2. Аксенов Захар Моисеевич, 36 лет, и Зотов Михаил Васильевич, 38 лет, по обвинению их в том, что они, состоя фактическими контролерами Отдела летучих ревизий рабоче-крестьянской инспекции, будучи командированы в мае 1920 года совместно с Мольвером для производства расследования в Сергиевском Посаде в связи с жалобой патриарха Тихона, с преступной халатностью отнеслись к возложенному на них поручению. Не сочувствуя совершенно интересам церковников, как это явствует из их показаний, они как рабочие, а Аксенов, кроме того, член РКП, всецело доверились Мольверу и подписали доклад, им составленный исключительно в духе высших церковных кругов, не ознакомившись хорошо с его содержанием. Своими действиями дискредитировали столь авторитетный орган, как рабоче-крестьянская инспекция. Следователь-докладчик: М. Ласкин [?]. Список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание трибунала. Обвиняемые: 1. Мольвер Павел Николаевич (Таганская тюрьма). 2. Зотов Михаил Васильевич (3-я Мещанская, д. 16, кв.10). 3. Аксенов Захар Моисеевич (Солянка, Серебряный пер. 3, кв.1). Свидетели: 1. Галкин М. В. (Наркомюст, VIII отдел). 2. Смирнов Михаил Тимофеевич (Сергиев Посад, Александр ул., 3, кв.17). 3. Гурьев Петр Викторович (Б. Дорогомиловск ул., д церкви Богоявления). 4. Нумеров Николай Васильевич (Садовая-Самотечная, дом 10). Следователь: М. Ласкин [?]». 5. Патриарх Тихон (Белавин) – Троицкое Подворье, 2. Троицкий пер., д. 6. Следователь: М. Ласкин» 243 . Приговор Московского ревтрибунала по делу П. Н. Мольвера, 3. М. Аксенова и М. В. Зотова 19–20февраля1921г. 1206 «Именем Российской Социалистической Федеративной Советской Республики Московский революционный трибунал в публичном заседании под председательством Смирнова и членов трибунала Лаврова и Гусева от 19-го и 20-го февр 1921 г., рассмотрев дело по обвинению гр : Мольвера Павла Николаевича, 52 лет, бывшего помощника управляющего Отделом летучих рабочих ревизий и Центрального бюро жалоб рабоче-крестьянской инспекции – юриста по образованию, бывшего товарища прокурора окружного суда с 1903 г. по 1914-й год и с 1914 г. по 1917-й год члена окружного суда,

