Христос не пролил ничьей крови, кроме Своей – хотя Его сограждане, томившиеся под гнетом ненавистных язычников-римлян, настойчиво побуждали Его возглавить восстание. Он «пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лук. 9:56). Как говорит апостол, «будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Пет. 2:23). Он не убивал своих врагов – а, напротив, принял смерть ради их спасения. Священник может находиться среди сражающихся – и вместе с ними подвергаться опасности. Он несет очень важную миссию – преподает таинства тем, кто стоит перед угрозой смерти, удерживает людей от озверения в ситуации, которая к нему располагает. Ряд священников уже отдали свои жизни в ходе этого конфликта. Но священник не может сражаться сам – потому что он являет собой другой, и более высокий, уровень реальности, то грядущее Царство, где «не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис. 11:9). Все это может показаться каким-то неуместным идеализмом; но история показывает его необходимость. Русь пережила все княжеские усобицы – и все испытания своей трагической истории – потому что в ней было достаточно людей, которые воспринимали православную веру с глубокой серьезностью. Именно эта вера была той живой водой, которая исцеляла самые страшные раны народа и наделяла его силами для того, чтобы жить дальше. Преподобный Сергий Радонежский не был ни политическим лидером, ни полководцем – он был монахом и более всего искал уединенной молитвы. Но так произошло по Божиему замыслу, что к нему стали приходить люди, искавшие у него утешения и наставления, и он стал основателем целого движения, породившего множество монастырей. А монастыри стали теми центрами, вокруг которых созидалась святая Русь; их религиозное, культурное и даже хозяйственное влияние преобразило всю страну. Ни сам преподобный Сергий, ни его ученики не могли видеть, какие результаты принесет их деятельность в грядущих столетиях; они просто стремились жить по воле Божией.

http://radonezh.ru/2022/10/19/sergey-hud...

Что интересно, в Сергиевом житии и об этом написано. Для начала обратим внимание на следующую фразу: «Сьи преподобный отец наш Сергий родися от родителя доброродну и благоверну, от отца, нарицаемого Кирила, и от матерее именем Мариа, иже беста Божии угодницы, правдиви пред Богом и пред человекы и всяческими добродетелми исплънени же и украшении, яко же Бог любит. Не попустит бо Бог, иже таковому детищу въсиати хотящу, да родится от родителю неправедну» . Вот ответ на большинство вопросов, связанных с нашими детками. Мы требуем от них святости, а сами порой и пальцем не пошевелим, чтобы приблизиться к ней. Откупаемся в храме свечками и записочками, а жизнь свою менять не пытаемся, да и не собираемся. Но Господь через Священное Писание конкретно по этому поводу обличает и предупреждает: «…Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20, 5-6). Так что от нас зависит, какое духовное наследство мы оставим своим детям. Если же говорить о праведности родителей Преподобного, то следует отметить, что столь пропагандируемый ныне жизненный успех далеко не всегда сопровождал Кирилла и Марию. Богатый и знатный ростовский боярин «напослед на старость обнища и оскуде», причем не от лености и нерадения, а наоборот, из-за усердной службы: «частыми хоженми еже с князем в Орду, частыми ратми Татарскыми, еже на Русь, чястыми послы Татарскыми, чястыми данми и выходы еже въ Орду, частыми глады хлебными» . Но это еще не всё: Кириллу «съ всем родом своим» пришлось на старости лет фактически всё бросить и бежать «от Ростова в Радонеж» . Вот вам яркий пример того, что Божие благословение не зависит от счета в банке и не связано с содержимым кошелька. Тогда люди лучше нас понимали смысл поговорки: «От сумы и от тюрьмы не зарекайся», а главным сокровищем для них был Источник всех благ – Бог. И деток своих словом и личным примером приучали искать «прежде царства Божия и правды Его», веря, что всё остальное «приложится» (Мф.

