Введя затем в заблуждение святителя Тихона, находившегося под арестом, протоиерей А. Введенский объявил себя представителем высшей церковной власти в Петрограде, в ответ на что был отлучен митрополитом Вениамином от церковного общения впредь до принесения покаяния. Это и послужило для гражданской власти поводом к решительным действиям. Петроградские газеты, на своих страницах бессовестно лгавшие, что Церковь не желает помочь голодающим и пора с ней разделаться по советским законам, запестрели новыми угрозами: " Митрополит Вениамин осмелился отлучить от Церкви священника Введенского. Меч пролетариата тяжело обрушится на голову митрополита " . 29 мая 1922 года в помещении епархиальной канцелярии митрополит был арестован. При обыске к нему подошел под благословение протоиерей Александр Введенский. " Отец Александр, – спокойно промолвил Владыка, отказав в благословении, – мы же с Вами не в Гефсиманском саду " . Вместе с митрополитом на скамью подсудимых было посажено еще 85 человек. Четырнадцати из них, в том числе настоятелю Троицкого Патриаршего подворья архимандриту Сергию Шеину, были предъявлены обвинения по статьям 62 и 119 Уголовного кодекса, предусматривающим высшую меру наказания. Процесс, начавшийся в Петрограде 10 июня 1922 года можно с уверенностью назвать позором " революционного правосудия " . Налицо нелепость и недоказанность обвинений, безграмотность обвинителей и судей, не справляющихся с дышлом советского " законодательства " , попрание элементарных гражданских норм и многое другое. Зная уровень образования и опыт многолетней деятельности отца Сергия Шеина, можно предположить, какие чувства вызывал в нем происходящий спектакль. Самому отцу Сергию вменяли в вину членство в Обществе православных приходов, в заседаниях которого он активно участвовал, якобы " обсуждая и разрабатывая вопросы противодействия советской власти " . Вина его усугублялась такими " отягчающими обстоятельствами " , как дворянское происхождение и высшее образование. Давая показания, отец Сергий был исполнен чувства глубокого внутреннего достоинства, но без малейшего намека на высокомерие и презрение к лицам, так этого заслуживавшим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1469...

Вышел февральский номер журнала " Вода живая " января 2022 Открывает его проповедь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия " Время очищения " , посвященная евангельскому чтению в Неделю о блудном сыне. В номере опубликован некролог митрополиту Владимиру (Котлярову) , ушедшему из жизни 19 января после продолжительной болезни на 93-м году жизни. Темой раздела " Подробно " стал Петроградский процесс 1922 года по делу " о сопротивлении изъятию церковных ценностей " , 100-летие которого отмечается в нынешнем году. Открывает его исторический очерк иерея Владимира Тарасова " Под предлогом голода " , рассказывающий об этих трагических событиях, завершившихся расстрелом по сфабрикованному обвинению четверых новомучеников Русской Православной Церкви: священномучеников митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) и архимандрита Сергия (Шеина), мучеников Иоанна Ковшарова и Юрия Новицкого. Материал Татьяны Кириллиной " Состав преступления отсутствует " посвящен одному из фигурантов дела - настоятелю Князь-Владимирского собора протоиерею Михаилу Союзову (1869-1922), несправедливо осужденному и умершему в тюремной больнице. В связи со 100-летием Петроградского процесса под руководством настоятеля Князь-Владимирского собора, председателя комиссии по канонизации Санкт-Петербургской епархии протоиерея Владимира Сорокина прихожанами были собраны материалы для канонизации пострадавшего от советской власти священника. Дополняет раздел публикация отрывков из книги Дмитрия Павлова " До смерти я буду призывать вас к молитве " , посвященной одному из видных деятелей Александро-Невского братства (также разгромленного в ходе Петроградского процесса) митрополиту Гурию (Егорову; 1891-1965), брату настоятеля Феодоровского собора священномученика Льва (Егорова) . Письма владыки, отрывки из которых приведены в журнале, датируются 1922 годом. Темой раздела " Образы и смыслы " стали богословские взгляды великого русского писателя Федора Достоевского, 200-летие со дня рождения которого отмечалось в прошлом году. В материале " Вера Достоевского и топор Раскольникова " Тимур Сунайт беседует с доктором философских наук Игорем Евлампиевым, долгое время занимающимся проблемой " Достоевский и христианство " . Дополняет раздел философское эссе Тимура Щукина " Богословие вредного производства " , посвященное осмыслению популярного психологического термина " токсичность " с точки зрения святоотеческого учения. Это второй текст цикла, начатого в предыдущем номере (см. 1 " Воды живой " за 2022 год, с. 14-17).