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

В 1895 году «… с благословения… архиепископа Владимирского Сергия при … Гусевской Иоакианской церкви» была открыта церковно-приходская бесплатная библиотека. Священник этой церкви Иоанн Казанский писал Ю.С. Нечаеву-Мальцову: «Я нахожусь в полной уверенности, что открываемая библиотека встретит со стороны Вашего Превосходительства благосклонное внимание. Она… может оказать благотворное влияние на дух и поведение народа». Клировые ведомости 1901 г. наряду с известными нам уже данными за 1872-1874 гг. впервые сообщили о том, что Иоакиманская церковь к этому времени была обнесена четырехугольной каменной оградой с чугунными решетками. Колокольня также каменная, под ней помещается церковная сторожка. Ограда имела центральные ворота, их можно увидеть на фотографии кон. XIX в. Небольшое здание каменной сторожки неподалеку от колокольни, вероятно, было построено в нач. XX в. В 1922 г. церковь Иоакима и Анны еще находилась в ведении общины верующих. К этому времени с 1917 г. властями уже дважды производилось изъятие церковных ценностей (ГАВО, ф.24, оп.1, д.1729). Последняя служба перед закрытием храма предположительно состоялась в 1936 г. В 1941 г. здание храма было занято под механические мастерские Стекольного техникума. Затем здание с 1946 г. по 1948 г. было занято горторгом под складское помещение. Затем в нем располагалась пожарная охрана, а позднее отдел вневедомственной охраны. Дело недействующей церкви Иоакима и Анны в городе Гусь-Хрустальный 1948-1949 гг. Заключение уполномоченного совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров Союза ССР по Владимирской области по ходатайству верующих. На рассмотрение исполкома облсовета представлен материал по ходатайству верующих об открытии церкви Иоакима и Анны в городе Гусь-Хрустальный. Здание церкви каменное, большое, построенное в 1816 г., в 1871 г. закончена отопительная система, церковь имела два престола. Церковь закрыта в 1936 г. В 1941 г. была занята под механические мастерские стекольного техникума, а в 1946 г. здание ее было освобождено ввиду непригодности и согласно акту технического осмотра. Затем здание с 1946 по 1948 гг. было занято горторгом под складское помещение. И в акте технического осмотра 1948 г. говорится, что без капитального ремонта здание церкви использовано быть не может ни под какие нужды. Из всего выше изложенного видно, что: здание церкви Иоакима и Анны сильно разрушено и требует капитального ремонта…, ходатайство об открытии церкви… отклонить. Это решение подтвердил исполком Владимирского областного совета депутатов трудящихся в своем решении за 1422 от 7 декабря 1948 г. В 1949 г. было решено передать здание церкви пожарной охране города по просьбе председателя горисполкома Лаврова на имя председателя облсовета Бранта Г.Р. Решение облисполкома 198 от 19 марта 1949 г.

http://sobory.ru/article/?object=03192

Общение архимандрита Сергия и С.В. Лаврова продолжилось в каминном зале духовно-культурного центра. Пастырь рассказал гостю о жизни столичного благочиния, планах по строительству в Есильском районе казахстанской столицы храма в честь Всех святых, в земле Казахстанской просиявших, и предстоящем праздновании в Нур-Султане 800-летия со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского. В ходе беседы стороны обсудили вопросы российско-казахстанского сотрудничества в области политики, экономики, образования, науки, культуры и искусства. В завершении общения отец-благочинный передал Сергею Викторовичу благопожелания Предстоятеля Православной Церкви Казахстана. На память о визите архимандрит Сергий преподнес министру Астанайско-Почаевскую икону Божией Матери, книгу «Храмы Казахстана. XXI век», выпущенную издательским отделом Митрополичьего округа, и диски с записью митрополичьего хора под управлением заслуженного деятеля искусств России О.Н. Овчинникова. Встреча прошла в теплой дружеской обстановке. Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru за темою Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла главе Республики Ингушетия М.М. Калиматову с 65-летием со дня рождения : та звернення] Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И. Матвиенко с днем рождения : та звернення] Лист подяки Кирила Президенту О.Г. Лукашенку : та звернення] Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирила з РФ К. Чуйченко Кирила з РФ С.С. Кравцовим Кирила з нагоди Дня культури : та звернення] У Астани глави Казахстанського митрополичого округу з верховним Казахстан Синоду Казахстанського митрополичого округу У свято Господнього глава Казахстанського митрополичого округу звершив у Вознесенському кафедральному м. Алма-Ати Глава Казахстанського митрополичого округу звершив молебень про порятунок Алма-Ати та Казахстану з ключовими словами церковно-державний – Уряд –   новини Кирила з РФ К.А. Чуйченко Голова Синодального та заступник голови Держдуми провели перше з XIII Парламентських секретар Синодального з козацтвом взяв участь у групи з формування структури козацьких товариств на нових У збори Насельники центри У «Ковчег» монастиря у Ради Катеринодарська духовна отримала державну на провадження за програмою (бакалаврат) збори питань захисту " материнства й дитинства у Кирила з РФ С.С.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5796521...

