Наш отечественный подвижник преподобный Сергий Радонежский также стремился к монашеству и уединенной жизни еще в юности, но ради отца и матери откладывал исполнение этих желаний. " Сын мой, — говорили ему родители, престарелые Кирилл и Мария, — побудь с нами до нашей смерти. Не оставляй нас! Закрой нам глаза, а там поступай по желанию сердца своего, как Господь укажет тебе! " И покорный сын свято исполнил просьбу родителей: он оставался с ними до их смерти, оберегая и поддерживая их старость, и только похоронив их, принял иночество и ушел в пустыню. Другой великий подвижник — святитель Савва, архиепископ Сербский, выполнял за своего старика-отца все подвиги и молитвы аскетической жизни, которые тот уже не мог нести по дряхлости своей, взяв на себя, таким образом, двойное бремя подвижничества — за себя и за отца. Почему Важна пятая заповедь и почему святые угодники так строго соблюдали ее?! Мы знаем, что все заповеди даны Господом для блага самого же человека. Они представляют собой те духовные основы жизни, утверждаясь на которых, человек может создавать себе счастье и прочную будущность. Я вывел их из земли Египетской, — говорит Господь устами пророка, — и привел их в пустыню, и дал им заповеди Мои, и объявил им Мои постановления, исполняя которые человек жив был бы через них (Иез. XX, 10-11). То же следует сказать, в частности, и о пятой заповеди, она необходима прежде всего для нас самих. Во-первых, это лучшая школа послушания. Ничего не может быть проще, легче и естественнее, как научиться послушанию в семейной обстановке, в подчинении родителям. Это самое легкое послушание, которое знает жизнь. Если даже у строгих родителей оно соединяется с требовательностью и некоторой суровостью, отчего кажется порой трудно переносимым, то все же это чувство тяжести и неприятной принужденности смягчается родительской любовью и заботливостью. Родителям подчиняться легче, чем чужому человеку уже просто потому, что они — родители, самые близкие люди, потрму, что мы им всем обязаны, потому, что даже внутренне не соглашаясь с их требованиями, мы все-таки знаем, что эти требования всегда преследуют нашу пользу, как бы их ни понимала родительская любовь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

Неслучайно появилась поговорка, народная мудрость: «Христос терпел и нам велел». Или другая: «Терпение и труд все перетрут», то есть все преодолеют. Сейчас все заняты политикой, ситуация очень тревожная, многие готовятся к войне, особенно Соединенные Штаты как самая агрессивная держава, которая пытается подчинить себе весь мир. США разместили во многих государствах, граничащих с Россией, свои военные базы. А ведь многие из американцев считают себя верующими – в том числе конгрессмены, представители администрации президента, военно-промышленного комплекса, финансисты, деловые люди, те, кто занимаются экономикой, промышленностью и т.д. М.В. Васнецов. Преподобный Сергий Радонежский Но почему такая нетерпимость проявляется сегодня во внешней политике США? А Россия названа врагом номер один? Можно было понять, когда американцы объявляли своим врагом социалистическое государство – Советский Союз с его идеологией коммунизма, антагонистичной капитализму, империализму. Но Советский Союз давно уже не существует. Россия стала такой же капиталистической страной, как и Америка, Франция, Великобритания, Германия и др. В чем же дело? На какой почве возникла нетерпимость, русофобия? А все дело в элементарном лицемерии: когда в неспособности решить внутренние политические, экономические и социальные проблемы пытаются обвинить не себя, а других – Россию, Китай, Иран и другие страны. В Нагорной проповеди Иисуса Христа все сказано: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?»(Мф. 7:1–3). Много лет я преподавал в Дипломатической академии МИД РФ, возглавлял кафедру философии, политики и культуры, читал соответствующие курсы, включая специальный курс мировых религий и мировой культуры, и могу сказать, что дипломатия основана, по существу, на кротости, скромности любого народа, державы, страны, в каждой из которых всегда можно найти и достоинства, и слабости.

http://ruskline.ru/opp/2021/01/25/obraz_...

