И после де того сынъ мой Михаилъ, еще зло дтескъ возрастъ имый, изыде на улицу поглумитися, яко же обычай есть дтем, и того де сына моего ушибли в голову, и от того де удару сынъ его бысть болен, и языкомъ нмъ бысть многое время. Аз же, рече, воспомянул обтъ свой безо всякого сомннияитти во обитель к преподобному Сергию и с чады своими, да не зле что постражем. И в том час сынъ мой здрав бысть, и нмота языка его исправися, нача глаголати, яко же и преже. И отъиде в путь свой, благодаря Бога и преподобнаго Сергия. 161-го писалъ Троицкого Сергиева монастыря из вотчины к намъ Владимерскаго узду села Пирова Городища приказщик Алексй Ефрмовъ о чюдесх преподобнаго чюдотворца Сергия, иже содяшася от чюдотворнаго образа его: Прииде в Сергиеву отчину в село Пирово Городище к чюдотворному образу помолитися Вязниковские государевы волости, Зарцкого стану, деревни Тарханова жена именем Христина и по молебномъ пнии повда о своеи болезни сице: Была де есмь слепа очима 7 лт и положила де обт в мысли своей итти к чюдотворному образу и молебен отпти. И в то де время за молитвъ преподобнаго Сергия Богъ подаровал, очная болзнь поминовалася, и бысть здрава, и ныне благодаря Бога и преподобнаго Сергия приобрела помолитись преподобному Сергию и чюдотворному образу его поклонитися. Сие чюдо бысть въ 7158-м году, октября въ 27 день. Прииде в то же село Городищево во 161-м году помолитися Ерополческие государевы волости, Нагуевские пятины, деревни Колошина, жена именем Агафия и повда: Болзновала де я злно, яко и уды моя вся ослабша, и лежала де я в постеле два года и око де у меня выщемило, и от то болзни единемъ окомъ не видела. И в той де болезни общалася итти молитися Сергию чюдотворцу и образу его поклонитися, и в то де время от болзни исцелела, и глаз мой просвтился. И приидох поклонитися святому его образу чюдотворному. Того же 161-го году то же волости, Сельские пятины, деревни Селищ, крестьянинъ Кузма Семенов прииде помолитись, и по молебномъ пнии сказал: В прошлом во 155-м году дочь моя двица Варвара лежала болзнию зело притрудно, и от той де болезни и очима ослпла, николико свту не видела.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Житие Сергия Радонежского – еще большее по объему произведение, чем Слово о Стефане Пермском. По композиции оно схоже с тем: основная часть повествования предваряется вступлением и тоже разбита на отдельные главки с особыми названиями (всего их здесь тридцать), а завершается все Житие «Словом похвалным преподобному отцу нашему Сергию. Сътворено бысть учеником его, священноиноком Епифанием». По своей тональности и тематике это житие гораздо ровнее и спокойнее, чем «Слово о житии и учении» Стефана Пермского. Здесь нет таких, как там, экскурсов «в сторону», меньше иронии; почти нет ритмизированных периодов с гомеотелевтонами, гораздо меньше игры со словами и синонимических амплификаций, но все же они есть; нет «плачей», есть в конце лишь «Молитва». Чувствуется, что произведение написано гораздо более спокойным, чем «Слово о житии и учении», человеком. Однако же у них много и общего. Совпадают многие цитаты из Писания, выражения, образы. Сходно критическое отношение к действиям московской администрации на присоединяемых землях. Е. П. обращает здесь иногда прямо-таки пристальное внимание на чувственно воспринимаемую сторону предметов (очень ярки, например, описание полученных в монастыре после голода хлебов и перечисление красочных и роскошных дорогих тканей). Будучи тоже одной из вершин русской агиографии, Житие Сергия Радонежского, как и Слово о Стефане Пермском, является ценнейшим источником сведений о жизни Московской Руси XIV в. Оно содержит большое количество имен, начиная от людей, переселившихся вместе с родителями Сергия из Ростовской области в Радонеж, и кончая митрополитом и великим князем московским, появляющимися в некоторых его эпизодах. В отличие от «Слова о житии и учении» это житие полно чудесами. В середине XV в. дополнил его в части посмертных чудес, но также кое в чем и сократил и перекомпоновал Пахомий Серб. Полагают даже, что Житие не сохранилось в совершенно чистом первоначальном виде. Оно дошло до нас в нескольких редакциях, соотношение которых до сих пор полностью не изучено. В редакции, которую Н. С. Тихонравов считал первоначальной, Ю. Алиссандратос обнаружила симметрическое расположение тем. В XVI в. митрополитом Макарием Житие было включено под 25 сентября в ВМЧ. Оно подвергалось неоднократным переделкам и после Пахомия Серба (подробнее см. в статье «Житие Сергия Радонежского»).

