В 1933 году о.Сергий скончался: его переехал грузовой автомобиль, давший неожиданно задний ход, так как дорогу перебегала какая-то девочка. Он возвращался в это время из церкви домой, отслужив литургию. Хоронили о.Сергия очень торжественно. Народу было, по словам моей знакомой, бывшей на похоронах, не менее 10 тысяч человек, так что движение трамваев приостановилось. Тяжело ей было терять человека, который своими беседами и молитвенным общением облегчал ее жизненный путь и содействовал тому, что у нее стал устанавливаться мир в душе, но она страдала еще и потому, что не все успела передать о.Сергию, что у нее остались еще вопросы, не дававшие ей покоя, и мучили разного рода сомнения. Горячо молилась она об упокоении души почитаемого ею пастыря и мысленно выразила сожаление, что она не успела разрешить при его помощи целый ряд вопросов в религиозной области, ее интересовавших. В ту же ночь ей приснился о.Сергий Щукин и сказал: " Не жалейте, что мы многого с вами не разобрали, все это неважно; самое главное в жизни - наше отношение к Богу " . Почти теми же словами выражался незабвенный Батюшка о.Алексий, говоря о нашем спасении. Из всего вышеизложенного вытекает, что христианин обязан установить правильное отношение к Богу. Во главу угла должно быть поставлено именно наше отношение к Нему, ибо отношение Бога к нам известно: " Бог есть любовь " (1 Ин. 4, 8), и для нашего спасения от " греха проклятия и смерти " Он не пощадил Своего Единородного Сына. Христос говорит: " Се стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною " (Откр. 3, 20). И мы должны не закрывать двери нашего сердца и установить общение с Источником нашего спасения, памятуя, что " если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине " (1 Ин. 1, 6). О МОЛИТВЕ ПО СОГЛАШЕНИЮ В Евангелии от Матфея в гл. 18, ст. 19-20 читаем следующие слова Спасителя: " Истинно также говорю вам, что если двое из вас на земле согласятся просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/442/...

Вера в триипостасного Бога, христианство, православие не средство улаживать дела в семье или в государстве, а тайна, доверенная нам Богом. Тайна, в которую можно погрузиться, чтобы стать ее частью и жить в ней, но не инструмент, используя который можно решить те или иные вопросы. Преп. Сергий — святой. Из Нового Завета мы знаем, что Церковь есть мистическое Тело Христово. «Мы многие составляем одно тело во Христе, а каждый в отдельности мы — члены друг друга» (Рим 12:5). «Не может глаз сказать руке: ты мне не нужна, или опять же, голова ногам: вы мне не нужны» (1 Кор 12:21), — говорит апостол Павел. Теоретически каждый христианин знает, что все люди связаны воедино, в единое тело, ибо Христос на кресте умер за каждого из людей, кто жил, живет и будет жить на земле, за каждое человеческое «я» вне зависимости от того, верит это «я» в Него или нет. Но на практике мы об этом забываем. На практике мы только и делаем, что рвем те самые связи, которые соединяют глаз с рукой и голову с ногами. Святой через подвиг не деятельностью, а самою жизнью восстанавливает порванные связи, а в конечном итоге мистическое единство всего человечества, единство не национальное, не государственное или какое-либо другое, даже не религиозное, а именно мистическое, полное, глубинное, то Троическое единство, о котором молится Иисус в своей первосвяшеннической молитве: «Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино…» (Ин 17:21). При этом, однако, постичь, в чем заключается подвиг святого, не очень просто; добиться в этом каких-то успехов мы сможем, наверное, только в том случае, если его житие станет для нас не просто материалом для размышлений, пусть даже благочестивых, а примером (напомню, что слово «пример» без труда выделяется как ключевое в житии преп. Сергия) для подражания. Для того чтобы читатель не подумал, что ему предлагается уйти в монастырь, стать монахом, замечу, что в первую очередь Сергий Радонежский учит нас не этому. Чему же? Сегодня, испытывая естественное отвращение к пионеротряду, комсомольской или партийной организации, парткомам и т. д., мы стремимся к личной автаркии, к свободе от какой бы то ни было ячейки. Стремился к такой свободе и преп. Сергий, но результатом его ухода стало то, что служение ближнему он сделал главным в своей жизни. Уйдя