III. Спасские Архимандриты До переведения монастыря сего на новое место, были Архимандритами: 1. Иоанн I, 1346 года хиротонисанный в Епископа Ростовского. 2. Иоанн II, прозванием Ненейца, в 1374 году оставив Архимандрию, отошёл на безмолвие. 3. Михаил, прозванием Митяй, с 1375 по 1377 год; он избран был в Митрополита Всероссийского; но поехав в Константинополь для посвящения, на пути скончался и погребён в Галате. 4. Симеон в 1382 году убит в. Кремле татарами. 5. Сергий I Азаков упоминается в 1389 году. Никон. летоп. ч. 4, стр. 158. 6. Игнатий, спутник М. Пимену в Царьград; он с Сергием Азаковым вёл путевые записки Митрополита. Татищева И. Р. IV, 424, Никон. лет. IV, 166. 7. Феодосий значится Архимандритом Спасским 1404 г. Никон. летоп. ч. II, 312. 8. Илларион 1406 г. посвящённый в Епископа Коломенского. Соф. времен. I, 430 и Летоп. Львова, II, 238; но, по Никон. лет. IV, 318, Архимандрит Симоновский. 9. Савва, Игумен, упоминается в 1410 году. Древн. Рос. Вивлиоф. изд. 2. ч. 1, стр. 147. Собрание Госуд. грамот, I. 10. Трифон встречается 1462 г. в Собрании Госуд. грам. I. стр. 421. Он хиротонисан был в Архиепископа Ростовского. 11. Вассиан I, прозванием Рыло, в 1466 г. произведён из Игуменов Троицы Сергиева монастыря; а в 1468 г. хиротонисан в Архиепископа Ростовского. 12. Герман упоминается 1474 г. в Марте. Продолжение Древн. Рос. Вивлиоф. XIII 3. стр. 221. 13. Елисей в 1483 г. Никон, летоп. ч. 6, стр. 117. По переведению монастыря из Кремля на новое место: 14. Афанасий I, прозванием Щедрый; при нем в 1497 г. освящена первоначальная соборная церковь в монастыре, 1505, Декабря 21. Древн. Российск. Вивлиоф. ч. 5, стр. 93 и 100. 15. Савва Святогорец, Грек, в 1525 г. с Максимом Греком соборно осуждён и сослан в Вознищский Волоколамский монастырь на заточение. Летоп. служащий продолжением Нестора. Москва, 1784 г. 381 и Акты археогр. Экспед. 1. 16. Феодосий в 1542 хиротонисан в Епископа Коломенского. Ник. летоп. ч. 7, стр. 37. 17. Нифонт I Кормилицын, упоминается в грамотах 1544 г; а 1554 г. хиротонисан в Епископа Сарского и Подонского. Никон. летоп. ч. 7·стр. 211.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