Другая особенность этих учебников — способ подачи материала. Со школьных лет мы привыкли, что учебник истории заполнен тоннами дат и цифр, которые необходимо запоминать. «Мы сознательно отказались от такого подхода, — поясняет Владимир Лавров. — Я сам работал в школе и знаю, что современный школьник не воспримет скучный, сухой текст. Чтобы он стал читать, надо захватить либо его ум, либо сердце. Поэтому мы старались передать историю религий — и особенно Православия! — через живую историю личностей. К примеру, говоря о средневековой русской Церкви, мы строим рассказ на личности преподобного Сергия Радонежского; судьбу нашей Церкви в начале XX века, православное отношение к революции мы показываем через жизнь святого патриарха Тихона». Учебники эти уже год как используются в школьном обучении. Но не в сетке обязательных часов, а в рамках факультативов, которые так и называются — «История религий», «История христианства». «Ясно, что в массовой школе невозможен вероучительный курс религии, — говорит Лавров, — его введение спровоцировало бы религиозно-национальные конфликты между детьми, особенно в регионах со смешанным православно-исламским населением. Значит, подход нужен культурологический и добровольный, а добровольность означает именно факультативную форму обучения». Проблема в том, кто будет учить. По словам Владимира Лаврова, в течение прошедшего учебного года он часто встречался с учителями, работающими по этим учебникам. Большинство из них люди нецерковные, однако история религий им интересна. Есть не столь уж малочисленные атеисты. Есть, конечно, и воцерковленные люди — их немного, процентов пять. Наконец, есть и те, кому все равно, чему учить — лишь бы оплачивались часы. Но проблема качества преподавания гораздо шире, чем вопрос об учебнике. Разумеется, быстро подготовить сотни квалифицированных учителей невозможно. Однако там, где такие люди есть, — а подобных мест в России уже немало — огромным подспорьем станут учебники «История религий» и «История христианства». С ними уже работать можно. И нужно.

http://foma.ru/uchebniki-novogo-pokoleni...

30 апреля 1931 Коллегией ОГПУ приговорен к пяти годам лагерей. Одна из духовных дочерей отца Бориса вспоминает: «Мы по двое ежедневно дежурили на северном вокзале, ссылали тогда больше всего на север. Как раз когда мы с Анной Федоровной Родниковой дежурили, увидели уже на перроне группу арестованных, которых вели под конвоем. Среди них были отец Борис, Сергей Алексеевич Никитин и еще двое из нашего храма. Отец Борис, увидев нас, поднял руку, чтобы нас благословить, но конвоир так ударил его прикладом, что он упал на одно колено " . Сначала отбывал срок на стройке в Красновишерске, затем его перевели в один из северных лагерей в Кемеровской области (город Юрга), где он сполна перенёс ужасы лагерной жизни. Особенно страшным был этап. Падающих уже не поднимали, они умирали прямо на дороге. Отец Борис, сам шедший из последних сил, старался физически и морально поддерживать изнемогающего, еле передвигающего ноги соседа: " Поверьте, придёт время – и мы и этот этап будем вспоминать как прошлое " . В деревне недалеко от лагеря поселилась одна из духовных дочерей о.Бориса, врач Мария Петровна Лаврова, преданно за ним ухаживавшая, несмотря на преклонный возраст (ей было более 60 лет). Впоследствии она сопровождала его до самой своей смерти. В Юрге отец Борис встретился со знакомым по Оптиной пустыни иеродиаконом Рафаилом (Шейченко). Он работал ветеринарным фельдшером и жил не в бараке, а имел привилегированное положение, пользовался «отдельной комнатой» — стойлом в свинарнике. Отец Рафаил добился, чтобы отца Бориса не помещали в общий барак, а разрешили жить с ним в свином стойле. Там, по воспоминаниям отца Рафаила, они вдвоем встречали светлый праздник Христова Воскресения. За " ударную работу " лагерный срок сократили на год, и в 1935 году отец Борис вышел на свободу - тяжело больным и крайне ослабленным физически, с возобновившимся процессом в легких. Приехал в Орел, но там покоя ему не давали, вызывали в органы. И тогда по совету отца Сергия Мечева, который в то время работал фельдшером в Калинине, отец Борис в 1938 году переселился в город Рыбинск, где 10 лет провёл почти в затворе. Он получил инвалидность и невидимо для мира проводил дни и ночи в молитвенном подвиге. Тайно совершал литургии. В основном служил один, изредка на литургию приходили навещавшие его мать, сестра и маросейские духовные чада. Служение в Средней Азии