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Моя сердечная благодарность духовенству и прихожанам, всем, кто помогал и помогает, в том числе частным образом, за щедрость и душевное богатство. " Доброхотно дающего любит Бог " (2 Кор. 9,7), говорит апостол Павел. В ходе частичной мобилизации, объявленной в сентябре, священнослужители епархии занимались пастырской работой в военкоматах и пунктах сбора с мобилизованными гражданами. За каждым из таких мест был закреплен священник от благочиния. Это нашло положительный отклик со стороны призванных и сотрудников. Служились молебны со словами напутствий, проводилась исповедь для желающих, раздавались иконки, крестики и молитвословы. Известно о более сотни случаев крещения и даже нескольких венчаниях. В условиях военных действий, как никогда, обостряется чувство восприятия божественного и надежды на Господа. Помимо этого, клирики " военного " отдела неуклонно исполняют пастырский долг, духовно окормляют военнослужащих в зоне СВО. Несмотря на угрозу жизни, крестят, исповедуют, молятся с ними, проповедуют, в некоторых случаях причащают. Этим они помогают защитникам мужественно нести крест ратного служения. Среди таковых священников есть, к сожалению, и погибшие. Сопровождая воинское подразделение, в конце марта погиб от осколков снаряда протоиерей Олег Артемов, посмертно награждённый орденом Мужества. Попечительская комиссия епархии и Никольский морской собор Кронштадта, где он был клириком, ежемесячно оказывают его семье материальную помощь. Наша духовенство посещает раненых в госпиталях. Я сам дважды побывал в клиниках Военно-медицинской академии, общался с пациентами, большинство из них - православные верующие, видел их позитивный настрой и желание вернуться на военную службу. Памятные даты В этом году епархия отметила несколько важных памятных дат. Это 100-летие мученической кончины митрополита Петроградского Вениамина и пострадавших с ним архимандрита Сергия (Шеина), Ивана Ковшарова и Юрия Новицкого, а также стояние в вере православных людей при изъятии церковных ценностей в 1922 году.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

публикации (см. Фома колонок М.А. Журинской (1941-2013) о Евангелии, печатавшихся ранее на сайте журнала «Фома». Новомученики: Игумен Дамаскин ( Орловский ), секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Преподобномученик Сергий (Шеин) . 1870-13.08.1922. «Всё молятся и по камере ходят…» . Документальное фото –Василий Павлович Шеин - предоставлено автором//Фома. - – август 2015. – С.46-48. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). Родился в 1870 году в деревне Шейно Тульской губернии в семье коллежского    секретаря Павла Васильевича Шеина и в крещении наречен Василием. Рано      лишился отца, мать, овдовев, осталась с девятью малолетними детьми. Когда          встал вопрос об образовании Василия, платить за него поручился титулярный           советник Дмитрий Илариевич Пестрожецкий. Благодаря ему, Василий         поступил в Императорское училище правоведения в Санкт-Петербурге. Но у    благотворителя было недостаточно средств для оплаты всего срока обучения,             и за два года до окончания училища         мать Василия обратилась к императору   с просьбой о государственной помощи. Окончил училище в 1893 году с        золотой медалью и был определен на службу в Министерство юстиции. В 1905     году был избран от Тульской области членом IV Государственной думы, в      которой стал заниматься вопросами, касающимися Православной Российской         Церкви. В 1917 году стал участником Священного собора ПРЦ, был избран   членом Предсоборного совета, Соборного совета, заместителем председателя             Уставного отдела Собора и секретарем Собора. 12 сентября 1920 года         пострижен в монашество с именем Сергий. Вскоре рукоположен в иеромонаха,            возведен в сан архимандрита и назначен в 1921 году настоятелем       Патриаршего Троицкого    подворья в Петрограде. В ночь с 28 на 29 апреля        архимандрит Сергий был арестован и заключен в тюрьму на Шпалерной     улице. 10 июня 1922 года начался судебный процесс над митрополитом       Петроградским Вениамином (Казанским), священнослужителями (среди них           архимандритом Сергием) и мирянами Петроградской епархии. 5 июля 1922    года суд приговорил 10 человек (и среди них архимандрита Сергия) к             расстрелу. 13 августа 1922 года митрополит Вениамин, архимандрит Сергий,         Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров, были             расстреляны в лесу на окраине      Петрограда и погребены в безвестной общей      могиле.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-148-...