V. Достопамятные события Обозрение истории сего древнего в Москве и первенствующего монастыря, его священных памятников, преимуществ и Настоятелей заключим указанием достопамятных в нем событий, которыми ознаменовано пяти вековое его существование. Его Настоятели нередко являются на политическом поприще деятелями, на Иераршеском Престоле Архипастырями. Некоторые из них были Духовниками Великих Князей, а Митяй не только Духовником, но даже Печатником Димитрия Донского; Сергий Азаков и Игнатий замечательны как своим двукратным путешествием в Царьград, так равно и описанием его 63 . Трифон в 1452 г. благословив брачный союз В. К. Uoahha III с дочерью Тверского Книжною Мариею, утвердил согласие между Московским и Тверским Великими Князьями 64 . (50) Из Юридических актов Археографической Экспедиции видно, что в Новоспасский монастырь посылаемы были под начал иноземцы, принимавшие православную веру и крещение 65 . (51) В 1505 году Казанский Царевич Куйдакул крещён и венчан с сестрою Вел. Князя Новоспасского Архимандрита Афанасия 66 . Когда Царь Иоанн IV, после кончины Всероссийского Митрополита Антония, в 1581 г. грамотою утвердил новый обряд постановления Святителей, тогда же назначено Новоспасскому Архимандриту с Чудовским быть благовестителями при посвящении, уготовлять для сего место в соборе и писать орла над ним. Некоторые из Спасских Настоятелей сидели у духовных грамот Великих Князей, т.е. были свидетелями, как например, Савва у Владимира храброго, Трифон у В. К. Софии Витовтовны и у Василия Темного; они же утверждали рукоприкладством своим и проклятые (клятвенные) грамоты Князей Воротынских и Мстиславских, данные ими Царю Иоанну Васильевичу в усердной и верной службе. Архимандрит Новоспасский Антоний в 1566 г. подписал с прочими приговорную грамоту о походе войною на Польшу 67 . Настоятели сего монастыря присутствовали на Московских соборах и подписывали акты оных; Иов, впоследствии первый Московский Патриарх, заручил в 1580 году приговорную грамоту всего Духовенства в том, «чтобы не отбирать имеющихся у них при Архиерейских домах и монастырях вотчин и никому оных не выкупать; а впредь с 15 Января никому в монастыри своих вотчин не отдавать». Как на соборы призывались Настоятели знатнейших монастырей, то и на соборе 1572 г. Новоспасский Архимандрит имел второе место, а в рукоприкладстве подписался первым; потом на собор 1581 г. имел третье место. По Уложению Царя Алексия М. за бесчестье судом и сыском ему платилось 70 рубл. а Келарю Новосп. 50 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Х. Епархия Рязанская Рязанская епархия древностью своей возводится к началу XIII века; но это требует разъяснений. Шестая из второклассных. I. Епископы Рязанские 1. Арсений , 1207–12. 2. Евфросин , 1225, 37. 3. Иосиф , 1284. 4. Василий , святой, † 1294. 5. Григорий , 1326, 40. 6. Кирилл , прежде 1353. 7. Василий хирот. 1356. 8. Афанасий , прежде 1378. 9. Феогност хирот. 15 авг. 1388. Упом. 1390. 10. Иеремия , Грек, 1390–92. 11. Феогност упом. 1396 и 1401; † 1407. 12. Сергий Азаков , из архим. Симоновских, в начале XV века. (1423?) 13. Иона , с 1433 по 1448; потом митрополит всея Русии. Святой. 14. Евфросин Звенец , 1455–61; † ... (? Рязанский и Муромский. Акт. Ист., I, 68). 15. Давид хирот. 1 февр. 1462, из казначеев митрополичьих. Упом. 1465. 16. Феодосий хирот. 8 дек. 1471 из архим. Чудова монастыря; в 1481, по болезни, оставил епархию. Погребён в Рязанском Архангельском соборе. II. Епископы Рязанские и Муромские 17. Симеон хирот. в 1481 (духовник митрополита Геронтия); † 1496. Погребён в Рязанском Архангельском соборе. 18. Протасий хирот. 18 дек. 1496; оставил епархию в 1516; † в апр. 1520. 19. Сергий хирот. 12 февр. 1517 из архим. Спасо-Андрониева монастыря; по 1521. 20. Иона хирот. 23 мар. 1522 из архим. Юрьевских; по 1547. [† 1546 ... (sic).] Погребён в Архангельском соборе. 21. Михаил хирот. 22 апр. 1548 из архим. Чудова миря; † 1551. Погребён в Архангельском соборе. 22. Кассиан , из архим. Юрьевских?, упом. с 1551; в начале 1554 лишён сана и сослан в Кириллов Белоезерский мнтрь († там 21 окт. 1556). 23. Гурий Лужецкий 17 мар. 1554 хирот. из игум. Троице-Сергиевских; по 1562. Погребён в Архангельском соборе. 24. Филофей в 1562 хирот. из архим. Симонова монастыря; в исх. 1568 (или в начале 1569?) лишён сана. 25. Сергий , в 1569–72. Феодосий Вятка (Опис. Рум. Муз., 784. Сравн. Троицкую Сергиеву Лавру). 26. Леонид Протасьев в 1573 хирот. из игум. Иосифова монастыря; отрешён в начале 1586. III. Архиепископы Рязанские и Муромские