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Holchev/

Поделившись размышлениями о корнях кризиса на Украине, С.В. Лавров отметил: «Трудно понять, чем руководствовались инициаторы запрета въезда на территорию Украины 9 мая председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Илариона. Организаторам подобных провокаций, видимо, не дает покоя благородная роль Русской Православной Церкви в защиту глубоких многовековых русско-украинских связей». Обращаясь к Святейшему Патриарху Кириллу, глава российского внешнеполитического ведомства подчеркнул: Особое значение имеют призывы Вашего Святейшества к миру и согласию на Украине, к примирению враждующих, к обеспечению прав и свобод всех граждан этой страны». Среди тем, затронутых в выступлении С.В. Лаврова, — ситуация на Ближнем Востоке и в Северной Африке. «Мы добиваемся обеспечения прав этнических, религиозных меньшинств, в том числе христиан, которые нередко становятся мишенью экстремистов и террористов. Обеспокоены случаями похищения священнослужителей, погромов в местах исторического проживания православного населения. Ценим активную позицию Русской Православной Церкви по этим проблемам и нацелены на продолжение тесного сотрудничества», — отметил министр. Затем со словом к участникам приема обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Общение участников мероприятия продолжилось за праздничной трапезой. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 .

http://patriarchia.ru/db/text/3662636.ht...

Несториане-ассирийцы в день присоединения к Правосл. Церкви. Фотография. С.-Петербург, 25 марта 1898 г. Несториане-ассирийцы в день присоединения к Правосл. Церкви. Фотография. С.-Петербург, 25 марта 1898 г. В сер. XIX в. персид. христиане из ассирийцев-несториан, проживавших в пограничном с Россией Иранским Азербайджане, в районе оз. Урмия, начали обращаться с просьбами о присоединении к РПЦ. В Урмию в 1861-1862 и 1864-1865 гг. был послан архим. Софония (Сокольский) , в 1897 г.- настоятель эриванского собора прот. Виктор Синадский. В 1898 г. в г. Урмия была открыта Русская духовная миссия, ее начальником был назначен архим. Феофилакт (Клементьев) . В первые годы пребывания в Урмии миссия присоединила к Православию ок. 15 тыс. ассирийцев. Были созданы церковноприходские школы в ассир. селениях. На участке земли, полученном в дар от шаха, выстроили 5-купольную ц. во имя свт. Николая. После летнего наступления турецких войск в 1918 г. храм был разрушен, но цокольный этаж, где была устроена крипта для захоронения духовенства, в т. ч. прот. Виктора Синадского, сохранился. Второй состав Урмийской миссии в 1902 г. возглавил архим. сщмч. Кирилл (Смирнов ; впосл. митрополит). Он добился того, что миссия была непосредственно подчинена Святейшему Синоду. Период деятельности 3-го состава миссии под рук. архим. Сергия (Лаврова) был самым результативным: на территории духовной миссии было закончено строительство главного корпуса, построено ок. 40 храмов в урмийских селениях. Нек-рые здания храмов сохранились, напр. храм вмч. Георгия в сел. Супурган. Почти во всех правосл. селениях Урмии было открыто ок. 60 церковноприходских школ. В городе были учреждены 7-классное училище для мальчиков и 3-классное для девочек. Во время первой мировой войны в дек. 1914 г., когда Урмийская обл. была оставлена рус. войсками, члены миссии эвакуировались. После весеннего наступления Кавказского фронта в 1915 г. миссионеры вернулись в Урмию, где нашли все имущество миссии в разгромленном состоянии. Верующие, составлявшие паству миссии, были вырезаны турками, многие из оставшихся в живых эмигрировали в Россию. В 1915-1918 гг. миссия духовно окормляла тех православ. ассирийцев, кто, несмотря на репрессии, уехал из Урмии, и рус. войска. В этот период миссионерская деятельность - образовательная, издательская, переводческая - была прекращена. Начальником миссии был назначен архим. сщмч. Пимен (Белоликов) с возведением в сан епископа. В сент. 1917 г. он покинул Урмию. Духовенство миссии составили иером. Виталий (Сергеев), свящ. Василий Мамонтов и диак. Феодор Пиденко. Под натиском тур. войск члены миссии вместе с ассир. населением бежали в глубь страны. В Хамадане умер свящ. Василий Мамонтов; иером. Виталий и диак. Феодор переехали в Тегеран. 1918-1945 гг.

