Стольнику Князь Феодору Княжь Иванову сыну Дашкову дано за перехожие четверти, что у него выменено в прошлом во 197 году сельцо Глинково с пустошьми и в 197 году в даче ему сто рублев, да в прошлом же в 200 году в даче ему восемьсот рублев, и на нынешнего 201 году Июля в 6 день дано достальных сто рублев. В 18 день куплено гвоздей двоетесных десять тысяч, скальных четыре тысячи, дано десять рублев. Куплено двести двадцать аршин холста, дано три рубли десять алтын. В 20 день куплено на Москве сто аршин сукна да пятьсот аршин холста, дано двенадцать рублев. Куплено листового железа пуд двадцать фунтов, дано рубль двадцать три алтына две деньги. Куплено у монастыря на возах кровельного тесу тысяча сто двадцать семь тесниц, да двадцать девять досок, дано двенадцать рублев двенадцать алтын четыре деньги. Куплено на конюшенный двор и мельницы дегтю две бочки, дано пять рублев двадцать пять алтын. В 28 день куплено гвоздей однотесных короб, скальных пять тысяч, дано десять рублев. Куплено две сети рыболовных, дано рубль двадцать шесть алтын четыре деньги. Куплено сорок шесть дубин, дано двадцать пять алтын. Книги расходные деньгам, дача полугодового зажилого властем и братии нынешнего 7201 года Сентября по Март Архимандрит Никанор. Апреля в 3 день дано зажилого прошлого 200 году с Марта по нынешний 201 год, по Март же, двенадцать рублев. Строитель старец Сергий. Священники Уставщик Иеромонах Варлаам. Генваря в 8 день дано зажилого нынешнего 201 году за Сентябрь, за Октябрь, за Ноябрь, за Декабрь рубль двадцать один алтын. Апреля в 3 день дано ему с Генваря по Апрель сорок алтын. Иеромонах Селиверст. Сентября в 29 день дано зажилого прошлого 200 году за весь год четыре рубли двадцать шесть алтын четыре деньги. Ноября в 15 день дано ему прошлого 200 году за соборную да за раннюю седмицы восемь алтын. Апреля в 3 день дано ему ж, Селиверсту, нынешнего 201 году Сентября по Март два рубли тринадцать алтын две деньги, да прошлого 199 году за Июнь, за Июль, за Август рубль шесть алтын четыре деньги.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