Но Господь и утешает народ Свой, обещая: «Поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их, и они уже не будут бояться и пугаться, и не будут теряться, говорит Господь» (23, 3). Почему же, видя недостойных священников, вы не видели достойных, тех, которые вскоре пошли в ссылку, на каторгу, муку и смерть за свою веру, о которых с почтением говорили и писали даже чуждые им, неверующие и иноверцы? Ведь их было очень много, больше, чем недостойных. Русское духовенство, несмотря на прежние свои недостатки, выдержало страшный кровавый экзамен и вошло в историю Церкви в мученическом венце. Вы обвиняете Римского Папу в том, что он ходатайствовал пред судьями на Нюрнбергском процессе о милосердии к вождям национал-социализма. Не наше дело защищать Римского Папу: у него есть свои защитники. Но мы обязаны сказать, что милосердие, даже и к злодеям, это доброе христианское дело. Как смотрит Церковь на смертную казнь и на войну? Одобряет ли Она их? Нет. Осуждает ли их безусловно? Тоже нет. Как на войну, так и на смертную казнь Церковь смотрит как на зло, но которое может быть злом меньшим, чем попустительство. Если можешь избежать войны, не жертвуя насущными нуждами твоих сограждан – избегай. Но если война становится неизбежной, и при уклонении от нея могут серьезно пострадать доверенные тебе люди, тогда смело вступай в войну и Бог будет с тобою. У нас, у русских, для нравственного руководства в этом вопросе есть прекрасный пример из жития нашего великого святого, преподобного Сергия Радонежского. Обычно представляют, что преп. Сергий вдохновлял князя Димитрия Донского на борьбу против иноверного татарского хана. На самом деле это не так. Вот как по летописи говорит князю преподобный: «Господине, тебе надо крепко стоять за подданных твоих, и свою душу за них положить. Пойди к хану с покорностью, ибо нужно тебе покоряться ордынскому царю. Писание учит, что если хотят они от нас чести, дадим им; если хотят сребра и злата – дадим и это. Только за имя Христово, за веру Православную, за души (т. е. за жизни) и людей своих подобает душу положити и кровь пролити. И ты, княже, дай им честь и злато, и Бог поможет тебе и низложит их гордыню».