http://pravenc.ru/text/673877.html

Елена Зелинская предложила рассмотреть вопрос о возвращении утраченного исторического названия «Сергиевская улица» улице Чайковского в историческом центре Санкт-Петербурга 27 мая, ПРАВМИР. Церковно-общественный фонд «Возвращение» обратился с просьбой к губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко поддержать идею присвоения одной из улиц имени преподобного Сергия Радонежского. Соучредитель фонда Елена Зелинская предложила  рассмотреть вопрос о возвращении утраченного исторического названия «Сергиевская улица» улице Чайковского в историческом центре Санкт-Петербурга, — сообщает Интерфакс-Религия . «Название Сергиевская закрепилось за этой улицей еще с конца XVIII века именно благодаря великолепному собору святого  Сергия Радонежского «всей артиллерии», существовавшему на углу Литейного проспекта до 1932 года. В известный период, когда богоборческая политика широко коснулась и городской топонимии, Сергиевская улица была переименована в улицу Чайковского, в честь знаменитого русского композитора (1923 год)», — сказано в обращении к губернатору. Интересно, что в советское время появилась своеобразная городская легенда о наименовании этой улицы якобы в честь народовольца, ветерана революционного движения в России, впоследствии правого эсера Николая Чайковского, поскольку до 1990-ых годов ее окружали улицы, названные в честь революционеров — Робеспьера, Воинова, Петра Лаврова, Каляева. «Эта прискорбная путаница, связанная со значением наименования улицы Чайковского, к сожалению, сохраняется до сего времени. Прошу Вас рассмотреть вопрос о возвращении ценного исторического названия Сергиевская улица с одновременным наименованием в честь П.И. Чайковского другого объекта городской среды», — призвала Елена Зелинская. Инициативу поддержал также известный публицист Никита Кривошеин, потомок русских эмигрантов первой волны. Он подчеркнул, что на этой улице находится семейных дом семьи Кривошеиных. «Там родился мой папа и его братья. Об этом доме и квартире замечательно описано в «Узлах» «Красного колеса» Солженицына. Так что хочу чтобы восторжествовала справедливость и улица обрела свое прежнее название».

http://pravmir.ru/ulitse-chaykovskogo-v-...