“Характерно, что верующие не проявляют необходимой требовательности к духовным лицам: является ли он действительно священником, имеет ли право служить или нет, безразлично, достаточно назвать себя священником и иметь некоторые предметы культа, как верующие целиком доверяются этому человеку, лишь бы таковой провел службу и удовлетворил их религиозную потребность” 115 . Думается, уже в 1930-е гг. легальный епископат прекрасно осознавал, что политика делегализации церковной жизни ведет к ее постепенной деградации. Сопротивляться такой политике можно было лишь всеми силами сохраняя легальность церковного организма. Митрополит Сергий (Воскресенский) писал в начале войны, что задачей Московской Патриархии в годы, предшествующие “новому курсу”, было “посильно замедлить, затормозить предпринятое большевиками разрушение Церкви. Она стремилась оградить догматическую чистоту и каноническую верность православия, одолеть схизмы, сохранить канонически законное преемство высшей церковной власти, удержать канонически законное положение Российской Церкви среди прочих автокефальных Церквей Нас поддерживало в этом сознание, что верующие, добровольно подчиняясь нашему руководству, сами помогают нам поддерживать на канонических основах некоторый минимальный порядок в Церкви и не дают ей рассыпаться. Патриархия оставалась единственным легализованным органом церковного управления, и потому она одна только сохраняла возможность хоть несколько упорядочивать церковную жизнь и тормозить разрушение Церкви большевиками” 116 . Эта же задача по упорядочению церковной жизни, наверное, еще более остро стояла перед епископатом Русской Церкви в 1940-е гг. Подводя итоги, напомним, что в 1940-е гг. основной тенденцией в жизни церковного подполья стало стремление к легализации. Политика “нового курса” и в частности позиция Совета по делам Русской Православной Церкви, активная деятельность легального епископата, направленная на легализацию незарегистрированных общин и священников, и в целом ситуация религиозного подъема дали возможность – хотя не везде и далеко не в полной мере – вернуться к храмовому богослужению тысячам приходских общин, возобновить легальную монашескую жизнь, упорядочить церковную благотворительность и хозяйственную деятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Списки архиереев1897–1944 гг. Патр. Алексия”, стр.27. ФМП 60, стр.24. ФПС I, 279, cmp.II. ФПС II, стр.7. ФПС IV, стр.7. ФПС V, 170. ФАМ 14. V. Alexeev stellt in seinem Werk «Russian orthodox Bishops in the Soviet Union, 1941–1953» den Lebenslauf des M Sergij etwas anders dar: Zu Beginn der Revolution war der spätere M Sergij Novize unter dem letzten Rektor der Petrograder GA, В Feodor (Pozdeevskij), der damals im Danilov-Kloster in Moskau lebte. Die Mönchsweihe empfing Sergij im Jahre 1923. 1926 begann er am Sekretariat des Moskauer Patriarchats zu arbeiten. Zum Bischof soll er bereits 1929 geweiht worden sein, als Bvon Dmitrov. So war er eine der bedeutendsten Figuren im Patriarchat, ein Freund des M Sergij (Stragorodskij). In Moskau wurde er jedoch als Agent des NKVD verdächtigt. So soll er BPimirim (Krylov), der sich besonders der verfolgten Priester angenommen und sie mit Geld, Kleidung und Lebensmitteln unterstützt hatte, beim NKVD angezeigt haben. Pitirim entging der Verhaftung, weil M Sergij (Stragorodskij) ihn nach Velikij Ustjug versetzte. Der Vater Sergijs (Voskresenskij) wurde 1935 verhaftet. Sergij hing besonders an seiner Mutter. 1939 wurde er Mitglied des Hl. Synods, der damals nur aus vier Hierarchen bestand. Nach Lettland wurde Sergij gesandt, um mit M Avgustin (Peterson) und den übrigen Bischöfen wegen der Rückkehr zum Moskauer Patriarchat zu verhandeln. Zuvor hatte er dies schon in dem von den Sowjets besetzten Polen getan. Daraufhin fuhren die lettischen Bischöfe im Winter 1940/41 zu weiteren Verhandlungen nach Moskau. Dann wurde Sergij Nachfolger des am 31.12.1941 verstorbenen M Eleferij (Bogojavlenskij) von Wilna und Litauen. Es war auffallend, wie leicht er sofort telefonische Verbindungen nach Moskau bekam, die gewiß vom NKVD kontrolliert waren. Am 22.6.1941 sollte er vor den herannahenden Deutschen evakuiert werden; er war jedoch nicht aufzufinden. Er hatte sich im Keller der Kathedrale versteckt. Sein Sekretär soll deswegen von den Roten erschossen worden sein.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Пакет, видимо, не доставил ему удовольствия, и не сказал он мне, что ответит на него. 26 октября/8 ноября 1908. Воскресенье. Вчера ко всенощной и сегодня к обедне не ходил; горло разбаливается больше и больше; проглотить – чистое мучение. Занятиям, впрочем, не мешает. На письмо о. Фомы Такеока: «как быть без катехизатора, по выбытии Михея Накамура», ответил, чтобы перевел из Сайдзё Антония Обата и поселил в катехизаторском доме. Для Сайдзё же у меня имеется в виду другой. 27 октября/9 ноября 1908. Понедельник. Диакон Фома Исида, живущий в отставке в Оказаки, просится опять на действительную службу и желает именно здесь, при Соборе, состоять диаконом. Отставку он прежде взял, чтобы заниматься домашним хозяйством, по смерти отца, а младшему брату предоставить заниматься торговлей. Но прогорел брат на торговом деле и явился домой, готовый заняться земледелием. Вот Фома и просится ныне – предоставив брату дом – явиться на церковную службу. Без слова я прежде уволил его домой, потому что плох он был как катехизатор и еще плоше как человек – нигде никто не любил его за его неискоренимые, по-видимому, пороки – хвастливость и чванство. Но как диакон он для службы годен: голос хороший, дикция вразумительная. Итак, мое мнение, что диаконом его сюда принять можно. Преосвященный Сергий, видевший его в Оказаки, того же мнения. Затем я сказал о. Роману Циба, чтоб он посоветовался со всеми соборными священниками и спросил: не знает ли кто из них что-либо такое, что было бы препятствием к принятию сюда диаконом Фомы Исида? Если нет ничего такого, то я и позову его на службу при Соборе. 28 октября/10 ноября 1908. Вторник. Самую первую корректуру Ирмология из типографии принесли. Неудачна, впрочем, – многое пришлось поправить и отослать. Мы с Накаем держим окончательную корректуру. 29 октября/11 ноября 1908. Среда. Наш морской агент, лейтенант Воскресенский, был спрашивать о могилах моряков, которые я посетил в августе, и о других на том же западном берегу Японии против Цусимы. Как видно, ему велено разыскать эти могилы, а он, должно быть, не желает много беспокоиться об этом; «и времени-то у него нет», и «сумма большая нужна», и прочее, и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Среди иргизских рукописей в описании 1828 г. отмечены лицевые «Свиток о совершении литургии, 6932 году» и сочинения Космы Индикоплова . В мон-рях хранились многочисленные списки старообрядческих полемических трудов: «Поморских ответов» , «Дьяконовых ответов» , «Собрания инока Никодима о несогласии старопечатных с новопечатными книгами и о прочем», «Ответов Ивана Пешехонова перекрещенцам», «Сочинений против молокан» и трактата «Об обливании». Полемическими рукописями был богат прежде всего Верхне-Спасо-Преображенский мон-рь, поскольку его насельники (Сергий (Юршев), Феофилакт, Аффоний (Кочуев)) были активными участниками полемики. Ряд сочинений был создан на Иргизе в 30-х гг. XIX в. в связи с переводом И. м. в единоверие. Б-ки И. м. включали большое число певческих рукописей (собранных преимущественно в кон. XVIII - 1-й трети XIX в.), в к-рых нашел отражение иргизский вариант знаменного распева, известный на Урале и в Поволжье. В рукописях И. м. нашли отражение светские интересы насельников: в Верхне-Спасо-Преображенском мон-ре хранились выписки из «Московских ведомостей» за 1817, 1821, 1822 гг., систематизированные по темам (церковная, политическая, научная, хозяйственная жизнь) и по хронологии. Источниками пополнения б-к служили переписка книг и вклады. В иргизские б-ки поступали рукописи из таких книгописных центров, как Гуслица, Керженец , Чернораменские скиты, что прослежено по владельческим и вкладным записям. В синодиках И. м. названы нек-рые вкладчики книг: диак. Герасим, подголовщик левого клироса С. Т. Забелин, иером. Нижне-Воскресенского мон-ря Платон. По мнению Починской, старообрядческие книжные собрания, в т. ч. б-ки И. м., в значительной степени пополнялись также за счет продукции типографий в городах близ зап. границ России (Гродно, Вильно, Супрасль, Почаев, Клинцы, Варшава), работавших в 70-80-х гг. XVIII в. по заказам старообрядцев. После обращения И. м. в единоверие б-ки в обителях сохранились и даже получали новые пожертвования: свое книжное собрание (не менее 12 книг и рукописей) передал Верхне-Спасо-Преображенскому мон-рю его последний настоятель-старообрядец Силуян. Часть книг оказалась рассеянной среди старообрядцев, часть поступила в распоряжение саратовского миссионерского братства Св. Креста. Перевод И. м. в единоверие активизировал старообрядческое книгописание в Поволжье и Приуралье.