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

...Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас 9 . Преподобного Сергия эти слова святого апостола Павла воодушевляли на подвиги, он устремлялся к почести вышнего звания, подобно Аврааму, ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог 10 где будет такая жизнь, о которой написано в Слове Божием, что не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его 11 . Поэтому он непоколебимо стоял на своем пути, и, когда его искушали бесы, являясь ему в образе зверей, гадов или литовских воинов, устрашая его гибелью и смертью , преподобный Сергий молитвою к Богу прогонял эти бесовские полчища, веруя в Божественную помощь, которая его никогда не оставляла. Одно молитвенное воззвание к Богу обращало в бегство полчища бесовские! Так вера содействовала преподобному Сергию в его пустынном житии, и не только в перенесении непосильных подвигов, но и во всем, решительно во всем. Та же вера воодушевляла прежде мучеников неустрашимо идти на смерть ради Христа и увенчивала их победными венцами на небесах. Мы с вами, дорогие братия и сестры, плывем по житейскому морю, и, для того чтобы безбедно достигнуть тихого пристанища в вечности, крайне необходимо всем и каждому из нас иметь веру в Господа Иисуса Христа. Ничто так не противно врагу нашего спасения, как наша крепкая, живая вера в Господа и Спасителя нашего. Потому-то и воздвигает он на нас противный ветер и со стороны плоти, и со стороны мира. Верующий спокоен от простоты своей веры, но враг или всевает в него сомнение, или наводит его на людей, которые сами либо сомневаются, либо совсем не веруют, или знакомит его с какой-нибудь книгой, в которой вера отвергается либо подвергается сомнению. И так верующий до этого человек, спокойный в своем уповании, оказывается в опасности потерять свою веру, если не воззовет он к Господу о помощи. Бывают и другого рода искушения, когда верующие наслаждаются покоем и счастьем в своей семейной и общественной жизни, но враг спасения расстраивает их семейные отношения, производит нестроение на общественной службе, воздвигает недоброжелателей там и здесь, подстрекает гонителей и притеснителей веры. И вера сих людей, обуреваемых неприятностями и несчастьями, подвергается страшному испытанию. Они бывают даже готовы оставить свою веру, чтобы избавиться от скорбей. И благо человеку, если он найдет в себе духовные силы противостоять этому искушению и в напастях сохранит веру, иначе вместо желаемого избавления от временных бед он может погибнуть навеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Нынешние чтения — первое крупное международное мероприятие в череде торжеств, посвященных 700-летию со дня рождения молитвенника Земли Русской — преподобного Сергия Радонежского, который исполнил волю Божию, возлюбив ближнего своего и народ свой. Преподобный оставил после себя множество учеников и последователей. «Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, — говорит Господь, — уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне» (Мф. 7:24-25). Эти великие Евангельские слова мы должны научиться применять к собственным жизненным обстоятельствам. Как часто мы вовлекаемся в конфликты — семейные, профессиональные, социальные, экономические, политические! Как сотрясаются порой основы национальной и государственной жизни, свидетелями чего сейчас мы являемся, получая страшные картины из Матери городов Русских — града Киева! Мы должны всегда помнить о том, что является основанием нашего дома, каким бы этот дом ни был, — большим или малым, личным или всенародным. Мы и ныне живем в доме, одним из великих строителей которого является преподобный Сергий. Ни войны, ни конфликты, ни внешние, ни внутренние нестроения, ни искушения мира сего не смогли сокрушить здание нашей веры, нашей духовной традиции. И ведь это действительно некое Божие чудо. Какие еще институции сохранились за почти что 1000-летнюю историю? Мало что сохранилось, а если и сохранилось, то изменилось до неузнаваемости. Церковь же Господа Иисуса Христа, Который вчера, и сегодня, и во веки Тот же, продолжает свое служение. И продолжает не только потому, что благодать Божия присутствует внутри общины веры, но еще и потому, что люди, движимые верой, привносят в укрепление основ духовной жизни лучшее, что они имеют. Особенно это следует отнести к тем, кто внес огромный принципиальный вклад в созидание нашего общего дома, и, конечно, к числу таких людей следует в первую очередь отнести преподобного Сергия.

http://patriarchia.ru/db/text/3542686.ht...

