Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Православная Энциклопедия, т. 3: " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 11 ИЮНЯ 1992 г. " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, заседал 11 ИЮНЯ 1992 г. в Свято-Даниловом московском монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Собор был созван во внеочередном порядке для рассмотрения дела по обвинению митрополита Киевского Филарета в антицерковной деятельности. На Архиерейском Соборе по разным причинам не явилось 14 архиереев, в т. ч. 5 украинских, двое из них, митрополит Филарет и епископ Почаевский Иаков (Панчук), отказываясь участвовать в соборных деяниях, заявили, что не подчиняются Собору. Причиной созыва Архиерейского Собора явилось крайне опасное развитие событий церковной жизни на Украине. Согласие митрополита Филарета на уход с поста предстоятеля Украинской Церкви, заявленное на Архиерейском Соборе в апреле 1992 г., давало надежду на благоприятное разрешение церковного кризиса, однако, вернувшись в Киев, митрополит Филарет 14 апреля провел пресс-конференцию, на которой обвинил Архиерейский Собор в давлении на него, заявив, что на Соборе он был «как на Голгофе», где его «распинали». Свое обещание уйти с поста предстоятеля УПЦ он объяснил дипломатическими соображениями, заявив, что в действительности будет возглавлять Украинскую Церковь до конца своих дней. 30 апреля в Житомире состоялось собрание представителей духовенства, монастырей, православных братств и мирян, на котором присутствовали также Винницкий митрополит Агафангел (Саввин), Житомирский архиепископ Иов (Тывонюк), епископы Кировоградский Василий (Васильцев), Черновицкий Онуфрий (Березовский), Тернопольский Сергий (Генсицкий), Донецкий Алипий (Погребняк). В своем постановлении собрание выразило недоверие митрополиту Филарету в связи с его преднамеренным обманом отцов Архиерейского Собора. Отказ митрополита Филарета исполнить обещание, данное в апреле 1992 г., участники собрания квалифицировали как клятвопреступление. Собрание заявило также, что оно настаивает на созыве 11 мая Архиерейского Собора УПЦ, на котором следует принять отставку митрополита Филарета с поста предстоятеля УПЦ, согласно его заявлению об этом на Архиерейском Соборе РПЦ. О согласии с принятым решением заявили после собрания епископы Луганский Иоанникий (Кобзев) и Симферопольский Глеб (Савин).

http://sedmitza.ru/lib/text/429439/

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 11 июня 1992 г. 6 июня 2008 г. 19:46 Архиерейский Собор Русской Православной Церкви заседал 11 июня 1992 г. в Свято-Даниловом монастыре г. Москвы под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Собор был созван во внеочередном порядке для рассмотрения дела по обвинению митрополита Киевского Филарета в антицерковной деятельности. На Архиерейском Соборе по разным причинам не явилось 14 архиереев, в т. ч. 5 украинских, двое из них, митрополит Филарет и епископ Почаевский Иаков (Панчук), отказываясь участвовать в соборных деяниях, заявили, что не подчиняются Собору. Причиной созыва Архиерейского Собора явилось крайне опасное развитие событий церковной жизни на Украине. Согласие митрополита Филарета на уход с поста предстоятеля Украинской Церкви, заявленное на Архиерейском Соборе в апреле 1992 г., давало надежду на благоприятное разрешение церковного кризиса, однако, вернувшись в Киев, митрополит Филарет 14 апреля провел пресс-конференцию, на которой обвинил Архиерейский Собор в давлении на него, заявив, что на Соборе он был «как на Голгофе», где его «распинали». Свое обещание уйти с поста предстоятеля Украинской Православной Церкви он объяснил дипломатическими соображениями, заявив, что в действительности будет возглавлять Украинскую Церковь до конца своих дней. 30 апреля в Житомире состоялось собрание представителей духовенства, монастырей, православных братств и мирян, на котором присутствовали также Винницкий митрополит Агафангел (Саввин), Житомирский архиепископ Иов (Тывонюк), епископы Кировоградский Василий (Васильцев), Черновицкий Онуфрий (Березовский), Тернопольский Сергий (Генсицкий), Донецкий Алипий (Погребняк). В своем постановлении собрание выразило недоверие митрополиту Филарету в связи с его преднамеренным обманом отцов Архиерейского Собора. Отказ митрополита Филарета исполнить обещание, данное в апреле 1992 г., участники собрания квалифицировали как клятвопреступление. Собрание заявило также, что оно настаивает на созыве 11 мая Архиерейского Собора УПЦ, на котором следует принять отставку митрополита Филарета с поста предстоятеля УПЦ, согласно его заявлению об этом на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. О согласии с принятым решением заявили после собрания епископы Луганский Иоанникий (Кобзев) и Симферопольский Глеб (Савин).