http://bogoslov.ru/article/5108957

«Что скажет Он вам, то и сделайте». Вот она, наша вера. И послушались Его, и увидели первое чудо: вода превратилась в вино. А сколько чудес можно увидеть, если слушать Спасителя и делать по воле Его! Заходим в монастырь Георгия Победоносца, где хранятся два водоноса, в которых вода превратилась в вино. Поклонившись престолу, осматриваем храм. В иконостасе две иконы русского письма: слева — праведная Елисавета, а справа — преподобный Сергий Радонежский. Пожертвовали эти иконы Великая княгиня Елизавета Федоровна и ее супруг Великий князь Сергей Александрович во время паломничества на Святую Землю. Настоятель храма православный араб отец Феофил занимается вместе со своей семьей виноделием. Здесь выдерживают одно из лучших богослужебных вин — вино из Каны Галилейской. Во дворе монастыря хозяйка дает нам для дегустации литургийного вина. Пробуем и здесь же покупаем это вино. Кто бутылку, кто две, а кто и более, для особенно важных служб. Кана Галилейская — более тихий и спокойный городок, чем Назарет. Может быть, потому что поменьше, а, может быть, просто день близится к полудню и солнце припекает — вот и попрятались жители городка в тени. Кана лежит по дороге в Тивериаду. На пути к Тивериадскому озеру останавливаемся на берегу Иордана. Служим водосвятный молебен. Владыка Сергий крестом отца Феодора освящает воду, и мы с величайшим благоговением и трепетом опускаем свою плоть в воды Святой реки. «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну — креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И крестившись Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф. 3:13-17 ). Мы плывем по водам Иорданским. Омывшись, погружаем в воду белье и рубашки. По старому обычаю паломников, намочив рубашки, привозят их сырыми домой и дают надевать близким людям, чтобы Иорданская вода исцелила их от недугов телесных и душевных. После этого белье сушат и кладут в погребальный узелок, на случай смерти. Воды Иорданские помогут грешной душе омыться и очиститься в момент отделения ее от плоти.

http://azbyka.ru/fiction/na-svyatoj-zeml...

11. И сказал Самуил Иессею: се ли дети здесь? И отвечал ессей: есть ещё меньший; он пасёт овец . И сказал Самуил Иессею: пошли и возьми его, ибо мы не сядем обедать, доколе не придёт он сюда. 12. И послал Иессей и привели его. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. Пастушеское ремесло было хорошо знакомо многим Святым Отцам – таким как святитель Спиридон Тримифунтский, преподобный Сергий Радонежский и другие. «Святые братья-коневоды Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп». Фрагмент иконы «Собор архангела Михаила, с избранными святыми». Палех. Середина XIX в. ФААП Мученики Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп (16 января) были коневодами, и, по традиции, изображаются на православных иконах скачущими на лошадях в окружении своих табунов. Многие считали пастырство четвероногих скотов лучшей подготовкой к пастырству словесных овец стада Христова. Сам Господь в Евангелии применяет к Себе этот образ: Аз есмь Пастырь Добрый, пастырь добрый полагает душу свою за овцы ( Ин.10:11 ). Последним евангельским наставлением апостола Петра были троекратно повторенные слова воскресшего Спасителя: Паси агнцы Моя ( Ин.21:15 ), Паси овцы Моя ( Ин.21:16 и 21:17). Святые, занимаясь пастушеским ремеслом, подражали Христу: в терпении и в трудах они раскрывали свои духовные дарования, обретая навык благодатной подвижнической жизни и пастырский опыт. «Преподобный Симеон Столпник пасет стада своего отца». Фрагмент иконы «Св. Симеон Столпник, с житием». Тверь. Конец XVII – начало XVIII в. ЦМиАР Преподобный Симеон Столпник (1 сентября) «Когда ему исполнилось тринадцать лет, пас он как-то раз овец отца своего и увидел он церковь , и, оставив скотину пастись, вошел в нее и услышал, как там читали Апостол» 19 . Преподобный Иоаникий Великий (4 ноября) «Когда он удалялся на молитву, то осенял свое стадо крестным знамением, и стадо его никуда не расходилось, его не расхищали ни звери, ни воры, и блаженный отрок, возвращаясь к вечеру из своего уединения, пригонял стадо домой» с. 54].

