Не без Промысла Божия случилось поставление Преподобного, но за его боголюбие, ибо Сергий принял игуменство не по своей воле, но начальство было ему вручено Богом. Преподобный не стремился к этому, не отнимал ни у кого сана, не сулил подарков, не давал взяток, как делают честолюбцы, которые, ловча и изворачиваясь, наперегонки крадут друг у друга почести, не понимая Писания, где говорится: не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего [ Рим. 9, 16 ], от Которого всякое даяние доброе, всякий дар совершенный свыше нисходит от Бога, Отца светов [ Иак. 1, 17 ]. Отныне Сергию было вручено предводительство Божиим воинством на том месте, где Бог судил ему вести за собой к общему для всех Владыке и Царю множество иноков – храброе духовное ополчение. Поскольку за чистоту своей жизни святой угодник Божий был достоин этой благодати, достоин быть предстоятелем и пастырем своей пастве – стаду словесных овец, он стал начальником святой обители, Богом поставленный на игуменство. Глава 8. О НАЧАЛЕ ИГУМЕНСТВА СВЯТОГО Преподобный отец наш игумен Сергий вернулся в свой монастырь, в обитель Святой Троицы. Братия, исполнившись радости, встретили его и поклонились ему до земли. Он же, войдя в церковь и припав лицом к полу, со слезами молился невидимому Царю, взирая на икону Святой Троицы, и призывал на помощь Святую Богородицу, предстоятеля престола Небесных Сил Предтечу, мудрых апостолов, и древних святителей – Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста , – и всех святых. Сергий просил их молиться, чтобы десница Вседержителя дала ему несмущенное дерзновение предстоять престолу Славы Живоначальной Троицы и касаться руками Агнца Божия – закланного за мир Христа, Сына Божия. После молитвы блаженный начал поучать братию словами Господа: «Старайтесь, братия, войти в узкие врата, Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его [ Мф. 11, 12 ]. Павел же галатам говорит: »Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание« [ Гал. 5, 22 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

...Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас 9 . Преподобного Сергия эти слова святого апостола Павла воодушевляли на подвиги, он устремлялся к почести вышнего звания, подобно Аврааму, ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог 10 где будет такая жизнь, о которой написано в Слове Божием, что не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его 11 . Поэтому он непоколебимо стоял на своем пути, и, когда его искушали бесы, являясь ему в образе зверей, гадов или литовских воинов, устрашая его гибелью и смертью , преподобный Сергий молитвою к Богу прогонял эти бесовские полчища, веруя в Божественную помощь, которая его никогда не оставляла. Одно молитвенное воззвание к Богу обращало в бегство полчища бесовские! Так вера содействовала преподобному Сергию в его пустынном житии, и не только в перенесении непосильных подвигов, но и во всем, решительно во всем. Та же вера воодушевляла прежде мучеников неустрашимо идти на смерть ради Христа и увенчивала их победными венцами на небесах. Мы с вами, дорогие братия и сестры, плывем по житейскому морю, и, для того чтобы безбедно достигнуть тихого пристанища в вечности, крайне необходимо всем и каждому из нас иметь веру в Господа Иисуса Христа. Ничто так не противно врагу нашего спасения, как наша крепкая, живая вера в Господа и Спасителя нашего. Потому-то и воздвигает он на нас противный ветер и со стороны плоти, и со стороны мира. Верующий спокоен от простоты своей веры, но враг или всевает в него сомнение, или наводит его на людей, которые сами либо сомневаются, либо совсем не веруют, или знакомит его с какой-нибудь книгой, в которой вера отвергается либо подвергается сомнению. И так верующий до этого человек, спокойный в своем уповании, оказывается в опасности потерять свою веру, если не воззовет он к Господу о помощи. Бывают и другого рода искушения, когда верующие наслаждаются покоем и счастьем в своей семейной и общественной жизни, но враг спасения расстраивает их семейные отношения, производит нестроение на общественной службе, воздвигает недоброжелателей там и здесь, подстрекает гонителей и притеснителей веры. И вера сих людей, обуреваемых неприятностями и несчастьями, подвергается страшному испытанию. Они бывают даже готовы оставить свою веру, чтобы избавиться от скорбей. И благо человеку, если он найдет в себе духовные силы противостоять этому искушению и в напастях сохранит веру, иначе вместо желаемого избавления от временных бед он может погибнуть навеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

