Иосиф Петровых , в. у. 11 .1925–1927: Никандр Феноменов 1926–1929: Онуфрий Гагалюк , в. у. 1927–14(27).03.1928: Иосиф Петровых 1928–07.1936: Анатолий Грисюк 03 .1937–1939: Митрофан Русинов 1941–1941: Виссарион Пую, окк. 1942–1943: Антим Ника, окк. 02(15).08.1944–1946: Сергий Ларин, в. у. 1946–17(30).10.1947: Сергий Ларин Одесская (обн.) 1922–1923: Алексий Баженов 20 .10(02.11).1922–31.03(13.04).1923: Евдоким Мещерский 1924–1928: Иувеналий Мошковский 10 .1928–1935: Константин Спасский 1935–23.09(06.10).1937: Кирилл Квашенко 1937–1942: Иувеналий Мошковский, паки Ойротская (обн.) 26 .01(08.02).1924–15(28).10.1924: Макарий Торопов 1924–11(24).01.1925: Геронтий Шевлягин, в. у. 23 .03(05.04).1925–10(23).06.1925: Иннокентий Кулаков Олонецкая см. Петрозаводская и Олонецкая Олонецкая и Каргопольская см. Ладожская Олонецкая (обн.) 03 .1923–1926: Александр Надеждин Омская 04(17).06.1915–26.02(10.03).1920: Сильвестр Ольшевский 1920–1923: Димитрий Беликов 1924–1924: Виссарион Зорнин 10 .1924–12.1924: Анатолий Каменский 12 .1924–03.1925: Иоанникий Соколовский 03 .1925–20.10(02.11).1928: Виктор Богоявленский 1925–04.1928: Виктор Островидов, в. у. 23 .01(05.02).1929–23.10(05.11).1930: Аркадий Ершов 11 .1930–14(27).09.1931: Герман Коккель, в. у. 11(24).08.1931–08.1935: Алексий Орлов 09(22).09.1935–11.1936: Антоний Миловидов 23 .02(08.03).1937–08.1937: Филипп Ставицкий 08 .1937–1937: Фотий Пурлевский 1937–1943: 1943–1946: Варфоломей Городцов, в. у. 1946–29.08(11.09).1948: Алексий Пантелеев Омская (григ.) – 1928 (?): Иоанникий Соколовский Иосиф Рыпак Иувеналий Зиберт Омская (обн.) 21 .11(04.12).1922–17(30).03.1927: Пётр Сысуев 1927–15(28).12.1927: Александр Филиппов 1927–1928: Александр Введенский 2 1928–1929: Алексий Копытов 1929(?)–25.03(07.04).1931: Матфей Бережнов 09(22).04.1931–1936: Анатолий Синицын Орджоникидзенская см. Владикавказская Орджоникидзенская (обн.) см. Владикавказская (обн.) Оренбургская 30 .07(12.08).1914–1919: Мефодий Герасимов 01(14).03.1920–1923: Аристарх Николаевский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Игумения Архангело-Михайловского женского монастыря Анатолия (Букач) обращалась к уполномоченному с просьбой выделить для монастыря участок земли для того, чтобы монастырь мог поправить свое материальное положение и хотя бы частично обеспечить себя продуктами питания. С такой же просьбой обратился и епископ Одесский и Кировоградский Сергий (Ларин), который просил в целях улучшения довольно тяжелого материального положения сестер, а также принимая во внимание, что трудовое начало есть одно из основных начал монашеской жизни, выделить участок земли в соответствии с числом монашествующих для обработки их силами (желательно на Большом Фонтане) [xiii] . Игумения хотела, чтобы под скит монастыря была выделена упомянутая нами выше церковь Марии Магдалины, ссылаясь на то, что скит там по сути существовал в годы оккупации, а также на то, что на данном участке расположен храм. Но надеждам на получение участка земли не суждено было сбыться, не смотря на то, что епископ Сергий (Ларин) обращался с этой просьбой поддержать ходатайство матушки Анатолии перед Советом по делам РПЦ к Святейшему Патриарху Алексию. В женском Архангело-Михайловском монастыре имелась мельница, которая также стала объектом пристального внимания уполномоченного. П. Благов направил Председателю Совета по делам РПЦ Карпову и уполномоченному Совета по Украинской ССР П. Ходченко просьбу дать разъяснения относительно тарифа электроэнергии, потребляемой монастырской мельницей. Вопрос был решен положительно: по ходатайству игумении Анатолии (Букач) Совет позволил рассчитывать тариф на электроэнергию не как для религиозных организаций, а как для предприятий (что было значительно ниже и выгоднее) [xiv] . Был ряд проблем, вызванных