В Храме Христа Спасителя состоялся финал VII Всероссийского детского творческого конкурса «Святые заступники Руси», посвященного преподобному Сергию Радонежскому 2 июня 2014 г. 19:48 1 июня 2014 года в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялось заключительное мероприятие VII Всероссийского детского творческого конкурса «Святые заступники Руси», посвященного преподобному Сергию Радонежскому. В рамках торжественного мероприятия, приуроченного к Международному дню защиты детей, состоялась презентация книги о преподобном Сергии (авторы текста В.Н. Крупин, П.И. Синявский), которую вместе с организаторами создавали 27 тысяч детей из 68-ми регионов России, и церемония чествования победителей конкурса. Особыми гостями стали подопечные Фонда «Наши дети», оказывающего помощь ребятам, больным ДЦП. С прошлого года эти дети также принимают активное участие в конкурсе «Святые заступники Руси». Приветствия участникам мероприятия направили председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И. Матвиенко и министр культуры РФ В.Р. Мединский. Всем участникам были переданы книги конкурса о преподобном Сергии Радонежском и сладкие подарки. Еще 4 тысячи книг о преподобном Сергии были переданы в детские библиотеки, кадетские и казачьи корпуса детские дома и больницы всех регионов Российской Федерации. В завершение мероприятия состоялся праздничный концерт, участие в котором приняли молодые талантливые начинающие и уже известные артисты театра и кино. Мероприятие состоялось по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при поддержке Государственной Думы Российской Федерации и Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе. Всероссийский детский творческий конкурс «Святые заступники Руси» разработан в рамках программы Президента Российской Федерации по духовно-патриотическому воспитанию детей и молодежи, рассчитан на широкую аудиторию и имеет социальную направленность. Пресс-служба ВДТК «Святые заступники Руси» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3665380.ht...

Божии же раб позна помысл его и таковое неверие о нем и благодаряше Бога, яко гордии 549 хвалам и честем радующеся, тако смиреномудрыи о бещестии своем и о уничижении 550 . Сергии же поят его с любовию, посади и на трапезе одесную себе и учреди его доволно, и рече ему: «Человече, не скорби, не вътще бо труд твои, его же желаеши и помале того узриши». Оному же единако не разумеюще о святомь. И еще преподобному Сергию глаголющю к нему, и се некто от служащих скоро притече, възвещаа ему некоего князя от великых грядущих к обители святого. И плъком предгрядущим и отроком предидущим, честне прииде в обитель, ему же прииде на сретение блаженныи Сергии. И еще далече сущю старцю, князь поклонися ему до земля. Сергии же благословив его и о Христе целование дав ему, и тако идоста, прочиим же всем предстоящим. Предреченнаго оного селянина далече негде отринушя, его же преже гнушаашеся, последи же сего желааше издалечя видети, но не можааше, и от предстоящих некоего въпрашааше, кто се стаерець с князем седяи. И сказашя ему: «То есть старець святыи Сергии». И тако поселянин объять бысть страхом великым зело и начят укаряти себе, поношая своему неверьствию, глаголя: «Како ослепох и не разумех и не веровах, показающи ми [святого] старца, и како прочее явлюся лицю 551 желаемаго, его же аз преже окаанныи гнушаяся, отвращахся». И помышляа от страха не явитися старцю пред лицем, но бежати от обители. Яко же отиде предреченныи княз, и призываеть преподобныи поселянина. Он же страхом одръжим, пришед, падая на нозе святого, с слезами моляся простити ему неверьствие его и неразумие, поношая и уничижая свою простоту. Смирению же нелицемерну истинныи же делатель утеши его, глаголя: «Ни, чадо, не скорби, поне же ты един преже истинствовал еси о мне, прочии же вси съблазнишяся, яко же и тебе 552 ныне припадаа к нашему смирению». И тако утеши его всяческы и радостна отпусти в страну свою. Он же отиде, славя Бога и дивяся зелному святого Сергиа смирению, и идяше в путь свои, всем исповедуя. От сея убо вещи разумети есть, какова 553 смиренная святая она глава, яко гнушающагося поселянина паче възлюби.