О том, что в Церкви во время богослужения присутствуют Богородица и ангелы, имеется множество свидетельств в Священном Предании. Так, например, святой Андрей Юродивый, живший в Константинополе в X веке, однажды во время службы видел Божию Матерь, покрывающую народ Своим омофором. Преподобному Сергию Радонежскому ангел сослужил во время Литургии. Существует и такое древнее сказание: епископ с диаконом, путешествуя, набрели на полуразрушенную церковь , находившуюся вдалеке от населенных мест, и захотели совершить там Литургию. И когда они в пустом храме начали службу и диакон произнес: «Миром Господу помолимся», они вдруг услышали невидимый хор, который ответил: «Господи, помилуй». Пение ангелов сопровождало всю службу... Случается и в наши дни, что священник в силу каких-то обстоятельств вынужден совершать службу один, без прихожан: есть ведь такие приходы, где людей так мало, что иногда на службе присутствуют два-три человека, а иногда и ни одного. И, хотя чин Литургии не предусматривает подобных ситуаций и предполагается, что в службе участвует собрание людей, все же и в таком случае священник не одинок, потому что ангелы, а также святые и усопшие вместе с ним приносят бескровную жертву. Свойства Церкви Слова Никео-Цареградского Символа «Верую... во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь » определяют свойства Церкви как богочеловеческого организма. Церковь едина, ибо создана по образу Святой Троицы и являет собой тайну сущностного единства при ипостасном различии: она состоит из множества отдельных личностей-ипостасей, скрепленных единством веры и таинств. По слову апостола Павла, «одно тело и один дух... один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» ( Еф. 4:4–6 ). Об этом единстве всех христиан молился Иисус на Тайной вечери: «Отче святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы... Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их – да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин. 17:11–21 ). Любовь трех Лиц Святой Троицы отображена в единстве Церкви. «На земле нет единства, с которым можно было бы сравнить единство церковное; такое единство нашлось только на небе, – пишет архиепископ Иларион (Троицкий) . – На небе несравненная любовь Отца, Сына и Духа Святого соединяет три Лица в единое Существо, так что уже не три Бога, но один Бог, живущий триединой жизнью... Люди, вступившие в Церковь и возлюбившие друг друга, подобны трем Лицам Пресвятой Троицы». 144

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Раба Божия Елена. Раба божия Елена 2016/01/15, 06:44:32 О, Преподобный Сергий Радонежский! Обращаюсь к тебе с просьбой. От всего сердца прошу помоги моему внуку р.б.Кириллу сдать 15.01.2016 экзамен по механике на хорошо или отлично. Будь ему верным помощником, дай ему силы, ясность ума, чтобы достались ему вопросы, которые он хорошо знает. Обереги его от ошибок иволнения. Пусть преподаватель будет благосклонен и не строг. Прости нам все грехи вольные и невольные. Уповаю на твою милость. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! Р.б. Наталия 2016/01/15, 06:29:55 О, Преподобный Сергий Радонежский! Спасибо тебе за помощь, за то , что помогаешь нам! О, Преподобный Сергий Радонежский, моли Господа Бога о нас. Преподобный Сергий Радонежский пожалуйста услышь мою материнскую молитву. Прошу тебя помоги моей дочери р.б. Елене сегодня в сдаче экзамена на отлично . Не оставь ее в трудную минуту, пусть вопросы попадутся легкими, ответы будут четкими. Помоги ей не растеряться на экзамене, дай ей ясность ума и спокойствие. Пусть преподаватель будет к ней благосклонен. Попроси у Господа нашего простить грехи ей вольные и невольные. Не оставь р.б. Елену в трудный час, трудную минуту. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Надежда 2016/01/15, 03:53:09 " в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него. " Ефес. 3:12. И потому Христос повелел нам молиться Отцу во имя Свое ( " Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю. " Ин. 14:14; " Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. " Ин. 15:7; " Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна. " Ин. 16:24 Евгения, вам тексты привести молитв " святым " в чье имя там просят? Или сами найдете в чье имя там просят? Так кого Библия говорит прость надо? Святых? Владимир 2016/01/15, 03:52:00 Вы язычники чистой воды, у них было если в море помолись посейдону богу моря, если нужен урожай помолись деметре богине плодородия, о усопших помолись Пегас богу смерти... У вас в пути помолись угоднику, за другое Марии, за третье матроне. Где место Богу если на каждый случай по пять святых? В Библии что сказано? Богу одному молись и поклоняйся.

