Г. отличался широкой благотворительностью, с 1880 г. являлся членом (с 1891 председателем совета) братства прп. Сергия Радонежского, созданного при МДА с благотворительной целью, в 1884-1885 гг. состоял членом Комиссии народных чтений при читальне Политехнического музея. Произведен в чин действительного статского советника, награжден неск. орденами. По свидетельству митр. Евлогия (Георгиевского) , в повседневной жизни Г. «напоминал юродивого. Одевался плохо, носил костюм фасона прошлого века; был другом всей нищей братии в Сергиевском посаде, которая ходила за ним толпой. Каждое утро он молился у гроба преподобного Сергия». Скончался после продолжительной болезни. «Когда он умер, вся посадская беднота его оплакивала»,- вспоминал митр. Евлогий. Погребен в Сергиевском посаде, на кладбище МДА. Арх.: ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 5049. Л. 8; Ф. 1869. Соч.: Разбор и опровержение ложного мнения о Кивоте Завета//ПрТСО. 1862. Ч. 21. С. 224-278; Восп. о математических занятиях проф. прот. П. С. Делицына//Там же. 1863. Ч. 22. С. 693-713; Христ. размышления об устройстве Земли//ДЧ. 1863. 1. С. 69-89; 6. С. 115-140; 9. С. 45-66; 10. С. 97-108; 11. С. 191-206; 12. С. 291-306; О кругообращении атмосферы. М., 1864; Книга Секки «Единство физических сил» и тенденции вятского изд. ее на рус. яз.//ПО. 1875. 4. С. 657-674; О замерзании воды в связи с учением о конечных причинах: (Против Тиндаля)//ДЧ. 1875. 2. С. 163-180; Памяти Моск. митр. Иннокентия//Там же. 1880. 5. С. 96-109; Памяти высокопреосв. Алексия (Лаврова-Платонова), архиеп. Литовского//Там же. 1891. 12; О времени празднования Пасхи у христиан Востока и Запада//БВ. 1892. 4. С. 73-88; Открытое письмо к NN: По поводу вопросов о творении мира//Там же. 1895. 8. С. 200-223; Пророчество Прав. Симеона. М., 1898; Премудрое устройство природы человека по учению отцов и учителей Церкви//ДЧ. 1898. Т. 2. С. 19-28; Т. 3. С. 411-417; 1899. Т. 1. С. 27-35; Вопрос об уравнении года гражданского с астрономическим: По поводу ошибок, замечаемых в григорианском календаре. М., 1899; Участие прот. А. В. Горского в деле учреждения при МДА каф. естественнонауч. апологетики//БВ. 1900. 11. С. 467-474; Из моих воспоминаний//ДЧ. 1901. 12. С. 556-559; 1902. 1. С. 45-48; Памяти архиеп. Харьковского Амвросия (Ключарева). М., 1902.

http://pravenc.ru/text/165315.html

Такое относительно беспечальное существование, наполненное молитвой и нехитрыми девичьими радостями, вели чада отца Георгия до 1927 года – года опубликования «Декларации» митрополита Сергия о взаимоотношениях Церкви и государства. С этого времени в Даниловом монастыре насельники – и владыки, и старцы – разделились на поминающих митрополита Сергия как Главу Церкви за литургией и не признающих его таковым. И хотя отец Георгий (Лавров) проявил в этом вопросе лояльность, ссылки все равно не избежал: в 1928 году его, шестидесятилетнего старца, отправили в киргизские степи – поселок Кара-Тюбе. Удалось, однако, выхлопотать переезд не по этапу, а «своим ходом». Со старцем отправилась Таня Мельникова. Жили среди кочевников-скотоводов, почти в первобытных условиях. Тане пришлось четыре года обеспечивать батюшке приемлемый быт (добывать продукты, доить корову, печь хлеб, стирать и прочее), а также ежедневно исполнять дома весь суточный круг богослужения в качестве псаломщицы. Конечно, временами приходилось проявлять и свои навыки медсестры. По требованию местных властей пришлось работать и в совхозе. Из ссылки отцу Георгию разрешили вернуться на год позже срока – в 1932 году, да и то не в Москву. Решено было остановиться в Нижнем Новгороде. Отец Георгий был тяжело болен и скончался через несколько дней по приезде от рака горла. В Нижнем его и похоронили, на Бугровском кладбище. Отпевать отца Георгия приехал его духовный сын, архимандрит Сергий (Воскресенский) 22 , в то время секретарь митрополита Сергия. После похорон Таня Мельникова вернулась в Москву к родителям, но, как оказалось, ненадолго. Через полгода, 25 января 1933 года, в день ее Ангела, в квартиру нагрянули чекисты и арестовали именинницу и всех ее гостей. Несколько месяцев они провели на Лубянке, затем в