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит, ставя в пример Василию Дмитриевичу византийских императоров и русских князей из числа его предков, довольно резко упрекал великого князя в том, что он «Церковь Божию уничижил, насилствуя, взимая Но несмотря на указанные обстоятельства, равно, как и на то, что Фотий начал свою деятельность на Руси с контактов с Витовтом, он, вероятно, произвел на великого князя Василия и других князей Московского дома после прибытия в Москву вполне благоприятное впечатление. Подтверждением этому может служить следующий факт: 14 мая 1410 г. скончался знаменитый герой Куликовской битвы удельный князь Серпуховской и Боровский Владимир Андреевич Храбрый, по завещанию которого во владение митрополиту Фотию было передано подмосковное село Кудринское с прилежащими Вскоре между великим князем Василием и свт. Фотием установились не просто дружественные отношения: московский государь стал духовным чадом митрополита, о чем свидетельствует тот факт, что в своих посланиях Фотий именует Василия «сыном», наставляет и поучает О благожелательном отношении Василия Дмитриевича к Фотию говорят и обширные пожалования митрополичьей кафедре, сделанные московским государем: ростовская слобода митрополичьи села Андреевское и Мартемьяновское во Владимирском уезде. Митрополичьему нижегородскому Благовещенскому монастырю были пожалованы земли в Лыскове, Курмыше, Мещерске и Василий Дмитриевич и впоследствии всячески поддерживал Фотия. Скорее всего, именно при содействии митрополита Фотия Московский государь породнился с византийским императорским домом Палеологов: в 1414 г. в Константинополе был заключен брак между дочерью Василия Дмитриевича великой княжной Анной Васильевной и наследником императорского престола Иоанном Палеологом, который стал предпоследним императором ромеев под именем Иоанна Вскоре после своего приезда в Москву, в начале лета 1410 г., свт. Фотий совершил хиротонии новых епископов для епархий Северо-Восточной Руси. Архимандрит московского Спасского монастыря Сергий (Азаков) был поставлен епископом Рязанским и Муромским, а игумен ярославского Спасского монастыря Иоанн стал епископом Продолжением активного администрирования Фотия в церковной жизни Северо-Восточной Руси стала отправка им послания к светским и церковным властям Пскова, датированного 22 июня 1410 Послание содержит наставления по исправлению жизни духовенства и мирян.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591481/

После того как основатель и 1-й настоятель обители св. Феодор возглавил Ростовскую кафедру, архимандритом М. С. м. был поставлен прп. Кирилл Белозерский, позднее в том числе по причине отсутствия единомыслия среди братии ушедший на Белоозеро и основавший там свой мон-рь. Вместе с прп. Кириллом на Белоозеро ушел и другой насельник М. С. м.- прп. Ферапонт (Преподобные Кирилл, Ферапонт. 1994. С. 70-74, 202, 206, 208 и др.). Автор Жития прп. Кирилла Белозерского, а также прп. Иосиф Волоцкий в своей духовной грамоте свидетельствуют о некоторых нестроениях среди братии обители в кон. XIV - 1-й пол. XV в. и в то же время о стремлении поставить под контроль великокняжеской власти жизнь мон-ря (Преподобные Кирилл, Ферапонт. 1994. С. 70-72; ВМЧ. Сент. 9. Стб. 552). Архим. Геронтий (впосл. митрополит Московский и всея Руси) подписал послание духовенства кн. Дмитрию Георгиевичу Шемяке от 29 дек. 1447 г., призывающее его подчиниться вел. кн. Василию II Васильевичу Тёмному (АИ. Т. 1. С. 75-83. 40). Возможно, в ответ вел. кн. Василий II щедро отблагодарил мон-рь: 4 янв. 1448 г. на имя архим. Геронтия выдал жалованную несудимую грамоту, подтверждавшую имевшиеся ранее жалованные грамоты, сгоревшие во время пожара 1445 г. (АСЭИ. Т. 2. С. 346. 350; Ивина. 1979. С. 71). Фактически за мон-рем были закреплены все принадлежавшие ему владения (конкретно не перечисленные), на к-рые были утрачены правоустанавливающие документы. Уже будучи митрополитом Московским, Геронтий во время конфликтов с великим князем дважды оставлял кафедру и удалялся в М. С. м.- в 1481 и 1484 гг. (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 313-314, 319). Мн. насельники мон-ря в XIV-XV вв. становились архиереями: свт. Михаил (1383, Смоленская кафедра), свт. Феодор (до 1390, Ростовская кафедра), Сергий (Азаков) (нач. XV в., Рязанская кафедра), Иларион (1406, Коломенская кафедра), свт. Иона (до 1431, Рязанская кафедра, с 1448 митрополит), Геронтий (ок. 1453, Коломенская кафедра, с 1473 митрополит), Нифонт (1484, Суздальская кафедра), Зосима (Брадатый) (1490, митрополит Московский и всея Руси).