http://patriarchia.ru/db/text/417599.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 11 ИЮНЯ 1992 г. Заседал в Даниловом московском мон-ре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Собор был созван во внеочередном порядке для рассмотрения дела по обвинению митр. Киевского Филарета (см. М. Денисенко ) в антицерковной деятельности. На А. С. по разным причинам не явилось 14 архиереев, в т. ч. 5 украинских, двое из них, митр. Филарет и Почаевский еп. Иаков (см. И. Панчук ), заявили, что не подчиняются Собору. Причиной созыва А. С. явилось крайне опасное развитие событий церковной жизни на Украине. Согласие митр. Филарета на уход с поста главы Украинской Церкви, заявленное на Архиерейском Соборе в апр. 1992 г. , давало надежду на благоприятное разрешение церковного кризиса, однако, вернувшись в Киев, митр. Филарет 14 апр. провел пресс-конференцию, на к-рой обвинил Архиерейский Собор в давлении на него, заявив, что на Соборе он был «как на Голгофе», где его «распинали». Свое обещание уйти с поста предстоятеля УПЦ он объяснил дипломатическими соображениями, заявив, что в действительности будет возглавлять Украинскую Церковь до конца своих дней. 30 апр. в Житомире состоялось собрание представителей духовенства, мон-рей, правосл. братств и мирян, на к-ром присутствовали также Винницкий митр. Агафангел (Саввин) , Житомирский архиеп. Иов (Тывонюк) , епископы Кировоградский Василий (Васильцев) , Черновицкий Онуфрий (Березовский) , Тернопольский Сергий (Генсицкий) , Донецкий Алипий (Погребняк) . В своем постановлении собрание выразило недоверие митр. Филарету в связи с его преднамеренным обманом отцов Архиерейского Собора. Отказ митр. Филарета исполнить обещание, данное в апр. 1992 г., участники собрания квалифицировали как клятвопреступление. Собрание заявило также, что оно настаивает на созыве 11 мая Архиерейского Собора УПЦ, на к-ром следует принять отставку митр. Филарета с поста предстоятеля УПЦ по его заявлению об этом на Архиерейском Соборе РПЦ. О согласии с принятым решением заявили после собрания епископы Луганский Иоанникий (Кобзев) и Симферопольский Глеб (Савин) .

http://pravenc.ru/text/76516.html

Протоиерей Иоанн Монаршек 26 января 2023 г. 15:30 Протоиерей Иоанн Монаршек 04.07.1953–20.10.2022 20 октября 2022 года после тяжелой и продолжительной болезни на 70-м году жизни отошел ко Господу клирик Сергиево-Посадской епархии Московской митрополии настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери города Ивантеевки протоиерей Иоанн Монаршек. PDF-bepcuя. Протоиерей Иоанн Монаршек родился 4 июля 1953 года в поселке городского типа Путила Черновицкой области (Украина). Любовь к Богу и богослужению будущему священнику и его братьям с самых ранних лет прививала мама, глубоко и искренне верующий человек. Она часто ходила с детьми в местный храм святителя Николая. Особенно запомнились маленькому Ване продолжительные службы Великого поста, за посещение которых в школьные годы он не раз получал публичный выговор. После окончания учебы Иван уехал в город Черновцы, поступил в училище и в свободное время работал фотографом. В этот период по благословению епископа Черновицкого и Буковинского Феодосия (Про цюка, впоследствии митрополита Омского и Тарского; † 2016) он нес послушания пономаря, чтеца, певчего и иподиакона в Никольском кафедральном соборе в Черновцах. С 1971 по 1973 год проходил воинскую службу в рядах Советской армии. После демобилизации нес послушание иподиакона у архиепископа Феодосия (Процюка), к тому моменту переведенного на Смоленскую кафедру, в Успенском кафедральном соборе Смоленска. В 1974 году по совету своего ближайшего друга диакона Бориса Генсицкого (впоследствии митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий) поступил на очное отделение Московской духовной семинарии, по окончании которой продолжил учебу в Московской духовной академии. До конца дней батюшка с большой любовью и трепетом вспоминал своих учителей и наставников по духовной школе. Во время обучения в Троице-Сергиевой лавре студент Иоанн Монаршек находился под духовным руководством лаврских духовников, среди которых были архимандрит Варнава (Кедров, впоследствии митрополит Чебоксарский и Чувашский; † 2020) и архимандрит Кирилл (Павлов; † 2017).

http://e-vestnik.ru/obituaries/protoiere...