Бутырке, после чего она на три года оказалась сосланной в Бийск Алтайского края. Там она была лагерной медсестрой. В ссылке с ней была и владелица другой части дома – М. К. Шитова 23 . На Лубянке Таню допрашивали в течение нескольких месяцев, с угрозами и нецензурной бранью, требуя назвать членов «организации Лаврова». Великим постом следователь на допросах стал необыкновенно вежлив, рассуждал о посте, читал отрывки из Евангелия, пытался вызвать на «душевный разговор»... Таня молчала, и тогда голодную, ослабевшую девушку попытались соблазнить яствами: кофе, бутербродами, пирожными. Таня, едва держась на ногах, глотая слюну, отказывалась, и следователь вновь срывался на крик и брань... Переносить все это помогала только молитва.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Возвратившись из Вербилова монастыря, на другой день поспешил я написать в Москву И. И. Четверикову и выразить ему искреннюю благодарность за устроение иконостаса. В тот же день, т. е. 23-го числа, писал я Инспектору Московской Дух. Академии С. К. Смирнову: «Приношу Вам и любезному семейству Вашему усерднейшее поздравление со днем Вашего Ангела. Да хранит Вас во здравии на многия лета Благодать Божия, по молитвам и предстательству небесного Покровителя Вашего Препод. Сергия. Чем продолжительнее было Ваше молчание, тем с большим утешением получено было мною Ваше любезное послание. С признательностию к Редакции получил я две книжки Творений Св. Отцев, хотя я не преминул подписаться на этот родной для меня Журнал, при первом газетном объявлении об его продолжении. Первую книжку Журнала получил я с таким же чувством, с каким обыкновенно встречаешь старого доброго друга после продолжительной с ним разлуки. За помещенную во 2-й книжке статью А. Ф. Лаврова 692 нельзя не поблагодарить от всей души. Любопытно знать, будет ли отвечать на нее г. Соколов. Письма покойного Владыки, к своим Викариям и другим архиереям, помещающиеся в разных журналах, составляют для нас, епархиальных архиереев, истинное сокровище». В ответ на это получил от Сергея Константиновича письмо от 28-го числа: «Примите мою душевную благодарность за посещение меня посланием в день Препод. Сергия. В Академии, по милости Божией, все благополучно. Новый курс составился из 30 человек. Кроме того есть три вольных слушателя. Из Московской епархии не поступило ни одного, ибо в двух Семинариях курсы состояли из воспитанников неотборных. Зато явились студенты из Одессы, Полтавы, Кишинева. На празднике Препод. Сергия был Владыка Митрополит 693 , который нынешний год, по причине слабости зрения, будет уволен от поездки в Петербург. Преосвящ. Леонид 694 на днях поехал в Киев. Преосвященного Игнатия увидим на нашем празднике 1-го Октября, где воспомянем и дорогого именинника 695 . Праздник будет совершаться в новой актовой зале, где были конференция и правление. О. Ректор 696 будет читать речь, затем Секретарь – отчет, после того последует обед, составившийся в первый раз по подписке.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Рапорт от 9 октября 1914 года был выдержан в другом тоне. На этот раз начальник Миссии категорически отказывался от старого сотрудника. Он не знал, что отец архимандрит в начале лета сам отправил прошение о переводе в Россию, и его перемещение в Пермь к тому моменту было делом решённым. Всё-таки Бог был милостив к отцу Пимену! Представить их рядом в тот сложный час, когда русские войска в спешке покидали Урмию, и Миссия уходила вместе с ними, просто невозможно. Ситуация требовала немедленных точных решений, от которых зависело – «жизнь или смерть» для тысяч ассирийцев. Оставаться при этом пассивным наблюдателем единоличных решений епископа Сергия архимандриту Пимену было бы крайне тяжело. Преосвященный Сергий (Лавров) Обращаясь в этой главе непосредственно к личности и обстоятельствам биографии епископа Сергия (Лаврова), мы уверены, что материал не выбьется из основной линии, а дополнит её существенным образом. В галерее деятелей Русской Православной Церкви начала XX века епископ Сергий предстаёт в двоящемся, контрастном освещении. По его жизни, как у большинства его современников, прокатились колёса революционной