тем, что органы милиции отказывались регистрировать новых насельниц монастыря по месту жительства в монастыре. Об этом игуменья Одесского монастыря Анатолия писала Карпову в отдельном письме. Она говорила, что в вверенном ей монастыре насчитывается более 100 насельниц. Но большинство из них были монахинями престарелого возраста, а также больными, а молодых послушниц органы милиции отказывались прописывать в монастыре. Возможно, данной санкцией органы власти стремились уменьшить количество желающих поступать в монастырь. На это письмо имеется ответ уполномоченному П. Благову от члена Совета И.Иванова. В нем говорится о том, что вмешиваться в подобного рода вопросы уполномоченному не следует, поскольку права прописки или отказа в оной принадлежит исключительно органам внутренних дел.

http://bogoslov.ru/article/1277910

Уход митрополита Виталия (теперь он получил от патриарха Сергия титул Архиепископа Тульского и Белевского – вспоследствии, Архиепископа Димитровского) был последним завершающим ударом по обновленчеству. Совершилось как раз то, чего всю жизнь боялся А.И.Введенский , – он остался один. Между тем пока А.И. Введенский переживал очень тяжело и мучительно крах своего дела, на периферии завершался процесс ликвидации обновленчества: из обновленческих архиереев лишь двое – архиепископ Виталий и епископ (впоследствии, митрополит) Кор-нилий были приняты в сущем сане. Несколько до раскола женатых и рукоположенных архиереев были приняты, как протоиереи: Василий Кожин, Петр Турбин (бывший Тульский и Белевский), Андрей Расторгуев, Владимир Иванов, Анатолий Синицын. Трое – С.И. Ларин, С.В.Румянцев и Димитрий Лобанов, получившие все священные степени в обновленчестве, были приняты мирянами (Сергий Ларин – монахом) и должны были начать с пострижения в псаломщики и иподиаконы. Правда, через некоторое время все опять встало на свои места. Женатые архиереи преобразились в протоиереев, а неженатые – снова получили епархии. В это время возвращаются из ссылки еще несколько обновленческих архиереев, которые также соединяются с патриархом: Сергий Иванцов, бывший архиепископ Запорожский, был принят протоиереем, Тихон Ильич Попов – бывший митрополит Воронежский – принят протоиереем и назначен ректором Богословского института. Михаил Постников (архиепископ б. Царицин-ский) принят в сущем сане и вскоре назначен епископом Пензенским и Инсарским, Александр Щербаков, архиепископ Витебский, принят протоиереем. Покаяния обновленческих архиереев происходили в патриархии, а покаяния рядового обновленческого духовенства также были келейными (происходили в алтаре). Епархии, бывшие сплошь обновленческими, принимались архиереем, специально назначенном для этого патриархией: так, Средне-Азиатскую епархию принимал архиепископ Куйбышевский Алексий, а Северо-Кавказскую и Кубанскую, епископ (впоследствии митрополит) Ставропольский и Бакинский Антоний.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По сведениям послужного списка протоиерея Григория Брицкого, последний, будучи членом Митрополитанского управления, «по смерти Звездкина» временно пребывал во главе обновленческой Среднеазиатской митрополии . 24 апреля (5 мая) 1943 г. «епископом Ташкентским и Самаркандским» был назначен Сергий Ларин. Следует отметить, что обновленцы, как и Московская Патриархия, не устранились от патриотической деятельности в годы Великой Отечественной войны. Так, протоиерей Григорий Брицкий в 1942–1943 гг. собрал и перечислил крупную денежную сумму на нужды фронта. В ответ последовала благодарственная телеграмма от И. В. Сталина: «Ташкент. Настоятелю Александро-Невского собора Григорию Брицкому. Прошу передать верующим ташкентского кафедрального Александро-Невского собора, собравшим сто тысяч рублей в Фонд Красной Армии и десять тысяч рублей в Фонд помощи семьям фронтовиков, мой привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин» . 