также заслушал доклад председателя синодальной Комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова), в котором были изложены одобренные Священным Синодом выводы комиссии, исследовавшей жития преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, а также новомучеников митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) и казненных вместе с ним сщмч. архимадрита Сергия (Шеина), мч. Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова, великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, убиенных в Алапаевске. По докладу митрополита Ювеналия Архиерейский Собор принял 2 деяния: «О канонизации преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Чудотворца» и «О канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского, 1848–1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873–1922) и иже с ним убиенных схимонаха Сергия (Шеина; 1866–1922), Юрия Новицкого (1882–1922) и Иоанна Ковшарова (1878–1922), великой княгини Елизаветы (1864–1918) и инокини Варвары (1918)».

http://sedmitza.ru/lib/text/429442/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010