http://pravenc.ru/text/673915.html

Основными целями деятельности данных ведомств внутри Германии и за ее пределами было разрушение через раздробление («атомизацию») традиционных религиозных структур и тотальный контроль за всеми проявлениями религиозной жизни. В Германии осуществлялись жесткие ограничения на деятельность почти всех религиозных организаций, многие тысячи религиозных деятелей и верующих стали мучениками фашизма, оказавшись в концентрационных лагерях, тюрьмах или в вынужденной эмиграции. На оккупированной советской территории нацистские СМИ настойчиво обсуждали тему гонений на религию и верующих со стороны большевиков, подчеркивая, что германские власти предоставляют религиозную свободу. Оккупанты «рекомендовали» священнослужителям в проповедях и во время «церковных церемоний» выражать верноподданнические чувства к Гитлеру и Третьему рейху, а также проводить особые молебны за победу немецкой армии и «спасение родины» от большевиков. До 1941 г. ведущую роль в религиозной политике в СССР нацистские идеологи отводили Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) , иерархи которой в целом были настроены враждебно по отношению к советской власти. Но после оккупации значительной части территории СССР оказалось, что германские власти не находили нужным активно привлекать зарубежное духовенство к работе на захваченной территории. На оккупированных территориях разрешалась деятельность лишь лояльных германской администрации религиозных организаций. Со временем предполагалось допустить на захваченные территории «новый класс проповедников», обученных и способных «толковать народу религию», свободную от национальной истории, традиций и культуры. Стихийное возрождение религиозной жизни на оккупированной территории проявлялось в повсеместном открытии церквей и молитвенных зданий. В середине 1943 г. на оккупированных территориях действовало 6500 православных храмов, что было почти в 2 раза больше числа храмов на остальной территории СССР (3329). С разрешения рейхскомиссариата Остланд (Восток), контролировавшего захваченную территорию Прибалтики и Белоруссии, патриарший экзарх Латвии и Эстонии митр. Сергий (Воскресенский) в августе 1941 г. организовал «Псковскую миссию» («Православную миссию в освобожденных областях России») , занимавшуюся активной благотворительной, просветительской, издательской деятельностью в занятых немцами юго-западных районах Ленинградской, части Калининской, Новгородской и Псковской областей.