4. Покаяние и возвращение в Патриаршую Церковь После исторической встречи митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) с И. В. Сталиным в сентябре 1943 г. государство изменило политику в отношении Церкви. В то же время при активном содействии советского государства и силовых структур прекратило своё существование обновленчество — самый многочисленный раскол в Русской Православной Церкви советского периода. Во время крушения обновленческого раскола многие его члены искали возможности возвращения в лоно Патриаршей Церкви. Подобный вопрос встал на повестке дня и у ташкентских обновленческих лидеров. Сначала были попытки с их стороны инициировать создание коллегиальной системы управления, учитывая полное бездействие Введенского. Но, по всей видимости, на это уже мало кто из числа обновленцев рассчитывал. Осознавая дальнейшую бесперспективность существования обновленчества, «епископ» Сергий Ларин начал искать возможность собственного перехода в Патриаршую Церковь. По всей видимости, он пытался присоединиться в сане епископа и в должности управляющего Ташкентской и Среднеазиатской епархией.

http://bogoslov.ru/article/6175403

Сергий (Ларин Сергей Иванович), архп. Ярославский и Ростовский PoдuлcяII марта 1908 года в С.-Петербурге. С 1915 года обучался в 5-й Петроградской гимназии, которую окончил как 37-ю Советскую школу II-й ступени в 1925 году. В 1925 году уклонился в обновленческий раскол. С 1925 года – иподиакон и псаломщик Казанского кафедрального собора в Ленинграде. В 1926 году рукоположен в сан диакона. В 1930 году рукоположен в сан иерея, священствовал в Скорбященской (что на Стеклянном) и других церквах г. Ленинграда. В 1930 году окончил Ленинградский Высший Богословский институт. Прослушал курс лекций в Историческом лектории при историко-филологическом факультете Ленинградского университета. В 1933 году, разведясь с женой, постригся в монашество и был назначен в Тихвинский монастырь Ленинградской области. Член и секретарь Тихвинского викариального управления. В 1934 году – настоятель Петропавловской церкви на Волковстрое, Ленинградской обл. единоверческой (обновленч. юрисдикции). В 1935 году исполнял обязанности настоятеля Пантелеймоновской церкви г. Ленинграда. В 1937 году перемещен в Москву, в церковь св. Пимена. В конце 1938 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем собора г. Москвы и благочинным обновленческих церквей г. Москвы. II октября 1941 года хиротонисан обновленческими архиереями во епископа Звенигородского, второго викария Московской епархии. Чин хиротонии совершали: Первоиерарх-митрополит Александр (Введенский), митр. Виталий (Введенский) и др. С 8 мая 1942 года исполнял обязанности председателя Москов. Епарх. Управления, а затем управляющий Московской епархией. С 5 мая 1943 года – епископ Ташкентский и Самаркандский. 27 декабря 1943 года, после пребывания в течение 18 лет в обновленческом расколе, принес покаяние. Принят в звании монаха. Тогда же был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. С марта 1944 года – третий священник Ильинской церкви г. Загорска, Московской области. 15 августа 1944 года хиротонисан во епископа Кировоградского вик. Одесской епархии. Хиротония совершена в Киеве митрополитом Киевским Иоанном.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