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сергий же, отпущаа игумена, еще пакы прошаше от него благословениа и молитвы. Игумен же преподобному Сергию рече: «Се аз отхожю отсюду, а тебе оставляю Богу, иже не даст преподобному Своему видети истлениа, иже не дасть жезла грешных на жребий праведных, иже не дасть насъ 390 в ловитву зубом их. Яко Господь любит праведника и не оставит преподобных Своих, но в векы съхранит а; Господь съхранит въхождение твое и исхождение твое отныне и до века, аминь». И то рек игумен, сътворив молитву и благословив его, отъиде от него, изыде, отнуду же и прииде. Длъжно же есть и се уведети почитающим: колицех лет пострижеся преподобный. Боле двадесятий убо лет видимою връстою, боле же ста лет разумным остроумиемь; аще бо и млад сый възрастом телесным, но стар сый смыслом духовным исъвръшен Божественою благодатию. По ошествии же игуменове преподобный Сергий в пустыни упражняшеся, един живыи без всякого человека. И кто может сказати труды его, или кто доволенъ изглаголати подвигы его, како претръпе, един живый в пустыни? Несть како мощно нам сказати, с коликым трудом духовным и с многым попечением начинаше начало еже жити наедине, елика доволна времена и лета в лесе оном пустыннемь мужескы пребываше. Твръдейшая убо и святейшаа она душа, несуменно претръпе без приближениа всякого лица человечя, исправляа храняше устав правила иноческаго непорочно, непотъкновенно убо и незазорно. Кый убо умъ или который язык желаниа, и началныа пръвыа теплоты, и любви того яже к Богу, о тайных добродетели его исправлениа, како доумееть, или может поведати, или писанию явлено предати еже того уединение, и дръезновение, и стенание, прошение и всегдашнее моление, еже присно къ Богу приношаше, сльзы тьплыа, плаканиа душевнаа, въздыханиа сердечнаа, бдениа повсенощнаа, пения трезвеннаа, молитвы непрестанныя, стоаниа неседалнаа, чтениа прилежнаа, коленопокланяниа частаа, алъканиа, жаданиа, на земли леганиа, нищета духовнаа, всего скудота, всего недостаткы: что помяни – того несть. К сим же и всем и бесовськыа рати, видимыа и невидимыа брани, борьбы, сплетениа, демоньскаа страхованиа, диавольскаа мечтаниа, пустыннаа страшилища, неначаемых бед ожидание, зверинаа натечениа и тех сверепаа устрьмлениа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И Господь услышал их молитву. Он вложил в сердца братии поставить игуменом в обители самого учредителя ее. И вот иноки, после долгого совещания между собою, и укрепивши себя упованием на Бога, пришли к пр. Сергию, и сказали ему: «Отче! мы не можем долее жить без игумена, и потому мы все пришли к тебе изъявить наш помысл и желание: весьма желаем, чтобы ты был наш игумен, наставник душам и телам нашим, дабы мы приходили к тебе с покаянием, и, открывая пред тобою грехи свои и помыслы, всякий день принимали от тебя прощение, благословение и молитву, и дабы видели тебя ежедневно совершающим Св. Литургию, и от чистых твоих рук приобщались Божественных тайн. Ей, Святый Отче! Сего желаем от тебя, и не отрицайся.» Тогда Сергий, воздохнув из глубины души, сказал: «и помышление я не имел о игуменстве, ибо доселе желает душа моя скончаться в чернецах, на месте сем: вы же не принуждайте меня, но оставьте меня Богу; Он как восхочет, так и сотворит со мною.» Зачем ты, сказали братия, отрицаешься исполнить общее желание? Если ты не хочешь пещись о душах наших и быть нашим пастырем, то мы все принуждены будем оставить сие место и нарушить обет наш; тогда мы будем блуждать, как овцы без пастыря, и погибнем