Архиепископ Тернопольский и Кременецкий Сергий: Церковный раскол на Украине усугубляется сильными мира сего Москва, 6 ноября 2006 г. «Раскол все более характеризует современную религиозную ситуацию на Украине», - констатировал архиепископ Тернопольский и Кременецкий Сергий (Генсицкий), выступая 1 ноября на конференции «Церковная жизнь», которая состоялась в рамках VI выставки-форума «Православная Русь». «Наша главная боль – сохранить Тело Христово в единстве, но с каждым днем задача все сложнее», – сказал архиерей. Подоплека церковных разделений на Украине – сугубо политическая, считает владыка: «Тенденция церковных расколов продолжается на Украине, и назревают новые попытки усугубить раскол сильными мира сего». Архиепископ Сергий назвал «опасным соблазном» решение церковных проблем не церковными, политико-административными, методами. Архиепископ говорил о разных проявлениях инициированной политиками церковной раздробленности, сообщает Благовест-инфо. Так, только в качестве «Украинской автокефальной церкви» позиционируют себя три религиозные организации. Большую тревогу архиерея вызывает и попытки внедрить в школьное образование " версию истории, враждебную православию " . Кроме того, заявил архиепископ Сергий все учебные заведения " переданы униатской церкви " : это означает, что детей «строем водят причащаться». Отказавшиеся православные дети всеми «презираемы, унижаемы», это «дети-исповедники». В то же время православные испытывают сильное давление и дискриминацию. Их изгоняют из храмов – так, из 52 храмов Тернополя теперь только один принадлежит Московскому Патриархату. Попытка открыть православную школу, включающую государственную программу, окончилась запретом по суду. Даже во время больших праздников – Пасхи, Рождества – православным священникам недоступны СМИ. В стремлении создать Украинскую поместную церковь власти побуждают православных (УПЦ МП) участвовать в совместных молебнах по случаю государственных праздников, но Архиерейским синодом было принято решение не молиться вместе с раскольниками.

http://pravoslavie.ru/24718.html

Поздравить старца пришли представители практически всех монастырей Афона и многочисленные паломники 22 октября. ПРАВМИР. Празднование 100-летнего юбилея игумена Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина) началось на Афоне. 22 октября схиархимандриту Иеремии исполнилось 100 лет со дня рождения. В настоящее время он является старейшим игуменом на Святой Горе. В этом году также исполняется ровно 40 лет, как он подвизается на Афоне. Поздравить старца пришли представители практически всех монастырей Афона и многочисленные паломники. Накануне в главном монастырском соборе было совершено всенощное бдение, на которое съехалось более 400 гостей со Святой Горы и из разных уголков России, Украины, Молдовы, Грузии. Праздничное богослужение возглавили специально прибывшие на торжества митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов), митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий (Генсицкий), митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл (Покровский) и епископ Муромский и Вязниковский Нил (Сычев), викарий Владимирской митрополии. «Несмотря на столь преклонный возраст и естественные для такого возраста недомогания, отец Иеремия и не думает о покое. 100-летний старец-игумен неопустительно посещает весь суточный круг богослужений, возглавляет заседания Собора Старцев монастыря, активно интересуется восстановительными работами в обители. Регулярно посещает сам или в сопровождении других старших братий восстанавливаемые объекты внутри монастыря, на скитах и келлиях. Кроме того, отец игумен лично осуществляет поездки за пределы Святой Горы для закупки продуктов питания для братии», – сообщает издание «Русский Афон». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил игумена Иеремию со 100-летием со дня рождения. «Господь судил Вам прожить долгую, насыщенную различными событиями жизнь, в которой Вам довелось испытать множество скорбей и лишений. Однако в самых тяжелых обстоятельствах Вы помнили слова Псалмопевца, призывающего: «Возверзи печаль твою на Господа и Той тя препитает» (Пс. 54:32). Ваше твердое упование на помощь и заступничество Бога Крепкого не было посрамлено», — отмечается в поздравлении Патриарха Кирилла.

http://pravmir.ru/stareyshemu-igumenu-af...