2. Собравшиеся архиереи аннулируют решения обновленческих Соборов 1923 и 1925 годов и признают покойного Патриарха Тихона в сущем сане. 3. Затем они лишают сана Митрополита Александра за незаконное восприятие сана Первоиерарха и как нарушившего постановление Собора 1923 года об однобрачности епископов и как введшего в свое время Собор 1923 года в заблуждение, в результате чего последовало постановление о лишении сана Патриарха Тихона. 4. Обновленческий Собор архиереев приносит покаяние за себя и за своих предшественников и воссоединяется с Патриаршим Местоблюстителем Митрополитом Сергием. 5. Все обновленческие епископы принимаются в сущем сане. Неженатые и те, которые изъявят согласие расстаться с женами, разумеется, по обоюдному согласию со своими супругами, также получают кафедры. Те епископы, которые останутся в женатом состоянии, принимаются в сущем сане, им разрешается ношение панагии, но с пожизненным запрещением в священнослужении. Это соглашение было одобрено Митрополитом Сергием. Гражданская власть также заявила, что у нее нет возражений, и дала согласие выдать обновленческим архиереям пропуска для проезда в Москву. Все сорвалось из-за непредвиденного обстоятельства. Текст этого соглашения был разослан совершенно конфиденциально всем обновленческим архиереям. Однако совершенно неожиданно один из них (причем это был старый архиерей еще дореволюционного поставления Митрополит Ярославский Корнилий) переслал текст этого проекта… Кому бы вы думали? Введенскому. Первоиерарх тотчас перевел епископа Сергия в Ташкент. Сразу же проект заглох. Весной 1944 года, когда воссоединение обновленцев все-таки произошло (на гораздо менее благоприятных условиях), Сергий Ларин тут же поспешил поднести Патриархии Среднеазиатскую епархию (90 приходов) на серебряном блюде. Для приема епархии из Москвы был направлен архиепископ Куйбышевский Алексий Палицын, о котором речь шла уже выше. Сергий Ларин был затребован в Москву, принят в сане простого монаха, а через два месяца был вновь рукоположен в диакона, пресвитера и епископа — и стал православным архиереем, занимая поочередно Одесскую, Ростовскую, Вятскую и Ярославскую кафедры. (Умер в сентябре 1967 года в сане архиепископа Ярославского и Ростовского.)

http://azbyka.ru/fiction/ruk-tvoix-zhar-...

Серафим (Лукьянов), митр. Западноевропейский русских церквей, экзарх Западной Европы 1149, 1150, 2317 Серафим (Родионов), архиеп. Цюрихский, вик. экзарха в Западной Европе 1848 Серафим (Роуз) , иером. 627 Серафим Саровский , прп. 1292– 1295, 1504, 2364, 2570, 2992 Серафим (Чичагов) , митр. Ленинградский и Гдовский, сщмч. 1247 Серафим (Якубович), иером. 1024 Серафима (Черная-Чичагова В. В.), игум. 1129 Сергеев А. Я. 6–8, 2163, 3022 Сергеев В. Н. 2494 Сергеев М. 1946 Сергеева Н. Н. 1601 Сергеенко А., прот. 882, 1849, 2768 Сергеенко М. Е. (в тайном постриге – мон. Мария) 276, 520 Сергий (Голубцов), архиеп. Новгородский и Старорусский 1490, 1277 Сергий (Королев) , архиеп. Казанский и Чистопольский 997 Сергий (Кузьмин), иером. 795 Сергий (Ларин), архиеп. Ярославский и Ростовский 873 Сергий Мечев , иерей, сщмч. 1029 Сергий Радонежский, игум., прп. 1247, 1296–1300, 2487 Сергий (Соколов) , еп. Новосибирский и Бердский 998, 1066 Сергий (Страгородский) , патр. Московский и всея Руси 835, 840, 847, 999–1003, 1024, 1141–1143, 1415, 2404, 2411 Сергий (Тихомиров) , митр. Токийский 778,1142 Сергий (Фомин), митр. Воронежский и Борисоглебский 1098, 1653, 2081 Сергий (Шевич), архим. 1193 Сергий (Шеин), архим., прмч. 1247 Серебренников В. Н., прот. 1014 Серебрякова О. Э. 2463 Серебрякова Э. 42, 1774 Сержантов П. Б. 1416, 2094 Сериков Н. 163 Сетцис А. А. 1026 Сидоренко Г. В. 2508, 2526 Сидоров А. И. 128, 282–284, 286, 326–328, 358, 336, 387, 401, 426, 427, 445, 447, 483, 503, 518, 519, 2144 Сидорова С. В. 160, 2113 Сикс Ж.-Ф. 1882 Силовьев В., прот. 2438 Силонова М. 989 Силуан Афонский , схимон., прп . 345, 456–469, 1248 Силуан (Стрижков), архим. 1463, 2110, 2114 Силуянова И. В. 1714, 1715 Сильвестр, папа Римский, свт. 561 Симеон (Гаврильчик), иером. 1425 Симеон (Гагатик), иером. 1435 Симеон Метафраст , (прп.) 346 Симеон Новый Богослов (Syméon le Nouveau Théologien, Symeon the New Theologian), игум., прп. 337, 347–352, 470–478, 479, 480, 1396, 2118, 2144 Симеон Полоцкий , еп. Тверской, свт. 3130