http://pravenc.ru/text/2564232.html

Вел. кн. Рязанский Олег Иоаннович. Реконструкция облика по черепу. 10-е гг. XXI в. Авторы Т. С. Балуева, Е. В. Веселовская. Лаборатория антропологической реконструкции Ин-та этнологии и антропологии РАН Вел. кн. Рязанский Олег Иоаннович. Реконструкция облика по черепу. 10-е гг. XXI в. Авторы Т. С. Балуева, Е. В. Веселовская. Лаборатория антропологической реконструкции Ин-та этнологии и антропологии РАН Известны отрывочные сведения о церковной политике О. И. Среди епископов, занимавших Рязанскую кафедру в период его длительного княжения, были Василий II (см. в ст. Василий , свт. Рязанский; 1356 - ок. 1360 (?)), Афанасий (ок. 1360 (?) - ок. 1378, по др. данным - ок. 1388) и Феогност (8 авг. 1388 - весна 1390, не позднее 1396 - лето 1407; был вынужден временно уступить кафедру еп. Иеремии Греку, поставленному патриархом К-польским (вероятно, Антонием IV ) и прибывшему на Русь в 1390 вместе с митр. Киприаном). В апр. 1389 г. в Переяславле-Рязанском состоялся церковный Собор во главе с митр. Пименом , который находился в сложных отношениях с вел. кн. Димитрием Донским и отправился в поездку в К-поль без его ведома (ПСРЛ. Т. 11. Стб. 95). На Соборе присутствовали Рязанский еп. Феогност, Смоленский еп. свт. Михаил , Звенигородский еп. Даниил (бывш. епископ Смоленский), Сарский еп. Савва (данные об участии в Соборе вернувшихся из К-поля в 1390 вместе с митр. Киприаном архиеп. Ростовского свт. Феодора , архиеп. Суздальского Евфросина , Черниговского и Брянского еп. Исаакия вызывают определенные сомнения), ряд архимандритов (в т. ч. московского Спасского на Бору монастыря Сергий (Азаков)), представители черного и белого духовенства из свиты митр. Пимена. Сохранились данные о неск. земельных пожалованиях О. И. Рязанской кафедре: на Воинский у. и с. Засечье, борть и бобровые ловы на р. Кишне (оба - 2-я пол. 50-х - сер. 60-х гг. XIV в.; АСЭИ. Т. 3. 314-315. С. 345-346), села Старое и Козлово с бортями (вероятно, 1388; Там же. 317. С. 347), остров на р. Оке (датировка 1390 г. не вполне надежна; Там же. 318. С. 347), земли и бобровые гоны по р. Проне (Там же. 319. С. 348). Ольгову в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рю было пожаловано с. Арестовское с погостами, землями и угодьями (предположительно в 1371-1372; Там же. 322. С. 350-352). О. И. стал ктитором основанного по его приказу ок. 1390 г. Солотчинского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря (см. Солотчинский в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь ), пожаловал обители селище Федорково, о-в Савицкий, Холковскую луку, перекопь с оз. Тишь с бортями, бобровыми гонами, рыбными ловлями (Там же. 324-325. С. 353-354).

http://pravenc.ru/text/2578287.html

О возросшей силе владычной кафедры косвенно свидетельствуют обстоятельства поставления митрополитами епископов для Рязани. Известны имена двух епископов Рязанских, рукоположенных в первой половине XV столетия. Это выдвинутые из среды московского духовенства Сергий (Азаков) и Иона, будущий митрополит всея Руси. Несомненно, поставление Сергия (Азакова) , в прошлом архимандрита московских кремлевского Спасского и Симонова монастырей, указывает на желание митрополита Фотия обеспечить сторонника митрополичьей политики в лице епископа Рязанского. Можно полагать, что в данном случае митрополит действовал в единомыслии с великим князем московским Василием I, который был бы не прочь видеть проверенного человека, занимающего высокий церковный пост, на землях соседнего независимого княжества и, что не менее важно, в недавно подчиненных Муроме и Мещере. Несомненно, Василий I был лично знаком с будущим епископом Рязанским еще со времен служения Сергия в Москве. Ведь кремлевский Спасский монастырь являлся придворной великокняжеской обителью. Владыка Иона, как и его предшественник Сергий (Азаков), занял архиерейскую кафедру Рязани после длительного монашеского служения в Симоновом монастыре. Он происходил из семьи землевладельца Федора Одноуша, вотчина которого располагалась в округе Галича Костромского. Иноческий постриг Иона принял «во едином отъ монастырей въ Галичьской земьли», откуда через непродолжительное, по всей видимости, время перебрался в Москву «во обитель Пречистыя Богородицы на Симаново» . Время рукоположения Ионы в епископы Рязанские точно не известно. Ни духовная грамота святителя Ионы, ни его житие, составленное около 1547 года по поручению Ивана IV и митрополита Макария, не называют даты этого события, однако духовная указывает, что он был поставлен в епископы Рязанские от «господина и отца кир Фотия» . По мнению Л.И. Ивиной и А.А. Зимина, какое-то время после вступления на престол Василия II Темного (февраль 1425 г.) Иона еще находился в Симоновом монастыре . О.А. Абеленцева указала на то, что в Супрасльском списке Белорусской I летописи под 1426 годом есть известие о посылке митрополитом Фотием архимандрита Ионы в Тверь, а в 20–30-е годы XV столетия в Москве известен только один архимандрит по имени Иона – симоновский. Возможно, архимандрит Иона и митрополит Иона – одно и то же лицо . Если все это действительно было так, то рукоположение Ионы имело место уже в последние годы жизни митрополита Фотия, между 1426 – началом июля 1431 года.