Обратимся к тексту Откровения: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов» ( Откр.22:1–2 ). А теперь вернемся к ветхозаветному тексту: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая» ( Быт.2:9 ). В обоих текстах древо жизни предстает как плодоносное, питающее народы. В византийской литературе «древо жизни» – это метафора Божественной любви, от которой отпал ветхий Адам 217 . Исследователь христианской символики А. С. Уваров утверждает: «В «Откровении» «дерево жизни» – это одно из явлений царства небесного. Одинаковое почти описание райского сада находится в сочинениях отцов церкви, и в самих молитвах рай называется местом зеленым... Христианская символика изображала рай под видом деревьев и роскошных растений» 218 . Далее исследователь, сопоставляя различные иконографические изображения живого и высохшего дерева, делает вывод, что образ зеленеющего дерева ассоциировался у первых христиан с «возрождением к новой духовной жизни» 219 . И все же нам представляется, что в анализе полифонической семантики дуба в «Святой Троице» символ Божественной любви, райского «отечества» ветхозаветного Адама, воплощенный в образе древа, подразумевает и тему любви к Богу связанную с сюжетом повествования О чуде рождения сына у престарелых праотцев. Из этого сюжета становится очевидным, что любовь к Богу послушание и смирение как духовно-нравственные смыслы, связующие в христианской традиции Ветхий и Новый заветы, заложены Андреем Рублевым в полифоничной семантике мамврийского дуба. Данный вывод получает дополнительное обоснование в раскрытии семантики чаши, изображенной мастером на трапезном столе. Чаша символизирует предначертанную жертву: в мольбе, с которой Иисус Христос обращался к Богу-Отцу, пребывая ночью в Гефсиманском саду, звучит смиренная просьба: «Пусть минует Меня чаша сия». Ученики Христа, еще не ведая о предначертанной крестной Жертве, предавались сну в этот тяжкий для Учителя ночной час, не сумев удержаться в сосредоточенном бдении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако слова пророка сбылись в точности. В сумерки сирийцами послышался шум приближавшегося большого войска, которое они приняли за союзные с израильтянами войска хаттейские и египетские. В большом испуге сирийцы бежали, побросав все свое имущество и большие запасы продовольствия. Так внезапно и чудесно прекратилось бедствие, когда мера наказания и вразумления от Господа была исполнена до определенного Господом предела. Пусть этот случай будет питать и нашу надежду на избавление во время переживания народных бедствий, когда беспросветный мрак духовной ночи царит кругом. Глава 25 Участие в общественной жизни и национальный вопрос Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Мф. 22, 21 Христианину, живущему в мире, не надо чуждаться общественной жизни. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Не должно общественной жизни отказывать в том, чего она законно требует от нас, по словам Писания: " Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу "   (Мф. 22, 21)». Однако не надо и увлекаться ею или уделять слишком много внимания ее интересам или политике. Здесь опасность — часть «Божьего» отдавать «кесарю». Надо помнить, что основное внимание христианин должен обращать на свою внутреннюю жизнь, на очищение сердца, освобождение от страстей, на богоугождение, на служение ближним, т. е. на стяжание Духа Божия. Когда же человек замечает, что общественная жизнь и политические события слишком завладевают его вниманием, он должен понять опасность своего положения, понять, что он ради мирских дел пренебрегает зовом Христа — идти к Нему на Его брачный пир. Здесь, конечно, нельзя дать общего правила или нормы участия христианина в общественной жизни; надо каждому искать воли Божией для себя лично и послушно и спокойно выполнять ее. Св. князю Владимиру и св. князю Александру Невскому выпал жребий от Господа стоять во главе государства, а прп. Сергий Радонежский отказался и от того, чтобы быть митрополитом. Ап. Павел пишет: «каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал» (1 Кор. 7, 17)— «и как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то… имеешь ли служение, пребывай в служении, учитель ли — в учении, увещатель ли — увещевай, раздаватель ли — раздавай в простоте, начальник ли — начальствуй с усердием, благотворитель ли — благотвори с радушием»  (Рим. 12, 6–8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Они относятся к праведнику как к родителю. Про святителя Спиридона Тримифунтского, который был очень прост и одевался небогато, известен следующий случай: «Когда святой в таком виде входил во дворец, один из дворцовых служителей, богато одетый, счел его за нищего, посмеялся над ним и, не позволяя ему войти, ударил его по щеке; но преподобный, по своему незлобию и памятуя слова Господа (см. Мф. 5:39 ), подставил ему другую щеку; служитель понял, что пред ним стоит епископ и, сознав свой грех, смиренно просил у него прощения, которое и получил». 105 Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Живущий кротостью почтенен – и отец для сына, и сын для отца, и раб для господина, и ничто другое не помогает столько господину пользоваться благосклонностью рабов: когда они видят его радующимся добру и относящимся ко всем кротко – высоко ценят и удивляются, считая (его) более отцом, чем господином и обладателем». 106 Люди, в конце концов, начинают просто любить кротких. Можно вспомнить пример из жития Преподобного Сергия Радонежского, который, будучи оскорбляем братом, тихо ушел из монастыря, дабы не сеять раздоров. Братия пошла вслед за Преподобным Сергием. Вот как об этом повествует его житие: «Как мы уже сказали, Сергий покинул свою обитель незамеченным, и иноки нигде не могли найти его. Братия ужаснулись и, не желая разлучиться со своим пастырем, отправились повсюду искать своего Игумена: и в пустынных местах, и в городах». 107 Иоанн Златоуст так пишет о кротком человеке: «Кроткий любезен для видящих, любезен и для знающих по слуху; нет никого, кто бы, слыша, что хвалят человека за кротость, не пожелал на него взглянуть, приветствовать и постоянно видеть». 108 По слову Писания: «Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость» ( Прит. 25:15 ). Дар Богообщения Кроткие сподобляются молитвы – этого высшего дара Богообщения. В Евангелии от Матфея сказано: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф. 5:23–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Особенно не забывайте, что добрый воин должен быть добрый воин Иисусов Христов ( 2Тим.2:3 ). Надобно ли в подтверждение этого вновь напоминать вам о древних победоносцах и уверять вас апостольским словом, что они верою побеждали царства? Вы это ближе и проще знаете из деяний наших предков, наших царей, наших избранных вождей. Тот истинно воин непобедим, которому венец мученичества за веру и Отечество так же любезен, как и венец победы. Тот лучший слуга и надежнейший защитник Отечества, кто в верном Богу сердце, в чистой совести носит верную надежду Отечества Небесного. VI. Верное средство против сильнейшего неприятеля Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы [и] народа более, нежели у тебя, то не бойся их, ибо с тобою Господь Бог твой ( Втор.20:1 ). Вопрос. Чему учит это изречение? Ответ. Тому, что верное средство против сильнейшего неприятеля — твердая и несомненная надежда на Бога. Если, по судьбам Божиим, вам должно стать против врага, вы помышляйте, что сражаетесь за любезное Отечество, за Святую Церковь против нехристиан, против гонителей христианства, против утесняющих народы, нам единоверные и частично соплеменные, против оскорбителей святыни поклоняемых мест Рождества, Страдания и Воскресения Христова. При этих особенных условиях, благословение и слава побеждающим, благословение и блаженство приносящим в жертву жизнь свою с верой в Бога, с любовью к Отечеству. Сказано в Священном Писании о древних подвижниках за Отечество: Верою побеждали царства ( Евр.11:33 ). Верою победоносны будете и вы. Для этого и напутствуем вас молитвой и знамениями веры. Древний крепкий молитвенник за Россию, преподобный отец наш Сергий, игумен Радонежский, всея России чудотворец, благословил некогда победоносную брань против утеснителей России. Его образ ходил при полках наших при царе Алексее, при Петре I и, наконец, при Александре I во время великой брани против двунадесяти народов. Образ преподобного Сергия сопутствует и вам, как знамение споспешествующих, охраняющих, сильных перед Богом молитв его за вас. Возьмите также и имейте с собой военное и победоносное слово царя и пророка Давида: В Боге спасение мое и слава моя ( Пс.61:8 ).