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

163 Легенды о святых приводят много примеров, когда животные слушались голоса благочестивых людей; жизнь св. Франциска дает очень много случаев этого рода. Св. Сергий Радонежский заклял змей в местах, где пас скот. Св. Серафим Саровский кормил из своих рук хищного медведя 164 Цитируется по Вульгате пророчество Исаии; в русском синодальном переводе: «Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь» ( Ис. 65,25 ). 165 Мартын Поляк в своей хронике (издана в Анвере в 1574 г.) приводит все необычайные обстоятельства бегства в Египет; он говорит, что драконов, вышедших из пещеры, было два; что лев, утратив всю свою свирепость, сопровождал беглецов до середины городов египетских; он не забывает и чуда склонившегося дерева. Созомен также рассказывает о нем в V книге своей Истории. По одной испанской легенде, деревом завладел демон, чтобы получать поклонение от народа; когда Иисус Христос приблизился, нечистый дух был изгнан и брошен в бездну; тогда дерево склонилось, чтобы принести благодарность Господу. В «Письмах об Исландии» Мармье есть следующая северная легенда: однажды Христос, окруженный облаками своей славы, проходил священные леса древних германцев, и все деревья склонялись перед Ним, чтобы воздать почесть Его Божественности. Один тополь в своей высокомерной гордыне остался прямым, и Христос сказал ему: «За то, что ты не хотел склониться передо Мной, ты будешь вечно нагибаться от утреннего и вечернего ветра». (Примеч. пер.) 167 Иногда есть указание на количество идолов: 355, 340 и 365; судя по числам, за ними стоят календарные подсчеты. Ср. об аналогичном событии Евангелие младенчества, гл. 10–12. 168 Пророчество пророка Исаии о Египте; в русском синодальном переводе: «Вот, Господь восседит на облаке легком, и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает в нем» ( Ис.19, 1 ). 169 С этой главы идет уже второй апокриф, составляющий как бы вторую часть и озаглавленный «О чудесах детства Господа нашего Иисуса Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

223. Кто из святых Церкви и кто из христиан нашего времени может служить образом кротости? Из великого множества можно назвать ученика св. Антония Великого (251–356) – пр. Павла Препростого (4/17 окт.), который своею жизнью дал пример, правило и образец блаженной простоты. Пр. Сергий Радонежский (25 сент. 8 окт.), который «тихими и кроткими словесы и благоуветливыми глаголами» учинял мир между враждующими князьями. Святую кротость и простоту явил на суде в 1922 году приговоренный к смерти Петроградский митрополит Вениамин (Казанский). Последнее слово подсудимого владыка выразил так: «Я не знаю что вы мне объявите в вашем приговоре – жизнь или смерть. Я с одинаковым благоговением обращу мои очи горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: слава Тебе, Господи Боже, за все». Обритый, в лохмотьях, шепча молитвы, он спокойно шел к месту умерщвления и предстал пред Богом в ночь на 13-е августа. 224. Кто для нас навеки святейший образ кротости? Христос Спаситель , воплотивший учение о кротости в Своей земной жизни. Суд над Господом у Каиафы, у Пилата, минуты пригвождения Его ко Кресту и часы хуления Его, Распятаго, – запечатлели миру образ небесной кротости. «И вставь первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетелствуют. Иисус молчал« ( Mф. XXVI, 62, 63 ). »И когда пришли на место, называемое лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают что делають» ( Лyk. XXIII, 34 ). 225. Как разуметь награду, назначенную для кротких в 3-й Христовой Заповеди? 1) Христиане, носители кроткого нрава, от начала безпощадно истреблялись и языческий мир до наших дней ищет уничтожить евангельския основы жизни. Тем не менее повсюду они остаются идеальными в человеческой совести и в этом смысле кроткие «наследуют землю». Не взирая на одоление мира новым язычеством, путями Божиими заветы Христовы утверждаются в сердцах. 2) Приобщенные к блаженству кроткие Последним Божиим Судом будут водворены в Царство Небесное, названное «землею живых».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