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=689&...

Фонд Сергия Радонежского, входящий в Российское историческое общество, имеет в своих планах установить памятник Сергию Радонежскому 7 апреля. ПРАВМИР. В Крыму планируют установить памятник преподобному Сергию Радонежскому. Спикер Госдумы Сергей Нарышкин, также являющийся председателем Российского исторического общества, сообщил о планах установить в Крыму памятник преподобному Сергию, — сообщает Интерфакс-Религия . «Фонд Сергия Радонежского, входящий в Российское историческое общество, имеет в своих планах установить здесь, на территории Крыма, если будет на то согласие, памятник Сергию Радонежскому, тем более, сейчас идет юбилейный год — 700-летие Сергия Радонежского», — сообщил Нарышкин в субботу на встрече с членами президиума Госсовета Крыма. Памятники Сергию Радонежскому в честь 700-летия святого установят также в Минске и в Минеральных водах. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 19 июля, 2018 19 июля, 2018 12 марта, 2014 28 марта, 2014 18 июля, 2020 8 октября, 2019 8 октября, 2019 18 июля, 2019 8 октября, 2018 19 июля, 2018 19 июля, 2018 12 марта, 2014 28 марта, 2014 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/v-kryimu-poyavitsya-pa...

Памятник преподобному Сергию Радонежскому установят в Нижнем Новгороде 19 февраля 2015 г. 15:11 В Нижнем Новгороде установят памятник преподобному Сергию Радонежскому. Место скульптурной композиции из трех предложенных вариантов размещения выбрали сами нижегородцы в ходе интернет-голосования. Наибольшее число голосов собрал вариант расположения между Вознесенской церкви и усадьбой Рябининой. Итоги народного волеизъявления подвел в своем блоге глава администрации Нижнего Новгорода Олег Кондрашов, в свое время выступивший с идеей установки памятника и организовавший голосование. «Были разные мнения, благодарю вас за активность, но именно самый популярный вариант в итоге был выбран в качестве площадки для будущего благоустройства и установки памятника, — написал градоначальник. — Позади долгие обсуждения и согласования, как с вами, с горожанами, так и в кругу профессионального сообщества, с представителями Нижегородской епархии, которой принадлежит, безусловно, особая роль в деле установки памятника преподобному Сергию Радонежскому в Нижнем Новгороде. В результате единодушно выбор остановился на варианте 1, территории между ансамблем Вознесенской церкви и памятником культуры федерального значения усадьбой Рябининой». По словам Олега Кондрашова, сегодня определен вид памятника и разработан план перспективного благоустройства прилегающей к нему территории. Эскиз памятника одобрил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Скульпторы из литейной мастерской «Лит Арт» из подмосковного Жуковского уже приступили к работе над композицией. «Ближе к завершению этой кропотливой работы, специалисты-архитекторы еще раз внимательно оценят проектное решение. Это только, с первого взгляда, кажется, что памятник установить просто. На самом деле требуется учесть множество нюансов, начиная от расположения, цветовых решений и заканчивая габаритами скульптуры», — отмечает градоначальник. В блоге также опубликованы проект памятника и планировка локальной площади между Вознесенской церковью и усадьбой. «Церковный вестник» /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Мосгордума предлагает изменить место установки памятника Сергию Радонежскому 5 мая, 2014. Новостная служба Комиссия по монументальному искусству считает возможным согласиться с предложением об изменении предполагаемого места установки памятника преподобному Сергию. 5 мая. ПРАВМИР. Мосгордума внесла на рассмотрение депутатов проект постановления, которым предполагается установить памятник преподобному Сергию Радонежскому на Андроньевской площади столицы. Ранее планировалось установить этот памятник на Николоямской улице в районе владений 57-59, — сообщает Интерфакс-Религия . «По предложению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и на основании ходатайства министерства культуры РФ комиссия по монументальному искусству считает возможным согласиться с предложением об изменении предполагаемого места установки памятника преподобному С.Радонежскому, запланированного в рамках плана мероприятий по подготовке к празднованию 700-летия со дня его рождения», — говорится в пояснительной записке к проекту постановления.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 октября, 2018 16 апреля, 2015 12 декабря, 2014 10 декабря, 2014 9 декабря, 2014 8 декабря, 2014 28 ноября, 2014 27 октября, 2014 23 октября, 2014 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить!

