Новоставленные архиереи в настоящее время составляют основную массу епископов. Их вербуют из вдовых протоиереев, монахов и архимандритов. Здесь производится строгий выбор и в подавляющем большинстве они изрядные фанатики. Правда, с точки зрения образованности – это все люди невысокого полета. Но для укрепления костяка церкви – подбора нового, фанатически преданного церкви духовенства, эти архиереи делают очень много. По сравнению с 1941 годом в этой области позиции церкви стали много сильнее. В три, если не четыре раза. Вокруг архиереев создается окружение из сильнейших представителей духовенства и церковников. Сильно здесь влияние и монашеской клики. Это штабы епархий. Их влияние весьма велико. Через свое окружение архиереи имеют возможность следить как за духовенством и администраций приходов, так и за настроениями верующей массы и даже шире – политически. В общем среда архиереев не однородна. Здесь есть и фанатически преданные своим идеям мечтатели и идеалисты высокого полета: Архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий) 1153 – неокантианец, мечтающий о соединении религии и науки. Архиеп. Гурий Ташкентский 1154 – аскет, насадитель старчества и иночества, борец за нравственное перерождение духовенства и за расширение влияния церкви. Митроп. Варфоломей Новосибирский 1155 – борец за укрепление кадров духовенства. Архиеп. Ювеналий Челябинский – того же сорта и ряд других. Есть наоборот и архиереи тщеславные гордецы: Еп. Сергий (Ларин) – владелец целых вагонов имущества, напыщенный до тошноты и ему подобные. Но больше всего архиереев середнячков, которые живут в общем тихо и незаметно, но именно они, пожалуй, оказывают наибольшее влияние на укрепление церковничества. (Сергий Смоленский 22 , Михаил Велико-Лукский 23 , Иоанн Молотовский и т.п. и т.п.) Огромная организующая-укрепляющая роль архиереев в церкви чрезвычайно ясно осознается Патриархией, которая идет на любые жертвы только бы увеличить ряды епископов, только бы сохранить их и укрепить. Даже проступки архиереев покрываются насколько это бывает возможно, ради сохранения их авторитета. На это направлены все силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1925–1928: 1928–1933: Сергий Иванцов 1934–27.01(09.02).1938: Михаил Митрофанов 1935–1938: Георгий Константиновский Звенигородская 31 .07(13.08).1921–1923: Николай Добронравов 1923–1927: 1927–1931: Филипп Гумилевский Звенигородская (обн.) 07 .1934–02.1935: Иоанн Острогорский 1935–1941: 28 .09.(11.10).1942–22.04(05.05).1943: Сергий Ларин 23 .03(05.04). 1943–1943: Андрей Расторгуев Звенигородская (Киевск. вик.) 08(21).05.1921–1923: Алексий Готовцев Звенигородская (Киевск. вик.) (обн.) 02 .1925–03.1925: Михаил Митрофанов Звенигородская (Киевск. вик.) (укр.) Евфимий Калишевский Зейско-Алданская (обн.) 03 .1927–04.1930: Николай Коблов Зиминская (обн.) 11(24).08.1924–23.12(05.01).1925: Николай Наганов Зиновьевская см. Кировоградская и Николаевская Зиновьевская (обн.) см. Кировоградская (обн.) Златоустовская 28 .05(10.06).1917–1922: Николай Ипатов 1922–03(16).09.1927: Николай Ипатов, паки 16(29).09.1927–17(30).07.1928: Павел Введенский 25 .09(08.10).1928–12(25).06.1931: Симеон Михайлов 12(25).09.1931–10(23).10.1932: Александр Раевский 10(23).10.1932–29.05(11.06).1934: Киприан Комаровский, в. у. 27 .03(09.04).1934–23.08(05.09). 1934: Варлаам Козуля 1934–1937: Георгий Анисимов Златоустовская (обн.) 1925–27.09(10.10).1925: Михаил Трубин Змеиногорская (обн.) 01(14).11.1922–12.1922: Макарий Торопов Змиевская (обн.) 1927–1929: Серафим Лядэ Ибрессинская 18(31).12.1924–1925: Герман Коккель Ибрессинская (григ.) Гермоген Кузьмин 1926–: Анатолий Иваново-Вознесенская 1921–1922: Иерофей Померанцев 08(21).09.1923–01(14).10.1929: Августин Беляев 31 .10(13.11).1929–01.1936: Павел Гальковский 12 .1930–1931: Николай Покровский , в. у. 18(31).03.1936–01(14).07.1936: Борис Воскобойников в. у. 01(14).07.1936–1937: Борис Воскобойников 01(14).09.1937–1939: Алексий Сергеев 1939–1942: Иоанн Соколов , в. у. 1942–1944: 11(24).04.1946–11(24).06.1946: Онисим Фестинатов, в. у. 07(20).06.1946–14(27).01.1947: Кирилл Поспелов Иваново-Вознесенская (обн.) 1922–14(27).04.1926: Иерофей Померанцев 14(27).04.1926–28.09(11.10).1929: Иоанн Миртов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