Митрополит Тернопольский Сергий: «Господь выводит нас из ада этого мира и ставит на путь спасения» Сергей Герук «Для настоящего христианина скорби в радость и во спасение, “ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется” (Рим. 10: 13), – эти слова утешения говорил митрополит Сергий пастве отобранного раскольниками храма в селе Куты Шумского района Тернопольской области в августе 2017 года в шатре палатки, где совершалась Божественная литургия. – Если человек страдания принимает с терпением, то ничто не может дать ему такой радости, которую дарует ему Господь. Это та радость, которую ничто в этом мире не может отнять от нас…» К терпению, мужественному перенесению скорбей и исповедничеству, к любви и прощению не устает призывать многострадальную тернопольскую паству их правящий архиерей – один из авторитетнейших и почитаемых в народе иерархов Украинской Православной Церкви. Митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий (Генсицкий) В конце 1980-х и начале 1990-х Вот уже 27-й год возглавляет эту западноукраинскую кафедру митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий (Генсицкий). Он принял ее сразу после епископской хиротонии в 1991 году, в 40-летнем возрасте, будучи иеромонахом Почаевской Лавры, когда по Западной Украине уже покатилась волна захватов храмов униатами и автокефалистами, а затем и раскольниками лжепатриарха Филарета Денисенко. Удивительно, что молодой иерарх в числе двух других – епископа Онуфрия, нынешнего Предстоятеля УПЦ, и епископа Алипия (ныне архиепископ Краснолиманский) – не побоялся дезавуировать свою подпись под требованием Филарета предоставить УПЦ статус автокефалии, что неминуемо привело бы Украинскую Церковь к расколу. Собственно, это и произошло через год, когда отпавший от Церкви Филарет провозгласил создание так называемой «УПЦ Киевского патриархата», породив кровоточащий раскол, за что был лишен сана и предан анафеме. Но тогда, в конце 1991-го, еще законный митрополит Филарет был в бешенстве, издал указ о смещении с кафедр Онуфрия, Сергия и Алипия, но боголюбивая паства не пожелала отпускать своих иерархов.

http://pravoslavie.ru/108284.html

«Одно сердце и одна душа» Как община становится семьей и что позволяет выстоять в наши сложные времена? – отвечают пастыри и заслуженные миряне Сергий, митрополит Тернопольский и Кременецкий (Генсицкий) Пример назидает Сергий, митрополит Тернопольский и Кременецкий (Генсицкий) , Украинская Православная Церковь: – Если нас объединяет вера, мы становимся семьей. Вот семейка, видишь? (все тут же вокруг владыки выстраиваются для кадра, фотографируются – прим. О.О.) Пример назидает. Просто надо жить верой. Как Господь говорит. Заповеди знаешь – исполняй. А потом: отдай имение и иди за Мной (ср. Мф. 19, 21). Обязательно надо чем-то пожертвовать: своими привычками, греховными наклонностями, чем-то плохим. На Афоне старец просто говорил: «Живи свято». Действующая сила Протоиерей Андрей Речицкий , настоятель храма Пророка Илии в Китай-городе, исполняющий обязанности благочинного Иверского благочиния Москвы: Община становится семьей, когда она исполнена той действующей силы, которая соединяет всех воедино, – эта сила – любовь – Как и любая семья, община становится семьей тогда, когда она исполнена главного – той действующей силы, которая соединяет всех и всё воедино, – эта сила – любовь. Любовь приобретается через внутреннюю работу каждого над своей душой и взаимную заботу. «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6, 2). Любая община, которая трудится, созидает жизнь через этот труд, через помощь друг другу, взаимовыручку. Так и начинает что-то выстраиваться. Возникают взаимосвязи между людьми, семьями, между священником и паствой, появляются помощники у пастыря, ответственные за те или иные направления совместной деятельности. Община живет своей внутренней жизнью, возрастает. Невольник – не богомольник. Все основано на свободе. Только так возможен естественный рост. Это как в любой семье. Дети вырастают – идут дальше трудиться, но вместе с тем единство сохраняется. Так и в общине: кто-то рукополагается, кто-то еще какие-то послушания получает в Церкви, не обязательно внутри своего прихода. Тот строй, порядок жизни, который был заложен, продолжает развиваться. А всякие нестроения, которые бывают, как и в любой семье, должны покрываться любовью, снисхождением.