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Дмитрий «от самых пелен Бога възлюби» (352) – в точности, как в Житии Сергия (МДА, 88. Л. 296), и близко к Похвальному слову Сергия: «от самых пелен Богу освятися» (Тихонр. 705. Л. 114 об.). Близки характеристики добродетелей князя Дмитрия, Сергия Радонежского и Стефана Пермского: Слово о житии еще млад сы възрастом, но духовных прилежаше делесех,пустош-ных бесед не творяше, и срамных глагол не любляше,а злонравных человек отвращашеся, а с благыми всегдабеседоваше, а божественых писаний всегда с умилениемпо-слушааше, а о церквах Божиих вельми печашеся (352); иже в путошь текущим и въсуе тружающимся не вънимаше,иже суть сквернословци и смехотвор-ци – с теми отнудьне водворяше-ся, но разве токмо упражняшеся на славословиеБожие…, к церкви Бо-жии прилежно пристоаше.. и свя-тыакнигы часто почитающе (Житие Сергия: МДА, 88. Л.297 об.); злобою младенець обреташеся, а умом всегда съвершенбываше; яко и кедр в Ливане умножившеся и аки финиксв древесе процвете (352); но злобою младеньствуйте, а умом свершени бывайте(Житие Стефана. С. 78); яко финикс процвете… , якокедр иже в Ливане… , яко кедр иже в Ливане умножится(Похвальное слово Сергию: Тихонр. 705. Л. 116, 122); аки кормьчий крепок противу ветром волны минуя(352); истинный кръмникь… , преплув многомутное житейскоеморе и без вреда препроводи душевный корабль 705. Л. 109. 119); от восток и до запад хвално имя его, от моря идо моря, от рек до конца вселеныя (353); от въсток солнца даже до запада, и от конец доконец вселеныя (Послание Фотия. С. 425); от моря дажеи до моря (Тихонр. 705. Л. 110 об.); Дмитрий… якоже преже Мои-сий, Амалика победив,и бысть тишина велика в Руской земли (354). якоже древле великый Моисей видимаго Амалика низложив(Житие Стефана. С. 109); и бысть оттоле тишина великапо всей земли (Троицкая летопись под 6836 г.). Сопоставляем далее: «раскольници же и мятежници» фигурируют в «Слове» (355), «рассекателе и мятежетворци» – в Послании Фотия (429); «корабль богатьству» – кратко в «Слове» (355), более вразумительно в Похвальном слове Сергию – «корабль исплънь богатства духовнаго» (Тихонр. 705. Л. 116 об.); «мир и тишина» в «Слове» (357), «благоденьство и тишина мирна» в Житии Стефана (100), а в Поучении Фотия (296) – «в мире и в тихости».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это чудо произошло в 7158 (1650) году, 27 октября. 57. Об исцелении одной женщины по молитвам святого В то же село Городищево в 161 (1653) году из деревни Колошино Нагуевской пятины 233 Ерополческой государевой волости пришла помолиться женщина по имени Агафья и поведала следующее. «Болела я сильно, – сказала она, – все члены мои ослабли, так что я лежала в постели два года, а глаз у меня выпучился, и от той болезни я не видела одним глазом. Будучи больной, я дала обет пойти помолиться Сергию чудотворцу и поклониться образу его, и в это время, – сказала она, – исцелилась от болезни, глаз мой стал зрячим. И я пришла поклониться его святому чудотворному образу». 58. Об исцелении одной девицы В том же 161 (1653) году из той же волости, из Сельской пятины, из деревни Селище, пришел помолиться крестьянин Кузьма Семенов и после молебна рассказал следующее. «Несколько лет тому назад, в 155 (1647) году, дочь моя, девица Варвара, лежала, измученная тяжелой болезнью; от той болезни она ослепла и совершенно не видела света. Тогда я дал обет отслужить молебен чудотворному Сергиеву образу в селе Пирово городище и образ его выменять 234 . И вскоре, – сказал он, – по молитвам святого, дочь моя выздоровела, глаза ее стали видеть, как прежде. А я пришел исполнить обет, который дал во время ее болезни». 59. Об исцелении девицы по молитвам святого В том же 161 (1653) году Павел Леонтьев, крестьянин Матвея Кравкова из деревни Малагчеганово Коншаковской пятины Ерополческой волости, рассказал следующее. «Несколько лет назад, в 153 (1645) году, моя дочь, девица Феодосия, лежала в расслаблении и потеряла рассудок. Тогда я, – сказал он, – дал обет молиться чудотворцу Сергию и поклониться его чудотворному образу. По молитвам Преподобного Сергия дочь моя выздоровела, и разум вернулся к ней, и мы благодарим Преподобного, подавшего исцеление моей дочери». 