5 ноября 1943 г. на заседании Священного Синода было принято покаяние от находившегося на покое обновленческого «архиепископа» Михаила (Постникова). Свое покаяние, подписанное собственноручно, присоединяемый прочитал вслух и вручил патриарху: «Я, обновленческий архиепископ Михаил (Постников), рождения 1878 г., исповедую Господу Иисусу Христу и Пречистой Его Матери и всем святым и тебе, святейший владыко, и здесь присутствующим архипастырям мой великий грех уклонения от Единой Святой Православной Церкви в раскол обновленческий… Ни на какие чины, полученные как награды, я не претендую, я только смиренно прошу принять меня в общение со Святой Православной Церковью, причем заявляю, что всякое сношение с обновленчеством я порываю. Прости меня, святейший владыко, и благослови, и вкупе с прочими архиереями помолитеся о мне, грешном». Святейший патриарх прочитал над кающимся разрешительную молитву и возложил на него архиерейскую панагию. Воссоединенный с Православной Церковью епископ Михаил (Постников) был назначен на Архангельскую кафедру. 4 декабря 1944 г. к Православной Церкви был присоединен бывший обновленческий «первоиерарх» Виталий (Введенский), получивший назначение на Тульскую кафедру, которую он занимал в прошлом, до уклонения в раскол. Обновленческого архиепископа Звенигородского Андрея (Расторгуева), по принесении покаяния, воссоединили в сане протоиерея, который он имел до отпадения, и назначили настоятелем московского храма Воскресения в Сокольниках. Обновленческий епископ Сергий (Ларин) был воссоединен простым мирянином, но вскоре после этого получил уже каноническое поставление во епископа. К 1944 г. в обновленчестве оставалось лишь несколько честолюбцев-пастырей, покинутых своим образумившимся стадом. Не принес покаяния перед Матерью-Церковью Александр Введенский. В письме епископу Александру (Толстопятову), написанном за несколько дней до кончины, 20 апреля 1944 г., патриарх Сергий писал: «А. И. Введенский, по-видимому, собирался совершить нечто грандиозное или, по крайней мере, громкое. Прислал мне приветственную телеграмму: «Друг друга обымем!». Меня называет представителем религиозного большинства в нашем православии, а себя – представителем меньшинства. А закончил какой-то арлекинадой, подписался первоиерархом, доктором богословия и доктором философии. Я ответил: « Введенскому А. И. Воистину Христос Воскрес! П. С.»». А. И. Введенский умер в расколе с Церковью 8 августа 1946 г. от паралича.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Патриархия приняла по отношению к кающимся обновленцам твердую линию. Причем она несколько ужесточилась в течение последних месяцев 1943 г. В первой половине октября в беседе с Г.Карповым Патриарх Сергий, возражая против какого-либо общения с А.Введенским , ставил «следующие условия принятия обновленческого духовенства: а) женатых митрополитов и епископов, не лишая сана, отстранить от церковной деятельности, оставив их за штатом; б) монашествующих (или вдовых) митрополитов и епископов принять в патриаршую церковь , но переводя митрополитов в архиепископы или епископы, а епископов в священники, допуская в последующем их восстановление в прежнем сане» 527 . Однако после сессии Священного Синода 20–28 октября, рассматривавшей среди прочих вопросов прошения о воссоединении обновленческих митрополита Ярославского Корнилия и архиепископа Тульского Петра, эти условия стали более жесткими. В дальнейшем в сущем сане принимались только священнослужители, получившие его до 1923 г., когда обновленцы были запрещены Патриархом Тихоном, если они не вступали в брак. А диаконы, священнослужители и епископы обновленческого поставления принимались мирянами или в том сане, который они имели до уклонения в раскол. 