во грехах наших, а ты дашь ответ нелицеприятному Судии – Богу. Мы, ради тебя услышав о добродетельной твоей жизни, и, возложив на тебя упование, оставили все в мире и водворились по твоему согласию на месте сем, дабы ты, упокоив нашу старость, предал нас и гробу, воссылая свои всесильные молитвы о нас Триипостасному Богу. Желаю, сказал Сергий, лучше учиться, нежели учить, лучше повиноваться, нежели начальствовать; но боюсь суда Божия, ибо я не знаю, угодно ли это Богу. Наконец Сергия победило братолюбие. Взяв с собою двоих старцев, Сергий отправился в Переяславль к Епископу Афанасию, который, за отъездом Митрополита Московского Алексия в Константинополь, управлял Московскою церковью, чтобы испросить у него игумена в учрежденную им обитель. Эго было в 1354 году! 11 Но и в Переяславле уже слышали о подвигах Радонежского пустынника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Уроженец Бора Евгений Лебедев в свою очередь поздравил земляков с 80-летием родного города. Он отметил, что стало доброй традицией ко Дню города завершать масштабные проекты по благоустройству. На этот раз подведена черта в очередном благом деле — появились новая площадь, сквер и памятник покровителю русского воинства. «Этот монумент является еще и памятником всем, кто погиб, защищая Отечество, в боях Великой Отечественной, в горячих точках. Огромная благодарность строителям и всем, кто участвовал в создании памятника, кто жертвовал на него. И главное здесь не в деньгах. Просто то, что сделано всем миром, и ведет к миру», — сказал спикер областного парламента. В честь 80-летия Бора у подножия памятника Георгию Победоносцу на новой площади его имени состоялся парад юнармейских отрядов, участниками которого стали воспитанники борских школ и детских садов. Создание духовно-просветительского комплекса «Сергиевская слобода» началось в 2012 году и было приурочено к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского и 650-летию посещения им Нижегородской земли. Духовно-просветительский комплекс включает в себя два возрожденных храма, музей и памятник преподобному Сергию Радонежскому, православный детский сад и православную гимназию, общедоступную детскую площадку. Слободу посещает большое количество паломников и гостей города. Здесь отмечаются большие городские праздники, Рождество и Пасха. Сейчас на территории комплекса ведется строительство духовно-просветительского ресурсного центра в честь преподобного Сергия Радонежского. Рядом устроена площадь для проведения торжественных культурно-массовых мероприятий и разбит сквер с мемориальным комплексом, посвященным святому великомученику Георгию Победоносцу. Запланировано создание парка воинской славы, причала и заправочной станции катеров, пешеходного моста. При слободе будет действовать клуб детского речного пароходства. Автором монумента святому Георгию Победоносцу является скульптор Ирина Макарова, преподаватель Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

1197 Стихи на гробницу Сергия Радонежского. – Поэтические эпитафии XVII в. зачастую являются одновременно литературными и эпиграфическими памятниками, такова высеченная в камне эпитафия Сильвестра Медведева Симеону Полоцкому (см. с.297) или архимандрита Германа патриарху Никону (см. с.82). Вместе с тем многие эпитафии и не предполагались для надгробий, а были данью почтения или дружбы, как эпитафии Епифанию Славинецкому, написан ные Евфимием Чудовским и Симеоном Полоцким (см. с.294:110). Такова и эпитафия одному из са мых почитаемых на Руси подвижников – преподобному Сергию Радонежскому (его Житие см.: Наст.изд. Т.6. С.254–411). Эпитафия Сергию Радонежскому примечательна тем, что написана в редком для русской литературы жанре элогиума – неметрического поэтического произведения. Европейскими теоретиками XVII в. этот жанр относился к «свободной поэзии». В русской литературе элогиум проявился в ряде поэтических гомилий XV в., но прижился только в эпитафиях XVIII в., а в немногих об разцах дошел до XX в. (ср. стихи О.