24. И слышавше десть, негодоваша бою брат. Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев И слышавше сие, т. е. то, что просили себе высших почестей в царстве Мессии апостолы Иаков и Иоанн, прочие десять вознегодовали, т. е. по поводу желания двоих из них возвыситься пред прочими, позавидовали им. Тут опять должно представить, как апостолы были несовершенны до сошествия Духа Св. на них. (Примомн. объясн. 1 ст. 18 гл.). 25. же призвавъ ихъ, реч: всте, к кнзи зыкъ господствютъ ими, и велицыи бладаютъ ими: Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими 26. не так же бдетъ въ васъ: но иже аще хощетъ въ васъ быти, да бдетъ вамъ слга: но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою 27. и иже аще хощетъ въ васъ быти первый, бди вамъ рабъ: и иже аще хощет в вас быти первый, буди вам раб Весте (вы знаете), яко князи язык (что князья народов) господствуют ими (над ними) и пр. В этих словах Господь открывает всем 12-ти апостолам, какое основное нравственноет правило Его царства, это не то, что в языческих царствах или вообще в царствах, властвование и возвышение над другими, а смирение и самоотвержение. «У народов, собственно у языческих, или вообще в мире бывает так, что князья господствуют над подчиненными им и вельможи властвуют над своими рабами, как бы так говорил Господь; но в Моем царстве будет не так: больший и первый должен быть слугою и рабом всем, т. е. должен сознавать себя ниже всех и быть готовым на всякое самоотвержение и на всякое доброе дело для ближнего, не только высшего, но и низшего себя». «Таким образом Своими словами апостолам Господь в одних уничтожает зависть, в других гордость», замечает св. Златоуст. Эти слова Господа не значат, что в церкви Христовой не должно быть ни высших, ни низших!., ни начальствующих, ни подчиненных: ибо Сам же Господь дал апостолам власть преимущественную пред другими верующими, власть начальственную (чит. Еф. 4:11–12 ); но они указывают только на нравственный характер отношений между начальствующими и подчиненными в церкви (Мих.). Так понимали и поступали бывшие начальствующими святые, как показывают жития их, напр., преп. Феодосий Печерский и Сергий Радонежский, св. равноапостольный князь Владимир и др. Так понимают и поступают и истинные последователи Христовы из властителей и начальствующих среди нас. Да и вообще всем начальствующим и властвующим между нами следовало бы твердо помнить правило своего Христа Законоположителя на счет отношений к подвластным! Толкуя вышесказанные слова Спасителя, св. Златоуст прибавляет: «не опасайся потерять честь свою от того, что смиряешься; смирением более возвысится и распространится слава твоя; оно есть дверь к царствию».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

26 февраля 1946 г. Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «Вот, оно здесь», или: «Вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 20–21). Вот это важно вам запомнить: что Царствие Божие внутри вас. Люди малопросвещенные, даже из православных, представляют себе Царствие Божие не так, как нужно. Их представление стоит ближе к грубому представлению мусульман. Мусульмане представляют себе вечную жизнь правоверных как радостную жизнь в прекрасном саду, где будут их окружать прекрасные молодые женщины, где они будут наслаждаться замечательными яствами. Это представление грубо-материалистическое. Христос сказал, что Царствие Божие внутри нас. Оно не придет приметным образом, а тихо и незаметно придет в сердца человеческие, и оно уже в сердцах праведников, в сердцах святых Божиих. Царствие Божие начнется для них еще при жизни их. Жить в Царствии Божием — это значит жить там, где царствует Бог. Наша глубокая, сокровеннейшая жизнь духовная протекает в глубинах сердца нашего, и Царствие Божие начнется для нас тогда, когда в сердце наше вселится Святой Дух. Тогда, по слову Христа, к тем, кто соблюдал заповеди Его, придет Он Сам со Отцом и обитель у него сотворят. Если сподобится праведник того, что воцарится в сердце его Святой Дух, это значит, что он уже в Царствии Божием. Царствие Божие в сердце его — там обитает и царит Святой Дух. Такое Царствие Божие не приходит внезапно, не приходит заметным образом по громкому воззванию трубы. Царствие Божие — это тихое, мирное, незаметное вхождение Духа Святого в сердца человеческие. Такие святые, как Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Антоний и Феодосий Печерские уже при жизни были в Царствии Божием, в их сердцах обитал Дух Святой, для них уже здесь на земле началось светлое Царствие Божие. Сказал Господь ученикам своим: «Придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, — не ходите и не гоняйтесь, ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой» (Лк. 17, 22–24). Так внезапно, так потрясающе будет Его Пришествие. Это будет внезапно, когда люди совершенно не будут ждать этого, в день, который ведает лишь Отец наш Небесный.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