5 ноября 1943 г. в зале заседания Священного Синода в Москве был совершен чин приема в Патриаршую Церковь первого обновленческого архиерея – архиепископа Михаила (Постникова). Свое письменное покаяние он прочитал вслух и оказался принят в сане епископа, как рукоположенный в 1922 г., с назначением на Архангельскую кафедру. А затем в течение нескольких месяцев по стране прокатилась волна ликвидации обновленческих общин и массового возвращения духовенства. Произошло это не без вмешательства гражданских властей. В декабре у А.Введенского родилась дочь и ему был выдан пропуск для поездки в Ульяновск к семье с правом возвращения в Москву. Однако затем в течение 10 дней ему не разрешали обратный выезд в столицу. За эти дни в юрисдикцию Патриарха перешли 6 из 7 обновленческих московских храмов и 21 декабря архиепископ Звенигородский Андрей (Расторгуев) со всем причтом кафедрального собора Воскресения в Сокольниках. Одновременно прекратилась связь с «цитаделью» обновленчества – Средней Азией. «Отчаянные телеграммы первоиерарха оставались без ответа, наконец им было получено сообщение, что Средне-Азиатская епархия признала Патриарха, «в связи с чем поминовение Вашего имени за богослужением нами прекращено». Епископ Ташкентский Сергий (Ларин) 27 декабря был воссоединен мирянином, но вскоре после этого получил поставление во епископа Патриаршей Церкви. Позднее выяснилось, что из Средней Азии шли в Москву и Ульяновск к А.Введенскому десятки писем и телеграмм от священников и мирян с запросами, но ни одного из них первоиерарх не получил. Вслед за Средней Азией «пали» две другие обновленческие «твердыни» – Кубань и Северный Кавказ 528 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5 ноября 1943 года в зале заседаний Священного синода в Москве был совершен чин приема в Патриаршую церковь первого обновленческого архиерея – архиепископа Михаила (Постникова). Он публично принес покаяние за уклонение в обновленческий раскол. «Придя к сознанию всего совершенного мною, – читал он текст своего покаяния, – я глубоко сожалею, что находился с обновленческой корпорацией, и искренно в этом раскаиваюсь. Ни на какие чины, полученные как награда, я не претендую, я только смиренно прошу принять меня в общение со святою православною церковью, причем заявляю, что всякое сношение с обновленчеством порываю» 239 . Михаил был принят в сане епископа, как рукоположенный еще в 1922 году до возникновения обновленческого раскола. Через месяц путем покаяния последовали другие обновленческие архиереи: митрополит Корнилий (Попов), архиепископ Андрей (Румянцев), епископ Сергий (Ларин). Покаяния архиереев проходили, как правило, в зале заседаний Синода. Всего его принесли 38 обновленческих архиереев. Покаяние рядового духовенства совершалось келейно – в алтаре храма. Епархии, особо «пораженные обновленчеством», принимались в состав Патриаршей церкви специально назначаемыми патриархией епископами, которые принимали окончательное решение после их тщательной «ревизии». Спустя некоторое время по стране прокатилась волна ликвидации обновленческих общин, возвращения духовенства и верующих в Патриаршую церковь . Поздней осенью 1943 года Александр Введенский возвращается в Москву из Ульяновска. Он вступил в управление Московской обновленческой епархией и каждое воскресенье служил в немногочисленных обновленческих храмах, проводя пышные богослужения, пользуясь патриаршими почестями, проповедуя, призывая духовенство и паству укреплять церковь . По сложившейся традиции Введенский к годовщине Октябрьской революции направил поздравительную телеграмму в адрес И. В. Сталина. Ответная телеграмма была напечатана в центральных газетах, однако глава государства обращался к Введенскому со словами благодарности не как к церковному деятелю, а как к частному лицу. То был неблагоприятный симптом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