http://pravmir.ru/mosgorduma-predlagaet-...

Предисловие к Житию Сергия Радонежского буквально исполнено авторского самовыражения. Писатель подробно излагает историю создания своего труда и сообщает, что начал собирать материал для биографии Преподобного через год или два после смерти старца и за 20 лет (т. е. к 1413—1414 гг.) написал отдельные главы, которые хранились у него в свитках и тетрадях, но не расположены были по порядку: «По лет убо единемь или по двою по преставлении старцев азъ, окаанныи и все–дръзыи, дерзнухь на сие … начахь подробну мало нчто писати от житиа старцева, … имяхъ же у себ за 20 лт приготованы таковаго списания свитки, въ них же баху написаны нкыа главизны еже о житии старцев памяти ради — ова убо въ свитцхъ, ова же в тетратех, аще и не по ряду, но предняа назади, а задняа напреди» (л. 276 об. — 277). За это время автор собрал сведения о Сергии и от древних старцев — «самовидцев и неложных свидетелей», и от его старшего брата Стефана, и от его келейника, прислуживавшего Сергию на протяжении многих лет, записал также то, что «своима очима видех» и что слышал из уст самого Преподобного. Окончательную отделку своего труда сочинитель предпринял через 26 лет по преставлении Сергия (т. е. в 1418—1419 гг.), убедившись, что никто другой не дерзнул писать о нем. Стилистически Предисловие к Житию Сергия Радонежского вполне однородно с другими сочинениями Епифания Премудрого: видна та же фразеология, обращение к одинаковым темам, ссылка на одни и те же авторитеты. Сравним тексты : Похвальное слово Сергию Житие Сергия Радонежского Се бо мощии твоих гробъ пред очима нашима видимь есть всегда (л. 121) Гробъ его у насъ и пред нами есть, к нему же врою повсегда при–текающе, велико утшение душамъ нашим приемлем и от сего зло пользуемся (л. 276 об.) Житие Стефана Пермского Житие Сергия Радонежского да бы былъ гробъ твои в земли нашеи прямо очима нашима, да бы былъ намъ увтъ не худ и утха поне велика (88) дарова намъ такова старца свята … въ земли нашеи Руссти, и въ стран нашеи полунощни, въ дни наша, въ послдняа времена (л. 276 об.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