эпохи, но под давлением трагических обстоятельств биография этого человека обнаружила не величие постоянства и твёрдости, а слабость сомнений и хаос поступков. Сын священника из Мценского уезда Орловской губернии 192 при выпуске из Петербургской духовной академии имел почётное право остаться в академии профессорским стипендиатом. Рецензент его кандидатского сочинения «Учение Мальбранша о видении всех вещей в Боге» рекомендовал оставить автора профессорским стипендиатом даже в том случае, если бы он занимал в разрядном списке место ниже второго. Под влиянием личности профессора Болотова, иеромонах Сергий предпочёл отправиться миссионером на Восток. «Я всё ещё не могу отправить в св. Синод перевод литургии на сирийский язык. Чем больше осваивается о. Сергий с языком, тем становится строже к предшествующей работе. Знакомясь с богослужебными книгами, он находит всё более подходящие выражения для той или другой мысли, и перевод тогда редактируется заново», – сообщал в Петербург начальник миссии архимандрит Кирилл 193 . Молодой иеромонах казался идеальным сотрудником. Его старший товарищ мечтал о появлении других сотрудников, «таких же сильных верой, разумом, терпеливым усердием и любовной покорностью старшим». Словом, каким был иеромонах Сергий.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

– Так как в Вербиловом монастыре архиерейского служения никогда не было, то настоящее торжество привлекло множество богомольцев не только из ближайших селений, но и из соседнего Опочкского уезда Псковской губернии; между мо- —480— 1871 г. лящимися немало было раскольников-безпоповцев, во множестве населяющих эту местность. Возвратившись из Вербилова монастыря, на другой день поспешил я написать в Москву И. И. Четверикову и выразить ему искреннюю благодарность за устроение иконостаса. В тот же день, т. е. 23-го числа, писал я Инспектору Московской Дух. Академии С.К. Смирнову: „Приношу Вам и любезному семейству Вашему усерднейшее поздравление со днём Вашего Ангела. Да хранит Вас во здравии на многие лета Благодать Божия, по молитвам и предстательству небесного Покровителя Вашего Препод. Сергия. Чем продолжительнее было Ваше молчание, тем с большим утешением получено было мной Ваше любезное послание. С признательностью к Редакции получил я две книжки Творений Св. Отцов, хотя я не преминул подписаться на этот родной для меня Журнал, при первом газетном объявлении об его продолжении. Первую книжку Журнала получил я с таким же чувством, с каким обыкновенно встречаешь старого доброго друга после продолжительной с ним разлуки. За помещённую во 2-й книжке статью А. Ф. Лаврова 2037 нельзя не поблагодарить от всей души. Любопытно знать, будет ли отвечать на неё г. Соколов. Письма покойного Владыки, к своим Викариям и другим архиереям, помещающиеся в разных журналах, составляют для нас, епархиальных архиереев, истинное сокровище“. В ответ на это получил от Сергея Константиновича письмо от 28-го числа: „Примите мою душевную благодарность за посещение меня посланием в день Препод. Сергия. Журналы собраний Совета Московской Духовной Академии за 1900 год//Богословский вестник 1901. Т. 3. 12. С. 289–331 (4-я пагин) —289— вету Московской духовной академии допустить сербских уроженцев Владана Максимовича и Божидара Иеремича к приёмным испытаниям для поступления в число студентов I курса академии, с назначением на содержание их в академии, в случае принятия, со дня поступления, стипендий, в установленном размере, из духовно-учебного капитала (отд.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После освобождения в кон. июня 1925 г. Д. вновь был назначен на Челябинскую кафедру. По поручению Патриаршего Местоблюстителя митр. сщмч. Петра (Полянского) выезжал в г. Троицк Оренбургской губ. для исправления ошибок своего викария, Троицкого еп. Николая (Амасийского) , высказывавшегося за примирение с обновленцами и участие в их «поместном» соборе. Д. смог удержать духовенство и мирян от обольщения, разъяснив недопустимость участия в раскольничьих собраниях. В нач. 1926 г. Д. для выяснения положения церковных дел после ареста митр. Петра выехал в Н. Новгород к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому , впосл. Патриарх Московский и всея Руси). Присутствовал при встрече 23 янв. Заместителя Местоблюстителя с Переяславским еп. сщмч. Дамианом (Воскресенским) , членом образованного инициаторами григорианского раскола Временного высшего церковного совета (ВВЦС). В ходе этой встречи митр. Сергий обосновал свои канонические права на предстоятельство в Русской Церкви. Вскоре Д. был назначен на Оренбургскую кафедру с возведением в сан архиепископа Оренбургского и Тургайского. 