http://drevo-info.ru/articles/26078.html

Могу заметить что додумать и предумать это повсеместная практика. Если ты подходишь и говоришь что не сделал за последнее время смертных грехов, батюшка предлагает: ну ты осуждал наверно или празднословил. А надо не так, надо самому каяться в грехах. В католической традиции(я с нею знаком) в лице исповедющегося приходит Христос и священник понимает что грехи называемы свойсвтенны ему самому. Да и в православии некотрые батюшки так же поступают начинают сами исповедоваться и тем облегчают задачу исповеди человеку. А предлагать на выбор грехи это тайное осуждение человека. Просто выписанная бумажка с перечнем это пародия на исповедь и покояние. Вообще надо отменить бумажки. Человек помнит грехи или не знает их вообще. Вот тогда берет шпаргалку и по ней отчитывается. " Слав,ты учился в школе,техникуме,институте наверное и экзамен сдавал так там подготовка и записываеш ответы на бумагу,чтобы когда подойдет твое время отвечать от волнения не забыть,а ведь исповедь это тоже экзамен и гораздо более важный,чем школьный,это экзамен ЖИЗНИ,и если ты записал ответы (грехи) вовремя подготовки,то тебе за это оценки не снижают,гланое что бы понимать их и пытаться их исправить.Это мое мнение,может у когои другое,но я понимаю исповедь так. читатель 22 октября 2013, 01:20 Уважаемая Н.Н., нельзя служить двум господам, нельзя служить Богу и почитать богоборцев. Митрополита Сергий (Воскресенский): «Православные люди! Мы призываем вас не поддаваться большевицким наущениям и не верить большевицким посулам! Большевизм есть безбожие и бесчеловечность, насилие и ложь. Такова его неизбывная сущность, его неизменная природа. Таков он был четверть века назад, таков он и теперь. Можно ли думать, что после 25 лет свирепого преследования церкви большевики вдруг стали ее поборниками, после 25 лет террористического попрания свободы вдруг стали ее защитниками, после 25 лет рабовладельческого издевательства над Россией вдруг прониклись любовью к ней? Было бы безумием поверить этому — Сталин не Савл и Павлом не будет!» 1944г.

http://pravoslavie.ru/64899.html

Случалось, что в иное время не для всех окончивших курс имелись места: в таком случае студент осгавался при семинарии в ожидании места и обязан был продолжать слушание лекций богословских. Так один из студентов Илья Редриковский, проучившись 4 года и 9 месяцев в богословском классе, должен был еще учиться в ожидании места 56 . До нас сохранилась ведомость первокурсных студентов Троицкой семинарии; в ней обозначено время, сколько кто учился в каждом классе, и какое место занял по выходе из семинарии: из нее видно, что некоторые из поступивших в 1742 году окончили курс в 1753, другие в 1755, иные в 1756 году; одни учились в богословском классе до 4 лет, другие три года, до двух с половиною и менее. Некоторые из окончивших богословский курс поступали на священническая места в приходы Троицкого посада, в приходская церкви в городах: Переславле, Верее и других; другие – в сельские церкви, иные – на диаконския места в городах и селах. Один из учеников Афанасий Воскресенский, сын священника, слушав 2 года и 7 месяцев богословие, был уволен с аттестатом для прискания священнического места, но, не отыскав места, занял на время пономарскую должность при церкви отца своего. Сын священника, из села Поречья, Дмитрий Порецкий, учился в семинарии 14 лет, а богословие слушал только 10 месяцев, и по просьбе уволен для поступления на место отца; но прислан был в семинарию обратно для обучения. Один из окончивших курс, сын монастырского солдата, Афанасий Репин, поступил во священника к Вознесенскому приходу при лавре. Сын поъдячего Троицкой лавры занял священническое место в Переславле при соборной церкви 57 . Но поступление детей служительских в священно-служители было исключением и дозволялось только отличным ученикам по успехам в науках и по нравственности. Большею частию они определяемы были к письменным делам при лавре, или в ее отчинах. При обширном составе канцелярии лаврской, при множестве отчинных учреждений, всегда имелась потребность в людях с образованием, с уменьем владеть пером.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