   Первое заседание Поместного Собора было открытым. Храм Воскресения заполнило московское и приходское духовенство, верующий народ, присутствовали иностранные гости из посольств и военных миссий, журналисты, фоторепортеры, правительство СССР представлял Г. Г. Карпов. После торжественного молебна Собор открыл его председатель Местоблюститель патриаршего престола митрополит Алексий. Главными задачами Собора Местоблюститель назвал избрание Патриарха и утверждение «Положения об управлении Русской Православной Церковью». В этот же день митрополит Алексий выступил с докладом, посвященным патриотической деятельности Русской Православной Церкви во время Великой Отечественной войны. Он, в частности, сказал, что «патриотическая деятельность Церкви... не только в пожертвованиях, к которым неустанно призывали своих пасомых архипастыри и пастыри. Деятельность эта была гораздо шире и существеннее, так как она проникала в самую душу народную, поднимая дух безмерной любви к Родине, волю к победе, так как она давала утешение страждущим, скорбящим, унывающим».    Доклад архиепископа Псковского Григория (Чукова) был посвящен проекту «Положения об управлении Русской Православной Церковью», основные идеи которого сформулировал блаженнопочивший Патриарх Сергий. В прениях выступили епископ Кировоградский Сергий (Ларин), ректор Богословского института профессор протоиерей Г. Д. Попов, профессор Г. П. Георгиевский. Краткое «Положение», единогласно утвержденное Собором, заменило развернутые определения Собора 1917— 1918 гг., касавшиеся отдельных инстанций церковной власти. Новое «Положение» строго определяло иерархический строй церковного управления, увеличивая полномочия Патриарха, епархиальных архиереев и настоятелей приходов.    В отличие от документов Собора 1917— 1918 гг. в новом «Положении» Церковь называется не «Российской», а, как и в древности, «Русской». Статья 1 повторяет соответствующий пункт «Определения» от 4 ноября 1917 г. о принадлежности высшей власти в Церкви (законодательной, административной и судебной) Поместному Собору, правда, опущено слово «контролирующей». Не говорится также и о том, что Собор созывается «в определенные сроки». Разъяснения по этому поводу даются в статье 7: «Патриарх для решения назревших важных вопросов созывает с разрешения правительства Собор преосвященных архиереев» и председательствует на нем; Собор с участием клириков и мирян созывается только тогда, «когда требуется выслушать голос клириков и мирян и имеется внешняя возможность» к его созыву. Из-за свирепых гонений, обрушившихся на Церковь в два послереволюционных десятилетия, определение Поместного Собора 1917— 1918 гг. о регулярном созыве Соборов оказалось совершенно неисполнимым.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

265 Месяца мая, в 20-й день. Обретение честных и многоцелебных мощей иже во святых отца нашего Алексия, митрополита Киевского и всея Руси чудотворца. Слово вкратце. Списано же бысть обретение Германом (Гермогеном), патриархом//Творения Святейшего Гермогена, патриарха Московского и всея Руси. М., 1912. С. 51–56. 285 Выписка из протокола экстренного заседания членов бюро Обласкома ТССР 24 января 1922 г.//Там же. С. 72. 289 Духовенство, согласно советскому законодательству, «нанималось» коллективом верующих для отправления религиозного культа. Наём оформлялся соответствующим договором. См.: Государство и церковь . Сборник узаконений, распоряжений и разъяснений по отделению церкви от государства НКЮ, НКВД, ГИК. Саратов, 1925. С. 80–83. 292 Кампания за отдачу церковного золота голодающим//Чёрная година. Саратов, 1922. 