60. Об исцелении Романа Боборыкина по молитвам преподобных Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского, чудотворцев В 7161 (1653) году, 27 апреля, Роман Федорович Боборыкин 235 поведал нам следующее.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Лета 7162-го году, октября в 7 день прииде помолитися преподобному Сергию 957 человек некий именем Симеон, Романовского уезду, Савинской волости, Ивана Лукьянова сына Талызина християнин. И егда молебное пение исполнив, поведа о себе архимариту и келарюПафнотию и казначею Дионисию, како ему исцеление от болезни молитвами преподобнаго Сергия Бог дарова. В прошлом де во 158-м году случися ему болезнь тяжка зело и протяжеся на шесть недель, яко и ногами своими не возможе николико ступати, ни с места двигнутися. И в той болезни нача обещатися преподобному чюдотворцу Сергию, да исцелит мя от болезни сея, и по вся годы обещався приходити во обитель его и молебен пети и чюдотворным мощем его поклонятися. И с того числа болезнь его начат тишети, и ногами владети и по шти днех оздравев, яко николи же болев. И се ныне пятое лето прихожю молитися, обет свой исполняю, благодаря Святую Троицу и Пречистую Богородицу и преподобнаго Сергия чюдотворца, исцелившаго мя от болезни. Мы же слышавше сия, написахом, да не в забвение приидут чюдеса преподобных. Лета 7162-го году поведа ми обители преподобнаго Сергия [слуга] именем Ермола Азанчеев о чюдеси преподобнаго чюдотворца Сергия 958 сице: Бывшу ему преже от нас послану быти на Низ рекою Волгою на монастырскуюрыбную ловлю с старцом Боголепом, и случися ему от того старца послану быти от града Тетюш в монастырской рыбной промысл более 600 верст, на стан глаголемое Черебаево, по конец Златых гор; а с нимъ старец отпустил на промысл денег пятьдесят рублев. Он же, усмотря мимоезжих стрелцов и иноземцов, сед на струг, стану своего рыбного доехав и денги довез. Егда же на стан приехав, уведав от своих ту сущих промышлеников: от воровских казаков стан пограблен, и ту сущии людие жезлием биты, и похвалилися в предыдущую нощ паки быти, и досталное строение в стану пограбити и разорити. Он же, слышав сия, ужасеся и поведав про денги, иже с ним, единому от своих, от протчих же утаив, берегучимонастырския казны, да не сведают про них воровские люди.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1788 году Московская Синодальная контора обратилась в Святейший Синод с рапортом от 19 февраля следующего содержания: «Сего февраля 9 дня Святейшего Правительствующего Синода конторе синодальный член Преосвященный Платон, митрополит Московский, письменно предлагал, что в Троице-Сергиевой Лавре отправляются почивающему там преподобному отцу Сергию, Радонежскому чудотворцу, во дни святых его памятей моления по напечатанным службам в Минеи, так как и при гробе цельбоносных его мощей исправляются акафисты, но по книжицам письменным, а напечатанных не имеется, а как де он, Преосвященный, прилагаемые при сем два акафиста рассмотрев и исправив и не нашедши в них ничего сомнительного, желает, чтобы оные церковной печатью в прославление Божие и угодника и во удовольствие усердных христиан были напечатаны, того ради да благоволит Св. Синода контора Московской Синодальной типографии предписать тех акафистов книжиц напечатать церковной печатью». Далее указывается потребное количество экземпляров (1200), из которых нужно «половину напечатать со службой празднуемой ему, чудотворцу, сентября в 25-й день, включив оные акафисты с молитвами в каноне по 6-й песни, а другую половину одних акафистов с молитвами без службы». При этом ставится условием, «чтоб при печатании последний лист для корректуры приносим был к нему, Преосвященному». По справке в конторе Святейшего Синода оказалось: «Разосланными из Святейшего Синода во все епархии и монастыри прошлого 1787 года сентября 25 указами велено: ежели кто из духовных чинов пожелает сочинения свои или переводы напечатать, то бы преосвященные архиереи и ставропигиальных монастырей архимандриты, как собственные свои, так и подчиненных своих сочинений рассматривая, оные представляли прежде на апробацию к изданию их в печать в духовных