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvoslov...

Особой национальной идеей, пронизывающей нашу историю и культуру на протяжении многих веков, является идея человеческой солидарности. Со времен Крещения Руси слова Спасителя о том, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13), подобно камертону, настраивали мысли и чувства наших предков на служение евангельскому нравственному идеалу. Иван Александрович Ильин, представитель той самой философии, о которой я сказал выше, определял государство исключительно через понятие солидарности, называя его «организованным единением духовно солидарных людей». Эта модель человеческих отношений восходит к тому образу Церкви как тела, который мы находим в посланиях святого апостола Павла: «Членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения… Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор. 12:20-25). Слова апостола открывают замысел Бога о человеке и любом человеческом объединении: мы все призваны к братскому сотрудничеству и к заботе друг о друге. Однако в современном мире преобладает иная модель устроения общества — это модель конфликта. В его основу положена система перманентных противостояний, конкуренции и борьбы, якобы неизбежных и необходимых для прогресса. Нашим идеалом, напротив, является солидарное общество, общество социальной симфонии, где разные слои и группы, разные народы и религиозные общины, разные участники политических и экономических процессов являются не борющимися друг с другом конкурентами, а соработниками. И конкуренция в таком солидарном обществе поощряется как соревновательность, но не как борьба за выживание. Святой Сергий Радонежский научает нас «воззрением на Святую Троицу побеждать ненавистную рознь мира сего». Основой для совместной жизни и совместных действий является фундамент общих, базовых ценностей, в том числе и тех, которые попытался сформулировать XV Всемирный русский народный собор в 2011 году.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-nezhel...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010