из мира, отвергнув те формы человеческого общежития, которые навязывало ему русское общество середины XIV beka, он не стал отшельником-одиночкой, а стал искать (что было не просто) способы для воплощения в реальность той открытости по отношению друг к другу, которую Иисус назвал словом «агапэ» (любовь) и без которой человек теряется и, каким бы счастливцем он себе ни казался, в конце концов довольно быстро погибает. «Ибо, если упадет один, то другой, — говорит Священное Писание, — поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его» (Еккл 4:10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Возникает вопрос: дала ли Сергиева община что-либо новое по сравнению с предшествующими ей общинами? Преподобный Кассиан, обсуждая устройство общежития, указывает: «Цель общежития состоит в том, чтобы умертвить и распять свою волю и по спасительной заповеди о евангельском совершенстве не иметь никакой заботы о завтрашней дне ( Мф.6:34 )» (11, с. 521). «Наше самоотвержение есть не что иное, как духовное умерщвление и образ Распятого» (11, с. 43). Святой Василий Великий , говоря в 7-й главе пространных правил о выгодах общежития, отмечает, что «если мы все между собою члены одного тела – Церкви, которой глава – Христос, то в совокупном согласном действовании всех членов лучше выполняются все обязанности [...]. В Церкви сообщаются многим разные дарования Святого Духа на общую пользу ( 1Кор.12 ), а в одиночестве никто не может иметь все дарования, нужные для духовной жизни, некому послужить ими, и дар остается бесполезным» (11, с. 520). Итак, по преподобному Кассиану, христианскую общину скрепляет уничижение себя, Крест; по святителю Василию Великому – взаимное служение друг другу, Церковь . Деятельность Преподобного Сергия указывает нам на еще одно начало, крепящее христианскую общину, – любовь, открывающуюся в образе Пресвятой Троицы. В чем смысл христианского общежития? В том, что христиане, живущие вместе, имеют все общее: имущество, скорби, радости, они имеют общую любовь. Но в мире царствует грех , смертоносное разделение. Как же Преподобный Сергий увидел, что люди могут, живя совместно, осуществить Господню заповедь о любви: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга: как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:34–35 )? Преподобный Сергий взял образ Евангельской любви из другого мира, из мира Божественного. Он усмотрел образ любви в жизни Пресвятой Троицы, в той жизни, где Отец, и Сын, и Дух Святой едины, где действует общая благодать, где действует общая Божия любовь о роде человеческом. Вот поэтому обитель Сергиева и была названа в честь Пресвятой и Живоначальной Троицы. Потому-то «в похвалу Преподобного Сергия» один его ученик, преподобный Никон, строит церковь во Имя Пресвятой Троицы, а другой ученик, преподобный Андрей Рублев, пишет чудотворную икону Пресвятой Троицы по канону, неизвестному дотоле, т. е. явленному. Троицкая обитель времени Преподобного Сергия была новой, особой ступенью в развитии христианского общежития.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

«Вот увидел я, — пишет в Откровении Иоанн Богослов, — …великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих», и они славили Бога, сидящего на престоле ( Откр.7:9 ). Полна подвижников и наша Запорожская земля. Недавно причислен к лику святых священномученик Сергий, Архиепископ Мелитопольский. Сей угодник Божий в годы репрессий был сослан в Карагандинские лагеря. После издевательских насмешек и садистских притеснений расстрелян. Владыка Сергий своими мощами почивает в братской могиле ГУЛАГа. Намечена канонизация еще шести Запорожских праведников и мучеников. Своей любовью к Богомладенцу Иисусу и к людям они достигли изумительных высот. И ныне в Небесных Обителях звезды Христовы сияют в безмерной славе и во свете живут неприступном. Один из этих праведников после кончины явившись своему духовному чаду, сказал, что «слава, которую Господь дает там возлюбившим Его, так велика, что в теле ее выдержать и остаться живым невозможно». Но — о, чудо! О, великое Знамение Божие!!! Две тысячи лет от Рождества Христова Церковь гонят, а она благодатью Господней с кротостию и любовию стирает на своем пути все злое и богопротивное, исполняя повеление Иисусово: «…научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф.28:19 ). Подсчитано, что только 2% человечества еще не имеют Евангелия на своем языке. И ныне Церковь Христова в двухтысячный раз празднует Рождество Богомладенца Христа! Мы безмерно благодарны нашему Спасителю за то, что пришел в мир. Что явил человечеству беспредельную милость в подвижниках Церкви и в жизни каждого из нас. Благодарим нашего Господа, что сподобил нас духовного веселия на изумительном двухтысячном Рождественском празднике. Безусловно, миллионы людей мечтали дожить до сего Славного Юбилея. Казалось, что он где-то за далеким горизонтом. Но вот он у порога. И только наше поколение сподобилось ликовать на этом Несравненном Торжестве.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Геннадий, прошу Вас, ну сделайте подарок пожилой женщине (да и не мне одной!) - уберите Вы этот хвост... У Вас такое замечательное имя! р.б.Сергий 15 января 2013, 13:53 " Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере. " (Гaл.,VI,6-10) СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! P.S. ГЕННАДИЮ-ЛИБЕРАЛУ: " Примерно на этом уровне наверное уже можно дерзнуть сказать: " Мне ничего не надо - я хочу быть с Богом " . " - Думаю, что на " этом уровне " особенно необходимо стаскивать за ноги неофита на " землю грешную " ! Мира тебе и благочестия, да хранит тебя Господь от всякого зла! БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ! Елена 15 января 2013, 09:38 Отец Нектарий, спаси Вас Бог! очень благодарна Вам за все Ваши проповеди! Со святыми днями! Всех благ! Наташа 14 января 2013, 22:15 Спасибо, очень созвучно. Сергий Л. 14 января 2013, 21:11 Спасибо, о. Нектарий, за то, что такой короткой статьей так четко расставили приоритеты в жизни христианской - что называется " не в бровь, а в глаз " . Радуйте нас по-чаще, пожалуйста, своими пастырскими замечаниями: они очень важны и благотворны. Елена.Украина 14 января 2013, 20:58 " ХВАЛИТЕСЬ ИМЕНЕМ ЕГО СВЯТЫМ; ДА ВЕСЕЛИТСЯ СЕРДЦЕ ИЩУЩИХ ГОСПОДА. ИЩИТЕ ГОСПОДА И СИЛЫ ЕГО, ИЩИТЕ ЛИЦА ЕГО ВСЕГДА. " (Пс.104.3,4) Илья 14 января 2013, 18:55 Слава Богу за ваши статьи, и вам спасибо большое. Геннадий-либерал 14 января 2013, 16:34 Думаю, что сказать: " Я хочу быть с Богом " - это примерно то же, что сказать: " Я хочу дышать " , т.е. высказывание абсолютное правдивое и естественное, но оно ничего никому не объясняет. Скорее всего так происходит и с обращением к вере в Бога, человек просто начинает верить и все тут: объяснить толком он не способен - почему и для чего верит. Многие укажут на желание " жить вечно с Богом " , но что это значит жить вечно с Богом? Зачем и для чего?

http://pravoslavie.ru/58754.html

Грамоты, которыми города переписывались между собою, свидетельствуют об этом. «Идем все головами, – писали здесь русские люди, – на помощь государству, прося милости у Бога», или: «за православную веру хотим умереть». 176 Эта вера в народе и войсках поддерживалась и Самим Богом посредством дивных видений. Сам Минин заявлял своим соотечественникам, что ему «явился св. Сергий и приказал будить уснувших». Тот же Сергий преподобный накануне последнего, решительного сражения русских с поляками явился праведному и больному святителю Арсению, томившемуся в плену у поляков в Кремле, и возвестил ему, что в этом сражении русские войска заступлением Божией Матери одержат победу, и Москва вместе со всей Россией будет освобождена от врагов. Эта весть тут же перелетела чрез стены Кремля в русские войска, наполнила их сердца великой радостью, одушевлением и героическим духом, и они действительно одержали блестящую победу над поляками, чем и окончились тогда наши всероссийские несчастья. Можно привести множество и других случаев дивной помощи, которую оказывал Господь русскому народу во дни его великих бедствий, особенно во время войн с внешними врагами. Впрочем, за эту веру Господь не только спасал Россию от гибели, но постепенно умножал ее силу и сделал ее могущественнейшей и славнейшей державой среди всех народов земли. О, если бы русский народ продолжал держаться своей православной веры доселе и чрез то был в повиновении Божественной воле своего Господа и всем Его Божественным заповедям! Тогда не допустил бы Господь гибели России, и русские люди не подпали бы под иго большевиков – ужасных врагов Божиих. Теперь, как никогда, мы должны вспомнить слова Господа, которые Он сказал чрез Божественного Псалмопевца Своему, некогда избранному, а ныне отверженному, народу: О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями! Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их. 177 Увы, русский народ отступил от православной веры, отверг волю своего Господа, стал руководствоваться не православною своею Церковью и ее св.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Демоны, хохоча, наставляют на меня свои оружия и визжат: «Смерть предателю!» Залп! И я чувствую, как жизнь утекает из меня. Вся наша жизнь – во Христе Иисусе. И когда мы творим свои похоти, жизнь наша уходит от нас. Адам плакал горько, когда протрезвел от греховного опьянения. Он вышел из рая и понял, чего лишился. Так же горько плакал и Петр, когда вышел из рая верности Христу и отрекся от Него. И я плачу, как могу, потому что сам удаляю от себя жизнь мою. Весь Великий пост мы пытались разглядеть в себе начатки греха, и когда наконец увидели – это убило нас. Невозможно увидеть в себе бездну греха – и не содрогнуться от отчаяния. Поэтому Господь приоткрывает нам завесу нашего состояния постепенно. Но и это повергает в уныние. Господи! Ты видишь, что я люблю Тебя! Даже если побеждаюсь грехом, даже если в неразумии и малодушии отрекаюсь от Тебя – не отринь меня! Воздвигни меня, как сына Наинской вдовицы, как дочь Иаира, как Лазаря Четверодневного! Воздвигни меня, чтобы я не умер во грехе, а умер для греха! Это не я должен умереть, а мой ветхий Иуда, он должен быть уничтожен и стерт из моего сердца. Ибо должен быть «ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» (Рим. 6: 6–8). Рейтинг: 10 Голосов: 1047 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Галина 30 апреля 2021, 07:54 Спасибо за статью! В самое сердце! Никита 29 апреля 2021, 16:46 Очень нравятся статьи о.Сергия Бегияна! Карина 29 апреля 2021, 14:35 Большое спасибо за прекрасную, пронизывающую и, главное, своевременную статью. Прочувствовала всё на своей душе. р.Б.Сергий 29 апреля 2021, 12:51 о.Сергий Бегиян поставил своими словами перед нами (передо мной, уж, точно) зеркало.В которое страшно взглянуть,но приходится,точнее необходимо,чтобы пытаться очистится полностью.Не знаю,будет ли положительный результат,но стремиться к этому надо.

http://pravoslavie.ru/138988.html

Епископ Вениамин (Милов) пишет: «Бог хранит каждое благодеяние, как зеницу ока, любит человека за доброту более, нежели мать сына... Долг угодников Божиих – не пропускать случаев делать добро и совершать их неистощимо, с полной любовью». Господь наш Иисус Христос говорит: «Давайте, и дастся вам; мерою доброю, у трясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк в, 38). И апостол Павел тоже говорит: «Кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» ( 2Кор 9, 6 ), а псалмопевец Давид ублажает милосердных, ибо к ним особо милосерд Господь. Он пишет: «Блажен, кто помышляет о бедном [и нищем]! В день бедствия избавит его Господь» ( Пс 40,2 ). Надо глубоко верить, что слова Господни непременно исполнятся на нас, как в свое время исполнились они на святых, которые поучают нас примером своей жизни. Вот, например, преподобный Савва Освященный и преподобный Сергий Радонежский в неурожайный год раздали голодным последние запасы монастырского продовольствия. Насельники обители возроптали на них за излишнее щедролюбие, но преподобные отцы Савва и Сергий утешали их и велели ожидать помощи свыше. И действительно, Господь не замедлил помочь им. Промыслом Божиим в монастыре оказалось продуктов больше, чем было раньше. Старец Силуан пишет: «Когда у тебя отнимают имущество, то ты отдай, ибо любовь Божия не может отказать; а кто не познал любви, тот не может быть милостивым, потому что нет у него в душе радости Святого Духа... Меня этому еще родной отец научил. Когда случалась в доме беда, он оставался спокоен. Однажды мы шли мимо нашего поля, и я сказал ему: – Смотри, у нас воруют снопы. – А он говорит мне: – Э, сынок. Господь уродил хлеба, нам хватит, а кто ворует, стало быть, у него нужда есть». Вот еще пример милосердия, достойный подражания. Одна престарелая получала очень малый паек хлеба на целые сутки и все же уделяла из него часть больным и голодным. За ее доброту Господь даровал ей здоровье, бодрость духа и радость духовную.