Берггольц на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге). Печатается по списку XVII в.: РНБ, Q.1.1466, л.335–336 об. 1199 Молитва. – «Молитва» известна в трех списках XVIII в. в составе своеобразного диптиха, первой частью которого являются «Стихи на суетства мира, написанныя 190 году февраля в двадесять пятый день». Дата сохранилась только в одном списке, что впол не обяснимо: привязка общечеловеческих размышлений на извечную тему о суете сует к какой-то конкретной дате с течением времени может вызвать лишь недоумение. Действительно, никаких из ряда вон выходящих событий в начале 1682 г. не произошло, и брак царя Федора Алексеевича, состоявшийся в середине февраля, вряд ли мог дать повод для сетований на тщету жизни. Причина, побудившая автора написать эти стихи, была личного свойства. Испытанное автором духовное потрясение позволило ему создать стихотворение исключительного напряжения, не однократно подчеркнутого повторами: «О Боже, Боже мой», «возри, возри на мя», «но горе, горе мне». Христианское смирение автора молитвы граничит с отчаянием и унынием, недаром он прямо называет их в тексте. Трагическое чувство одиночества составляет основную интонацию молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Догматические и вообще отвлеченные истины выражал точно и сжато и, кроме общих мыслей, обыкновенно излагаемых в церковных службах, умел указывать в каждой и те особенности, какие свойственны прославляемому в ней святому. В некоторых своих службах, однородных по предмету, Пахомий как бы повторяется, что могло зависеть и от спешности его работ: например, в службе преподобному Никону Радонежскому немало песней, почти тождественных по мыслям и оборотам речи с песнями службы преподобному Сергию, а в службе святителю Пермскому Стефану встречаются песни, почти целиком взятые из службы Московскому святителю Ионе. В доказательство сравнительного достоинства церковных песнопений Пахомия можно указать на то, что его как песнописца высоко ценили современники, ему старались, как увидим, подражать последующие наши песнописцы, и, наконец, почти все его песни и службы приняты в наши печатные Минеи и доселе употребляются Церковию, одни с некоторыми изменениями (служба святителю Алексию), а другие даже без изменений (службы преподобному Антонию Печерскому, преподобному Сергию, преподобному Варлааму и митрополиту Ионе). Немало написал Пахомий и житий святых, но в составлении церковных служб он показал более таланта. С начала XVI в. до Соборов 1547–1549 гг. мы встречаем у себя весьма мало церковных песнописцев, известных по имени, и притом весьма небогатых количеством своих произведений. Трое из этих песнописцев составили только по одному канону. Ближайший ученик преподобного Пафнутия Боровского инок Иннокентий написал канон своему учителю и в некоторых песнях, несомненно, воспользовался готовыми выражениями из служб серба Пахомия; канон этот с 1531 г. по благословению митрополита Даниила и всего священного Собора пелся только в обители преподобного Пафнутия на день его кончины, а потом, по прославлении Пафнутия в 1547 г., вошел в общее употребление и без перемены занесен в печатные Минеи. Какой-то монах Пахомий, может быть тот самый, который по благословению Ростовского владыки Кирилла сложил повесть о ярославских князьях Василии и Константине (между 1526 и 1533 гг.), написал канон князю Петру и княгине Февронии Муромским (Муром находился в Ростовской же епархии), занесенный также в печатную Минею.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