http://pravoslavie.ru/3702.html

В 1382 г., во время набега на Москву хана Тохтамыша, М. П. м. был разграблен, братия и настоятель архим. Симеон убиты (Там же. Т. 15. Вып. 1. Стб. 145). Согласно летописному известию, в 1404 г. митрополит «постави… в Киеве наместника своего Феодосиа, архимандрита Спасково» (Там же. Т. 11. С. 191; в статье не называется город, в к-ром находился Спасский мон-рь). В XV в. М. П. м. постепенно утрачивал свои позиции, что было обусловлено появлением московского Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыря (первое время митрополичьего), московского в честь Вознесения Господня женского монастыря , перенявшего «у Спасского функции места пострига, уединения и погребения для женщин из государевой семьи. Не позднее конца XIV в. у великокняжеской семьи появился домовый собор - Благовещенский… При всем том среди московских настоятелей спасскому архимандриту всегда принадлежало первое место» ( Назаров В. Д. Введение//АРГ: АММС. С. 226). В 1394 г. появился каменный домовый храм и у княгинь - ц. Рождества Пресв. Богородицы. Среди известных настоятелей М. П. м.- архимандриты Иоанн (1346), хиротонисанный во епископа Ростовского, Михаил (Митяй) (1376-1379), избранный митрополитом Московским и всея Руси, но так и не добившийся кафедры, Сергий (Азаков) (упом. в 1389), Трифон (впосл. архиепископ Ростовский), Вассиан I (Рыло) (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 45-46, 57, 126, 155; Т. 24. С. 185, 187). Житие прп. Паисия Галичского, составленное, вероятно, во 2-й пол. XVII в., при описании событий, относящихся к 50-м гг. XV в., упоминает «Спасского Задворного монастыря… архимандрита Трифона», причем непосредственно перед чудовским архим. Никандром ( Авдеев А. Г. Житие прп. Паисия Галичского: Исслед. и тексты. М., 2009. С. 320, 356), что может косвенно свидетельствовать об иерархической соотнесенности 2 кремлевских мон-рей. В Чудовском собрании ОР ГИМ хранится рукопись творений свт. Григория I Великого Двоеслова 1-й пол. XV в. с недатированной записью, сделанной полууставом того же столетия, о том, что она поступила по вкладу от спасского архим. Германа «в дом святей Богородицы в Пафнотьев монастырь по своей души» (Описание рукописей Чудовского собр./Сост.: Т. Н. Протасьева. Новосиб., 1980. С. 187-188. 320; Т. Н. Протасьева датирует настоятельство архим. Германа 1467-1482 гг. У Строева одноименный настоятель упомянут в марте 1474 ( Строев. Списки иерархов. Стб. 142)).