– 241. После пятой главы вдруг следует 56, о пошествии с кодомны царя и великого князя Ивана Васильевича и о рядстве его, и оканчивается 63-ю главою. На 251 листе написано: рчг года (1685) марта в днь поносной влсти приказной старец Сергий. – 252. Григория Смиренного инока и презвитера слово похвальное преподобным и Богоносным отцем, иже в посте просиявшим. В субботу сырную. – 279 об. От Никонския книги о Феодоре священнем. – 281 об. Св. отца нашего Анастасия Синайского о неизглаголанных помыслах хульных не кончено. Писан в 17 веке. Переплет корешковый. 156-й Родословная книга великих князей, удельных князей и царей, писанная скорописью в поллиста на 152-х листах в 17-м веке. Оканчивается царем и велик. князем Феодором Иоанновичем. Л. 145. Родословие великих князей Литовских. – 147. Родословец великих князей Литовских выписан в Казани из е Преображенские книги. А первому несогласует. – 151. О Великом князе Витовте. Переплет кожаный с 2-мя медными застежками. 157-й. Родословная князей и бояр, начинающаяся с родословной великого князя Ивана Даниловича Калиты, оканчивается родом Сорокоумыхъ–Глебовых, писанная скорописью в 17-м веке в поллиста на 88-ми листах. С 89 до 123 листа почти все листы неписаны. Л. 74. Господство великих князей Литовских. – 119. Род Шереметевых. – 122. Краткая выписка из летописца Нижегородского княжения. На обороте верхней переплетной доски написано: «книга Родословная обители стаго живоноснаго Хртова мнтр нового Иерусалима казначея старца Марка Щербакова келейная письма его руки». Казначей Марк жил в 2-й половине 17-го века. Переплет кожаный с 2-м медными застежками. 158-й. Космография краткая, писанная скорописью казначеем Маркою Шербаковым в поллиста на 75-ти листах. На 1–8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26 28 и 30-м листах в 1690-м году казначеем Щербаковым внизу по листам так скреплено: «Лета зрчн (1690). Сия книга глема Космография обители стаго живоноснаго Хртова мнтр, нового Иерусалима казначея старца Марка Щербакова». На 71-м листе им же написано так: « Кнга Космография обители стаго живоноснаго Хрттова д мнтр новаго казначея старца Марка Щербакова келейная письма его руки». Переплет корешковый.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

—105— либо одной брачующейся стороны. В случае же, если родители не исповедуют признанной законом веры (в роде, напр. «назаренства»), дети их воспитываются в вере, которую исповедовали их родители до перехода в новую веру. 9) Крещение детей должно быть совершено в течение года со времени рождения, во всяком случае ранее, чем об этом объявлено будет подлежащей гражданской власти. 10) Относительно внесения в метрические книги родившихся имеет значение § 10 общих правил. 11) Дети от православных родителей не крещенные вносятся в особые метрики о родившихся. 12) Относительно перехода в другую веру имеют значение и поныне действующие законы (зак. XIII 1868 г.). 13) О каждом случае рождения, вступления в т. н. гражданский брак, разводах гражданского брака и смерти, прихожане обязаны немедленно сообщить подлежащему приходскому священнику. За это ответственны прежде всего главы семейств, за тем супруги и все домашние родные. 14) Кто окажется виновным в этом отношении, или кто не будет исполнять свои христианские обязанности, тот будет подлежать гражданской ответственности по закону от 10-го августа 1868 года; кроме того, против таковых будут употреблены и духовные наказания с ведома и позволения подлежащего епархиального епископа. Точно также будет поступлено и с теми из православных, кто бы прежде вступления в гражданский брак обязался воспитывать своих детей в неправославной вере. 654 (Продолжение следует). Г. Воскресенский Сергий (Страгородский), архим. На Дальнем Востоке: (Письма японского миссионера) [Письма: VIII: Нагасаки и Японское Средиземное море, 16 октября, IX: Тоокео, 20 октября 1890 г.]//Богословский вестник 1896. Т. 2. 4. С. 106–128 (2-я пагин.). (Продолжение.) 655 —106— Письмо VIII. 16 Октября. Нагасаки и Японское Средиземное море Вот мы и в Японии. Еще несколько дней, и мы увидим и самое Тоокео. Скоро конец нашему скитанию. Как я писал, 13-го вечером мы должны были прийти в Нагасаки. Благодаря чудной погоде, лунной ночи, позволявшей идти полным ходом, наши расчеты вполне оправдались. Около 9 часов стать виден Нагасакский маяк, приветливо сверкающий на горизонте. Вот она, Япония. Скоро, скоро увидим её.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010