2 апр. 1926 г. в числе 26 архипастырей подписал «Суждение» с порицанием раздорнических действий членов ВВЦС и поддержкой канонических мер прещения, принятых против них со стороны Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. В Оренбурге Д. организовал епархиальное управление, не зарегистрированное властями. В окт. 1926 г. выехал из Оренбурга, не складывая с себя управления епархией. Находясь в Н. Новгороде у митр. Сергия, принял участие в попытке выборов Патриарха путем опроса архиереев. Одним из первых подписал обращение об избрании Патриархом Казанского митр. сщмч. Кирилла (Смирнова), при этом высказался за возможность и иных кандидатур. В нояб. 1926 г. назначен временным управляющим Ташкентской и Туркестанской епархией (по др. данным, был выслан в Ташкент властями), где в то время возникло разделение между сторонниками викарного Семиреченского еп. Сергия (Лаврова) , которого подозревали в обновленчестве, и вернувшегося из ссылки Ташкентского еп. свт. Луки (Войно-Ясенецкого) . Д. не удалось прекратить разделение, т. к. он не был принят общинами, признававшими еп. Луку. После полугодового пребывания в Ташкенте Д. вернулся в Оренбург.

http://pravenc.ru/text/178402.html

После этого случая Владимир Амбарцумович изменил свою наружность (сбрил бороду и постриг волосы), уволился с гражданской службы и не имел постоянного места жительства, но, несмотря на опасность положения, продолжал работу в кружке. В середине 1920-х годов круг общения Владимира Амбарцумовича обновился, среди его знакомых появилось много православных людей; тогда же он познакомился с протоиереем Валентином Свенцицким, оказавшим большое влияние на его духовную жизнь. 5 декабря 1925 года в Никольской церкви на Ильинке отец Валентин крестил детей Владимира Амбарцумовича – Евгения и Лидию. Глубокая внутренняя сосредоточенность на предметах веры, искание правды Божией и истинного ее исповедания привели Владимира Амбарцумовича в начале 1926 года, в возрасте тридцати трех лет, к решительному переходу в православие. Став прихожанином Никольского храма на Ильинке, он начал прислуживать и читать в церкви, принял участие в организации и осуществлении большого паломничества в Дивеево и Саров. По семейному преданию, блаженная Мария Ивановна Дивеевская сказала ему, что он примет священство. В конце 1927 года Владимир Амбарцумович, по рекомендации протоиерея Валентина Свенцицкого, был направлен в город Глазов к единомысленному с отцом Валентином епископу Ижевскому и Воткинскому Виктору (Островидову). 4 декабря в кафедральном Преображенском соборе он был рукоположен епископом Виктором во диакона, а 11 декабря – во иерея и определен на служение к Георгиевской церкви города Глазова. 25 декабря 1927 года отец Владимир был перемещен на службу в Московскую епархию и назначен настоятелем московского Князе-Владимирского храма в Старосадском переулке. Отец Владимир имел попечение преимущественно о молодежи и подростках. Со свойственной ему ревностью он заботился о благолепии храма, уделял много внимания церковному хору. В 1928 году отец Владимир перешел под духовное руководство архимандрита Георгия (Лаврова). Декларация от 29 июля 1927 года митрополита Сергия (Страгородского) вызвала резкий протест у отца Валентина Свенцицкого; после ее выхода он почти до самой своей кончины не признавал духовной власти митрополита Сергия. Отец Георгий, напротив, убеждал своих духовных чад не вносить новых разделений в Церковь, и без того бедствующую, и остался на  стороне Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. В мае 1928 года отец Георгий был арестован и после вынесения приговора выслан в Казахстан, в поселок Кара-Тюбе.