е. к 1413–1414 гг.) написал отдельные главы, которые хранились у него в свитках и тетрадях, но не расположены были по порядку: «По лете убо единемь или по двою по преставлении старцеве аз, окаанныи и все-дръзыи, дерзнухь на сие … начахь подробну мало нечто писати от житиа старцева, … имеях же у себе за 20 лет приготованы таковаго списания свитки, в них же беаху написаны некыа главизны еже о житии старцеве памяти ради – ова убо в свитцех, ова же в тетратех, аще и не по ряду, но предняа назади, а задняа напреди» (л. 276 об. – 277). За это время автор собрал сведения о Сергии и от древних старцев – «самовидцев и неложных свидетелей», и от его старшего брата Стефана, и от его келейника, прислуживавшего Сергию на протяжении многих лет, записал также то, что «своима очима видех» и что слышал из уст самого Преподобного. Окончательную отделку своего труда сочинитель предпринял через 26 лет по преставлении Сергия (т. е. в 1418–1419 гг.), убедившись, что никто другой не дерзнул писать о нем. Стилистически Предисловие к Житию Сергия Радонежского вполне однородно с другими сочинениями Епифания Премудрого : видна та же фразеология, обращение к одинаковым темам, ссылка на одни и те же авторитеты. Сравним тексты 231 : Похвальное слово Сергию Житие Сергия Радонежского Се бо мощии твоих гроб пред очима нашима видимьесть всегда (л. 121) Гроб его у нас и пред нами есть, к нему же вероюповсегда при-текающе, велико утешение душам нашимприемлем и от сего зело пользуемся (л. 276 об.) Житие Стефана Пермского Житие Сергия Радонежского да бы былъ гроб твои в земли нашеи прямо очиманашима, да бы был нам увет не худ и утеха поне велика(88) дарова нам такова старца свята … в земли нашеиРусстеи, и в стране нашеи полунощнеи, в дни наша,в последняа времена (л. 276 об.) Похвально слово Сергию таковыи святыи старец, пре-чюдныи и предобрыи (л.276 об.) сицева мужа свята и съвръшена … сего Бог проявил естьв по-следняа времена,… сего Бог прославил есть в Русскоиземли (л. 115 об. – 116) и желанием побеждаася; и на-иде ми желание несытоеже како и коим образом начати писати (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Учитывая, что Епифаний Премудрый, судя по всему, происходил из Ростова, а также то, что 12 мая отмечается память св. Епифания Кипрского, соименного Епифанию Премудрому, становится понятным, что точная дата кончины агиографа содержится в источнике ростовского происхождения. На основании этого, зная год смерти Епифания, можно с достаточной степенью уверенности полагать, что Епифаний Премудрый скончался 14 июня 1419 г. Правда в последнее время появилось утверждение, что он умер гораздо позже. По мнению В.А. Кучкина, свидетельство об этом находим в «Похвальном слове Сергию Радонежскому», принадлежащему перу Епифания. В нем имеется упоминание о раке мощей преподобного, которую целуют верующие. На взгляд исследо-вателя, эта фраза могла появиться только после 5 июля 1422 г., когда во время «обретения мощей» Сергия его гроб был выкопан из земли, а останки положены в специальную раку. Раки ставились в храме, обычно на возвышении, и делались в форме саркофага, иногда в виде архитектурного сооружения. Отсюда В.А. Кучкин делает два вывода: во-первых, «Слово похвальное Сергию Радонежскому» было написано Епифанием Премудрым после 5 ию-ля 1422 г., а во-вторых, оно появилось не ранее «Жития» Сергия, как полагают в литературе, а позже его. (Кучкин В.А. О времени написания Слова похвального Сергию Радонежскому Епифания Премудрого//От Древней Руси к России нового времени. Сборник статей к 70-летию Анны Леонидовны Хорошкевич. М., 2003. С. 417). Однако, как выяснил тот же В.А. Кучкин, слово «рака» в древности имело несколько значений. Хотя чаще всего оно обозначало «гробницу, сооружение над гробом», встречаются примеры его употребления в значении «гроб» (Там же. С. 416. Ср.: Словарь русского языка XI – XVII вв. Вып. 21. М., 1995. С. 265). Если же обратиться непосредственно к тексту Епифания и не «выдергивать» из него отдельное слово, то становится понятным, что в «Похвальном слове Сергию» агиограф вспоминал события 1392 г., связанные с похоронами преподобного. Многие из знавших троицкого игумена не успели на его погребение и уже после смерти Сергия приходили на его могилу, припадая к его надгробию чтобы отдать ему последние почести (См.: Клосс Б.М. Указ. соч. С. 280 – 281). Но окончательно в ошибочности рассуждений В.А. Кучкина убеждает то, что в средневековье суще-ствовал широко распространенный обычай устанавливать пустые раки над местом захоронения святого или, иными словами, над мощами, находившимися под спудом. При этом зачастую они ставились над гробом свято-го еще задолго до его прославления. Так, над могилой Зосимы Соловецкого (умер в 1478 г., канонизирован в 1547 г.) его ученики поставили гробницу «по третьем же лете успениа святаго» (Мельник А.Г. Гробница святого в пространстве русского храма XVI – начала XVII в.//Восточнохристианские реликвии. М., 2003. С. 533 – 534, 548). Сочинения

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010