2017/01/10, 10:30:47 О Преподобный Сергий Радонежский! Благодарю тебя за все твои благодеяния и снова прошу твоего благословения и помощи моему сыну Павлу в предстоящей сдаче зимней сессии и в частности сегодняшнего экзамена.Пусть Ангел Хранитель поможет ему осмыслить и понять разобраться с вопросами билета. Я своими молитвами буду сопровождать всю его учебу.Прошу твоей молитвы на сдачу сессии. Я буду Тебя и Господа нашего славить и благодарить во имя Отца и Сына и Святага Духа ! Аминь. Татиана 2017/01/10, 09:50:10 Преподобный ,Сергий Радонежский!Спасибо тебе за помощь моей семье. Прошу тебя,помоги моему сыну Сергию сдать все экзамены только на " 4 " и " 5 " . 10 января первый и самый сложный экзамен. Прошу тебя,не оставь сына, дай ему просветление ума,терпение,усердность,удачу и снисхождение преподавателей принимающих экзамены. Пусть у сына все получится и он сможет и далее,по результатам экзаменов получать стипендию. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. 2017/01/10, 09:29:11 О преподобный Сергий Радонежский! Прошу тебя, очень очень сильно прошу и умоляю, чтобы сегодня у меня успешно прошла дипломная работа, чтобы сдала её на хороший и положительный результат, чтобы не были сложными вопросам и чтобы я на ни смогла ответить. Это очень важно для меня, пройти защиту и получить диплом. Благодарю Тебя искренне в помощи! Спасибо тебе! Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! 2017/01/10, 09:14:17 ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ! Благодарю тебя за помощь моему сыну, рабу Божьему Андрею! ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ, помоги моему сыну, рабу Божьему Андрею, сегодня, 10 января 2017 года сдать экзамен на хорошо и отлично. Пошли ему разума, светлую память,и благосклонность преподавателя. Дай Бог, здоровья его преподавателю. Пусть у Андрея получится все сдать на хорошо и отлично. Помоги ему в учебе. Прошу, услышать мою материнскую молитву. Вразуми его, просвети, даруй ему ум ясный, память твердую, смекалку. Помолись о том, чтоб ему попались лёгкие вопросы, чтобы он с ними легко и достойно справился, вспомнил всё, что знает, что учил по этим темам, чтоб ответил правильно, уверенно и спокойно на все вопросы, которые ему зададут и получил отличную оценку. Не оставь его в своей милости . Благослови преподавателя, принимающего экзамен, и настрой его благожелательно к моему сыночку. Низкий тебе поклон за твои молитвы, за помощь моему сыну, помоги в дальнейшей учебе, прости нам грехи вольные и невольные, молю тебя о помощи, дай ему ума, наставь на правильный путь, на учебу, будь всегда рядом в трудную минуту, пусть преподаватели будут добры и благосклонны по отношению к моему сыну, услышь меня прошу тебя, с твоей помощью мы идем вперед, с твоими молитвами. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Прошу твоего благословления на успешную сдачу зкзамена моего сына, раба Божьего Андрея. Помогай ему в постижении наук, да пойдут знаний ему на пользу. Благодарю тебя за помощь! Во имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь.

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=689&...

2016/05/04, 04:03:14 Преподобный Сергий Радонежский! Благослови моего внука р.б. Никиту на сдачу экзамена. помоги ему, направь его мысли на правильные ответы. Даруй благосердие преподавателям, чтобы они были благосклонны к Никите и поставили ему положительные оценки. Отче, услыши просьбу бабушки и помоги пожалуйста. Низко кланяюсь тебе,О,Сергие и уповаю на твою помощь моему внуку р.б. Никите. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Валентина 2016/05/04, 02:31:44 Преподобный, Сергий Радонежский, благослови и помоги моей дочери р.б. Наталье в подготовке к экзаменам. дай ей память и ясные мысли, спасибо за помощь. Аминь. 2016/05/03, 22:46:26 Преподный Сергий Радонежский, угодниче Господний! Помоги мне стать на ум крепкий, пройти испытания и с достоинствам показать свои знания на экзамене с украинского языка в четверг. Это очень важный экзамен. Прошу помочь мне сдать его на максимальный балл - 200. Даруй мне увереннесть, спокойствие и собранность. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Во имя Господа нашего. Аминь. 2016/05/03, 20:06:19 Преподобный Сергию Радонежский! Благодарю тебя за помощь, которую ты оказывал моему сыну Антону в сдаче сессии. Прошу тебя снова помочь ему сдать сессию за 5 курс Инженерной академии.Даруй ему светлый ум и память.Не оставь нас грешных, уповаю на твою защиту и помощь.Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Аминь. 2016/05/03, 19:10:10 Преподобный Сергий Радонежский!Пожалуйста благослови моего сына р.б.Даниила на благополучную сдачу экзамена по вождению.Помоги ему преодолеть страх,волнение,подай светлый ум,сообразительность,уверенность и хорошую память на экзамене.Ты всегда помогал ему, за это низко кланяюсь тебе и прошу в очередной раз :помоги .Укрепи его веру и прости нас грешных.Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Аминь! р.б.Елена 2016/05/03, 14:49:39 Преподобный Сергий Радонежский! Благодарю тебя за помощь моему внуку р.б. Никите. Помоги ему с Божьей и твоей помощью сдать экзамены. Даруй ему ясный ум, хорошую память, усердие, уверенность в ответах и везение. Даруй благосердие преподавателям, чтобы они были благосклонны к Никите и поставили ему положительные оценки. Отче, молю тебя о помощи моему внуку. Будь с ним рядом, поддержи его в трудную минуту и направь его мысли на правильные ответы. Низко кланяюсь тебе, Отче и очень прошу помоги моему внуку, ПОМОГИ,ПОМОГИ,ПОМОГИ.

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=689&...

Обычай же в начало игуменьства своего сицев имеаше: еже всякому приходящему к нему и хотящему быти мниху, и желающему острищися, не отреваше убо никого же, ни стара, ни уна, ни богата, ни убога; но всех приимаше с усръдиемь и с радостию. Но не ту абие постризаше его, но преже повелеваше ему облещися в свиту длъгу еже от сукна черна и в ней преходити с братиами время доволно, донде же извыкняше весь устрой монастырьскы. Таче по сих облачяшет и въ мнишескую одежю, акы в всех службах искушена; и остригоблачит и в манатию и клобук. А егда будяше съвръшен чрънець, житием чистым искусен сый, и таковаго сподобляет приати святую схиму. Елма же убо по еже в начале игуменьства его, внегда преподобному Сергию просиати въ месте своем, в монастыре зовомем «иже в Радонеже», вънегда имени его обносиму быти всюду, по странам же и градом, – весть бо добродетель явьлена сътворити стяжавшаго ю не менши, паче нежели свеща носящаго ю, – тогда мнози от христолюбець любве ради Божиа издалеча прихожаху к нему; и жития суету оставляюще, и под благий ярем Господень своа выа подлагаху. Поне же повсегда тому ученици прилагахуся: призываху бо еже оного благодатей источници добродетельныа душа, яко еленя словесныа, желающе воды духовныа. Имеаше же обычай блаженный сице испръва: еже по павечернице поздо и долго вечера, акы сущу глубоко нощию, паче же вътемныа и длъгыа нощи, сътворивъ молитву в келии своей, и по молитве исхожаше ис келиа своеа, еже обходити ему вся келиа мниховы. Имея попечение о братии своей, не токмо телесы их промышляше, но и о душах их печашеся, уведати хотя коегождо житие их или желание к Богу. И аще кого услышаше или молитву творяща, или поклоны кладуща, или рукоделие свое с безмолвием и с молитвою творяща, или святыа книгы почитающа, или о гресех своих плачущася и сетующа, о сих убо радовашеся, и Бога благодаряше, и за них Бога моляше, дабы до конца съвръшили доброе свое предложение. «Претръпевый бо, – рече, 416 -до конца-той спасеться». Егда же ли кого слышаше беседующа, два или трие съшедшеся въкупе, или смехы тъкуща, о сем убо негодоваше, и зело не тръпя таковыа 417 вещи, рукою своею ударяше в двери, или в оконце потлъкав, отхожаше.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010