1. С. 32–33. 302 См.: Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М., 1996. С. 54. 303 С 1910 года по благословению епископа Саратовского Гермогена в зале музыкального училища, а также в чайной-столовой Братства св. Креста совершались еженедельные молебны с пастырскими беседами. Непременным участником этих бесед был свящ. Сергий Ледовский, выступавший с проповедями на вполне злободневные, хотя и не имеющие отношения к политике или церковной реформе темы. При этом его сослужитель свящ. А.П. Мраморнов называет его «любимым народом пастырем и проповедником». См.: Мраморнов А.П., свящ. Сочинения 1896–1919 гг.: записки, епархиальные хроники, публицистика. Саратов, 2005. С. 80–88, 96–98. 309 См.: Сергий (Ларин), еп. Обновленческий раскол: В 3 т. Астрахань; Москва, 1953–1959. (Машинопись). С. 165. 316 Флеровский И. Борьба с дурманом религии//Вестник Саратовского Губкома Р.К.П. 28 февраля 1922. 17. С. 13. 320 Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. Документы и фотоматериалы. С. 88–91. Парадоксально, но у обновленцев Ленин вызывал разве что не преклонение, – если, конечно, их славословия в его адрес были искренними. После его смерти обновленческие храмы, в отличие от патриарших, служили по нему панихиды и оплакивали усопшего «как христианина по природе своей», человека и политика, наделённого самыми великими добродетелями. См.: Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в 20 веке. С. 67.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Покаялся и митрополит Корнилий (Попов) и был принят в общение в сане епископа, как рукоположенный в 1915 году. В своем прошении Преосвященный писал: «Клятвенно обещаюсь до последнего моего издыхания быть верным и послушным служителем Святой Патриаршей Русской Церкви, в общение с которой принять меня усердно прошу и молю». Чиноприём состоялся 4 декабря 1943 года в 5 часов вечера, в зале заседаний Священного Синода. Принимал Святейший Патриарх в присутствии Преосвященных Филиппа, архиепископа Иркутского, Симона, архиепископа Черниговского и Нежинского, Димитрия, епископа Ульяновского и управляющего делами Патриархии, протоиерея Н. Ф. Колчицкого 667 . 21 декабря 1943 года в юрисдикцию Святейшего Патриарха Сергия вместе с духовенством своего соборного причта присоединился обновленческий архиепископ Андрей Расторгуев. Его принял в общение со святою Церковью сам Святейший Патриарх Сергий, и, по прочтении положенных молитв, он и члены причта были приняты: он в сане протоиерея, а остальные в сущем сане, как рукоположенные законно. Протоиерей Андрей Расторгуев был оставлен настоятелем Воскресенского храма в Сокольниках. В ближайший по времени праздник там служил литургию протоиерей Николай Колчицкий, и о. Андрей Расторгуев скромно ему сослужил как священник. О принятии его и причта в православие из обновленчества напечатано в журнале Московской Патриархии 668 . О своем присосдинии к Патриаршей Церкви епископ Сергий (Ларин) говорит так: «Видя полную безуспешность ликвидации обновленчества, как организации в целом, я тоже послал прошение Его Святейшеству о принятии меня в лоно Святой Церкви, под первосвятительский омофор Святейшего Сергия. Просил принять и Средне-Азиатскую Епархию вкупе со мною. Спустя некоторое время я получил вызов в Москву. По приезде в столицу я представился ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВУ и был 27 декабря 1943 года принят в общение со святою Церковью в звании монаха, т. к. все посвящения меня были совершены после наложения запрещения на обновленцев Святейшим Патриархом Тихоном.