http://pravenc.ru/text/2564210.html

Иноческий постриг И. принял «во едином от монастырей в Галичьской земьли», откуда через непродолжительное, по всей видимости, время перебрался в Москву в Новый Симонов мон-рь. Здесь он трудился в пекарне. Согласно Житию, святитель принял постриг в 12 лет. В составе Жития читается предсказание митр. Киевского и всея Руси свт. Фотия о том, что И. «будет велик святитель во странах земли Рускиа» (Там же. С. 505-506). В годы пребывания И. в Симоновом монастыре там произошел раскол братии на сторонников общежительного и особножительного уставов. И., к-рый тогда «бяше млад», как об этом свидетельствует прп. Иосиф Волоцкий, занял сторону приверженцев общежительного устава (Древнерус. иноческие уставы. 2001. С. 81). Свт. Иона, митр. Киевский и всея Руси. Икона из деисусного чина. XVII в. (СГХМ) Свт. Иона, митр. Киевский и всея Руси. Икона из деисусного чина. XVII в. (СГХМ) Хиротонию И. во епископа Рязанского и Муромского возглавил митр. Фотий (об этом И. сообщил в духовной грамоте - РФА. Вып. 3. 23. С. 649). Дата хиротонии неизвестна, рукоположение состоялось между 22 апр. 1410 (прибытие митр. Фотия в Москву) и 2 июля 1431 г. (кончина митр. Фотия). По мнению ряда исследователей, какое-то время после вступления на престол вел. кн. Московского Василия II Васильевича (февр. 1425) И. еще находился в Симоновом мон-ре ( Зимин. 1991. С. 85). Существует гипотеза, что непосредственно перед архиерейской хиротонией И. являлся архимандритом Симонова мон-ря и в 1426 г. по поручению митр. Фотия ездил в Тверь ( Евстафий (Романовский). 1867. С. 18; Абеленцева. 2009. С. 63-64; в Супрасльской летописи под 1426 г. упоминается о посылке митр. Фотием в Тверь архим. Ионы из Москвы, неизвестно из какого монастыря). Если это так, то поставление И. имело место в последние годы жизни свт. Фотия, не ранее 1426 г. Ближайший предшественник И. на Рязанской кафедре - Сергий (Азаков) также был из братии Симонова мон-ря. Ко времени хиротонии И. было не менее 40 лет, т. к., согласно русской канонической практике нач. XV в., архиерейская хиротония могла совершаться при достижении ставленником именно этого возраста (РИБ. Т. 6. Стб. 461, 52).

http://pravenc.ru/text/578250.html

Отказ от чести настоятельства не уменьшил, но увеличил уважение к Кириллу. Не только из Москвы, но и из разных стран и городов приходили к нему за советами и наставлениями. Новый архимандрит симоновский, Сергий Азаков 4 , завидуя почтению, какое оказывали Кириллу, стал выражать свое неудовольствие против него. Оно усиливалось еще от того, что Сергий, постриженник другого монастыря, не хотел сохранить того устава, который учрежден был в Симонове Феодором, и строго поддерживался Кириллом, и за это встретил себе сильное противодействие со стороны ревностных подвижников иночества, которые воспитались под руководством Феодора и Кирилла. Преподобный Иосиф Волоколамский передает в своей духовной грамоте то, что он слышал от Спиридона, бывшего игуменом Сергиева монастыря (1467–1474 г.). По удалении Феодора на ростовскую кафедру, пишет Иосиф, и после отказа от архимандрии Кирилла были в Симонове архимандриты, которые стали изменять некоторые обычаи и правила, введенные Феодором и Кириллом. Но Варфоломей, назначенный строителем монастыря от великого князя Василия Дмитриевича, со старцами Иваном Златым, Игнатием Иконником и Ионою, тогда молодым еще, и другими, не дозволяли нарушать уставы. Настоятели не раз хотели жезлом бить Варфоломея, но боялись великого князя. Варфоломей неусыпно заботился прежде всего о духовном устроении обители, а потом и о внешнем её благоустройстве: несмотря на свою хромоту, постоянно обходя сам и везде надзирая в трапезе, в пекарне, в поварне, на дворе, и если видел где беспорядок и нарушение устава, то сперва вразумлял кротко и с любовию, непослушных подвергал наказанию, а упорных изгонял из монастыря 5 . Сергий, может быть, считал Кирилла возбудителем этого противодействия его нововведениям в обители. Блаженный Кирилл, давая место гневу, ушел в старый монастырь Рождества Пресвятые Богородицы, и там начал безмолвствовать. Кириллу было уже около шестидесяти лет, но несмотря на этот зрелый возраст, когда ищут обыкновенно более покоя и не любят перемен в жизни, сильное желание влекло его удалиться куда либо далее от жилищ мирских и знаемых людей. Немало боролся он с этим помыслом, но желание не ослабевало. Привыкнув в своих недоумениях искать вразумления и успокоения в молитве, Кирилл часто, молясь к Пречистой Богородице, взывал к ней: Пресвятая Мати Христа моего, Ты знаешь, что мою надежду после Бога возложил я на Тебя от юности моей! Как знаешь Сама, наставь меня на путь, на котором мог бы спастись. Святый Кирилл имел обычай после продолжительного своего правила, в глубокий вечер, перед тем, как заснуть, петь акафист Богоматери. Это был повседневный его обычай. Дивный глас Богоматери и видение небесного света

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010