Сам композитор заведовал Певческой капеллой, а также был старостой храма при Консерватории. Когда был издан декрет закрытии домовых церквей, по ходатайству прихожан ее сделали приписной к Никольскому собору и тем самым спасли от закрытия. Когда началась кампания по изъятию церковных ценностей, Сергей Ляпунов и настоятель иерей Анатолий Толстопятов (в дальнейшем – архиепископ Александр; 1878-1945) противодействовали опечатыванию храма. Композитор был подсудимым на Петроградском процессе, но в итоге получил крайне небольшой срок, который фактически уже отбыл, поэтому по окончании процесса вернулся домой. Но по решению суда ему надо было оплатить огромные судебные издержки. Отбыл за границу, чтобы давать концерты как пианист; в оформлении документов ему помог ректор Консерватории композитор Александр Глазунов. Но Сергею Ляпунову не суждено было вернуться из заграничной поездки, он скончался на чужбине. В 1970-е годы его дочери Анастасии удалось приехать в Париж навестить могилу отца. Судьба остальных членов семьи Ляпуновых трагична: сын Борис принял монашество, погиб в лагере, часть семьи погибли в блокаду, часть – в эвакуации. Из семерых детей только Анастасия прожила долгую жизнь, работала в Публичной библиотеке, собирала материалы о своем отце. Ее потомки живут в Санкт-Петербурге. Член Сообщества ревнителей памяти митрополита Вениамина Анастасия Гурьева объявила о конкурсе исследовательских работ, посвященных владыке Вениамину, в котором могут принять участие все желающие – его условия представлены в группе сообщества «ВКонтакте». Адвокат Артем Баконин рассказал, что изучил все 27 томов уголовного дела «О сопротивлении изъятию церковных ценностей» и может с уверенностью сказать, что ничего общего с правом этот процесс не имеет, напротив, наблюдались грубые нарушения закона. Составлен аналитический обзор, на основе которого готовится обращение в Следственный комитет по факту убийства четверых человек – митрополита Вениамина, архимандрита Сергия (Шеина), Ивана Ковшарова и Юрия Новицкого.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/22/sv...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЖУРНАЛ 121 заседания Священного Синода от 5-6 октября 2011 года 07 октября 2011 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о взаимодействии Синодальной комиссии с епархиальными комиссиями по канонизации святых. Справка: Освященный Архиерейский Собор, прошедший в Москве 2-4 февраля 2011 года, постановил: «Следует продолжить развитие рабочих контактов епархиальных комиссий с Синодальной комиссией по канонизации святых как на этапе подготовки дел к передаче в последнюю, так и при их рассмотрении, что исключило бы появление в Синодальной комиссии дел, заведомо не соответствующих предъявляемым требованиям» (пункт 14 определения «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших» ). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Напомнить епархиальным Преосвященным о необходимости выполнения: ·   решения Освященного Архиерейского Собора, прошедшего в Москве 31 марта – 4 апреля 1992 года: «Образовать во всех епархиях Русской Православной Церкви комиссии по канонизации святых для сбора и изучения материалов к канонизации подвижников веры и благочестия, особенно мучеников и исповедников XX столетия, в пределах каждой епархии» (пункт 11 Деяния о канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира, митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина и иже с ним убиенных архимандрита Сергия (Шеина), Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова, Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары); ·   постановления Священного Синода от 26 декабря 2002 года об упорядочении в епархиях Русской Православной Церкви практики, связанной с канонизацией святых: «Мощи канонизированных подвижников обретаются с благословения Святейшего Патриарха; о результатах обретения святых мощей правящий архиерей должен докладывать Святейшему Патриарху; Мощи неканонизированных подвижников не должны выставляться для почитания в храмах». 2. Утвердить предложенные Синодальной комиссией по канонизации святых «Рекомендации к деятельности епархиальных комиссий по канонизации святых» в качестве обязательных к применению в епархиях Русской Православной Церкви. 3. В епархиях Самоуправляемых Церквей, Белорусского экзархата и митрополичьих округов, а также в Виленской епархии и епархиях Дальнего зарубежья применять «Рекомендации» с учетом местного государственного законодательства. Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Сергий Петроградский (Шеин), сщмч. прп. - житие " Я в Церкви с детства, постоянно около Церкви вращался, с Ней сроднился " . Священномученик архимандрит Сергий (в миру Василий Павлович Шеин) родился 30 декабря 1870 года в деревне Колпна Новосельского узда Тульской губернии. Во святом Крещении был назван в честь Святителя Василия Великого (празднуется 1 января). Он был десятым ребёнком в семье коллежского секретаря Павла Васильевича Шеина и его супруги Натальи Акимовны. Воспитание юноши было пропитано благодатным духом церковности, сам он незадолго до своей мученической кончины говорил: " Я в Церкви с детства, постоянно около Церкви вращался, с Ней сроднился " . Дворянский род Шеиных - берущий своё начало от Михаила Прушанина, " мужа храбра и честна " , выехавшего из Поруссии к святому Великому Князю Александру Невскому (память 30 августа и 23 ноября) - издревле славен в истории нашего государства, украсившись именами многих верных слуг и защитников веры, Самодержавия и Отечества. В 1893 году Василий Павлович окончил Училище Правоведения и последовательно занимает ряд ответственных руководящих должностей, состоит помощником статссекретаря в Правительствующем Совете, а в 1913 году от своей родной Тульской губернии избирается в члены Государственной Думы IV созыва, будучи действительным статским советником. Являясь, как всякий верный русский человек, убеждённым монархистом, в Думе он примыкает к фракции националистов и умеренных правых, уклоняясь, впрочем, от активной политической борьбы и работая в Комиссии по Церковным делам. Общее направление Думы было, безусловно, чуждо Церкви и Самодержавию, но " любящим Бога вся поспешествуют во благое " (Рим. 8:28), и Василий Павлович стремится извлечь максимальную пользу для Церкви в тех обстоятельствах, какие попустил Господь. В 1917-1918 годах он входит в состав Секретариата Священного Собора Православной Российской Церкви в качестве секретаря. Был последним, приветствовавшим Святейшего Патриарха Тихона на его избрании 21 ноября 1917 года. В день памяти святого благоверного Великого Князя Александра Невского (30 августа 1920 года) Василий Павлович принял постриг с именем Сергий в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского. Вскоре он принимает священнический сан и возводится в сан архимандрита, а в апреле 1921 года назначается на должность настоятеля Петроградского Патриаршего Троицкого подворья на Фонтанке. Отец Сергий нёс также должность заместителя председателя Правления Церковного Общества объединённых Петроградских Православных приходов.

http://pravicon.com/info-3355

Архиерейский Собор, состоявшийся в апреле 1992 г., по докладу председателя синодальной Комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого Ювеналия принял деяния о канонизации преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей святого Сергия Радонежского, а также о канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира, митрополита Петербургского и Гдовского Вениамина и иже с ним убиенных архимандрита Сергия (Шеина), Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова, великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. В деянии о канонизации новомучеников было ясно сказано, что это только начало церковного прославления новомучеников и исповедников, пострадавших в годы революционной смуты и послереволюционного террора. Опираясь на определение Поместного Собора 1917–1918 гг. «установить по всей России ежегодное молитвенное поминовение в день 25 января или в следующий за сим воскресный день (вечером)… исповедников и мучеников», Архиерейский Собор 1992 г. постановил совершать «празднование Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (по старому стилю) в случае совпадения сего числа с воскресным днем или в ближайший воскресный день после оного». Исключительно важными были два последних положения из деяния Освященного Собора: «Поручить синодальной Комиссии по канонизации святых при изучении подвига новомучеников Российских начать исследование материалов, связанных с мученической кончиной царской семьи. Образовать во всех епархиях Русской Православной Церкви комиссии по канонизации святых для сбора и изучения материалов к канонизации подвижников веры и благочестия, особенно мучеников и исповедников 20 столетия в пределах каждой епархии». После Архиерейского Собора во многих епархиях были прославлены для местного почитания новомученики и другие подвижники благочестия. Так, в Костромской епархии состоялась канонизация пострадавшего в 1938 г. архиепископа Костромского и Галичского Никодима (Кроткова). Клику местночтимых святых были причислены убиенный в 1940 г. архиепископ Харьковский Александр (Петровский), архиепископ Симферопольский Лука (Войно-Ясенецкий) , выдающийся церковный деятель 18 столетия архиепископ Могилевский Георгий (Конисский) , преподобный старец Варнава Гефсиманский , скончавшийся в 1906 г. В 1996 г. Святейшим Патриархом Алексием II была совершена канонизация сонма преподобных Оптинских старцев для местного почитания. Прославлены также как местночтимые святые старцы, подвизавшиеся в 20 столетии: архимандрит Лаврентий (Проскура) Черниговский и схиигумен Кукша (Величко).