http://pravoslavie.ru/122635.html

«Просто посмотришь на него – и на душе радость!» К 5-летию со дня упокоения архиепископа Алексия (Фролова) Сегодня уже пять лет, как владыка Алексий (Фролов), в последние годы архиепископ Костромской и Галичский, переселился в вечные обители. Вечная Вам, владыко Алексий, память! А это некоторые воспоминания о приснопоминаемом архипастыре. Архиепископ Алексий (Фролов) Опыт общения со святыми в нем не был тщетен Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал) , Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви: – Помню владыку Алексия и поминаю его. Запомнил его как очень духовного иерарха. Я потом уже узнал, что он был духовно связан с прозорливыми, а ныне уже и прославленными в лике святых глинскими старцами, – и я не удивился этому. По нему было видно. Опыт общения с этими святыми людьми не был в нем тщетен. Я уверен, владыка Алексий тоже в их ряду угодник Божий. Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал) «Слово остается в вечности» Митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий (Генсицкий) : – Помню, как мы как-то близко общались с владыкой Алексием во время одной поездки за границу. Это, конечно, непременно какая-то напряженная программа: освящение того, посещение этого... А владыка Алексий был, как всегда, спокойный, сдержанный. Он как-то даже напомнил нам о том, как важно хранить сдержанность, молчание, думать, о чем говоришь: «Все наши слова пред Господом сохраняются» – Потому что слово, – сказал он, – оно живое, оно остается в вечности. За него мы должны будем отвечать. За каждое праздное слово, какое скажем, дадим ответ перед Богом. Все наши слова пред Господом сохраняются. Они нас или оправдают, или осудят. Такой мы от него как-то получили урок: нужно быть внимательными как к себе, так и к окружающим, – чтобы не только самому чего-то лишнего не сказать или не сделать, но и не спровоцировать другого на грех. Митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий (Генсицкий) Потом, когда владыка Алексий возглавлял уже Новоспасскую обитель, у меня возникла такая срочная надобность: приход открывался, и нужна была иконочка святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, люди хотели, чтобы я привез ее из Москвы. Я даже не знаю, как посмел обратиться к владыке Алексию. Просто взял и сказал ему об этом. Так он тут же принес мне писаную икону святого апостола! Подарил ее с любовью, с благословением. Ни на секунду не задумался – а сразу же вручил. Не размышлял: где взять, какую, – а просто от сердца взял и подарил!

http://pravoslavie.ru/117594.html

Новости Архиепископ Тернопольский и Кременецкий Сергий: Церковный раскол на Украине усугубляется сильными мира сего 06.11.2007 11:48 Москва, 6 ноября, Благовест-инфо. «Раскол все более характеризует современную религиозную ситуацию на Украине», -- констатировал архиепископ Тернопольский и Кременецкий Сергий (Генсицкий), выступая 1 ноября на конференции «Церковная жизнь», которая состоялась в рамках VI выставки-форума «Православная Русь». «Наша главная боль – сохранить Тело Христово в единстве, но с каждым днем задача все сложнее», – сказал архиерей. Подоплека церковных разделений на Украине – сугубо политическая, считает он: «Тенденция церковных расколов продолжается на Украине, и назревают новые попытки усугубить раскол сильными мира сего». Архиепископ Сергий назвал «опасным соблазном» решение церковных проблем не церковными, политико-административными, методами. Он говорил о разных проявлениях инициированной политиками церковной раздробленности. Так, только в качестве «Украинской автокефальной церкви» позиционируют себя три религиозные организации. Большую тревогу архиерея вызывает и попытки внедрить в школьное образование " версию истории, враждебную православию " . Кроме того, заявил архиепископ Сергий все учебные заведения " переданы униатской церкви " : это означает, что детей «строем водят причащаться». Отказавшиеся православные дети всеми «презираемы, унижаемы», это «дети-исповедники». В то же время православные испытывают сильное давление и дискриминацию. Их изгоняют из храмов – так, из 52 храмов Тернополя теперь только один принадлежит Московскому патриархату. Попытка открыть православную школу, включающую государственную программу, окончилась запретом по суду. Даже во время больших праздников – Пасхи, Рождества – православным священникам недоступны СМИ. В стремлении создать Украинскую поместную церковь власти побуждают православных (УПЦ МП) участвовать в совместных молебнах по случаю государственных праздников, но Архиерейским синодом было принято решение не молиться вместе с раскольниками.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010