типографиях Святейшему Синоду или в контору оного, а без того как сами собой, так и посредством других для издания в печать никуда ни под каким видом не отдавали; когда же кому и какую именно книгу от конторы Святейшего Синода дозволено будет издать в печать, о том ей в то же время рапортовать, и по указу Ее Императорского Величества Святейшего Правительствующего Синода конторой определено: оные приложенные при предложении и исправленные синодальным членом Преосвященным Платоном, митрополитом Московским, и Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандритом 83 преподобному Сергию Радонежскому, чудотворцу, два акафиста отослать (и отосланы) в Московскую типографскую контору при указе, и велено прописанное в предложении его Преосвященства число акафистов с службами и без оных церковной печатью напечатать».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Открытие памятника состоится 6 июня 2-14 года в 12:30. 28 мая. ПРАВМИР. 6 июня 2014 года в Симферополе на перекрестке улиц Карла Маркса и Жуковского состоится церемония открытия памятника «Сергий Радонежский-собиратель земли русской». Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь совершит чин освящения памятника преподобному Сергию Радонежскому, — сообщает пресс-служба Симферопольской и Крымской епархии . С инициативой открытия памятника в апреле 2014 года выступил Председатель Госдумы РФ С.Е. Нарышкин на встрече членами президиума Госсовета Республики Крым. Открытие памятника состоится 6 июня 2-14 года в 12:30.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 октября, 2018 29 ноября, 2017 30 июня, 2015 16 апреля, 2015 11 марта, 2015 12 декабря, 2014 10 декабря, 2014 9 декабря, 2014 8 декабря, 2014 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/v-simferopole-poyavits...

По днех же неколицех пакы приидоша братиа к преподобному Сергию, глаголюще: «Поне же мы, отче, снидохомся на место сие, слышавше еже от тебе начаткы добраго подвизаниа твоего и церковнаго основаниа, яже своима рукама съвръшил еси. Имущи благодать Святыа Троица, к той прибегохом, на ню же надежю и упование наше все възложихом твоим руковожением, отселе ты намь буди и отец и игумен. И будеши предстоа престолу Святыа Троица, серафимскую трисвятую песнь въсылаа к Богу, и безкровную съвръшаа служьбу, и своима рукама да подаси нам пречистаго тела и божественыа крове Господа нашего Исуса Христа, и препокоив старость нашу, гробу предаси ны». Сергию же отцу на мнозе отрицающуюся и не хотящу, моля их, утешаа глаголаше: «Простите мя, отци мои и господие мои! Кто есмь аз, смеай таковаа дръзнути, их же с страхом и ужастию аггели не могуть достигнути? Како же недостойный аз дръз явлюся, ни же успев в таковую меру? Аз начатькамнишьскаго устава и житиа никако же достигнух; како смеа сиа святыня приступити или коснутися? А бых могл своих грехов плакатися, и вашею молитвою оного блага достигнути, краа желаннаго, его же въжелех от юности моеа». И сиа, и множайшаа сих к ним извещав, отъиде в келию свою. Блазии же они старци по днех пакы пришедша, начаша беседовати к нему, глаголюще предреченныа глаголы, и множае тех, и реша: «Мы, отче духовный, пря никоеа же имамы с тобою: Богу наставльшу нас, к тебе снидохомся на место се, и твоему житию и благонравию подобитися въжелахом, и будущих благ наслаждениа сподобитися надеахомся. Аще же ты не хощеши пещися нашими душами и пастух словесным овцам не хощеши нам быти, мы убо отходим от места сего и от храма Святыа Троица и от обета нашего неволею отпадаем. И заблудим, акы овьца не имущи пастуха, в горы преезорьства и распутиа; злым мыслем предавшеся, съкрушени будем мысленым зверем, сиречь диаволом. Ты же ответ въздаси пред необиновенным судиею вседръжителем Богом». Се же глаголаша ему братиа, прещениемь претяще и грозами грозяще: много бо преже, по многы дни молиша его, нудяше ово смирениемь, ово же тихостию и ласканиемь, иногда же прещением и жестокыми словесы претяху, жалующеся. Онь же, крепкый душею, твръдый верою, смиреный умом, ни ласканию повинуся, ни прещениа боашеся, но выше прещениа мужь обретеся.