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В январе 1947 г. из Китая на родину вернулся епископ Ювеналий (Килин) и стал епископом Челябинским.    «Московская Патриархия обладает небольшим кругом архиереев с долголетним стажем службы. Это по большей части люди, побывавшие в заключении за фанатическую пропаганду религии, люди внешне подчеркнуто лояльные, но внутренне старых монархических тенденций, вздыхающие по «добром, старом времени», но сознающие его невозвратность (митрополит Григорий, сам Патриарх и ряд др.). К этим основным кадрам присоединяются три других категории архиереев: бывшие обновленцы, возвращенцы и новоставленые. Бывшие обновленцы Патриархией держатся на подозрении. В них видят часто агентов МГБ, людей неустойчивых и в Церкви ищущих своих собственных целей и выгод (епископ Сергий (Ларин) и др.). Возвращенцев из бывших эмигрантов очень ценят, но боятся их выдвигать на видные места (митрополит Вениамин, б. Американский; епископ Иоанн, б. Карлсбадский, Ювеналий Хайларский и др.). Эти архиереи в основном старики-идеалисты с оттенком фанатизма. Остатки старой гвардии синодской Церкви старой России. Новоставленые архиереи в настоящее время составляют основную массу епископов. Их выбирают из вдовых протоиереев, монахов и архимандритов. Здесь производится строгий выбор, и в подавляющем большинстве они изрядные фанатики. Правда, с точки зрения образованности это все люди невысокого полета. Но для укрепления костяка Церкви, подбора нового, фанатически преданного Церкви духовенства эти архиереи делают очень много. По сравнению с 1941 г. в этой области позиции Церкви стали много сильнее. В общем, среда архиереев неоднородна. Здесь есть и фанатически преданные своим идеям мечтатели, и идеалисты высокого полета: архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) — неокантианец, мечтающий о соединении религии и науки. Архиепископ Гурий Ташкентский — аскет, насадитель старчества и иночества, борец за нравственное перерождение духовенства и за расширение влияния Церкви. Варфоломей Новосибирский — борец за укрепление кадров духовенства. Архиепископ Ювеналий Челябинский — того же сорта и ряд др. Есть, наоборот, и архиереи — тщеславные гордецы: епископ Сергий (Ларин) — владелец целых вагонов имущества, напыщенный до тошноты, и ему подобные. Но больше всего архиереев-середнячков, которые живут в общем тихо и незаметно, но именно они, пожалуй, оказывают наибольшее влияние на укрепление церковничества (Сергий Смоленский, Михаил Великолукский, Иоанн Молотовский и т. п.). Огромная организующая, укрепляющая роль архиереев в Церкви чрезвычайно ясно осознается Патриархией, которая идет на любые жертвы, только бы увеличить ряды епископов, только бы сохранить их и укрепить».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Затем начались церковные будни. Отныне московский быт обновленческого руководства мало чем отличался от ульяновского. Также имелся только один храм. Митрополит Виталий, фактически превратившийся в заштатного священника, так же исполнял обязанности псаломщика и тщательно делил кружку. Наконец, так же, как в Ульяновске, причт состоял, главным образом, из сыновей А.И. Введенского : трое из шести. Через две недели, перед Великим Постом, произошло, однако, новое завершающее и окончательное событие: неожиданно исчез митрополит Виталий, – вдруг перестал ходить в церковь (обычно он аккуратно посещал богослужения утром и вечером). После нескольких дней отсутствия Александр Иванович в сопровождении сына отправился его навещать. Войдя в комнату, они увидели митрополита, сидящего в шубе (в 1944 году паровое отопление в Москве во многих домах еще не действовало). Поднявшись навстречу Первоиерарху, митрополит Виталий сказал: «Владыко, я перешел к Патриарху». «Вы каялись?» – спросил А.