http://fond.ru/kalendar/1088/vladimir/

2 июня 1885 г. по окончании мною курса славистики в Императорском Спб. университете я выехал из Спб. в Москву – древнюю столицу России, куда и прибыл 3 июня утром. В Москве – сердце России – я жил 10 дней у действ. ст. сов. Елпидиф. Вас. Барсова 110 , известного русского ученого; с г. Барсовым я был у преосвященного епископа Виленского Алексия Лаврова, известного канониста, к которому имел письмо от г. Т. И. Филиппова; Преосвященный Алексий подарил мне на память дорогой образ Спасителя и житие св. Саввы Сторожевского, сочиненное покойным архиепископом Ярославским Леонидом Краснопевковым , о котором Вы составили прекраснейшие «воспоминания»; епископ Алексий мне очень понравился. В Москве ­же посетил я все монастыри и замечательнейшие церкви, архивы, музеи, библиотеки и все достопримечательности; был и у о. архимандрита Амфилохия 111 , известного археолога, который подарил мне 20 томов своих сочинений; о. Амфилохий достойный представитель науки, но он мне показался несколько странным, как об этом и предупредили меня гг. Саблер и Е. В. Барсов . На двое суток отправился из Москвы в Сергиевский Посад; был у о. архимандрита Леонида Кавелина , наместника Лавры Св. Сергия Радонежского. О. Леонид показал мне все примечательности Лавры, Вифании, Гефсимании и проч., и подарил мне дорогой образ Св. Сергия Радонежского, иже на Маковце. Как о. Леонид, так и все вообще в Лавре произвели на меня самое приятное впечатление, которое никогда не изгладится из моей памяти; в Московской д. академии был у о. протоиерея С. К. Смирнова, который мне понравился. Вообще все московское и подмосковное мне очень понравилось; там действительно, как и во всей Великороссии, пахнет «русским духом» – по русской поговорке; везде – гостеприимство, прямота, люди с твердою волею, добрым сердцем – по крайней мере, я вывел такое заключение. Из Москвы, где так много чудес (говорю о царе-колоколе, царе-пушке и разных других предметах, поражающих иноземцев), отправился по Московско-Брестской железной дороге в Минск. Здесь пожелал видеть Преосвященного епископа Варлаама 112 ; но не застал его в городе; он был в ревизии по епархии; там, в Минске встретился с о. кафедральным протоиереем Григорием Ив. Галиным 113 бывшим моим инспектором в Кишиневской дух. семинарии в 1873–­­1878 гг.; он был очень рад, что увидел меня; хороший человек; вдовец уже третий год; если бы принял ангельский чин, мог бы достигнуть архиерейского сана, но его не любят высокопреосвященный 114 , экзарх Грузии, и Леонтий Лебединский; о. Галин был всю жизнь преследуем судьбою, хотя очень достойный человек. В Минске я заметил иезуитский дух, так и видно уже было, что там – не Великороссия, а Белоруссия с поляками, евреями и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Матушка подала прошение о принятии меня в число насельниц монастыря и постриге в мантию, и 5 ноября последовала резолюция Святейшего Патриарха. Постриг должен был совершить наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов), и предполагалось назвать меня Георгией – в честь священноисповедника Георгия (Лаврова) 120 , благословлявшего меня еще в детстве, в 4–5-летнем возрасте. Так думали и я, и матушка. Решили не ждать и постричь меня 5 декабря, в день нашего с братом крещения. Наступило 5 декабря, все договорено, а утром скоропостижно скончался наш Патриарх. Тем не менее постриг совершили, присутствовало много народу – я, конечно, никого не видела, – было пять священников. Даже приехал отец Илия