539 «Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» ( Рим. 13:3–4 ). 540 В главе 13 Послания к Римлянам ап. Павла, из которой взяты приведенные в двух предшествующих примечаниях слова, речь идет о необходимости послушания земным властям и исполнения закона, в то время как Христос утверждал, что его Царствие «не от мира сего». 541 Между прочим, приводимые вами слова Спасителя сказаны Им апостолам, которые пытались защищать Его в Гефсиманском саду (См.: Мф. 26:52–53 (примеч. 2 и 3 к «Открытому письму» В. П. Соколова), и распространительное их толкование не соответствует контексту и так же произвольно, как если бы кто-либо для противоположной цели стал цитировать слова Спасителя о «двух мечах»: «Продай одежду и купи меч» ( Лк. 22:35–38 ). 542 Сергий Радонежский (ок. 1321–1391) – основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря. Активно поддерживал объединительную и национально-освободительную политику князя Дмитрия Донского, к которому был близок. Благословил последнего на борьбу с татарами перед Куликовской битвой. Канонизирован Русской православной церковью. Дмитрий Донской (1350–1389) – великий князь московский (с 1359 г.) и владимирский (с 1362 г.), сын Ивана II. При нем в 1367 г. построен белокаменный кремль в Москве. Возглавил вооруженную борьбу русского народа против монголо-татар; руководил их разгромом в битве на р. Вожа (1378). В Куликовской битве 1380 г. (верховья Дона) проявил выдающийся полководческий талант, за что был прозван Донским. В княжение Дмитрия Донского Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях. Дмитрий Донской впервые передал великое княжение Василию I без санкции Золотой Орды. Канонизирован Русской православной церковью. 545 Экхарт (Eckhart) Иоганн (Майстер Экхарт) (ок. 1260–1327) – представитель немецкой средневековой мистики, приближавшийся к пантеизму; доминиканец, проповедовал на немецком языке. В учении об абсолюте выделял безосновное божественное ничто («бездну») как основу Бога и всего бытия. В 1329 г. папской буллой многие тезисы Экхарта объявлены еретическими.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   Побуждает человека красть его пристрастие к удовольствиям и материальным благам. В противовес сребролюбию христианская вера учит нас быть бескорыстными, трудолюбивыми и милосердными: «Кто крал, впредь не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделить нуждающимся» (Еф. 4:28). Высокой христианской добродетелью является совершенное нестяжание и отречение от всякой собственности. Это предлагается тем, кто стремится к совершенству: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах,» — сказал Господь богатому юноше (Мф.19:21).Такому евангельскому идеалу следовали многие подвижники, как, например, святые Антоний Великий и Павел Фивейский, св. Николай чудотворец, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, блаженная Ксения Петербургская и многие другие. Монашество ставит себе целью полный отказ от личного имущества и утех семейной жизни. Девятая заповедь Закона Божия         «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».        Этой заповедью Господь Бог запрещает всякую ложь, как например: ложные показания на суде, доносы, наговоры, сплетни, злословие и клевету. Клевета есть дело дьявольское, ибо само имя “дьявол” значит “клеветник.” Всякая ложь недостойна христианина и не согласна с любовью и уважением к ближним. Ап. Павел наставляет: «Отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что вы — члены друг другу» (Еф. 4:25).Относительно осуждения Спаситель категорически заявил: «Не судите, да не судимы будете!» (Мф.7:1). Ближний исправляется не осуждением или насмешкой, а любовью, снисходительностью и добрым советом. Надо помнить и свои слабости. Вообще, необходимо обуздывать свой язык и воздерживаться от празднословия. Ведь слово — это величайший дар Творца. Животные этого дара не имеют. Когда мы говорим, мы уподобляемся Творцу, слово Которого немедленно становится делом. Поэтому дар слова надо употреблять исключительно для доброй цели и во славу Божию. Относительно пустословия Иисус Христос учил: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12:36-37).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010