Широкую известность имеет Свято-Николаевский Черноостровский женский монастырь. У стен обители в 1812 г. произошло одно из решающих сражений русской армии с Наполеоном. Немым свидетелем той страшной битвы является надвратная икона Спасителя «Спас Нерукотворный», окруженная со всех сторон выбоинами от пуль и снарядов. В монастыре хранится множество святынь: частица мощей свт. Николая, привезенная из г. Бари, стопа преподобного Антония, старца Оптинского, два креста-мощевика со многими частицами святых мощей, резное распятие с частицей Животворящего Креста Господня, Хитона Господня и камнем от Гроба Господня, иконы с мощами святых: преподобных отцов Киево-Печерских, преподобных старцев Оптинских, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Феодосия Тотемского, святителя Иоанна Тобольского, преподобномученицы Елизаветы Федоровны. Свято-Георгиевский Мещовский мужской монастырь, основанный в конце XV века, является местом подвигов блаженного Андрея, Христа ради юродивого, и преподобного исповедника Георгия (Лаврова). Здесь в возрожденной в 2001 г. обители, находится точный список иконы с чудотворного образа святого великомученика Георгия Победоносца, находящегося в обители Зограф на Святой Горе Афон. Образ почитается как чудотворный, и через молитвы перед ним люди получают исцеления. В Богородично-Рождественской Девичьей пустыни в селе Барятино хранится чудотворная икона Божией Матери «Ломовская» (25 июня). Название иконы происходит от слова «разломанная». По преданию, этот образ нашли в реке Угре. Ее части, ничем не скрепленные, плыли вместе по воде. Благочестивые верующие сделали для иконы серебряную ризу, которую украсили крестами. Вскоре икона прославилась чудесами исцелений. До революции чудотворный образ находился в церкви Рождества Христова, построенной на том месте, где он был найден. Когда храм закрыли, то икону перенесли в храм Рождества Пресвятой Богородицы в с. Барятино. С открытием монастыря он стал главной его святыней. Любят паломники посещать Спаса-Нерукотворнаго пустынь в с. Клыково недалеко от Козельска. Расположена она в тихом живописном месте. В нем имеется много святынь. Здесь провела последние годы жизни схимонахиня Сепфора, известная своей строгой духовной жизнью.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2411470...

Вас местная молва переводить в Томск, а меня еще выше. И здешняя молва тоже делает, только не далее Казани. А повод к вестям дает сама Казань, почему-то невзлюбившая своего архипастыря, как и он ее 428 . Последнее подтверждает и здешний секретарь консистории, наперсник пр. Серия, бывший до прошлого года секретарем при нем. Но пр. Сергию самому некуда деваться, выше архиепископа нет, а митрополита едва ли дадут. Пр. Варсонофий писал мне, что м. Исидор прочил в Киевские Леонтия Варшавского 429 ; если же назначил Платона 430 , то вероятно потому, что не хотел обидеть Сергия, сидевшего в синоде выше Леонтия. Впрочем, это такие высокие сферы, что нам и думать о них не следует. Дай Бог здесь мира и спокойствия. Число крестившихся и у нас ныне, по словам о. Макария, будет больше предыдущего года. За Байкалом также крестилось до 500 д., чего прежде не бывало. 1881-й год был годом скорбным для России, за то может быть и благодатный, что смирил нас. Начальником Иркутской миссии состоит о. архим. Макарий, а отобран у меня в ректоры Благовещ. семинарии о. архим. Гурий. Пр. Александр Туркестанский мне ничего не писал. От Ив. В. Лаврова и я получил письмо. Жаль его бедного. По Томской катастрофе 431 и здесь несколько лиц посадили под острог, между прочим, издателя газеты «Сибирь». Таковы наши просветители. Ваш новый архиерейский дом дворцом зовут. А пр. Мелетию, кажется, долго еще придется ждать. Здесь зимы почти не было, снегу тоже. От пр. Модеста получил я книжку его о православии и русской народности в православном (привислинском) крае. Книжка свидетельствует, что он попал совершенно на свое место. Там его родина 432 , там воспитывался он и служил и тамошние нравы и обычаи досконально ему известны, а его набожность располагает к нему тамошний народ несравненно больше, чем хитрая политика его предместника. Но пришлось ему понести и тяжелый крест; многие ночи спать не мог от душевного беспокойства. Зато Победоносцев, бывший в том краю и проведший у него в доме два дня, остался им вполне доволен и положение дела нашел совсем не таким, как передавали враги православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010