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Архив Пн Открылась виртуальная выставка, посвященная Петроградскому процессу 1922 года 15 декабря 2022 г. 12:07 К 100-летию Петроградского процесса 1922 года «Об изъятии церковных ценностей» в виртуальном выставочном зале Князь-Владимирского собора открыта выставка «Святые новомученики и исповедники на Петроградском процессе 1922 года». Авторы-составители виртуальной экспозиции — председатель комиссии по канонизации Санкт-Петербургской епархии , настоятель Князь-Владимирского собора г. Санкт-Петербурга протоиерей Владимир Сорокин и Екатерина Карловская. Выставка создана на пожертвования прихожан Князь-Владимирского собора. На выставке представлены материалы о жизни и служении новомучеников и исповедников, осужденных в ходе Петроградского процесса 1922 года: священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, преподобномученика архимандрита Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова, священноисповедника протоиерея Михаила Союзова, священномученика протоиерея Михаила Чельцова. Экспозиция включает расшифрованные материалы следственного дела. В разделе «Издания, документы, публикации» (для перехода в раздел нужно нажать на книгу на столе) содержатся расшифровки полных текстов допросов святых на суде, электронные версии книг и статей, посвященных Петроградскому процессу 1922 года. По мере дальнейшей расшифровки следственного дела раздел будет пополняться новыми материалами. В ходе знакомства с выставкой можно воспользоваться аудиогидом. При подготовке были использованы материалы архива Управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга, Российского государственного исторического архива, Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, Российской национальной библиотеки, Российской государственной библиотеки и другие источники. Ознакомиться с выставкой можно по приведенной ссылке . Санкт-Петербургская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г. Поделитесь с друзьями

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Возобновление монашеской жизни в Киево-Печерской Лавре. Открытие новых семинарий в Киеве, Тобольске и Минске. 1989.9–11.10 Архиерейский Собор в Москве. Канонизация патриархов Иова и Тихона. Образование Белорусского экзархата и упразднение зарубежных экзархатов Русской Православной Церкви. “Собор” в Киеве, созванный бывшим епископом Житомирским Иоанном (Боднарчуком), на котором объявлено о возрождении Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ). Экзархат Украинской Православной Церкви преобразован в автономию. 1990.1.10 Принятие Верховным Советом СССР закона “О свободе совести и религиозных организациях”: Церкви возвращен статус юридического лица. Начало широкой церковной просветительной и благотворительной деятельности. Массовое возвращение Церкви монастырей (Толгского, Валаамского, Донского, Новоспасского и др.), храмов и святынь. 1990.10 Начало богослужений в Соловецком монастыре. 1990.10.06–28.05. Интронизация Святейшего Патриарха Алексия II. 1990.3.5. Преставление Патриарха Пимена. 1990.7–8.6 Поместный Собор в Москве. Избрание в Патриархи митр. Ленинградского Алексия II (Ридигера). Причисление к лику святых прот. Иоанна Кронштадтского . 1990.9.9 Убийство прот. Александра Меня. 1991.11.1 Второе обретение св. мощей прп. Серафима Саровского. 1992.22.2 Обретение св. мощей святителя Тихона, патриарха Московского. 1992.31.3–4.4 Архиерейский Собор в Москве. Канонизация прпп. Кирилла и Марии (родителей прп. Сергия Радонежского), новомучеников митр. Владимира Киевского, митр. Вениамина Петроградского, архим. Сергия (Шеина), Юрия Новицкого, Иоанна Ковшарова, вел. кн. Елизаветы Федоровны и инокини Варвары. 1992.4 Киевский митр. Филарет (Денисенко) объявил о разрыве с Московской патриархией и об образовании автокефальной “Украинской Православной Церкви – Киевского патриархата”. 1993.18.4 Убийство в Оптиной пустыни в пасхальную ночь иером. Василия (Рослянова), иноков Трофима (Татарникова) и Ферапонта (Пушкарева). 1993.8.10 Свящ. Синод запретил духовенству выставлять свои кандидатуры на выборах в органы власти.

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010