И. Введенский . «Да, надо мною прочли молитву», – ответил Виталий. Через несколько минут закончилась последняя встреча двух обновленческих первоиерархов. Уход митрополита Виталия (теперь он получил от патриарха Сергия титул Архиепископа Тульского и Белевского, а в последствии, – Архиепископа Димитровского) был последним завершающим ударом по обновленчеству. Совершилось как раз то, чего всю жизнь боялся А.И. Введенский , – он остался один. Между тем пока А.И. Введенский переживал очень тяжело и мучительно крах своего дела, на периферии завершался процесс ликвидации обновленчества: из обновленческих архиереев лишь двое – архиепископ Виталий и епископ Корнилий (впоследствии, митрополит) были приняты в сущем сане. Несколько женатых и рукоположенных архиереев были приняты до раскола, как протоиереи: Василий Кожин, Петр Турбин (бывший Тульский и Белевский), Андрей Расторгуев, Владимир Иванов, Анатолий Синицын. Трое – С.И. Ларин, С.В. Румянцев и Димитрий Лобанов, получившие все священные степени в обновленчестве, были приняты мирянами (Сергий Ларин монахом) и должны были начать с пострижения в псаломщики и иподиаконы. Правда, через некоторое время все опять встало на свои места. Женатые архиереи преобразились в протоиереев, а неженатые снова получили епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dela-i-d...

2. Собравшиеся архиереи аннулируют решения обновленческих Соборов 1923 и 1925 гг. и признают покойного Патриарха Тихона в сущем сане. 3. Затем они лишают сана митрополита Александра за незаконное восприятие сана Первоиерарха и как нарушившего постановление Собора 1923 г. об однобрачности епископов и как введшего в своё время Собор 1923 г. в заблуждение, в результате чего последовало постановление о лишении сана Патриарха Тихона. 4. Обновленческий Собор архиереев приносит покаяние за себя и за своих предшественников и воссоединяется с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием. 5. Все обновленческие епископы принимаются в сущем сане. Неженатые и те, которые изъявят согласие расстаться с жёнами, разумеется, по обоюдному согласию со своими супругами, также получают кафедры. Те епископы, которые останутся в женатом состоянии, принимаются в сущем сане, им разрешается ношение панагии, но с пожизненным запрещением в священнослужении. Это соглашение было одобрено митрополитом Сергием. Гражданская власть также заявила, что у неё нет возражений, и дала согласие выдать обновленческим архиереям пропуска для проезда в Москву. Всё сорвалось из-за непредвиденного обстоятельства. Текст этого соглашения был разослан совершенно конфиденциально всем обновленческим архиереям. Однако совершенно неожиданно один из них (причём это был старый архиерей ещё дореволюционного поставления Митрополит Ярославский Корнилий) переслал текст этого проекта... Кому бы вы думали? Введенскому. Первоиерарх тотчас перевёл епископа Сергия в Ташкент. Сразу же проект заглох. Весной 1944 г., когда воссоединение обновленцев всё-таки произошло (на гораздо менее благоприятных условиях), Сергий Ларин тут же поспешил поднести Патриархии Среднеазиатскую епархию (90 приходов) на серебряном блюде. Для приёма епархии из Москвы был направлен архиепископ Куйбышевский Алексий Палицын, о котором речь шла уже выше. Сергий Ларин был затребован в Москву, принят в сане простого монаха, а через два месяца был вновь рукоположен в диакона, пресвитера и епископа и стал православным архиереем, занимал поочерёдно Одесскую, Ростовскую, Вятскую и Ярославскую кафедры. (Умер в сентябре 1967 г. в сане архиепископа Ярославского и Ростовского) " 102 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010