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Чин хиротонии совершали: архиеп. Звенигородский Андрей (Расторгуев) и еп. Ташкентский и Самаркандский Сергий (Ларин). В 1945 г. принят в общение с Московской Патриархией как мирянин и рукоположен во священника. Состоит настоятелем Преображенского собора в г. Ленинграде, в сане протоиерея. Состоит личным секретарем митр. Ленинградского и Ладожского Елевферия. ЛИТЕРАТУРА: ФАОС дело 185. Кат-АМ 311. Кат-ЯВ 251. С. 127. Кат-ЕС 1. С. 10, п/п 51. Дополн. к Кат-ЕС. [Кат-ГУБ. С. 992.] [Левитин. С. 629, 638, 640, 651.] Родился 30/VI-1903 г. Окончил факультет общественных наук Ленинградского государственного университета, в 1926 г.–Ленинградский Богословский обновленческий институт. С 1925 г. – священник различных храмов Ленишрада. В апреле 1934 г. арестован но так называемому «Делу Захарие-Елизаветинского братства». Приговорён к 3 годам ИТЛ. Освобождён за ударный труд 03/V-1936 г. С конца 1930-х гг. – заштатный протоиерей. В 1939–1942 гг. – староста церкви пр. Иова, 15/VII–24/XII-1942 г. – Никольского и с января по февраль 1943 г. Князь-Владимирского соборов Ленинграда. С апреля 1943 г. – обновленческий протопресвитер. С 18/IV-1943 г. – еп. Ладожский, управлял Ленинградский епархией. 24/VII-1944 г. принёс покаяние и принят мирянином. С сентября 1944 г. – священник, настоятель Троицкой церкви в Лесном. 10/XII-1945 г. назначен настоятелем Спасо-Преображенского собора с возведением в сан протоиерея. 07/IV-1953–11/VI-1964 г. – секретарь Ленинградского митрополита. 04/III-1973 г. вышел за штат. Скончался в Ленинграде 18/VIII-1977 г. [ПСТБИ] [Шкаровский. С. 51, 52, 55, 57, 58, 82–84, 88, 92, 97.] СЕРГИЙ (Сердобов) Архиепископ Пензенский Родился в 1872 году. В 1892 году окончил Самарскую духовную семинарию. С 1894 г. – священник Всехсвятской церкви г. Самары. Благочинный Самарской епархии. Овдовел. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. 26/XII-1923 г. хиротонисан во еп. Бузулукского, вик. Самарской епархии. С января 1924 г. – еп. Рыбинский. С апреля 1924 г. – еп. Мслскесский, вик.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Самойлов 1987 – А. Самойлов. Минея-июнь. М.: Изд. Московской патриархии, 1986. – Журнал Московской патриархии 1984 7. Самойлов 1989 – А. Самойлов. Минея-июль. М.: Изд. Московской патриархии, 1988. – Журнал      Московской патриархии 1989 4. Самойлов 1990 – А. Самойлов. Минея-август. М.: Изд. Московской патриархии, 1989. – Журнал      Московской патриархии 1990 11. Сампсон I-III – Иеросхимонах Сампсон (Сиверс). Том 1. Жизнеописание. Том 2, часть 1–2. Беседы и поучения. Том 3. Письма. М., 1995. Сборник распоряжений I-XVII – Сборник распоряжений по Министерству народного просвещения. Том I-XVII. СПб., 1866–1907. СДЛ I-V – Собрание древних литургий, восточных и западных в переводе на русский язык, составленное редакцией «Христианского чтения». Вып. 1–5. СПб., 1874–1878. (Репринт: М., 1997–1999). Селищев 1920 – А.М. Селищев. Забайкальские старообрядцы. Семейские. Иркутск, 1920. Серафим 1991 – Серафим (Роуз) , иером. Душа после смерти. М., 1991. Серафим I-ΙΙ – Угодник Божий Серафим. Т. 1–2. М., 1992. Сергий 1964 – Сергий (Ларин), архиеп. Обновленческий раскол. – Вестник Русского Западно-Европейского патриаршего экзархата, 45–48. Paris, 1964. Сети 1995 – Сети «обновленного православия». М., 1995. Силин 1910 – Д. Силин, свящ. Печальное недоразумение (К вопросу о церковно-богослужебном языке). – Богословский вестник 1910, 12. Синодик 1999 – Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: XX столетие. СПб., 1999. С. К. 1976 – С. К. (Рец. на) Триодь постная. Изд. Московской патриархии. М., 1974. 520 л. ++ 142 с. ++ 16 с. илл. – ЖМП 1976, 4, с. 77–78. Скабалланович и Прилуцкий 1918 – М. С(кабалланович) и В. П(рилуцкий). О возможных сокращениях и желательных изменениях в богослужении. К происходящим поместным соборам. – Свободное слово христианина, 1918, 5–7, с. 6–11. Славяноведение 1999 – Славяноведение в дореволюционной России. – М., 1979. Следственное дел о 2000 – Следственное дело патриарха Тихона. Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М., 2000.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010