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так, опускаются некоторые казуистические замечания, не имевшие общего значения, помещаются молитвы приготовительные к службе или прощальные, точнее определяется число просфор и доводится до пяти. 15 Из синодальных служебников особенно замечателен по своему отношению к Киприанову списку служебник 347, усвояемый в приписке Сергию Радонежскому. На самом же деле этот список позднее и принадлежит к семье служебников XV в. Заметка о принадлежности его преп. Сергию сделана позднейшей рукой, той же самой, что и в служебнике Киприана и в списке 352; в нем помещен устав литургии, а чин проскомидии изложен согласно с Киприановым служебником, помещается даже устав службы преждеосвященных, а он появился у нас уже после митр. Киприана (Опис. III 28). Основанием для такого заключения послужило, может быть, прибавление имени Преп. Сергия на полях рукописи в проскомидии, но эта приписка может доказывать только употребление служебника в Сергиевой лавре. В библиотеке нашей Академии есть неполный требник 184), где, также на полях, приписывается имя Преп. Сергия, и притом, тем же самым почерком, что и вся рукопись. Но на таком основании было бы рискованным относить её к Преп. Сергию. Возвращаясь к синод. служебнику, мы должны сказать, что влияние Киприановой редакции отразилось здесь не вполне и оставило место особенностям. Некоторые из них отмечены в Описании рукописей (III, 29–30), а молитвы вечерние и утренние записаны в ином числе и составе. Для характеристики этого сборного типа берем служебник, бывший волоколамский, теперь библ. М. Д. Академии, 85, к которому близко подходит и синод. служебник 355 / 603 . В нашем служебнике, писанном очень неразборчиво и неисправно каким-то пресвитером Косьмой, оставившим свое имя в молитве по освящении Св. Даров (л. 31 об.), не говорится ни о царях, ни о патриархе, а везде о князе и архиепископе. Следовательно, служебник писан не только до патриаршества, но и до принятия Иваном IV царского титула. Не вошли в него и те дополнения к входным молитвам, которые показаны в стоглаве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Предположить, что митрополит Алексей посоветовал бы Сергию принять дары от опального патриарха спустя почти полгода после его низложения, было бы весьма смело (Несмотря на этот довод, В. А. Кучкин продолжает настаивать на том, что поездка патриарших послов на Русь состоялась не в 1376, а в 1377 г. Правда, при этом он все же отодвинул ее с января-февраля 1377 г. на «начало» этого года. В подтверждение этого он выдвигает мысль, что «посланники патриарха, если они были отправлены на Русь в последние недели или дни патриаршества Филофея, могли прибыть в Москву уже при его преемнике на патриаршем столе». При этом он задает вопрос и сам же отвечает на него: «Сколько времени должны были добираться люди Филофея из Константинополя в Москву? В нашем распоряжении есть описание путешествия митрополита Пимена в 1389 г. из Москвы в Константинополь. Он выехал из Москвы 13 апреля, а в Константинополь прибыл 29 июня 616 . Следовательно, путешествие, причем в самое благоприятное время года, заняло 77 дней». Отсюда следует вывод, что «послы из Константинополя оказались в Москве не ранее начала 1377 г.» 617 . Однако исследователь не учитывает двух существенных обстоятельств. Сведение Филофея с патриаршего престола по сути являлось заключительным актом той острой политической борьбы внутри Византии, которая развернулась уже в середине 1376 г. Ссылка же на продолжительность путешествия Пимена не может быть принята во внимание, ибо он отправился в Царьград самым длинным путем – через Дон, поскольку в силу политической ситуации не мог воспользоваться более короткой дорогой через литовские владения). Таким образом, данная поездка патриарших послов должна датироваться, как и предположил Г. М. Прохоров, началом 1376 г. Но имела ли она отношение к Сергию? В составе двух кормчих XV в. до нас дошло послание константинопольского патриарха к русскому игумену об иноческой жизни 618 . В нем нет указаний ни на адресата, ни на отправителя. Тем не менее, уже у первых публикаторов этого памятника не вызывало сомнения, что данное послание было адресовано Сергию Радонежскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010