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Епископ Вениамин Милов пишет: «Бог хранит каждое благодеяние, как зеницу ока, любит человека за доброту более, нежели мать сына… Долг угодников Божиих — не пропускать случаев делать добро и совершать их неистощимо, с полной любовью». Господь наш Иисус Христос говорит: Давайте, и дастся вам; мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам ( Лк.6:38 ). И апостол Павел тоже говорит: Кто сеет щедро, тот щедро и пожнет ( 2Кор.9:6 ), а псалмопевец Давид ублажает милосердных, ибо к ним особо милосерд Господь. Он пишет: Блажен, кто помышляет о бедном и нищем. В день бедствия избавит его Господь ( Пс.40:2 ). Надо глубоко верить, что слова Господни непременно исполнятся на нас, как в своё время исполнились они на святых, которые поучают нас примером своей жизни. Вот, например, преподобный Савва Освященный и преподобный Сергий Радонежский в неурожайный год раздали голодным последние запасы монастырского продовольствия. Насельники обители возроптали на них за излишнее щедролюбие, но преподобные отцы Савва и Сергий утешали их и велели ожидать помощи свыше. И действительно, Господь не замедлил помочь им. Промыслом Божиим в монастыре оказалось продуктов больше, чем было раньше. Старец Силуан пишет: «Когда у тебя отнимают имущество, то ты отдай, ибо любовь Божия не может отказать; а кто не познал любви, тот не может быть милостивым, потому что нет у него в душе радости Святого Духа… Меня этому ещё родной отец научил. Когда случалась в доме беда, он оставался спокоен. Однажды мы шли мимо нашего поля, и я сказал ему: – Смотри, у нас воруют снопы. А он говорит мне: – Э, сынок, Господь уродил хлеба, нам хватит, а кто ворует, стало быть, у него нужда есть». Вот ещё пример милосердия, достойный подражания. Одна престарелая получала очень малый паёк хлеба на целые сутки, и все же уделяла из него часть больным и голодным. За её доброту Господь даровал ей здоровье, бодрость духа и радость духовную. Значение милосердия очень понятно объяснил преподобный Серафим, Саровский чудотворец, одному из своих посетителей, который дал деньги ему, а потом помыслил:

http://azbyka.ru/pomogi-gospodi-izzhit-m...

Если же ты не убежишь отсюда, не быть тебе живым: мы растерзаем тебя и ты умрешь в наших руках». Таков обычай диавола с его гордыней: когда он начнет перед кем-нибудь похваляться или угрожать, тогда хочет уничтожить землю, высушить море, а сам не имеет власти даже над свиньями.    Преподобный Сергий, вооружась молитвой к Богу, начал говорить так: «Боже! Кто уподобится Тебе? Не премолчи, не оставайся в покое, Боже! Ибо вот, враги Твои шумят» (Пс. 82:2—3) и еще: «Да воскреснет Бог, и исчезнут враги Его, и да бегут от лица Его все ненавидящие Его. Как рассеивается дым, так и они пусть исчезнут: как тает воск от огня, так да погибнут грешники от лица Божиего, а праведники да возвеселятся (Пс. 67:1—4)». Так Сергий именем Святой Троицы, имея помощницей и заступницей Святую Богородицу, а вместо оружия — Честной Крест Христов, поразил диавола, как Давид Голиафа. И тотчас диавол со своими бесами сделался невидим, и все бесследно исчезли и пропали. Преподобный же горячо возблагодарил Бога, избавившего его от этого бесовского мятежа.    Через несколько дней, когда блаженный в хижине неустанно в одиночестве творил всенощную молитву, внезапно раздались шум, грохот, сильное волнение, смятение и устрашающие звуки, — не во сне, но наяву. И вот множество бесов вновь напало на блаженного, как бесчинное стадо, вопя и угрожая: «Уходи, уходи отсюда! Что ты ищешь в этой пустыне? Что хочешь обрести на этом месте? Чего ты добиваешься, сидя в этом лесу? Или ты собрался здесь жить? Зачем ты здесь поселился? Не надейся, что сможешь здесь остаться: ты и на час тут не задержишься. Ты сам видишь, что место это пустынное, неудобное и труднодоступное, отсюда во все стороны до людей далеко, и никто не придет сюда. Разве ты не боишься, что можешь умереть здесь от голода или душегубцы-разбойники найдут и убьют тебя; кроме того, в этой пустыне живет много зверей кровожадных, воют свирепые волки и стаями приходят сюда, да еще и многочисленные бесы злобно пакостят, и грозные чудища без числа бродят здесь, поэтому искони место это пусто и непригодно для жилья.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010