Амбарцумов из Петербурга. Все происходило под знаком смерти Патриарха. Это было его последнее благословение, данное в монастыре. После пострига меня отвели за занавески, туда никто не допускался. Потом было вечернее богослужение, также молились еще и ночью. Утром меня причастили, и монахиня Сергия (†2009) отвела к себе в келию. Матушка игумения все время была занята в связи с кончиною Патриарха. Два дня меня водили на литургию (в основном мать Сергия), где я причащалась, а далее я была все дни одна, мною заниматься было некому. Умер Патриарх… Слава Богу за всё На этом надо заканчивать мои воспоминания. Мне бы хотелось передать детям то, что они не знали и что уйдет со мной, – далее пусть они вспоминают свою жизнь в родительской семье. Среди моих внуков и правнуков есть и Сережа и Аня Каледа, есть Глеб Александрович и две Лидии (внучка и правнучка) 121 , есть и три Владимира, названных в честь священномученика Владимира. Благодарю Бога за всю мою жизнь, за все посланные мне испытания и радости. Дай Бог каждому в старости иметь столько любви, заботы и ласки, какие я имею от сестер монастыря, от своих детей, внуков и от окружающих меня и за что-то любящих людей. Это возможно только во имя Христово. Слава Богу за всё! Основные даты жизни монахини Георгии 1922, 4 февраля – родилась в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/mo...

МДА А. Ф. Лаврова-Платонова (впосл. архиеп. Литовский и Виленский Алексий ), П. А. Лашкарёва, прот. Михаила Горчакова , М. Е. Красножена , ученых ХХ в. П. В. Гидулянова , сщмч. Илии Громогласова , проф. кафедры церковного права Варшавского ун-та М. В. Зызыкина, протопр. Николая Афанасьева. Серьезными исследованиями по устройству древней Церкви являются написанные в 20-х гг. статьи архиеп. Лоллия (Юрьевского) , опубликованные посмертно в «Богословских трудах» (1978. Сб. 18. С. 136-179; 1980. Сб. 21. С. 181-220; 1983. Сб. 24. С. 46-96; 1984. Сб. 25. С. 57-153) и изданные в 2001 г. в виде монографии «Александрия и Египет». Наряду с Бенешевичем одним из самых крупных канонистов XX в. был С. В. Троицкий , первые работы которого появились в начале века, а последние опубликованы в 60-х гг. Его исследования посвящены вопросам автокефалии, критике папистических тенденций в церковной политике К-польского Патриархата, проблеме расколов, брачному праву, истории канонических источников. Большим вкладом в развитие церковного правосознания явились статьи патриарха Сергия (Страгородского), как написанные в дореволюционный период, так и помещенные в церковных изданиях в 30-40-х гг. ХХ в., а также его переписка с рус. архиереями, относящаяся к 30-м гг. Предметом особого интереса патриарха Сергия были вопросы устройства высшего церковного управления. Ряд статей он посвятил проблемам взаимоотношений правосл. Церкви с инославными обществами. В разработке этой экклезиологической темы он опирался на церковные каноны, давая им глубокое богословское толкование. В 90-х гг. ХХ в. опубликован ряд работ по церковному праву, свидетельствующих о начале возрождения в России этой науки. Среди них могут быть упомянуты книга свящ. Алексия Николина «Церковь и государство» (М., 1997), работы М. Ю. Варьяса, архим. Саввы (Тутунова), А. Г. Бондача, К. А. Максимовича, прот. Владислава Цыпина . Крупнейший сербский канонист - Далматинско-Истрийский еп. Никодим (Милаш). Его «Каноны Православной Церкви» с продуманными, обширными комментариями (Правила православне цркве с Нови Сад, 1895-1896.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010